Технологическая карта по биологии грибы паразиты

Обновлено: 22.04.2024

Урок биологии по теме "Грибы-паразиты" в 5 классе разработан с учетом уровня развития школьников и возможностей кабинета биологии.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse_po_teme.docx 33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Разгуляева Анна Игоревна

Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: Грибы-паразиты

Место урока в тематическом планировании: №19

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

  • знать особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов;
  • называть представителей грибов, паразитирующих на растениях и животных;
  • знать заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами;
  • уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений;
  • знать значение грибов-паразитов в природе и жизни человека.
  • давать определения понятий;
  • сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
  • устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
  • организовывать выполнение заданий по установленному плану;
  • представлять результаты своей работы;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности.
  • формулировать вопросы и отвечать на них;
  • уметь работать в паре и группе;
  • уметь вести диалог в открытой и доброжелательной форме.
  • проявление познавательного интереса к изучению живой природы;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • владение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • осознание единства и целостности окружающего мира;
  • чувство гордости за российскую биологическую науку.

Оценка результатов деятельности

момент (1 минута)

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Подготовка к продуктивной работе на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка психологического настроя.

Здравствуйте, улыбнитесь. У нас все получится.

Подготовка школьных принадлежностей к уроку. Приветствие учителя.

Умение подготовить рабочее место для занятий.

Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

На парте все готово к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

1. Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?

2. Какое строение имеет мукор?

3.Есть ли сходство между строением мукора и шляпочными грибами?

4. Что вы знаете об открытии пенициллина?

5. Как человек использует антибиотики?

6. Какое строение имеют клетки дрожжей?

7.Как размножаются дрожжи?

8. Как человек использует дрожжи?

Учащиеся рассказывают о плесневых грибах и дрожжах, используя самостоятельно подобранные материалы.

Отвечающий озвучивает свой ответ на вопрос. Остальные учащиеся осуществляют самоконтроль и корректируют ответы по необходимости.

Умение воспринимать информацию на слух.

Построение речевого высказывания.

Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Правдивость в оценке собственных знаний.

Учащийся выслушивает устное комментирование собственных результатов в сравнении с самооценкой. Если оценки учителя и ученика не совпадают, учащийся получает рекомендации: поработать над темой. Оценки выставляются в журнал и в дневник.

3. Актуализация субъективного опыта учащихся

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации ученика.

Учитель показывает обучающимся яблоко с пятнами парши, гербарные листы.

Встречались ли вам такие растения?

Как вы думаете, что с ними произошло?

Так какая тема сегодня будет нами рассмотрена на уроке?

Какую цель мы будем преследовать изучая данную тему?

Предложение ученикам спланировать свою работу на уроке.

Какие вопросы мы могли бы изучить по данной теме?

Учитель направляет деятельность учеников, помогает сформулировать тему, цель и план работы.

Отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетради.

Определяют цели урока.

Составление плана работы по изучению новой темы.

Умение оформлять свои знания в устной форме.

Умение ставить цель и планировать свою деятельность на уроке.

Устная оценка учителя.

Проверка правильности оформления темы, цели и плана работы в тетради.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

Мотивация к восприятию новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

1. Расширение знаний.

Рассказ учителя, раскрывающий основные понятия новой темы.

Демонстрация слайдов презентации:

Слайд 1 грибы-паразиты

Слайд 2 головня

Слайд 3 спорынья

Слайд 4 сравнение головни и спорыньи

Слайд 5 фитофтора

Слайд 6 фитофтора картофеля

Слайд 8 мучнистая роса

Слайд 9 серая гниль

Слайд 10 трутовик

Демонстрация наглядных пособий.

Давайте отправимся в небольшое путешествие с помощью просмотра видеофильма.

После просмотра фильма сделать выводы и провести краткое обсуждение.

Где обитает трутовик?

Какое строение у трутовика?

Назовите внешние признаки трутовика.

Как осуществляется размножение трутовика?

Каково значение трутовика в природе и жизни человека?

3. Практическая часть.

Внимание! Отложим ручки и тетради. Сейчас мы рассмотрим трутовик при помощи лупы.

Рассмотрите нижний слой трутовика. Что там находится: трубочки или пластинки?

смотрят слайды, записывают в тетрадь новую информацию при помощи слов, схем, рисунков.

Просмотр видеофильма и участие в обсуждении.

Выполняют исследовательскую работу в группе.

Формирование познавательного интереса.

Умение строить логические рассуждения.

Умение эстетически воспринимать объекты природы.

Умение работать в группе.

Умение работать с натуральными объектами и биологическим оборудованием.

Наблюдение за умением учеников воспринимать устную и видеоинформацию.

Учитель слушает ответы учеников и при необходимости корректирует и дополняет их.

Наблюдение за умением учеников работать в группе и осуществлять исследовательскую деятельность. Направление и одобрение учеников.

5. Первичная проверка понимания изученного (1 минута)

Усвоение учащимися нового способа действий

Есть ли у вас вопросы по полученной информации?

Все ли вам понятно?

У кого был опыт знакомства с грибами-паразитами?

Приводят примеры из жизни.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.

Понимание необходимости полученных знаний.

Одобрение, поощрение и направление учеников на дальнейшую работу.

6. Закрепление пройденного материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы.

Работа по учебнику и рабочей тетради.

Найдите определение терминов в учебнике, запишите термины в словарик.

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Установление соответствия между текстом и иллюстрациями.

Письменная работа в тетради.

Умение работать с печатным текстом и иллюстрациями, выделять главное, давать определение понятий.

Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму.

Наблюдение за умением самостоятельной работы учащихся с текстом.

Устные комментарии и советы.

7. Обобщение и систематизация

Включить новый способ действий в систему знаний.

Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным материалом.

1. Кем по способу питания являются грибы-паразиты?

2. Какие растения чаще всего поражает гриб головня?

3. Какой гриб растет на деревьях?

4. Какой из этих грибов, скорее всего, появится на кукурузе?

5. Какой гриб при появлении оставляет на яблоках шелушащиеся темные пятна?

В) мучнистая роса

6. Какой из грибов при появлении образует белесый налет?

А) мучнистая роса

7. Какое значение имеют грибы-паразиты?

А) вызывают болезни

Б) используются в хлебопечении

В) применяются в медицине для получения антибиотика

Г) очищают воздух

8. Какой гриб по форме напоминает копыто?

9. Что случается с деревом после поселения трутовика?

А) ствол дерева трескается

Б) опадают листья

В) древесина становится трухлявой

Г) дерево сразу погибает

10. Если на растении появляются маленькие темные рожки, то какой гриб его поразил?

Ученики выполняют задания, применяя полученные знания.

Проверка и оценка работы в парах.

Умение работать с тестами.

Осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих.

Умения применять полученные знания.

Умение работать в паре и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Наблюдение за включением учащихся в решение задач на повторение.

Наблюдение за умением учащихся организовывать взаимодействие при работе в паре.

Проверка правильности выполнения задания.

8. Домашнее задание (2 минуты)

Возможность применить и углубить знания.

1. Прочитать параграф 16 в учебнике и ответить на вопросы в начале и в конце параграфа.

2. Выучить термины, выделенные курсивом в тексте и основные понятия параграфа.

1. Выполнить задание для любознательных в конце параграфа 16.

3. По желанию учащиеся берут карточки с вопросами повышенного уровня.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Запись домашнего задания в дневник.

Умение работать с разными источниками информации, производить ее поиск, анализировать и оценивать ее достоверность.

Умение работать по плану.

Проверка записи домашнего задания в дневник.

9. Подведение итогов учебного занятия (2 минуты)

Осознание методов построения и границ применения полученных знаний.

Какова была цель нашего урока?

Достиг ли урок поставленной цели?

Что нового вы узнали и чему научились?

В чем вы испытывали затруднения?

Как можно эти затруднения преодолеть?

Где вам могут пригодиться полученные знания?

Поделитесь ли вы полученными знаниями дома с родителями?

Ответы на вопросы.

Учащийся соотносит цель и результат учебной деятельности.

Намечает цель дальнейшей деятельности.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Планирование успешного сотрудничества.

Умение сверять свои действия с целью и самостоятельно исправлять свои ошибки.

Проверка правильности фиксации полученных знаний на уроке.

Оценка учащимися собственной учебной деятельности.

Учитель предлагает провести ученикам самооценку.

Самооценка собственной деятельности

Оценочный лист: ученик

Отвечал на вопросы

Работал в группе

Мне на уроке было интересно

Пригодятся полученные знания и умения

Контроль и оценка своей деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание успешности или не успешности.

Проверка самооценки деятельности ученика.

Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое.



Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения.


Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен.


Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта урока

Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: Комбинированный

Формирование знаний о грибах-паразитах.

Образовательные: познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;

научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Развивающие : Отработать навык сбора биологического конструктора. Сформировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.

Воспитательные: Воспитание навыка коллективной работы. Привитие правил экологической культуры.

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; способность понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объекты живой природы, сравнение роли грибов; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Предметные: знать многообразие грибов-паразитов. Уметь работать в паре, выделять главное, делать выводы.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме

Метапредметные: умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию ;

Грибы-паразиты, головня, спорынья, трутовик, фитофтора, рак картофеля, чёрная гниль, мучнистая роса.

Учебник биология 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник

Поурочные разработки по биологии 5 класс. (тексты с дополнительной информацией)

Интернет – ресурсы (картинки, физминутка)

Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П- парная

Развивающие, информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент
Время: 1 мин.
Основные этапы:

Готовятся к работе в группе. Формирование групп.

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Делит учащихся на группы.

Формируют группы. Готовят школьные принадлежности, необходимые при выполнении заданий.

Уметь работать в паре, выделять главное, делать выводы.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Беловского района, Курской области.

учитель географии и биологии

Лукьянова Ирина Михайловна

на участие в районном конкурсе профессионального мастерства педагогов общеобразовательных организаций

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Лукьянова Ирина Михайловна

2. Год, месяц день рождения

3. Место работы

4. Должность учитель географии и биологии

5. Педагогический стаж работы 25 лет

6. Преподаваемый предмет биология и география

7. Класс проведения урока 5 класс

количество детей в классе 10

8. Домашний адрес автора (полностью) 307917 Курская область, Беловскийрайон, село Вишнево, улица Киреевка дом 8

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения

Сасин Пётр Иванович

телефон для связи 8 920 266 28 37

Подпись руководителя образовательного учреждения _______П.И.Сасин

М. П. Дата заполнения: 15. 12. 2016 г.

Пояснительная записка к уроку биологии в 5 классе

Автор: Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии и биологии

Направление: естественно- математический цикл

Тема, класс: Грибы – паразиты. 5 класс

Характеристика класса: в 5 классе 10 учащихся. Все дети воспитываются в полных, благополучных семьях, двое - в многодетных.

Дети разного уровня подготовки. Ребята умеют работать с текстом, в парах, группах, активно взаимодействуют во фронтальной работе, умеют самостоятельно добывать знания из разных источников информации, работать с биологическим оборудованием. На уроке биологии дети активно включаются в творческую деятельность. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.

Программа: программа основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы.

Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю.

Цель урока: познакомить учащихся с грибами – паразитами растений; выявить их роль в жизни природы и человека; развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебные таблицы, раздаточный материал, гербарий.

Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.

Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический, проблемный.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ.

Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: дети познакомились с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними, научились оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности его сохранения, научились выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с разными источниками информации и выполнять задание учителя.

Тема урока: Грибы – паразиты.

Цели урока: познакомить учащихся с грибами паразитами растений; выявить их роль в жизни природы и человека; развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.

Личностные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы.

Оборудование: презентация, учебная таблица, раздаточный материал.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы учащимся, выполняют тест.

Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?

Какое строение имеет мукор?

Расскажите о строении пеницилла.

Какое строение имеют клетки дрожжей?

Как человек использует дрожжи?

1. Грибы относятся к растениям

2. Гифами называют

1) шляпку;
2) ножку;
3) плодовое тело;
4) грибницу.

3. В клетках грибов содержатся хлоропласты.

4. Белый пушистый налет на хлебе – то гриб …

5. Споры у шляпочных грибов образуются

1) на кончиках некоторых нитей грибницы;
2) в шляпке.

6. Плодовое тело шляпочных грибов образовано

1) плотно упакованными нитями грибницы;
2) клетками специальной ткани.

7. Грибы питаются.

1) минеральными веществами почвы;
2) разлагающимися органическими остатками в лесной подстилке;
3) органическими веществами из тела живых растений или животных.

8. Плесневые грибы.

1) имеют плодовое тело;
2) имеют только грибницу.

9. Споры плесневых грибов образуются.

1) в шляпке;
2) на кончиках некоторых нитей грибницы.

10. Дрожжи размножаются:

2. Работа с тестом.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. После беседы все учащиеся выполняют тест

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Демонстрация яблока с пятнами парши. Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид? Найдите ответ на вопрос в учебнике (параграф 16).

Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы. Исключение не составляют растения и организмы человека и животных. Тема сегодняшнего урока: Грибы – паразиты.

Выдвигает тему проблемы, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4. Изучение нового материала

Знакомство с грибами-паразитами:

хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай.
Мучнистая роса поражает злаки, овощные и ягодные культуры (смородину, землянику, крыжовник), ухудшает вкус плодов.
Парша растений (есть и парша животных) снижает вкусовые качества, ухудшает внешний вид плодов.
Фитофтора поражает клубни картофеля (особенно при хранении), стебли и плоды томатов.
Приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой перед закладкой картофеля на хранение необходимо просушить клубни на солнце в
течение 2-3 часов.
Черная ножка, или олъпидий капустный поражает рассаду, молодые огородные растения, комнатные растения.

Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев, – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

Учитель рассказывает о грибах паразитах, используя презентацию.

Выполняют задание 55 стр. 35 в рабочей тетради.

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались, Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6. Закрепление изученного материала.

Какие организмы называют паразитами?

Перечислите название грибов – паразитов растений?

Какой вред они приносят?

Учитель задает вопросы.

Устные ответы учащихся.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

7. Домашнее задание.

Параграф 16 стр.81-85, задание 56 стр. 36 в тетради.

Учитель задает домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание.

Ребята призадумайтесь и ответьте: что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.

Выразите свое отношение к уроку, ответив на вопросы:

- Чему я научился на уроке?

-Каких целей добился?

- Чему можно было научиться ещё?

-Что удалось лучше, что хуже?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

Учитель задает вопрос.

Устные ответы учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство учащихся с грибами – паразитами растений, выявление их роли в природе, развитие умения сравнивать разные виды грибов между собой.

Задача урока:

Познакомить учащихся с особенностями строения грибов - паразитов и их многообразием.

Познакомить учащихся с разнообразием форм грибов - паразитов.

Сформировать представление о вреде, приносимом грибами – паразитами растениям.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.

Личностные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы.

Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

Методы: словесный, частично – поисковый, наблюдение, информационно –обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности.

Основные этапы урока:

Организационный этап; этап проверки домашнего задания; этап актуализации знаний, изучение нового материала, закрепление нового материала, рефлексия.

Дидактическая задача организационного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, фиксацию отсутствующих, проверку подготовленности учащихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по-настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как осуществление этого этапа проводится систематически.

Задачей проверки домашнего задания было установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранение в ходе проверки неточностей, допущенных при выполнении домашнего задания. Биология –это понятийный предмет. И я стараюсь с самого первого урока прививать правильный навык в работе с понятийным материалом. На предыдущем уроке я с ребятами уделила достаточно времени этому вопросу, поэтому задание не вызвало трудности у большинства учащихся. Опрос осуществлялся фронтально, тест выполнялся индивидуально каждым учащимся. Но были и те, кто плохо справился с заданием. Это убеждает в необходимости систематически работать в этом направлении.

Этап изучения нового материала включал в себя открытие нового через решение проблемы о возникновении пятен на яблоке.

Ребята работали в паре, осуществляя взаимопроверку. Выясняя особенности строения грибов - паразитов, ребята работали с текстом учебника, просматривали презентацию и заполняли таблицу в рабочей тетради.

Давая новый материал, я стараюсь дать конкретную информацию, которой нет в учебнике. Я всегда это отмечаю. На уроке я использовала термины: головня, спорынья, гриб-трутовик. Ребята нравится опережающая информация, они с удовольствием соотносили виды грибов с терминами.

Этап закрепления изученного материала. На этом этапе мной было предложено учащимся устно ответить на 4 вопроса. Ответы на эти вопросы были получены быстро и без особого труда.

Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. На этом этапе ребята оценивали свою работу на уроке, что им удалось сделать, чего не добились, и удалось ли реализовать те цели, которые были поставлены перед изучением нового материала.

Активность учащихся была достаточно высокой.

Смена видов деятельности, физкультминутка не позволили вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как учащиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Урок Лукьяновой И. М., учителя биологии Вишневской СОШ, проходил в форме открытого урока, на котором присутствовали преподаватели данной школы.

Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне. Учителем учтены новые требования к современному уроку по ФГОС.
Все этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались мультимедийной презентацией, созданной учителем.

Совместная с детьми формулировка целей и задач позволила мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников. Ведущей формой деятельности учащихся на уроке являлась самостоятельная образовательная деятельность, которая оценивалась по участию в групповой и индивидуальной работе.

Учитель умело использовал различные методические приемы: слушание, обсуждение проблем, отчет групп о результатах своей деятельности, применяя мультимедийную презентацию, дополнительный познавательный материал, тестирование.

Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, целям и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса.

На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, учитель развивал умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; формировал основные навыки исследовательской деятельности.

В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовал оздоровительный момент: физкультминутка.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта урока

Агафоновой Натальи Александровны, МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина Липецкой области

УМК: В. В. Пасечника

Тип урока: урок открытия новых знаний

Время проведения: III четверть

Натуральное: трутовики, яблоки, пораженные паршой и плодовой гнилью.

Печатное: нарисованные грибы с вопросами на обратной стороне, макет дерева с трутовиками, бумажные листья трех цветов, бумажная полянка с приклеенными грибами, готовая таблица.

мультимедиа (компьютер, проектор, интерактивная доска, система голосования), презентация с использованием флеш-анимации, видеофрагмент, интерактивное задание.

Цель: создать условия расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний.

Учащиеся владеют основными терминами урока (агротехнический прием, микозы, фунгициды) и умело оперируют ими; узнают грибы паразиты на картинках и натуральных объектах, знают их названия;

Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека, знают как защитить себя, культурные растения и домашних животных от заражения грибами-паразитами;
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, значимость знаний в практической деятельности;

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; умеют извлекать знания из различных источников информации;

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; бережное отношение к своему здоровью, здоровью домашних животных;

Умеют соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Формы и виды деятельности обучающихся

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Здравствуйте, садитесь. (Видео леса со звуками).

- Поднимите руки, кто бывал в лесу?

- Что вы там делали?

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем не только в лесу, но и в поле, в саду. Вы побываете в роли агрономов, лесников, врачей, учителей. Человеку любой профессии нужны знания.

-Давайте проверим, а вы запаслись знаниями?

Поднимают руки, отвечают на вопросы. Дают полные ответы.

Задумываются о профессиях.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурирование знаний.

Л: профессиональное определение

К: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, полно и точно выражают свои мысли.

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы обучающимся, раздает карточки, даёт задания с возможностью выбора уровня сложности заданий.

- Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)

- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)

- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)
Индивидуальные задания на местах:

У меня есть задания трёх уровней сложности.

задание невысокой сложности на зеленом листе. (Приложение 1)

Задание средней сложности на оранжевом листе. (Приложение 2)

На красном листе задание повышенной сложности. (Приложение 3)

- Кто желает выполнить? (Отдаю задание).

Индивидуальные задания у доски.

1. Работать с флеш-анимацией на интерактивной доске пойдет (Приложение 4)

2. На доске вы видите характеристику грибов. Разделите их на три группы. (Приложение 5)

3. Задания для работы на компьютере. Определите о каком грибе идет речь? (Приложение 6)

Работа с остальными учащимися в классе.

Я предлагаю вам пойти на грибную охоту. У меня в руках полянка с грибами. На обратной стороне грибов есть задания. Чем больше гриб, тем сложнее задание. (Предлагаю детям выбирать, они сами читают задания).
Давайте проверим правильность выполнения заданий у доски, у интерактивной доски, за компьютером. Экспертом будет… (проверяет кто-нибудь из класса).

Сбор заданий на карточках. Итог (выставление оценок).

Отвечают на вопросы.

Выбирают задания определенного уровня сложности.

Выполняют задания письменно и сдают их на проверку.

Один ученик работает сфлеш-анимацией.

Один ученик распределяет признаки грибов на доске.

Один ученик выполняет задания на втором компьюторе.

Выбирают посильные задания. Отвечают на вопросы, решают проблемные задачи, отгадывают загадки.

Один ученик выступает экспертом.

Анализируют объекты и ситуации, выделяют особенности, устанавливают причинно-следственные связи, умеют строить логическую цепь рассуждений, доказывать свою точку зрения.

Л: профессиональное определение

К: Умение соблюдать дисциплину на уроке, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог. Умеют работать с интерактивными заданиями.

Умение организовать выполнение заданий учителя, дополнять ответы одноклассников. Оценивают ответы друг-друга.

3. Актуализация знаний, определение темы и целей урока.

- Какой тип питания у грибов?

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы?

- Кто такие сапрофиты?

- Кто такие симбионты
-Какие грибы называют паразитами?

-Какие грибы мы с вами уже изучили?

-Какие грибы будем изучать сегодня?

Записываем число и тему. (Открываю доску).

Грибов паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

- Какая проблема возникает перед вами?

Запишите её в тетрадь, мы к ней обязательно вернемся. Ответ на этот вопрос станет итогом нашего урока.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?)

-Какие задачи ставите перед собой? (Как будете это делать?)

Отвечают на вопросы.

Формулируют проблему: как бороться с грибами паразитами? Записывают проблему в тетрадь.

Ставят перед собой задачи.

Умение оперировать основными понятиями, формулир. познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Умение видеть проблему, ставить цель, планировать пути решения проблемы, умение организовать выполнение заданий учителя

4. Изучение нового материала

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. - Когда человек более что с ним происходит, как определить что он болен?

Верно сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать.

-Какой план изучения грибов-паразитов можно составить?

1. Название гриба-паразита.

2. Внешние признаки болезни и на ком паразитирует.

3. Методы борьбы и профилактики.

-Как можно систематизировать большой объем информации? Мы будем систематизировать в виде таблицы.

-Какие колонки можно выделить в этой таблице?

Напечатанная таблица есть у каждого на столе.

На ком паразитирует, особенности

Методы борьбы и профилактики

-Ребята, кто знает какие зерновые культуры выращиваются в нашем районе?

Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы -паразиты. Начнем изучение с паразитов хлебных злаков.
1.группа изучает паразиты хлебных злаков

-Внимательно просмотрите видеофильм, заполните таблицу.

Прочитайте текст учебника и дополнительную информацию и заполните таблицу.

Обратите внимание на следующий слайд.

- Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.

- Поднимите руку у кого из вас есть приусадебные хозяйства?

- Что вы там сажаете?

-Какую рассаду уже посадили?

- Случалось ли такое, что рассада погибает?

-В чем причина гибели?

3. группа изучает грибковые заболевания овощных растений.

4. группа изучает грибковые заболевания плодово-ягодных культур.
У вас на столах, в чашках Петри лежат яблоки. Эти яблоки я купила на рынке.

По иллюстрациям учебника на странице 83

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

Составляют план изучения.

Предполагают способы фиксации информации.

Изучают таблицы на столах.

Осознают практическую важность получаемых знаний

Просматривают видеофрагмент, заполняют таблицу.

Вспоминают свой жизненный опыт.

Читают текст учебника, составляют вопросы к нему.

Обобщают свой жизненный опыт.

Используют свой жизненный опыт и кругозор.

Выполняют лабораторную работу.

формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника, умение извлекать знания из рассказа учителя, видеосюжета, докладов одноклассников; развитие способности анализировать и систематизировать полученную информацию, Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л : умеют устанавливать связь между целью и мотивом, осознают значимость изучаемого материала для себя, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умеют работать в паре, точно и полно выражать свои мысли.

Умение видеть проблему, ставить цель, планировать пути решения проблемы, умение организовать выполнение заданий учителя, умение контролировать и корректировать свою деятельность.

Я предлагаю вам отдохнуть . А помогут нам в этом лесные жители.

Знают значимость физической нагрузки.

Умеют корректно относиться к одноклассникам.

6. Проверка работы в группах.

Яды, которыми протравливают зерно для уничтожения спор, называются– фунгициды. (Фунгициды (от лат. fungus — гриб и лат. caedo — убиваю) – вещества, убивающие грибы-паразиты.). Самые известные фунгициды – медный купорос, фундазол, максим, ордан, прогноз и многие другие.
Я добавляю: Чтобы избежать повторного заражения нужно соблюдать севооборот (анимация на экране), т. е. не сажать два года подряд на одном и том же месте одну и ту же культуру или культуру со сходными заболеваниями. (Запишите).

5. Грибковые заболевания человека.

- У кого из вас есть домашние животные?

- Бывают ли у них повреждения кожи как на экране?

- Как уберечься от заражения?

- Можно ли гладить незнакомых собак во дворе? Почему?

Приобщают свой жизненный опыт.

Проверяют заполнение таблицы.

Записывают определение в тетрадь.

Смотрят препараты на экране.

Наблюдают как происходит севооборот.

Проверяют заполнение таблицы.

Записывают определение в тетрадь.

Выходит ученик в костюме доктора, рассказывает о стригущем лишае.

Отвечают на вопрос.

Проверяют заполнение таблицы.

7. Закрепление изученного материала.

1. В начале урока какая проблема стояла перед вами?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня в руках дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево. На маленьких трутовиках вопросы полегче, на – больших посложнее. (Приложение 12)

Обобщают способы защиты от грибов паразитов.

Выбирают посильные задания, отвечают на вопросы.

Умение оперировать основными понятиями; развитие способности анализировать полученную информацию, Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, грамотно читать.

учителя, умение контролировать и корректировать свою деятельность.

Чтобы вы могли еще раз проверить то, как усвоили сегодняшний урок, я предлагаю вам пройти тест. Возьмите в руки пульты, зарегистрируйтесь, отвечайте на вопросы, нажимая кнопку соответствующего цвета.

Свободно работают с электронным оборудованием.

Формируется нравстенно-этическое сознание

Умеют мобилизовать свои силы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Меня удивило. Я смогу применить знания для… Мне понравилось… Мне не понравилось…

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

Л: видят ценность полученных знаний. К: высказывают свою точку зрения.

7. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Всем параграф 16, и вопросы после него, записи в тетради. Творческое задание – составить кроссворд по терминам урока. Индивидуальные задания – отгадать кроссворд по терминам урока. (Приложение 14)

Ученики записывают домашнее задание в тетрадь.

Умеют делать осознанный выбор.

Умеют оценивать свои возможности.

А сейчас вы побываете в роли учителей. Оцените свою работу и работу своих одноклассников. (Учитель контролирует и добавляет).

Умеют видеть связь между деятельностью и результатом.

Адекватно оценивают себя, видят что усвоено, что подлежит усвоению.

9. Итог урока. Эмоциональная рефлексия.

Посмотрите на наше дерево, вы ему помогли, освободив от трутовиков. Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживет. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный. (Прохожу по рядам).

Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета.

Умеют соотносить достижение результатов с эмоциональным состоянием.

Оценивают качество и уровень своей деятельности.

Ресурсы и источники:

Приложение 7. Задания для грибной полянки.

• Задание ЕГЭ. Зачем при выпечке хлеба используют дрожжи? (На уроках технологии вы будете учиться готовить дрожжевое тесто.)

(Обязательно похвалить при правильном выполнении заданий. Какие вы молодцы. Такие задания встречаются на ЕГЭ, а вы с ними уже сейчас легко справляетесь.)

• Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу (дрожжи)
• Пока молод, он седой, а постареет – весь почернеет (мукор)
• Выросли на палочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые - лекари хваленые (пеницилл).

Приложение 8. Спорынья.

Приложение 9. Доклад ученика о заболеваниях овощных культур.

Моя мама очень любит петунию, её рассаду она уже посадила. Но если за рассадой неправильно ухаживать, то она может поражаться черной ножкой.

Черная ножка поражает молодую рассаду различных овощей. У рассады загнивает стебель. Сильно пораженные растения полегают и отмирают. Главное в борьбе с этой болезнью – правильный уход за рассадой, а именно: избегать излишне густого посева и избыточной влаги.
Фитофтора поражает стебли и плоды томатов, клубни картофеля (особенно при хранении и во влажную погоду). Листья, плоды и клубни покрываются черными пятнами и загнивают. Фитофтора приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой, перед закладкой картофеля на хранение, его необходимо просушить на солнце в течение 2-3 часов. Так же грибок может оставаться на ботве, поэтому ботву собирают и сжигают.
Я добавляю: Чтобы избежать повторного заражения нужно соблюдать севооборот (анимация на экране), т. е. не сажать два года подряд на одном и том же месте одну и ту же культуру или культуру со сходными заболеваниями. (Запишите). Проверка таблицы.

Приложение 10. Доклад ученика о грибах-паразитах плодово-ягодных культур.

Плодовая гниль поражает яблони и груши. Гриб проникает в плод через кожицу, поврежденную насекомыми. На месте заражения появляется бурое пятно, и плод загнивает. Его поверхность покрывается все увеличивающимися кругами серых бородавок, а мякоть становится рыхлой и неприятной на вкус. Загнившие плоды опадают или засыхают на дереве. И в том и другом случае они являются очагами заразы.

- Как избежать распространения заражения?
Парша . Болезнь проявляется в виде темных дерновинок на листьях, побегах и плодах, которые могут покрываться бархатистым налетом. Плоды в зоне поражения искривляются, прекращают рост, быстро опадают. Чтобы избежать заражения, растения опрыскивают фунгицидами во время цветения.

Приложение 11. Доклад ученика о стригущем лишае.

Стригущий лишай — очень заразное грибковое поражение кожи человека, а также ногтей и волос. Заражение у детей обычно происходит либо от больных взрослых, либо от домашних животных. В области поражения лишая кожа начинает шелушиться, образуя серые или беловатые маленькие чешуйки, которые можно принять за перхоть. По мере прогрессирования заболевания волосы начинают обламываться, как будто этот участок подстригли. Кожа при этом зудит. Лечить может только дерматолог специальными препаратами. Если не лечить, могут возникать язвы.

Приложение 12. Задания для закрепления.

Отгадать загадки:

А) Нету у нас ножки

Только фиолетовые рожки.

Если нами закусить

Часа можешь не прожить. (спорынья)

Б) На березе я расту

Не щажу её красу

Чахнет деревце, скрипит

Вот такой я паразит. (трутовик)

В) Конское копыто

К дереву прибито (трутовик)

Г) Больную собаку погладил мальчишка.

Теперь обеспечу ему я стрижку.

Е) Это что за дело:

Просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже. (головня)

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
ВложениеРазмер
griby-parazity.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД : Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.

1. Первое задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. (готовыми органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-

. (хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …. (грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …. (гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …. (симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или

микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).

2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос).

  1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).
  2. Пеницилл размножается …… (спорами).
  3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).
  4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).
  5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.

- Итак, что мы повторили? (строение, размножение, питание грибов).

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).

- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).

- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты).

- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).

- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? ( организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).

- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.

Наносимый вред (ущерб)

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну ( центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина).

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков , с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

IV. Закрепление изученного.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

Паразит или плесневый

1) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не

2) Конское копыто – к дереву

3) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет

4) Выросли на палочке

5) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня настроение…

- Каждая группа оцените работу своих членов команды.

VI. Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Читайте также: