Туберкулезную палочку по способу питания относят к

Обновлено: 22.04.2024

Сравнение дыхания и фотосинтеза

Дыхание:
1) энергетический обмен, энергия выделяется
2) глюкоза окисляется в цитоплазме и митохондриях
3) кислород поглощается, углекислый газ выделяется
Фотосинтез:
1) пластический обмен, энергия запасается
2) глюкоза синтезируется в хлоропластах
3) кислород выделяется, углекислый газ поглощается

Дыхание у растений
1) Происходит во всех живых клетках круглосуточно (фотосинтез – только в зеленых клетках и только на свету).
2) При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кислород окисляет глюкозу, созданную при фотосинтезе, получается энергия АТФ.
3) После полива рекомендуется рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступал кислород. Если в земле не будет воздуха, то корни задохнутся, и растение погибнет.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плесневые грибы по способу питания относят к
1) гетеротрофам
2) паразитам
3) хемотрофам
4) симбионтам


Выберите один, наиболее правильный вариант. По способу питания подавляющее большинство бактерий
1) автотрофы
2) сапротрофы
3) хемотрофы
4) симбионты

Выберите один, наиболее правильный вариант. Бактерии гниения являются по способу питания организмами
1) хемотрофными
2) автотрофными
3) гетеротрофными
4) симбиотическими

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ?
1) фототрофы
2) хемотрофы
3) гетеротрофы
4) сапротрофы

АВТОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. К автотрофам относят
1) споровые растения
2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли
4) хемотрофные бактерии
5) вирусы
6) большинство простейших

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов являются автотрофами?
1) мукор
2) нитрифицирующие бактерии
3) дрожжи
4) цианобактерии
5) железобактерии
6) сенная палочка

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которых она характерна: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы
А) выделение кислорода в атмосферу
Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
В) использование готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) использование углекислого газа для питания

2. Установите соответствие между характеристикой и способом питании организмов: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) источником углерода служит углекислый газ
Б) сопровождается фотолизом воды
В) используется энергия окисления органических веществ
Г) используется энергия окисления неорганических веществ
Д) поступление пищи путем фагоцитоза

3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) захватывают пищу путём фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путём фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключённую в пище

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и способом питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) цианобактерии
Б) ламинария
В) бычий цепень
Г) одуванчик
Д) лисица

2. Установите соответствие между организмом и типом питания: 1) автотрофное, 2) гетеротрофное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосна сибирская
Б) кишечная палочка
В) амебa человеческая
Г) пеницилл
Д) хвощ полевой
Е) хлорелла

3. Установите соответствие между одноклеточным организмов и типом питания, который для него характерен: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) холерный вибрион
Б) железобактерия
В) малярийный плазмодий
Г) хламидомонада
Д) цианобактерия
Е) дизентерийная амёба

4. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) бычий цепень
В) хвощ полевой
Г) серобактерия
Д) зеленый кузнечик

5. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) лягушка
В) шампиньон
Г) папоротник
Д) ламинария

СОБИРАЕМ 6:
А) мукор
Б) нитрифицирующие бактерии
В) трутовик
Г) бактерии гниения
Д) дрожжи

ФОТОСИНТЕЗ - ХЕМОСИНТЕЗ СХОДСТВО
Выберите один, наиболее правильный вариант. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах
1) на образование органических веществ используется солнечная энергия
2) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ
3) в качестве источника углерода используется углекислый газ
4) в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и способом их питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) используется энергия света
Б) происходит окисление неорганических веществ
В) реакции протекают в тилакоидах
Г) сопровождается выделением кислорода
Д) присущ водородным и нитрифицирующим бактериям
Е) требует наличия хлорофилла

2. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) папоротникообразные
Б) железобактерии
В) бурые водоросли
Г) цианобактерии
Д) зеленые водоросли
Е) нитрифицирующие бактерии

2. Установите соответствие между примерами и способами питания живых организмов: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) нитрифицирующая бактерия
В) хлорелла
Г) серобактерии
Д) железобактерии
Е) хлорококк

3. Установите соответствие между примерами и типами питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) цианобактерии
В) железобактерии
Г) сфагнум
Д) спирогира

ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) хемоавтотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) бактерии гниения
Б) обыкновенная амёба
В) нитрифицирующие бактерии
Г) серобактерии
Д) плесневые грибы

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между организмом и способом его питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный, 3) хемотрофный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) спирогира
Б) пеницилл
В) серобактерия
Г) цианобактерия
Д) дождевой червь

2. Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум

ФОТОСИНТЕЗ - ДЫХАНИЕ
1. Установите соответствие между характеристикой и процессом: 1) фотосинтез, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) происходит в хлоропластах
Б) синтезируется глюкоза
В) является этапом энергетического обмена
Г) происходит в цитоплазме
Д) происходит фотолиз воды

2. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

3. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1) фотосинтез, 2) энергетический обмен
А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)
Б) происходит в митохондриях
В) фотолиз молекул воды
Г) синтез молекул АТФ за счет энергии света
Д) происходит в хлоропластах
Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы

4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1) дыхание, 2) фотосинтез
А) осуществляется в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

5. Установите соответствие особенностями и между процессами: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) АТФ образуется в хлоропластах
Б) происходит во всех живых клетках
В) АТФ образуется в митохондриях
Г) конечные продукты – органические вещества и кислород
Д) исходные вещества – углекислый газ и вода
Е) энергия высвобождается

6. Установите соответствие между процессами и их особенностями: 1) дыхание, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кислород поглощается, а углекислый газ и вода выделяются
Б) органические вещества образуются
В) происходит в хлоропластах на свету
Г) углекислый газ и вода поглощаются, а кислород выделяется
Д) происходит в митохондриях на свету и в темноте
Е) органические вещества расщепляются

А) Побочным продуктом химических реакций является кислород.

Б) Органические вещества в результате процесса расходуются

В) Процесс сходен с горением.

Растительная клетка


Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии.
Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме.
В) Происходит у любых аэробных эукариот.
Г) Процесс происходит при участии хлорофилла.
Д) В ходе процесса расщепляется вода.
Е) Конечные продукты – CO2 и вода.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: 1) митохондрия, 2) хлоропласт. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) восстановление углекислого газа до глюкозы
Б) синтез АТФ в процессе дыхания
В) первичный синтез органических веществ
Г) превращение световой энергии в химическую
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Лабораторное растение производит путем фотосинтеза 8 г глюкозы в минуту, на диссимиляцию оно расходует 2 г глюкозы в минуту. Растение продержали 10 минут на свету, а затем 10 минут в темноте. На сколько увеличится содержание глюкозы в растении по сравнению с исходным состоянием? В ответ запишите только количество грамм глюкозы.

Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для которого эти признаки характерны: 1) Хлоропласт, 2) Митохондрия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Содержит зелёный пигмент
Б) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран
В) Преобразует энергию света в химическую энергию
Г) Состоит из двойной мембраны и крист
Д) Обеспечивает окончательное окисление питательных веществ
Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при расщеплении 1 моль глюкозы

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе дыхания растения обеспечиваются
1) энергией
2) водой
3) органическими веществами
4) минеральными веществами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает
1) окисление неорганических веществ до углекислого газа и воды
2) окисление органических веществ с освобождением энергии
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез белка из аминокислот

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания
1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ
2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
3) накапливают энергию в образующихся органических веществах
4) синтезируют органические вещества из неорганических

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия
2) рыхлить до полива и во время полива
3) удобрять азотными солями
4) рыхлить после полива


Обзор

Автор
Редакторы


Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

Тем не менее диагностика — это еще не диагноз, и результат любого теста не является истиной в последней инстанции. Диагноз же по-прежнему ставят, исходя из нескольких составляющих:

  • клинической картины;
  • наличия контакта с туберкулезным больным;
  • рентгенографии легких, флюорографии или компьютерной томографии;
  • результатов диагностических тестов.

Однако большинство этих методов диагностируют туберкулез постфактум — только скрининговые тесты помогают выделить лиц с высоким риском развития заболевания или с только зарождающимся процессом. И уже более 100 лет основным методом массовой диагностики туберкулеза является туберкулиновая проба Манту 2 ТЕ (содержащая 2 туберкулиновые единицы). Тест спорный, со множеством ложноположительных результатов, но именно его используют во всем мире и отказываться пока не собираются.

Проба Манту

В мире используют 3 вида туберкулина (рис. 1): датский препарат PPD (purified protein derivative) RT 23, американский PPD-S и российский — PPD-L. Различаются они видами микобактерий, из которых были получены: при производстве датского и американского препаратов используют только M. tuberculosis, а при производстве российского — смесь из M. tuberculosis и M. bovis (микобактерии, вызывающей туберкулез у крупного рогатого скота; на основе этого штамма была разработана вакцина БЦЖ). Различие в составах туберкулина обусловливает разные границы положительного результата: 15 мм для детей, привитых БЦЖ, и не более 10 мм для непривитых детей до 5 лет у датского препарата, не более 10 мм у американского и 5 мм у российского [4].

Препараты туберкулина

Рисунок 1. Препараты туберкулина

Диагностику с помощью пробы Манту проводят следующим образом: небольшое количество туберкулина вводят под кожу чуть выше запястья и через 72 часа оценивают реакцию, которую считают положительной, если в месте введения появляется припухлость (папула) более 5 мм в диаметре. В зависимости от ее размера, различают степень реакции от отрицательной (0–1 мм) до резковыраженной, или гиперергической (17 мм и более у детей и подростков, 21 мм и более у взрослых) [5]. И тут начинаются трудности, потому что у привитых БЦЖ реакция Манту положительна [6]! Мало того, чем больше поствакцинальный рубец, тем выше чувствительность к туберкулину [7]. Поэтому у привитых БЦЖ оценивают не только диаметр папулы, но и размер поствакцинального рубчика (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение размера папулы и рубчика после прививки БЦЖ. [8]
Срок, прошедший с момента вакцинации БЦЖРазмер рубчика после БЦЖПривитый иммунитет (мм)Неясная причинаПодозрение на инфицирование
1 год 6–10 мм 5–15 мм 16 мм Более 17 мм
2–5 мм 5–11 мм 12–15 мм Более 16 мм
0 мм 2–4 мм 5–11 мм Более 12 мм
2 года Вне зависимости от размера Уменьшение размера папулы или прежний ее размер Увеличение размера на 2–5 мм от предыдущего положительного результата Реакция изменяется на положительную или папула увеличивается более чем на 5 мм
3–5 лет Вне зависимости от размера 5–8 мм либо уменьшение размера папулы Увеличение размера на 2–5 мм за последний год или отсутствие тенденции к уменьшению Изменение на положительную (5 мм) реакцию или увеличение папулы на 6 мм;
12 мм при впервые поставленной пробе; изменение предыдущего размера на 2–4 мм или размер в 12 мм
6–7 лет Вне зависимости от размера 0–4 мм 5 мм 6 мм и более
7–9 лет Если в 7 лет ребенку была сделана ревакцинация БЦЖ, реакция Манту вновь становится положительной и нормы повторяются 0–4 мм 5 мм 6 мм и более
Взрослые Отрицательная реакция, покраснение любого диаметра; папула до 4 мм Более 5 мм

Безусловно, метод оценки результата довольно субъективный. Но главное, папулу надо еще правильно измерить, зафиксировав только размер выпуклой части и игнорируя покраснение вокруг нее (рис. 2).

Правильная и неправильная оценки диаметра папулы

Рисунок 2. Правильная и неправильная оценки диаметра папулы

Еще одна трудность с диагностическими возможностями пробы Манту связана с тем, что они зависят от нижней границы положительного результата: чем ниже граница, тем больше будет наблюдаться ложноположительных реакций. К примеру, в России пороговым значением является папула в 5 мм. Это приводит к гипердиагностике — большому количеству зафиксированных реакций, но в итоге к низкому проценту реально выявленных случаев инфицирования [4].

В общем, не удивительно, что в последнее время информативность туберкулиновой пробы постоянно ставится под сомнение. Мало того, она может вызывать не связанные с туберкулезом аллергические реакции, поэтому все больше здоровых, но склонных к аллергии детей вынуждены идти в тубдиспансер в надежде выяснить причину положительной реакции. И наконец, на результат пробы может влиять множество факторов: недавно перенесенные инфекции, хронические заболевания, прием медикаментов, изменение гормонального фона или иммунитет к нетуберкулезным микобактериям [7].

Если говорить о достоинствах пробы Манту, то кроме низкой себестоимости, ими будут возможность выявления туберкулеза на ранних стадиях развития (за исключением лиц с иммуносупрессией и маленьких детей до двух лет [7]) и более высокая диагностическая ценность у непривитых БЦЖ по сравнению с привитыми (от 50% и ниже против 65,4% [6], [9]).

Мифы о пробе Манту

Антигены ESAT-6 и CFP-10

Рисунок 3. Антигены ESAT-6 и CFP-10

Что нужно знать о кожных пробах?

Анализы крови на туберкулез: плюсы и минусы

  • в ранние сроки инфицирования;
  • при иммунодефицитных состояниях;
  • при неправильном заборе крови или ее транспортировке;
  • из-за ошибок во время расшифровки результатов.

Добавлю, что тесты IGRA требуют наличия качественного оборудования, специальных реактивов и квалифицированного персонала, поэтому себестоимость у них довольно высока.

Кроме того, по сравнению с кожными тестами существенным недостатком этих анализов является определение in vitro только образования гамма-интерферона или активности Т-клеток. Поэтому в странах с высокой заболеваемостью (а Россия, несомненно, в их числе с показателем более 50 больных на 100 000 населения [13]) у IGRA-анализов нет никаких дополнительных преимуществ [12]. Тем более что их способность диагностировать туберкулезный процесс колеблется в районе 42–90% для разных возрастных групп, к тому же они не маркируют латентное носительство [12]. Другими словами, для жителей нашей страны анализы крови на туберкулез в общем-то напрасная трата денег, хотя в странах с низкой заболеваемостью (США, Канада, Западная Европа) они более информативны и рекомендованы к замене туберкулиновых проб для привитых БЦЖ [14].

В мире живет более полумиллиарда латентных носителей M. tuberculosis. Причем, далеко не каждый из них в итоге заболевает, потому что размножение микобактерии сдерживает иммунная система. Например, из 100 инфицированных палочкой Коха детей, лишь у одного развивается активная форма туберкулеза, поэтому диагностические тесты направлены не только на выявление латентных носителей, но и на оценку риска развития заболевания [15].

Анализы крови vs кожные тесты: сравнение эффективности

При оценке эффективности тестов для диагностики туберкулеза чаще всего учитывают два параметра: чувствительность (sensitivity) и специфичность (specificity). Под чувствительностью понимают способность метода выявлять лиц с заболеванием или носителей с высоким риском развития туберкулеза. Под специфичностью — способность теста правильно идентифицировать людей, у которых нет туберкулеза (то есть этот параметр характеризует риск появления ошибочных ложноположительных результатов) [12].

Какой тест все-таки выбрать?

Как говорится, при всем богатстве выбора альтернатив немного. К сожалению, при выборе теста многие руководствуются не его диагностическими характеристиками, а безвредностью для здоровья, потому что фенол в составе кожных проб пугает многих. И существует даже движение против пробы Манту, группа поддержки которого периодически предлагает заменить ее анализами крови IGRA. Но, как было отмечено выше, у подобных страхов нет никаких оснований. В придачу, являясь продуктом жизнедеятельности организма, фенол не накапливается, а выводится вместе с мочой. Поэтому главными критериями все-таки являются чувствительность и специфичность тестов.


Обзор

Автор
Редактор

Рудольф Вирхоф

Говоря о туберкулезе, мы вспоминаем не только классиков викторианской эпохи, но и палочки Коха, и туберкулин (антиген в реакции Манту), тоже коховский, и постулаты Коха, а вместе с ними и имя выдающегося ученого, человека, для которого туберкулез стал триумфом и трагедией, — Роберта Коха.

Кох родился 11 декабря 1843 года в местечке Клаусталь-Целлерфельд в Нижней Саксонии в семье горного инженера. Роберт оказался очень одаренным ребенком — уже в пять лет он поразил своих родителей тем, что научился самостоятельно читать, рассматривая газеты. В этом же возрасте его отдали в начальную школу, а через три года он уже поступил в гимназию. Кох учился с удовольствием и выказывал явный интерес к биологии. Что, очевидно, и определило его дальнейший выбор: в 1862 году он поступил в Гёттингенский университет, где увлекся медициной. Именно здесь, в Гёттингене, в то время преподавал знаменитый анатом Якоб Генле, труды которого были первыми ласточками в области микробиологии. Возможно, именно его лекции пробудили у юного Коха интерес к исследованиям микробов как возбудителей различных заболеваний.

В 1866 году Роберт Кох получает степень доктора медицины и в течение полугода работает в знаменитой берлинской клинике Шарите — под руководством великого Рудольфа Вирхова. Кстати, именно Вирхов будет регулярно подвергать критике микробную теорию Коха, противиться распространению его открытий и даже мешать карьере. Поначалу Вирхов вообще прямо говорил ученику, чтобы тот не тратил попусту времени на ерунду и занимался лечением людей.

Но уже в следующем году Кох женится на Эмме Фрац и получает место в больнице в Гамбурге. Еще два года молодая семья переезжает из города в город, пока наконец не оседает в Раквице, где Кох устраивается в местную лечебницу для душевнобольных. Но, кажется, размеренная жизнь совсем не для него. Несмотря на сильную близорукость, Кох сдает экзамен на военного врача и отбывает в полевые госпитали начавшейся в 1870 году Франко-прусской войны, где сталкивается не столько с хирургической практикой, сколько с молниеносно распространяющимися в окопах холерой и брюшным тифом.

Бактерии сибирской язвы

Правда, это Коха не удовлетворило. Он хотел также проверить, может ли сибирская язва передаваться без непосредственного контакта с заболевшим скотом. Роберт получает чистые культуры бактерий и тщательно их изучает, подробно зарисовывая и описывая процесс размножения Bacillus anthracis, попутно отмечая их уникальную способность пережидать неблагоприятные условия.

От открытия к применению: Bacillus anthracis и биотерроризм

Начнем с того, что общемировое название сибирской язвы — антракс (от греч. anthrakos — уголь: струп от сибиреязвенных карбункулов угольно-черный). Но существуют и специфические региональные наименования. У нас заболевание назвали так потому, что его вспышки фиксировались преимущественно в Сибири.

Bacillus anthracis — первая бактерия с доказанной болезнетворностью. Однако до Коха каким только не представляли возбудителя антракса. Знаменитый Карл Линней, например, в 1758 обвинил во всём дьявольскую бестию (Furia infernalis) — нитевидного червя с шипами на теле (младшего братишку Чупакабры так и не нашли). В середине XIX в. как минимум трое видели странные палочки в крови больных, но показать причинную связь с болезнью не смогли. Русский врач С.С. Андреевский путем самозаражения доказал возможность передачи сибирской язвы от животных людям, причем выжил и даже занял пост астраханского губернатора. Кох же не только выделил чистые культуры, фиксировал и окрасил для микроскопии эти грамположительные бациллы, но и точно описал их жизненный цикл. А это уже базис для разработки профилактических мер, а далее — вакцинации (здесь преуспел Пастер) и лечения.

Применение бактерий антракса с террористическими целями

Редакция.

Микобактерии туберкулеза

Холерный вибрион

24 марта 1882 года Кох представил свои выводы на ежемесячной встрече Общества физиологов в Берлине (опять же, злокозненный Вирхов не дал выступить Коху на широком собрании берлинских медиков), по-настоящему ошарашив коллег, которые не могли не только аргументированно апеллировать, но и аплодировать.

Но Роберт Кох не остался почивать на лаврах. Он уезжает в правительственную научную экспедицию в Египет и Индию, где охотится за возбудителем холеры. И находит его — он выделяет микроб, который называет холерным вибрионом (рис. 5). Это открытие принесло ему не только дополнительную популярность, но и премию в 100 тысяч немецких марок.

Интересно, что семнадцать лет спустя именно этот эффект туберкулина позволил применить его для туберкулиновой пробы — теста, диагностирующего туберкулез. Его разработал австрийский педиатр, ассистент иммунолога-нобелиата Пауля Эрлиха, Клеменс Пирке.

Клеменс фон Пиркé

Тем не менее, карьера Коха продолжает продвигаться. Ему присуждают звание врача 1-го класса и почетного гражданина Берлина. Спустя год он становится директором вновь созданного Института гигиены в Берлине и профессором гигиены в Берлинском университете.

И снова исследовательская жилка (и чувство вины, и желание реванша) не дает жить Роберту Коху спокойно. В 1896 году он отправляется в Южную Африку, чтобы изучать происхождение чумы крупного рогатого скота. И хотя ему не удалось определить причину чумы, он смог локализовать вспышки этого заболевания, делая здоровым животным инъекции препарата желчи зараженных. Затем Кох исследует в Африке и Индии малярию, лихорадку Черной Воды, сонную болезнь у крупного рогатого скота и лошадей. Результаты своей титанической работы он публикует в 1898 году после возвращения в Германию.

Дома он продолжает исследования и в 1901 году на Международном конгрессе по туберкулезу в Лондоне делает заявление, порождающее в научных кругах много споров: бациллы человеческого и коровьего туберкулеза различаются. Ученого подвергли критике, но время показало, что он был прав (кстати, это тоже было предметом спора Коха и Беринга, и тут уже ошибался Беринг; сейчас известно, что туберкулез у животных и человека могут иногда вызывать другие, близкородственные M. tuberculosis, виды микобактерий, способные преодолевать межвидовой барьер).

Мавзолей Коха

Рисунок 7. Мавзолей Коха, совмещенный с музеем, в Институте Роберта Коха в Берлине. В мире есть несколько памятников Р. Коху, а на 100-летний юбилей той самой, коховской, Нобелевской премии немцы выпустили марку с портретом их великого соотечественника, а Европейская академия естественных наук учредила медаль Коха, которая вручается лучшим врачам и биологам.

360

Опасной коварной причиной всемирно распространенной туберкулезной инфекции является палочка Коха, передающаяся от заболевшего человека с открытой формой здоровому через воздушные массы. Каждый заболевший может заразить до 15 человек. Что такое палочка Коха? – Это возбудитель туберкулёза, который передаётся не только через воздух и чаще всего поражает органы дыхания, но также и через пищевые продукты зараженных животных.

То есть, микобактерии попадают в воздух через кашель и слюну инфицированного человека (здоровый находится с ним в кратковременном (до 1 часа) или тесном контакте), алиментарным путем (через пищу, при условии сотенного наличия в ней патогенных клеток), через трансплацентарный путь (от беременной женщины своему ребенку).

Характеристика возбудителя

Свое название микобактерия получила по имени первооткрывателя, немецкого ученого Роберта Коха – номинанта Нобелевской премии, в конце 19 века.

Возбудитель относится к типам актинобактерий и размножается в течение 24 часов делением, но развиваются они медленно. Он очень устойчив к условиям внешней среды и перепадам температуры, благодаря своей структуре из трехслойной стенки и выделяемым токсическим веществам, которые способны разрушать клетки макрофагов, что встают первыми на борьбу с ней. Микобактерии попадают к человеку в раннем детстве, при этом не всегда вызывая болезнь. Палочка Коха – это возбудитель, который из-за своей патогенности, может локализоваться в разных органах организма (печени, почках, кишечнике, костях).

Палочка Коха склонна к изменчивости и прекрасно приспосабливается к изменяющимся условиям. Она обладает реакциями ферментов и сложным метаболизмом. Чтобы ее убить кипятя воду, нужно 15 минут. Она не боится вымораживания, а также три года сохраняет способность к жизнедеятельности в состоянии высушивания. До одного года она содержится в водах сточных канав.

Если у человека сильная иммунная система или он лечится химиотерапевтическими лекарствами, то палочка Коха способна стать L-формой и храниться так многие десятки лет, или может выработать стойкость к химическим антибактериальным лекарствам. Бацилла Коха – это старое название микобактерии. Как и 100 лет назад, она чаще поражает органы дыхания, вызывая опасное развитие туберкулеза легких.

Палочку Коха относят к прокариотам, так как ее цитоплазма не содержит высокоорганизованные органеллы, плазмиды для динамики генома (из-за которых обеспечивается устойчивость возбудителя к антибактериальным средствам). Хромосома состоит в огромном числе повторяющихся ДНК-последовательностей, поэтому этим обусловливается ее склонность к мутациям и персистенции. Палочка Коха, по сути, аэрофил и мезофил, который легко трансформируется в микроаэрофил, превращаясь в анаэроб, способна менять свой метаболизм. По развитию системы оксидаз и кислородному потреблению, она сходна с грибами.

Возбудитель бывает прямой или изогнутой формы (в виде палочки), считается слабо грамположительной. Растет слизистыми или морщинистыми колониями. Размножиться он может простым делением одной клетки на две или (редко) почкованием или ветвлением. Микобактерия может вызвать болезнь, спустя нескольких лет бессимптомного нахождения в неактивном состоянии в организме человека. Главными носителями антигенных свойств палочки являются белки. Дезинфектанты с хлором убивают возбудителя за 5 часов. Такой же эффект достигается и от применения хлорамина, третичных аминов, а также перекиси водорода, в больничных условиях – автоклавировании.

Роль иммунной защиты

При снижении иммунитета и усилении размножения, палочка Коха вызывает туберкулез. То есть, чтобы болезнь развилась, необходимо большое количество возбудителя и его высокая вирулентность. Резистентность организма всегда противостоит туберкулезу. Здесь на помощь иммунным клеткам может прийти введение противотуберкулезной вакцины. Детям до 7-го дня жизни вводят БЦЖ. При необходимости прививку повторяют в 7 лет. Могут сделать взрослым людям при их тесном взаимодействии с заболевшим в открытой форме туберкулезной инфекции.

В восприимчивости человеческого организма к микобактерии участвуют такие факторы, как недоедание (дефицит белка), присутствие хронических болезней (диабет, алкоголизм, нарушения работы желудка и кишечника, стрессы, длительный прием глюкокортикоидов, пожилой возраст, ВИЧ-инфекция).

Инфицированным малышам амбулаторно назначают прием противотуберкулезного препарата Фтивазит, убивающего палочку туберкулеза и витамин В6. Данный препарат не окажет вредного влияния на организм ребенка и даже улучшит аппетит.

Вследствие недоразвития (по возрасту) иммуннитета, малыш может заразиться от заболевших родственников, а также при посещении общественных мест.

Находясь в активном состоянии, палочка Коха стремительно множится, отравляя организм выделяемыми токсинами и вызывает сильную интоксикацию. Развиваясь в органах, палочка Коха дает такие клинические симптомы: физический упадок сил, общее недомогание, субфебрильную лихорадку, бледные кожные покровы, потерю веса, низкий аппетит, повышенную потливость по ночам, кашель более трех недель.

Туберкулезом инфицировано большинство людей, то есть, палочка Коха есть у каждого взрослого человека, но здоровый организм не дает ей развиваться. Носитель палочки туберкулеза способен заразить других людей только тогда, если у него выявлена открытая форма.

Анализы на туберкулезную инфекцию

Лабораторными исследованиями по обнаружению возбудителя считается взятие мокроты и материала бронхоскопии при жалобах пациента к врачу, позволяющими заподозрить болезнь. Обычно требуется три порции откашливаемой слизи, взятой в разные дни. Образцы мокроты фиксируют на стекле, окрашивают специальным путем и рассматривают под микроскопом. В ранних стадиях и у детей туберкулез может дать мазок с отрицательным ответом. Поэтому, желательно, повторить микроскопический анализ мокроты три раза. Иногда, при таком исследовании обнаруживается кровь, гнойные включения. Анализ на палочку Коха сдают в лабораторном центре тубдиспансера, частных центрах, так как он помогает установить фору заражения и ее активность.

К микробиологическим анализам относят также промывные воды желудка детей и тяжелых пациентов. Материалом могут служить также жидкости – из спинного мозга, из плевры, брюшной полости, суставов, а также кровяные, гнойные выделения имеющихся свищей и ран. Исследуют взятые при биопсии, операциях, пункциях лимфатических узлов, соскобах образцы ткани пораженных органов, костный мозг. Утреннюю мочу или среднюю порцию за день исследуют, чтобы исключить туберкулез мочевыделительной и половой системы. Для этой же цели у женщин берут колпачком Кафки менструальную кровь.

К видам бактериологических исследований относят такие методы:

  • культуральный (посев биоматериала);
  • прямой бактериоскопии выявляет возбудителя за один час;
  • тест ПЦР определяет микобактерии во всех материалах, что важно для внелегочных форм заболевания;
  • автоматизированной системы культивирования туберкулезной палочки;
  • микроскопического исследования мазков.

В лабораторных условиях микобактерии окрашивают по Цилю — Нельсену (люминесцентно) или используют окраску флюорохромами. При выращивании микобактерий используют плотную яичную среду. Все анализы на обнаружение туберкулезной палочки Коха собираются по утрам, с запретом питьевого режима и приема пищи, на время исследования. Если пациент не может откашлять мокроту, проводят бронхоскопию под местным или общим обезболиванием, с предварительным запретом на прием пищи за шесть часов до процедуры. Исследования проводят для оценки жизнеспособности, массивности и скорости роста палочки, на основании которых подбирают препараты без устойчивости микобактерии.

Палочка Коха при ее раннем выявлении — результат успешного излечения пациента, что помогает понизить количество заражений ею и предупредить новые вспышки инфекции. Для раннего метода используют флюорографию. Таким образом, единственными способами обнаружить бактерию при ранних этапах болезни являются бактериологическое и флюорографическое исследования.

Профилактические меры

Домочадцам рекомендуют принимать витаминные комплексы, препараты-иммуномодуляторы: бронхо-мунал, рибомунил, бронхо-ваксом, иммунал, а также хорошо питаться, включив в диету жиры и белки. Необходимо соблюдение правил гигиены дыхания: регулярное проветривание рабочего и домашнего помещения, правильное дыхание через нос, своевременное лечение очагов хронических инфекций в кариозных зубах и носоглотке (лечение фарингитов, тонзиллитов, ринитов). Нужно вести здоровый образ жизни, быть физически активным, закаляться. Часто бывать на воздухе. Солнечный свет и свежие воздушные массы убивают палочку, вызывающую болезнь Коха. Также не нужно забывать о вакцинации новорожденных прививкой БЦЖ, чтобы уберечь ребенка от заболеваний активной формы. БЦЖ защищает на 85 %. Отправляя ребенка на лето к дедушкам, бабушкам и тетям, стоит поинтересоваться у них, когда они были на рентгене в последний раз, и не кашляют ли они. И тогда никогда болезнетворные микробы не побеспокоят человека своим проявлением.

Врач высшей квалификационной квалификации клинико-диагностической лаборатории /заведующая/ Н.Л. Соколянская.


Бактерии – одноклеточные микроорганизмы с неподвижной цитоплазмой и кольцевой молекулой ДНК вместо ядра.

Какой организм относят к царству бактерий?

Кишечная палочка — вид грамотрицательных палочковидных бактерий, широко распространённых в нижней части кишечника теплокровных животных.

Бактерии, в отличие от растений, имеют:

В клетке бактерий, в отличие от растений, в цитоплазме вместо ядра в ядерной зоне располагается одна кольцевая молекула ДНК.

Почему бактерии относят к прокариотам?

У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме. Этот участок цитоплазмы называется нуклеоид.

Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры, помогающие им выжить даже при крайне суровых условиях среды. Спора – это бактериальная клетка, уменьшенная в объеме и покрытая сверху плотными оболочками.

Бактерии размножаются путем:

Бактерии размножаются делением клетки надвое. Это основной и самый быстрый способ. Из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки в благоприятных условиях.

Чем питаются бактерии-сапротрофы?

Бактерии-сапротрофы питаются органическими веществами отмерших остатков растений и животных, разлагающимися органическими веществами.

К какой группе организмов относят туберкулезную палочку по способу питания?

Паразит живет в теле хозяина, при этом организм хозяина несет ущерб, а организм паразита – получает пользу. Именно к паразитам по способу питания относят туберкулезную палочку – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм.

Какая группа бактерий улучшает азотное питание растений?

Клубеньковые бактерии связывают атмосферный азот и образуют азотные соединения в почве. Они селятся на корнях бобовых растений, вступают с ними в симбиоз. Азотсодержащие соединения служат питанием для растений.

Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает:

Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает бактерия-паразит. Микобактерии туберкулеза(mycobacterium tuberculosis) – это крайне опасные микроорганизмы, которые могут провоцировать заболеваемость как у человека, так и у животных.

Читайте также: