Упражнения для снятие синдрома хронического усталости

Обновлено: 28.03.2024

Как помочь себе? Разобраться в самом себе? Попробуем это рассмотреть на сегодняшнем небольшом мастер-классе.

1 упражнение :

Сложите руки в “замок” за спиной напрягите руки и спину. Расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2упражнение :

Сложите в “замок” перед собой, напрягитесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – “гормон счастья”.

3 упражнение :

Улыбнитесь, задержите улыбку на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Постарайтесь сохранить это состояние как можно дольше.

4 упражнение :

“Фотография из альбома”. Задание: мысленно перелистайте альбом с фотографиями: вспомните людей, события особенно значимые в вашей жизни. Выберите одну фотографию и опишите ее (передают по кругу грецкий орех и проговаривают).

Цель: снятие напряжения с помощью дыхания.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь.

Цель: мышечная релаксация.

Снятие напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами - 2раза в одном направлении, а затем 2 раза в другом.

Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости.

Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз.

Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.

Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить.

Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Расслабить запястья и поводить (потрясти) ими.

Сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед –назади из стороны в сторону.

Напрячь и расслабить икры ног. Покрутить ступнями. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить это упражнение 3раза.

Таким образом организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.

7 упражнение игра “Волшебная шкатулка”.

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя.

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

8 Упражнение “Аплодисменты”.

-Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

9. Упражнение “Мои положительные черты”.

Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?

- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

10. Упражнение “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

-Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Правая рука к правой руке!

Левая рука к левой руке!

Ладошка к ладошке!

Большой палец руки к большому пальцу руки!

Колено к колену!

Мизинец к мизинцу!

Затылок к затылку!

- Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Личностный рост – это всесторонний, многовекторный процесс развития составляющих человека, это могут быть определенные способности, качества, навыки, задатки, так же это приобретение новых знаний, опыта, которые меняют стиль отношения человека к себе и восприятия окружающего мира.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т. е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Хотя бы раз в жизни каждому человеку приходят в голову мысли об изменениях. И самым важным решением, которое можно принять, является изменение себя. Это может быть повышение личной эффективности в работе, желание зарабатывать больше, бросить курить и заняться здоровьем.

Однако наша жизнь – это не одна определенная область, допустим, работа или отношения. Нельзя изменить что-то одно, не задев и другие сферы жизни. Например, нельзя поставить себе цель зарабатывать больше, без того, чтобы изменения затронули и другие сферы – продолжительность вашей работы, повышение самооценки, личностный рост и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь наша – это совокупность различных занятий, привязанностей, привычек и прочего, что все вместе и делает нас полноценной личностью. Исходя из этого вывода, к изменениям нашей личности двигаться нужно тоже с разных сторон.

Это упражнение призвано помочь вам в развитии самоосознания и выявлении своего настоящего я. Оно основывается на том предположении, что каждый из нас, подобно луковице, имеет множество "оболочек", скрывающих центральную "сердцевину". Эти оболочки самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Путем последовательного вопрошения "кто я?" мы постепенно приближаемся в ходе этого упражнения к своему настоящему я.

Порядок выполнения: Возьмите лист бумаги, вверху поставьте дату и напишите: "Кто я?". Ниже запишите свой ответ на этот вопрос: ответ должен быть как можно более открытым и честным. Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы (например, мама, жена, жертва, страдалица, трудоголик и пр.).

(см. лист) Посмотрите, как и кем вы себя представляете.

Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.

Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:

-смех, улыбка, юмор;

- размышление о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной)

- вдыхание свежего воздуха;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

А специалисты используют специальные методы саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

-эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

-эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Это все усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! "

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! "

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пр олился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеё к подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "

Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

1. Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. - Ростов н/Д, 2011.С.4-5.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. - М., 2009.С.15.

4. Физическая культура студента: учебник для студ. Вузов. /М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич и др., 2010.С.9.

Всемирная организация здравоохранения предсказывает, что в 2020 году заболевание хронической усталостью (СХУ) займет второе место по популярности, уступая место только сердечно-сосудистым заболеванием. Приходя на прием к врачу, больные СХУ часто жалуются на быструю утомляемость, сонливость, общую слабость. Однако значительная часть людей может так же жаловаться на СХУ, однако их состояние обычно восстанавливается после хорошего отдыха.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе спорт высоких достижений представляет собой сферу деятельности, в которой человеческий организм испытывает серьезные нагрузки. При этом при постоянном тренировочном процессе у человека может сформироваться синдром хронической усталости. Поэтому данное заболевание распространенное и требует серьезного изучения среди физиотерапевтов и иных врачей.

Цель исследования заключается в анализе проблемы развития хронической усталости у спортсменов, установить частоту и степень проявления данной болезни, а также произвести оценку функционального статуса спортсменов с признаками хронической усталости.

Проблема заключается в том, что синдром хронической усталости у спортсменов имеет свойство накапливаться при продолжительных тренировках. Происходит снижение иммунной защиты организма. Поэтому в лечение данной болезни следует уделять внимание не только восстановлению и отдыху организма, но и поддержание его иммунитета. Спортсмены, которым присущ синдром хронической усталости чаще болеют и получают травма в отличии от других их коллег и это тоже является насущной проблемой, которая не дает возможность набрать нужную форму спортсмену[1;4].

СХУ болезнь, которая проявляется в общем бессилии, долговременно лишающего заболевшего интенсивной роли в будничной жизни. Самая обычная задача для человека становится практически невозможной, потому что даже небольшая нагрузка вынуждает заболевшего ложиться в кровать[2;15].

Диагностика синдрома хронической усталости

Считается что диагноз СХУ достоверен, если у больного проявляются два главных признака и четыре дополнительных признака, которые также наблюдаются не менее 6 мес:

  • Общие снижение работоспособности в два и более раз
  • Отсутствие видимых факторов, из-за которых человек чувствует себя уставшим
  • Плохая память, снижение уровня концентрации внимания
  • фарингит (боль в горле)
  • воспаление лимфатических узлов
  • Чувство усталости после сна, которое со временем только нарастает
  • головные боли
  • мышечные боли;
  • поли артралгии;
  • Резкое изматывающее чувство слабость

Факторы, провоцирующие развитие СХУ. Диагноз появился в 1988 г, поводом для этого стало неожиданное увеличение количества заболевших с жалобами на постоянную утомленность, сопровождавшуюся комплексом соматических и психических признаков без явной причины болезни. С ростом промышленности, смещения в худшую сторону экологической обстановки, и развития общества были замечены факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на нервозную систему человека[3;26].

Специалистами было выявлены основные факторы, из-за которых СХУ может начать развитие у человека, среди них выделяют:

  • Стресс
  • Пониженный иммунитет
  • Генетическая предрасположенность
  • Вирусы

Так же существует особая группа риска – это лица, которые:

  • не так давно перенесли тяжелые болезни, была проведены лучевая или химиотерапию
  • имеют хронические инфекционные или аллергические заболевания
  • часто употребляют алкоголь, курят
  • имеют нарушение в режиме питания, мало отдыхают и спят
  • проживают на территории с негативной экологической обстановкой

Таким образом, на усталость спортсмена оказывают влияние факторы, вызванные как неправильным употреблением пищи, употребление алкоголя и курение, а также влияние болезней и восстановление после предыдущих полученных травм.

Физические упражнения для профилактики синдрома хронической усталости. К сожалению, обычно синдром хронической усталости связан с более тяжелыми заболеваниями, поэтому лечение СХУ, как и любого другого заболевания, следует проводить только под надзором врача[4;9].

Восстановить силы помогут физические упражнения, физические нагрузки позволят увеличить “емкость” энергетического запаса сил человека. Необходимо обеспечить регулярные занятия бегом, зарядкой, плаванием, и тд. Так же нужно вести учет питания и выпитой жидкости, Правильное питание поможет восполнить запасы витаминов, а два-три литра воды в день помогут очистить организм от токсинов, и улучшить обмен веществ в организме[5;36].

Решение проблемы синдрома хронической усталости возможно пи соблюдении баланса тренировок отдыха. При этом следует производить снижение уровня физической нагрузки и увеличения отдыха и восстановления организма. Полностью прерывать тренировки не рекомендуется, следует только произвести снижение нагрузки в тренировочном процессе.

Важным этапом в восстановлении организма при синдроме хронической усталости является сон и восстановление сил спортсмена. При этом сон – представляет собой активный процесс. Он состоит из двух основных фаз, которые периодично меняют друг друга.

Для решения проблемы хронической усталости спортсмена нередко используются витаминно-минеральные препараты. Известно, что для нормального функционирования организма спортсмена употребление простой пищи является недостаточным. Поэтому спортсмену необходимо употреблять микронутриенты.

Не стоить считать СХУ безобидным заболеванием, так как оно может быть следствием более серьезного заболевания, или стать причиной его развития. Поэтому необходимо проводить лечение только под присмотром специалиста. Лучше всего проводить лечение с помощью полноценного отдыха комбинируя его с умеренными физическими нагрузками. При этом необходимо учитывать, что организм спортсмена при синдроме хронической усталости имеет свойства быстро заболевать, поэтому также следует поддерживать иммунную систему.


Магний, например, участвует больше чем в 300 процессах в организме. Из-за его нехватки страдают практически все виды обмена веществ, а также нервная, сердечно-сосудистая системы и др.

Витамины группы B помогают работе мозга и нервной системы.

Нарушения в этих и других процессах часто приводят к слабости и усталости.

  1. Разнообразить рацион питания. Большинство микроэлементов мы получаем с пищей. И если вы едите примерно одни и те же продукты, скорее всего, каких-то минералов и витаминов будет не хватать.
  2. Можно принимать магний, железо и витамины отдельными добавками по рекомендации врача-терапевта.


2. Нарушение режима питания

Вы можете постоянно уставать и оттого, что регулярно пропускаете приемы пищи: завтрак, обед или ужин.

Также часто встречается вялость из-за слишком низкой калорийности или качества еды.

  1. Перестроить распорядок дня так, чтобы успевать поесть 3 раза.
  2. Не сидеть на слишком строгой диете.
  3. Проследить, чтобы сладостей и фастфуда в рационе было гораздо меньше, чем свежих фруктов и овощей.


3. Заболевания и патологические состояния

Сегодня усталость часто возникает как один из признаков постковидного синдрома.

Нередко встречаются и латентные формы железодефицитной анемии. В этом случае гемоглобин может быть в норме, но человек постоянно уставший.

Еще одна довольно частая причина – инсулинорезистентность. В этом случае слабость может появляться после еды за счет перепадов уровня глюкозы. Важно знать, что проблемы с уровнем сахара в крови – это не только диабет.

  1. При подозрении на любое из этих заболеваний стоит для начала обратиться к врачу-терапевту. Он назначит исследования, необходимые для диагностики или исключения болезни.
  2. Проследить, нет ли тяги к сладкому. Это признак инсулинорезистентности и нехватки магния, которая также провоцирует усталость.
  3. Заняться спортом. Отсутствие физической нагрузки может вызвать инсулинорезистентность, так как при сидячем образе жизни инсулин не расходуется, а только накапливается.


4. Гормональные изменения

Их причинами могут быть:

  • физиологические состояния: беременность, менопауза у женщин и пр.;
  • патологии, как, например, гипотиреоз – эндокринное заболевание, при котором снижается уровень выработки гормонов щитовидной железы.

Стоит обратиться к врачу-эндокринологу, если усталость сопровождается:

  1. необъяснимым увеличением веса;
  2. выпадением волос;
  3. ломкостью ногтей;
  4. болью в мышцах;
  5. чувствительностью к холоду.


5. Нехватка или избыток сна

Хроническое недосыпание может спровоцировать:

  • утомляемость;
  • снижение внимания;
  • головные боли;
  • тошноту.

  1. Спать не меньше 7 и не больше 10 часов в сутки (нормы индивидуальны).
  2. Просыпаться и ложиться каждый день в одно время, чтобы не нарушать биоритм организма.
  3. Не перебивать сон просмотром телевизора и не садиться поздно вечером за компьютер.
  4. Следить за качеством сна. Если вы часто просыпаетесь по ночам и долго не можете заснуть, скорее всего, плохо отдохнете и будете чувствовать усталость.


6. Хронический стресс

Многие испытывают стресс на работе, особенно молодые сотрудники. Часто они еще не умеют распределять силы и стараются сразу решить все проблемы. А когда не получается, испытывают стресс.


7. Некоторые лекарства

  1. препараты против заболеваний сердечно-сосудистой системы – они снижают пульс и давление, от чего может появиться слабость;
  2. снотворные – рассеивают внимание;
  3. некоторые антигистаминные препараты;
  4. лекарства от заболеваний костно-мышечной системы – также немного снижают внимание и вызывают сонливость.

Стоит проконсультироваться с лечащим врачом, который назначил прием препаратов, для корректировки дозировки или назначений.


8. Хроническая усталость как самостоятельный диагноз

Чаще всего постоянная усталость вызвана конкретными причинами. Но иногда говорят и об отдельном диагнозе.

Врач может установить хроническую усталость, если исключены все соматические заболевания, но у человека на протяжении нескольких месяцев не хватает сил заниматься привычными для него делами.

Стресса вокруг с каждым днем становится больше и больше. Далеко не все люди готовы к неожиданному потоку страхов и негативных эмоций. Как сохранить спокойствие в острой ситуации и как бороться с хронической атакой тревог? Полезными техниками делится психолог Александрина Борисевич.


5 вопросов про стресс

1. Откуда взялся этот термин и что он означает?

Стресс вызывает неспецифическую реакцию организма, когда человек находился в состоянии условного покоя, но некая переменная (физическая или психическая) вводит организм в напряжение и в дисбаланс.

2. Зачем он нужен организму?

— Стресс повышает устойчивость человека, помогает нам найти ответы на важные вопросы, вырабатывает адреналин в организме.

Как ни странно, стресс может быть положительным. Простые примеры: свадьба, окончание университета, получение новой должности и так далее. С такими переживаниями психика справляется достаточно легко и быстро. Совсем другое дело, если стресс отрицательный.

Важно понимать, что опасность стресса кроется в его интенсивности. Не менее существенную роль играет также и способность нашего организма справляться с негативом, если напряжение достигает критической точки.


3. Разные люди переносят стресс по-разному?

— Да, наш организм имеет разные резервы адаптационных возможностей, и чем сильнее стресс, тем быстрее он может привести к истощению организма.

Сложнее стресс переносится людьми, у которых центральная нервная система более чувствительна. Она острее реагирует на физические, эмоциональные и социальные стимулы. Таких людей называют высокочувствительными. Тяжелее стресс дается детям, пожилым людям, а также людям, в чьей истории был опыт ранних пережитых травм (насилие, развод родителей).

4. Как стресс действует на нас?

— Основная функция организма — поддержание своего гомеостаза (сохранение своей внутренней среды и основных функций организма). Когда у человека появляется стресс, то:

  • Первая реакция организма, которую он запускает, — это тревога.
  • У человека снижается сопротивляемость, часть систем (таких, как пищеварительная, половая) отключаются или замедляются.
  • Главной целью организма становится выживание, все его резервы и защиты мобилизуются.

Поскольку организм не знает, насколько долго может продлиться состояние стресса, подключается сопротивление и сбалансирование тех резервов, которые есть, чтобы пережить кризис. Но организм не может вечно сопротивляться без потерь. Рано или поздно приходит истощение.


Чем сильнее стресс, тем сильнее его реакции будут отражаться на человеке. Могут наблюдаться:

  • неконтролируемый смех или плач;
  • истерика;
  • нарушение сна;
  • кошмары;
  • панические атаки;
  • нарушение дыхания;
  • боли в сердце;
  • напряжение в мышцах;
  • изменение массы тела;
  • проблемы с пищеварением;
  • агрессия;
  • аффективные состояния;
  • хроническая усталость и бессилие;
  • частичная амнезия.

Все эти проявления могут привести к значительному снижению уровня качества жизни человека.

5. В чем особая опасность стресса?

— Человек может недооценить силу воздействия стресса, ведь стресс может быть скрытым.

Наше тело реагирует на опасность по-разному: бей, беги, замри. И вот как раз реакция замирания организма является наиболее опасной. Человек не проживает свое состояние, и оно превращается в бомбу замедленного действия.

Стресс может вызвать заболевания сердечно-сосудистой системы и даже способен привести к образованию раковых клеток, алкоголизму, наркомании, появлению фобий и депрессии. И это я еще перечислила далеко не все.

Как вести себя в стрессовой ситуации

— У каждого из нас есть 2 точки опоры: внутренняя и внешняя. Мы все рождаемся с внешней. Пока мы маленькие, весь наш мир — это наши родители. В процессе взросления мы обретаем и другие значимые связи (близкие, друзья). Все это составляет внешнюю точку опоры.

Внутренняя точка опоры — это про уверенность, осознанность своих желаний и чувств, возможность выбирать себя, защищать свои границы.

В процессе взросления основополагающей должна стать именно внутренняя точка опоры, но нельзя сказать, что она является главной. Оба этих критерия очень важны.

Баланс находится посередине — внутренняя опора толкает вперед, внешняя — поддерживает. Если у нас только одна точка опоры — это как ходить без одной ноги. В периоды кризиса нам особенно важна внешняя опора, именно она помогает сохранить внутреннюю часть в целостности.


Самое сложное, с чем сталкивается человек при стрессе, — это переживание своих ощущений и эмоций. Каждый должен понимать, что человек имеет право на свои эмоции и ощущения.

В ситуации стресса мы можем испытывать: злость, грусть, бессилие, печаль, отвращение и так далее. Но для того чтобы стресс не перерос в нечто более серьезное, свои переживания следует выгружать. Это можно сделать как через внешнюю, так и через внутреннюю часть. Но чем сильнее переживание, тем больше мы нуждаемся в другом человеке.

11 шагов помощи себе при стрессе

  • Что происходит с моим телом?
  • Что я чувствую?
  • Что я думаю?

Признаваясь себе в своих же ощущениях, вы возвращаете себя в реальность.


2. Постарайтесь нормализовать режим сна и питания. Чтобы человек мог выйти из стресса, его тело должно быть готово к этому.

3. Верните себе 5 органов чувств. Отслеживайте их:

  • Что вы видите?
  • Что вы слышите?
  • Что недавно пробовали на вкус?
  • К чему прикасались?
  • Какие ароматы вдыхали?

Для усиления осознания можете вспоминать то, что вы больше всего любите, чтобы вернуть себе свои ощущения.


5. Медитируйте. Медитация позволяет переключить внимание внутрь себя, освободиться от влияния внешней среды и обеспечить своему сознанию отдых. Также она помогает пережить эмоцию гнева, снизить вероятность возникновения депрессии, повышает осознанность, самооценку, энергичность и стрессоустойчивость.

6. Не избегайте физической активности. Ходьба, приседания, прыжки на месте — все это поможет выбросить лишний адреналин и впоследствии расслабить мышцы, а следовательно — избавиться от эмоциональных зажимов в теле. Особенно эффективен этот метод при панических атаках.


8. Работайте с дыханием. Например, попробуйте дышать по следующей схеме:

  • Вдох на 3 счета (постепенно считая раз-два-три). Сначала воздух наполняет живот, после подключается грудная клетка.
  • Плавный выдох на 5 счетов (постепенно считая раз-два-три-четыре-пять). Сначала втягивается живот, затем опускается грудная клетка.
  • Пауза.
  • Повтор действий.

Можно положить руку на живот и грудную клетку, чтобы сконцентрироваться на процессе.

9. Дышите в пакет. Эта старая добрая практика также хорошо помогает в моменты паники.

Зачем нужен пакет? Для того чтобы организм вспомнил, что ему делать. В пакете ограниченное количество кислорода. С помощью пакета человек вдыхает свой же углекислый газ, и тем самым переизбыток кислорода от частого дыхания снижается, что успокаивает организм и приводит дыхание в норму.


10. Попрактикуйте технику напряжения и расслабления. Наше тело подчиняется процессам симпатической и парасимпатической системы. Одна отвечает за возбуждение, другая — за расслабление. Системы сменяют друг друга.

Стресс вводит тело в состояние возбуждения и напряжения, но сознательно мы не всегда это ощущаем. Поэтому напряжение необходимо усилить, чтобы почувствовать, что мышцы действительно скованы.

По очереди напрягайте и расслабляйте части своего тела. Представьте, что область, которую вы напрягаете, подобна струне. Расслабляя ее, вы словно перерезаете эту струну, и напряжение на конкретном участке мгновенно исчезает. К данной технике можно подключить и дыхательные практики.

11. Выбрасывайте реакцию вовне. Рисование, лепка, написание сказки, игра на инструменте, сочинение стихов, ведение дневника — все, что вы можете использовать в качестве объекта для отреагирования своих чувств, подойдет.


Если стресс связан с сильными травмирующими ситуациями, необходимо обратиться за помощью к специалисту, поскольку самостоятельно человек не может пережить последствия сильного травматического события. В некоторых случаях возможно даже назначение медикаментозной поддержки для снижения чувства страха или напряженности.

Чтобы последствия, полученные в результате стресса, благополучно прошли, телу необходимо завершить цикл реакций и прожить ощущения и эмоции, связанные со стрессовым событием. Именно для этого и необходим специалист.

Сегодня психологами и психотерапевтами созданы бесплатные группы помощи для пострадавших людей и для людей, переживающих стресс. Контакты служб помощи в нынешней ситуации здесь.


Самые частые причины болей в спине и шее:

  • Малоподвижный образ жизни
  • Слабый брюшной пресс
  • Плоскостопие
  • Неудобная обувь или обувь на высоких каблуках
  • Неправильное положение тела во время работы или сна

Анатомически подвижность грудного отдела позвоночника снижена из-за крепления к нему ребер. Соответственно, объем движений в шее и пояснице увеличивается, именно на эти отделы чаще всего жалуются пациенты.

— Проблемы со спиной нередко возникают при сидячем образе жизни.

— При наклоне таза вперед грудной отдел в нижней его части уходит назад, чтобы сохранить центр тяжести. Плечи при этом заваливаются вперед, и если смотреть сбоку, S-образная форма позвоночника становится еще более S-образной. А это, в свою очередь, ведет к возникновению болей.

Для здоровья спины важно поддерживать все мышцы тела в тонусе. Физические упражнения, направленные на это, решают несколько основных задач:

  • Включают в работу бицепс бедра.
  • Включают в работу ягодичные мышцы.
  • Растягивают поясницу.
  • Растягивают подвздошно-поясничную мышцу.
  • Укрепляют мышцы пресса.

— Сейчас наш тренер по стретчингу, пилатесу, функциональному тренингу Наталья Хлебус покажет несколько основных упражнений, которые помогут облегчить боль в спине.


Сгибание ног в коленных суставах лежа с гантелью

Упражнение укрепляет бицепс бедра, не растягивая его.

Ягодичный мостик

Упражнение формирует мышцы ягодиц, разгружая таким образом нижнюю часть поясницы.

Упражнение формирует мышцы ягодиц, разгружая нижнюю часть поясницы.

Болгарские выпады

Эта техника укрепляет ягодичные мышцы, растягивая подвздошно-поясничную мышцу.

Скручивания на пресс

— При слабой пояснице во время выполнения упражнений нагрузка дополнительно ложится на среднюю ягодичную мышцу. Поэтому если вы чувствуете боль внизу поясницы, скорее всего, дело именно в спазме средних ягодичных мышц. Проверить, если ли дискомфорт, можно простым способом: поставьте большие пальцы рук на нижнюю часть спины и слегка надавите. Появляются болевые ощущения?

Чтобы избавиться от них, нужно:

  1. убрать мышечный спазм;
  2. закачать среднюю ягодичную мышцу.

Для первой цели подойдет упражнение растяжка и миофасциальная релаксация (упражнение с мячом)

Для закачивания будет полезна растяжка средней ягодичной мышцы

Тренировка с полотенцем

Находим место, где есть зажим. Для этого кладем полотенце чуть ниже затылка, шею приводим в нейтральное положение. Затем тянем за края полотенца вперед. Опуская полотенце вниз, находим болезненный уровень, и, натягивая один край полотенца, поворачиваем голову в сторону.

Статическое упражнение на укрепление мышц шеи



Упираемся рукой в голову (височно-щечная область) и сопротивляемся мышцами шеи давлению, оказываемому рукой, держим. Делаем несколько подходов по 15-20 секунд, меняем руку и упираемся в противоположную часть головы, делаем столько же подходов. Затем — переплетаем пальцы ладоней, прижимаем их тыльной стороной ко лбу и тянем руками голову назад, опять-таки сопротивляясь мышцами шеи. Делаем несколько подходов по 15-20 секунд.


— Если боль в спине и шее вызвана мышечными зажимами, наши упражнения помогут. Е сли проблема более глубокая (например, обострение грыжи, остеохондроза, протрузии позвоночных дисков), то вначале нужно идти к врачу, а потом подбирать физическую нагрузку.

Кроме упражнений, важно также выполнять несколько рекомендаций по сну и питанию.

О правильном сне

— Считается, что лучше спать на спине, но мало кто так делает. Поэтому важно просто подобрать матрас д ля себя. Кому-то нравится мягкий, кому-то жесткий. Ортопедический матрас — не гарант того, что позвоночник будет здоров. Проверить, подходит ли вам ваше спальное место, легко: утром вам не хочется растянуть спину. Вы не будете испытывать дискомфорт.

О правильном питании

Что касается питания, то хотя продукты и оказывают положительное влияние на суставы, остановить процесс разрушения хрящевой ткани им не под силу.

— Для этого необходимы специальные препараты из группы хондропротекторов. Однако их эффективность не доказана на 100%. С каждым конкретным случаем должен разбираться врач.

Читайте также: