Урок биологии вич 10 класс

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 10класс Вирус СПИДа.doc

Джалтырская средняя школа № 4

Янченко Татьяна Алексеевна

Учитель химии и биологии

Вторая категория

Класс: 10 класс

Тема: Вирус СПИДа (Открытый урок – тренинг).

Цель: - информировать учащихся о проблемах связанных с ВИЧ/СПИД. Рассказать о путях передачи и не передачи вируса; формировать навыки безопасного поведения.

- развивать навыки поисковой и исследовательской работы, навыки работы в группе, навыки общения, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формировать навыки здорового поведения, толерантное отношение к людям имеющим ВИЧ статус и больным СПИДом.

1 . Организационный этап

Добрый день, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (настрой учащихся на работу)

Давайте попробуем определить, чем мы сегодня будем заниматься. Какие цели поставим перед собой.

Цель: (определяем с учащимися)

1. Выяснить, какие проблемы связаны с ВИЧ/ СПИД. (Пути заражения, отношение к ВИЧ инфицированным)

2. Кто может заразиться ВИЧ/СПИД? Как происходит передача этого заболевания или, наоборот, как нельзя заразиться. Что нужно знать, чтобы избежать заражения?

3. Как мы сами относимся к ВИЧ инфицированным. И являются ли люди с ВИЧ инфекцией проблемой для окружающих и общества в целом?

2. Актуализация проблемы.

Итак, мы на предыдущих уроках познакомились с особенностями строения вирусов и их жизнедеятельности. Так же мы говорили и о том, что вирусы вызывают различные заболевания человека и животных. В том числе и такое страшное заболевание, как СПИД, которое вызывается ВИЧ (расшифровка)

Трудно поверить, но о синдроме приобретенного иммунодефицита мы узнали всего 30 лет назад. За это время СПИД прошел путь от малоизвестного заболевания до всеобщего кризиса, жертвами которого стали вот уже более 30 миллионов человек.

Что мы знаем о ВИЧ инфекции и СПИДе? Так ли он страшен нам? И вообще разве это наша проблема? Что за слово ПРОФИЛАКТИКА и нужна ли она. Сможет ли она помочь нам в деле сохранения собственного здоровья?

Приложение 1. (Презентация мини-проект)

Давайте послушаем других ребят.

Вывод: Не стоит забывать, что перед СПИДом все равны. Итак, ВИЧ инфекция находится рядом с нами.

В Казахстане было три пика прироста ВИЧ: в 1996 году, когда возросла шприцевая наркомания в Темиртау, в 2001 году — в Алматы, в 2006 году — в Павлодаре и Южном Казахстане. Но с 2009 года заболеваемость стабилизировалась.

В Акмолинской области на 1 мая зарегестрированно 499 ВИЧ-инфецированных, 28 больных СПИДом.

Неблагополучными районами считаются города Кокшетау, Атбасар, Степногорск, Жаркаинский и Аккольский районы. На сегодня в области на диспансерном учёте состоит 330 ВИЧ-инфицированных граждан, 97 из них получают антиретровирусную терапию. Под наблюдением находятся 8 детей, трое и которых – дошкольники и три беременные женщины. Лечение одного пациента в год обходится в среднем 400 000 тенге. Если в прежние годы причиной инфицирования в большинстве случаев являлась наркомания, то в последнее время преобладает половой путь передачи (в прошлом году в 74 % случаев). Поэтому речь идет в основном о молодых, 70 % ВИЧ-инфицированных - люди от 20 до 39 лет, самому взрослому пациенту в области – 82 года.

По статистике в Астраханском районе 2 случая выявлены в 1997 и 2007гг.


Можем ли мы быть инфицированы, или нет? Давайте попробуем смоделировать.

3. Основная часть.

Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей.

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен плюс. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вывод: Люди ВИЧ-инфицированные ничем не отличаются от здоровых людей. Не соблюдая определенных правил, мы тоже можем заразиться. И для того чтобы обезопасить себя необходимо знать пути передачи ВИЧ инфекции. И соблюдать определенные правила безопасности.

Профилактика – предупреждение. Предупрежден – значит, вооружен (защищен). Итак, способы передачи ВИЧ.

Информационный блок

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах активности и бытовых контактах.

На группу распределяются карточки с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; беспорядочная интимная жизнь; интимная жизнь в браке; прокалывание ушей в салоне; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки в тату-салоне; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; интимный контакт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом.

Группа должна обсудить, распределить карточки между собой, помочь затрудняющимся с ответом. Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

Итак, мы оговорили с вами два вопроса, которые ставили в начале урока. Кто может заразиться, как передается и не передается вирус. А теперь давайте попробуем сформировать свое отношение к проблеме. Так ли это легко и однозначно?

И прежде чем мы продолжим, я, хочу, чтобы вы посмотрели небольшой фрагмент и подумали, как он относится к нашей беседе, с чем он у вас ассоциируется в свете того, о чем мы будем говорить дальше?

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Прикрепите подготовленные листы на доску на значительном расстоянии друг от друга. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

· Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;

· ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;

· Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;

· ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;

· ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;

· Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;

· Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;

· Наркоман может умереть от СПИДа;

· Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Итак, какие выводы мы можем сделать после этого упражнения?

Прием "Написание эссе": Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира

4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира

ВложениеРазмер
plan-konspekt_integrirovannogo_uroka_po_biologii_i_geografii.doc 459.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Учитель географии МОУ СОШ №24

Веселкова Полина Михайловна

Учитель биологи МОУ СОШ №24

Смотракова Людмила Николаевна

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

1. Уточнить и закрепить знания о ВИЧ / СПИД;

3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира

4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира

6. Закрепить мотивацию к сохранению личного здоровья и формированию собственной

позиции, ориентированной на здоровый образ жизни;

Мир шагнул в 21 век, однако эпидемия ВИЧ- инфекции продолжает уносить жизнь тысяч людей, это проблема всего мира. Т.к. эпидемия влияет на общественно-экономическую ситуацию в каждом государстве.

Люди разных поколений высказываются о данной проблеме. (Показ видеоклипов)

- Что объединяет эти два видеоклипа?

Эту проблему мы рассмотрим с 2-х точек зрения: географии и биологии.

Постараемся разобрать особенности ВИЧ- инфекции с точки зрения общей биологии, а также рассмотрим распространение эпидемии в странах мира, на территории Ульяновской области как субъекта РФ.

В конце урока сделаем вывод о социально- экономических показателях регионов, которые могут измениться под влиянием эпидемии ВИЧ- инфекции.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вам было дано предварительное задание - используя различные информации найти ответы на следующие вопросы:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) отнесен к семейству ретровирусов (Retroviridae), подсемейству медленных вирусов ( Lentivirus).

ВИЧ имеет очень простое строение. Он состоит из двух оболочек (внешней и внутренней), генетическая информация в виде РНК и специальных ферментов, участвующих в про цессе репликации (размножения) вируса. Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к будущей клетке-жертве. Для этого на ее поверхности есть специальные белки, которыми вирус, как крючками, цепляется за нужные ему клетки нашего организ ма. После этого другие белки, располагающиеся на по верхности внешней оболочки, разрывают поверхность клетки и впрыскивают внутрь внутреннюю оболочку вируса.

Внутренняя оболочка имеет форму капсида – ко нуса с усеченной вершиной. Ее так и назвали – капсид. Капсид содержит спирали РНК вируса и набор фермен тов для репликации. Цель капсида – доставить все это в ядро клетки. После проникновения в клетку капсид перемещается к ее ядру и внедряет туда РНК и ферменты.

РНК – как магнитофонная лента с записью, не вставленная в кассету. То есть информация записана, а воспроизвести ее нет возможности. Такой кассетой и станет ДНК клетки.

Вирус иммунодефицита может проникать в различ ные клетки организма человека, но в одних клетках он способен только находиться, а другие использует для репликации (размножения). Важно знать, что для своего размножения ВИЧ использует клетки нашей иммунной системы. Эти клетки называются CD4-клетки, или Т4-хелперы.

Иммунитет – это особая функция организма человека защищаться от живых организмов и веществ, несущих в себе признаки чужеродной информации. На проникновение в организм чужеродных агентов (вирусов, бактерий) включается иммунный ответ.

Иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма.

В этом состоянии человек становится беззащитным не только перед обычными инфекциями, как грипп или дизентерия, но также перед бактериями и вирусами, которые ранее не могли вызвать заболевания, так как иммунная система не позволяла им размножаться в большом количестве. Один из ярких примеров – пневмоциста карини. Это совершенно бесполезная для организма бактерия, живущая в легких каждого человека. При здоровой иммунной системе она не причиняет человеку никакого вреда, но при иммунодефиците может вызвать серьезное поражение легких – пневмоцистную пневмонию.

С течением времени количество вируса в организме медленно растет. Постоянное присутствие вируса держит иммунитет в напряжении. Вирус поражает все новые и новые CD4-клетки и нарушает оболочки других клеток организма. Чем больше становится вирусов, чем больше поражается CD4-клеток, тем больше сил организм тратит на борьбу с инфекцией. Это похоже на затяжную позиционную войну, когда противники стараются измотать друг друга, при этом больше шансов у вируса.

У каждого организма есть свои ресурсы и свой потенциал, они не бесконечны. Через некоторое время организм исчерпывает ресурсы, и вирус встречает все меньше и меньше сопротивления. Снижается число вырабатываемых новых CD4-клеток, а с ними снижается количество антител к ВИЧ. В результате у клеток-киллеров остается все меньше возможности уничтожить вирус. Так как CD4-клетки нужны для борьбы со всеми инфекциями, у организма снижается возможность противостоять заболеваниям в принципе. Развивается иммунодефицит, и присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

После того, как человек заразился ВИЧ-инфекцией, у него в течение многих лет может не быть никаких симптомов и он может и не подозревать о своем диагнозе. По внешнему виду отличить ВИЧ-инфицированного человека от здорового нельзя.

Все течение заболевания - с момента заражения до момента смерти – условно можно разделить на 4 периода:

  1. Заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

Сразу после проникновения вируса иммунодефи цита человека в организм, в большинстве случаев, не происходит ничего необычного. У 30-40% заразивших ся может проявиться состояние, похожее на простуду. Для него характерны: тем пература, слабость, головные боли и воспаление горла. Иногда может наблюдаться диарея (понос). Такое состо яние длится от 12 до 15 дней, после чего проходит даже при отсутствии лечения. Но у большей части заразив шихся не наблюдается вообще никаких проявлений.

Следует помнить, что практически все симптомы, появляющиеся при ВИЧ-инфекции и СПИДе, могут быть похожи на симптомы какого-либо другого за болевания. Невозможно определить, является ли конкретный симптом, приз наком ВИЧ/СПИДа, не зная результатов анализа на ВИЧ.

  1. Период бессимптомного течения и малых симптомов.

В этот период вирус просто находится внутри CD4-клеток, не размножаясь и никак себя не проявляя. Если после заражения вирусом гриппа заболева ние развивается очень быстро, то после заражения ВИЧ человек еще долгое время – в среднем от 2 до 10-12 лет – может чувствовать себя совершенно здоровым. Все это время ВИЧ-инфицированный будет выглядеть нормально и оставаться вполне дееспособным физически. Количество вируса в этот период значительно снижается, а CD4-лимфоциты восстанавливаются до 80 - 90% прежнего уровня. ВИЧ про должает размножаться, производя каждый день миллиарды новых вирусов, а иммунная система активно борется с инфекцией, удерживая ее под контролем и не позволяя перейти в болезнь, - это называется бессимптомной фазой.

Вирус активируется и начинает бурно размножаться. Постепенно количество вируса увеличивается, а количество CD4-клеток снижается. Это ведет к развитию иммунодефицита. Присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

Иммунная система разрушена настолько, что не в состоянии справляться с самыми легкими инфекциями. Присоединяющиеся вторичные заболевания принимают необратимый характер и больной погибает

Уже в 1981 году, почти сразу после обнаружения новой болезни, врачи заподозрили, что она передается при сексуальных контактах и через кровь. Первыми, у кого обнаружили синдром приобретенного иммунодефи цита, были сексуально активные мужчины-гомосексуалы и больные гемофилией (при этой болезни требуются ча стые переливания крови или ее компонентов). Чуть поз же выяснилось, что сексуальная ориентация не волнует вирус, он одинаково передается среди гомосексуальных и гетеросексуальных людей. За более чем 15 лет изуче ния вируса эпидемиологи установили, что ВИЧ может передаваться только через определенные жидкости ор ганизма человека и только в определенных ситуациях.

Жидкости организма человека, через которые мо жет передаваться ВИЧ:

  1. кровь;
  2. сперма и предъэякулят;
  3. вагинальный и цервикальный секреты;
  4. материнское молоко.

Вирус может нахо диться и в других жидко стях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концен трации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для зараже ния количество вируса содержится в капле крови, кото рая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, со ставляет 4 литра.

Вирус в высокой концентрации находится в спин номозговой жидкости, но она не вытекает из организ ма, а потому не представляет опасности.

ВИЧ не передается при кашле и чихании, при ру копожатии, в бассейне или при пользовании туалетом - это неспособность вируса жить вне своей привычной среды - жидкостей человеческого организ ма. При этом существует много заблуждений и неправильных толкований на учных данных относительно жизни ВИЧ вне тела человека. Например, нельзя сравнивать стойкость ВИЧ в естественных и в лабораторных условиях. В на учных лабораториях используются концентрации вируса, которые, по край ней мере, в 100 тысяч раз выше встречающихся в природе. При использова нии таких искусственно высоких концентраций ВИЧ может оставаться живым в течение 1 - 3 дней даже после высыхания жидкости.

В начале эпидемии СПИДа высказывались опасения, что ВИЧ-инфекцию мо гут переносить комары, клопы и другие кровососущие насекомые. Однако исследования, проведенные в ряде стран, доказали, что даже на территори ях с высокой частотой случаев ВИЧ-инфекции и большим количеством насе комых-кровососов случаев заражения таким путем не обнаружено. Если бы такой путь передачи был возможен, географическое распространение эпиде мии было бы совершенно иным, чем то, которое существует сейчас.

Когда комар жалит человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну. Такие заболевания как желтая лихорадка и малярия передаются через слюну некоторых видов комаров, поскольку возбудители этих болезней способны жить и размножаться в слюне комара. Но ВИЧ не способен размно жаться в организме комара или любого другого кровососа. Поэтому, даже попадая в организм насекомого, он не выживает и не может никого заразить.

Итак, ВИЧ не передается:

  1. при поцелуях, рукопожатиях;
  2. при коллективных занятиях спортом;
  3. при пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами, постельным бельем и т.д.;
  4. при укусах насекомых;
  5. при общем пользовании ванной, туалетом, душем.
  1. Где впервые обнаружили ВИЧ и когда он попал на территорию РФ.

Ученики делают попытки самостоятельно дать определение.

Все что вы говорите верно, если это обобщить, то получиться единое определение данного понятия.

География медицинская – область медицины и географии, изучающая природные и социально – экономические особенности развития территории с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения, возникновение и распространение отдельных заболеваний человека.

ВИЧ- инфекция распространена во все странах мира. В тоже время, она крайне неравномерно распространена на территориях различных регионов.

Обратим наше внимание на слайд, который отражает распространение ВИЧ в разных регионах мира.

Комментарии к слайдам:

Азии . 5,8 млн человек; 640 тыс . в Тихоокеанском регионе и странах Восточной Азии. На

американском континенте, включая страны Карибского бассейна, выявлено 2,36 млн больных ВИЧ-инфекцией; в странах Восточной Европы и Центральной Азии . 700 тыс, а в

В 2003 г по оценкам экспертов ВОЗ ВИЧ-инфекцией заразилось от 4,2 до 6,3 млн человек. Это больше, чем за любой другой предшествующий год. Наиболее пораженным по распространению ВИЧ являются страны расположенные к югу от Сахары. Эпидемия ВИЧ в Азии по-прежнему в основном сосредоточена в группе потребителей инъекционных наркотиков. В Восточной Европе и Центральной Азии проявление эпидемического процесса ВИЧ-инфекции детерминировано в основном широтой применения инъекционных наркотиков и активизацией полового пути распространения ВИЧ.

Таким образом, согласно экспертным оценкам ВОЗ, в 2001 г. число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в мире составило 40 млн, 800 000 из них - дети. В последующее

десятилетие при отсутствии эффективного антиретровирусного лечения и ухода эти люди

пополнят ряды тех, кто уже умер от СПИДа - и не менее, чем 4,3 млн из них будут дети, которые не доживут до своего пятнадцатилетия. С момента первого клинического случая СПИДа умерли уже около 22 млн человек.

Общее число ВИЧ-инфицированных в мире на конец 2003 года приведено в таблице 1.

Таблица 1 . Абсолютное число ВИЧ-инфицированных в глобальном

разрезе (по материалам ВОЗ 4-й Глобальный доклад)

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

различных регионов, в разных возрастных, социальных, профессиональных и иных группах.

К настоящему времени ВИЧ-инфекция приобрела характер пандемии. Большинство ВИЧ-инфицированных проживает в станах Африки южнее Сахары, где каждый восьмой человек репродуктивного возраста инфицирован ВИЧ.

Таблица 2. Распространенность ВИЧ-инфекции в Северной Африке и на Ближнем Востоке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Таблица 3. Распространенность ВИЧ-инфекции в Южной, Юго-Восточной Азии и Океании

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Таблица 4. Распространенность ВИЧ-инфекции в Латинской Америке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Такова ситуация в мире. Теперь посмотрим, какова ситуация по данной проблеме в субъектах РФ.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила : Дорошина Ирина Икаровна,

учитель биологии гимназии № 271

Красносельского района СПб

Цель: выявить степень информированности учащихся 10 классов гимназии о проблемах СПИДа.

Задачи: - доказать важность распространения информации о СПИДе среди учащихся

- познакомить учащихся с определениями ВИЧ и СПИД, историей открытия, симптомами и путями передачи вируса

- проконтролировать знания учащихся через анкетирование

- сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности

Т.к. материал достаточно объемный, урок следует начать с изучения нового материала.

I. Изучение нового материала

Характеристика аспектов здоровья ( заранее подготовленные рассказы учащихся ).

Физический аспект . Под этим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить здоровы мы или с нами что-то неладно.

Интеллектуальный аспект . Под этим аспектом понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятелями, приятельницами и другими людьми, с которыми нам приходится общаться. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.

Духовный аспект здоровья отражает суть нашего бытия ( то, что действительно важно для нас, то что мы более всего ценим ). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные. Если человек сделал что-либо с одной из частей своего здоровья, это отразится на других частях. Любое решение, принятое человеком относительно своего физического здоровья скажется на остальных аспектах его здоровья.

На предыдущей теме рассматривались вирусы, их строение и значение.

Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?

Какое строение у вирусов?

Какие вирусные болезни растений, животных и человека вам известны?

сегодня речь пойдет об одном из них – вирусе иммунодефицита человека – ВИЧ.

Иногда вирус, включаясь в геном хозяина, превращает клетку в злокачественную. Так могут возникать саркомы, опухоли молочной железы, лейкозы.

Аббревиатура СПИД расшифровывается как синдром приобретённого иммунодефицита. Это значит, что СПИД – заболевание, которое человек может приобрести. Это заболевание передается ВИЧ. Болезнь действует на иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций и болезней. Вирус ослабляет иммунную систему до такой степени, что организм становится неспособным противостоять болезням, так называемым сопутствующим инфекциям (болезням, которые могут появиться как результат того, что ослабленная иммунная система предоставляет возможность для развития в организме патогенной микрофлоры, вызывающей заболевания). Это называется синдромом; то есть накоплением болезней и инфекций. Люди, больные СПИДом, чаще умирают именно по этой причине.

Быть инфицированным ВИЧ – это не то же самое, что болеть СПИДом. Человек может быть инфицирован этим вирусом от десяти до двенадцати лет, прежде чем действительно заболеет СПИДом. Однако уже с момента получения вируса этот человек может передать его другим людям, даже не будучи больным.

Каковы симптомы СПИДа?

- увеличение лимфатических узлов

- сухой не проходящий кашель

- частые случаи поноса

- обильное потоотделение по ночам

- быстрые и незапланированные потери веса

- непрекращающиеся инфекционные заболевания

- багровые бугорки на коже, которые несколько напоминают клубнику или грибы

- резкая потеря чувствительности в руках и ногах

- потеря координации движений

- нарушение умственной деятельности.

Как передается вирус, вызывающий СПИД (ВИЧ)?

В июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос - Анжелесе сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно – патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система, защищающая нас от бактерий и вирусов и ликвидирующая в организме клетки, получившие способность к злокачественному росту.

Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Капоши.

Возникло подозрение, что и пневмония, и саркома – лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека. Впервые она была обнаружена у гомосексуалистов. Высказывались предположения, что СПИД передаётся при ненормальных половых отношениях. Однако действительность оказалось хуже.

СПИД передаётся при:

- любых половых контактах

- при переливании крови от донора и через не простерилизованный шприц

- мать – носительница этого возбудителя – заражает им ребенка при родах и через молоко.

Человек не может получить ВИЧ:

-при укусах насекомых

-пользуясь общественным туалетом

- через воду в фонтанчике для питья

- при контакте с потными или слезными выделениями инфицированных людей

- кусая один и тот же бутерброд, пользуясь одним и тем же стаканом или полотенцем с инфицированным (если на этих предметах нет следов свежей крови)

- при кашле или чихании зараженного в сторону здорового

- купаясь вместе с больным человеком.

Как же обстоят дела со СПИДом сегодня?

С момента выявления в 1982 году в США заболевания количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза. Значительное количество случаев было отмечено среди представителей африканской расы.

В 80-е годы наряду с увеличением числа зараженных отмечалось распространение

ВИЧ-инфекции на ранее свободных от неё территориях (Европа, Австралия, Азия), что позволяет рассматривать ситуацию как пандемию.

С 1988 года Африка занимает первое место по количеству ВИЧ инфицированных людей. Уже сегодня в ЮАР болен каждый восьмой житель страны, в Ботсване – каждый третий.

В странах Экваториальной Африки ВИЧ- инфекцией заражены около 22,5 млн. человек.

В Южную и Юго-Восточную Азию СПИД пришел на пять лет позже. СПИД – главная причина гибели жителей Азии в возрасте от 15 до 45 лет. Сейчас инфицированы уже пять миллионов граждан этого региона.

Распространение ВИЧ в Латинской Америке началось в конце 70-х. С того момента умерло 520 тыс. человек.

Страны Северной Америки уже прошли пик новых случаев в середине 80-х годов. ДО настоящего времени СПИД остаётся основной причиной смерти молодых женщин и мужчин до 40 лет, а так же детей в возрасте от года до пяти лет.

В странах Южной Европы СПИД поражает в основном колющихся наркоманов. Совместное пользование иглой способствовали распространению СПИДа во Франции, Ирландии, Швейцарии.

Первый больной СПИДом в России был выявлен в 1987 году. Это был москвич, который долгое время работал в Африке переводчиком. Оттуда он привёз вирус в нашу страну.

Далее большая часть заражений приходилось на регионы, не подготовленные к эпидемии: Калининград, Краснодарский край, Ростовская область, Тверская область, Нижний Новгород, Саратов. Основную часть новых пациентов составили наркоманы в возрасте 20 – 30 лет, вводившие себе наркотики внутривенно.

По данным ООН Россия относится к странам с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции.

В наш город СПИД пришел в 1987 году. Средний возраст инфицированных составляет 27 лет. ВИЧ выявляет даже у 14-16 летних подростков.

В настоящее время интенсивные поиски учёных и врачей направлены на разработку и поиск новых лечебных и профилактических препаратов, которые помогут в борьбе с этой страшной и смертельной болезнью. Эффективной вакцины против СПИДа не существует, проводятся испытания генноинженерных вакцин. Однако лечение – это уже второй этап борьбы. На первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые заключаются в следующем:

1. Широкая пропаганда среди населения вопросов, связанных с заражением ВИЧ.

2. Строгий контроль за донорской кровью.

3. Борьба с наркоманией, проституцией, беспорядочными половыми связями, гомосексуализмом.

II. Закрепление материала

Верно (В) – Неверно (Н)

  1. Опасно обнимать человека, больного СПИД
  2. Заразиться СПИД можно, пользуясь общественным туалетом.
  3. Находиться в классе вместе с учителем, который болен СПИД, вполне безопасно.
  4. Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться СПИД.
  5. Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей.
  6. Нельзя заразиться вирусом СПИД (ВИЧ), кусая один и тот же бутерброд или когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИД.
  7. Можно заразиться СПИД, если имел только один сексуальный контакт.
  8. Если кто – то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением, следует остановить ему кровь рукой.
  9. СПИД можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя.
  10. Неплохая идея – обсудить вопросы наркотиков и СПИД в школе.
  11. СПИД вызывается вирусом.
  12. Положительный результат теста на СПИД означает, что человек болен СПИД.
  13. СПИД поражает красные кровяные тельца.
  14. СПИД передается через все жидкие выделения тела.
  15. Тесты на СПИД, как правило, надежны.
  16. СПИД передается тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью (например - при совместном пользовании иглами) и от матери к ребенку во время внутриутробного развития и при рождении.
  17. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИД,
  18. Многие симптомы СПИД напоминают симптомы других заболеваний.
  19. Одна из проблем, связанных со СПИД, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

Письменно ответить на вопрос:

Что бы вы почувствовали (подумали), узнав, что один из ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим СПИД ( ВИЧ )? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе с ним? Обоснуйте свой ответ.

В будущем, проводя урок по СПИД, следует обратить особое внимание на вопросы:

- акцентировать внимание на то, что ВИЧ не может передаваться через пот, слюну, мочу, слёзы, кал, а передаётся только через кровь, сперму, влагалищные секреции

- обратить внимание на то, что здоровье человека состоит не только из физического аспекта, но и из интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Вич инфекция и СПИД"

Урок ОБЖ 11 классТема урока: "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий". Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.Задачи:Сформировать у учащихся пред.


ОБЖ_11класс_14_ВИЧ-инфекция и СПИД

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.


Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, .


ВИЧ - инфекция и СПИД

Презентация для бесед с учащимися.

ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных .

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

900igr.net

Описание презентации по отдельным слайдам:

900igr.net

это заболевание вызванное вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся.

это заболевание вызванное вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к ее медленному и неуклонному разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Прошло четверть века с момента обнаружения первых случаев СПИДа. За это время.

Прошло четверть века с момента обнаружения первых случаев СПИДа. За это время СПИД радикально изменил наш мир: он унес жизни более 25 миллионов мужчин и женщин, сделал сиротами миллионы детей, усилил бедность и нищету, а в некоторых странах даже обратил вспять все усилия в области человеческого развития. Сегодня около 40 миллионов человек живут с ВИЧ – половину из них составляют женщины. То, о чем вначале сообщалось, как лишь о нескольких случаях таинственного заболевания, сейчас превратилось в пандемию, которая является одной из самых серьезных угроз глобальному прогрессу в 21-м столетии. Кофи A. Аннан бывший Генеральный секретарь ООН Из Доклада о глобальной эпидемии СПИДа (ЮНЭЙДС, 2006)

В - вирус И - иммунодефицита Ч - человека

В - вирус И - иммунодефицита Ч - человека

Синдром Приобретенного Иммунно- дефицита

Синдром Приобретенного Иммунно- дефицита

СПИД = заболевание ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ = заболевание заканчивающиеся СПИДом.

СПИД = заболевание ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ = заболевание заканчивающиеся СПИДом.

На сегодняшний момент основная гипотеза возникновения ВИЧ-инфекции – это пере.

На сегодняшний момент основная гипотеза возникновения ВИЧ-инфекции – это передача вируса человеку от приматов.

1978 год – первое обнаружение симптомов СПИДа. 1983 год – открытие вируса имм.



Наркоманы часто пользуются общими шприцами, поэтому риск заражения очень высо.

Наркоманы часто пользуются общими шприцами, поэтому риск заражения очень высокий Первая доза может стать последней

От инфицированного донора

От инфицированного донора

 при прокалывании ушей пирсинге татуировке

при прокалывании ушей пирсинге татуировке

внутриутробное заражение во время беременности; при родах; через грудное моло.

внутриутробное заражение во время беременности; при родах; через грудное молоко ВИЧ-инфицированной матери

Высокая степень риска (большая концентрация вируса) Низкая степень риска (ми.

Высокая степень риска (большая концентрация вируса) Низкая степень риска (минимальная концентрация вируса) кровь, плазма, сыворотка семенная жидкость вагинальный секрет любая биологическая жидкость, в которой видна кровь слюна слезы моча потовая жидкость фекалии

при прикосновении и рукопожатии; при поцелуе; при объятиях; при питье из одно.

при прикосновении и рукопожатии; при поцелуе; при объятиях; при питье из одного стакана; при пользовании общей одеждой или постельным бельем: при укусах насекомых и животных.

ВИЧ заражает прежде всего клетки иммунной системы - лимфоциты. Инфицированные.

ВИЧ заражает прежде всего клетки иммунной системы - лимфоциты. Инфицированные лимфоциты постепенно гибнут. При достижении критического уровня количества клеток организм становится восприимчивым к различным инфекциям – развивается СПИД, что в конечном итоге становится причиной смерти.

Стадия инкубации С момента заражения до клинических проявлений острой инфекци.

Стадия инкубации С момента заражения до клинических проявлений острой инфекции и/или выработки антител (в среднем от 3 недель до 3 месяцев). Клинических проявлений болезни нет, антитела к ВИЧ не определяются. Но уже в этот период возможно выявление вируса методом ПЦР.

Медленное прогрессирование иммунодефицита. Единственным клиническим проявлени.

Медленное прогрессирование иммунодефицита. Единственным клиническим проявлением является увеличение лимфоузлов, которое может и отсутствовать. Длительность латентной стадии от 2 - 3-х до 20 и более лет, в среднем 6 - 7 лет.

наступает кахексия (истощение); держится лихорадка; выражена интоксикация; бо.

наступает кахексия (истощение); держится лихорадка; выражена интоксикация; больной все время проводит в кровати; развивается деменция (слабоумие), содержание лимфоцитов достигает критических величин. болезнь прогрессирует, и больной погибает.



ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ НЕ ЗАБОЛЕТЬ ВИЧ – инфекцией – ЭТО ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ ОТ .

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ НЕ ЗАБОЛЕТЬ ВИЧ – инфекцией – ЭТО ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРАЖЕНИЯ

Отсрочить вступление в сексуальные отношения. Если человек принимает решение.

Отсрочить вступление в сексуальные отношения. Если человек принимает решение вступить в сексуальные отношения, то следует практиковать безопасный секс. Следует использовать презерватив при проникающих сексуальных контактах, помня правила качественный покупки, хранения и использования презерватива:

Неповрежденная кожа - надежный барьер для вируса. Следует использовать однора.

Неповрежденная кожа - надежный барьер для вируса. Следует использовать одноразовые и/или стерильные инструменты. для медицинских и косметических услуг Отказаться от любого употребления наркотических средств.

Избежать заражения возможно, соблюдая определенные правила безопасного поведе.

Избежать заражения возможно, соблюдая определенные правила безопасного поведения

Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом. Я умею справляться со стресса.

Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом. Я умею справляться со стрессами. Я не курю. Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя. Я соблюдаю режим дня. Я никогда не употребляю наркотики. Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья. Я не употребляю алкоголь.

Я стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным. Я всегда соблюда.

Я стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным. Я всегда соблюдаю правила личной гигиены. Я исключаю случайные половые контакты. Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные. При половых контактах я использую презерватив. Для маникюра или бритья использую только мои личные инструменты. Если у меня был/будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ. У меня будет/есть постоянный половой партнёр.

* после полового контакта с новым партнером без презерватива после сексуально.

* после полового контакта с новым партнером без презерватива после сексуального насилия если твой половой партнер вступал в половые контакты с кем-то еще если твой настоящий или прошлый половой партнер ВИЧ-инфицирован после использования одних и тех же игл или шприцев для введения наркотиков или других веществ, а также для татуировок и пирсинга после какого-либо контакта с кровью ВИЧ-инфицированного человека если твой партнер пользовался чужими иглами или подвергался какой-либо другой опасности инфицирования после обнаружения другой инфекции, передающейся половым путем

Если Вы не уверены в своей безопасности и хотите пройти обследование на ВИЧ.

Если Вы не уверены в своей безопасности и хотите пройти обследование на ВИЧ – инфекцию, Вы можете сделать это в поликлинике по месту жительства. Если Вы хотите пройти анонимное обследование, Вы можете обратиться в областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом

В настоящее время вакцины, способной предотвратить заражение ВИЧ и лекарства.

В настоящее время вакцины, способной предотвратить заражение ВИЧ и лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме, не существует. На данный момент разработаны препараты, позволяющие некоторое время поддерживать здоровье ВИЧ-инфицированных и оттягивать конечную стадию заболевания.

В соответствии с действующим законодательством ВИЧ-инфицированные лица несут.

В соответствии с действующим законодательством ВИЧ-инфицированные лица несут уголовную ответственность за несоблюдение правил по предупреждению распространения ВИЧ‑инфекции.


Краткое описание документа:

Данная презентация указывает на актуальность проблемы заражения человечества ВИЧ-инфекцией. Угроза сохраняется.

Презентация может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках по биологии в 8 классе при изучении темы "Заболевания, передающиеся половым путем", в 10 классе при изучении темы " Вирусы".

презентация содержит информацию о природе вируса ВИЧ, путях заражения и мерах профилактики. Я думаю, что материал будет полезен и при подготовке к классным часам в старших классах.

при выполнении презентации использованы последние данные по данному заболеванию.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Урок биологии в 10 классе

Аметова Э.Б. , учитель химии и биологии

Цели урока: 1. Образовательная - сформировать знания о неклеточной форме жизни - вирусах, их составе, строении и особенностях жизнедеятельности, мерах предупреждения заболевания СПИДом и других вирусных заболеваний;

2. Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

3. Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог; формирование чувства ответственности за свое здоровье.

Оборудование: Мультимедийная презентация, пробирки с водой, кислотой (НС l ), индикатор (метилоранж), раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать неклеточные формы жизни. Вы уже знаете строение, классификацию, жизненные циклы и значение вирусов в природе и для человека.

II . Проверка домашнего задания

1. Работа у доски . Расставить в логической последовательности этапы жизнедеятельности вирусов:

1 . Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома.

2. Проникновение вируса в клетку.

3. Выход вирусов из клетки

4. Прикрепление вируса к клетке

5. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

Ответ: 4, 2, 1, 5, 3.

2.Тесты. (Индивидуальные задания на карточках)

А) неклеточные формы жизни;

Б) древнейшие эукариоты;

В) примитивные бактерии.

2. Вирусы размножаются:

А) только в клетке хозяина;

Б) самостоятельно вне клетки хозяина;

В) вариант А) и Б) верны.

3. Обязательными компонентами любого вируса являются:

В) нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК).

4. Синтез вирусного белка осуществляется:

А) на собственных рибосомах вируса;

Б) на рибосомах клетки-хозяина;

В) на лизосомах клетки хозяина.

5. Как называются вирусы, находящиеся вне клетки (во внешней среде)?

Ответы: 1. А); 2. А); 3. В); 4. Б); 5. Б).

3. Установить соответствия. Сопоставьте понятие с его определением

наука, изучающая вирусы

неклеточная форма жизни

вирус, паразитирующий на бактериях

4. Беседа

- Как называется наука, изучающая вирусы?

- Кем и когда были открыты вирусы? При каких обстоятельствах?

- Чем простые вирусы отличаются от сложных?

- Каковы размеры вирусов?

- Как размножаются вирусы, чем размножение вирусов отличается от клеточного размножения?

- Какое значение имеют вирусы для природы? Для человека?

III . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

- О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О профилактике вирусных заболеваний)

- Как вы считаете, эта тема актуальна?

- Имеет ли она отношение к каждому из вас?

Запишите число, тему урока. (Учащиеся записывают в тетрадях число тему урока). Сегодня мы подробнее познакомимся с заболеванием СПИД и некоторыми другими вирусными инфекциями, выясним основные пути передачи этих заболеваний и составим памятку основных мероприятий по их профилактике.

Посмотрите, что я принесла сегодня на урок (учитель показывает две аптечки с медицинскими препаратами). Это медицинские препараты против бактерий, которые также вызывают различные заболевания. А вот всего четыре препарата, которые мне предложили в аптеке против вирусов (вернее для профилактики вирусных заболеваний).

- Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? (Ответы учащихся)

- Так к какой группе принадлежат вирусы? Правильно - это живая система, ведущая паразитический образ жизни.

- Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусы очень малы, они действуют на клеточном и молекулярном уровне. Человечество сегодня имеет мало возможностей борьбы с вирусами.

Комментарий учителя : К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

IV . Изучение нового материала

1. ВИЧ/ СПИД

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

И сегодня мы начнем урок с разговора о вирусе, который родом из Центральной Африки, известен он человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса.

- Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека).

- Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ - инфекции?

Учитель: ВИЧ относится к группе РНК-содержащих ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ.

Давайте мы просмотрим видео о механизме проникновения ВИЧ в клетки и его размножение (Просмотр видеоролика)

- Какую систему поражает ВИЧ? Какие клетки крови?

Учитель: Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, в Украине официально на учете состоят 122 тысячи человек, хотя по оценкам независимых экспертов их около 230 тысяч. Ежегодно в стране выявляется 22 тысячи новых случаев, каждый день - около 60. Ежедневно 11 человек умирают.

СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

1 декабря, традиционно отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Впервые день борьбы с этим заболеванием отметили в 1988 году, символом борьбы с болезнью является красная ленточка.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

4. При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

- Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.

Практическая личностно-ориентированная работа . (Инструктаж по ТБ во время работы с кислотами)

- Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

Рассмотрим еще некоторые заболевания, которые вызывают вирусы

Учитель: Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне. Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).

Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.

4. Другие вирусные заболевания человека

1. Какие еще известны вирусные заболевания?

2. Какие участки организма они поражают?

3. Какой способ распространения?

4. Какой способ вакцинации используют?

Поражаемые участки организма

Вирусы А, В, С, АN 1 H 1, с разной степенью вирулентности

Дыхательные пути, эпителий бронхов и трахеи

Вирус натуральной оспы (ДНК-содержащий вирус)

Дыхательные пути, потом кожа

Капельная инфекция (или через раны на коже)

Живой ослаблений вирус, сухой вакциной, надкожным и подкожными методами

Дыхательные пути, потом кожа и кишечник

Живой атенойованный вирус

Дыхательные путии, шейные лимфатические узлы, глаза и кожа

Живой атенойованный вирус

Вирус полиомиелиту (пикорнавирус, РНК-содержащий, 3 штамма)

Глотка и кишечник, иногда двигательные нейроны спинного мезга

Капельная или фекали человека

Живой атенойованный вирус (введение перорально)

Кровеносные сосуды и печень

Переносят клещи, комары

Живой атенойованный вирус

Учитель: Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

2) Через кровь, при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

3) Дыхательный путь , для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

В результате адаптации к окружающей среде и применения лекарственных препаратов вирусы постоянно изменяют свою наследственную информацию. Постоянно приходится разрабатывать новые лекарственные препараты, но разработка их и внедрение - дело весьма сложное, дорогое и не быстрое. И если для борьбы с бактериальными инфекциями человечество располагает обширным арсеналом антибиотиков, то аналогичных лекарств для борьбы с вирусными болезнями практически нет. Можно сделать вывод, что основным методом борьбы с вирусами является профилактика.

V . Обобщение и систематизация знаний

1. Класс делится на 3 группы, организуется работа с учебником. Найти ответы на вопросы.

1. Какие профилактические меры необходимо соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?

2. Какова роль вакцинации в борьбе с вирусными инфекциями?

3. Какие виды иммунитета направлены против вирусных инфекций?

· строгий контроль за донорской кровью и ее препаратами;

· использование одноразовых инструментов и тщательная стерилизация аппаратов и приборов многократного использования;

· использование индивидуальных защитных приспособлений (перчаток, специальной одежды и др.);

· документальная регистрация всех случаев заражения;

· личная и общественная гигиена;

· соблюдение правил здорового образа жизни: рациональное питание, занятие физкультурой, закаливание, искоренение вредных привычек.

· соблюдение морально - нравственных норм

- Выскажите свое мнение о мерах профилактики вирусных заболеваний. Обменяемся мнениями.

Данный комплекс мер позволяет избежать проникновения вируса в человеческий организм и, как следствие,- возникновение болезни. Предлагаю продолжить фразу: "Я считаю, что - это самый эффективный способ в борьбе с вирусами, потому что. "

Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

3. Рассмотрим различные ситуации контакта с ВИЧ-инфицированным и выстроим линию риска. Определите уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией: безопасно, опасно, очень опасно. Постройте в три колонки.

Укус комара, пользование общественным туалетом, нанесение татуировки, поцелуй в щеку, уход за больным СПИДом, множественные половые связи, укус пастельного клопа, прокалывание ушей, пользование чужой зубной щеткой, переливание крови, объятия с больным СПИДом, плавание в бассейне.

Учитель: Опасных и очень опасных ситуаций не так уж и много. Но, тем не менее, эта страшная болезнь поражает все больше и больше людей.

VI . Домашнее задание

1. Прочитать §17, отвечать на вопросы (устно).

2. Составить кроссворд или викторину по изученной теме.

3. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

VII . Подведение итогов, выставление и комментирование оценок

В 16 лет трудно поверить в то, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто молодым людям кажется, что болеют и умирают одни старики. Но с ВИЧ-инфекцией все обстоит по-другому. СПИД – одна из серьезнейших проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться твоим сверстникам во всем мире. Скоро вы отправитесь в самостоятельную жизнь. У вас появятся новые друзья, знакомые, которые будут влиять на решения, которые вы будете принимать. Но в конечном итоге в любой ситуации на кого ложится ответственность за свою жизнь, за здоровье? (На самого человека). Я желаю вам здоровья. Благодарю за оперативную работу.

Учитель: Я думаю, что тема нашего урока заставит вас задуматься. А я попрошу вас улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение - одно из лучших средств укрепления иммунитета.

Читайте также: