Ударным является первый слог коклюш тигровый сливовый

Обновлено: 23.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Мартынова Н.А., преподаватель русского языка и литературы;

Мартынов А.А., преподаватель русского языка и литературы

Одобрен цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Зам. директора по УР ____________________С.Г. Васина

1. Пояснительная записка

38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

22.02.06 "Сварочное производство"

15.02.01 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного

оборудования (по отраслям)"

08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий"

и является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

знать/понимать

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

4epenaxa

Ударение на 1-ом слоге: и́-скра, ку́-хо-нный, кро́-ви (анализ), на́-чал, че́-рпать, ста́-ту-я, на́-ня-ли, ми́-зе-рный, за́-го-вор, ме́-льком, в ту́-флях, за́-ня-ли, сли́-во-вый, сна́-до-бье, хло́-пко-вый, ба́-нты, блю́-да, то́-рты.

Ударение на 2-ом слоге: гна-ла́, шо-фёр, зво-ни́т, хо-да́-та-йство-вать, за-ку́-по-рить, ква-рта́л, ко-мба́-йнер, дре-мо́-та, на-ме́-ре-ни-е, за-ви́-дно, ща-ве́ль, о-тня́-ли, хо-зя́-е-ва, э-кспе́-ртный, ржа-ве́ть, а-на́-том, кра-си́-ве-е, фе-но́-мен, ми-зе́-рный (можно ставить как на 1-ый, так и на 2-ой слог), ба-ло́-ва-нный, у-до́-брить, шка́-лы, де-фи́с, фе-ти́ш, вру-ча́т, у-про́-че-ни-е, ко-клю́ш, ти-гро́-вый, о-тку́-по-рить, хо-да́-та-йство, а-ге́нт, свё-кла, па-рте́р.

Ударение на 3-ем слоге: до-го-во́р, ка-та-ло́г, а-лфа-ви́т, и-нду-стри́-я, са-нти-ме́тр, ба-ло-ва́ть, ди-спа-нсе́р, о-бле-гчи́ть, ка-у-чу́к, у-кра-и́-нец, жа-лю-зи́, о-бе-спе́-че-ни-е, а-лко-го́ль, у-глу-блё-нный, по-зво-ни́т, за-жра-ла́сь, и-зжи-ла́, о-су-ждё-нный, со-бо-ле́-зно-ва-ни-е, у-глу-би́ть, э-пи-ле́-пси-я, со-бо-ле́-зно-ва-ни-е, до-ку-ме́нт, пре-дло-жи́ть, ре-во-льве́р.

Ударение на 4-ом слоге: пре-ми-ро-ва́ть, о-го-во-рё-нный, хри-сти-а-ни́н, у-су-гу-би́ть.

Новые вопросы в Русский язык

Сочинение на тему "Успешный телеведущий". Понаблюдайте за его внешностью, попытайтесь через внешние характеристики передать его психологический портре … т. Возможная схема для сбора материала: 1) рост, 2) лицо, 3) руки, 4) одежда, 5) манера держатся, 6) манера общаться, 7)яркие личностные качества ​

Найдите в тексте сложные предложения. Укажите, как связаны между собой образующие ихчасти.Был вечер. Задувал неприятный ветер, и былохолодно. Снег бы … л одет в жесткую сухую пленочку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на нее наступала волчья лапа, и легкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.Как всегда, волки плелись гуськом: впереди седой, мрачный старик, хромавший от картечины в ноге, остальные - угрюмые и ободранные - старались поаккуратнее попадать в следы передних, чтобы не натруживать лап о неприятный, режущий наст.Темными пятнами ползли мимо кустарники,большие бледные поля, по которым ветер гулял вольно и беззастенчиво, - и каждый одинокий кустик казался огромным и страшным; неизвестно было, не вскочит ли он вдруг, не побежит ли…Б. Зайцев.​

В списке ниже выберите слова, которые являются исторически родственными друг другу.Вышний Волочексобраниеволоблако свалкаСРОЧНОООООООООООООООООООООООО … ОООООООООООООО 5 КЛАСС

Сочинение 8 класс Роман "Капитанская дочка" Образ Савельича по плану Просьба накатать оригинальное т.к в интернете уже многое видел балов даю 80

русский язык сор 2четверь 6класс Прочитаи отрвывок из сказки А. Гофмана Щелкунчик и машинный король 1.Озаглавьте и составьте ПЛАНЫ ,ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТ … Е УМОЛЯЮ​

Milulia

КоклЮш (происходит от франц.слова, ударение ставится на последний слог, как и во французском языке), анальгИн, анАтом, биопсИя, эндоскопИя, ломОта, некролОг, немотА, принУдить, срЕдства, каталОг, хирургИя, балОванный, госпитАльный, договОр, кАмфорный, кладовАя, облегчИть, анАмнез, боЯзнь, ортопедия (в слове допускается ставить ударение либо на слог с буквой Е - ортопЕдия, либо на слог с буквой И - ортопедИя), блокИровать, жизнеобеспечение (допускается ставить ударение либо на слог с третьей буквой Е - жизнеобеспЕчение, либо на слог с четвертой буквой Е - жизнеобеспечЕние), запломбирОванный, звонИшь, мизЕрный (современные словари русского языка допускают оба варианта произношения - мизЕрный, мИзерный), ходАтайствовать, свЁкла, дремОта, красИвее, наговОр, фенОмен.

Объяснение:

Большие буквы в словах показывают ударение.

Если Вы довольны ответом, поставьте пожалуйста "лучший", спасибо :)

Новые вопросы в Русский язык

упражнение 238 подберите Запишите опорные слова и словосочетания с помощью которых вы сможете описать какой-либо интересный случай Напишите небольшой … рассказ. ​

Даю 30 баллов. Составить предложение с каждым из этих слов. Бузинник, дружинник, малинник, мошенник, осинник, рябинник, б … есприданница, бессонница, звонница, поленница

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. А) Чувство любви способно сделать человека более строгим и честным в соблюдении нравственных пр … авил (1) и (2) если мы открыли в себе способность к этому глубокому чувству (3) то можно считать (4) что постигли подлинное счастье жизни. Б) Маша несколько раз нетерпеливо выглядывала в окно (1) чтобы поскорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она быстро выбежала на крыльцо. В) Писатель работал так много (1) а спал так мало (2) что все домочадцы удивлялись (3) и (4) если ему удавалось уснуть на полтора часа днём (5) то уже потом не мог сомкнуть глаз целую ночь.

1.Определите спряжение, лицо и число глаголов, вставьте гласные в окончаниях. он обижа..тся тайны раскро…тся мечты исполн…тся они прогон…т ты не о … бид…шься 2.Определите переходность/непереходность глаголов: Смотреть сквозь окно – Слушают песню – Не участвовал в экспедиции – Сеять семена – Выпить воды – Защитить Землю – Укрыться от зноя – Простит ошибку – Насыпать соли – Ненастье не прекращалось - Играл с мячом – Защищаться от врага – Спастись от мороза – Хочется подарков – Выполнять работу – Налить чаю – Ребенку нездоровилось – Отстоять город –

днем по всей округе заливались скворцы оглушали друг друга серебряными трелями жаворонки Где и почему ставится запятая?

выполнить полный разбор предложений: Я узнал, что Настю Монаховой поручено подтягивать отстающих. Вот я, недолго думая, и решил превратиться в отстаю … щего, чтобы она меня подтягивала решите пжпжп

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку

Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

По 0,5 балла за каждый верный пример.

4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.

9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland , немецкого Faterland , испанского patria , французского patrie ? Каково семантическое различие между этими словами?

10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.

Итого: 49 баллов

1. Завсегд А тай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

2. А) 1 балл

3. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

5. Обезболивать, укорачивать,

6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland . 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland , исп. patria , франц. patrie .

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

. Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Работа выполнена на 3 (удовлетворительно) , набрал 14 баллов из 20. Помогите найти правильные ответы. Работа и учёба одновременно - приходиться вертеться.

1.
Норма,
не допускающая вариантов, называется:
младшая
императивная
Х
диспозитивная

2. К числу
основных признаков литературного языка
относятся:
территориальная
ограниченность
нормативность
X
полифункциональность
Х

3. Найдите
слова, в которых ударным является третий
слог:
гофрировать
полчаса Х
ходатайство
непочатый Х
диспансер Х

4. Найдите
существительные, в которых ударение
во всех падежах и числах сохраняется
на одном и том же слоге:
шофёр Х
средство Х
кровь
квартал Х
сторож

5. Отметьте
слова, в которых ударение поставлено
правильно:
жалюзи

балованный
X
мизерный
X
алкоголь

6. Найдите
слова, для которых характерно вариантное
ударение:
звонит Х
исчерпать
одновременно
Х
принудить X

7. Фонема
- это:
звук Х
буква
слово
часть слова

8. Нормы
литературного произношения и ударения
называются:
орфографические

9. Речь -
это:
разновидность
языка
сам язык
функциональность
языка Х

10. Раздел
языковедения, объектом которого является
теория правильной литературной речи,
называется:
орфоэпия
морфология
стилистика
ортология Х

11. Функции
языка и речи следующие:
познавательная
Х
коммуникативная
Х
регулятивная

12. Найдите
слова, в которых ударным является первый
слог:
воры Х
кедровый
задолго
досуха Х

13. Найдите
слова, в которых двойные согласные не
произносятся:
гамма
корреспондент

сумма Х
ассамблея
конный

14. Найдите
слова, произношение которых указано
правильно:
ин/цид/ент Х
дивиде/нд/ы Х
/дру/шлаг
я/вст/ва

15. Найдите
слова с непроизносимым согласным:
праздник
поздно
костлявый
постлать
счастливый
X

16. Найдите
слова, в которых буквосочетание ЧН
произносится как /ШН/:
гречневый
скворечник
Х
справочник
ночной
скучно Х

17. Найдите
слова, в которых ударным является первый
слог:
щавель Х
ряженый Х
книксен Х
звонит
розлив Х

18. Найдите
слова, в которых перед Е произносится
твёрдый согласный:
демарш X
филателист
Х
тест Х
фен X
шинель

19. Отметьте
слова, в которых ударение поставлено
правильно:
созданы

20. Вставьте
пропущенные буквы. Отметьте слова, в
которых пропущена буква Ё:
прин-сший

Читайте также: