Технологическая карта круглые черви

Обновлено: 24.04.2024

Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

  1. Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
  2. Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
  3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  4. Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.
  1. Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа по вариантам , фронтальная.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока.

Начнем с разминки " Ты мне , я тебе"

- 2 ученика: работа у доски :

1 ученик : Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2 ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня” и рассказать

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

3 и 4 ученики (сильные) рассказывают циклы развития цепня и сосальщика.

Слабые ученики работают по карточкам.

Карточка 1. Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Выбери верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

А)всей поверхностью тела; Б) с помощью лёгких; В) жабрами.

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

II. Изучение нового материала

Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/и зачитывает цель урока ( сайд )

Учитель: Ребята, о чем вам говорит название Типа - Круглые черви?

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.


Учитель: Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Заполняем таблицу. Работаем с учебником, по вариантам, пользуемся дополнительным печатным материалом. Каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

(работа в течение 7 минут)

Проверка - 2 минуты.

Особенности строения Круглых червей

– Учитель: Сделаем в вывод : в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”.

Обратите внимание (записано на доске схема) : (Распечатка)

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, ещё одна схема на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит через …(сырую воду, грязные руки, мухи и тараканы)
  • Яйцо попадает…. (в почву)
  • Из яйца в кишечнике развивается…(личинка)
  • Личинка с кровью отправляется в… (легкие) зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается и …(вторично проглатывается).
  • В аскариду личинка превращается в …( кишечнике)
  • Паразитирует взрослая аскарида в…( тонком кишечнике человека)
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в …(почву)

Учитель: (слайд ) У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

-История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

-С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого ?!

-Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

-Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

-Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!

Учитель: Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

  1. Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
  2. Не пить сырой воды из рек и озер, всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
  3. Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
  4. Борьба с мухами и тараканами.
  5. Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.
  6. Не брать в природе растения в рот.
  7. Тщательно проваривать и прожаривать пищу.

1-й ученик: Слайд “ Власоглав ”.

В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: Слайд “ Луковая нематода”.

На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Слайд “ Острица ”.

Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

III. Закрепление + Динамическая пауза?

Встаём. Предлагаю вам закрепить знания о круглых червях, а заодно размяться.

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, не характерные для круглых червей – вы топаете, признаки характерные для круглых червей - хлопаете.

– Тело в поперечном сечении круглое.(хлопок)

– Кровеносная система замкнутая.(топают)
– Снаружи круглые черви одеты – кутикулой (хлопают)
– У аскариды есть специальные органы прикрепления (топают)
– Гермафродиты.(топают)
– Полости тела нет.(топают)
– Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека (хлопают)
– Раздельнополые животные.(хлопают)
– Тело сильно уплощенное.(топают)
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.(хлопают)

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта урока.

Предмет – биология.

Класс – 7 .

Ресурсы: мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран, информационные листы, доска магнитная. магниты,

Основные понятия: разнополость, мускулатура, анальное отверстие, системы: пищеварительная, выделительная, половая, цикл развития.

Планируемые результаты

- давать общую характеристику Типу круглые черви;

- давать характеристику образу жизни круглых червей;

- перечислить не менее трех важных компонентов профилактики заболеваний, вызванных гельминтами;

- давать характеристику циклу развития аскариды человеческой;

- перечислять представителей Типа круглые черви.

Регулятивные : продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные : продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

- сформулировать собственное мнение о ценности здоровья и здорового образа жизни;

- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности сохранения и поддержки здоровья.

Словарь урока:

Гельминты – ( от др.-греч. — паразитный червь, глист) — общее название паразитических червей, обитающих в организме человека, других животных и растений, вызывающих гельминтозы .

Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)

1 этап

- Организует работу с видеорядом.

2 этап .

- Задает вопросы классу:

1. Кто изображен в видеоряде?

В поперечном разрезе тело круглое, отсюда и название Типа.

Сформулируйте тему урока.

Вплоть до 1600 г. (17 века) многие верили, что паразитические черви (аскариды) самопроизвольно возникают в кишечнике, иными словами, что люди каким-то образом сами порождают гельминтов.

- Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

Проблема:

Каким образом происходит заражение гельминтами?

Проверка выполнения домашнего задания

Задание : графический диктант. Выберите верные утверждения.

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

4. Тело представляет кожно-мускульный мешок.

5.Имеется полость тела.

6. Плоские черви имеют органы чувств.

7. Свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальце видные выросты, несущие органы чувств.

8. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 до 90 см.

9. Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

10. У плоских червей появляется кровеносная система.

11. Плоские черви раздельнополы.

12. Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием, обычно в центре брюшной стороны тела и кишкой.

13. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

14. У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

Взаимопроверка

Правильные ответы. 1,2,3,4,6,7,9,14

Критерии оценки на доске:

Выбирают верные утверждения и выполняют графический диктант.

4 этап .

классификация круглых червей:

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви

Класс - Нематоды
Виды - нитчатый червь, аскарида человеческая, конский волосатик, ришта, трихинелла, острицы, киноринх, коловратка, и т.д.

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы.

5 этап . Целепола-

гание и планирование

- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся

(Ответить на вопрос: Каким образом происходит заражение гельминтами?)

- Какие знания вам нужны, что бы понять тему урока?

- Какие вопросы касаются темы здоровья и могут войти в план урока?

1. Отличительные особенности круглых червей.

2. Внешнее строение круглых червей.

3. Внутреннее строение круглых червей.

4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.

5. Цикл развития круглых червей.

6. Меры профилактики заболеваний, вызываемых гельминтами.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

основа жизни человека

Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами ( поиск информации в параграфе учебника 8 стр. 35, и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):

1 группа - Отличительные особенности круглых червей.

2 группа - Внешнее строение круглых червей.

3 группа - Внутреннее строение круглых червей.

4группа - Процессы жизнедеятельности круглых червей.

5 группа - Цикл развития круглых червей.

Презентация результатов.

Работа в группах ( поиск информации в параграфе учебника 8 стр. 35 и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

- работа с разными источниками информации;

– поиск и извлечение нужной информации;

- работа в малых группах и презентация результатов;

- оформление записей в таблице (стр. 13 в рабочей тетради);

7 этап . Включение нового знания в систему знаний

Цель – составить программу поддержки вашего здоровья. Не менее 3 мероприятий.

- работают в парах группах над проектом;

- анализируют реальные социальные условия;

- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

- проводят презентацию результатов, задают вопросы.

- Организация проверки выполнения задания ( презентация результатов работы групп на магнитной доске ).

не более 1 мин. на каждое выступ-ление

8 этап. Рефлексия и оценивание.

Каким образом происходит заражение гельминтами?

- Что нового узнали на уроке?

Отвечают на главный вопрос.

9 этап.

Записывают Д/з в дневник.

Приложение 1.

Инструкционная карточка для первой группы.

Запишите отличительные особенности круглых червей:

Инструкционная карточка для второй группы.

Запишите внешнее строение круглых червей.

hello_html_13946929.jpg

Форма тела ______________________________________

Длина тела ______________________________________

Выросты на теле _________________________________

Органы на переднем конце ________________________

Органы на заднем конце __________________________

Инструкционная карточка для третьей группы.

Запишите внутреннее строение круглых червей.

hello_html_675be676.jpg

Инструкционная карточка для четвёртой группы.

Запишите Процессы жизнедеятельности круглых червей.

Инструкционная карточка для пятой группы.

Составьте схему цикл развития аскариды.

Приложение 2.

Информационный текст

Человеческая аскарида — это червь-паразит, который обитает в кишечнике человека. Эта паразитарная инфекция встречается у детей и взрослых, базируется и размножается в тонком кишечнике.

Аскариды в кишечнике двигаются свободно, не закрепляясь на его стенках, поэтому они не остаются в кале после дефекации, что значительно усложняет процесс первичной диагностики.

Иногда во время лабораторного исследования в каловых массах обнаруживают яйца аскарид, однако так случается на всегда, поэтому для распознавания заболевания используются более эффективные исследовательские методики.

Обычные аскариды - круглые черви, тело которых имеет заостренную веретенообразную форму. Самка и самец аскариды отличаются друг от друга размерами: самцы имеют сравнительно небольшую длину, а самка аскариды может достигать 40 см, будучи взрослой особью. Длина самца обычно не превышает 20-25 см. Отличить самца от самки можно также по форме туловища: у самца аскариды конец туловища имеет характерный изгиб.

Всего за одни сутки самка, обитающая в тонком кишечнике, способна отложить 200 и боле тысяч яиц, многие из которых окажутся оплодотворенными. Личинка из зрелого яйца вызревает в среднем в течение месяца. После этого, если человек случайно проглотит созревшую личинку аскариды, наступит паразитарная инвазия.

Самый распространенный путь заражения — через грязные руки. Пренебрежение правилами личной гигиены повышает риск приобретения паразитарной инфекции. Яйца аскарид долго сохраняются в почве, поэтому врачи выделяют следующие опасные факторы, способствующие заражению:

Сырая вода из водопровода, рек и водоемов

Немытые фрукты и овощи

Пища, не обработанная термически

Работа в антисанитарных условиях

Также в группе риска — садоводы, которые постоянно имеют непосредственный контакт с землей. Для того чтобы избежать заболевания, им необходимо особенно тщательно следить за гигиеной. Заразиться аскаридами можно и ребенку, если яйца гельминтов обнаружатся в детской песочнице.

Яйца по выходе из кишечника человека развиваются в сырой среде, и через месяц в них содержатся уже молодые личинки. Заражение человека происходит путём проглатывания яиц с личинками с загрязненной водой или пищей. В кишечнике личинки пробуравливают стенку кишки, попадают в вены и током крови через кровеносные HYPERLINK " https :// ru . wikipedia . org / wiki /% D 0%9 A % D 1%80% D 0% BE % D 0% B 2% D 0% B 5% D 0% BD % D 0% BE % D 1%81% D 0% BD % D 1%8 B % D 0% B 5_% D 1%81% D 0% BE % D 1%81% D 1%83% D 0% B 4% D 1%8 B " сосуды малого круга кровообращения заносятся в лёгкие ; личинки последовательно переходят из крови в легочные пузырьки, бронхи , дыхательное HYPERLINK " https :// ru . wikipedia . org / wiki /% D 0%94% D 1%8 B % D 1%85% D 0% B 0% D 1%82% D 0% B 5% D 0% BB % D 1%8 C % D 0% BD % D 0% BE % D 0% B 5_% D 0% B 3% D 0% BE % D 1%80% D 0% BB % D 0% BE " горло и в ротовую полость хозяина и отсюда вместе со слюной вторично попадают в кишечник . Лишь после столь сложной миграции личинки аскариды задерживаются в кишечнике и вырастают в половозрелую форму.

Развитие аскариды идет без смены хозяев. Яйца созревают в почве после выхода из кишечника человека. Во влажной почве при доступе кислорода, температуре 25-27 градусов на 16-17 день в яйце формируется личинка. Заражение происходит в случае проглатывания таких яиц с немытыми овощами, фруктами, с водой, а также в случае переноса яиц мухами на продукты питания. Из проглоченных яиц в кишечнике выходят микроскопические личинки, которые затем совершают миграцию через стенки кишечника в кровеносные сосуды, печень, в нижнюю полую вену, в правое предсердие и желудочек сердца, а потом в легкие. При откашливании личинки из легких с током слизи по дыхательным путям попадают в глотку и вторично заглатываются, останавливаясь в тонкой кишке, где достигают половой зрелости.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Дата проведения урока:________________________________________________________

Ф.И.О. учителя: Провоторова Татьяна Васильевна

Предмет: Биология

Класс: ________________________________________

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Технологическая карта урока

дать общую характеристику типа круглых червей, изучить особенности их строения и жизнедеятельности; о паразитах человека и профилактике заражения

- образовательные: дать представление о животных, относящихся к типу круглые черви; рассмотреть классы; показать значение червей в природных сообществах и для человека;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у типа плоских червей, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

- воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

Формировать УУД:

Личностные УУД : проявлять познавательный интерес к изучению царства животных, понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы

Планируемый результат

Предметные:

иметь представление о пкруглых червях их многообразии и значении

Личностные: умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные : Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе ( Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( Познавательные УУД ).

Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.

ВложениеРазмер
kruglye_chervi.docx 35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Круглые черви, особенности их организации

Тип урока: изучение нового материала

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.

Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.

  1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся представления об особенностях строения круглых червей, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности организмов.
  2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи);
  3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, познавательного интереса, любознательности, содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
  1. Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей.
  2. Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.
  3. Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.
  1. Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению круглых червей и бережного отношения к собственному организму;
  2. Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом и иллюстрациями учебника, структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;

  1. Предметные: учащиеся должны иметь представление о строении круглых червей, о их строении и цикле развития

Технологическая карта урока

Базовое содержание урока

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

I. Организационно-мотивационный этап урока

-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

- Проводит проверку домашнего задания в форме фронтального опроса по вопросам в конце параграфа.

-Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники.

Проверка домашнего задания

-Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем.

- Отвечают на вопросы учебника

Самоконтроль готовности к уроку

Анализ информации, применение полученных знаний, установление причинно-следственных связей и обобщение информации

II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала)

-Записывает тему урока на доске

-Помогает сформулировать задачи урока. Записывает их на доске

- Изложение нового материала.

-На примере свободноживущей нематоды, представленной на плакате, показывает основные признаки и особенности строения.

-Записывает на доске схему.

- Изложение нового материала.

-Объясняет задание, делит детей на 2 группы.

(Таблица представлена в приложении 1.)

-Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы

-Обращает внимание на новое определение. Диктует его.

-Обращает внимание на выполнение первых задач урока.

-Показывает рекомендованный видеофрагмент из приложения для учебника.

-Формулирует вопрос, который обеспечивает решение третей задачи урока.

-По мере необходимости комментирует сказанное учениками, дополняя и исправляя их.

-Дополняет ответ учеников, если не были названы какие – либо особенности.

-Дает задание, по истечению времени помогает отвечающему около доски, дополняет его ответ, исправляет ошибки, обращает внимание на важные положения, которые надо запомнить.

-Объясняет правила, которые необходимо соблюдать во избежание заражения.

1.Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей

2.Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.

3.Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.

-И в ходе нашего урока, давайте попробуем ответить на вопрос: А стоит ли грызть ногти?

-Тип круглые черви, или иначе нематоды, многочисленный вид. Ученые полагают, что число видов нематод приближается к 1 млн, однако учеными описано чуть больше 20 тыс. видов. Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

-Давайте рассмотрим строение нематод.

  • Нематода - имеет веретеновидную форму, поперечное сечение - круглое.
  • На переднем конце расположен рот, близ заднего конца, на брюшной стороне – анальное отверстие. У самки так же имеется половое отверстие. На основе этого, какой вывод можно сделать?
  • Вдоль тела проходят 4 продольные линии: 2 по бокам и 2 посредине спинной и брюшной сторон.
  • Снаружи имеется сложноорганизованная многослойная кутикула, которая выделяется покровом тела и представляет собой своеобразный наружный скелет, который создает опору для мускулатуры. Как вы думаете, какую роль еще выполняет кутикула? Верно, а под кутикулой находится мышечный слой.
  • Внутри кожно – мускульного мешка находится полость тела, которая заполнена жидкостью играет очень важную роль в обменных процессах. Скажите, какую именно? (Вам поможет текст учебника на странице 119-120)

-Вы правы, исходя из этого, можно сделать вывод, что жидкость заполняющая полость тела, берет на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови, а так же выполняет роль гидроскилета, так как поддерживает форму тела изнутри. Обязательно запишите это.

-Теперь давайте рассмотрим системы органов круглых червей. Для этого заполним таблицу, которая представлена на доске. Разделимся на 2 группы. Первая группа описывает нервную, пищеварительную систему и органы чувств

Вторая группа описывает органы выделения, дыхательную и кровеносную системы и половую систему.

-После того, как вы заполните свои поля, обменяемся информацией, чтобы дополнить таблицу, а так же проверим правильность выполненной работы. На работу даю 7 минут.

-Время вышло, давайте проверим и дополним Ваши таблицы

-Когда вы заполняли таблицу, вы встретили новое понятие – половой диморфизм. Давайте запишем его определение в тетрадь.

Обратите внимание на то, что половой диморфизм является признаком более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими!

-Итак, мы выполнили первую задачу нашего урока, т.е. познакомились с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей, так же мы выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.

-Теперь рассмотрим очень интересный вопрос, каков же жизненный цикл круглого червя. Рассмотрим мы его на примере червя-паразита Аскариды. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

-Теперь давайте поговорим об увиденном. Откройте учебники на странице 122, так же можете посмотреть на слайд презентации. Перед вами представлен жизненный цикл аскариды человеческой.

-Как видите, аскарида очень хорошо приспособлена к паразитическому образу жизни, но благодаря чему? На основе того, что мы сегодня сказали и на основе видеофрагмента, назовите мне и запишите в тетрадь особенности в строении человеческой аскариды, которые делают ее хорошо приспособленной к паразитизму.

-Вы правы, но так же есть еще несколько особенности, которые помогают аскариде, дополните свой ответ в тетради – это:

4.Наличие мускулатуры состоящей из 4х продольных мышечных лент, которое позволяет хорошо изгибать тело.

5. Наличие особого вещества, которое выделяется клетками тела, защищая аскариду от переваривания соками хозяина.

-На прошлом уроке мы говорили о жизненных циклах печеночного сосальщика и свиного цепня. На опыте предыдущего урока, с помощью текста учебника на странице 123,рисунка – схемы на странице 122 и видеофрагмента, который мы посмотрели, схематично в тетради составьте описание жизненного цикла человеческой аскариды. На задание даю 6 минут, по истечению времени желающий расскажет и покажет около доски весь цикл.

воспитательная: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом; развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Ожидаемые результаты: Ученики знают особенности организации круглых червей. Умеют по внешнему виду определять форму, особенности строения, называют особенности процессов жизнедеятельности круглых червей; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Организация работы учащихся.

Создание благоприятного психологического климата.

Я желаю Вам успешной работы на уроке.

Учащиеся настраиваются на работу.

Создание благоприятного психологического климата.

Проверка усвоения материала.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Учитель Обращает внимание на слайд Тип Плоские черви проводит повторение и организует работу по проверке изученного материала индивидуально в виде фронтального опроса. Выберите верное утверждение.

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

4. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок.

5. Имеется полость тела.

6. Плоские черви имеют органы чувств.

7. Свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств.

8. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см.

9. Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

10 . У плоских червей появляется кровеносная система.

11. Плоские черви раздельнополые.

12. Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием, обычно в центре брюшной стороны тела и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

13. Ленточные черви являются свободноживущими формами .

14. У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

Повторно Обращает внимание на слайд Тип Плоские черви.

Учащиеся отвечают на вопросы.

(техника ошибочности понимания, взаимопроверка)

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

Нематоды-. Мы продолжаем с вами изучать типы червей и сегодня мы познакомимся?? С круглыми червями.

- Какова же цель нашего урока?

Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

Ученики определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Читайте также: