Туберкулез чего был у галины вишневской
Обновлено: 27.03.2024
На этой старой фотографии две звезды мировой оперной сцены – уже знаменитая Галина Вишневская и стоявшая в начале пути Елена Образцова. Многие знают о непростых отношениях между великими певицами, но тогда, 55 лет назад, они были педагогом и ученицей.
Примы – состоявшаяся и будущая
Будущий фотохудожник Анатолий Ковтун, автор снимка, приехал тогда в Большой в качестве ассистента оператора. Он вспоминает, что репетиция была ненастоящая – ее организовали специально, чтобы записать материал для кинохроники:
– Как таковая работа над фильмом, по-моему, еще даже не началась – картину вообще снимали в Ленинграде. Все происходило в одной из артистических гримуборных. После съемки Вишневская переоделась в обычную одежду и уже собиралась уходить, как вдруг кто-то сказал, что пришла Елена Образцова. Они сели и разговорились. Я стал фотографировать. Признаться, кто такая Образцова, я тогда еще не знал. Но было понятно, что передо мной две примы – уже состоявшаяся и будущая. Несмотря на разницу в положении, они общались совершенно на равных: Образцова – без заискивания, Вишневская – без высокомерия. Хотя все знали, что характер у нее трудный, что она бывает прямой и жесткой, и обидеть может, и отбрить кого угодно. Я, например, слышал на репетиции, как жестко она ответила режиссеру на его замечание: мол, нет, по-другому я не буду. Очень удивился – такое редко можно было услышать.
– Они стали общаться уже не как певицы, а как две красивые женщины – говорить о колечках, – рассказывает автор снимка. – На Вишневской в тот день были очень интересные украшения.
Галина Павловна любила драгоценности, умела их носить, знала в них толк. Они с Мстиславом Ростроповичем были коллекционерами произведений искусства, скрупулезно собирая их по всему миру – в первую очередь шедевры русской живописи, фарфор, предметы интерьера, ювелирные изделия. Покупали, как рассказывала сама Вишневская, не из-за ценности вещей, а чтобы любоваться ими. В 2018 году, уже после смерти певицы, больше трехсот предметов из семейного собрания Вишневской и Ростроповича были выставлены на аукционе Sotheby’s. Среди них украшения – такие, например, как шифр (бриллиантовый знак, который носили фрейлины) с инициалами императрицы Александры Федоровны.
Простила, но не забыла
Образцова и Вишневская познакомились летом 1962 года во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. Елена Васильевна тогда была студенткой Ленинградской консерватории, Галина Павловна – народной артисткой РСФСР, членом жюри вокальных конкурсов. Знакомство переросло в наставничество: как вспоминала Вишневская в своей книге, по просьбе Образцовой она начала заниматься с ней вокалом, чтобы помочь избавиться от недостатка, который мешал ее прекрасному голосу раскрыться в полную силу. Уже в следующем году 25-летняя Образцова дебютировала на сцене Большого театра с партией Марии Мнишек, а еще через год стала его солисткой.
– На фотографии она как раз в то время, когда только окончила консерваторию и была принята в труппу Большого, – рассказывает Анатолий Ковтун. – Надо сказать, что это если не единственный, то один из немногих снимков, на котором Галина Вишневская и Елена Образцова вместе и между ними добрые отношения. Через несколько лет произошли события, после которых две великие певицы стали чуть ли не врагами.
– Когда Вишневская и Ростропович вернулись в Россию, Галина Павловна открыла тут школу оперного пения, была все время на виду.
Неудивительно, что однажды судьба их с Еленой Васильевной свела, – рассказывает Анатолий Ковтун. – К сожалению, я не был на мероприятии, где это произошло, но спросил людей, которые там присутствовали, как они встретились. Мне сказали, что все прошло немного натянуто, но они пообщались. Наверное, время все-таки лечит.
Звезда советской и международной оперы Галина Вишневская, прима Большого театра и супруга не менее знаменитого музыканта Мстислава Ростроповича, несколько раз в своей юности стояла на пороге смерти, однако дожила до 86 лет. В ее жизни была нищета, смертельная болезнь, слава, эмиграция и возвращение на родину. О своей причудливой судьбе она сама рассказала в автобиографической книге "Галина".
Война и блокада
Несчастье с близкими
В 18 лет молодая солистка вышла замуж за 40-летнего директора Театра оперетты. У пары родился сын. Но военные годы сказались на здоровье его матери: ребенок умер в 2,5 месяца, а сама Галина едва не скончалась от эклампсии. Вскоре появилась ее мать, чтобы умереть у 19-летней Галины на руках от рака.
Смертельная болезнь
Через полгода после смерти сына у девушки обнаружили запущенный туберкулез. В те годы это было смертельное заболевание - антибиотики достать было почти невозможно. Галину спас муж, достававший стрептомицин за бешеные деньги у спекулянтов.
Большой театр
Любовь всей жизни
В 1955 году прима Большого театра познакомилась с Мстиславом Ростроповичем. К этому времени ее мужу было 51, ей - 29. Ростропович был моложе ее на год и влюбился без памяти. Ухаживал он со свойственной ему широтой: покупал корзины цветов и пытался угадать любые желания артистки. Во время совместных гастролей в Праге они решили пожениться по возвращению в Москву. Они родили двух дочерей и прожили вместе полвека. Вишневская пережила мужа на 5 лет.
Изгнание с родины
Две звезды российской музыкальной сцены жили слишком вольно, по мнению ЦК КПСС: устраивали светские вечера, дружили с диссидентом Солженицыным. Поэтому в 1978 году их лишили советского гражданства и изгнали из страны. Галина улетала, захлебываясь рыданиями. Однако жизнь пары за рубежом сложилась успешно. В 1990 году они триумфально вернулись в Россию. До конца своих дней Ростропович гастролировал с концертами по всему миру, а Вишневская преподавала в созданном ей Центре оперного пения. Певица отказалась от предложенного ей в 1990-ом году советского паспорта и до конца своих дней жила со швейцарским. "Я не просила ни отнимать у меня гражданство, ни возвращать его", сказала певица.
Все мы знаем, про Галину Павловну, про ее характер, про ее карьеру, про мужа, про ее книгу "Галина", она обо всем, как нам казалось говорила и рассказывала открыто! Но на самом деле, она говорила, только то, что ей было выгодно. Не очерняя себя, но обливая грязью своих коллег. Об этом знал весь музыкальный мир и Большой театр в частности. Поэтому ее коллеги по театру и не любили и это мягко говоря! Но величие ее от этого, конечно не меркнет!
Перевожу статью из испанской газеты "Ельмундо"
В СССР, вспоминает она, деньги не имели большого значения. Но на мировых сценах доллары лились на них дождем в виде контрактов, которые они подписывали или отвергали в соответствии с указаниями, которые давала организация, обеспечивавшая их гастроли. Социалистический строй был хозяином ее голоса и всего, что она получит за свои гастроли.
С Галиной Павловной, которая называла себя примадонной Большого театра, я уже несколько раз встречался в операх текущего репертуара, и вот теперь совместное участие в новой постановке. Должен сказать, что работа с ней была малоприятной. Однако это скрашивалось некоторыми комичными происшествиями.
– Кто это так фальшиво поёт?!
– М…м-м-м… Это вы, Галина Павловна, мы записали по театральной радиотрансляции.
Но в целом, несомненно, Г.П. Вишневская была по-своему яркой личностью и оставила след в истории Большого театра. Наследила, так сказать…
Конечно, всё происшедшее было из ряда вон выходящим. Как я понимаю, Фурцева связалась с Петром Ниловичем Демичевым, который тогда был кандидатом в члены политбюро и секретарём ЦК по идеологии. В этот же день вся ситуация стала известна Вишневской и Ростроповичу, с их стороны начались какие-то действия и ближе к вечеру мы были приглашены на беседу к Демичеву. Он принял нас в своём кабинете в Центральном Комитете партии, выслушал и счёл справедливыми требования Атлантова и Милашкиной. На этом вопрос был закрыт.
Но шум, который был поднят в театре клевретами Вишневской, был просто невообразимым. На меня вылили ушат грязи, работать нормально стало невозможно. Однако если бы всё это повторилось сегодня, я точно так же поддержал бы своих коллег.
Такими были у Ростроповича и Вишневской друзья во власти. Вообще их связи в верхах были очень обширными. Это все знали и все чувствовали.
В начале мая 1977 года в Стокгольме я шёл по улице и вдруг вижу: по другой её стороне навстречу мне идёт Ростропович. Я сделал вид, что не замечаю его, но он перешёл на мою сторону, остановился и спросил:
– Женя, я всё-таки не понимаю, почему вы это сделали. Я понимаю других, они давно работают в театре, у них свои счёты, а у вас тогда это был лишь третий сезон.
– М-м-да. А вы знаете, что Галину Павловну приглашают преподавать в Московской консерватории и стать заведующей кафедрой сольного пения?
– Очень интересно было это узнать. Кстати, я уже два года заведую этой кафедрой.
– Что вы говорите.
На этом разговор закончился, и каждый пошёл своей дорогой.
– Но это же клевета! – возмутился я. – Я подам на неё в суд.
– А у тебя есть столько денег, сколько у Ростроповича?
Сейчас я не считаю нужным молчать. Я изложил факты, которые хорошо знаю.
_______________________________________________________________
"Галина Павловна была нездорова, она пережила блокаду, после войны у нее был туберкулез, одно легкое не давало покоя. Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. В воскресенье мы прилетели из Германии в Россию", - рассказала Ольга Ростропович.
Галина Вишневская скончалась во вторник на 87-м году жизни.
"Галина Павловна была нездорова, она пережила блокаду, после войны у нее был туберкулез, одно легкое не давало покоя. Мама лечилась, но в какой-то момент была готова к уходу. Она всегда говорила, что жить можно где угодно, а умирать надо на родине. В воскресенье мы прилетели из Германии в Россию. Она ушла у нас с сестрой на руках, окруженная любовью, абсолютно счастливая", — рассказала Ольга Ростропович.
По ее словам, в момент кончины Вишневской в их загородном доме играла духовная музыка, Галина Павловна причастилась, она держала в руках молитвенник своего покойного мужа Мстислава Леопольдовича Ростроповича.
"Мы как люди верующие знаем, что она ушла к папе. Наши дети, ее пять внуков, все здесь. И мы хотим поблагодарить всех пришедших сегодня поклониться маме, люди стояли в очереди и несли цветы, несмотря на мороз. Благодарим и тех, кто прислал письма с соболезнованиями, мы знаем, что Центр оперного пения будет существовать, надеемся, что он будет нести имя Галины Павловны", — сказала она.
Как сообщалось ранее, проститься с великой певицей можно будет до 20.00 четверга. На следующий день в храме Христа Спасителя с 9.00 начнется литургия, а с 11.00 — отпевание. Похороны состоятся на Новодевичьем кладбище в 13.00.
Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. С 1944 по 1951 год работала в Ленинградском областном театре оперетты — сначала в хоре, затем стала исполнять сольные партии. Уйдя из театра оперетты, Вишневская стала брать уроки пения, а в 1952 году, несмотря на отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу Большого театра, где впоследствии стала ведущей солисткой.
Среди партий, которые она исполнила в этом театре — Татьяна в "Евгении Онегине", Лиза в "Пиковой даме", Купава в "Снегурочке", Донна Анна в "Каменном госте", Аида в одноименной опере Верди (в этой партии в 1962-м Вишневская дебютировала в театре "Ковент-Гарден"), "Тоска" и "Мадам Баттерфляй".
В 1955 году вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича. С 1974 по 1990 год Вишневской и Ростроповичу пришлось проживать за пределами России — они подверглись преследованию властей за поддержку Александра Солженицына (с 1978 по 1990 год Вишневская была лишена советского гражданства). В эти годы певица жила в США и во Франции, выступала в крупнейших театрах мира, а также ставила в качестве режиссера оперные спектакли.
В 2002 году открылся Центр оперного пения Галины Вишневской в Москве. А с 2006-го стал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, где певица возглавляла жюри.
Среди наград Вишневской — Медаль "За оборону Ленинграда" (1942), Орден Ленина (1973), Алмазная медаль города Парижа (1977), Орден "За заслуги перед Отечеством" IV (2011), III (1996), II (2006) и I (2012) степеней. Также она являлась Офицером ордена искусств и литературы (Франция, 1982), командором ордена Почетного легиона (Франция, 1983), почетным гражданином Кронштадта (1996), почетным профессором МГУ имени Ломоносова (2007) и Московской консерватории.
Центр оперного пения Галины Вишневской в этом году отмечает 10-летие со дня своего создания. В честь этого события был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. В частности, 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.
Читайте также: