Тренинг что такое вич и спид

Обновлено: 28.03.2024

Материал: листы бумаги формата А4, маркеры, раздаточный материал (буклеты, брошюры в классный "Уголок здоровья"), плакаты.

I. Организационная часть.

Ритуал приветствия "Я рад тебя видеть".

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа ведущего (Что такое ВИЧ и СПИД? Статистические данные по стране и городу).

1 декабря - всемирный день борьбы со СПИДом.

На начало 2009 года в мире инфицировано более 40 млн. человек. С 1981 года, когда был диагностирован первый случай СПИДа, от этого заболевания умерло более 25 млн. человек, что делает его самой разрушительной эпидемией в истории человечества.

В России заболеваемость регистрируется с 1987 года.

Так что же такое ВИЧ и СПИД?

ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека

ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему.

Когда у человека в крови обнаруживают ВИЧ, ему ставят диагноз "ВИЧ - инфекция" и человека могут называть ВИЧ - положительным или ВИЧ - позитивным.

СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

СПИД - комплекс заболеваний, возникающих у ВИЧ - положительного человека на фоне снижения иммунитета.

2. Упражнение "Спасатели детей" (играют 4 человека).

Четыре человека выходят за дверь, ведущий зачитывает рассказ группе учащихся. Затем приглашает первого участника, знакомит его с содержанием рассказа и просит пересказать его следующему, стоящему за дверью и т д. Группа учащихся не имеет право подсказывать. Далее обсуждение: в каких направлениях шло искажение информации.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Приглядевшись, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. И они вместе стали спасать детей. Увидев третьего путника, они позвали на помощь и его, но тот, не обращая внимания на их призывы, побежал к повороту реки, откуда плыли дети. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы справитесь и вдвоем.

А я доберусь до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить новое несчастье".

Акцент: притчу можно использовать для того, чтобы показать смысл профилактики - работать не только с уже возникшей проблемой, но и на ее предупреждение.

3. Анкета "Информированность о ВИЧ-инфекции и СПИДе"

1. Можно ли заразиться ВИЧ, пользуясь общественной раковиной при мытье рук?

2. Вы можете узнать, инфицирован ли человек ВИЧ, лишь по его внешнему виду?

3. Человек может заразиться ВИЧ, пользуясь общими иголками для введения наркотиков?

4.Можно ли заразиться ВИЧ, пожимая руку человеку, больному СПИДом?

5.Можно ли заразиться ВИЧ в любом возрасте?

6. Ребенок может родиться с ВИЧ, если его мать заражена ВИЧ?

7.Существуют ли лекарства от СПИДа в настоящее время?

- Как передается и как не передается СПИД?

  • при рукопожатии и объятиях;
  • через пот и слезы;
  • при кашле и чихании;
  • при использовании общей посуды или постельного белья;
  • при использовании общих ванн и унитаза;
  • при совместных занятиях спортом;
  • в общественном транспорте;
  • через животных или при укусах насекомых;
  • при поцелуе / через слюну.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

  • совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
  • нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
  • чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

через незащищенный половой контакт;

  • передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

4. Игра "А тебе слабо!". От каждой группы представители разыгрывают ситуации "А тебе слабо:сделать что-то". Если участники затрудняются самостоятельно придумать ситуацию, ведущий может предложить свой вариант.

5. Игра "Вежливый отказ". Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.

  • Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.
  • Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.
  • Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.
  • На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.
  • В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.
  • На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.
  • Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
  • Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
  • Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
  • Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.
  • Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).
  • Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
  • Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).
  • Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.
  • Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
  • Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.
  • Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.

6. Притча "Мудрец и молодой человек".

Акцент: важность личной ответственности в поведении, а также умения оценить риск.

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: "Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит".

Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: "Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва". Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: "Все в твоих руках".

III. Заключительная часть.

Рефлексия. Упражнение "Человек" (по группам).

  • Голова - какие знания ты получил на занятии?
  • Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?
  • Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?
  • Ноги - что осталось непонятным?

Подарить учащимся буклеты, брошюры "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тренинг по профилактике СПИДа

Комсомольского района, Чувашской Республики

Мельникова Надежда Александровна

Цель занятия: дать первичную информацию для участников тренинга о том, как передается и как не передается ВИЧ/СПИД. Научить избегать ситуации, в которых можно заразиться ВИЧ/СПИДом.

Оборудование:

- маркеры двух цветов;

- колечко, спички, и слоник для игры.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада видеть вас. Сегодня мы с вами проведем тренинг о СПИДе. Сегодня вы узнаете, как защитить себя от страшной болезни, будут проводиться интересные игры.

Задача : познакомить участников друг с другом и познакомиться с ними самому.

Инструкция: с идя в кругу, каждый участник группы по очереди называет свое имя и какое-либо качество с которым он хочет поделиться с группой

2. Принятие правил.

Перед тем как продолжить занятие я предлагаю вам выработать правила работы в группе. Вы будете называть по кругу правила, какие вы бы хотели, чтобы соблюдались в группе, а я их запишу на ватмане.

3. Основная часть.

Мини - лекция

Задача : ввести в тему занятия.

Точно известно одно: ВИЧ/СПИД – смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины . Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек .

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• 80% ВИЧ- инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

В Чувашии ВИЧ- инфицированных 312 человек

Задачи: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте.

Утверждения могут быть, например, такими:

-ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

- ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ- инфицированным.

- По внешнему виду человека, возможно, определить, есть ли у него ВИЧ.

- Употребление инъекционных наркотиков – единственный путь заражения ВИЧ.

- ВИЧ передается через кровососущих насекомых.

- Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

- Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ.

- ВИЧ поддается полному излечению.

Если бы вы точно знали информацию, соответствующую утверждениям, вы остались бы в прямой линии. Но, как мы видим, все оказались в разных местах. А теперь следующее упражнение.

Задача: дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ- инфекция; объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Ведущий объясняет участникам группы, что через несколько минут каждый из них окажется на тусовке. Он подчеркивает, что ВИЧ не передается через рукопожатия, но все они будут обмениваться рукопожатиями, символизирующими незащищенный половой контакт или введение наркотиков общим шприцем. Каждый может сделать три рукопожатия. Ведущий говорит, что на тусовке присутствуют два человека, инфицированных ВИЧ. ВИЧ- инфицированные будут точно так же обмениваться рукопожатиями с другими участниками тусовки, но при этом, уже после рукопожатия, подавать знак, заметный только тем, кому они пожимали руку, – например, щелкать пальцами или почесывать ладонь. Тот, кому передали секретный знак, передает его каждому при следующем контакте.

Ведущий просит поднять руку тех, кому не был передан секретный знак. Обычно таких людей в группе не оказывается.

Задача: снятие напряжения в группе .

Каждому участнику раздается спичка. Ведущий надевает на свою спичку колечко и без помощи рук передает его стоящему рядом, тот должен так же без помощи рук передать колечко следующему и так продолжается до тех пор, пока колечко не дойдет до ведущего.

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Ведущий говорит участникам группы, что они уже видели, насколько быстро может распространяться ВИЧ-инфекция, и объясняет, что для защиты от инфицирования каждый должен знать, какими путями ВИЧ передается, а какими – нет. Группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ). После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, ведущий задает вопрос, в каких из них, по мнению участников, может содержаться ВИЧ. Сначала отмечаются жидкости, которые называют участники, затем – другим цветом – жидкости, в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости.

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.

Ведущий говорит группе, что теперь, когда определены основные пути передачи ВИЧ, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с самими участниками.

Если человек правильно оценивает риск, ему легче защитить себя и своих близких. Всем участникам группы раздаются карточки, на каждой из которых описана какая- либо ситуация. Участникам дается время подумать над описанными ситуациями. Ведущий предлагает каждому участнику прикрепить доставшиеся ему карточки к соответствующему уровню на плакате. Прикрепляя карточку, каждый участник должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор. В случае необходимости ведущий поправляет участников.

Сексуальный контакт без презерватива

Использование общего шприца для введения наркотика

Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок

Использование общей бритвы

- С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови

- Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови

Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне

Инъекции в лечебных учреждениях

Использование чужой зубной щетки

Использование общей посуды для приготовления пищи

Уход за больным СПИДом

Объятия с ВИЧ- инфицированным человеком

Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Посещение школы вместе с ВИЧ - инфицированным учеником

Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ- инфицированным человеком

Использование общественных туалетных комнат

Питье из общественных питьевых источников

Задача: снятие напряжения в группе .

Ведущий берет мягкую игрушку, зажимая ее между подбородком и грудью, передает ее другому участнику без помощи рук. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не дойдет до ведущего.

Задача: анализируя ситуации, связанные с воздержанием, подумать о том, как принимаются решения самими участниками группы.

Ведущий разбивает большую группу на мини-группы и предлагает им обсудить каждую из ситуаций. Ситуации выносятся на общее обсуждение. В заключение ведущему нужно постараться вместе с группой перечислить признаки, свидетельствующие о том, что человек готов вступить в сексуальные отношения, принять осознанное решение и защититься от возможных негативных последствий.

Против воздержания

За воздержание

Можно потерять близкого друга/подругу.

Не надо бояться возможного заражения ИППП, включая ВИЧ/СПИД.

Надо мной будут смеяться, я окажусь самым отсталым.

Позволяет избежать нежелательной беременности; решение о рождении ребенка будет принято осознанно, когда придет время.

Это вредно для здоровья.

Любовь основана не только на сексе.

Не надо бояться, что тебя осудят «за распутность

Возможные ситуации для обсуждения:

А. Витя и Алёна познакомились на дискотеке и начали встречаться. Через некоторое время они пошли на дискотеку вместе, танцевали все медленные танцы, а потом Витя проводил Алену домой и поцеловал. У Вити и раньше были девочки, но для Алены этот поцелуй оказался первым в жизни. Когда Алёна рассказала о Вите подругам, те спросили, собирается ли она заниматься с ним сексом. Алёна не знала, что ответить, потому что у большинства ее подруг уже были сексуальные отношения с парнями. Она раздумывает: если Витя предложит ей начать сексуальные отношения, согласиться на это или подождать. Что вы посоветуете Алёне?

Б. Антон попросил у своего друга Миши совета. Он уже несколько месяцев встречается с девушкой по имени Нина. Она ему нравится, и они много времени проводят вместе. Но когда Антон завёл с Ниной разговор о сексе, она сказала, что любит его, но к сексу пока не готова. Антон не знает, почему Нина отказывается заниматься с ним сексом, и не понимает, что должен делать. Как вы думаете, что может Миша посоветовать Антону?

В. Маша и Игорь уже давно любят друг друга. Они часто видятся и мечтают о совместном будущем. У них еще не было сексуальных отношений, и они даже не говорили об этом друг с другом, но, наконец, настал момент откровенно обсудить этот вопрос. Как вы думаете, что они должны сказать друг другу?

4.Заключительная часть

Задача: выяснить, что нового, интересного и полезного узнали участники тренинга и какой вывод сделали.

Каждый участник тренинга высказывает свое мнение о тренинге, рассказывают, что понравилось, что нет, что для них было самым важным, что нового узнали, какой вывод сделали.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Заместитель директора по воспитательной работе

Безродный Александр Викторович

Цель: ознакомить обучающихся с достоверной информацией о ВИЧ/СПИДе, историей их возникновения, пути передачи; формировать представление молодежи о здоровом образе жизни; научить правильно оценивать разные жизненные ситуации.

Понятия для усвоения: 12 -14 лет – ВИЧ/СПИД;

15-18 лет – ВИЧ/СПИД, пути передачи, средства

защиты от инфицирования.

Структура занятия с подростками

Листы бумаги, фломастеры, блокноты, ручки

Оборудование: маркеры, ручки, карандаши, блокноты, листы бумаги, карточки с вопросами, карточки с ответами, карточки с пометками.

Вступительное слово учителя: Сегодня наша встреча посвящена большой проблеме, от ее решения зависит не просто будущее, счастливая жизнь общества, но и жизнь вообще.

Цель: активизировать участников занятия к работе в группах.

Много о ВИЧ уже известно, но каждый день появляется новая информация. Вместе с тем накоплен определенный багаж знаний. Учитель (тренер) дает определение:

ВИЧ В – вирус СПИД С – синдром

И – иммунодефицит П – приобретенного

Ч – человека И – иммуно

Д – дефицита

вирус – возбудитель заболевания;

иммунодефицит – отсутствие иммунной реакции организма, которая обеспечивает защиту от болезнетворных микроорганизмов;

синдром – ряд признаков (симптомов), которые указывают на наличие какой-то болезни или состояние;

приобретенного – такого, что появился на протяжении жизни, а не от рождения;

иммунного – касается иммунной системы, которая обеспечивает защиту человека от микроорганизмов;

дефицита – отсутствие чего-либо, в данном случае защитной реакции иммунной системы человека на наличие в организме вредных бактерий.

СПИД развивается конечная стадия болезни в организме человека, которую вызывает ВИЧ.

Загадочной. Во Франции сформировали группу исследователей под руководством ученого вирусолога Люна Монтенье для ее изучения. За два года (1983) была выяснена общая картина болезни, найден ее возбудитель – ВИЧ, разработаны методы, с помощью которых проявляют вирус болезни в организме человека, установлен механизм отрицательного воздействия вируса на организм. Впервые ВИЧ был идентифицирован в 1983 г. в Пастеровском институте в Париже. Вместе с тем, о факте открытия вируса, который вызывал СПИД, сообщили американские ученые из национального Института Здоровья во главе с Робертом Галло.

Вирусы являются возбудителями многих болезней, например, гриппа герпеса. ВИЧ, как и другие вирусы, является микроорганизмом, который невозможно увидеть с помощью обычного микроскопа. Жизнедеятельность вируса может происходить в живой клетке.

В случае инфицирования ВИЧ поражается иммунная система человека. ВИЧ обнаруживают с помощью специальных исследовательских анализов крови. Если вирус появляется в организме, иммунная система начинает вырабатывать в иммунных клетках специальные белки – антитела, которые борются с вирусом. Наличие антител в крови человека свидетельствует о том, что в его организм попала инфекция. Но следует знать, что от момента проникновения ВИЧ в организм до выработки достаточного количества антител проходит от 2-х до 12-ти недель. В этот период вирус невозможно обнаружить в организме, поскольку он еще не накоплен в достаточном количестве. Поэтому людям, которые проходят тестирование на ВИЧ, рекомендуют при наличии отрицательного результата повторить анализ через три месяца.

Носители ВИЧ на протяжении продолжительного времени могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми, хотя сразу после инфицирования наблюдаются симптомы, которые напоминают острое распираторное заболевание или простуду. Потом наступает скрытый период, если вирус себя не проявляет. Этот период может длиться годами. Все это время ВИЧ-инфицированный человек может чувствовать себя хорошо и, не подозревая, что у него ВИЧ-инфекция может заражать других. И с течением времени иммунная система больше ослабляется, а вирус становиться активнее. Минуют годы и человек заболевает СПИДом, что спустя некоторое время приводит к смерти. Очень часто главной причиной смерти может быть даже не СПИД, а другие инфекции, с которыми ослабленный ВИЧ-инфекцией организм не в состоянии бороться.

Мозговой штурм

Существуют три основных пути передачи ВИЧ от одного человека к другому.

1.Во время полового контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, если половой контакт не был защищен.

2.Если целостности кожных покровов нарушается острым предметом (иглой, бритвой или инструментом для нанесения татуировки), который перед этим употреблял инфицированный человек и кровь которого осталась на нем. Риск инфицирования ВИЧ велик при повторном использовании шприца или иглы для введения лекарства или наркотиков после вируса носителя, а также при переливании крови, которая содержит ВИЧ.

3.ВИЧ также может передаваться плоду от инфицированной матери во время беременности и родов или после рождения ребенка через молоко матери.

Мозговой штурм

Вирус иммуно ВИЧ не передается через:

Все варианты на доске:

- общее пользование верхней одеждой

- общее пользование фонтанчиком для питьевой воды

- чиханье и кашель

- контакты в общественном транспорте

- монеты и бумажные деньги

- постельное и нательное белье

- полотенце, мыло, мочалка

- укусы комаров и других животных

- плаванье в бассейне

- дверные ручки и спортивные снаряды

Возможно ли вылечить эту болезнь? К сожалению – нет! Современные лекарства могут удлинить жизнь больных или сдержать развитие ВИЧ инфекции в организме человека. Ученые ищут вакцину, которая могла бы защитить людей от ВИЧ, но пока что безрезультатно.

А пока вы должны хорошо знать пути передачи этого опасного заболевания для того, чтобы защитить себя.

Цель: систематизировать полученные знания относительно передачи ВИЧ.

2.Можно сделать ксерокопии таблицы, раздать, чтобы их заполнили ребята, обсудили каждое утверждение.

Пути передачи ВИЧ…

ВИЧ не передается через…

Цель: систематизировать полученные знания о путях передачи ВИЧ.

Участникам раздают листы с утверждениями и предлагают анонимно на них ответить:

1.ВИЧ- это вирус, вызывающий СПИД.

2.Можно заразиться ВИЧ, выпив из стакана, которым пользовался инфицированный ВИЧ человек.

3.ВИЧ передается дружеским поцелуем.

4.Можно заразиться ВИЧ при переливании непроверенной крови.

5.Человек, инфицированный ВИЧ, может заразить своего партнера.

6.Употребление алкоголя повышает риск заражения ВИЧ.

7.Комары могут быть переносчиками ВИЧ.

8.использование одноразовых шприцев может защитить от ВИЧ/СПИД.

9.Использование презерватива во время полового акта может уменьшить риск заражения.

10. Прием противозачаточных таблеток может уберечь женщину о инфицирования ВИЧ.

11.Можно заразиться через сидение на унитазе.

12.Большинство людей инфицированных ВИЧ, представляют угрозу для общества.

13.ВИЧ – конечная стадия заболевания СПИДом.

14.СПИД – это распираторная болезнь (простуда).

Мифы: 2 3 7 10 11 12 13 14

Факты: 1 4 5 6 8 9.

Цель: повысить степень сплоченности группы.

Участникам предлагается по команде выразить свое состояние хлопками. Тренер хлопает первым. Участники группы, в которой сформировалось взаимопонимание и сплоченность, через определенное время будут хлопать в одном ритме. Похвалите и пожелайте им также четко работать дальше.

Воображение: как бы ты вел себя, если бы узнал, что близкий тебе человек инфицирован ВИЧ?

Этот нелегкий вопрос возникает сейчас перед многими людьми. Трагизм ситуации состоит в ее необратимости. ВИЧ-инфицированный человек понимает, что он может заразить родных, друзей, но ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом – это прежде всего человек наделенный такими же самыми чувствами, желаниям, надеждами, что и здоровый человек. Поэтому основная помощь ему состоит в психологической поддержке. Как правило, люди, узнавшие, что они инфицированы, испытывают потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, найти понимание и сочувствие, ощутить себя не одиноким в борьбе со страшным недугом.

Люди по- разному относятся к тому, что у них обнаружили СПИД. Они ощущают страх, подавленность, безвыходность и одиночество. Они ощущают страх, подавленность, безысходность и одиночество. Если друзья окружают заботой и вниманием, это повлияет на его взгляды на жизнь.

Необходимо помнить, что любой человек рискует заразиться вирусом иммунодефицита. Существуют наиболее уязвимые группы, где высока вероятность:

- половой контакт без презерватива;

- использование загрязненного кровью оборудования;

- плод беременной ВИЧ-инфицированной женщины.

Наше поведение, наше понимание необходимости защищенного поведения является основной гарантией собственного благополучия. От нас, нашего поведения зависит наше здоровье, т.к. СПИД не имеет границ, не учитывает социальный статус, расу, половую принадлежность, сексуальные вкусы.

Цель: проиллюстрировать стиль жизни людей, их риск инфицироваться ВИЧ и возможные действия относительно предупреждения его распространения.

Участников разделить на 2 группы.

Группе вручить карточки с ситуациями.

Группа обсуждает, отвечая на вопросы:

а) в каких случаях риск заражения ВИЧ отсутствует?

б) в каких случаях риск заражения небольшой?

в) в каких случаях риск заражения большой?

- обсуждение общее с отметкой ситуации в таблице

Ситуация 1. Вадим после школы продает газеты. Он узнал, что Андрей, который работает рядом с ним, болеет СПИДом. Мать Вадима, узнав об этом, требует, чтобы он покинул эту работу.

Ситуация 2 . Юре 15 лет, он инфицирован ВИЧ. Юра не выглядит больным, но быстро утомляется. Он продолжает ходить в школу, но не знает, нужно ли рассказывать об этом кому-то.

(Предложенные ситуации можно заменить)

Цель: активизировать внимание участников, повысить сплоченность группы.

Участники становятся в круг. Им предлагается силой рукопожатия выразить свои чувства друг к другу.

Цель: закрепить полученные знания о ВИЧ/СПИДе, о путях передачи и средствах профилактики; снять эмоциональное напряжение участников тренинга.

- раздать несколько журналов и газет;

- вывешиваются материалы и представитель группы защищает проект.

Вопросы для обсуждения:

В каких случаях риск заражения ВИЧ высокий?

В каких случаях риск заражения ВИЧ низкий?

В каких вариантах поведения риска заболевания нет?

Чтобы предотвратить заражение опасной инфекцией. Следует помнить о путях передачи (половой, через кровь, от инфицированной матери и всегда придерживаться таких правил:

- риск ВИЧ-инфицирования максимален в случае повторного пользования шприцем ил иглой для введения лекарства или наркотиков после вирусоносителя, а также во время переливания крови, которая содержит ВИЧ. При необходимости при прокалывании ушей, инъекциях, бритье и т.д. следует пользоваться стерильными (лучше разовыми) инструментами;

- в подростковом возрасте лучше воздерживаться от сексуальных отношений;

- при сексуальных контактах необходимо пользоваться качественными презервативами.

Цель: закрепить в игровой форме знания о путях распространения ВИЧ-инфекции.

Участникам раздаются карточки со специальными пометками и карандаши. Значение пометок участникам неизвестно, им предлагается за 3 мин. Завязать как можно больше знакомств с другими участниками игры и вписать на карточку их имена. Остановить через 3 мин.игру и определить значение для каждой пометки, начиная с В.

После игры провести аналогию распространения ВИЧ/СПИД с чернильным пятном, акцентируя внимание на путях распространения и средствах предупреждения.

Значение пометок на кврточке:

Ш- совместное использование одного шприца (карточек не более 3)

С – половые контакты (не более 3-х карточек)

П- половые контакты с использование презервативов (1-2 карточки)

В- ВИЧ-инфицированный (1 карточка)

Д – отношения, построенные на доверии (2 карточки).

Итог занятия (5 мин.)

Тренер предлагает участника обсудить и высказать свои мысли по поводу того, что нового они узнали ан занятии. Применят ли они эти знания, чтобы уберечься от ВИЧ/СПИДа.

Листок с секретом (15-20 мин.)

Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИД.

Материалы: листы бумаги по числу пар в группе.

Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участники объединяются в четверки и обмениваются листами, потом в восьмерки.

Тренер предлагает перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаруживает метку, встает. Просит встать того, кто работал с ним в паре, в четверке, восьмерке.

Цель: игра. Кроме информирования дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД. Наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги, которые крепят в разные стороны комнаты

Согласен но с оговорками

Совершенно не согласен

Не знаю, не уверен

Ведущий читает утверждение, а участники становятся у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Наркомания - это преступление

Легкие наркотики безвредны

Принудительное обследование на ВИЧ – это единственный способ сдержать распространение инфекции

Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию

ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей

Врач, у которого обнаружили ВИЧ, должен быть отстранен от работы

Все ВИЧ- инфицированные люди должны быть изолированы

ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность

ВИЧ- инфицированные дети не должны посещать спортивные секции

Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан

Проблема СПИДа раздувается журналистами, а на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества

СПИД – это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека

Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.

Степень риска

_____+__________________________+__________________________+_______Высокий риск небольшой риск риск отсутствует

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Матвеево-Курганскаясредняя общеобразовательная школа №1

« Проблемы, связанные с ВИЧ /СПИД.

Выполнила учитель биологии

высшей квалификационной категории

Чащихина Галина Васильевна

Пояснительная записка.

Что такое тренинг?

Тренинг – потрясающе увлекательный процесс! Человек, который хотя бы раз в жизни принимал участие в тренинге, запоминает это событие надолго.

В широком смысле тренинг – это:

• познание себя и окружающего мира;

• общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;

• эффективная форма работы для усвоения знаний;

• инструмент для формирования умений и навыков;

• возможность приобрести друзей.

Чем тренинг отличается от обычных занятий?

Для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг, или, как его еще называют, тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим.

Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга.

Количество участников тренинга. Оптимальным размером группы считается 14-18 человек. Все зависит от целей тренинга и возможностей тренера. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы.

Оснащение тренинга

Канцелярия.

• Тетради/блокноты с жесткой обложкой (для того чтобы можно было писать сидя в кругу) рассчитаны на всех участников. • Ручки имеют обыкновение ломаться, поэтому их количество надо рассчитывать следующим образом: количество участников x1,25. • Папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, тесты, информационные листы, буклеты и др.). • ватман ; • флип-чарт (плохо, когда его нет, но можно и без него); • маркеры – найдите хотя бы один, лучше два, разного цвета; • скотч, ножницы, кнопки ; • Чистая бумага (формат А4) .

Важно учесть! Хорошая канцелярия – это:

признак высокого уровня тренинга;

показатель важности данной работы для подростка;

Техническое оснащение : Мультимедийный проектор, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Мотивирование подростков на безопасное поведение в условиях эпидемии ВИЧ.

выяснить уровень информированности подростков и наличие у них навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;

дать достоверную информацию о:

- путях передачи ВИЧ,

- обследовании на ВИЧ,

- патогенезе и течении инфекции,

- современных методах лечения,

- возможностях предотвращения инфицирования,

- эпидемиологической ситуации в нашей стране и мире,

- социальных, экономических и других последствиях эпидемии;

сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ

сформировать у подростков, принятия ответственных решений и действий в ситуации выбора;

мотивировать использование полученных знаний и навыков в реальной жизни, к самостоятельному информированию друзей и знакомых;

проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков;

сформировать у подростков толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

Возрастная группа участников тренинга - 15-16 лет.

План занятия (1,5 часа)

Принятие правил работы группы.

Оценка уровня информированности.

План-конспект

1. Введение . Ожидания участников. Принятие правил работы группы.

Рассказать, что такое тренинг. Описать цели и задачи данного тренинга.

Кратко объявить правила работы и объяснить их значение . (Приложение №1 .)

4.Информационный блок. Мультимедийная презентация.

Дать слушателям информацию о ВИЧ-инфекции.

2.Статистика и прогнозы.

3.Механизм инфицирования ВИЧ.

4.Пути передачи ВИЧ.

5.Через какие жидкости происходит инфицирование.

6.Как узнать о наличии инфекции? Результат теста.

8.Разница между ВИЧ-инфекцией и СПИДом.

9.Почему заболевание может развиваться медленно?

10.Можно ли стабилизировать состояние человека при развитии СПИДа?

11. Почему вирус трудно уничтожить?

12.Оппортунистические инфекции. Почему их нужно предотвращать и лечить?

13.Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ?

14.Методы профилактики заражения ВИЧ .

15.Особенности лечения ВИЧ и СПИДа.

16.От чего зависит скорость развития заболевания?

17.Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

8. Завершение работы. Какие чувства вызвало занятие? О чем заставило задуматься? Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Литература :

Правила работы группы.(Приложение №1)

Для того, чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

не боялся стать объектом насмешки и критики;

был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

На полуторачасовом или однодневном тренинге я могу просто назвать все правила, объяснив их значение и необходимость соблюдения.

Я могу сделать это так:

«Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил.

Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему поселку.

Право ведущего. Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.

Пунктуальность. Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо

Группа может предложить и другие правила.

Мозговой штурм (Приложение №2)

сформулировать вопрос/ задание;

установить временные рамки ;

фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;

не критиковать и не оценивать мысли и предложения.

Методика проведения.

Ведущий разбивает группу на подгруппы по 4-6 человек и предлагает обсудить им проблему.

Проблемный вопрос. Почему мы говорим о ВИЧ? СПИДе?

Каждая подгруппа выбирает человека, который фиксирует в тетради или на ватмане все, что говорят участники.

Участники высказывают все мысли, которые пр иходят им в голову.

Высказывания не критикуются, записываются без изменений, не оцениваются, не смотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или неверными.

План занятия

Время

Содержание

Продолжительность

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Информационный блок (начало)

Понятие о групповом давлении

План-конспект

Введение (5 минут)

Знакомство (10 минут)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Ожидания участников (10 минут)

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Актуализация проблемы (15 минут)

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

7. Групповая дискуссия по вопросам:

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Информационный блок (20 – 25 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.
  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

Читайте также: