Указ президиума верховного совета ссср о мерах борьбы с антиобщественными паразитическими элементами

Обновлено: 18.04.2024

2 сентября — дата окончания Второй мировой войны. 66 лет назад человечество окончательно отпраздновало победу над фашизмом и. забыло своих победителей. Не всех, конечно, и далеко не везде. А именно в стране-победительнице и именно тех, кто отдал все, что имел, за Родину, за Победу, за Сталина. Все, включая руки и ноги.

Тысячи тех, кто вышел с полей сражений полными или почти полными инвалидами, цинично прозвали “самоварами” за отсутствие конечностей и сослали в многочисленные монастыри, дабы не портили своим убожеством светлый праздник миллионов. До сих пор неизвестно, сколько живых человеческих обрубков погибло в таких ссылках, их имена не рассекречены до сих пор.

Репортер “МК” провел собственное расследование одной из самых страшных и постыдных тайн ХХ века.
“Инвалид” — понятно. “Самовар” — тоже понятно. Однако сочетание этих двух слов кажется какой-то бессмыслицей. А между тем речь идет об одной из самых страшных, самых потаенных трагедий минувшей большой войны. О трагедии, растянувшейся для сотен несчастных на долгие годы.

“Самоварами” цинично, но очень точно называли в послевоенной стране тяжело изувеченных взрывами и осколками людей — инвалидов, у которых не было ни рук, ни ног. Судьба этих “обрубков войны” до сих пор остается “за кадром”, а многие из них так и числятся без вести пропавшими.

«. Обворовывали их все кому не лень. Дело доходило до того, что на обед в столовую многие ходили с пол-литровыми стеклянными банками (для супа). Мисок алюминиевых не хватало! Я видел это своими глазами. А когда мы с ребятами, получив зарплату, приходили в поселок и покупали бутылок десять водки и ящик пива, что тут начиналось! На колясках, „каталках“ (доска с четырьмя шарикоподшипниковыми „колесами“, порой такими досками служили даже старые иконы! — Ред.), на костылях радостно спешили они на поляну у Знаменской часовни. И начинался пир. А с каким упорством, с какой жаждой праздника (все, что отвлекало от беспросветной повседневности, и было праздником) они „поспешали“ к туристическому причалу за шесть километров от поселка. Посмотреть на красивых, сытых, нарядных людей.

«Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства. 20.02.1954 Секретно.

МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство. За время действия Указа Президиума ВС СССР от 23 июля 1951 г. „О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами“ органами милиции. было задержано нищих: во 2-м полугодии 1951 г. — 107 766 человек, в 1952 г. — 156 817 человек, в 1953 г. — 182 342 человека. Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%.

Борьба с нищенством затрудняется. тем, что многие нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов. самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать. В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства. МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:

. 3. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством, часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом.

В СССР активная борьба с бродяжничеством началась в последние годы жизни Сталина. Так, 23 июля 1951 года вышел указ президиума Верховного совета "О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами", предписывающий "направлять на спецпоселение в отдаленные районы Советского Союза на 5 лет" с обязательным трудоустройством попрошаек и "бродяг, не имеющих определенных занятий и места жительства".

С 1 января 1961 года вступил в силу УК РСФСР, ст. 209 которого предусматривала "за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством" лишение свободы до двух лет или исправительные работы от 6 до 12 месяцев. В декабре 1984 года президиум Верховного совета РСФСР уточнил определение бродяжничества как "скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, проживающего на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда". В октябре 1982 года указом президиума Верховного совета РСФСР по ст. 209 была изменена мера пресечения — лишение свободы от одного до двух лет или исправительные работы на тот же срок. Статья 209 была исключена из УК 5 декабря 1991 года. В действующем УК уголовная ответственность предусмотрена лишь за вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, попрошайничеством (ст. 151, до шести лет лишения свободы).

2 ноября 1993 года вышел указ президента РФ "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества", предписывающий органам власти осуществить реорганизацию приемников-распределителей, медицинское освидетельствование, трудоустройство задержанных за "бродяжничество и попрошайничество". Документ утратил силу в 2004 году.

15 апреля 1996 года правительство создало межведомственную комиссию по проблемам профилактики бродяжничества. В ее задачи входили координация деятельности органов власти по данному вопросу, анализ причин и пр.

17 июля 2007 года депутат Владимир Васильев внес в Госдуму законопроект "Об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества". Документ предполагал регистрационный учет лиц, занимающихся бродяжничеством, а также выдачу им свидетельств о социальной регистрации бездомного гражданина. В сентябре законопроект был возвращен для доработки.


Ликвидация нищенства

Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%, лица, впавшие во временную нужду, – 20%, профессиональные нищие – 10% и в их числе трудоспособные граждане – 3%.

Приведённые данные не свидетельствуют о действительном количестве нищенствующих в стране, так как многие из них задерживались органами милиции по нескольку раз. Так, по городу Ленинграду до 5 раз задерживалось 2160 нищих, до 30 раз – более 100 человек, по гор. Горькому свыше двух раз задерживалось 1060 человек, по Сталинабаду – 50 человек и т.д.

Органы социального обеспечения и местные Советы депутатов трудящихся не уделяют должного внимания работе по предупреждению и ликвидации нищенства, плохо занимаются устройством нищих в дома инвалидов и престарелых, их трудоустройством, а также делом определения им пенсий и патронирования.

Так, из числа задерживаемых нищих по городам Москве, Ленинграду и Ростову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2–3%.

Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идёт крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено всего лишь 4 дома.

В связи с этим органы милиции вынуждены подавляющее большинство задерживаемых нищих освобождать.

Борьба с нищенством затрудняется также и тем, что некоторая часть нищенствующих инвалидов и престарелых отказывается от направления их в дома инвалидов, а устроенные нередко самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать.

Закона о принудительном содержании таких лиц в домах инвалидов нет.

Однако органы милиции не могут широко применять этот Указ в борьбе с нищенством, так как большая часть нищенствующих является нетрудоспособными и престарелыми, не подпадающими под действие Указа. Кроме того, расследование и проверка материалов на этих лиц требуют длительного содержания их под стражей, что не предусмотрено законом.

Вследствие указанных выше причин количество лиц, занимающихся нищенством, остаётся значительным, а в отдельных местностях оно не только не снижается, но и возрастает.

За время с 1951-го по 1953 год Правительством Союза ССР, Советами Министров РСФСР и других союзных республик вынесен ряд постановлений, направленных на предупреждение и ликвидацию нищенства. Однако принимаемые на местах меры недостаточны.

В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства.

При этом МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:

1. Создать при городских исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся комиссии по борьбе с нищенством. На комиссии возложить обязанности по трудовому и бытовому устройству инвалидов и престарелых. Предоставить комиссиям право выносить решения о принудительном помещении в дома инвалидов и престарелых нетрудоспособных лиц, систематически занимающихся нищенством и не поддающихся общественному воздействию.

2. (. ) Обязать Советы Министров союзных республик построить в 1954–1955 годах необходимое количество домов для престарелых и инвалидов.

3. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством, часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом.

7. Обязать местные исполкомы Советов депутатов трудящихся издать решения, предусматривающие административную ответственность граждан за допущение занятия нищенством лиц, которых они по закону обязаны содержать, а также административную ответственность должностных лиц, допускающих нищенство в общественных местах: на рынках, в магазинах, столовых, закусочных, чайных, кинотеатрах, на железнодорожном, водном и городском транспорте и т.д.

8. Пересмотреть существующее пенсионное законодательство в сторону увеличения размеров пенсий.

Инвалиды Украины

По состоянию на февраль 1946 года, на Украине проживало около полумиллиона инвалидов Великой Отечественной войны. 7941 человек первой группы инвалидности, ко второй группе были причислены 189 560 участников войны, и самая многочисленная - третья группа - 264 954 человек. 39 880 фронтовиков - представители офицерского состава.

Пенсии для инвалидов первой группы составляли 80-150 руб­лей в месяц. Для второй группы выплаты были в два раза меньше. Насколько были скудными эти средства, можно понять при сравнении их с ценами на продукты и одежду, которые были в республике в то время.

В 1947 году на рынке за 1 литр молока просили 10 рублей, 1 кг свинины - 120 рублей, обычный мужской костюм стоил от 700 до 800 рублей. Чтобы выжить, многим инвалидам приходилось побираться. Кроме денег, инвалидам давали паёк.

В 1946 году на трёх украинских заводах и в 26 протезных мастерских было изготовлено 23 504 протезов ног, 8 359 – рук, 13 649 пар ортопедической обуви и 794 корсета. По отзывам инвалидов – качество продукции было отвратительное. Для них были предусмотрены большие льготы, но, как правило, всё это оставалось только на бумаге.

Футбол СССР - ФРГ

Кстати, советские футболисты победили чемпионов мира со счётом 3:2. Возможно, в этой футбольной победе, которая произошла через десять лет после Великой Победы, был и Великий вклад болельщиков-инвалидов из самого первого ряда, которые и на войне были всегда в первых рядах.

Как было в Германии.

. Военные погибали как с одной, так и с другой стороны. Тяжелораненые были в рядах Красной Армии, были они и в армии Третьего рейха. Там тоже были инвалиды: без рук, без ног, те, кто потерял зрение, слух.

Программа предусматривала уничтожение людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет).

Почему один человек решает, что он может быть лучше другого? Почему кто-то может принимать решение за других? Почему кто-то контролирует и вмешивается в жизнь других? Почему кто-то может осуществлять насилие над личностью другого человека, ограничивая его права и свободы? Почему одни люди решают, что они могут запереть других за колючей проволокой, за зарешечёнными окнами или заколоть их аминазином или другой гадостью? Почему?

от 4 мая 1961 года

ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С ЛИЦАМИ,

УКЛОНЯЮЩИМИСЯ ОТ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА И ВЕДУЩИМИ

АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР

от 20.09.1965 - Ведомости ВС РСФСР, 1965, N 38, ст. 932)

Наша страна под руководством Коммунистической партии вступила в период развернутого строительства коммунизма. Советские люди с воодушевлением трудятся на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, в учреждениях, выполняют общественно полезную работу в семье, соблюдают законы и уважают правила социалистического общежития.

Однако в городе и деревне есть еще отдельные лица, которые, являясь трудоспособными, упорно не желают честно трудиться, ведут антиобщественный паразитический образ жизни. В колхозах такого рода лица, пользуясь льготами, установленными для колхозников, уклоняются от честного труда, подрывают дисциплину и тем самым наносят ущерб артельному хозяйству.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

Такое паразитическое существование этих лиц, как правило, сопровождается пьянством, моральным разложением и нарушением правил социалистического общежития, отрицательно влияющими на других неустойчивых членов общества.

С антиобщественными паразитическими элементами необходимо вести решительную борьбу до полного искоренения этого позорного явления в нашем обществе, создавая вокруг таких лиц обстановку нетерпимости и всеобщего осуждения.

Учитывая многочисленные пожелания трудящихся об усилении борьбы с антиобщественными элементами, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Установить, что совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность - честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, привлекаются по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или других местностях в пределах данной области, края, автономной республики.

Лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, проживающие в г. Москве, Московской области и г. Ленинграде, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с привлечением к труду по месту поселения.

Решение исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся о привлечении к общественно полезному труду или постановление районного (городского) народного суда о выселении выносятся после того, когда лицо, уклоняющееся от общественно полезного труда и ведущее антиобщественный паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение органов милиции или общественных организаций, в месячный срок не приступило к работе.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

2. Решение исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся либо постановление районного (городского) народного суда о применении мер воздействия к лицу, уклоняющемуся от общественно полезного труда и ведущему антиобщественный паразитический образ жизни, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

Если эти лица и после предупреждения не встанут на путь честной трудовой жизни, органы милиции направляют на них материалы в исполнительный комитет районного (городского) Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных частью второй статьи 1 Указа, с согласия прокурора - в районный (городской) народный суд.

( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

4. Если при проверке и рассмотрении материалов о лице, ведущем паразитический образ жизни, в его действиях будут установлены признаки уголовного преступления, дело о таком лице подлежит направлению в органы прокуратуры.

5. Постановления районных (городских) народных судов о выселении лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни, приводятся в исполнение органами милиции, на которые возлагается также и контроль за исполнением решений исполнительных комитетов районных (городских) Советов депутатов трудящихся о направлении на работу таких лиц.

Администрация и общественные организации предприятий (строек), куда направлены на работу эти лица, обязаны обеспечить их трудовое устройство и проводить с ними воспитательную работу.

Если лицо, направленное на работу по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся, а также выселенное по постановлению районного (городского) народного суда в специально отведенную местность, не приступает к работе, либо, устроившись на работу, фактически уклоняется от труда, то это лицо по представлению органов милиции, а равно администраций и общественных организаций предприятий (строек), подвергается районным (городским) народным судом исправительным работам на срок до одного года с удержанием 10 процентов заработка. В случае уклонения этих лиц от отбывания исправительных работ суд по представлению органов охраны общественного порядка может заменить их лишением свободы в порядке, предусмотренном статьей 28 Уголовного кодекса РСФСР. Время отбывания исправительных работ или лишения свободы в срок выселения не засчитывается.

Побег с места поселения или с пути следования на поселение наказывается в соответствии со статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.

( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

6. Если лицо, подвергнутое выселению, примерным поведением и честным отношением к труду докажет свое исправление, то это лицо по истечении не менее половины срока выселения может быть досрочно освобождено по ходатайству общественных организаций районным (городским) народным судом по месту поселения.

( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 20.09.1965)

7. Поручить Совету Министров РСФСР принять постановление о проведении необходимых мероприятий, вытекающих из настоящего Указа.

Читайте также: