Тундра чум и олени фото
Обновлено: 28.03.2024
Во время недавнего похода на Полярный Урал (о восхождении на гору Динозавр мы писали здесь ) у нас произошла удивительная встреча с оленеводами. Подружившись, мы побывали на их стоянке в тундре и были поражены их едва ли не первобытным мироустройством. И вот на какие размышления нас натолкнул этот случай.
"Северный бедуин" Семен со своей упряжкой оленей, на которой он лихо преодолевает реки и гоняет по тундре.
"Северный бедуин" Семен со своей упряжкой оленей, на которой он лихо преодолевает реки и гоняет по тундре.
Посреди тундры вырисовываются белые треугольники чумов. И, попав в поле зрения оленеводов, мы уже символически переступаем порог их родного дома. Неимоверное количество детей, оленей, комаров сбивает с толку.
В трех чумах обитает одно большое семейство. В одном живет Семен с тремя детьми и братом, в других – его сестры с мужьями и многочисленными чадами. Говорят, что не числятся ни в каком колхозе, живут сами по себе. Кормятся тем, что продают мясо и панты (рога) оленей. Около каждого чума, точно у подъезда многоэтажки, - по десятку деревянных, сделанных без единого гвоздя, нарт. Посреди чума – костер с котелком, по краям - пестрые одеяла. Все богатство этого ненецкого семейства – на виду.
У каждой семьи не меньше десяти нарт. Они пригодятся, когда семья, сложив на них чумы, шкуры, пожитки, будет перебираться на новое стойбище.
У каждой семьи не меньше десяти нарт. Они пригодятся, когда семья, сложив на них чумы, шкуры, пожитки, будет перебираться на новое стойбище.
Только малыши до трех лет постоянно живут с родителями в тундре. Тех же, кто постарше, осенью вертолет забирает и увозит в школы-интернаты Салехарда.
Только малыши до трех лет постоянно живут с родителями в тундре. Тех же, кто постарше, осенью вертолет забирает и увозит в школы-интернаты Салехарда.
Первобытное общество
Мир оленеводов мал, герметичен, загадочен. Они немногословны, холодны и замкнуты – тундровый характер. Среди гор и долин стоит три чума – это их мир. За той горой начинаются пастбища другой семьи оленеводов, но это уже чужие. Край этого мира – Воркута, Лабытнанги, Салехард.
Чум — это жилище, которое можно легко перенести на другое место, что очень удобно для живущих в таких домиках кочевых народов, занимающихся оленеводством. Чумы строят народы Сибири, а там очень холодно. Чум, конечно не жаркое жилище, но его плюс именно в мобильности. Внутри можно развести костер и за счет него уже согреваться. Такие виды жилья не менялись уже очень давно — а зачем, ведь это так удобно. В этой подборке представлены чум — жилище северных народов.
Чум
Осенний день Северные олени Сани
Жилище Тяжелое небо Музейный экспонат Снежные деревья
Поселение Дым из трубы Покрытие крыши Припорошило снегом
Строительство чума Под снегом Завернулись в шкуры В лесу
Чум в поселке Лучи солнца Розовое облако Сани
Белый снег Закат Жилище Дом покрытый шкурами Звездное небо
Дверь открыта Чум в лесу Лесное жительство Ребенок гуляет
Строительство чума Прогулка у дома Сани у дома Ремонтные работы Сани сушатся на солнце
Антена-тарелка Кожаное покрытие Люди и животные Лестница на крыше Северное сияние Чум в горах Столб для освещения Маленький ребенок Зеленое сияние Жилая поляна
Красивая природа Строительство жилья Открытая дверь Красный дым Несколько домов
Красивая зима Меховое покрытие
Большой чум
Северные олени
Шалаш в лесу
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
32
33
34
35
36
37
39
40
41
42
43
44
45
46
47
49
50
51
52
53
54
55
56
57
59
60
61
62
63
64
65
66
67
69
70
"Не переживайте, сейчас брат приедет, поставят чум и будете спать в нем", - я сидела и с недоумением смотрела на оленевода Славу, в то время как за окном были уже сумерки и -20 °С.
Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.
"Слава, а сколько времени занимает поставить чум?" - спрашиваю я, пытаясь прикинуть, во сколько получится лечь спать и стоит ли мне вообще рассчитывать на спальное место.
Исторически чум ставит женщина, но в реальности мужчины всегда помогают - так получается быстрее. Летом, во время камлания (переездов), семья меняет место стоянки примерно каждые 2 дня. Это получается, что раз в два дня нужно разобрать чум утром, а потом собрать. Зимой на одном месте стоят по несколько месяцев, но, как видите, и тут иногда приходится сниматься с места и увозить "дом" с собой.
А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.
Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.
Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.
Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.
Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.
Параллельно с устройством стен идет сборка "интерьера": на пол укладывают крашеные доски. Но ими застилается только пелейняны - половина чума, где будет спальное место. Во второй половине (вауняны) на пол стелют линолеум или кладут листы пластика - там место для умывальника, собак, дров.
На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.
Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее "убранство" чума покрывается снегом.
Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.
И тут же в печке разводится огонь и ставится чайник.
После того, как все жерди установлены, на них нужно набросить шкуры. Чум покрывается четырьмя полотнами из сшитых между собой шкур. Два полотна - внутренний слой. Два полотна - наружный. А всего для чума надо около 160 оленьих шкур.
И они довольно быстро приходят в негодность, особенно если зима была холодная и приходилось сильно топить печку. Шкура от тепла пересыхает, мех обгорает и начинает выпадать. Кстати, именно поэтому зимнюю меховую одежду тоже стараются хранить на улице. Тот случай, когда мороз лучше, чем тепло.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Читайте также: