Толпа озвереет будет тереться ощетинит ножки стоглавая вошь

Обновлено: 18.04.2024

Владимир Владимирович Маяковский

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

Краткий анализ произведения

  • История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его времени.
  • Тема – борьба поэта с толпой, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.
  • Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырёх строф, первая и последняя завершаются одинаково.
  • Жанр – лирическое стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.
  • Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
  • Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Мне нравится 178

Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества.

Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”.

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”.

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”, и женщина, у которой “белила густо”. Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь”. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”.

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание.

Мне нравится 54

Сочинение о стихотворении Нате!

Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения — традиционный конфликт поэта и толпы.

Публика, толпа принимает поэта за раба, готового выполнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель — служение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя.

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, полностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Эпатажное, циничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой — стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Стихотворца, щедро дарящего драгоценные слова и рифмы, пытаются сделать рабом, услаждающим слух, поставляющим пищу духовную. Но поэт не согласен находиться в подчинении у потребителей.

Он пытается достучаться до людских сердец, объяснить, ради чего он служит искусству. Чтобы толпа поняла, приходится быть грубым, циничным, эпатировать публику. Поэт надеется быть услышанным, правильно понятым, стремится преобразовать мир.

Таким образом, уже в своей ранней сатире Маяковский понимал место поэта в обществе, отгораживал себя от безликого множества людей, чьи жизненные цели вполне приземлены. В написанном еще до революции стихотворении “Нате!” уже есть социальный посыл, стремление обозначить истинные ценности.

Владимир Владимирович Маяковский

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

Краткий анализ произведения

  • История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его времени.
  • Тема – борьба поэта с толпой, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.
  • Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырёх строф, первая и последняя завершаются одинаково.
  • Жанр – лирическое стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.
  • Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
  • Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Мне нравится 178

Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества.

Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”.

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”.

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”, и женщина, у которой “белила густо”. Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь”. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”.

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание.

Мне нравится 54

Сочинение о стихотворении Нате!

Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения — традиционный конфликт поэта и толпы.

Публика, толпа принимает поэта за раба, готового выполнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель — служение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя.

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, полностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Эпатажное, циничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой — стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Стихотворца, щедро дарящего драгоценные слова и рифмы, пытаются сделать рабом, услаждающим слух, поставляющим пищу духовную. Но поэт не согласен находиться в подчинении у потребителей.

Он пытается достучаться до людских сердец, объяснить, ради чего он служит искусству. Чтобы толпа поняла, приходится быть грубым, циничным, эпатировать публику. Поэт надеется быть услышанным, правильно понятым, стремится преобразовать мир.

Таким образом, уже в своей ранней сатире Маяковский понимал место поэта в обществе, отгораживал себя от безликого множества людей, чьи жизненные цели вполне приземлены. В написанном еще до революции стихотворении “Нате!” уже есть социальный посыл, стремление обозначить истинные ценности.

Нате вам!

Стихи не служат сытости

Публику в стихотворении Маяковский сравнивает с обрюзгшей толпой, которая плавно вытекает из дому и стекается послушать, что им сегодня приготовил на десерт/ужин молодой поэт. Среди публики сплошь обывательские лица – мужчина с капустой в усах, женщина, перепачканная белилами и т д. Все они хотят отведать сегодня кусочек культуры на сытое брюшко, закусить, так сказать.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…
… вот вы, женщина, на вас белила густо…

Они сползаются и вытекают на поэтический зов, ибо в тусклых квартирах им уныло, а сытость предполагает прогулку. Такую публику автор сравнивает со стоглавой вошью, откровенно называя паразитом на теле человеческого общества. Они считают, что поэт должен петь для них, этого его святой долг и обязанность – Нате! – кричит Маяковский и сунет им под нос дулю.

От физики к лирике

Оскорбляя толпу, Маяковский хочет разбудить в них что-то человеческое, развить духовное, отучить от стадного инстинкта.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах.

Большинство людей, по мнению лирического героя, который на 100% передаёт мысли автора строк, поклоняются лишь физическим ценностям и превратились в раковину вещей. Духовное для них стороннее, поэтому оно и тянет, как стеклянные бусы папуаса и посторонний шорох слепого. Поэт может приоткрыть им двери в царство Лиры, но он не клоун и не ходит на представление, чтобы кривляться на потеху публике! Захочет и плюнет –

я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам…

Толпа пришла, первая часть представления успешна, теперь поэт должен её дрессировать, а не она заставлять его корчить рожи и кидать на ветер строфы. У пиита, даже несмотря на его визуальную грубость, гораздо больше чести и достоинства, чем у этой, выплывшей из подворотни и рассевшейся для представления толпе. Герой стихотворения сразу ставит дистанцию между собой и обывателями с капустой на лице – это вы пришли ко мне, а не я к вам, это у вас нет того, что есть у меня.

Как сказал Стендаль:

Маяковский сказал даже резче, но смысл сохранился – между ним и серой толпой бездонная пропасть.

Мораль стиха

Поэт рад служить тем, кто любит поэзию, но он не прислуга для духовно мёртвых мещан и никогда не будет для них флейтой, улучшающей пищеварение.

Резкое, броское, но правдивое стихотворение, которое не выходит за рамки стиля Маяковского, но ещё раз показывает, что автор будет отстаивать свою позицию до конца. Вопреки общественному мнению, вопреки сложившимся стереотипам. Будет плыть, вопреки штилю. Чего и вам желает.

Текст

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже в этом хаосе и сумбуре, из которого лишь спустя несколько десятилетий предстоит выкристаллизоваться настоящим бриллиантам русской поэзии, фигура Владимира Маяковского изначально играет весьма эпатажную роль. Слог, чувство ритма, построение фраз – эти отличительные особенности позволяют безошибочно узнать произведения поэта в море литературных экспериментов. При этом каждая рифмованная строчка Маяковского несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая порой выражается в достаточно грубой и шокирующей форме.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды. Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.

Нате вам!

Стихи не служат сытости

Публику в стихотворении Маяковский сравнивает с обрюзгшей толпой, которая плавно вытекает из дому и стекается послушать, что им сегодня приготовил на десерт/ужин молодой поэт. Среди публики сплошь обывательские лица – мужчина с капустой в усах, женщина, перепачканная белилами и т д. Все они хотят отведать сегодня кусочек культуры на сытое брюшко, закусить, так сказать.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…
… вот вы, женщина, на вас белила густо…

Они сползаются и вытекают на поэтический зов, ибо в тусклых квартирах им уныло, а сытость предполагает прогулку. Такую публику автор сравнивает со стоглавой вошью, откровенно называя паразитом на теле человеческого общества. Они считают, что поэт должен петь для них, этого его святой долг и обязанность – Нате! – кричит Маяковский и сунет им под нос дулю.

От физики к лирике

Оскорбляя толпу, Маяковский хочет разбудить в них что-то человеческое, развить духовное, отучить от стадного инстинкта.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах.

Большинство людей, по мнению лирического героя, который на 100% передаёт мысли автора строк, поклоняются лишь физическим ценностям и превратились в раковину вещей. Духовное для них стороннее, поэтому оно и тянет, как стеклянные бусы папуаса и посторонний шорох слепого. Поэт может приоткрыть им двери в царство Лиры, но он не клоун и не ходит на представление, чтобы кривляться на потеху публике! Захочет и плюнет –

я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам…

Толпа пришла, первая часть представления успешна, теперь поэт должен её дрессировать, а не она заставлять его корчить рожи и кидать на ветер строфы. У пиита, даже несмотря на его визуальную грубость, гораздо больше чести и достоинства, чем у этой, выплывшей из подворотни и рассевшейся для представления толпе. Герой стихотворения сразу ставит дистанцию между собой и обывателями с капустой на лице – это вы пришли ко мне, а не я к вам, это у вас нет того, что есть у меня.

Как сказал Стендаль:

Маяковский сказал даже резче, но смысл сохранился – между ним и серой толпой бездонная пропасть.

Мораль стиха

Поэт рад служить тем, кто любит поэзию, но он не прислуга для духовно мёртвых мещан и никогда не будет для них флейтой, улучшающей пищеварение.

Резкое, броское, но правдивое стихотворение, которое не выходит за рамки стиля Маяковского, но ещё раз показывает, что автор будет отстаивать свою позицию до конца. Вопреки общественному мнению, вопреки сложившимся стереотипам. Будет плыть, вопреки штилю. Чего и вам желает.

Текст

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Читайте также: