Тип круглые черви класс нематоды конспект урока

Обновлено: 23.04.2024

Данная разработка содержит конспект урока,паспорт урока, задания группам, рабочие листы учащихся, памятки, все необходимые материалы.

ВложениеРазмер
urok_po_teme_kruglye_chervi.docx 126.68 КБ
zadaniya_gruppam.docx 12.83 КБ
pamyatki.docx 75.2 КБ
pasport_uroka.docx 647.42 КБ
rabochiy_list_uchashchihsya.docx 15.13 КБ
rabochiy_list_2.docx 13.37 КБ

Предварительный просмотр:

  • сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  • осуществлять гигиеническое воспитание.
  • таблица “Тип Круглые черви”,
  • таблица “Внутреннее строение аскариды”,
  • иллюстрации червей,
  • иллюстрации циклов развития червей,
  • таблица “Цикл развития аскариды”,
  • дидактические карточки и тетради,
  • видеофильм “Тип Круглые черви”.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

У доски один ученик, остальные – корреспонденты газет “Тип Плоские черви”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

Учитель: А сейчас мы решим несколько биологических задач:

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель: Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей? Работаем самостоятельно с учебником:

  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель : Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске) :

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.
Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема: Тип Круглые черви. Класс Нематоды 7 класс

Автор: Маслова Ирина Анатольевна

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: работа с интерактивной доской (работа с презентацией учителя)

Образовательные технологии: информационно – коммуникационные, обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, ТРИЗ.

Цель: Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей в среде обитания.

Основное содержание урока:

Общая характеристика типа Круглые черви.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности почвенных и растительноядных круглых червей.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей – паразитов человека и животных.

Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими круглыми червями. (слайд №2)

Организационный момент;

Актуализация знаний

Карточки-задания для индивидуальной работы учащихся;

У доски 2 человека, которые будут отвечать на вопросы. Условие для отвечающих: ответ полным предложением; условие для задающих вопросы: вопрос четкий, корректный, и требующий ответа в 1-2 предложения.

Имеются присоски, пищеварительная система

Развитие со сменой хозяев

Личинка снабжена 6-тью хитиновыми крючками, пищеварительной системы нет

Развитие со сменой хозяев

Малый прудовик, овца и корова;

Свинья и человек.

Выпишите номера характерных признаков животных: (слайд №4)

Белая планария ___________________

Свиной цепень ___________________

Печеночный сосальщик _____________

1 – на голове имеется 4 присоски;

2 – характерен свободноживущий образ жизни;

4 – длина тела 1-2 см;

6 – паразитирует в кишечнике человека;

7 – в теле различают головку, шейку, членики;

8 – покровы снабжены многочисленными ресничками;

9 – трехслойное животное;

10 – длина тела до 3-х метров;

11 – длина тела около 3-х см;

12 – двусторонне - симметричное животное;

13 – есть брюшная и околоротовая присоски;

14 – имеется пищеварительная система;

15 – пищеварительная система отсутствует;

16 – головка снабжена крючьями;

Изучение нового материала.

Общая характеристика типа Круглые черви (слайд №5)

Тип Круглые черви называют Первичнополостными. Они произошли от турбеллярий (ресничных червей), которые перешли к более активному образу жизни, чем другие представители этого класса, в связи с чем их организация усложнилась.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности почвенных и растительноядных круглых червей.

Нематоды – самая многочисленная и многообразная группа круглых червей. Они овладели всеми известными науке местообитаниями. Большинство видов обитают на дне морей и пресных водоемов, а также в сырой земле. Многие виды – паразиты растений, животных и человека. Свободноживущие черви известны решительно повсюду – это очень мелкие черви длиной от 0,05 мм до 50 мм. Паразитические виды обитающие внутри других животных и человека достигают 20-40 см и даже 8,4 м (плацентонема гигантская, обитающая в организме кашалота). Число видов нематод приближается к миллиону.

Почему у нематод такой необычайный успех?

Особенности внешнего строения. (Слайд №7)

Длинное, не разделенное на членики тело;

В поперечном разрезе тело круглое;

Двусторонне - симметричное животное;

Есть полость тела;

Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным;

Один слой продольных мышечных волокон;

При движении могут лишь изгибаться;

Тело плотное, упругое, снаружи покрыто плотной оболочкой.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ АСКАРИДЫ

hello_html_75ed450a.jpg

Плотная оболочка – кутикула представляет собой застывший продукт гиподерму. Она служит для защиты от различных внешних воздействий. Под гиподермой располагается мускулатура, состоящая из 4-х лент продольных мышц. На поверхности тела бывают различные кутикулярные образования в виде бугорков, шипиков, щетинок. Кутикула, гиподерма и мускулатура образуют кожно-мускульный мешок. Между ним и кишечником, а также прочими внутренними органами, появилась полость, наполненная водянистой жидкостью и называемая первичной полостью тела. Она образовалась в результате постепенной редукции паренхимы, которая у плоских червей заполняла все промежутки между органами. Таким образом, в теле первично полостных червей возникла упругая среда, служащая для кожно-мускульного мешка, выполняя роль гидроскелета.

Пищеварительная система усложнилась:

Представлена прямой трубкой, в которой выделяют рот, глотку, пищевод, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием. Рот окружен губами. В стенках ротовой полости и в глотке у очень многих видов имеются сложные, твердые образования, служащие для разрушения наружных покровов животных и растительных организмов. Таким образом, кишечник стал сквозным, и пища может двигаться в его полости в одном направлении, так как неусвоенные остатки пищи удаляются через анальное отверстие. Переваривание пищи внутри полости кишечника – более современный способ, чем внутриклеточный. Перенос веществ осуществляется у червей жидкостью полости тела.

У свободноживущих круглых червей газообмен происходит через покровы тела, а паразитических форм – за счет расщепления накопленного в теле органического вещества – гликогена.

Нервная система:

Лестничного типа. Состоит из окологлоточного кольца и нескольких отходящих от него нервных стволов с ответвлениями (тяжи – более толстые; узлы – более крупные и содержат большее количество нервных клеток).

Выделительная система:

Состоит из 2-х боковых слепо замкнутых каналов, которые загибаются на брюшную сторону, сливаются в непарный канал, открывающийся выделительным отверстием.

Органы чувств:

На передней части тела располагаются органы чувств: органы осязания (бугорки, щетинки), обоняния, а у некоторых свободноживущих и глаза.

Размножение:

Круглые черви преимущественно раздельнополые. У них ясно выражены половые различия (диморфизм). Оплодотворение внутреннее.

Женская половая система: 2 яичника → 2 яйцевода → матка → непарное половое отверстие, открывающееся ближе к переднему концу тела на брюшной стороне.

Мужская половая система: семенник → семяпровод → семявыносящий канал, открывающийся в заднюю часть кишки перед самым анальным отверстием.

Развитие прямое или с превращением, но личинки сравнительно мало отличаются от взрослых форм.

Прогрессивные черты развития круглых червей: (слайд №9)

Деление пищеварительной системы на отделы;

Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела;

Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием;

Большой интерес для человека представляют собой паразитические черви, обитающие в организме человека и животных – аскарида, острица.

Задание для учащихся: внимательно просмотрите видеофрагмент и назовите по схеме органы человека через которые проходят пути перемещения яйца и личинки.

(яйца→кишечник человека (личинка) →кровяное русло→легкие (личинки растут) →глотка→тонкий кишечник→взрослая особь)

Закрепление материала

Разделить признаки, перечисляемые учителем, на характерные для плоских червей (поднимают руку только учащиеся 1-го варианта), круглых червей (2-го варианта) и признаки, у червей отсутствующие (руки не поднимаются).

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока

Педагог (ФИО) ___ Рябинина Е.В. _______________________

Предмет_________ биология _______________Класс _______7_______________________

Тема урока _ Тип Круглые черви. Класс Нематоды. ____ Дата ___________________

Сформировать у учащихся представление об особенностях строения круглых червей, познакомить их с разнообразием круглых червей, с мерами профилактики заражения паразитами

Раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Развитие логического мышления посредством решения проблемных задач;

умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать умение работать в коллективе, группе, слушать других; воспитывать интерес к предмету .

Организационный момент :

- организация начала урока;

- мотивация учебной деятельности.

Цели для учащихся:

- включиться в деловой ритм урока;

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическкую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм урока;

- подготовить учащихся к осознанному восприятию материала

Форма организации работы:

1.Учитель рассказывает восточную мудрость,

желает удачи на уроке.

Давным –давно жили два мудреца.

Один был очень мудрый, а другой ему завидовал.

Второй, чтобы показать себя мудрее первого придумал каверзный вопрос.

- Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках.

Желаю вам удачи на уроке.

Актуализация знаний

Цель для учащихся:

- вспомнить особенности типа плоские черви.

Цели и задачи для учителя:

- воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся;

- оценить уровень подготовленности учащихся, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации.

Методы организации работы:

беседа с использованием проблемного вопроса.

Форма организации работы: фронтальная

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

успешные ответы учащихся, понимание ими связи вопросов с темой урока.

При затруднении в ответах учитель оказывает помощь, задает наводящие вопросы.

Методы мотивации учебной активности учащихся:

положительное оценивание учащихся

Учитель зачитывает стихотворения, учащиеся вставляют пропущенные слова (презентация)

Слайд 1 .Тип Плоские черви.
Вы уже изучили
И много нового для себя открыли
Симметрия их тела,
Скажите без промедления, имеет:
(Двусторонне – симметричное строение)

Слайд 2 .На несколько слоев разделено их тело:
(Экто-, энто- и мезодерма)
Классов немного в типе
Легко их перечесть,
Ведь червей плоских
Всего три класса есть
Первый класс ( Ресничные)

А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

(Свободноживущие, хищники)

Слайд 3 .Второй класс ( Сосальщики)
Исключительно паразитический весь.
У них для прикрепления
Специальные органы есть?
(Присоски, крючья, шипы)

Слайд 4 .Третий класс ( Ленточные)
Живут внутри других
Поэтому многие органы отсутствуют у них
Их тело приспособлено к такому существованию
Нет у них ( кишечника, органов дыхания, кровеносной системы)

Слайд 5. Вот еще хотелось, заметить в заключение
У многих червей – паразитов развитие идет…
(С превращением и со сменой хозяина)

Какова цель нашего урока?

Учитель подводит обучающихся к названию цели и темы урока.

Постановка учебной задачи.

- сформулировать цель и тему урока;

- определить практическое значение материала урока в своей жизни.

Цели и задачи для учителя:

- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока, ожидаемые результаты;

- стимулировать познавательный интерес, преобразовать содержание обучения в личностно значимое .

Слайд 6. Перед вами представлены животные. Каких животных вы здесь видите? ( ребята называют животных, но одно животное назвать не могут)

Какова цель нашего урока?

(познакомиться с новым видом животных)

Слайд 7. Даны поперечные срезы животных.

Какова тема урока?

(тип Круглые черви)

По какому алгоритму мы изучаем новый тип животных?

Каковы задачи нашего урока?

Эпиграф к уроку

Почему такой эпиграф, вы ответите позднее.

Открытие нового знания учениками

Цели для учащихся:

- изучить особенности строения Круглых червей и представителей данного типа;

- сравнивать особенности типов Круглые черви и Плоские черви

Цели и задачи для учителя:

- познакомить учащихся с особенностями типа Круглые черви и строением и жизнедеятельностью представителей класса Нематод;

- осмысление новых знаний при сравнении типа Круглые черви и раннее изученного типа Плоские черви;

- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, находить главное, самостоятельно работать с учебником;

- работая с учебником, научить путям достижения поставленных целей;

- при коллективном выполнении заданий, создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.

Основные положения нового материала:

1.Среда обитания Круглых червей.

3.Особекнности систем органов.

4. Жизненны цикл паразитических червей (аскариды)

5. Работа ученого совета.

Методы организации работы:

использование проблемных вопросов,

рассказ учителя с элементами беседы,

составление алгоритма, работа с учебником и тетрадью, при сравнении своей работы с правильным ответом – контроль и самопроверка знаний.

Формы организации работы:

фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- могут рассказать об особенностях строения и жизнедеятельности круглых червей;

- умеют найти из предложенного материала нужную информацию, вычленить главное.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

- активность в ответах на вопросы;

- наличие уточняющих вопросов в сложных местах.

Методы мотивации учебной деятельности:

положительное оценивание учащихся

Составление характеристики Круглых червей

Работа с учебником .

Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр.79-82, сведения о…

1 вариант – о среде обитания

2 вариант – о строении нервной системы

3 вариант - об органах чувств

4 вариант - о пищеварительной системе

5 вариант - об органах выделения

6 вариант - о половой системе

Составление общей характеристики Круглых червей совместно с учителем . (презентация, доска)

2. Среда обитания.

Слайд 11(рассказ учителя, работа с рисунком учебника)

4.Строение нервной системы.

7. Органы выделения.

8. Половая система.

А как вы думаете, почему самка крупнее самцов?

Слайд 14. Вопрос.

В чем проявляется усложнение в строении Круглых червей по сравнению с плоскими червями?

1.Появляется первичная полость тела.

2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

3. Нервная система-окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов.

Среди 20 тысяч видов круглых червей 7 тысяч видов являются паразитами.

Обратить внимание на развитие аскариды.

Есть ли у аскариды промежуточный хозяин? (нет)

Где происходит развитие яиц?

( в кислородной среде)

Где происходит развитие половозрелой особи?

( в бескислородной среде, в тонком кишечнике)

Каким образом яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека?

(с пищей. с водой)

Паразитические черви как аскарида, называют гельминтами.

А в народе? (Глистами )

Чем опасна аскарида? (вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, вызывает разрывы внутренних органов и воспаление легких)

Заболевание вызываемое аскаридами называют – аскаридозом.

Длина тела самки до 40см, самца 15-25 см.

Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей?

(все время движутся навстречу пище)

Работа в группах 2-3 мин. с дополнительной литературой.

1 группа – математики

2 группа – врачи

3 группа – врачи

4 группа – историки

5 группа – гигиенисты

1) Подсчитайте, сколько яиц отложит самка, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

2) Как человек заражается трихинеллой?

3) Что представляет из себя острица? Почему ими болеют часто дети?

4) Какой вклад в развитие гельминтологии внес К.И. Скрябин ?

5) Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

После работы группы предоставляют свои выступления.

Актуален ли он на сегодняшнем уроке?

(нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи.

Цели для учащихся:

- закрепление знаний, проговаривание во внешней речи;

Цели и задачи для учителя:

- осмыслить, систематизировать, обобщить и закрепить новые знания;

Методы организации работы:

Формы организации работы:

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала :

Какова тема урока?

Почему их так называют?

Особенности систем органов.

Самостоятельная работа

Цели для учащихся:

-применение новых знаний самостоятельно в новой ситуации

Цели для учителя:

- продемонстрировать самому ученику, что новое понятие или алгоритм зафиксировано в его сознании;

-подбор заданий, требующих от ученика применить новые знания самостоятельно в новой ситуации;

- определить степень усвоения учащимися нового материала.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила новый материал:

в случае выявления ошибок при проверке тестовой работы, проводится коррекция знаний на следующем уроке.

Выполнение тестовой работы по вариантам.

Самопроверка выполнения работы

(обучающиеся проверяют свои ответы с эталоном)

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: новые знания включаются в систему изученного

Цель: зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; организация самооценки своей деятельности.

Какую цель ставила?

Удалось ли ее решить?

Расскажите о своем открытии.

Самооценка своей деятельности.

Задание на дом .

Цели для учащихся:

- используя текст параграфа 17 и записи в тетради выучить особенности строения Круглых червей;

- уметь отвечать на вопросы после параграфа

- выполнить творческие задания по желанию.

Цели за дачи для учителя:

- объяснить особенности выполнения домашнего задания;

- мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий хорошими оценками.

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (6 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

  1. всей поверхностью тела;
  2. с помощью лёгких;
  3. жабрами.

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;
  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;
  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.
  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Для слабых учащихся:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …

Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.

ВложениеРазмер
kruglye_chervi.docx 35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Круглые черви, особенности их организации

Тип урока: изучение нового материала

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.

Основное содержание: Нематоды, строение нематод. Половой диморфизм. Живородящие формы. Системы органов. Аскарида человеческая.

  1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся представления об особенностях строения круглых червей, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности организмов.
  2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи);
  3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, познавательного интереса, любознательности, содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
  1. Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей.
  2. Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.
  3. Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.
  1. Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению круглых червей и бережного отношения к собственному организму;
  2. Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом и иллюстрациями учебника, структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;

  1. Предметные: учащиеся должны иметь представление о строении круглых червей, о их строении и цикле развития

Технологическая карта урока

Базовое содержание урока

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

I. Организационно-мотивационный этап урока

-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

- Проводит проверку домашнего задания в форме фронтального опроса по вопросам в конце параграфа.

-Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники.

Проверка домашнего задания

-Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем.

- Отвечают на вопросы учебника

Самоконтроль готовности к уроку

Анализ информации, применение полученных знаний, установление причинно-следственных связей и обобщение информации

II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала)

-Записывает тему урока на доске

-Помогает сформулировать задачи урока. Записывает их на доске

- Изложение нового материала.

-На примере свободноживущей нематоды, представленной на плакате, показывает основные признаки и особенности строения.

-Записывает на доске схему.

- Изложение нового материала.

-Объясняет задание, делит детей на 2 группы.

(Таблица представлена в приложении 1.)

-Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы

-Обращает внимание на новое определение. Диктует его.

-Обращает внимание на выполнение первых задач урока.

-Показывает рекомендованный видеофрагмент из приложения для учебника.

-Формулирует вопрос, который обеспечивает решение третей задачи урока.

-По мере необходимости комментирует сказанное учениками, дополняя и исправляя их.

-Дополняет ответ учеников, если не были названы какие – либо особенности.

-Дает задание, по истечению времени помогает отвечающему около доски, дополняет его ответ, исправляет ошибки, обращает внимание на важные положения, которые надо запомнить.

-Объясняет правила, которые необходимо соблюдать во избежание заражения.

1.Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей

2.Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.

3.Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.

-И в ходе нашего урока, давайте попробуем ответить на вопрос: А стоит ли грызть ногти?

-Тип круглые черви, или иначе нематоды, многочисленный вид. Ученые полагают, что число видов нематод приближается к 1 млн, однако учеными описано чуть больше 20 тыс. видов. Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

-Давайте рассмотрим строение нематод.

  • Нематода - имеет веретеновидную форму, поперечное сечение - круглое.
  • На переднем конце расположен рот, близ заднего конца, на брюшной стороне – анальное отверстие. У самки так же имеется половое отверстие. На основе этого, какой вывод можно сделать?
  • Вдоль тела проходят 4 продольные линии: 2 по бокам и 2 посредине спинной и брюшной сторон.
  • Снаружи имеется сложноорганизованная многослойная кутикула, которая выделяется покровом тела и представляет собой своеобразный наружный скелет, который создает опору для мускулатуры. Как вы думаете, какую роль еще выполняет кутикула? Верно, а под кутикулой находится мышечный слой.
  • Внутри кожно – мускульного мешка находится полость тела, которая заполнена жидкостью играет очень важную роль в обменных процессах. Скажите, какую именно? (Вам поможет текст учебника на странице 119-120)

-Вы правы, исходя из этого, можно сделать вывод, что жидкость заполняющая полость тела, берет на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови, а так же выполняет роль гидроскилета, так как поддерживает форму тела изнутри. Обязательно запишите это.

-Теперь давайте рассмотрим системы органов круглых червей. Для этого заполним таблицу, которая представлена на доске. Разделимся на 2 группы. Первая группа описывает нервную, пищеварительную систему и органы чувств

Вторая группа описывает органы выделения, дыхательную и кровеносную системы и половую систему.

-После того, как вы заполните свои поля, обменяемся информацией, чтобы дополнить таблицу, а так же проверим правильность выполненной работы. На работу даю 7 минут.

-Время вышло, давайте проверим и дополним Ваши таблицы

-Когда вы заполняли таблицу, вы встретили новое понятие – половой диморфизм. Давайте запишем его определение в тетрадь.

Обратите внимание на то, что половой диморфизм является признаком более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими!

-Итак, мы выполнили первую задачу нашего урока, т.е. познакомились с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей, так же мы выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями.

-Теперь рассмотрим очень интересный вопрос, каков же жизненный цикл круглого червя. Рассмотрим мы его на примере червя-паразита Аскариды. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

-Теперь давайте поговорим об увиденном. Откройте учебники на странице 122, так же можете посмотреть на слайд презентации. Перед вами представлен жизненный цикл аскариды человеческой.

-Как видите, аскарида очень хорошо приспособлена к паразитическому образу жизни, но благодаря чему? На основе того, что мы сегодня сказали и на основе видеофрагмента, назовите мне и запишите в тетрадь особенности в строении человеческой аскариды, которые делают ее хорошо приспособленной к паразитизму.

-Вы правы, но так же есть еще несколько особенности, которые помогают аскариде, дополните свой ответ в тетради – это:

4.Наличие мускулатуры состоящей из 4х продольных мышечных лент, которое позволяет хорошо изгибать тело.

5. Наличие особого вещества, которое выделяется клетками тела, защищая аскариду от переваривания соками хозяина.

-На прошлом уроке мы говорили о жизненных циклах печеночного сосальщика и свиного цепня. На опыте предыдущего урока, с помощью текста учебника на странице 123,рисунка – схемы на странице 122 и видеофрагмента, который мы посмотрели, схематично в тетради составьте описание жизненного цикла человеческой аскариды. На задание даю 6 минут, по истечению времени желающий расскажет и покажет около доски весь цикл.

Читайте также: