Туберкулезный тыловой госпиталь это
Обновлено: 28.03.2024
К специальным формированиям здравоохранения (СФЗ) относятся органы управления специальными формированиями, тыловые госпитали и обсервационные пункты. В структуре СФЗ 92% приходится на тыловые госпитали, 6% - на органы управления и 2% - на обсервационные пункты.
В военное время для организации приема раненых и больных военнослужащих в тыловые госпитали, создания и функционирования обсервационных пунктов и осуществления оперативного руководства их функционированием штабами военных округов развертываются местные эвакуационные пункты (МЭП).
МЭП – это территориальный орган управления военно-медицинской службы военного округа (флота), на который возлагается:
- осуществление оперативного руководства за развертыванием и организацией работы тыловых госпиталей и обсервационных пунктов;
- организация доставки раненых и больных военнослужащих к местам отмобилизования тыловых госпиталей;
- организация развертывания эвакуационных приемников в морских и речных портах, на железнодорожных станциях и руководство их работой;
- организация приема в тыловые госпитали и обсервационные пункты раненых и больных военнослужащих, эвакуируемых из госпитальных баз фронта (флота) или осуществляющих передислокацию по территории различными видами транспорта;
- руководство загрузкой тыловых госпиталей ранеными и больными военнослужащими;
- осуществление контроля за организацией и качеством лечебно-диагностического процесса раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении в тыловых госпиталях;
- осуществление контроля за обеспечением военнослужащих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях и в обсервационных пунктах всеми видами довольствия по линии Министерства обороны РФ (МО РФ).
Тыловые госпитали (ТГ)– специализированные лечебные учреждения, развертываемые гражданским здравоохранением и являющиеся неотъемлемой составной частью современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения личного состава ВС РФ (рис. 15).
Тыловые госпитали предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненым и больным военнослужащим, поступающим с театров военных действий и этапов медицинской эвакуации ВС РФ для продолжения лечения с целью достижения окончательных исходов поражения, ранения и последующего осуществления реабилитационных мероприятий. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС РФ по состоянию здоровья и направлены по месту жительства.
Рис. 15. Этапы медицинской эвакуации раненых и больных военнослужащих
Примечание:Условные обозначения этапов медицинской эвакуации ВС РФ:
МПБ – медицинский пункт батальона; МПП – медицинский пункт полка;
омедб – отдельный медицинский батальон дивизии;
ГБФ – госпитальная база фронта (флота); ТГ – тыловой госпиталь.
Отмобилизование ТГ осуществляется по следующим принципам:
1. Выявление вида и количества ТГ постановлением Правительства РФ .
2. Определение дислокации ТГ Генеральным штабом (ГШ) ВС РФ.
3. Согласование штатов, табелей и норм обеспечения ТГ с Минздравсоцразвития России и утверждение их ГШ ВС РФ.
4. Укомплектование (обеспечение) ТГ осуществляется:
- медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом;
- техникой и специальными материально-техническими средствами;
- зданиями, помещениями, строительными материалами, коммунальными и энергетическими услугами, продуктами питания;
- культурно-просветительным имуществом и связью.
Тыловые госпитали создаются следующих видов: 4 многопрофильных (базовый, травматологический, нейрохирургический и терапевтический) и 2 монопрофильных (кожно-венерологический и туберкулезный). Емкость ТГ определяется структурой вероятного потока раненых и больных, исходя из чего, они могут быть созданы на 400, 500 и 600 коек.
Базовый тыловой госпиталь осуществляет прием раненых с тяжелыми осложнениями при проникающих ранениях грудной клетки и брюшной полости, с повреждением внутренних органов, а также раненых с изолированными ожогами груди, живота и конечностей, с множественными сочетанными и комбинированными поражениями. В госпитале развертываются следующие отделения:
- приемное с диагностическими койками;
- хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, травматологическое, ожоговое и нейрохирургическое) с операционным блоком и стерилизационной;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа;
- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- терапевтическое, физиотерапевтическое, рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;
- лабораторное и отделение лечебной физкультуры.
Также в базовом ТГ имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.
Травматологический тыловой госпиталь предназначен для стационарного лечения раненых с механическими и термическими травмами опорно-двигательного аппарата и комбинированными поражениями. В госпитале развертываются отделения:
- приемное с диагностическими койками;
- травматологические, ожоговое, хирургическое, гнойной хирургии с операционным блоком и стерилизационной;
- челюстно-лицевой хирургии и стоматологии с зубопротезной лабораторией;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- физиотерапевтическое, рентгеновское отделение с кабинетом ультразвуковой диагностики;
- отделение лечебной физкультуры.
Имеются также аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический
Нейрохирургический тыловой госпиталь осуществляет прием и лечение раненых и больных с повреждениями крупных нервных стволов, ЛОР-органов и глаз, с челюстно-лицевыми повреждениями и психоневрологическими расстройствами. В его составе развертываются следующие отделения:
- приемное с диагностическими койками;
- нейрохирургические, хирургическое, отоларингологическое, офтальмологическое с операционным блоком;
- челюстно-лицевой хирургии и стоматологии с зубопротезной лабораторией;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;
- лабораторное и отделение лечебной физкультуры.
Имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.
Терапевтический тыловой госпиталь предназначен для больных с тяжелыми формами острой лучевой болезни, тяжелыми последствиями отравлений и тяжелыми формами соматических заболеваний. Этот госпиталь осуществляет также прием пораженных с нервно-психическими нарушениями при церебральных и экстрацеребральных ранениях, а также прием больных психиатрического профиля, в том числе и с реактивными состояниями. В составе этого госпиталя предусмотрено развертывание следующих отделений:
- приемного с диагностическими койками;
- кардиологического, пульмонологического, гастроэнтерологического, неврологического, психиатрического, психоневрологического, общетерапев-тического, инфекционного;
- хирургического с операционным блоком и стерилизационной;
- стоматологического с зубопротезной лабораторией;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- физиотерапевтического, лечебной физкультуры и рентгеновского с кабинетом ультразвуковой диагностики;
В составе госпиталя имеются аптека, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.
Кожно-венерологический тыловой госпитальпредназначен для лечения больных военнослужащих с пиодермиями, микозами, дерматитами, токсикодермиями, инфицированными эритемами, вирусными болезнями кожи, сифилисом и венерическими уретритами. Госпиталь имеет следующие отделения:
- приемное с диагностическими койками;
- хирургическое с операционным блоком и стерилизационной;
- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;
Помимо отделений развертываются аптека, кабинеты лазерной терапии, функциональной диагностики, эндоскопический и лечебной физкультуры.
Туберкулезный тыловой госпиталь предназначен для лечения раненых и больных военнослужащих с подтвержденным туберкулезом различных органов и систем, а также для направления в него военнослужащих с целью дифференциальной диагностики туберкулеза и неспецифических заболеваний, в первую очередь, легких. Основными отделениями госпиталя являются:
- приемное с диагностическими койками;
- туберкулезное для больных костно-суставным туберкулезом;
- туберкулезное для больных урогенитальным туберкулезом;
- операционный блок со стерилизационной;
- стоматологическое с зубопротезной лабораторией;
- анестезиологии и реанимации с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации;
- переливания крови с лабораторией экспресс-диагностики;
- физиотерапевтическое и рентгеновское с кабинетом ультразвуковой диагностики;
Госпиталь развертывает также аптеку, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический.
На ТГ возлагаются следующие задачи:
- прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных с осуществлением дегазации, дезактивации и дезинфекции личных вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение до определившегося исхода и проведение медицинской реабилитации;
- проведение военно-врачебной экспертизы находящихся на лечении раненых и больных военнослужащих;
- проведение медико-социальной экспертизы раненых и больных, увольняемых из состава ВС РФ;
- осуществление выписки раненых и больных из госпиталя по выздоровлению или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или в ЛПУ Минздравсоцразвития России;
- оказание консультативной помощи по своему профилю другим ТГ;
- финансовое и материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
- проведение воспитательной и культурно-просветительной работы с ранеными и больными;
- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
- выполнение научных исследований;
- организация охраны госпиталя и его защиты от воздействия боевого оружия и неблагоприятных экологических факторов.
Помимо решения вышеуказанных задач базовые госпитали в местах выгрузки раненых (железнодорожные станции, аэропорты, водные пристани) развертывают эвакоприемники силами приемно-сортировочного отделения и организуют разгрузку прибывающих санитарных транспортов. Базовые госпитали, выполняя функции сортировочного госпиталя, осуществляют временное размещение и лечение нетранспортабельных раненых и больных с последующей подготовкой их к дальнейшей эвакуации в другие ТГ.
Учитывая весь спектр задач, возложенных на ТГ, для их полноценного и гарантированного развертывания в период мобилизации и последующего функционирования по предназначению в военное время, требуется целенаправленная подготовка в мирное время персонала, включенного в их состав. Организуют и обеспечивают эту подготовку мобилизационные подразделения органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Обсервационные пункты (ОП) здравоохраненияпредназначены для временной обсервации и/или изоляции воинских контингентов, эвакуируемых по железным и автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, при возникновении среди них факта эпидемиологического неблагополучия. Они выполняют барьерную функцию по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний, как среди личного состава ВС РФ, так и среди гражданского населения путем проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Комплектуются ОП в мирное время, а формируются – при объявлении мобилизации. Общее руководство ОП осуществляют органы управления здравоохранением территорий, на которых они функционируют, оперативное руководство и контроль за их работой – МЭП, а непосредственное – органы управления по руководству СФЗ. Для развертывания ОП отводятся здания вблизи железнодорожных станций, автомобильных дорог, аэропортов, морских и речных вокзалов (пристаней) с учетом временного размещения до 2000 обсервируемых.
Обсервации подлежат эвакуируемые воинские контингенты в случае выявления среди них:
- хотя бы одного случая особо-опасных инфекционных заболеваний;
- более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний.
На ОП возлагаются следующие задачи:
- осуществление приема и проведения полной специальной обработки воинским контингентам, поступающим в обсерватор;
- осуществление медицинского наблюдения за обсервируемыми с целью своевременного выявления среди них инфекционных больных для последующей изоляции и госпитализации в ближайшие инфекционные больницы;
- проведение, по показаниям, лабораторных исследований с целью выявления бактерионосителей;
- проведение, по эпидемиологическим показаниям, профилактических прививок;
- проведение заключительного медицинского осмотра по окончанию обсервации;
- организация финансового и материально-технического обеспечения обсервируемых в период их пребывания в обсерваторе;
- проведение культурно-досуговой работы с обсервируемыми;
- представление в установленные сроки донесений и отчетов в МЭП, к которым приписаны ОП, а также в органы управления здравоохранением, которым они подчинены.
Общая численность личного состава ОП составляет 75 человек, из них 3 человека – состоят на военном штате. Обеспечивается ОП тремя автомобилями, из них один – легковой и тремя обозными лошадьми. Структура ОП включает управление, основные подразделения и подразделения обеспечения (рис. 16).
Рис. 16. Организационно-штатная структура обсервационного пункта
Организация и порядок обсервации. Воинские контингенты подлежат обсервации по распоряжению командующего войсками военного округа, издаваемого на основании представления начальника медицинской службы округа и донесения начальника эшелона (командира морского или воздушного судна, начальника аэропорта, железнодорожного эшелона и т.п.). Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции, аэропорта, морского (речного) порта и начальнику гарнизона. Одновременно об этом информируются администрация исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и МЭП.
Приведение ОП в готовность производится распоряжением органа управления здравоохранением субъекта РФ.
Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника ОП, начальника эшелона, представителя медицинской службы военного округа и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ. Комиссия актирует санитарно-эпидемиологическое состояние эшелона и перевозимого контингента.
Затем производится медицинский осмотр обсервируемых, в ходе которого больные с выраженной клиникой направляются в ЛПУ, а с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор ОП. Остальные подвергаются полной санитарной обработке. Транспортные средства, доставившие обсервируемых, подлежат дезинфекции силами и средствами ведомственной медицинской службы.
Все обсервируемые ежедневно осматриваются врачом и подвергаются термометрии, при необходимости, проводятся лабораторные исследования.
Срок обсервации устанавливается в зависимости от вида инфекции начальником медицинской службы военного округа.
Органы управления по руководству специальными формированиями здравоохранения (СФЗ).К ним относятсяГлавные управления по руководству СФЗ, отделы и секторы по руководству тыловыми госпиталями. Они комплектуются в мирное время персоналом, работающим в системе здравоохранения. Комплектование органов управления СФЗ целесообразно осуществлять специалистами органов управления здравоохранением с учетом их опыта работы и деловых качеств, способных обеспечить преемственность в работе мирного и военного времени. Расформирование органов управления СФЗ осуществляется после полного завершения работы ТГ и ОП.
В повседневный период мобилизационные подразделения органов управления здравоохранением организуют с управленческим персоналом изучение документов, структуры, порядка и характера работы СФЗ, привлечение его к подготовке и проведению совещаний, учений, тренировок по отмобилизованию СФЗ. В период мобилизации они же организуют отмобилизование ТГ и ОП в местах их дислокации, последующее исполнение ими лечебной и хозяйственной деятельности в соответствии с возложенными задачами, функциями и порядком взаимодействия.
Состав Главного управления по руководству СФЗ представлен руководителем, его заместителем, главными специалистами (хирург и терапевт), тремя управлениями (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского снабжения) и двумя отделами (финансово-экономический и защиты государственной тайны). В составе управлений и отделов имеются, соответственно, отделы и отделения.
Отдел по руководству ТГ представлен его начальником, заместителем, главными специалистами (хирург и терапевт), врачом-инспектором, провизором-инспектором, инспектором по спецработе, бухгалтером, делопроизводителем, машинисткой и водителем. Всего – 11 человек.
В состав сектора по руководству ТГ включаются 5 человек (начальник сектора, врач-инспектор, провизор-инспектор, делопроизводитель и водитель).
Задачами органов управления по руководству СФЗ являются:
1. Организация контроля за своевременным развертыванием и готовностью СФЗ к приему раненых и больных военнослужащих, качеством их лечения, реабилитацией, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
2. Руководство проведением санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий.
3. Обеспечение СФЗ всеми видами материально-технического и финансового довольствия в период мобилизации и в военное время
4. Организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением Минобороны РФ, медицинской службой военного округа, МЭП, военными комиссариатами, органами управления здравоохранением субъектов РФ и администрациями муниципальных образований, на территории которых развернуты и функционируют СФЗ по вопросам:
- обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи и лечении раненых и больных;
- организации справочной работы о поступивших раненых и больных, исходах их лечения;
- организации снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- обеспечения СФЗ нормативными, методическими и инструктивными документами Минздравсоцразвития и Минобороны России.
5. Сбор, анализ текущей информации и своевременная подача установленных докладов и донесений.
6. Организация научно-исследовательской и научно-методической работы в сфере деятельности СФЗ.
отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими койками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогенитальным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, переливания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, лечебной физкультуры;
кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.
На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:
- прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;
- проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или реабилитационные центры;
- подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;
- организация охраны госпиталя, а также его защиты от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов;
- оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;
- материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;
- проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;
- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
- проведение научно-исследовательской работы в госпитале;
На тыловые госпитали - базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:
- развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
- прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;
- оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обеспечения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохранения (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации под общим руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизационной готовности.
Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобилизационные подразделения организаций-исполнителей.
В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мобилизационной подготовки должны быть решены следующие основные вопросы:
1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее - личным составом);
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей численности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, дальнейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.
отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими койками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогениталь-ным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, переливания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, лечебной физкультуры;
кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.
На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:
прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;
своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или реабилитационные центры;
подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;
организация охраны госпиталя, а также его зашиты от оружия массово го поражения и неблагоприятных экологических факторов;
оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;
материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;
проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;
ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
проведение научно-исследовательской работы в госпитале;
На тыловые госпитали — базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:
— развертывание силами сортировочно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;
оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обеспечения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохранения (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации под общим руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизационной готовности.
Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобилизационные подразделения организаций-исполнителей.
В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мобилизационной подготовки должны быть решены следующие основные вопросы:
1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее — личным составом);
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей численности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, дальнейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.
Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации - 25мин.
Мероприятия по формированию тыловых госпиталей здравоохранения выполняются с объявлением общей или частичной мобилизации. Подача иприем мобилизационных ресурсов в тыловые госпитали планируется в сроки, предусмотренные планами (сроки подачи и приема мобилизационных ресурсов исчисляются от момента объявления мобилизации (получения сигнала).
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется только военными комиссариатами на основании приказов об объявлении мобилизации. Военный комиссар принимает в отношении гражданина, пребывающего в запасе, одно из следующих решений:
о призыве на военную службу (работу на должностях гражданского персонала);
о предоставлении отсрочки от призыва по мобилизации;
об освобождении от призыва по мобилизации.
Решение о вызове ГПЗ, в военный комиссариат для призыва в ходе мобилизации доводится до него объявлением в средствах массовой информации приказа военного комиссара об объявлении мобилизации, либо вручением персональной повестки о призыве (предписании об убытии непосредственно вСФЗ).
Оформление призыва ГПЗ, которые поступают непосредственно в тыловые госпитали, производится военными комиссариатами по месту формирования. В этом случае военные комиссариаты после оформления призыва высылают начальникам тыловых госпиталей личные дела офицеров запаса с жетонами личных номеров и их послужные карты.
По прибытии в структурное подразделение тылового госпиталя личный состав заносится в штатно-должностные списки (ШДС) и получает задачу по должностному предназначению. По завершении укомплектования отделения (подразделения) ШДС передаются командованию тылового госпиталя для издания приказа о зачислении в списки личного состава и назначения на штатные воинские должности и должности гражданского персонала.
Зачислять на военную службу ГПЗ, в том числе и в добровольном порядке, минуя военные комиссариаты, запрещается.
Для обеспечения своевременного получения корреспонденции специальные формирования по действительным наименованиям приписываются к станциям фельдъегерской почтовой связи или предприятиям Госкомсвязи России согласно указаниям штаба военного округа.
Начальник тылового госпиталя назначает ответственного за получение корреспонденции (почтальона) и обеспечивает его удостоверением и доверенностью на право получения и отправления почты.
Комплектом печатей и штампов тыловые госпитали обеспечиваются штабами военных округов в мирное время. Эти материалы хранятся вместе со вторым экземпляром мобилизационного плана в комплектующих военных комиссариатах.
Комплектование тыловых госпиталей техникой организаций и граждан осуществляется военными комиссариатами во взаимодействии с организациями-формирователями порядком, определяемым Генеральным штабом ВС РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Техника принимается в технически исправном состоянии, обеспеченная запасными частями, инструментом, агрегатами, узлами, механизмами, специальным и другим оборудованием по нормам, установленным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по военно-транспортной обязанности, с регистрационными документами и знаками, технической документацией (ведомостями комплектации завода-изготовителя, ведомостями комплектов запасных частей и принадлежностей (далее именуются — ЗИП) и т.д.), паспортами на специальное оборудование, паспортами на специальные кузова (цистерны), санитарными паспортами).
Дорожно-строительная техника (далее именуется — ДСТ) и прицепные электростанции, подлежащие освидетельствованию, принимаются при наличии разрешения на эксплуатацию от органа Госгортехнадзора (Госэнергонадзора).
Техника считается технически исправной при условии наличия заключения органа Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — орган ГИБДД) или органа государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации (далее именуется — орган гостехнадзора) о разрешении эксплуатации этой техники и (или) не имеющая неисправностей, указанных в Перечне неисправностей, при наличии которых техника, предоставляемая организациями и гражданами в период мобилизации и в военное время, не принимается войсками, воинскими формированиями и органами (далее именуется — Перечень).
Прием техники и технического имущества от организации тыловыми госпиталями включает в себя оформление (заполнение): ведомости контроля за ходом поступления техники, листов осмотра техники, маршрутного листа, именного списка водителей, а также перерегистрацию техники и выдачу владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества Справки.
Справки подписываются военным комиссаром (начальником тылового госпиталя) и представителем организации (гражданином) и заверяются гербовой печатью военного комиссариата (тылового госпиталя).
Военные комиссариаты на основании Справок" оформляют и выдают владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества квитанции на подтверждение передачи организациями и гражданами в соответствии с планами мобилизации, мобилизационными заданиями (заказами) и (или) технического имущества, в том числе находящихся в их собственности. Оформление и выдача Квитанций производится военным комиссариатом, как правило, после завершения выполнения основных мобилизационных мероприятий на территории района, города (без районного деления).
Паспорта принятой техники, ранее выданные органами ГИБДД и гостехнадзора, передаются в отдел материально-технического обеспечения тылового госпиталя с целью дальнейшего оформления перехода права собственности. На основании сведений, указанных в паспортах принятой техники в течение следующих после приема техники 3-х суток оформляются паспорта (формуляры) техники. Паспорта принятой техники, ранее выданные органами ГИБДД и гостехнадзора, накладные на техническое имущество и приемосдаточные акты хранятся в тыловом госпитале до окончания мобилизации (военного времени) и принятия решения о дальнейшем использовании техники и технического имущества, поступивших от организаций и граждан в период мобилизации и в военное время.
На основании донесения начальника тылового госпиталя о завершении отмобилизования и готовности к работе командующий войсками округа дает указание начальникам служб округа о постановке госпиталя на все виды довольствия.
Расформирование тыловых госпиталей.
Тыловые госпитали расформировываются по приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который издаётся на основании постановления Правительства Российской Федерации и директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Ответственность за расформирование несут начальники тыловых госпиталей, а также соответствующие органы управления здравоохранением.
Вся медицинская документация расформированных тыловых госпиталей высылается Военно-медицинскому музею Министерства обороны Российской Федерации.
Приказы по личному составу и другие документы общего делопроизводства госпиталей направляются в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.
Вооружение, технику, боеприпасы, средства зашиты, остатки продовольствия и другое имущество номенклатуры Министерства обороны Российской Федерации, а также книги учета материальных средств и вся переписка по этим вопросам сдаются в органы военного управления, к которым госпитали были приписаны.
Денежные документы по статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации и книги финансового учета после обревизования их довольствующим финансовым органом сдаются тыловыми госпиталями в архив военного округа. Полученные от Министерства обороны Российской Федерации руководящие документы и бланки строгого учета по финансовой службе передаются по списку довольствующему финансовому органу.
Медицинское, санитарно-хозяйственное и все другие виды имущества передаются согласно указаниям органов управления здравоохранением, в ведении которых находились госпитали. Книги учета и вся остальная, не подлежащая уничтожению документация, направляются в местные архивы.
Здания со всем находящимся в них оборудованием, инвентарем и остатками топлива передаются согласно решению местных органов исполнительной власти.
Увольнение персонала госпиталей и расчет с ним производится по существующему трудовому законодательству. Органы здравоохранения, в ведении которых находились тыловые госпитали, обеспечивают через местные органы исполнительной власти трудоустройство уволенных. Граждане, пребывающие в запасе, после увольнения направляются в военные комиссариаты по месту жительства.
Материально-ответственные лица увольняются после сдачи всех числящихся за ними материальных ценностей.
О расформировании каждого тылового госпиталя местные органы здравоохранения представляют донесения Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации.
Заключение -2 мин.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что специальные формирования здравоохранения, прежде всего, тыловые госпитали были и являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современных условиях.
отделения: приемное (медицинской сортировки с диагностическими койками), туберкулезное (легочно-хирургическое), туберкулезное (для больных костно-суставным туберкулезом), туберкулезное (для больных урогенитальным туберкулезом), туберкулезные (легочные), хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое с зубопротезной лабораторией, анестезиологи и реанимации, реанимации и интенсивной терапии (с кабинетами гемодиализа, гипербарической оксигенации, переливания крови и лаборатории экспресс-диагностики), физиотерапевтическое, рентгеновское (с кабинетом ультразвуковой диагностики), лабораторное, лечебной физкультуры;
кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.
На тыловые госпитали здравоохранения возлагаются следующие задачи:
- прием, медицинская сортировка и санитарная (специальная) обработка поступающих в госпиталь раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
- своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной медицинской помощи, лечение до определившихся исходов и медицинская реабилитация;
- проведение военно-врачебной экспертизы всех находящихся на лечении раненых и больных, а также организация и проведение (совместно с органами МСЭК) медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медицинским показаниям в другие тыловые госпитали или реабилитационные центры;
- подготовка к эвакуации раненых и больных, подлежащих переводу в другие лечебные учреждения;
- организация охраны госпиталя, а также его защиты от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов;
- оказание консультативной помощи по своему профилю другим тыловым госпиталям;
- материально-бытовое обеспечение раненых и больных и выплата им денежного довольствия;
- проведение воспитательной и культурно-досуговой работы с ранеными и больными;
- ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
- проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
- проведение научно-исследовательской работы в госпитале;
На тыловые госпитали - базовые, кроме того, возлагаются следующие задачи:
- развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах в районах дислокации базовых ТГЗ эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
- прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других тыловых госпиталях, и организация их доставки в эти госпитали;
- оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что для обеспечения гарантированного развертывания тыловых госпиталей здравоохранения (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
Планирование и организация мобилизационной подготовки СФЗ возлагается на органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации под общим руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет координацию мобилизационной подготовки тыловых госпиталей и контроль за состоянием их мобилизационной готовности.
Непосредственная работа по планированию и организации проведения мероприятий по мобилизационной подготовке СФЗ возлагается на мобилизационные подразделения организаций-исполнителей.
В соответствии с существующей нормативной правовой базой в ходе мобилизационной подготовки должны быть решены следующие основные вопросы:
1.Комплектование СФЗ медицинским и обслуживающим персоналом (далее - личным составом);
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Учитывая, что тыловые госпитали составляют более 90% общей численности СФЗ, а принципы мобилизационной подготовки для всех едины, дальнейшее изложение материала будем осуществлять на их примере.
2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.
Они являются структурными подразделениями Минздрава РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.
Задачи органов управления СФЗ:
1. руководство работой СФЗ в период мобилизации и в военное время;
2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спец формирований, их материально-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период мобилизации и в военное время;
3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (мед службой военного округа ВВ) по вопросам обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;
4. осуществление контроля за качеством лечения раненых, их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы;
5. руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
6. организация медицинского снабжения СФЗ;
7. руководство медицинским и бухгалтерским учетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения раненых и больных, исходы их лечения и др. задачи.
Начальники органов управления СФЗ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
Тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) предназначены для 1) приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), 2) оказания им специализированной мед помощи, 3) лечения до окончательного исхода и 4) реабилитации.
ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГЗ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть: 1) возвращены в строй, 2) эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или 3) уволены из ВС и направлены по месту жительства.
Задачи ТГЗ:
1. прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
2. своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им специализированной мед помощи, лечение до определившихся исходов и мед реабилитация;
3. проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;
4. своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по мед показаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;
5. подготовка к эвакуации раненых (больных), подлежащих переводу в другие ЛУ;
6. организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;
7. материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
8. ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
9. проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
На базовые ТГ кроме того, возлагается:
10. развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
11. прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;
12. оказание неотложных мероприятий квалифицированной мед помощи поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
ТГЗ подразделяются на шесть типов:
А) Многопрофильные госпитали:
Б) Узкоспециализированные госпитали:
Коечная емкость ТГЗ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.
Читайте также: