Туберкулезный тыловой госпиталь это

Обновлено: 28.03.2024

К специальным формированиям здравоохранения (СФЗ) относятся органы управления специальными формированиями, тыловые госпитали и обсервационные пункты. В структуре СФЗ 92% приходится на тыловые госпитали, 6% - на органы управления и 2% - на обсервационные пункты.

В военное время для организации приема раненых и больных военнослужащих в тыловые госпитали, создания и функционирования обсервационных пунктов и осуществления оперативного руководства их функционированием штабами военных округов развертываются местные эвакуационные пункты (МЭП).

МЭП – это территориальный орган управления военно-медицинской службы военного округа (флота), на который возлагается:

- осуществление оперативного руководства за развертыванием и организацией работы тыловых госпиталей и обсервационных пунктов;

- организация доставки раненых и больных военнослужащих к местам отмобилизования тыловых госпиталей;

- организация развертывания эвакуационных приемников в морских и речных портах, на железнодорожных станциях и руководство их работой;

- организация приема в тыловые госпитали и обсервационные пункты раненых и больных военнослужащих, эвакуируемых из госпитальных баз фронта (флота) или осуществляющих передислокацию по территории различными видами транспорта;

- руководство загрузкой тыловых госпиталей ранеными и больными военнослужащими;

- осуществление контроля за организацией и качеством лечебно-диагностического процесса раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении в тыловых госпиталях;

- осуществление контроля за обеспечением военнослужащих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях и в обсервационных пунктах всеми видами довольствия по линии Министерства обороны РФ (МО РФ).

Тыловые госпитали (ТГ)– специализированные лечебные учреждения, развертываемые гражданским здравоохранением и являющиеся неотъемлемой составной частью современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения личного состава ВС РФ (рис. 15).

Тыловые госпитали предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненым и больным военнослужащим, поступающим с театров военных действий и этапов медицинской эвакуации ВС РФ для продолжения лечения с целью достижения окончательных исходов поражения, ранения и последующего осуществления реабилитационных мероприятий. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС РФ по состоянию здоровья и направлены по месту жительства.

Рис. 15. Этапы медицинской эвакуации раненых и больных военнослужащих

Примечание:Условные обозначения этапов медицинской эвакуации ВС РФ:

МПБ – медицинский пункт батальона; МПП – медицинский пункт полка;

омедб – отдельный медицинский батальон дивизии;

ГБФ – госпитальная база фронта (флота); ТГ – тыловой госпиталь.

Отмобилизование ТГ осуществляется по следующим принципам:

1. Выявление вида и количества ТГ постановлением Правительства РФ .

2. Определение дислокации ТГ Генеральным штабом (ГШ) ВС РФ.

3. Согласование штатов, табелей и норм обеспечения ТГ с Минздравсоцразвития России и утверждение их ГШ ВС РФ.

4. Укомплектование (обеспечение) ТГ осуществляется:

- медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом;

- техникой и специальными материально-техническими средствами;

- зданиями, помещениями, строительными материалами, коммунальными и энергетическими услугами, продуктами питания;

- культурно-просветительным имуществом и связью.

Тыловые госпитали создаются следующих видов: 4 многопрофильных (базовый, травматологический, нейрохирургический и терапевтический) и 2 монопрофильных (кожно-венерологический и туберкулезный). Емкость ТГ определяется структурой вероятного потока раненых и больных, исходя из чего, они могут быть созданы на 400, 500 и 600 коек.

Базовый тыловой госпиталь осуществляет прием раненых с тяжелыми осложнениями при проникающих ранениях грудной клетки и брюшной полости, с повреждением внутренних органов, а также раненых с изолированными ожогами груди, живота и конечностей, с множественными сочетанными и комбинированными поражениями. В госпитале развертываются следующие отделения:

- приемное с диагностическими койками;

- хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, травматологическое, ожоговое и нейрохирургическое) с операционным блоком и стерилизационной;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа;

- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- терапевтическое, физиотерапевтическое, рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;

- лабораторное и отделение лечебной физкультуры.

Также в базовом ТГ имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.

Травматологический тыловой госпиталь предназначен для стационарного лечения раненых с механическими и термическими травмами опорно-двигательного аппарата и комбинированными поражениями. В госпитале развертываются отделения:

- приемное с диагностическими койками;

- травматологические, ожоговое, хирургическое, гнойной хирургии с операционным блоком и стерилизационной;

- челюстно-лицевой хирургии и стоматологии с зубопротезной лабораторией;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- физиотерапевтическое, рентгеновское отделение с кабинетом ультразвуковой диагностики;

- отделение лечебной физкультуры.

Имеются также аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический

Нейрохирургический тыловой госпиталь осуществляет прием и лечение раненых и больных с повреждениями крупных нервных стволов, ЛОР-органов и глаз, с челюстно-лицевыми повреждениями и психоневрологическими расстройствами. В его составе развертываются следующие отделения:

- приемное с диагностическими койками;

- нейрохирургические, хирургическое, отоларингологическое, офтальмологическое с операционным блоком;

- челюстно-лицевой хирургии и стоматологии с зубопротезной лабораторией;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;

- лабораторное и отделение лечебной физкультуры.

Имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.

Терапевтический тыловой госпиталь предназначен для больных с тяжелыми формами острой лучевой болезни, тяжелыми последствиями отравлений и тяжелыми формами соматических заболеваний. Этот госпиталь осуществляет также прием пораженных с нервно-психическими нарушениями при церебральных и экстрацеребральных ранениях, а также прием больных психиатрического профиля, в том числе и с реактивными состояниями. В составе этого госпиталя предусмотрено развертывание следующих отделений:

- приемного с диагностическими койками;

- кардиологического, пульмонологического, гастроэнтерологического, неврологического, психиатрического, психоневрологического, общетерапев-тического, инфекционного;

- хирургического с операционным блоком и стерилизационной;

- стоматологического с зубопротезной лабораторией;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- физиотерапевтического, лечебной физкультуры и рентгеновского с кабинетом ультразвуковой диагностики;

В составе госпиталя имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.

Кожно-венерологический тыловой госпитальпредназначен для лечения больных военнослужащих с пиодермиями, микозами, дерматитами, токсикодермиями, инфицированными эритемами, вирусными болезнями кожи, сифилисом и венерическими уретритами. Госпиталь имеет следующие отделения:

- приемное с диагностическими койками;

- хирургическое с операционным блоком и стерилизационной;

- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;

Помимо отделений развертываются аптека, кабинеты лазерной терапии, функциональной диагностики, эндоскопический и лечебной физкультуры.

Туберкулезный тыловой госпиталь предназначен для лечения раненых и больных военнослужащих с подтвержденным туберкулезом различных органов и систем, а также для направления в него военнослужащих с целью дифференциальной диагностики туберкулеза и неспецифических заболеваний, в первую очередь, легких. Основными отделениями госпиталя являются:

- приемное с диагностическими койками;

- туберкулезное для больных костно-суставным туберкулезом;

- туберкулезное для больных урогенитальным туберкулезом;

- операционный блок со стерилизационной;

- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;

- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;

- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;

- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;

Госпиталь развертывает также аптеку, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.

На ТГ возлагаются следующие задачи:

- прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных с осуществлением дегазации, дезактивации и дезинфекции личных вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение до определившегося исхода и проведение медицинской реабилитации;

- проведение военно-врачебной экспертизы находящихся на лечении раненых и больных военнослужащих;

- проведение медико-социальной экспертизы раненых и больных, увольняемых из состава ВС РФ;

- осуществление выписки раненых и больных из госпиталя по выздоровлению или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или в ЛПУ Минздравсоцразвития России;

- оказание консультативной помощи по своему профилю другим ТГ;

- финансовое и материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

- проведение воспитательной и культурно-просветительной работы с ранеными и больными;

- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;

- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

- выполнение научных исследований;

- организация охраны госпиталя и его защиты от воздействия боевого оружия и неблагоприятных экологических факторов.

Помимо решения вышеуказанных задач базовые госпитали в местах выгрузки раненых (железнодорожные станции, аэропорты, водные пристани) развертывают эвакоприемники силами приемно-сортировочного отделения и организуют разгрузку прибывающих санитарных транспортов. Базовые госпитали, выполняя функции сортировочного госпиталя, осуществляют временное размещение и лечение нетранспортабельных раненых и больных с последующей подготовкой их к дальнейшей эвакуации в другие ТГ.

Учитывая весь спектр задач, возложенных на ТГ, для их полноценного и гарантированного развертывания в период мобилизации и последующего функционирования по предназначению в военное время, требуется целенаправленная подготовка в мирное время персонала, включенного в их состав. Организуют и обеспечивают эту подготовку мобилизационные подразделения органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Обсервационные пункты (ОП) здравоохраненияпредназначены для временной обсервации и/или изоляции воинских контингентов, эвакуируемых по железным и автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, при возникновении среди них факта эпидемиологического неблагополучия. Они выполняют барьерную функцию по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний, как среди личного состава ВС РФ, так и среди гражданского населения путем проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Комплектуются ОП в мирное время, а формируются – при объявлении мобилизации. Общее руководство ОП осуществляют органы управления здравоохранением территорий, на которых они функционируют, оперативное руководство и контроль за их работой – МЭП, а непосредственное – органы управления по руководству СФЗ. Для развертывания ОП отводятся здания вблизи железнодорожных станций, автомобильных дорог, аэропортов, морских и речных вокзалов (пристаней) с учетом временного размещения до 2000 обсервируемых.

Обсервации подлежат эвакуируемые воинские контингенты в случае выявления среди них:

- хотя бы одного случая особо-опасных инфекционных заболеваний;

- более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний.

На ОП возлагаются следующие задачи:

- осуществление приема и проведения полной специальной обработки воинским контингентам, поступающим в обсерватор;

- осуществление медицинского наблюдения за обсервируемыми с целью своевременного выявления среди них инфекционных больных для последующей изоляции и госпитализации в ближайшие инфекционные больницы;

- проведение, по показаниям, лабораторных исследований с целью выявления бактерионосителей;

- проведение, по эпидемиологическим показаниям, профилактических прививок;

- проведение заключительного медицинского осмотра по окончанию обсервации;

- организация финансового и материально-технического обеспечения обсервируемых в период их пребывания в обсерваторе;

- проведение культурно-досуговой работы с обсервируемыми;

- представление в установленные сроки донесений и отчетов в МЭП, к которым приписаны ОП, а также в органы управления здравоохранением, которым они подчинены.

Общая численность личного состава ОП составляет 75 человек, из них 3 человека – состоят на военном штате. Обеспечивается ОП тремя автомобилями, из них один – легковой и тремя обозными лошадьми. Структура ОП включает управление, основные подразделения и подразделения обеспечения (рис. 16).

Рис. 16. Организационно-штатная структура обсервационного пункта

Организация и порядок обсервации. Воинские контингенты подлежат обсервации по распоряжению командующего войсками военного округа, издаваемого на основании представления начальника медицинской службы округа и донесения начальника эшелона (командира морского или воздушного судна, начальника аэропорта, железнодорожного эшелона и т.п.). Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции, аэропорта, морского (речного) порта и начальнику гарнизона. Одновременно об этом информируются администрация исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и МЭП.

Приведение ОП в готовность производится распоряжением органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника ОП, начальника эшелона, представителя медицинской службы военного округа и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ. Комиссия актирует санитарно-эпидемиологическое состояние эшелона и перевозимого контингента.

Затем производится медицинский осмотр обсервируемых, в ходе которого больные с выраженной клиникой направляются в ЛПУ, а с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор ОП. Остальные подвергаются полной санитарной обработке. Транспортные средства, доставившие обсервируемых, подлежат дезинфекции силами и средствами ведомственной медицинской службы.

Все обсервируемые ежедневно осматриваются врачом и подвергаются термометрии, при необходимости, проводятся лабораторные исследования.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от вида инфекции начальником медицинской службы военного округа.

Органы управления по руководству специальными формированиями здравоохранения (СФЗ).К ним относятсяГлавные управления по руководству СФЗ, отделы и секторы по руководству тыловыми госпиталями. Они комплектуются в мирное время персоналом, работающим в системе здравоохранения. Комплектование органов управления СФЗ целесообразно осуществлять специалистами органов управления здравоохранением с учетом их опыта работы и деловых качеств, способных обеспечить преемственность в работе мирного и военного времени. Расформирование органов управления СФЗ осуществляется после полного завершения работы ТГ и ОП.

В повседневный период мобилизационные подразделения органов управления здравоохранением организуют с управленческим персоналом изучение документов, структуры, порядка и характера работы СФЗ, привлечение его к подготовке и проведению совещаний, учений, тренировок по отмобилизованию СФЗ. В период мобилизации они же организуют отмобилизование ТГ и ОП в местах их дислокации, последующее исполнение ими лечебной и хозяйственной деятельности в соответствии с возложенными задачами, функциями и порядком взаимодействия.

Состав Главного управления по руководству СФЗ представлен руководителем, его заместителем, главными специалистами (хирург и терапевт), тремя управлениями (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского снабжения) и двумя отделами (финансово-экономический и защиты государственной тайны). В составе управлений и отделов имеются, соответственно, отделы и отделения.

Отдел по руководству ТГ представлен его начальником, заместителем, главными специалистами (хирург и терапевт), врачом-инспектором, провизором-инспектором, инспектором по спецработе, бухгалтером, делопроизводителем, машинисткой и водителем. Всего – 11 человек.

В состав сектора по руководству ТГ включаются 5 человек (начальник сектора, врач-инспектор, провизор-инспектор, делопроизводитель и водитель).

Задачами органов управления по руководству СФЗ являются:

1. Организация контроля за своевременным развертыванием и готовностью СФЗ к приему раненых и больных военнослужащих, качеством их лечения, реабилитацией, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.

2. Руководство проведением санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий.

3. Обеспечение СФЗ всеми видами материально-технического и финансового довольствия в период мобилизации и в военное время

4. Организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением Минобороны РФ, медицинской службой военного округа, МЭП, военными комиссариатами, органами управления здравоохранением субъектов РФ и администрациями муниципальных образований, на территории которых развернуты и функционируют СФЗ по вопросам:

- обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи и лечении раненых и больных;

- организации справочной работы о поступивших раненых и больных, исходах их лечения;

- организации снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;

- обеспечения СФЗ нормативными, методическими и инструктивными документами Минздравсоцразвития и Минобороны России.

5. Сбор, анализ текущей информации и своевременная подача установленных докладов и донесений.

6. Организация научно-исследовательской и научно-методической работы в сфере деятельности СФЗ.

отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими койками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогенитальным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, переливания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, лечебной физкультуры;

кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.

На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:

- прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;

- проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;

- своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или реабилитационные центры;

- подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;

- организация охраны госпиталя, а также его защиты от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов;

- оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;

- материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;

- проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;

- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;

- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

- проведение научно-исследовательской работы в госпитале;

На тыловые госпитали - базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:

- развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;

- прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;

- оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обеспечения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохранения (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации под общим руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизационной готовности.

Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобилизационные подразделения организаций-исполнителей.

В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мобилизационной подготовки должны быть решены следующие основные вопросы:

1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее - личным составом);

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей численности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, дальнейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.

отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими кой­ками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогениталь-ным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операци­онным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, перели­вания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, ле­чебной физкультуры;

кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.

На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:

прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработ­ка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на ле­чении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Воо­руженных Сил Российской Федерации;

своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо­ровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые гос­питали или реабилитационные центры;

подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;

организация охраны госпиталя, а также его зашиты от оружия массово­ го поражения и неблагоприятных экологических факторов;

оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыло­вым госпиталям;

материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;

проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;

ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет­ности;

проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

проведение научно-исследовательской работы в госпитале;

На тыловые госпитали — базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:

— развертывание силами сортировочно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы­вающих санитарных транспортов;

прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;

оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обес­печения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохране­ния (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по пред­назначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возла­гается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Фе­дерации под общим руководством Министерства здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизаци­онной готовности.

Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобили­зационные подразделения организаций-исполнителей.

В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мо­билизационной подготовки должны быть решены следующие основные во­просы:

1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее — личным составом);

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей числен­ности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, даль­нейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.

Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпита­лей здравоохранения в период мобилизации - 25мин.

Мероприятия по формированию тыловых госпиталей здравоохранения выполняются с объявлением общей или частичной мобилизации. Подача иприем мобилизационных ресурсов в тыловые госпитали планируется в сро­ки, предусмотренные планами (сроки подачи и приема мобилизационных ресурсов исчисляются от момента объявления мобилизации (получения сигнала).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется только военными комиссариатами на основании приказов об объявлении мобилизации. Военный комиссар принимает в отношении гражданина, пре­бывающего в запасе, одно из следующих решений:

о призыве на военную службу (работу на должностях гражданского пер­сонала);

о предоставлении отсрочки от призыва по мобилизации;

об освобождении от призыва по мобилизации.

Решение о вызове ГПЗ, в военный комиссариат для призыва в ходе моби­лизации доводится до него объявлением в средствах массовой информации приказа военного комиссара об объявлении мобилизации, либо вручением персональной повестки о призыве (предписании об убытии непосредственно вСФЗ).

Оформление призыва ГПЗ, которые поступают непосредственно в тыло­вые госпитали, производится военными комиссариатами по месту форми­рования. В этом случае военные комиссариаты после оформления призыва высылают начальникам тыловых госпиталей личные дела офицеров запаса с жетонами личных номеров и их послужные карты.

По прибытии в структурное подразделение тылового госпиталя личный состав заносится в штатно-должностные списки (ШДС) и получает задачу по должностному предназначению. По завершении укомплектования отде­ления (подразделения) ШДС передаются командованию тылового госпиталя для издания приказа о зачислении в списки личного состава и назначения на штатные воинские должности и должности гражданского персонала.

Зачислять на военную службу ГПЗ, в том числе и в добровольном поряд­ке, минуя военные комиссариаты, запрещается.

Для обеспечения своевременного получения корреспонденции специ­альные формирования по действительным наименованиям приписываются к станциям фельдъегерской почтовой связи или предприятиям Госкомсвязи России согласно указаниям штаба военного округа.

Начальник тылового госпиталя назначает ответственного за получение корреспонденции (почтальона) и обеспечивает его удостоверением и дове­ренностью на право получения и отправления почты.

Комплектом печатей и штампов тыловые госпитали обеспечиваются штабами военных округов в мирное время. Эти материалы хранятся вместе со вторым экземпляром мобилизационного плана в комплектующих воен­ных комиссариатах.

Комплектование тыловых госпиталей техникой организаций и граждан осу­ществляется военными комиссариатами во взаимодействии с организация­ми-формирователями порядком, определяемым Генеральным штабом ВС РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Техника принимается в технически исправном состоянии, обеспечен­ная запасными частями, инструментом, агрегатами, узлами, механизмами, специальным и другим оборудованием по нормам, установленным соответ­ствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по военно-транспортной обязанности, с регистрационными документами и знаками, технической документацией (ведомостями комплектации завода-изготовителя, ведомостями комплектов запасных частей и принадлежностей (далее именуются — ЗИП) и т.д.), паспортами на специальное оборудование, паспортами на специальные кузова (цистерны), санитарными паспортами).

Дорожно-строительная техника (далее именуется — ДСТ) и прицепные электростанции, подлежащие освидетельствованию, принимаются при на­личии разрешения на эксплуатацию от органа Госгортехнадзора (Госэнергонадзора).

Техника считается технически исправной при условии наличия заклю­чения органа Государственной инспекции безопасности дорожного движе­ния Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — орган ГИБДД) или органа государственного надзора и контроля за техни­ческим состоянием транспортных средств в Российской Федерации (далее именуется — орган гостехнадзора) о разрешении эксплуатации этой техники и (или) не имеющая неисправностей, указанных в Перечне неисправностей, при наличии которых техника, предоставляемая организациями и гражда­нами в период мобилизации и в военное время, не принимается войсками, воинскими формированиями и органами (далее именуется — Перечень).

Прием техники и технического имущества от организации тыловыми госпиталями включает в себя оформление (заполнение): ведомости контроля за ходом поступления техники, листов осмотра техники, маршрутного лис­та, именного списка водителей, а также перерегистрацию техники и выда­чу владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества Справки.

Справки подписываются военным комиссаром (начальником тылового госпиталя) и представителем организации (гражданином) и заверяются гер­бовой печатью военного комиссариата (тылового госпиталя).

Военные комиссариаты на основании Справок" оформляют и выдают владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества квитанции на подтверждение передачи организациями и гражданами в соот­ветствии с планами мобилизации, мобилизационными заданиями (заказами) и (или) технического имущества, в том числе находящихся в их собственно­сти. Оформление и выдача Квитанций производится военным комиссариа­том, как правило, после завершения выполнения основных мобилизацион­ных мероприятий на территории района, города (без районного деления).

Паспорта принятой техники, ранее выданные органами ГИБДД и гостех­надзора, передаются в отдел материально-технического обеспечения тылового госпиталя с целью дальнейшего оформления перехода права собствен­ности. На основании сведений, указанных в паспортах принятой техники в течение следующих после приема техники 3-х суток оформляются паспорта (формуляры) техники. Паспорта принятой техники, ранее выданные органа­ми ГИБДД и гостехнадзора, накладные на техническое имущество и приемо­сдаточные акты хранятся в тыловом госпитале до окончания мобилизации (военного времени) и принятия решения о дальнейшем использовании тех­ники и технического имущества, поступивших от организаций и граждан в период мобилизации и в военное время.

На основании донесения начальника тылового госпиталя о завершении от­мобилизования и готовности к работе командующий войсками округа дает указа­ние начальникам служб округа о постановке госпиталя на все виды довольствия.

Расформирование тыловых госпиталей.

Тыловые госпитали расформировываются по приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который издаётся на основании постановления Правительства Российской Федера­ции и директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. Ответственность за расформирование несут начальни­ки тыловых госпиталей, а также соответствующие органы управления здра­воохранением.

Вся медицинская документация расформированных тыловых госпиталей высылается Военно-медицинскому музею Министерства обороны Россий­ской Федерации.

Приказы по личному составу и другие документы общего делопроизвод­ства госпиталей направляются в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Вооружение, технику, боеприпасы, средства зашиты, остатки продоволь­ствия и другое имущество номенклатуры Министерства обороны Россий­ской Федерации, а также книги учета материальных средств и вся переписка по этим вопросам сдаются в органы военного управления, к которым госпи­тали были приписаны.

Денежные документы по статьям сметы Министерства обороны Россий­ской Федерации и книги финансового учета после обревизования их доволь­ствующим финансовым органом сдаются тыловыми госпиталями в архив во­енного округа. Полученные от Министерства обороны Российской Федера­ции руководящие документы и бланки строгого учета по финансовой службе передаются по списку довольствующему финансовому органу.

Медицинское, санитарно-хозяйственное и все другие виды имущест­ва передаются согласно указаниям органов управления здравоохранением, в ведении которых находились госпитали. Книги учета и вся остальная, не подлежащая уничтожению документация, направляются в местные архивы.

Здания со всем находящимся в них оборудованием, инвентарем и остат­ками топлива передаются согласно решению местных органов исполнитель­ной власти.

Увольнение персонала госпиталей и расчет с ним производится по суще­ствующему трудовому законодательству. Органы здравоохранения, в ведении которых находились тыловые госпитали, обеспечивают через местные орга­ны исполнительной власти трудоустройство уволенных. Граждане, пребы­вающие в запасе, после увольнения направляются в военные комиссариаты по месту жительства.

Материально-ответственные лица увольняются после сдачи всех числя­щихся за ними материальных ценностей.

О расформировании каждого тылового госпиталя местные органы здра­воохранения представляют донесения Министерству здравоохранения Рос­сийской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации.

Заключение -2 мин.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что специальные формирования здравоохранения, прежде всего, тыловые госпитали были и являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современных условиях.

отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими койками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогенитальным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, переливания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, лечебной физкультуры;

кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.

На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:

- прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;

- проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;

- своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или реабилитационные центры;

- подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;

- организация охраны госпиталя, а также его защиты от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов;

- оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;

- материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;

- проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;

- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;

- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

- проведение научно-исследовательской работы в госпитале;

На тыловые госпитали - базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:

- развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;

- прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;

- оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обеспечения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохранения (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации под общим руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизационной готовности.

Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобилизационные подразделения организаций-исполнителей.

В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мобилизационной подготовки должны быть решены следующие основные вопросы:

1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее - личным составом);

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей численности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, дальнейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.

2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.

Они являются структурными подразделениями Минздрава РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.

Задачи органов управления СФЗ:

1. руководство работой СФЗ в период мобилизации и в военное время;

2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спец формирований, их материально-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период мобилизации и в военное время;

3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (мед службой военного округа ВВ) по вопросам обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;

4. осуществление контроля за качеством лечения раненых, их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы;

5. руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

6. организация медицинского снабжения СФЗ;

7. руководство медицинским и бухгалтерским учетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;

8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения раненых и больных, исходы их лечения и др. задачи.

Начальники органов управления СФЗ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.

Тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) предназначены для 1) приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), 2) оказания им специализированной мед помощи, 3) лечения до окончательного исхода и 4) реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГЗ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть: 1) возвращены в строй, 2) эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или 3) уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Задачи ТГЗ:

1. прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

2. своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной мед помощи, лечение до определившихся исходов и мед реабилитация;

3. проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

4. своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по мед показаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

5. подготовка к эвакуации раненых (больных), подлежащих переводу в другие ЛУ;

6. организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

7. материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

8. ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;

9. проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ кроме того, возлагается:

10. развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;

11. прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

12. оказание неотложных мероприятий квалифицированной мед помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.




ТГЗ подразделяются на шесть типов:

А) Многопрофильные госпитали:

Б) Узкоспециализированные госпитали:

Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

Читайте также: