Тип круглые черви биология сонин 7 класс

Обновлено: 15.04.2024

1. Оргмомент. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока.

Для работы на уроке мы разделились на 4 группы:

1- Трематоды (Сосальщики), 2 – Цестоды (Ленточные черви), 3 – Нематоды (Круглые черви),

4 – Турбеллярии (Ресничные черви). Каждый ученик сегодня получает индивидуальный табель, в котором вы будете после каждого задания фиксировать свою деятельность на уроке (Участвовал в задании – 1 балл, не участвовал – 0 баллов).

2. Проверка знаний.

Укажите правильные утверждения знаком “+”, а неправильные знаком “-”.

  1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
  2. К типу плоских червей относят классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
  3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
  4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
  5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
  6. У всех паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
  7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
  8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой
  9. Планарии – хищники.
  10. Плоские черви – раздельнополые животные.
  1. Плоские черви имеют вытянутое и уплощённое тело.
  2. Анального отверстия в пищеварительной системе плоских червей нет.
  3. Сосальщики имеют длинное членистое тело.
  4. Все плоские черви имеют развитые органы чувств.
  5. Малый прудовик – промежуточный хозяин печёночного сосальщика.
  6. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.
  7. Основным хозяином бычьего цепня является человек.
  8. Сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни.
  9. Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.
  10. Выделительная система планарии представлена выделительными канальцами и звёздчатыми клетками.

Учитель : А теперь поиграем , проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

За стол учителя садится один ученик от каждой группы, остальные – корреспонденты газет “Трематоды”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое гермафродит?
  5. Что такое финна?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: А сейчас каждая группа решит биологическую задачу :

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита? Каково значение гермафродитизма паразитических червей?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

3. Изучение нового материала

Учител ь: Тема нашего урока: "Особенности организации круглых червей". Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Учитель : Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

1-й ученик : В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик : На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

4-ученик: Заболевание дракункулез и его возбудитель червь ришта известны людям с незапамятных времен. Клиническая картина дракункулеза подробно описывается в Библии, сведения о нем находят в расшифровках египетских папирусов и глиняных табличек. Заражение человека происходит при попадании в его организм рачков-циклопов — носителей ришты. Нередко это происходит при употреблении сырой нефильтрованной воды или при купании в открытых водоемах. Как только пораженный риштой рачок оказывается в теле человека, гельминты выходят из него и, попадая через желудочно-кишечный тракт в кровь, начинают мигрировать по организму своего окончательного хозяина. Через некоторое время личинки ришты достигают половой зрелости и спариваются. Самец погибает, а самка начинает готовиться к продолжению рода. Она проникает в соединительную ткань (чаще всего на ноге) и остается там, свернувшись плотным клубком. В месте, где локализуется ришта, образуется нарыв. Через несколько дней личинки в теле червя полностью созревают, нарыв лопается (обычно это происходит при погружении пораженного участка кожи в воду) и взрослая особь вместе с новорожденными личинками выходит наружу. Выглядит она, как длинная (30-100 см) и тонкая белая веревка. Большую часть больных составляют туристы, поскольку они очень часто оказываются не осведомлены о грозящей опасности. Осложняет положение и то, что для заражения не обязательно пить сырую воду. Достаточно проглотить буквально несколько капель во время купания — рачки, которые являются промежуточными хозяевами гельминта в изобилии содержаться во многих водоемах.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  1. Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  2. Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  3. Поперечный срез имеет форму круга.
  4. Полость тела заполнена жидкостью.
  5. Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  6. При движении могут лишь изгибаться.
  7. Раздельнополые животные.
  8. И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель : Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей?

Работаем самостоятельно с учебником по группам:

1-группа: Нервная система и органы чувств.

2-группа: Пищеварительная система.

3-группа: Выделительная, дыхательная и кровеносная системы.

4-группа: Половая система.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель : Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов (15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске):

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?

2) Какие условия необходимы для развития червя?

5. Закрепление изученного материала.

Учитель : Ребята, представьте, вы – гельминтологи. Каждая группа – научно- исследовательский центр, который занимается изучением определённого вида гельминта. Вам необходимо:

  • изучить цикл развития гельминта
  • предложить меры по профилактике заражения данным паразитическим червем
  • выступить перед школьниками по вопросу профилактики данного гельминтоза.

1-группа: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

2-группа: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.

– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.

– Не брать в природе растения в рот.

– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.

– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте? Ответ : В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

Учитель : Сейчас мы поиграем , я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши, признаки характерные для круглых червей – руки на пояс и наклон вперёд.

К– Тело в поперечном сечении круглое.

П – Имеют паренхиму.

– Кровеносная система замкнутая.

– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.

П – Полости тела нет.

К – При движении могут лишь изгибаться.

К – Раздельнополые животные.

П – Тело сильно уплощенное.

К – Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.

К – Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

6. Домашнее задание

В 2. К классу Сосальщики относятся животные со следующими признаками:

А) листовидная форма тела

В )исключительно паразиты

Г) свободноживущие и паразитические животные

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) ветвистый или укороченный кишечник

В3. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наибольшей

А) Планария молочно-белая

Б) Плоские черви

А 1. Стенка тела плоских червей представлена

2) наружным хитиновым покровом

4) кожно-мускульным мешком

А 2. У ленточных червей, в отличие от сосальщиков, отсутствует

1) пищеварительная система

2) система органов прикрепления

3) промежуточный хозяин

А3. Населяют тонкий кишечник, питаются переваренной пищей хозяина, не имеют собственной пищеварительной системы

1) бурая планария

3) свиной цепень

4) печёночный сосальщик

А 4. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании

1) воды из стоячего водоема

2) в пищу немытых овощей

3) плохо вымытой посуды больного человека

4) плохо прожаренного мяса

А 5. Промежуточный хозяин в цикле развития свиного цепня

В 1. К классу Ресничные черви относятся животные со следующими признаками:

А) как правило, паразиты

Б) как правило, хищники

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) листовидная форма тела

В 2. К типу Плоские черви относятся животные со следующими признаками:

А) тело состоит из эктодермы и энтодермы

В) свободноживущие и паразитические животные

Г) исключительно обитатели водоёмов

Д) нет анального отверстия

Е) лучевая симметрия

В3. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей

Б) Плоские черви

Г) Цепень свиной

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

А1 А2 А3 А4 А5
1
2
3
4

В1 – три ответа в алфавитном порядке

В2 – три ответа в алфавитном порядке

В3 – запишите правильную последовательность

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника: Учащиеся со стр. 119 выписывают характеристику Типа Круглых червей. Учитель при необходимости дополняет.

К Типу Круглые черви относится более 1 млн. видов многоклеточных животных. Описано не более 20тысяч видов Они встречаются в почвенной, наземно-воздушной, водной и организменной среде обитания.

Тело Круглых червей не разделяется на отдельные сегменты, имеет в поперечном сечении более или менее округлую форму, заостренную на заднем и переднем конце. Покровы тела состоят из 3 слоев: кутикулы, гиподермы и мускулатуры; вместе они образуют кожно-мускульный мешок.

Кутикула является наружной оболочкой, она защищает организм Круглых червей от негативного воздействия среды обитания, а также выполняет функции скелета. Гиподерма расположена под кутикулой, имеет вид продольно вытянутых валиков. В гиподерме протекают процессы обмена веществ, в ней же задерживаются ядовитые вещества. Слой мышц представлен клетками мышечной ткани, которые образуют 4 ленты продольных мышц: 2 боковых и по одной на спинной и брюшной стороне тела.

Важнейшим признаком Круглых или Первичнополостных червей является наличие первичной полости тела (псевдоцели), заполненной жидкостью. Именно в ней располагаются все внутренние органы, образующие 5 различных систем: опорно-двигательную, пищеварительную, выделительную, нервную и половую. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.

Характеристика Типа в тетради пишется краткая.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом стр. 120-121)

Система органов Строение
1. Пищеварительная система Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.
2. Выделительная система Одноклеточные кожные железы.
3. Нервная система. Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.
4. Органы чувств. Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

3. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы “омываются” жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

5. Цикл развития человеческой аскариды.

Объяснение учителя с использованием рисунка учебника со стр. 122

Аскарида человеческая является паразитом тонкого кишечника человека. Длина тела взрослого самца около 25 см, однако, самки значительно крупнее, длина их тела может достигать 40 см. Аскариды питаются уже переваренной пищей организма хозяина. Одна самка может дать около 200 тыс. яиц всего за 1 год. Яйца выводятся из организма хозяина с каловыми массами, так как для дальнейшего развития им необходим кислород. Личинка начинает развиваться уже в оболочке яйца. Интересен тот факт, что яйцо с личинкой может находиться в земле до 7 лет, прежде чем снова попадет в организм человека. После употребления в пищу продуктов, зараженных аскаридой, яйца вновь попадают в кишечник. Там из них выходят личинки. Личинки испытывают потребность в кислороде, поэтому они пробуравливаются в кровеносные сосуды человека прямо через стенки кишечника. Кровь относит их к легким, где происходит дальнейшее развитие гельминта. Через некоторое время личинки поднимаются из легких по дыхательным путям, раздражая при этом слизистые оболочки человека. Это вызывает сильный кашель. Во время откашливания личинки проглатываются повторно и вновь попадают в кишечник. Там они вырастают во взрослых червей и готовятся к половому размножению.

  • Наносят ли аскариды вред человеку?
  • Пути заражения
  • Меры профилактики
  • Истощают организм хозяина;
  • Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  • Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.
  • Речная вода
  • Мухи
  • Немытые руки
  • Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные
  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:
  • Мыть руки перед едой;
  • Не грызть ногтей и не чистить их зубами;
  • Проводить уборку в домах и т.д.

IV. Домашнее задание:

А) общее для всех: прочитать раздел “Тип Круглые черви” стр 119-123.

В) по выбору (не творческое задание): письменно ответить на вопросы стр. 124 №1-9.

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Круглые черви встречаются во всех средах обитания. Важнейшим их признаком является наличие первичной полости тела. Кожно-мускульный мешок состоит из трех слоев: кутикулы, гиподермы и мускулатуры. Представители этого типа – раздельнополые животные с развитым половым диморфизмом. Личинки внешне похожи на взрослую особь. Многие представители Типа Круглые черви являются паразитами.

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

Тип Плоские черви.
Вы уже изучили
И много нового для себя открыли
Симметрия их тела,
Скажите без промедления, имеет:
Двусторонне – симметричное строение.

На несколько слоев разделено их тело:
Экто-, энто- и мезодерма
Классов немного в типе
Легко их перечесть,
Ведь червей плоских
Всего три класса есть
Первый класс Ресничные

А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

Второй класс Сосальщики
Исключительно паразитический весь
У них для прикрепления
Специальные органы есть?
(Присоски, крючья, шипы)

Третий класс Ленточные
Живут внутри других
Поэтому многие органы отсутствуют у них
Их тело приспособлено к такому существованию
Нет у них кишечника, органов дыхания
Кровеносной системы

Вот еще хотелось, заметить в заключение
У многих червей – паразитов развитие идет…
С превращением и со сменой хозяина

Подведение итогов.

III. Переход к изучению нового материала.

Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

IV. Изучение нового материала.

А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

- Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

1 вариант – о среде обитания Круглых червей

2 вариант – о строении нервной системы

3 вариант – об органах чувств

4 вариант – о пищеварительной системе

5 вариант – об органах выделения

6 вариант – о половой системе

(Работа детей с учебником)

Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

(В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

3. Строение. (Работа с учебником)

- Форма тела? (Веретеновидная)

- Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

- Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

- Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

- Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

(Запись термина в словари)

Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

1. Появляется первичная полость тела.

2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

(Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

- Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

Работа с рисунком учебника

Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

Развитие идет без смены хозяев.

А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

Каждая группа – это ученые.

1-я группа – математики

2-я группа - врачи

3-я группа - врачи

4-я группа - историки

5-я группа - гигиенисты

Задание для 1 группы (математики)

Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

Задание для 2 группы (врачи)

Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

Задание для 3 группы (врачи)

Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

Задание для 4 группы (историки)

Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

Задания для 5 группы

Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

После работы группы предоставляют свои выступления.

Примерное содержание выступления

(73 млн.) (300 тыс. острица)

Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

2. Не пить воду из рек, озер.

3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

4. Вести борьбу с мухами.

V. Закрепление и применение знаний.

Выполнение тестовой работы по вариантам.

Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

2. В словариках запишите объяснения к терминам.

3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

Тип “Круглые черви”

Вариант 1

Выберите номера правильных утверждений.

1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

5. Аскариды гермафродиты.

6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

7. Все круглые черви - паразиты.

8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

Вариант 2

Выберите номера правильных утверждений.

1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

2. Аскариды раздельнополые животные.

3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

Бесплатная помощь по выбору вуза и поступлению

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Войти с помощью:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Всего 13 материалов














5689447 5224586 3944022 3774787 3700402 3434149 3194465 3075506 3025001 2243290 2153071 2029404 314073

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения рекомендует школьникам сдавать телефоны перед входом в школу

Время чтения: 1 минута

Российские школьники начнут изучать историю с первого класса

Время чтения: 1 минута

С 1 сентября в российских школах будут исполнять гимн России

Время чтения: 1 минута

Эвакуированные в Россию из ДНР и ЛНР дети смогут поступить в вузы по квоте

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о профессиональном имидже педагога

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения проведет Всероссийский конкурс для органов опеки и попечительства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, так и для самостоятельного изучения темы учащимися.

ВложениеРазмер
kruglye_chervi-_redaktir_na_urok.ppt 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Выбрать верные утверждения. 1. Белая планария – свободноживущее животное. 2. У планарии есть пищеварительная, дыхательная, выделительная и нервная системы органов. 3. Непереваренные остатки пищи у планарии выбрасываются через рот. 4. Нервная система у планарии узлового типа. 5. Планарии – раздельнополые животные. 6. У плоских червей нет полости тела. 7. У планарии хорошо выражена регенерация. 8. Оплодотворение у планарии наружное.

2. Выбрать правильный ответ. 1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме : а) малого прудовика б) мелкого и крупного рогатого скота в) хищных рыб г) волков и собак 2 . Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых живут: а) взрослые паразиты б) взрослые паразиты размножаются в) сохраняются яйца г) развиваются личинки

3. Основными хозяевами называют организмы, в которых живут: а) живут взрослые паразиты б) развиваются личинки в) личинки питаются г) живут только самки 4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика: а) крупный рогатый скот б) малый прудовик в) волк или собака; г) овцы и козы.

5. Личинки бычьего цепня живут: а) в пресных водоемах б) в теле свиней и овец в) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота г) в кишечнике собак и кошек. 6. Паразитические плоские черви откладывают яиц: а) во много раз больше, чем свободноживущие б) столько же, сколько свободноживущие в) намного меньше, чем свободноживущие

Тема: Круглые черви и прогресс.

Внешнее строение Размеры тела: от 0,05 мм до нескольких метров. Тело веретенообразной формы, несегментированно, суживающееся к переднему и заднему концам, круглое в поперечнике.

Круглого червя плоского червя

Кожно-мускульный мешок Под кутикулой расположен 1 слой продольных мышц. Передвижение за счет боковых изгибов тела. Первичная полость тела, заполненная жидкостью. Функция жидкости: опорная, транспорт веществ.

Общая характеристика 1 . Имеют двустороннюю симметрию 2. Трехслойные 3. Тело длинное, упругое. 4. В поперечном разрезе тело круглое 5. При движении могут лишь изгибаться 6. Тело покрыто кожно-мускульным мешком 7. Внутри – полость тела, заполненная жидкостью 8. Появляется анальное отверстие 9. раздельнополые

Нервная система и органы чувств Окологлоточное нервное кольцо и шесть нервных стволов, соединенных многочисленными перемычками. Органы чувств: осязание (бугорки или щетинки), химическое чувство, зрение (примитивные глазки – пигментные пятна).

Пищеварительная система Рот – глотка – кишка (прямая трубка) – анальное отверстие.

Выделительная система Одноклеточные кожные железы

Половая система Раздельнополые. Половой диморфизм – самцы и самки обладают четкими внешними различиями. Откладывают яйца, есть живородящие формы.

Черви – паразиты человека. Человеческая аскарида. Длина самок – 20-40 см, самцов – 15-25 см. Паразит тонкого кишечника человека. Окончательный и промежуточный хозяин – человек. Заболевание: аскаридоз

Цикл развития аскариды.

Острица Длина самок до 12 мм, самцов – до 5 мм. Обитает в толстой кишке человека и некоторых обезьян. Заболевание: энтеробиоз.

Трихинелла Длина самцов 1,6мм, самок – 4,4 мм. Обитает в тонком кишечнике человека. Промежуточный хозяин – свинья. Личинки в известковых капсулах оседают в мышцах. Заболевание: трихинеллез

Ришта Ришта, или медицинский струнец. Длина 120см, толщина – 1-1,7мм. Обитает в лимфатических сосудах, лимфатических железах и подкожной клетчатке, преимущественно ног человека. Промежуточный хозяин – циклоп. Заболевание: дракункулез.

Нитчатка (филлярия) Длина 9см. Обитает в лимфатических железах и лимфатических сосудах человека, вызывая их закупорку и воспалительное утолщение тканей. Промежуточный хозяин – комар. Заболевание : слоновья болезнь.

Все круглые черви паразиты Снаружи нематоды покрыты кутикулой Паразитические нематоды не имеют пищеварительной системы Внутри кожно-мускульного мешка у нематод – обширная полость тела Все нематоды имеют кровеносную систему

У аскариды есть специальные органы прикрепления Органы чувств у круглых червей развиты слабо Пищеварительная система есть у всех нематод Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека Встречаются нематоды – паразиты растений

Читайте также: