Тема урока отравления ядовитыми растениями и грибами

Обновлено: 27.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ § 16,17 ядовитые грибы ядовитые растения. docx.docx

План-конспект по биологии 10 класс

Тема урока: Ядовитые грибы. Ядовитые растения

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать знания о ядовитых грибах и ядовитых растениях

Задачи: образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о наиболее распространенных ядовитых грибах и растениях Беларуси, о профилактике отравлений ядовитыми грибами и растениями;

развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; научить оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

воспитательные: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, бережное отношение к природе и к собственному здоровью.

Методы: словесные, словесно-наглядные, практические.

Материалы и оборудование: учебное пособие для 10-го кл. учреждения общ. сред, образования с рус. яз. обучения / С. С. Маглыш - Минск : Народная асвета, 2019. - 280 с., рабочая тетрадь, презентация, подборка заданий для изучения темы, фотографии грибов и растений.

Структура урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Организуется в виде биологического диктанта:

1. Инфекционные заболевания – это ..

2. Назовите примеры живых организмов (групп организмов), которые могут вызвать инфекционные заболевания человека.

3. Назовите путь передачи кишечных инфекций.

4. Назовите заболевание, относящееся к зоонозной инфекции.

5. Эпидемия – это …

6. Пандемия – это …

7. Назовите стадию заболевания инфекционным заболеванием, в период которой нет никаких проявлений инфекции.

8. К какой группе инфекционных заболеваний относится чесотка?

9. Какой путь передачи имеет группа кровяных инфекций?

10. Предложите профилактику инфекционных заболеваний человека.

Целеполагание, актуализация знаний

3.1 Учитель в начале урока моделирует ситуацию: закройте глаза. Представьте, что вы идете по самому красивому лесу, как будто вы в сказке. Мы не спеша рассматриваете лесную тропинку, рядышком около ели прополз маленький ужик. И вдруг… присмотритесь! Вы видите яркие красивые ягодки. А рядом гриб, который вы никогда в жизни не видели, но он вам так нравится…

Далее учитель задает вопрос: а как вы поступите с найденными сокровищами?

После высказывание мнений, учащимся предлагается узнать материал новой темы, для того что бы к концу урока определиться, что сделать с находками.

3.2 Озвучивается тема; формулирование цели урока учащимися.

Изучение нового материала

4.1. Работа по тексту. Учащимся предлагается информация о грибах Беларуси, видовое разнообразие которых находится под вопросом. Учащиеся высказывают предположения. Учитель открывает информацию, работа по тексту.

Выполнение задания №2 по карточкам.

4.4. Рассмотрение ядовитых растений. Изучение начинается с вопроса: каким образом можно отравится ядовитыми растениями?

Учащиеся высказывают свое мнение. Следуют объяснения учителя.

4.5. Учащиеся рассматривают фото растений, после совместной работы с учителем идут выяснение названий видов ядовитых растений по их фотографиям. Учитель комментирует признаки отравления данными растениями (работа проводится по такой же схеме, как и с ядовитыми грибами). Делает акценты на морфологическое строение (использование слайдов презентации).

Систематизация и закрепление изученного материала

5.1. Работа с вопросами № 3 и №4 по карточкам работы на уроке.

5.2. Работа с фотографиями: на слайде представлены различные грибы, учащимся предлагается определить съедобные и несъедобные.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ. ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ

1. Вспомнить и определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами.

2. Разобрать виды ядовитых растений и грибов в лесах нашего региона.

3. Рассказать о первой помощи при отравлениях.

I. Организация класса.

II. Работа над новым материалом.

Учитель. Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес, на природу.

Наверное, всем из вас нравится быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью. Подумайте, какие опасности для человека таит природа.

Обучающиеся. В реке можно утонуть; от солнца получить ожоги и тепловой удар; могут укусить насекомые, змеи; можно отравиться ядовитыми грибами, растениями.

Учитель. Отравления ядовитыми грибами и растениями не столь уж редки. Почему случаются отравления?

Обучающиеся. Потому что люди, не зная ядовитых грибов и растений, пробуют их на вкус.

Учитель. Основная причина несчастных случаев – неосведомлённость (незнание) об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.

Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти.

Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ гербария).

Белена: растёт на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение даёт зелёные коробочки с крышечками – плоды, которые содержат семена. Семена – буро-серого цвета. Эти семена очень похожи на зёрнышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.

Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.

У ландыша ядовиты плоды – ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление.

Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков. В тяжёлых случаях развиваются судороги.

Вороний глаз: это растение растёт в лесу. Среди четырёх крупных листьев расположена ягода – крупная, чёрно-синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растёт по несколько ягод.

Очень много у нас в лесах, парках, кустарника, который также ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветёт ранней весной (в апреле – мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.

Вслед за этим – резкий отёк слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.

Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.

Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:

1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.

2. Использовать надо только те растения, которые вы знаете.

3. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).

4. Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Учитель. Что же делать, если вы отравились?

Обучающиеся. Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли.

Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз до появления воды. И, конечно, обратиться к врачу.

III. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Какие ядовитые растения есть в наших лесах?

Обучающиеся. Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.

Учитель. Чем опасны ядовитые растения?

Обучающиеся. Они могут вызвать отравление и даже привести к смерти.

Учитель. Света Иванова очень любит собирать цветы. Однажды в лесу она нашла целую поляну ландышей. Что она сделает?

в) сфотографирует поляну цветов.

Обучающиеся. Она может собрать букет и сфотографировать цветы.

Учитель. А почему нельзя есть ягоды?

Обучающиеся. Ягоды ядовитые, ими можно отравиться.

Учитель. Какие опасности ещё подстерегают в лесу?

Обучающиеся. Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.

Учитель. Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.

- Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки?

Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки – клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть в руках, он издаёт неприятный запах.

Обучающиеся. На шампиньон.

Учитель. Бледная поганка, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет да и попадёт к неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:

а) бледная поганка, если потереть её в руках, имеет запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;

б) пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.

Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.

Грибы известны людям с незапамятных времён. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.

Обучающиеся. Грибы группируются на съедобные и ядовитые.

Учитель. Отгадайте загадки. Ответ найдите на плакате:

На бору, на яру

Стоит мужичок –

Красный колпачок.

Обучающиеся. Мухомор.

Учитель. Пришёл грибник на старый выруб, а там возле пней хороводы грибов. Маленькие и крупные, с тёмной и светлой шляпкой, на которых как будто бы осенний загар. Грибы, грибы – целая кладовая. Глаза разбегаются.

Обучающиеся. Опята.

Учитель. Самый ядовиты, смертельно опасный гриб.

Обучающиеся. Бледная поганка.

Учитель. Эти грибы обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко – в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно.

Обучающиеся. Шампиньоны.

Учитель. Шляпка серо-жёлтая с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть жёлтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом.

Обучающиеся. Ложный опёнок.

Учитель. Сколько их? Гриб зелёный, гриб жёлты, гриб синий, гриб зелёно-красный… Название одно, а мякоть, подобно белому грибу, всегда остаётся сахарно-белой.

Обучающиеся. Сыроежка.

Учитель. Итак, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжёлым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.

Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась рвота, тошнота.

Девочку отправили срочно в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего девочка почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка… умерла.

Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб в нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и его необычными свойствами: он не растворяется в воде, никакой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.

Каковы симптомы отравления бледной поганкой?

Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов. Это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день-два может наступить смерть.

Отравление может произойти и съедобными грибами, если они неправильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила (плакат):

1) Будь внимателен при сборе грибов.

2) Изучай внешние признаки съедобных грибов.

3) Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных.

4) Не собирай грибы у дорог, у предприятий.

5) Не собирай грибы старые, перезрелые.

6) Не срезай гриб, если сомневаешься.

7) Отвари грибы в подсоленной воде 20-30 минут, слей воду.

Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть таковыми:

1. Немедленно вызвать врача.

2. До прихода врача надо действовать быстро и решительно.

а) дать слабительное;

б) промыть желудок раствором марганца;

в) дать активированный уголь;

г) дать холодную, слегка подсоленную воду.

IV. Итог урока.

Учитель. На уроке вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают в очень тяжёлых формах заболевания, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлого, необходимо немедленно обращаться к врачу.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ. ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ.

ОБЖ 5 коррекционный класс для детей с ЛУО

Учитель: Королева Нина Викторовна

МБОУ СОШ №6, г. Торжок

Познакомить учащихся с ядовитыми растениями и грибами нашего региона.

Учить учащихся оказывать первую помощь при отравлениях.

Корректировать навыки поведения учащихся на природе.

Организация класса.

Работа над новым материалом.

Беседа с учащимися с использованием ИКТ

Учитель. Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес, на природу.

Наверное, всем из вас нравится быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью. Подумайте, какие опасности для человека таит природа?

Учащиеся: В реке можно утонуть; от солнца получить ожоги и тепловой удар; могут укусить насекомые, змеи; можно отравиться ядовитыми грибами, растениями.

Учитель. Отравления ядовитыми грибами и растениями не столь уж редки. Почему случаются отравления?

Учащиеся: Потому что люди, не зная ядовитых грибов и растений, пробуют их на вкус.

Учитель. Основная причина несчастных случаев – неосведомлённость (незнание) об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.

Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти.

Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ гербария).

Белена: растёт на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение даёт зелёные коробочки с крышечками – плоды, которые содержат семена. Семена – буро-серого цвета. Эти семена очень похожи на зёрнышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.

Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.

У ландыша ядовиты плоды – ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление.

Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков. В тяжёлых случаях развиваются судороги.

Вороний глаз: это растение встречается в лесу. Среди четырёх крупных листьев расположена ягода – крупная, чёрно-синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растёт по несколько ягод.

Очень много у нас в лесах, парках, кустарника, который также ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветёт ранней весной (в апреле – мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.

Вслед за этим – резкий отёк слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.

Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.

Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:

Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.

Использовать надо только те растения, которые вы знаете.

Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).

Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Учитель. Что же делать, если вы отравились?

Учащиеся: Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли.

Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз до появления воды. И, конечно, обратиться к врачу.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения вместе с персонажем на экране

Закрепление пройденного материала.

Учитель. Какие ядовитые растения есть в наших лесах?

Учащиеся: Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.

Учитель. Чем опасны ядовитые растения?

Учащиеся: Они могут вызвать отравление и даже привести к смерти.

Учитель. Света Иванова очень любит собирать цветы. Однажды в лесу она нашла целую поляну ландышей. Что она сделает?

сфотографирует поляну цветов.

Учащиеся: Она может собрать букет и сфотографировать цветы.

Учитель. А почему нельзя есть ягоды?

Учащиеся: Ягоды ядовитые, ими можно отравиться.

Учитель. Какие опасности ещё подстерегают в лесу?

Учащиеся: Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.

Учитель. Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.

Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки?

Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки – клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть в руках, он издаёт неприятный запах.

Учащиеся: На шампиньон.

Учитель. Бледная поганка, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет да и попадёт к неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:

бледная поганка, если потереть её в руках, имеет запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;

пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.

Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.

Грибы известны людям с незапамятных времён. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.

Учащиеся:Грибы группируются на съедобные и ядовитые.

Учитель. Отгадайте загадки. Ответ найдите на плакате:

На бору, на яру

Стоит мужичок –

Красный колпачок.

Учащиеся: Мухомор.

Учитель. Пришёл грибник на старый выруб, а там возле пней хороводы грибов. Маленькие и крупные, с тёмной и светлой шляпкой, на которых как будто бы осенний загар. Грибы, грибы – целая кладовая. Глаза разбегаются.

Обучающиеся. Опята.

Учитель. Самый ядовитый, смертельно опасный гриб.

Учащиеся: Бледная поганка.

Учитель. Эти грибы обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко – в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно.

Учащиеся: Шампиньоны.

Учитель. Шляпка серо-жёлтая с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть жёлтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом.

Учащиеся: Ложный опёнок.

Учитель. Сколько их? Гриб зелёный, гриб жёлтый, гриб синий, гриб зелёно-красный… Название одно, а мякоть, подобно белому грибу, всегда остаётся сахарно-белой.

Учащиеся: Сыроежка.

Учитель. Итак, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжёлым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.

Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась рвота, тошнота.

Девочку отправили срочно в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего девочка почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка… умерла.

Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб в нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и его необычными свойствами: он не растворяется в воде, никакой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.

Каковы симптомы отравления бледной поганкой?

Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов. Это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день-два может наступить смерть.

Отравление может произойти и съедобными грибами, если они неправильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила (плакат):

Будь внимателен при сборе грибов.

Изучай внешние признаки съедобных грибов.

Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных.

Не собирай грибы у дорог, у предприятий.

Не собирай грибы старые, перезрелые.

Не срезай гриб, если сомневаешься.

Отвари грибы в подсоленной воде 20-30 минут, слей воду.

Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть таковыми:

Немедленно вызвать врача.

До прихода врача надо действовать быстро и решительно.

промыть желудок раствором марганца;

дать активированный уголь;

дать холодную, слегка подсоленную воду.

Учитель. На уроке вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают в очень тяжёлых формах заболевания, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлого, необходимо немедленно обращаться к врачу.

Урок "Природа и безопасность. Ядовитые ратсения и грибы" - урок изучения новой темы. В конспекте урока даются скриншоты к фильмам "Ядовитые растения", "Ядовитые грибы". Они послужат хорошим наглядным дополнением к изучаемой теме.

ВложениеРазмер
urok_yadovitye_rasteniya_i_griby.docx 27.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ. ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ

Мусралеева Татьяна Борисовна,

Образовательные задачи: - сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растения и грибами; определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами; познакомить учащихся с первой помощью при отравлениях.

Развивающие задачи : - развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растения и грибах;

- развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности;

- формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Воспитательные задачи: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;

- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать растения и грибы в природе;

- создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Личностная значимость изучаемого для учащегося : живая природа обладает большим разнообразием, одним из которых являются растения. Знания о растениях нужны каждому человеку, для расширения кругозора, для умения отличать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Форма организации учебной деятельности : коллективно-индивидуальная.

Тип урока : комбинированный урок.

Активные методы обучения : эвристическая беседа, проблемный рассказ.

Учитель. Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес, на природу.

Наверное, всем из вас нравится быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью.

А. Вопросы к эвристической беседе:

- Какие опасности для человека таит природа?

- Какие опасности нас подстерегают во время прогулки по лесу?

- Какие опасности нас подстерегают при отдыхе на природе, загородом?

Б. Вопросы к беседе с учащимися:

- Почему случаются отравления?

- Основная причина несчастных случаев?

Учитель. Основная причина несчастных случаев – неосведомлённость (незнание) об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.

Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти.

Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ гербария).

Белена: растёт на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение даёт зелёные коробочки с крышечками – плоды, которые содержат семена. Семена – буро-серого цвета. Эти семена очень похожи на зёрнышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.

Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.

У ландыша ядовиты плоды – ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление.

Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков. В тяжёлых случаях развиваются судороги.

Вороний глаз: это растение растёт в лесу. Среди четырёх крупных листьев расположена ягода – крупная, чёрно-синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растёт по несколько ягод.

Очень много у нас в лесах, парках, кустарника, который также ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветёт ранней весной (в апреле – мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.

Вслед за этим – резкий отёк слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.

Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.

Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:

  1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
  2. Использовать надо только те растения, которые вы знаете.
  3. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).
  4. Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Учитель. Что же делать, если вы отравились?

Обучающиеся. Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли.

Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз до появления воды. И, конечно, обратиться к врачу.

Учитель. Какие ядовитые растения есть в наших лесах?

Обучающиеся. Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.

Учитель. Чем опасны ядовитые растения?

Обучающиеся. Они могут вызвать отравление и даже привести к смерти.

Учитель. Света Иванова очень любит собирать цветы. Однажды в лесу она нашла целую поляну ландышей. Что она сделает?

  1. Нарвёт букет;
  2. наестся ягод;
  3. сфотографирует поляну цветов.

Обучающиеся. Она может собрать букет и сфотографировать цветы.

Учитель. А почему нельзя есть ягоды?

Обучающиеся. Ягоды ядовитые, ими можно отравиться.

Учитель. Какие опасности ещё подстерегают в лесу?

Обучающиеся. Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.

Учитель. Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.

  • Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки?

Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки – клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть в руках, он издаёт неприятный запах.

Обучающиеся. На шампиньон.

Учитель. Бледная поганка, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет да и попадёт к неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:

  1. бледная поганка, если потереть её в руках, имеет запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;
  2. пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.

Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.

Грибы известны людям с незапамятных времён. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.

Обучающиеся. Грибы группируются на съедобные и ядовитые.

Учитель. Отгадайте загадки:

Загадка: На бору, на яру

Учащимся необходимо выполнить движения (2 – 3 раза) и отгадать загадку:

Когда идешь тропинкою, (учащиеся шагают на месте)

Куда ни глянь, в полях (поворачивают голову в стороны)

На тонких стебельках, (встают на носочки)

Они как пух легки. (размахивают руками)

Стоят и чуть касаются (раскачиваются на месте)

От ветерка с реки (Одуванчик).

Учитель. Пришёл грибник на старый выруб, а там возле пней хороводы грибов. Маленькие и крупные, с тёмной и светлой шляпкой, на которых как будто бы осенний загар. Грибы, грибы – целая кладовая. Глаза разбегаются.

Учитель. Самый ядовиты, смертельно опасный гриб.

Обучающиеся. Бледная поганка.

Учитель. Эти грибы обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко – в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно.

Учитель. Шляпка серо-жёлтая с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть жёлтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом.

Обучающиеся. Ложный опёнок.

Учитель. Сколько их? Гриб зелёный, гриб жёлты, гриб синий, гриб зелёно-красный… Название одно, а мякоть, подобно белому грибу, всегда остаётся сахарно-белой.

Учитель. Итак, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжёлым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.

Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась рвота, тошнота.

Девочку отправили срочно в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего девочка почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка… умерла.

Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб в нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и его необычными свойствами: он не растворяется в воде, никакой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.

Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов. Это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день-два может наступить смерть.

Отравление может произойти и съедобными грибами, если они неправильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила (плакат):

  1. Будь внимателен при сборе грибов.
  2. Изучай внешние признаки съедобных грибов.
  3. Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных.
  4. Не собирай грибы у дорог, у предприятий.
  5. Не собирай грибы старые, перезрелые.
  6. Не срезай гриб, если сомневаешься.
  7. Отвари грибы в подсоленной воде 20-30 минут, слей воду.

Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть таковыми:

  1. Немедленно вызвать врача.
  2. До прихода врача надо действовать быстро и решительно.
  1. дать слабительное;
  2. промыть желудок раствором марганца;
  3. дать активированный уголь;
  4. дать холодную, слегка подсоленную воду.

Демонстрация обучающих электронных картинок с изображением ядовитых грибов и растений.

Учитель. На уроке вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают в очень тяжёлых формах заболевания, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлого, необходимо немедленно обращаться к врачу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Природа и безопасность. Ядовитые растения. Ядовитые грибы. Первая медицинская помощь при отравлениях.

Разработка данного урока полностью готова. В уроке используются различные методы работы с классом.


презентация к уроку краеведения в 6 классе по теме" Ядовитые растения Сахалинской области"

Дананя презентация составлена по теме " Ядовитые растения Сахалинской области" и знакомит обучающихся с многообразием ядовитых растений в области . Она состит из 36 слайдов, в которых выделены э.


Урок ОБЖ для 5 класса "Ядовитые растения и грибы"

Урок ОБЖ для учащихся 5 класса разработан в соответствии с новыми ФГОС. Для закрепления материала дается ссылка на фильм "Ядовитые растения и грибы".

Тест по ядовитым и съедобным растениям и грибам


презентация к уроку в 5 классе Ядовитые растения и животные

презентация к уроку в 5 классе Ядовитые растения и животные к УМК Сонина Н.И.

Урок по теме: "Строение клеток растений, животных, грибов"

Урок биологии в 5 классе по УМК "Сферы" автор Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко.

Разработка данного урока полностью готова. В уроке используются различные методы работы с классом.

ВложениеРазмер
urok_obzh_5.docx 18.43 КБ
pamyatka.docx 13.17 КБ
krossvord.docx 15.99 КБ
krossvord_2.docx 18.66 КБ
yadovitye_rasteniya.zip 2.98 МБ
yadovitye_griby.zip 2.4 МБ

Предварительный просмотр:

«Природа и безопасность. Ядовитые растения. Ядовитые грибы.

Учитель: Шаманская Наталья Викторовна.

  1. Вспомнить и определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами.
  2. Разобрать виды ядовитых растений и грибов в лесах.
  3. Рассказать о первой медицинской помощи при отравлениях.
  1. Организационный момент.
  2. Работа над новым материалом.
  1. Вступительное слово учителя.

В течение 5 минут напишите сенквейн о природе.

(дети пишут, а затем по желанию зачитывают, что получилось).

Подумайте, какие опасности для человека таит природа.

Учитель: Отравления ядовитыми грибами и растениями не столь уж редки. Почему случаются отравления?

Учитель: Основная причина несчастных случаев – неосведомленность об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.

Отравление может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти.

Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, и ядовитые грибы, которые распространены на территории России, рассмотрим их характеристику, узнаем чем опасны эти цветы и грибы, узнаем признаки отравления и естественно научимся оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях.

Читайте также: