Туберкулез чего был у галины вишневской

Обновлено: 27.03.2024

На этой старой фотографии две звезды мировой оперной сцены – уже знаменитая Галина Вишневская и стоявшая в начале пути Елена Образцова. Многие знают о непростых отношениях между великими певицами, но тогда, 55 лет назад, они были педагогом и ученицей.

Примы – состоявшаяся и будущая

Будущий фотохудожник Анатолий Ковтун, автор снимка, приехал тогда в Большой в качестве ассистента оператора. Он вспоминает, что репетиция была ненастоящая – ее организовали специально, чтобы записать материал для кинохроники:

– Как таковая работа над фильмом, по-моему, еще даже не началась – картину вообще снимали в Ленинграде. Все происходило в одной из артистических гримуборных. После съемки Вишневская переоделась в обычную одежду и уже собиралась уходить, как вдруг кто-то сказал, что пришла Елена Образцова. Они сели и разговорились. Я стал фотографировать. Признаться, кто такая Образцова, я тогда еще не знал. Но было понятно, что передо мной две примы – уже состоявшаяся и будущая. Несмотря на разницу в положении, они общались совершенно на равных: Образцова – без заискивания, Вишневская – без высокомерия. Хотя все знали, что характер у нее трудный, что она бывает прямой и жесткой, и обидеть может, и отбрить кого угодно. Я, например, слышал на репетиции, как жестко она ответила режиссеру на его замечание: мол, нет, по-другому я не буду. Очень удивился – такое редко можно было услышать.

– Они стали общаться уже не как певицы, а как две красивые женщины – говорить о колечках, – рассказывает автор снимка. – На Вишневской в тот день были очень интересные украшения.

Галина Павловна любила драгоценности, умела их носить, знала в них толк. Они с Мстиславом Ростроповичем были коллекционерами произведений искусства, скрупулезно собирая их по всему миру – в первую очередь шедевры русской живописи, фарфор, предметы интерьера, ювелирные изделия. Покупали, как рассказывала сама Вишневская, не из-за ценности вещей, а чтобы любоваться ими. В 2018 году, уже после смерти певицы, больше трехсот предметов из семейного собрания Вишневской и Ростроповича были выставлены на аукционе Sotheby’s. Среди них украшения – такие, например, как шифр (бриллиантовый знак, который носили фрейлины) с инициалами императрицы Александры Федоровны.

Простила, но не забыла

Образцова и Вишневская познакомились летом 1962 года во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. Елена Васильевна тогда была студенткой Ленинградской консерватории, Галина Павловна – народной артисткой РСФСР, членом жюри вокальных конкурсов. Знакомство переросло в наставничество: как вспоминала Вишневская в своей книге, по просьбе Образцовой она начала заниматься с ней вокалом, чтобы помочь избавиться от недостатка, который мешал ее прекрасному голосу раскрыться в полную силу. Уже в следующем году 25-летняя Образцова дебютировала на сцене Большого театра с партией Марии Мнишек, а еще через год стала его солисткой.

– На фотографии она как раз в то время, когда только окончила консерваторию и была принята в труппу Большого, – рассказывает Анатолий Ковтун. – Надо сказать, что это если не единственный, то один из немногих снимков, на котором Галина Вишневская и Елена Образцова вместе и между ними добрые отношения. Через несколько лет произошли события, после которых две великие певицы стали чуть ли не врагами.

– Когда Вишневская и Ростропович вернулись в Россию, Галина Павловна открыла тут школу оперного пения, была все время на виду.

Неудивительно, что однажды судьба их с Еленой Васильевной свела, – рассказывает Анатолий Ковтун. – К сожалению, я не был на мероприятии, где это произошло, но спросил людей, которые там присутствовали, как они встретились. Мне сказали, что все прошло немного натянуто, но они пообщались. Наверное, время все-таки лечит.

Звезда советской и международной оперы Галина Вишневская, прима Большого театра и супруга не менее знаменитого музыканта Мстислава Ростроповича, несколько раз в своей юности стояла на пороге смерти, однако дожила до 86 лет. В ее жизни была нищета, смертельная болезнь, слава, эмиграция и возвращение на родину. О своей причудливой судьбе она сама рассказала в автобиографической книге "Галина".

Война и блокада

Несчастье с близкими

В 18 лет молодая солистка вышла замуж за 40-летнего директора Театра оперетты. У пары родился сын. Но военные годы сказались на здоровье его матери: ребенок умер в 2,5 месяца, а сама Галина едва не скончалась от эклампсии. Вскоре появилась ее мать, чтобы умереть у 19-летней Галины на руках от рака.

Смертельная болезнь

Через полгода после смерти сына у девушки обнаружили запущенный туберкулез. В те годы это было смертельное заболевание - антибиотики достать было почти невозможно. Галину спас муж, достававший стрептомицин за бешеные деньги у спекулянтов.

Большой театр

Любовь всей жизни

В 1955 году прима Большого театра познакомилась с Мстиславом Ростроповичем. К этому времени ее мужу было 51, ей - 29. Ростропович был моложе ее на год и влюбился без памяти. Ухаживал он со свойственной ему широтой: покупал корзины цветов и пытался угадать любые желания артистки. Во время совместных гастролей в Праге они решили пожениться по возвращению в Москву. Они родили двух дочерей и прожили вместе полвека. Вишневская пережила мужа на 5 лет.

Изгнание с родины

Две звезды российской музыкальной сцены жили слишком вольно, по мнению ЦК КПСС: устраивали светские вечера, дружили с диссидентом Солженицыным. Поэтому в 1978 году их лишили советского гражданства и изгнали из страны. Галина улетала, захлебываясь рыданиями. Однако жизнь пары за рубежом сложилась успешно. В 1990 году они триумфально вернулись в Россию. До конца своих дней Ростропович гастролировал с концертами по всему миру, а Вишневская преподавала в созданном ей Центре оперного пения. Певица отказалась от предложенного ей в 1990-ом году советского паспорта и до конца своих дней жила со швейцарским. "Я не просила ни отнимать у меня гражданство, ни возвращать его", сказала певица.

О Галине Вишневской

Все мы знаем, про Галину Павловну, про ее характер, про ее карьеру, про мужа, про ее книгу "Галина", она обо всем, как нам казалось говорила и рассказывала открыто! Но на самом деле, она говорила, только то, что ей было выгодно. Не очерняя себя, но обливая грязью своих коллег. Об этом знал весь музыкальный мир и Большой театр в частности. Поэтому ее коллеги по театру и не любили и это мягко говоря! Но величие ее от этого, конечно не меркнет!

Перевожу статью из испанской газеты "Ельмундо"



В СССР, вспоминает она, деньги не имели большого значения. Но на мировых сценах доллары лились на них дождем в виде контрактов, которые они подписывали или отвергали в соответствии с указаниями, которые давала организация, обеспечивавшая их гастроли. Социалистический строй был хозяином ее голоса и всего, что она получит за свои гастроли.


С Галиной Павловной, которая называла себя примадонной Большого театра, я уже несколько раз встречался в операх текущего репертуара, и вот теперь совместное участие в новой постановке. Должен сказать, что работа с ней была малоприятной. Однако это скрашивалось некоторыми комичными происшествиями.

– Кто это так фальшиво поёт?!

– М…м-м-м… Это вы, Галина Павловна, мы записали по театральной радиотрансляции.

Но в целом, несомненно, Г.П. Вишневская была по-своему яркой личностью и оставила след в истории Большого театра. Наследила, так сказать…

Конечно, всё происшедшее было из ряда вон выходящим. Как я понимаю, Фурцева связалась с Петром Ниловичем Демичевым, который тогда был кандидатом в члены политбюро и секретарём ЦК по идеологии. В этот же день вся ситуация стала известна Вишневской и Ростроповичу, с их стороны начались какие-то действия и ближе к вечеру мы были приглашены на беседу к Демичеву. Он принял нас в своём кабинете в Центральном Комитете партии, выслушал и счёл справедливыми требования Атлантова и Милашкиной. На этом вопрос был закрыт.

Но шум, который был поднят в театре клевретами Вишневской, был просто невообразимым. На меня вылили ушат грязи, работать нормально стало невозможно. Однако если бы всё это повторилось сегодня, я точно так же поддержал бы своих коллег.

Такими были у Ростроповича и Вишневской друзья во власти. Вообще их связи в верхах были очень обширными. Это все знали и все чувствовали.

В начале мая 1977 года в Стокгольме я шёл по улице и вдруг вижу: по другой её стороне навстречу мне идёт Ростропович. Я сделал вид, что не замечаю его, но он перешёл на мою сторону, остановился и спросил:

– Женя, я всё-таки не понимаю, почему вы это сделали. Я понимаю других, они давно работают в театре, у них свои счёты, а у вас тогда это был лишь третий сезон.

– М-м-да. А вы знаете, что Галину Павловну приглашают преподавать в Московской консерватории и стать заведующей кафедрой сольного пения?

– Очень интересно было это узнать. Кстати, я уже два года заведую этой кафедрой.

– Что вы говорите.

На этом разговор закончился, и каждый пошёл своей дорогой.

– Но это же клевета! – возмутился я. – Я подам на неё в суд.

– А у тебя есть столько денег, сколько у Ростроповича?

Сейчас я не считаю нужным молчать. Я изложил факты, которые хорошо знаю.
_______________________________________________________________

Прощание с оперной певицей Галиной Вишневской

"Галина Павловна была нездорова, она пережила блокаду, после войны у нее был туберкулез, одно легкое не давало покоя. Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. В воскресенье мы прилетели из Германии в Россию", - рассказала Ольга Ростропович.

Галина Вишневская скончалась во вторник на 87-м году жизни.

"Галина Павловна была нездорова, она пережила блокаду, после войны у нее был туберкулез, одно легкое не давало покоя. Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. В воскресенье мы прилетели из Германии в Россию. Она ушла у нас с сестрой на руках, окруженная любовью, абсолютно счастливая", — рассказала Ольга Ростропович.

По ее словам, в момент кончины Вишневской в их загородном доме играла духовная музыка, Галина Павловна причастилась, она держала в руках молитвенник своего покойного мужа Мстислава Леопольдовича Ростроповича.

"Мы как люди верующие знаем, что она ушла к папе. Наши дети, ее пять внуков, все здесь. И мы хотим поблагодарить всех пришедших сегодня поклониться маме, люди стояли в очереди и несли цветы, несмотря на мороз. Благодарим и тех, кто прислал письма с соболезнованиями, мы знаем, что Центр оперного пения будет существовать, надеемся, что он будет нести имя Галины Павловны", — сказала она.

Как сообщалось ранее, проститься с великой певицей можно будет до 20.00 четверга. На следующий день в храме Христа Спасителя с 9.00 начнется литургия, а с 11.00 — отпевание. Похороны состоятся на Новодевичьем кладбище в 13.00.

Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. С 1944 по 1951 год работала в Ленинградском областном театре оперетты — сначала в хоре, затем стала исполнять сольные партии. Уйдя из театра оперетты, Вишневская стала брать уроки пения, а в 1952 году, несмотря на отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу Большого театра, где впоследствии стала ведущей солисткой.

Среди партий, которые она исполнила в этом театре — Татьяна в "Евгении Онегине", Лиза в "Пиковой даме", Купава в "Снегурочке", Донна Анна в "Каменном госте", Аида в одноименной опере Верди (в этой партии в 1962-м Вишневская дебютировала в театре "Ковент-Гарден"), "Тоска" и "Мадам Баттерфляй".

В 1955 году вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича. С 1974 по 1990 год Вишневской и Ростроповичу пришлось проживать за пределами России — они подверглись преследованию властей за поддержку Александра Солженицына (с 1978 по 1990 год Вишневская была лишена советского гражданства). В эти годы певица жила в США и во Франции, выступала в крупнейших театрах мира, а также ставила в качестве режиссера оперные спектакли.

В 2002 году открылся Центр оперного пения Галины Вишневской в Москве. А с 2006-го стал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, где певица возглавляла жюри.

Среди наград Вишневской — Медаль "За оборону Ленинграда" (1942), Орден Ленина (1973), Алмазная медаль города Парижа (1977), Орден "За заслуги перед Отечеством" IV (2011), III (1996), II (2006) и I (2012) степеней. Также она являлась Офицером ордена искусств и литературы (Франция, 1982), командором ордена Почетного легиона (Франция, 1983), почетным гражданином Кронштадта (1996), почетным профессором МГУ имени Ломоносова (2007) и Московской консерватории.

Центр оперного пения Галины Вишневской в этом году отмечает 10-летие со дня своего создания. В честь этого события был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. В частности, 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.

Читайте также: