Укрепление здоровья предупреждение утомляемости нервных и инфекционных заболеваний

Обновлено: 22.04.2024

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний.

ВложениеРазмер
sohranenie_zdorovya_rebenka-_vazhneyshaya_zadacha_roditeley..doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей.

Занятия в школе резко повышают нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы и умственным трудом. Школьник утомляется - и это нормально. Вам ,родителям, важно сделать эту утомляемость не фатальной, а ,скорее, минимальной. Работоспособность детей в среднем школьном возрасте подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня, недели, времени года.

Для предупреждения утомляемости, её снижения чрезвычайно важно для учащихся выполнения ими режима дня. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха – тогда нервная система быстро истощается. Наступает утомляемость ребенка. Организация сна и бодрствования –важная часть семейного воспитания.

Правильно организовать режим дня школьника –

-это обеспечить ему достаточный по продолжительности сон; время подъема и отхода ко сну должно быть строго установленным;

-предусмотреть регулярный приём пищи –желательно в одни и те же часы;

-установить определенные часы приготовления уроков;

-выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности. Помощи семье.

Несмотря на достигнутые успехи медицины, всё ещё имеют широкое распространение и вызывают особую тревогу инфекционные заболевания.

Для того ,чтобы лучше знать меры предупреждения инфекционных заболеваний, необходимо дать некоторые сведения о них.

Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов (микробов, вирусов), которые при благоприятных для них условиях (например, ослабление организма человека) начинают бурно размножаться. Ответная реакция организма человека и проявляется в виде болезни.

Надо иметь в виду два обстоятельства. Между заражением (или так называемым контактом с больным) и проявлением болезни проходит определенный период (инкубационный период), который может колебаться в значительных пределах, в зависимости, от болезни, от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому не у всех детей болезнь может проявляться одновременно. Значит, уже при одном случае заболевания должна возникнуть настороженность.

Многие инфекционные болезни имеют довольно четко выраженную сезонность. Поэтому все родители должны помнить, что в осеннее- зимний период чаще вспыхивает грипп, летом- дизентерия.

Что же можно сделать для предупреждения заболевания гриппом?

Известно, что под влиянием свежего воздуха и солнца за 20-30 мин. Количество микробов уменьшается на 70-80%. Вот почему особенно во время вспышек гриппа так важно проветривать комнаты, изоляция от коллектива и т. д.

Другая группа болезней носит название острых кишечных инфекций. Болезни эти могут распространятся несколькими путями.

Например, через загрязненную воду, пищу, фрукты, овощи. Поэтому очень важно следить за употреблением в пищу желательно вымытых овощей и фруктов. Загрязненная вода может служить источником многих заболеваний, среди которых, помимо дизентерии, одной из наиболее опасных,- вирусный гепатит.

Особенно осторожно нужно быть в летнюю пору во время походов, экскурсий. Питьевую воду нужно носить с собой в закрытой посуде.

Вторая проблема, решение которой важно для предупреждения кишечных инфекций,- мытье рук, и в первую очередь перед едой и после посещения туалета.

Третья группа инфекционных болезней связана с животными, которые являются переносчиками болезней: комары например, переносят малярию, блохи чуму, слепни - сибирскую язву, кошки - стригущий лишай.

Для предупреждения таких заболеваний надо убедить детей не брать в руки животных, не ласкать бродячих кошек и собак.

Итак, каковы же основные направления предупреждения инфекционных болезней:

- общее оздоровление организма;

- создание в школе и дома благоприятных условий, препятствующих распространению болезней;

- своевременное выявление недуга и изолирование заболевшего ребенка.

Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжелого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой стороны появление новых опасностей; многоэтажные дома с балконами и большими окнами, которые страшно открыть, бетонные ступени, асфальтированные дороги и наполненные машинами улицы, в каждой квартире электричество, газ и множество сложных бытовых приборов и приспособлений. В этой обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них не спасают положения: детский травматизм неизбежно растет.

Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. Дети при этом остаются в неведении: они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке.

Но возможен другой путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он:

- знал опасности, которые могут ему встретиться и был бы поэтому сам осторожен и других мог предупредить;

- умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;

- был сильным, ловким, сообразительным, чтобы выходить из сложных и опасных положений;

- знал меру своих возможностей; чтобы чувствовать границу допустимого риска.

На долю ребят среднего школьного возраста приходится более 40% случаев детского травматизма. Подростки как правило склонны к опасным шалостям, интересуются пиротехникой, участвуют в драках и т. д. Поэтому и травмы у них бывают тяжелые. Например, сотрясение головного мозга и другие повреждения головы составляют 30%, переломы костей 40%, ранения внутренних органов, обширные ожоги, серьезные травмы мягких тканей, укусы животных- 27%; травмы глаз-3%.

Тяжелые повреждения ребенок получает при падении с высоты ( окна, балкона, крыши, дерева, качелей, велосипеда ), или на ровном месте ( по невнимательности ), зацепившись за проволоку, трубу, порог, корень дерева, поскользнувшись, попав в яму, траншею, открытый люк, колодец.

Около 15% травм подростки получают в результате неисправности бытовых и электроприборов, а также повреждения электропроводов в подъездах, подвалах, улице.

Ранения острыми предметами ( ножом, топором, пилой, молотком ), всего из-за неправильного обращения с этими предметами. Больше всего ранений ребята получают от осколков стекла в водоемах, песке.

На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно. Однако, анализируя большой материал о пострадавших детях, можно выявить типичные опасные ситуации, в которые попадают дети. Чтобы предотвратить эти ситуации, нужна в школе и дома профилактика детского травматизма.

Систематическое обучение правилам безопасности, безопасного поведения, их показ и тренировка- основа профилактики травматизма детей. Детям нужно не только рассказывать о правилах поведения, но и показывать безопасные способы выполнения таких распространенных в обыденной жизни действий, как нарезание хлеба, чистка овощей, открывание консервных банок, разогревание пищи и т. д.

Если запрещать все, то это, наоборот, может привести к обратному эффекту.

Травмы, получаемые результате падений, составляют всех повреждений, случающихся в доме и во дворе. Следует не просто запрещать детям лазать по деревьям ( они все равно это делают ), надо их научить осторожности, рассказать о недопустимости некоторых действий ( раскачиванию на тонких деревьях, избегать сухих и тонких сучков и т. д.

Что же может помочь нашим детям укрепить здоровье?

Прежде всего- это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома его поймут, посоветуют как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не просто родителями, но и друзьями своих детей - задача трудная, но выполнимая.

Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что ребенок, школьник будет расти и развиваться благополучно.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

*

Описание презентации по отдельным слайдам:

*

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости инфекционных заболеваний * У.

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости инфекционных заболеваний * Учитель информатики: Концевая Е. В.

Переутомление *

Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна.

Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна разбитое и усталое состояние Плохой аппетит *

Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособно.

Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9-до11 часов После отдыха с 16- до 17 часов * Физическая работоспособность Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14- 17 часов Наиболее слабая с 3 до 5 часов

*

Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед.

Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед Прогулка Приготовление уроков Ужин Свободное время сон *

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. раз­вития Характеризуютс.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. раз­вития Характеризуются распространения интенсивностью эпидемическим процессом *

* Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в.

* Группа инфекционных заболеванийКраткая характеристикаИнфекции, входящие в группу Кишечные инфекцииВозбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот.Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекцииПередача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем.Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекцииВозбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.)Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекцииБолезни, передающиеся через укусы животныхБешенство Контактно-бытовыеБолезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствуетИнфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

Основные пути передачи инфекции и их характеристика *

Основные пути передачи инфекции и их характеристика *

*

Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей. Совет 1. С.

Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей. Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания. Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища. Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней. Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.). Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. *

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спорт.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка. Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача. Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни. Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье. *

Краткое описание документа:

* Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости инфекционных заболеваний * Учитель информатики: Концевая Е. В. Переутомление * Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна разбитое и усталое состояние Плохой аппетит * Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9-до11 часов После отдыха с 16- до 17 часов * Физическая работоспособность Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14- 17 часов Наиболее слабая с 3 до 5 часов * Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед Прогулка Приготовление уроков Ужин Свободное время сон * Основные инфекционные заболевания и их профилактика. раз­вития Характеризуются распространения интенсивностью эпидемическим процессом * * Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот. Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.) Основные пути передачи инфекции и их характеристика * * Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей. Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания. Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища. Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней. Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.). Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. * Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка. Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача. Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни. Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье. *

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Родительское собрание

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ, НЕРВНЫХ

И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Форма проведения: беседа-практикум.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ, НЕРВНЫХ

И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Своеобразие подросткового возраста. Необходимость зна ния его родителями в целях успешного воспитания. Интенсив ность и неравномерность физического развития в этом возрасте.

Эмоции подростков. Отклонения в психическом развитии подростков. Повышенная возбудимость, раздражителыюсть, проявление бурных реакций, аффектов. Слабость нервной систе мы подростков. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональ ных нарушений у детей в семье. Забота родителей о создании бла гоприятных условий жизни подростка в семье во имя избежания его нервного потрясения. Типы подростковой депрессии.

Учет специфики воспитания мальчиков и девочек в семье.

Форма проведения: беседа-практикум.

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. Все: приро да, общение с другими людьми, работа, отдых, произведения ис кусства - вызывает у нас различные эмоции. Эмоции - пережива ние человеком своего отношения к каким-либо явлениям, событи ям, предметам действительности, собственной деятельности, каче ствам, достижениям, удачам, неудачам, психическому и физиче скому состоянию. Они подразделяются на положительные и отри цательные, повышающие работоспособность и понижающие ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими осо бенностями: человек эмоционально чуток или инертен; эмоцио нально устойчив или неустойчив; эмоционально уравновешен или неуравновешен, истеричен; способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. У человека преобладает спокойное или возбужденное состояние: положитель ные эмоции (оптимистический настрой, жизнерадостность, ожив ленность, восторг) или отрицательные эмоции (грусть, мрачность, подавленность, тоска, депрессия); добродушие, миролюбие или злобность, агрессивность; гнев, азарт борьбы, возмущение или тревожность, страх, ужас.

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст состав ляет важный и сложный этап в общем процессе становления лич ности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития отрочество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельно сти, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уни кальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма бла гоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рас сматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случа лось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. По этому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет не ожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двига тельная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они подолгу изучают себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические способы невербального общения. Они переживают из-за отличия их внешности от социально формируемых стандартов мужской и женской красоты, носителями которой являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, манекенщицы.

Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за сво его небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринима ют свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций являются также мелкие дефекты кожи, избыточный вес. И. С. Кон отмечает, что у многих подростков накапливается избыточный вес, который выполняет функцию энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Помимо этого может появляться у детей и подростков, испытывающих школьный невроз. Сильные эмоциональные переживания, вызываемые школьной средой, например, плохими отношениями с учителями или одноклассниками, поглощают большое количество нервной энергии, которая восполняется обильным приемом пищи после посещения школы. В свою очередь, это вызывает чрезмерную расслабленность и потребность в пассивном отдыхе, сидя у телевизора или полулежа на диване с книжкой в руках. Предметом пристального внимания подростков является развитие у них вторичных половых признаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно пере живают из-за того, что у них быстрее, чем у большинства их свер стниц, растут грудные железы. Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потому что они сексуально неразвиты - у них маленькая грудь и короткие ноги.

Отклонения в психическом развитии подростков весьма разнообразны. Эмоциональные нарушения - одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей. Совре менное общество представляет и взрослым, и детям богатую па литру причин такого печального явления: опыт насилия, достиже ние целей посредством угрозы применения оружия, маниакальное стремление к власти и безответственность перед лицом будущего человечества. Мир насилия и страха царит в книгах и кино, на экранах телевизоров, в окружающей ребенка реальной жизни. Даже родители в воспитательных целях по-прежнему предпочитают прибегать к насилию, не замечая, что переполняют и без того наполненную до краев чашу страха, отчаяния и агрессии в душах молодых поколений.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологиче ским содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Большую опасность представляют семьи, в которых антисоциальное поведение является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. На безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьез ной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отноше ния с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ре бенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особен ностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно. Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии. Рассмотрим некоторые из них.

Сенситивный тип (от лат. чувство, ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают посидеть дома. К родителям иногда привязаны чрезвычайно. Самостоятель ность, инициатива у сенситивных подростков выражены довольно слабо. Характерно, что всевозможные упреки, назидания со стороны близких вызывают скорее угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Отношение роди телей к таким подросткам должно быть деликатным, гуманным, гибким.

При подозрении на наличие депрессии у подростка и невозможности снять ее психологическими средствами его следует про консультировать у психоневролога, который, в случае необходимо сти, назначит медикаментозное лечение.

В подростковом возрасте наблюдаются такие расстройства, как жестокость, агрессивность, садизм. Такое поведение связано как с дефектами воспитания, так и с неустойчивостью психики подростков. Например, бабушка заметила, что ее 12-летняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кошку. Анализ семейного воспитания показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, жи вой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим - ей не разрешали выходить на улицу из-за неблагоприятной крими нальной обстановки в микрорайоне. Даже тогда, когда днем за ней приходили подруги, чтобы пойти в кино, ей запрещали выходить из дома. И это в период сенсорной жажды, во время становления интересов. Тогда, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но психологически неправильного поведения родителей у девочки воз никло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологической реакции жестокости.

Методические рекомендации

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК?

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию маль чиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью прове рить, насколько его представления о воспитании верны.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа №1

Доклад

на родительский всеобуч:

« УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ, НЕРВНЫХ

И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

Подготовил:

социальный педагог

Лахмытова В.В

Профилактика переутомления у школьников

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. Учебные и домашние занятия оказывают на организм ребенка психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Чтобы у Вашего ребёнка не было переутомления, его нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, потому что позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.

Чем вызваны школьные перегрузки?

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием). Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д. У некоторых переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения. Следствие перегрузок -не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь -значит, неспособный"). Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Постарайтесь адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:

У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.

В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.

-Отсутствие вредных привычек.

Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.

Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, ВИЧ-центр Иркутск, СПИД центр Иркутск, Центр СПИД Иркутск

Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, нужно с раннего детства и до глубокой старости заботиться о его укреплении. Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, то в подростковом возрасте усиливается влияние окружающей среды.

Необходимо с детства помнить, что здоровый образ жизни является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний, требует от человека работы и закрепления полезных привычек, а праздный образ жизни влечет ухудшение здоровья.

Физическая активность – один из самых важных компонентов здорового образа жизни. Все девушки мечтают иметь красивую стройную фигуру, а все юноши быть сильным и крепким. Всего этого возможно достичь при регулярных занятиях физкультурой с вовлечением всех групп мышц (ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи, гребля, командные игры).

С состоянием мышц связана нормальная осанка ребенка и форма стопы, которые формируются при систематических занятиях физическими упражнениями и постоянном контроле за своей осанкой самих детей и их родителей.

Дозированная физическая нагрузка полезна всем. Даже дети, имеющие какие-то противопоказания, не должны полностью освобождаться от двигательной активности, т.к. возможно воспользоваться комплексами лечебной гимнастики.

Соблюдение режима дня – является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания.

Пребывание на свежем воздухе ежедневно по 1,5 – 2,5 часа в сочетании с двигательной активностью, физическим трудом, занятиями спортом является одним из компонентов рационального режима дня.

Закаливание полезно в любом возрасте. Закаленный человек противостоит холоду и жаре, влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани. Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры – обтирания, обливания, душ, ванны. При закаливании важно следовать следующим принципам: постепенность, систематичность, индивидуальный подход, разнообразие закаливающих воздействий.

Надо следить, чтобы школьники получали горячие обеды, не ели всухомятку, не увлекались бургерами и чипсами. В течение дня выпивали около 2 л жидкости, желательно чистой воды.

Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями, что помогает молодым людям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни.

Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями также являются элементами здорового образа жизни. Важно, обучить ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета, работы на огороде, прогулок по улице. Особенно важен уход за своим телом подросткам. В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа нужно сменить нательное белье. Ноги моют ежедневно на ночь.

В подростковом возрасте важен и уход за волосами. Здоровые, блестящие и послушные волосы могут стать настоящим украшением, поэтому надо научиться, правильно за ними ухаживать.

Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для того, чтобы сохранить зубы здоровыми до зрелого возраста, нужен уход за зубами и посещение стоматолога 1-2 раза в год. Сверкающий ряд белых и здоровых зубов по настоящему украшает человека. Нельзя относиться к чистке зубов легкомысленно. Нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую нужно менять 1 раз в 3-4 месяца. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи. После появления неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу.

Гигиена белья и одежды имеет очень большое значение. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранилась воздушная прослойка. Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья и одежды, ежедневная смена носков или колготок, особенно при повышенной потливости. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца, 1 раз в неделю менять постельное белье. На ночь рекомендуется надевать ночную сорочку или пижаму.

На первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика. В атмосфере любви и дружбы легче воспитать здорового человека.

Читайте также: