Тема урока что такое вич

Обновлено: 24.04.2024

Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных знаний и т.д.:

• Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;

• Обобщить и конкретизировать знания о ВИЧ-инфекции;

• Устранить проблемы в знаниях;

• Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

ВложениеРазмер
urok_ponyatie_o_vich-infektsii_i_spide.docx 51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Маркина Римма Фарисовна, I квалификационная категория.

Постановка цели урока

Обучающая цель : ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных знаний и т.д.:

  • Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
  • Обобщить и конкретизировать знания о ВИЧ-инфекции ;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

Воспитательные цель заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: выработка силы воли против вредных привычек, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, выработка толерантности к людям, больным ВИЧ-инфекцией, готовность к состраданию, помощи, защите и т.д.

  • Воспитание гуманизма;
  • Воспитание добросовестного отношения к труду;
  • Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям (кто знает, тот вооружен);
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Воспитание эстетических качеств.

Развивающие цели развитие на уроке психологических качеств учащихся интеллекта, мышления, познавательных, политехнических умений, воли и самостоятельности:

а) Развитие мышления:

  • Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
  • Развитие умения применять знания на практике;

б) Развитие познавательных умений:

  • Формирование умения выделять главное;
  • Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения.

в) Развитие умения учебного труда:

  • Работать в должном темпе (обсуждение фильма, написание эссе по данной теме, др.)
  • Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта)

д) Развитие воли и самостоятельности:

  • Развитие инициативы уверенности в своих силах;
  • Развитие настойчивости;
  • Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания;

1. Дать представление о глобальном распространении вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), ознакомить с его особенностями, путями передачи, стадиями болезни.

2. Сформировать осознание негативных последствий и опасности широкого распространения ВИЧ-инфекции.

Обратить особое внимание на следующее:

- по внешнему виду и самочувствию человека нельзя определить, заражён он ВИЧ или нет;

- лекарств, способных вылечить ВИЧ-инфекцию, не существует, но есть лекарства, позволяющие значительно продлить жизнь. Важно своевременно обследоваться на ВИЧ, выполнять все рекомендации врачей. Отказ от лечения приводит к конечной стадии ВИЧ-инфекции – СПИДу и к преждевременной смерти;

- ВИЧ-инфицированный человек в быту не опасен.

Технические средства: компьютер, акустическая система (звуковые колонки), проектор, экран и классная доска.

Заранее проинформировать учащихся о том, что в связи с ростом заболеваемости ВИЧ-инфекцией в нашем регионе, скоро состоится просмотр фильма по этой теме. Сообщить, что из авторитетных источников они узнают необходимую информацию об этой болезни, путях заражения, о том, как она протекает и к чему приводит.

Перед началом занятия основные вопросы, которые предстоит обсудить после просмотра фильма, необходимо написать на доске.

  1. Лекция с элементами беседы, с просмотром фильма и с анализом ситуаций;

Методы и приемы обучений:

  1. монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;
  2. диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;
  3. эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;
  1. Актуализация прежних знаний учащихся - сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д.
  2. Формирование новых понятий и способов действия - включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, просмотр фильма.

1. Вводное слово

ВИЧ-инфекция – неизлечимое заболевание, которое широко распространено в современном обществе. При несоблюдении принципов безопасного и ответственного поведения любой человек может заразиться ВИЧ. Это значит, что его жизнь станет более сложной, возникнет много новых проблем. Например, он должен будет с определённого момента в течение всей жизни ежедневно строго по часам принимать лекарства, которые имеют немало побочных действий и подбор которых очень непрост.

Дополнительно можно дать информацию о ВИЧ/СПИДе, воспользовавшись справочным материалом.

История открытия ВИЧ

В 1981 году Центр по контролю за заболеваемостью (США, Атланта) сообщил о выявлении у молодых людей в Лос-Анджелесе 5 случаев тяжёлой, редкой формы (пневмоцистной) пневмонии, которая обычно поражает пожилых людей со слабой иммунной системой. Двое из них умерли. Вскоре появились новые данные о заболевании этой формой пневмонии и саркомой Капоши (раком кожи) гомосексуалистов из других городов. В результате исследований было установлено, что люди умирают вследствие приобретённого иммунного дефицита, вызванного ранее неизвестным вирусом.

Что такое вирус?

Вирусы (от лат. virus – яд) представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот (ДНК или РНК, некоторые, например мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку. Все вирусы являются по своей природе паразитами, то есть они могут размножаться, только попадая в клетки каких-либо живых организмов, например человека, животных, растений. Вне клетки живых организмов вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы органических полимеров. Попадая внутрь клетки живого организма, вирусы начинают там воспроизводиться. Различные вирусы по-разному действуют на организм человека. Некоторые из них безвредны для него, он никак не чувствует их присутствие в организме, другие вызывают те или иные заболевания (грипп, гепатит, ВИЧ-инфекцию и т.д.).

В настоящее время описано уже более 500 видов вирусов, разделённых по своим свойствам на различные семейства. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) относится к семейству ретровирусов, подсемейству лентивирусов ( lentivirinae — возбудители медленных вирусных инфекций). Лекарства, противодействующие размножению ВИЧ в организме человека, называются антиретровирусными, а лечение больного ВИЧ-инфекцией – антиретровирусной терапией.

Важно обратить внимание на то, что в настоящее время ВИЧ-инфекция – очень распространённая болезнь. ВИЧ-инфицированные живут среди нас, многие из них не обследовались и считают себя здоровыми.

Откуда пришёл ВИЧ?

Есть предположение, что он пришёл из Африки. Установлено подобие вируса иммунодефицита человека вирусу иммунодефицита обезьян. Возможно, люди приобрели вирус, употребляя их мясо. Точно можно говорить только о том, что в живом мире постоянно происходят процессы эволюции. Некоторые вирусы исчезают или становятся неопасными для человека, другие мутируют и могут вызывать тяжёлые заболевания.

Что привело к распространению ВИЧ?

В России массовое распространение ВИЧ было вызвано наркоманией. Сегодня ВИЧ-инфекция проникла во все социальные и возрастные группы, и основным путём заражения становится половой.

Чтобы убедить участников занятия в том, что ВИЧ-инфекция существует в любой социальной группе, необходимо привести статистические данные по уровню распространённости ВИЧ-инфекции.

Практически в любом многоквартирном доме живёт несколько человек, заражённых ВИЧ. В любой молодёжной группе или трудовом коллективе могут быть больные ВИЧ-инфекцией, стоящие на учёте либо не знающие о своей болезни, так как ВИЧ-инфекция в первые 5–10 лет после заражения практически никак не проявляется, человек чувствует себя здоровым.

Для лучшего усвоения информации после просмотра фильма необходимо организовать его обсуждение, предлагая ответить на вопросы о ВИЧ-инфекции, наиболее важные из которых выделены ниже жирным шрифтом.

3.1. Какие пути передачи ВИЧ существуют?

3.2. Через какое время ВИЧ-инфицированный человек становится заразным?

3.3. Через какое время можно установить факт заражения?

3.4. Сколько стадий ВИЧ-инфекции существует, чем они характеризуются?

3.5. В каких стадиях находится в настоящее время наибольшее число ВИЧ-инфицированных?

3.6. Какие последствия вызывает ВИЧ-инфекция?

3.7. Можно ли по внешнему виду человека определить, болеет он или нет?

3.8. Можно ли вылечить ВИЧ-инфекцию? При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют антитетровирусные препараты, которые при своевременной диагностике и правильно подобранном лечении способны предотвратить стадию СПИД.

3.9. ВИЧ-инфицированный человек в быту опасен или нет? Этот вопрос имеет важное значение, так как среди большой массы населения ещё не сформировано толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией. Необходимо понимать, что при соблюдении элементарных мер предосторожности заразиться ВИЧ в быту невозможно. Больной ВИЧ-инфекцией в быту не опасен.

3.10. Верно ли утверждение, что ВИЧ-инфекция – это, как правило, болезнь поведения? На этот вопрос следует обратить особое внимание. Необходимо обсудить, что может привести к неосторожным поступкам. Например, алкоголь, снижающий контроль над поведением, а также дружба с людьми, которые не следуют принципам разумного и безопасного поведения.

3.11. Для чего необходимо своевременно обследоваться на ВИЧ? Где это можно сделать?

- со временем здоровье будет ухудшаться;

- о заражении ВИЧ узнают другие люди;

- хотя российское законодательство не допускает увольнение с работы и ограничение прав ВИЧ-инфицированных людей, на практике у них могут появиться проблемы;

- возникнут проблемы в семье или при создании семьи;

- изменится материальное положение. Для того чтобы поддерживать здоровье, необходимо будет тратить всё больше и больше времени и средств.

Все люди полны надежд и планов на долгую и прекрасную жизнь. Все понимают важность образования, самореализации, семьи, материального достатка. Чтобы этого добиться, необходимо быть здоровым. Хорошее здоровье – основа достижения успехов в жизни.

Важно следить за своим здоровьем. Те, у кого были случаи рискованного поведения, должны пройти обследование на ВИЧ. Вовремя начатое лечение позволит больному ВИЧ-инфекцией значительно продлить жизнь и улучшить её качество.

Распространённость ВИЧ-инфекции представляет большую угрозу как для всего общества, так и для каждого человека. Вирус выбирает людей не по внешнему виду, не по социальному положению и уму, а только по их поведению. ВИЧ-инфекция – это в основном болезнь поведения, и каждый сам для себя определяет: сохранить здоровье или заболеть.

4. Домашнее задание

Письменные ответы на вопросы, которые были предметом обсуждения, увеличат эффективность занятия.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Лозунг к уроку “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!”

Тема урока : Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе

сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности - ВИЧ/СПИДе и личной ответственности за свое поведение.

предотвратить распространение среди учащихся ВИЧ – инфекции

формировать у учащихся убеждения в том, что проблема ВИЧ/СПИДа касается каждого из нас.

Задачи урока:

1. Показать учащимся темпы распространения ВИЧ/СПИДа.

2. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь.

3. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.

4. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ /СПИД – посредством видеопрезентации.

5. Убедить учащихся, в необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье.

6. Создать условия для одновременного получения информации и обсуждения неясных моментов, с тем, чтобы закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.

8. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.

9. Обучить учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.

10. Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.

Ожидаемый результат:

1) учащиеся осознают необходимость борьбы со СПИДом;

2) учащиеся поймут важность информированности молодежи о проблемах, связанных со СПИДом;

3) учащиеся проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом.

При разработке урока использованы образовательные технологии: проблемного обучения, методов проектной деятельности, межпредметных связей в обучении, развития критического мышления, компьютерная и здоровьесберегающая.

Подготовительная работа к уроку:

Проведение предварительного тестирования до изучения темы

Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока

1. Выставка литературы для чтения о проблемах СПИДа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты, листы бумаги, плакаты

Ход проведения урока

I. Вводная часть урока

Вступительное слово учителя

Одна из больших проблем, которую XX век передал веку XXI – это проблема ВИЧ – инфекции и СПИДа. Исследователи во многих странах стараются найти способ радикального лечения вируса иммунодефицита человека и сегодня существуют некоторые основания для оптимизма: расшифрован геном вируса, известно как он попадает в организм человека, как прикрепляется к лимфоцитам человека, что происходит внутри зараженной клетки и многое другое. Сделанные открытия позволили создать лекарства сдерживающие распространение вируса. Однако на сегодняшний день эти лекарства лишь помогают отсрочить неизбежную победу вируса над организмом человека. Радикального средства уничтожающего вирус пока нет. Кроме того, вирус также приспосабливается к лекарственным препаратам, он изменяется, образуя новые разновидности самого себя. Будем уповать на то, что человеческий разум найдет решение проблемы. На сегодняшний день самым главным способом сдержать развитие эпидемии является изменение человеческого поведения. Это очень не просто, поскольку человеческое поведение формируется не сразу, на него влияют множество факторов, традиций, людей, групп, реклама, СМИ и многое другое. Еще труднее влиять на человеческое поведение в интимных областях жизни. Эта часть человеческого существования скрывается и в нашем обществе считается неприличным обсуждать вопросы сексуальности прилюдно, разве что биологическом медицинском контексте или в анекдотах. Тем более трудно обсуждать вопросы сексуальности с подростками. Взрослым людям непросто узнать, какие проблемы актуальны для каждого конкретного юноши или девушки. Кто-то из них придерживается строгих взглядов по отношению к возможности сексуальной жизни, кто-то, напротив, считает, что сексуальную жизнь вполне допустимо начинать в раннем подростковом возрасте. Коль скоро существует опасность распространения эпидемии ВИЧ – инфекции и подростки являются наиболее уязвимой группой, то мы с вами должны постараться изменить свое мышление и поведение, и тем самым уменьшить риск возможного заражения ВИЧ.

Что же это такое ВИЧ/СПИД?

ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека

СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи.

ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.

Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

4. Почему СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

5. как выглядит вирус? (слайд №11)

Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1

Учитель. Сегодня всем известна фраза: “СПИД – чума нашего века”. А что мы скажем завтра? И пока у нас есть это “сегодня”, давайте поговорим об этой проблеме.

Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию.

Демонстрация презентации (Слайд 1 – 2). Текст по слайдам

Учитель. Слово “вирус” латинское, а что же оно означает в переводе на русский язык?

Учащиеся. “Яд”.

II. Основная часть урока

1. Демонстрация презентации (Слайд 3 – 4). Текст по слайдам

4. Слово медработника. Демонстрация презентации (Слайд 8 – 13). Текст по слайдам

5. Учитель. Иногда СПИД называют богемной болезнью. Велик “черный список” его жертв. Многие известные певцы и музыканты ушли из жизни по этой причине. Наиболее известной жертвой СПИДа стал лидер группы “Квин” ФрэддиМеркюри. Имея 28 – миллионное состояние, он мог позволить себе всё, но не смог откупиться от страшной болезни и купить себе жизнь. Согласно оценкам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и Объединенной программы ООН по СПИДу (UNAIDS), в конце 2007 года более 40 млн. человек по всему миру были инфицированы ВИЧ, из них около 6 млн. заразились только на протяжении последнего года. Мы редко задумываемся над этими страшными цифрами и фактами, ведь то, о чем они говорят, мы не видим и не можем потрогать руками. Но, тем не менее, это происходит на нашей планете, в нашем городе. Болезнь распространяется, и в какой – то момент может коснуться лично вас.

Демонстрация презентации (Слайд 14 – 24). Текст по слайдам

6. Проблемная ситуация (исповедь ВИЧ – инфицированного человека):

Меня зовут Н. Катаясь летом на мотоцикле, я попал в аварию. В больнице мне сделали операцию. Во время переливания крови я заразился ВИЧ, но тогда об этом я не знал. Когда проходил призывную комиссию в военкомате, у меня был обнаружен ВИЧ. Медсестра, знавшая о моей беде, рассказала эту “новость” своим знакомым. А так как город у нас маленький, все вокруг быстро узнали о моей болезни. Все друзья перестали со мной общаться. При встрече не подают мне руки, стараются отойти в сторону. Моя любимая девушка бросила меня, хотя половой жизнью мы с ней не жили. Знакомы е ребята сказали, что таких как я надо отправлять на отдельный остров. Учителя и одноклассники сторонятся меня. Директор предложил перейти в другую школу. Так как моя мама работала в детском саду воспитателем, ее уволили, опасаясь инфекции. Я пытаюсь устроиться подработать, но, как только узнают о моем диагнозе, мне отказывают в трудоустройстве. У меня начались проблемы со здоровьем, но в местной поликлинике говорят, что больных СПИДом должны лечить в специальном центре за деньги, а их у меня нет. Я на грани отчаяния. Помогите. Ведь я остался таким же человеком, как и был прежде.

Учитель. Люди очень боятся этого заболевания и поэтому устраивают настоящую травлю больных людей.Так как же мы должны относиться к больным СПИДом?

Ученик. Необходимо в людях воспитывать терпимое и внимательное отношение друг к другу, проявлять милосердие и сострадание.

Учитель. Давайте попробуем ответить на некоторые проблемные вопросы

7. Работа в группах. На листах бумаги запишите вопросы и дайте на них ответ:

1) Почему люди негативно относятся к ВИЧ-инфицированным?

2) Попробуйте им объяснить, что они не правы.

3) Что нужно делать, чтобы помочь ВИЧ-инфицированным?

Выступление руководителей групп:

1) - боятся заразиться;

- не обладают достаточной информацией;

- потому что так к ним относятся другие;

- потому что они заслужили такое отношение своим аморальным поведением или употреблением наркотиков и т.д.

2) - ВИЧ – инфекция не передается бытовым путем;

- вы имеете неправильные представления об этой проблеме и рассуждаете так: на всякий случай не буду общаться, а то вдруг заражусь;

- вы идете по пути наименьшего сопротивления, поддаетесь “чувству стадности”;

- заразиться можно разными путями, в том числе и безобидными, с нравственной точки зрения: переливание крови, от матери к ребенку и т.д.

3) - нужно изменить общественное мнение

- нужно создавать группы поддержки и взаимопомощи

- нужно принимать ВИЧ – инфицированных как людей пострадавших, попавших в сложную жизненную ситуацию

- нужно пропагандировать безопасный секс и т.д.

8. Тест “Что Вы знаете о СПИДе?”

III. Заключительная часть урока

Упражнение

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

IV. Итог урока

Заключительное слово учителя:

Говорят: “СПИД – болезнь души”. И начинаешь понимать, что перед лицом вечности, перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа – хрупки и нежны, словно лепестки цветков, которые легко обжечь и жаром и холодом. Каждый человек вправе выбирать сам.

Заражаются по-разному, умирают одинаково. Так давайте же каждый сохраним свой цветок – цветок жизни, цветок любви. И тогда мир подарит нам радость и возвратит веру в будущее.

V. Домашнее задание

Выполнить домашнее задание на тему: “Жизнь без вредных привычек” в форме:

Плаката (рисунок, фотография, компьютерная графика), который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом. Условия выполнения: на листе А4 с подписью автора на оборотной стороне изображения.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Урок ОБЖ в 9классе дата 26апреля 2017г.

Тема урока: Понятия о ВИЧ-инфеции и СПИДе.

Цель: • сформировать представления о ВИЧ-ифции и СПИДе

Задачи:
1.познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;
2.сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье; .

3.изучить правила безопасного поведения с целью избежания заражения ВИЧ-ифекцией.
Оборудование и материалы: компютерная презентация,красые ленточки,УК РФ,"Богородская газета № 147 2016г. и №42 2017г.,карточки и раздаточный материал.


ХОД УРОКА
I. Организационный момент

Проверка учащихся по списку. Проверка готовности к уроку. - 1мин.


II. Объяснение нового материала
1. Эпиграф и тема урока записаны на доске.


"У кого есть здоровье - у того есть надежда ,

У кого есть надежда -у того есть всё"

восточная мудрость

- Как вы понимаете эти слова?

- Тема сегодняшнего урока " Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе"

- Запишите тему в тетрадь.

Ребята вашего класса провели предварительный опрос среди 9ти- классников. Слово для отчета предоставляется . -3мин.

Итоги анкетирования: "Что я знаю о ВИЧ-инфеции и СПИДе."

1.Что такое ВИЧ? Что такое СПИД? Правильно ответили-2 ученика.

2.Насколько опасна эта болезнь? ответы: очень опасна - 8 человек, не страшнее гриппа - 3, не могу ответить - 1

через кровь - 7 человек, воздушно-капельным путем - 3, бытовые контакты - 5 человек, не знаю - 2 человека

4. Излечимо ли это заболевание ? да - 4, неизлечимо - 6, затрудняюсь ответить -2

- Сформулируйте цель урока? (дети пытаются сформулировать)

2 . Работа в группах.10-мин

1.Что такое ВИЧ-инфекция, СПИД? Симптомы СПИДа?

2.Как ВИЧ вызывает СПИД?

3.Пути передачи ВИЧ и меры профилактики .

4.Статистика распространения ВИЧ-инфекции в мире, России, Богородском районе Нижегородской области.

Материалы для работы в группах: учебник ОБЖ9 с.164-165,Богородская газета №147 от30.11.2016г,№42 от11.04.2017г. и раздаточный материал.

1 группа. Что же это такое ВИЧ/СПИД?

В – вирус (крошечный микроорганизм, микроб)

И – иммунодефицита
Ч – человека

С – синдром (картина болезни)
П – приобретённого (полученного при заражении)
И – иммуно (невосприимчивость, т.е. защита от инфекций)
Д – дефицита (недостаток, недостаточное количество)

Почему СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.
Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.
Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.
Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

Симптомы СПИДа (см учебник стр. 164)

2 группа. Как ВИЧ вызывает СПИД?

Как работает иммунная система человека?

Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.

3 группа. Как передается ВИЧ?
• Половой – наиболее распространенный путь перёдачи вируса, при непостоянном половом партнере, при искусственном оплодотворении
• При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт.
• От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
• Через кровь : при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается

• Через воздух
• При разговоре, кашле
• При пользовании общей посудой
• Через рукопожатие
• Через поцелуй
• Через пищу
• При купании в бассейне, душе
• Через спортивные предметы
• Через домашних животных
• Через укусы насекомых
• При уходе за больными

Профилактика ВИЧ-инфекции

Во вступительной части закона отмечено, что ВИЧ-инфекция представляет угрозу для личной, общественной и государственной безопасности, а также существованию человечества. Подчеркивается необходимость защиты прав и законных интересов населения и проведения своевременных эффективных профилактических мер.

- регулярное информирование населения о доступных мерах предупреждения ВИЧ-инфекции;

- эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции;

- производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

- доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе анонимного, с предварительным и последующим консультированием;

Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Многие известные люди уже погибли от этой болезни.
Фредди Меркьюри, лидер рок-группы Queen, умер от СПИДа в 1991 году.
О его болезни сообщили незадолго до его смерти. В память о певце был устроен концерт, средства от которого пошли на борьбу со СПИДом.

Физкультминутка

для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Ш.Выступление групп.8мин .

IV.Подведём итог вашим выступлениям спомощью презентации.10мин.

V.Контроль знаний.5мин.

По внешнему виду можно определить, что человек - ВИЧ-положительный (да, нет)

Причиной СПИДа является ВИЧ (да, нет)

Обедать в школьной столовой вмес­те с ВИЧ-положительными учениками можно (да, нет)

Инфицироваться ВИЧ могут только мужчины (да, нет)

Можно заразиться, если поцеловать ВИЧ-положительного в щёку (да, нет)

На сегодняшний день лекарства от СПИДа нет (да, нет)

ВИЧ может передаваться во время половых контактов (да, нет)

ВИЧ может передаваться во время перели­вания крови или при внутривенных инъек­циях (да, нет)

Наркоманы могут передавать ВИЧ друг дру­гу, если они пользуются одной иглой для инъекций (да, нет)

ВИЧ-положительная мать может родить ВИЧ-положительного ребёнка (да, нет)

В подростковом возрасте можно заразить­ся ВИЧ (да, нет)

Правильные ответы: 1 - нет; 2 - да; 3 - да; 4 - нет; 5 - нет; 6 - да; 7 - да; 8 - да; 9 - да; 10 - да; 11 - да.

V I . Рефлексия.

1.В конце урока хочу услышать от вас: полезны ли сведения, полученные на уроке?

2.На красных ленточках напишите и озвучьте пожелания ровесникам, прикрепите их на стенд. А девизом ваших пожеланий будут слова: Наш девиз везде и всегда: СПИДу - нет! Здоровому образу жизни - ДА!"


V II . Домашнее задание : "3" § 8.3(читать), с 165 вопросы устно; "4" конспект по § 8.3, с 165 вопросы устно ; "5" конспект по § 8.3 и синквейн или плакат "СПИДу - нет!"

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Разработка урока на тему:

Здоровье народа превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь,

Никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз.

сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности - ВИЧ/СПИДе и личной ответственности за свое поведение.

предотвратить распространение среди учащихся ВИЧ – инфекции

формировать у учащихся убеждения в том, что проблема ВИЧ/СПИДа касается каждого из нас.

Задачи урока:

1. Показать учащимся темпы распространения ВИЧ/СПИДа.

2. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь.

3. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.

4. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ /СПИД – посредством видеопрезентации.

5. Убедить учащихся, в необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье.

6. Создать условия для одновременного получения информации и обсуж­дения неясных моментов, с тем, чтобы закреплять полученные знания, фор­мировать навыки поведения.

8. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.

9. Обучить учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.

10. Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.

Ожидаемый результат:

1) учащиеся осознают необходимость борьбы со СПИДом;

2) учащиеся поймут важность информированности молодежи о проблемах, связанных со СПИДом;

3) учащиеся проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом.

Подготовительная работа к уроку:

Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока

Подбор музыки для музыкального сопровождения урока.

1. Плакаты с высказываниями по теме урока:

Наш девиз везде и всегда:

Здоровому Образу Жизни – да!

Привычка – тиран людей. / Шекспир.

Хороший человек должен беречь себя. / М.Горький.

Здоровье народа – богатство всего, богатство земли не заменит его. / Д.Жабаев

Знать свой изъян – первый шаг к здоровью. / Эпикур.

Кто к себе суров, тот и здоров. / Шекспир.

2. Столы и стулья в кабинете расставлены по кругу для проведения тренингов с учащимися и их последующего обсуждения.

3. На стенде оформлена выставка книг о проблемах ВИЧ/СПИД

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ученическая доска, мел, маркеры, листы бумаги, плакаты.

Вступительное слово учителя. Слайдовая презентация (1 – 6 слайд)

Слайдовая презентация (20 – 24 слайд). Заключительное слово учителя.

Уровни усвоения:

Представление

Формировать представление учащихся о происхождении вируса иммунодефицита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты и мерах профилактики.

Формировать представление о том, что распространение ВИЧ – инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека.

Формировать активную позицию в пропаганде здорового образа жизни

Стратегия поведения

Формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с возможностью заражения ВИЧ – инфекцией.

Содержание урока

Формы и методы изучения

Вводная часть

Актуализация представлений учащихся о ВИЧ/СПИДе

Вводная часть

Вступительное слово учителя о том, что СПИД – инфекция, распространяющаяся по миру со скоростью если не взрывной, то огненной волны. Человечество стоит на грани развития катастрофической пандемии, и хотя располагает уже достоверными методами диагностики опаснейшей болезни, но ни эффективного лечения, ни надежной вакцинации ее пока еще не нашло.

Демонстрация слайд – шоу

(1 - 6 слайд)

Основная часть

Формирование представлений учащихся о ВИЧ/ СПИДе.

Подвести учащихся к пониманию того, что от поведения каждого конкретного человека зависит риск увеличения распространения инфекции.

Основная часть

Демонстрация слайд – шоу

(7 - 13 слайд)

Заключительная часть

Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких. Предоставить учащимся возможность осознать и почуствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Заключительная часть

Демонстрация слайд – шоу

(14 - 20 слайд)

Развенчание страхов и неправильных представлений окружающих, по отношению к проблеме ВИЧ – инфекции и людям, столкнувшимся с ней. Способствовать формированию у учащихся проявления человеческого отношения и сочувствия к больному СПИДом.

Проблемная ситуация. Учащиеся знакомятся с письмом – исповедью молодого человека, оказавшегося ВИЧ – инфицированным. Далее учащимся предлагается высказать свои мнения по этому вопросу.

Демонстрация слайд – шоу

(21 - 24 слайд)

Заключительное слово учителя о том, что каждый человек должен сам выбирать свой жизненный путь и уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения ВИЧ/СПИД.

Ход проведения урока

I. Вводная часть урока

Вступительное слово учителя

Одна из больших проблем, которую XX век передал веку XXI – это проблема ВИЧ – инфекции и СПИДа. Исследователи во многих странах стараются найти способ радикального лечения вируса иммунодефицита человека и сегодня существуют некоторые основания для оптимизма: расшифрован геном вируса, известно как он попадает в организм человека, как прикрепляется к лимфоцитам человека, что происходит внутри зараженной клетки и многое другое. Сделанные открытия позволили создать лекарства сдерживающие распространение вируса. Однако, на сегодняшний день эти лекарства лишь помогают отсрочить неизбежную победу вируса над организмом человека. Радикального средства уничтожающего вирус пока нет. Кроме того, вирус также приспосабливается к лекарственным препаратам, он изменяется, образуя новые разновидности самого себя. Будем уповать на то, что человеческий разум найдет решение проблемы. На сегодняшний день самым главным способом сдержать развитие эпидемии является изменение человеческого поведения. Это очень не просто, поскольку человеческое поведение формируется не сразу, на него влияют множество факторов, традиций, людей, групп, реклама, СМИ и многое другое. Еще труднее влиять на человеческое поведение в интимных областях жизни. Эта часть человеческого существования скрывается и в нашем обществе считается неприличным обсуждать вопросы сексуальности прилюдно, разве что биологическом медицинском контексте или в анекдотах. Тем более трудно обсуждать вопросы сексуальности с подростками. Взрослым людям непросто узнать, какие проблемы актуальны для каждого конкретного юноши или девушки. Кто – то из них придерживается строгих взглядов по отношению к возможности сексуальной жизни, кто – то, напротив, считает, что сексуальную жизнь вполне допустимо начинать в раннем подростковом возрасте. Коль скоро существует опасность распространения эпидемии ВИЧ – инфекции и подростки являются наиболее уязвимой группой, то мы с вами должны постараться изменить свое мышление и поведение, и тем самым уменьшить риск возможного заражения ВИЧ.

Далее учитель приглашает учащихся посмотреть видеопрезентацию. Демонстрация презентации (Слайд 1 –6). Текст по слайдам.

Тема урока: "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий".

Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.

  1. Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  3. Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  4. Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  5. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Учитель: (слайд 2) В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения.

(3-ий слайд) Давайте расшифруем

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за последние пять смертность от СПИДа в мире сокращается. Согласно данным исследования, опубликованного специалистами Объединенной программы ООН, в период с 2005 по 2010 год число летальных исходов в результате данного заболевания снизилось на 21%. К 2010 году было зафиксировано 1,8 миллиона летальных случаев в результате ВИЧ-инфекции. При этом общее число ВИЧ-инфицированных в мире растет: согласно отчету ООН, в 2010 году их число составляло 34 миллиона человек, что превышает показатель десятилетней давности на 17%.

ВложениеРазмер
spid.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Хохрина Ольга Викторовна МБОУ СОШ №32 г.Южно-Сахалинска

Урок ОБЖ 11 класс

Тема урока: "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий".

Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.

  1. Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  3. Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  4. Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  5. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Учитель: (слайд 2) В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения.

(3-ий слайд) Давайте расшифруем

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за последние пять смертность от СПИДа в мире сокращается. Согласно данным исследования, опубликованного специалистами Объединенной программы ООН, в период с 2005 по 2010 год число летальных исходов в результате данного заболевания снизилось на 21%. К 2010 году было зафиксировано 1,8 миллиона летальных случаев в результате ВИЧ-инфекции. При этом общее число ВИЧ-инфицированных в мире растет: согласно отчету ООН, в 2010 году их число составляло 34 миллиона человек, что превышает показатель десятилетней давности на 17%.

До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана.

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека.

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса.

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия.

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Учитель. (Слайд 9) Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы:

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими? (вызываются несколько учащихся)

Упражнение: Предлагаю вам ситуацию для всех. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.

– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?

– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;

– переливание не обследуемой крови;

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– при грудном вскармливании.

Упражнение: "Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?" (учащиеся делятся на три группы): каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.).

Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий).

На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).

Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.

После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.

Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.

Упражнение : “Границы дозволенного”.

Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

III. Закрепление изученного материала.

В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

  1. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?(выслушиваются все варранты).

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

АнтиСпид - препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

  1. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы Администрацией для профилактики распространения ВИЧ-инфекции?

Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

IV. Анализ урока

Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.

СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

“Жизнь без вредных привычек” в форме: в виде рисунка, мини-презентации, который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ОБЖ_11класс_14_ВИЧ-инфекция и СПИД

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.


Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, .


ВИЧ - инфекция и СПИД

Презентация для бесед с учащимися.

ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных .

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.


Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Читайте также: