Туберкулез в российской федерации и уголовно-исполнительной системе

Обновлено: 23.04.2024

УИК РФ Статья 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

1. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 2 ст. 101 см. Постановление КС РФ от 08.06.2021 N 27-П.

2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

4. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.

5. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(часть 6 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

7. Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

ФСИН России играет важную роль в борьбе с туберкулезом в Российской Федерации. 10 лет назад около 30% больных туберкулезом в России находились в учреждениях УИС. В настоящее время в местах лишения свободы содержится 14% от всех больных активным туберкулезом в стране.

В связи с чем, нельзя согласится с широко распространенным мнением обывателей, что пенитенциарные учреждения являются рассадниками данной инфекции. Около 86% больных туберкулезом при поступлении в следственные изоляторы ранее не были ориентированы в своем диагнозе. Более половины лиц, содержащихся в местах лишения свободы страдают хроническими заболевания, ВИЧ-инфекцией, алкоголизмом, наркоманией, что осложняет эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу. По состоянию на 1 апреля 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 39347 больных активными формами туберкулеза. Из них 4800 больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией, более 8 тысяч больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе России создана лабораторная служба по диагностике туберкулеза. Оборудовано 90 региональных бактериологических лабораторий, что позволило обеспечить охват бактериологическим обследованием 96% больных активным туберкулезом.

Проводимые в уголовно-исполнительной системе лечебно-профилактические мероприятия позволяют удерживать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу под контролем.

За последние 10 лет показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза в учреждениях уголовно-исполнительной системы уменьшились в 3 раза.

В аналитическом обзоре по туберкулезу в Российской Федерации, изданном Минздравсоцразвития России совместно с ВОЗ и ведущими НИИ, отмечено, что стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в определенной мере обусловлена повышением эффективности противотуберкулезной работы в учреждениях ФСИН России.

Основными направлениями по борьбе с туберкулезом в учреждениях УИС являются:

- комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;

- своевременная диагностика туберкулеза и строгая изоляция больных туберкулезом от других лиц;

- развитие лабораторий по диагностике туберкулеза, внедрение быстрых методик определения лекарственной устойчивости, формирование запасов полного спектра противотуберкулезных препаратов;

- эффективное лечение туберкулеза;

- обновление и укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений и подразделений;

- мероприятия, направленные на медицинскую и социальную реабилитацию, а также ресоциализацию осужденных, больных туберкулезом;

- укрепление взаимодействия с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в вопросах совершенствования противотуберкулезной помощи, обучения медицинских работников уголовно-исполнительной системы.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ
    • Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти РФ в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 6. (утратила силу)
    • Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 6.2. Государственный надзор в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи
    • Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи
    • Статья 9. Диспансерное наблюдение
    • Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом
    • Статья 11. Ведение государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 12. Права лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 13. Обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
    • Статья 15. Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 16. Виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области предупреждения распространения туберкулеза
    • Статья 17. Обжалование действий и решений медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 18. Возмещение вреда, причиненного при оказании противотуберкулезной помощи
    • Статья 19. Заключительные положения

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ
    "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа 2004 г., 21 июля, 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 2 мая 2015 г., 23 мая 2016 г., 19 июля, 3 августа 2018 г., 26 мая 2021 г.

    Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Президент Российской Федерации

    Определяется механизм реализации закрепленных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья, формирования и проведения единой государственной политики в области защиты населения от туберкулеза.

    Устанавливаются принципы оказания противотуберкулезной помощи гражданам РФ, а также особенности применения закона по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяются права лиц, страдающих туберкулезом, их обязанности и ответственность. Определяется порядок предоставления гарантий и льгот врачам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании противотуберкулезной помощи.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти РФ в качестве расходного обязательства РФ

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 314-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Для решения проблем туберкулеза (ТБ) в пенитенциарных учреждениях (ПенУ) проведен ретроспективный анализ, поиска наиболее удачных путей предупреждения распространения инфекции в этих учреждениях.

    Цель исследования: изучить исторические аспекты решения проблемы ТБ в ПенУ Российской Федерации.

    Методы исследования. Применен информационно-аналитический метод. Всего изучены сведения из 61 источника.

    Результаты. Наиболее существенное внимание ТБ в ПенУ уделялось в начале XXI в., что позволило значительно улучшить эпидемическую ситуацию. В последние годы отмечается снижение интереса к данной проблеме, что потенциально способно стагнировать позитивную динамику. Предлагается, наряду с продолжением реализации апробированных мероприятий, активизировать научную деятельность, взаимодействие между гражданским и пенитенциарным здравоохранением и социальную коммуникацию.

    Ключевые слова

    Об авторах

    Коломиец Владислав Михайлович - доктор медицинских наук, профессор.

    305004, Курск, ул. К. Маркса, д. 3, Тел./факс: + 7 (4712) 34-45-04

    Белоконова Людмила Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент.

    305004, Курск, ул. К. Маркса, д. 3

    Корнеева Снежана Ивановна - кандидат медицинских наук, ординатор.

    305004, Курск, ул. К. Маркса, д. 3

    Стерликов Сергей Александрович

    Список литературы

    1. Eulenburg A., Афанасьев М. И. Реальная энциклопедия медицинских наук. - Т. 10. - С. Петербурга, 1894. - С. 74-155.

    2. Аксенова К. И. Проблема туберкулеза в тюрьмах // Туб. и болезни легких. - 2012. - № 5. - С. 53-59.

    3. Белякова Н. В. Совершенствование профилактики туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией в пенитенциарных учреждениях: Дис. канд. мед. наук: 14.00.16. - М., 2011. - 146 с.

    4. Болдырев М. Ф. Единый закон по борьбе с туберкулезом // Пробл. туб. -1937. - № 10. - С. 3-6.

    5. Бондарев И. М., Кучеров А. Л., Рытвинский С. С., Федорова Г. О. Программа ликвидации туберкулеза в РСФСР как существенной проблемы здравоохранения 1977-1990 гг. - М.: МНИИТ, 1977. - 67 с.

    6. Боровицкий В. С. Клинические проявления и эффективность лечения фиброзно-кавернозного туберкулеза легких в туберкулезных лечебно-исправительных учреждениях ФСИН: Автореф. дис. . канд. мед. наук: 14.01.16. - М., 2011. - 20 с.

    7. Боровицкий В. С. Прогнозирование риска латентной туберкулезной инфекции у лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний // Туб. и болезни легких. -2018. - Т. 96, № 3. - С. 19-23.

    8. Борьба с туберкулезом в тюрьмах. Справочник для руководителей программ / Пер. с англ. - М.: Права человека, 2002. - 208 с.

    9. Васильева И. А., Стерликов С. А., Белиловский Е. М., Борисов С. Е., Пономарев С. Б. Туберкулез в учреждениях уголовно-исполнительной системы в странах Европы и Российской Федерации // Туб. и болезни легких. -2018. - Т. 96, № 5. - С. 6-13.

    10. Гольдфарб А., Александров Ю. О проблеме туберкулеза в России // Проблемы уголовно-исполнительной системы России. Туберкулез. М.: Права человека, 1999. - С. 63-66.

    11. Гольдфарб А., Кимерлинг М. Отчет для Комиссии Гор-Черномырдин, 23 марта 1999 г. - М., 18 с.

    12. Государственный архив РФ. Ф-А-482, о. 18, д. 124, л. 7.

    13. Золотарева Л. В. Туберкулез в пенитенциарных учреждениях: эпидемиология и профилактика: Автореф. дис. . д-ра мед. наук: 14.00.30. - М., 2008. - 42 с.

    14. Капков Л. П. Неизвестные страницы истории организации советской фтизиатрической службы // Пробл. туб. - 2003. - № 8. - С. 50-55.

    15. Колесников В. В. Профилактика и пути повышения эффективности лечения туберкулеза легких у социально-дезадаптированных лиц: Автореф. дис. . д-ра мед. наук: 14.00.26. - М, 1990. - 24 с.

    16. Коломиец В. М., Лапшов А. Ф., Васильев В. Н. Особенности противотуберкулезной помощи больным, находившимся в местах лишения свободы // Пробл. туб. - 1991. - № 1.- С. 22-24.

    17. Коломиец В. М. Пенитенциарный туберкулез: патоморфоз и эффективность реабилитации. - Курск: 2014.- 248 с.

    18. Кононец А. С., Троицкий В. В., Сидорова С. В., Сафонова С. Г., Белилов-ский Е. М., Данилова И. Д. Контроль над туберкулезом в уголовно-исполнительной системе // Туберкулез в Российской Федерации 2008. Аналитический обзор показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации. - М.: 2009. - С. 91-99.

    19. Кононец А. С. Эффективность лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза легких в исправительных учреждениях ФСИН России: Автореф. дис. . д-ра мед. наук: 14.00.26. - М., 2009. - 36 с.

    20. Ларионова И. И., Чебагина Т. Ю., Стерликов С. А., Одинцов В. Е. Контроль над туберкулезом в уголовно-исполнительной системе // Туберкулез в Российской Федерации, 2012/2013/2014 гг. Аналитический обзор статистических показателей, используемых в Российской Федерации и в мире. - М., 2015. - С. 166-176.

    21. О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу: Приказ № 640 Минздравсоцразвития, Приказ № 190 Минюста Российской Федерации от 17.10.2005 г.

    24. Рачина Н. В. Особенности оказания специализированной медицинской помощи при туберкулезе в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: Автореф. дис. . канд. мед. наук: 14.00.26. - М., 2015. - 22 с.

    25. Русских О. Е. Интеграция фтизиатрических служб в пенитенциарной и гражданской системах: Автореф. дис. . д-ра мед. наук: 14.00.16. - М., 2008. - 32 с.

    26. Селиванов Б. С. Организационно-гигиенические и правовые аспекты совершенствования системы охраны здоровья осужденных больных туберкулезом в лечебных исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: Автореф. дис. . канд. мед. наук: 14.00.17, 14.00.33. - М.: 2009. - 24 с.

    28. Туленков А. М., Пономарев С. Б. Основные принципы организации медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России и за рубежом. - Ижевск: ИжГТУ. 2014. - 136 с.

    30. Фтизиатрия: национальное руководство / под ред. М. И. Перельмана. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 506 с.

    32. Чехов А. П. Остров Сахалин (из путевых заметок). - Владивосток - Южно-Сахалинск: Рубеж. - 352 с.

    33. Шилова М. В. Туберкулез в России в 2000 году. Санкт-Петербург, 2001. -63 с.

    34. Global Tuberculosis Report 2013:WHO/HTM/TB/2013.11. - Geneva: WHO, 2013. - 289 с.

    35. Global Tuberculosis Report 2016:WHO/HTM/TB/2016.13. - Geneva: WHO, 2016. - 201 с.

    36. Kimerling M. E., Kluge H., Vezhina N., Iacovazzi T., Demeulenaere T., Portalez F., Matthys F. Inadequacy of the current WNO Re-treatment regimen in a central Siberian prison: treatment failure and MDR-TB // Int. J. Tuberc. and Lung Disease. - 1999.- - № 3 (5). - Р 451-453.

    37. Safonova S. G., Golyshevskaya V. I., Georqe I., Werner B. G., Kimerling M. E., Goldfarb A., Sloutsky A. Quality control of INHdrug susceptibility testing in Russia // Int. J. Tuberc. Lung Dis. - 1999. - № 3 (9 Suppl. 1). - Р. 128.

    38. Tuberculosis surveillance and monitoring report in Europe 2015. ECDC, 2015. 179 p.

    39. Tuberculosis surveillance and monitoring report in Europe 2016. ECDC, 2016. 207 р.

    40. Tuberculosis surveillance and monitoring report in Europe 2017. ECDC, 2017. 150 р.

    Представлены результаты ретроспективного анализа эпидемической ситуации по туберкулезу среди спецконтингента Смоленской области в сравнении с таковыми данными по Российской Федерации за 2007-2013 гг. Установлена наблюдавшаяся положительная динамика в изменении показателей заболеваемости, смертности и распространенности. Данные по региону были значимо ниже показателей по пенитенциарному сектору страны. Заболеваемость туберкулезом в следственных изоляторах Смоленской области выше таковой в исправительных колониях и общего значения индикатора в пенитенциарной системе региона. Среди заболевших в Смоленской области в анализируемом периоде преобладали лица в возрасте 21-40 лет.

    Ключевые слова

    Об авторах

    доцент кафедры управления и экономики фармации,

    214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

    заведующая кафедрой управления и экономики фармации,

    214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

    начальник военно-врачебной комиссии, подполковник внутренней службы,

    214018, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 43а

    старший преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики,

    214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

    старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации,

    214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

    профессор кафедры клинической фармакологии,

    214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

    Список литературы

    2. Колесников В. В., Фоменко В. И. Влияние больных туберкулезом легких, освободившихся из мест лишения свободы, на контингенты противотуберкулезных диспансеров // Пробл. туб. - 2002. - № 9. - С. 11-13.

    4. Нечаева О. Б., Одинцов В. Е. Эпидемическая ситуация по туберкулезу и ВИЧ-инфекции в учреждениях уголовно-исполнительной системы России // Туб. и болезни легких. - 2015. - № 3. - С. 36-41.

    8. Сон И. М., Одинцов В. Е., Стерликов С. А. Туберкулез в учреждениях уголовно-исполнительной системы России в 2012 г. // Туб. и болезни легких. - 2014. - № 7. - С. 21-24.

    9. Туберкулез в Российской Федерации 2011 г. Аналитический обзор статистических показателей, используемых в Российской Федерации и в мире. - М., 2013. - 280 с.

    Читайте также: