Урок как наш организм защищается от инфекций

Обновлено: 28.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ как наш организм защищается от инфекций.docx

Методическая разработка к уроку:

Разработала учитель биологии

МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда

Сформировать понятие иммунитет;

Познакомить учащихся с видами иммунитета;

С защитными свойствами организма

продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

осуществлять всестороннее развитие личности.

Тип урока: комбинированный

обобщение и систематизация знаний;

изучение нового материала;

Формы организации познавательной деятельности:

I. Организационный момент

1.Инструктаж учителя по выполнению работы

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический тест.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют тестовые задания )

менее 3 - незачет.

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных рубцов встречалось редко.

Относительно молодым (нач. ХХ в) и стремительно распространяющимся инфекционным заболеванием является СПИД. По данным ВОЗ каждый день им заражается от 8 до 10 тыс. человек. Эффективных средств лечения до сих пор не найдено, можно лишь отсрочить смерть.

Перед нами встает ряд вопросов:

Как попадают возбудители этих страшных заболеваний к нам в организм?

Почему не все люди болеют этими заболеваниями даже в период эпидемий?

Что нужно делать, чтобы не заразится этими болезнями?

Попробуем вместе поискать ответы на эти вопросы.

Групповая работа класса:

(класс делится по рядам 3 на группы, работают в парах, отвечают на вопросы)

Группа № 1. (стр. 136-137)

Какими путями могут проникать болезнетворные микроорганизмы и вирусы в организм человека? (с пылью, капельками влаги, с пищей, водой)

Каковы механизмы защиты организма от проникновения чужеродных веществ? (слизистые оболочки, кожа; лейкоциты, антитела)

Группа № 2. (стр.137)

Что такое иммунитет? (невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям)

Перечислите виды иммунитета. (естественный или врожденный и искусственный или приобретённый. В свою очередь каждый из них делится на пассивный и активный)

Группа № 3. (стр.137)

Что такое вакцина и лечебная сыворотка?

Чем они отличаются друг от друга? (вакцина или прививка – это введение в организм ослабленных возбудителей заболевания, на которых организм вырабатывает специфические антитела, а лечебная сыворотка – это введение уже готовых антител против данного заболевания, которые организм только использует, но не вырабатывает.

Обобщение материала, просмотр слайдов (№ 5-9 ), запись в тетради понятий:

Историческая справка (слайд №10)

Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой.

Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера В 1881г. он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

2.Фронтальная работа с классом

1. Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2. Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3. Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4. Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

5. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

7. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

8. Вакцина содержит готовые антитела против заболеваний.

9. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

Опрос, комментарии учащихся и учителя.

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных.

Попробуем определить группы крови, используя эти знания.

(Проведение виртуальной лабораторной работы, обсуждение ошибок.

При переливании крови важно знать и резус-фактор крови. См. слайд № 13

Так как в Rh - крови может возникнуть иммунная реакция против Rh + крови, которая может привести к различного рода патологиям, бесплодию, смерти.

И в заключении хочется обобщить заболевания крови. Это см. Слайд № 14

И вспомнить о мерах поддержания иммунитета (беседа с учащимися. См. слайд № 15.

IV. Оценка знаний

- Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. Если оно хорошее, то поднимите большой палец вверх, если не очень – вниз, а если вы не определились, то не поднимайте вовсе.

План-конспект урока по биологии по теме: Как наш организм защищается от инфекции.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об иммунитете, о том, как наш организм защищается от инфекции.

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • формирование систематизированных представлений о иммунитете;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.
  • помочь учащимся определить понятия связанные с иммунитетом;

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия : иммунитет, вакцина, прививка, сыворотка, антитела, агглютинины, агглютиногены, агглютинация, резус-фактор, донор, реципиент, анемия, гемофилия, СПИД.

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (7 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Внутреннюю среду организма. Кровь, состав крови и ее функции). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Тестовое задание. Устная проверка. Выставление оценок.

III.Мотивация . (3 мин) Учитель: Давайте назовем ключевые слова прошлой темы?

Ученики называют ключевые слова и их значение, учитель записывает на доске.

Кровь Как наш организм защищается от инфекций

Кровь является индикатором здоровья. Как вы считаете у человека в норме, какой состав клеток крови должен быть? А эта норма может нарушаться? В каких случаях может изменяться состав крови? (Когда в организм могут проникнуть болезнетворные организмы)

(Возникает инфекционное заболевание.)

Почему люди находясь водном помещении в одних условиях, но при этом не каждый может заболеть?

А что такое инфекция? (от лат «заражать) – заражение живых организмов болезнетворными микроорганизмами.

Итак, тема нашего урока: Как наш организм защищается от инфекции.

Какова цель нашего урока?

Определить механизмы защиты организма от инфекции

Ваша задача пройдитесь по параграфу, используя текст учебника найти основные понятия (ключевые понятия), которые нам понадобятся для изучения новой темы.

Иммунитет, вакцина, антитела, агглютиногены, агглютинины, агглютинация, резус-фактор, донор, реципиент.

У вас на столах маршрутные листы по которым вы будите сегодня работать.

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

1.Что такое иммунитет?

Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям

-Естественный (врожденный) в результате перенесения болезни.

-активный (прививка, вакцинация)

-пассивный (в результате введения готовых антител переболевших животных или человека - сыворотка)

Антитела – это белковые соединения (иммуноглобулины) они обезвреживают и нейтрализуют продукты жизнедеятельности бактерий и вирусов.

3. В чем заслуга Эдварда Дженнера?

Сделал первым в мире прививку.

Прививка (вакцина) (иммунизация) - введение ослабленных м/о, с целю выработки антител.

Сыворотка – жидкая часть крови без форменных элементов крови.

Введение готовых антител организма во время болезни, чтобы спасти человека.

4. Кто открыл группы крови?

Австрийский ученый К. Ландштейнер в 1930 г.

5. Какие группы крови у человека?

1гр. 0 в эритроцитах не содержатся агглютиногены, а в плазме крови агглютинины a b

2 гр.А агглютиноген А.,а в плазме агглютинин b

3 гр. В агглютиноген В.,а в плазме агглютинин а

4 гр. АВ агглютиногены А и В, но нет агглютининов.

Донор – отдает кровь.

Реципиент – принимает кровь.

6. Что такое резус-фактор?

Особый белок агглютиногенов, содержится в крови людей и обезьян (макак-резусов) Если в крови есть этот агглютиноген (белок) Rh + если нет, то rr – (отрицательный)

V. Закрепление (7 мин)

Каковы механизмы защиты организма от инфекции?

Сохранение иммунитета через:

- перенесение болезней (естественный иммунитет)

Кто заметил, кто был у истоков переливания крови? (Какие ученые)

Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус фактор крови?

Кровь, каких групп совместима, а каких нет?

VI. Рефлексия (8 мин)

Что для вас сегодня было новым? Что вы сегодня для себя узнали?

Совершили ли вы сегодня на уроке открытие?

Нужен ли вам этот материал в будущем?

Пригодиться ли? (Вы должны знать норму состава крови, свою группу кров и резус фактор)

VII. Д/з. с 136-143. Подготовиться к тесту. Выучить термины.

Подготовьте мини-проект о сохранении иммунитета.

Мини-проект по заболеванию крови.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс


Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся.


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им.


Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо.


Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и имеющиеся в кабинете технические возможности использовала для того, чтобы понятно и доступно объяснить довольно сложную для усвоения тему курса биологии в8 классе.

ВложениеРазмер
borba_organizma_s_infektsiey_immunitet.doc 149.5 КБ

Предварительный просмотр:

учителя биологии Копосовой Татьяны Борисовны

Кронштадтского района, Санкт-Петербурга


Цели:

1. Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов

2. Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, демонстрация презентации, видео и анимационных фрагментов.


I Организационный момент

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

II Проверка знаний


Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

^ Индивидуальный опрос:
(двум учащимся предлагается выполнить задания по карточкам)


Фронтальный опрос:

Какие форменные элементы крови вам известны?

Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

Какую функцию выполняют лейкоциты?

Что такое фагоцитоз и фагоциты?

Назовите имя учёного открывшего явление фагоцитоза?

Какие клетки способны к фагоцитозу? (макрофаги)

Какие структуры принимают участие в свертывании крови?

Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс

Каково значение свёртываемости крови для организма?

Какие параметры крови определяют при анализе крови?

Что такое малокровие? Чем оно опасно?

Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III Основная часть


1. Актуализация знаний


^ 2. Защитные барьеры организма . (слайд №2)

I барьер
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + микрооранизмы живущие на коже и слизистых оболочках
II барьер
Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)
Б О Л Е З Н Ь

(слайд №3)
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма


^ 3. Формы и механизмы иммунитета (слайд №4)
Самой древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет , который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы.

Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу на информационном листе (5 минут)

(проверка выполненной работы, сопоставляя заполнение таблицы со слайдом №5)

Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены

Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру


Механизмы иммунитета (слайд 5)

Механизм иммунитета подразделяется на гуморальный и клеточный, хотя они выполняют различные функции, но при этом они тесно взаимосвязаны, и их разделение условно.


Клеточный механизм иммунитета

Клеточный иммунитет направлен на распознавание и уничтожение патогенных грибков, вирусов, внутриклеточных бактерий, чужеродных тканей и клеток, опухолей (измененных собственных клеток).

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами и макрофагами

^ Гуморальный механизм иммунитета

Гуморальный иммунитет – это защита организма от инфекций, осуществляемая белками антигенами, растворимыми в крови и жидкостях нашего организма. В основе этого процесса лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами.

Антигены – это чужеродные белки или другие высокомолекулярные соединения.

Антитела – это белки, синтезируемые В-лимфоцитами, которые являются основным клеточным материалом гуморального иммунитета. В-лимфоциты сначала образуются в печени плода, а после рождения в красном костном мозге, который локализуется в полости трубчатых костей.

При появлении любого чужеродного белка в крови, будь он вредный или безвредный, возникают антитела, это защитная реакция организма, реакция на "чужого". Антитела делятся на 5 основных классов различных по функциям. Но все они направлены на защиту организма. Различие между клеточным и гуморальным иммунитетом заключается в объекте их воздействия.

При попадании вредных веществ в клетку

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

4. Органы кроветворения слайд 6

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.


Центральные органы иммунной системы:

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

^ Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.


Периферические органы иммунной системы: слайд 7

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление Рис. 47 стр.92 (слайд 8)

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов


^ Гной погибшие микроорганизмы и фагоциты

Илья Ильич Мечников

МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3 (15) мая 1845, имение Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянский район Харьковской области — 2 (15) июля 1916, Париж], российский биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.


IV Работа с учебником


Инфекционные заболевания(слайд №10)

Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

Какие заболевания называют инфекционными?

Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

изоляция и лечения заболевших

соблюдение мер личной гигиены

профилактические прививки, лечебные сыворотки

^ 2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

VI Итоги урока (слайд12)

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.


VII Домашнее задание (слайд 13)

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.


Учебная, методическая литература:

Внутренняя среда организма - это ….

Компоненты внутренней среды


Кол-ва в 1мм 3 крови

"Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости".

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу

Ключевые понятия урока:

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность. Обеспечивается работой лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов.

Фагоцитоз - это процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.


Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани.


конспект урока 9 класс тема "Приспособления организмов к условиям среды"

конспект урока биология 9 класс тема "Приспособленность организмов".


Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета.

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

ВложениеРазмер
konspekt_no5_immunitet.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Папуш Ольга Анатольевна

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.

  • Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: портрет И. И. Мечникова; таблицы с изображением клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; инструктивные карточки; учебник.

Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.

I Организационный момент

II Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

III Основная часть

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами.

  • А как же защищается организм человека? Выскажите свои предположения. (можно фиксировать на доске предположения учащихся)
  • Сколько же разных мнений у нас в классе.

Всем известно, что в споре рождается истина. В истории биологии тоже было немало споров. Вот один из них.

Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их.

В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет.

2. Изучение нового материала. Поиск решения учебной проблемы.

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.

Задание. 1 . Выясните ,какие участки нашего организма играют роль естественных барьеров.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Какие типы защиты использует кожа и слизистые оболочки?

Каким образом кожа защищает организм от инфекций?

Каким образом слизистые оболочки защищают организм от инфекций?

Первыми принимают на себя нападение микробов кожа и слизистые оболочки. Их справедливо можно назвать передовой линией обороны организма. Кожа и слизистые оболочки покрыты непрерывно обновляющимся слоем эпителиальных клеток — плотным невидимым панцирем. Они являются прежде всего механическим препятствием, не позволяющим микробам проникнуть в глубь организма.

Следующий рубеж, до поры до времени, нас защищающий - Слизистые оболочки. Вы не раз замечали, возможно, с какой быстротой и легкостью заживают ссадины, небольшие ранки во рту. Дело в том, что слизистая оболочка ротовой полости лизоцим . Это особое вещество, губительно действующее на микроорганизмы. Лизоцимом оно названо за способность растворять, лизировать бактерии. Лизоцим содержится также в слизистых оболочках глаз, носовой полости, дыхательных путей.

Несмотря на то, что кожа и слизистые оболочки являются значительным препятствием на пути микробов, все же эти барьеры не всегда достаточно надежны. Их целостность может быть нарушена, и тогда микроорганизмы проникают в ткани. В значительном большинстве случаев при этом развивается воспалительный процесс.

Кожа и слизистые оболочки

Задание. 1 . Выясните механизм неспецифического иммунитета и процесса воспаления.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Что такое иммунитет?

Виды неспецифического иммунитета.

Какой процесс лежит в основе неспецифического иммунитета?

В чем проявляется приспособительное значение воспаления?

Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной генетической информации.

Неспецифический (врожденный) иммунитет обуславливает однотипные реакции на любые чужеродные антигены. Он может быть:

  1. Гуморальным, за счет продукции бактерицидных веществ (например, интерферон, лизоцим).

Интерфероны - белки, которые вырабатываются клетками, инфицированными вирусами. Они блокируют размножение вирусов и ограничивают их распространение по организму.

  1. Клеточным, в результате которого осуществляется фагоцитоз .

Главным клеточным компонентом системы неспецифического иммунитета служат фагоциты, основная функция которых - захватывать и переваривать проникающие извне агенты. А процесс поглощения и переваривания клеткой различных частиц, которые являются или становятся инородными для всего организма или для отдельных его частей получил название фагоцитоз. Этот процесс был открыт в конце декабря 1882 г. И. И. Мечниковым, и в дальнейшем, в результате его работ на протяжении четверти века, было доказано, что фагоцитоз - это один из основных механизмов воспалительной реакции.

Воспаление это защитная реакция, необходимая организму для восстановления. Развивается воспаление в ответ на ранение, инфекцию или внедрение какого-то раздражителя.

Процесс протекает в три стадии.

На первой стадии, в ответ на повреждение, реакция развивается почти мгновенно. Прилегающие кровеносные сосуды расширяются, чтобы увеличить приток крови к пострадавшей зоне, а с кровью поступают необходимые питательные вещества и клетки иммунной системы.

На второй стадии эти клетки начинают борьбу с любыми бактериями, которые могли оказаться в данном месте. Происходит процесс фагоцитоза. Клетки меняют форму — они выпускают крохотные отростки (псевдоподии), которые захватывают бактерий в плен. Затем клетки начинают выделять особые вещества, которые уничтожают патогенов.

В процессе фагоцитоза уничтожаются не только бактерии. Точно таким же способом удаляются поврежденные и погибшие клетки. И это ведет к третьей стадии, на которой очаг воспаления обособляется от окружающих тканей. Он, как правило, становится болезненным, и может даже пульсировать. Образуется гной.

Процессы, происходящие в пораженных тканях

Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температура

Возникает боль и опухлость. Ограничивается участок воспаления.

Задание. 1 . Выясните механизм специфического иммунитета, строение иммунной системы.

Заполнить пропуски в схеме.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Какие органы относят к иммунной системе?

Виды специфического иммунитета.

Какую функцию выполняют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

Как взаимодействуют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

К иммунной системе человека относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Иммунная система человека включает центральные органы— костный мозг и вилочковую железу (тимус) — и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические узлы желудочно-кишечного тракта. Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава внутренней среды. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов. В тимусе формируются Т-лимфоциты, в лимфатических узлах В-лимфоциты. Они отвечают за специфический иммунитет человека. В-лимфоциты отвечают за выработку защитных антител, тогда как Т-лимфоциты, являющиеся клетками иммунной памяти, сохраняют информацию о произошедшем контакте в течение определенного времени (при разных типах возбудителей временной интервал может колебаться от нескольких месяцев до конца жизни человека).

Гуморальный иммунный ответ . Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их, делают их более доступными для фагоцитов. После этого происходит разрушение опасных веществ. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги, которые встречаются с чужеродным агентом.

Иммунная система организма

Задание. 1 . Выясните этапы протекания инфекционных заболеваний, меры профилактики.

Составьте памятку по профилактике инфекционных заболеваний.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Чем различаются инфекционные и паразитарные заболевания?

Как протекают инфекционные заболевания?

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.

Источником инфекции в большинстве случаев является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным путем. Иногда даже после выздоровления человек может оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюдаются так называемые здоровые бактерионосители— лица, которые сами либо не болели, либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно и осталось нераспознанным, но стали бактерионосителями.

В передаче возбудителей заболеваний участвуют различные предметы внешней среды — вода, воздух, пищевые продукты, почва и т. д., которые называются факторами передачи инфекции. Различают несколько способов передачи инфекции:

1.Контактный путь передачи(через наружный покров) возможен в тех случаях, когда возбудители болезни передаются через соприкосновение больного или его выделений со здоровым человеком. Различают прямой контакт, т. е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом, и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего и производственного обихода.

2.Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. При этом возбудители болезней могут попасть на пищевые продукты различными путями.

3.Близко к пищевому стоит водный путь передачи инфекционных болезней. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.

4.Передача через воздух происходит при инфекционных болезнях, локализующихся преимущественно в дыхательных путях. Большинство из них переносится с капельками слизи.

5.Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими насекомыми.

После выполнения задания, каждая группа представляет результаты .

  • А теперь вернемся к историческому спору. Кто же из ученых оказался прав? Почему?

IV. Применение знаний.

А теперь каждая группа выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

Карточки для домино готовятся заранее на плотной бумаге. Игровым полем служит доска, к которой крепятся карточки с помощью магнитов.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

защита от микроорганизмов любой химической природы.

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов

люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Возможно кто-то хочет прочитать результат своего творчества?

VI. Домашнее задание.

Читать §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани.

Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие организма"

Методическая разработка урока. 8 класс.Биология.

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос.


Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.

- Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

- Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

- Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

- Ввести сведения об органах иммунной системы;

- Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.

- Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Развитие УУД:

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; п реобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point, учебник.

Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.

I Орг. момент

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Уч.: Я хочу предложить вам изречение, которое будет девизом нашего урока:

- Перечислите компоненты внутренней среды организма (Кровь, лимфа, тканевая жидкость).

- Из чего состоит кровь? (Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)

- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород? (Из тканевой жидкости)

- Какую роль выполняют эритроциты ? (Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)

- Какова функция лейкоцитов? (Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)

- Перечислите виды лейкоцитов. (фагоциты, лимфоциты, макрофаги)

- Что такое фагоцитоз? (Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)

- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза. (Илья Ильич Мечников)

III . Формулирование темы урока, целеполагание.

«Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

- О чём идёт речь в данном отрывке? (Об эпидемии чумы)

- Почему же болезни, вызывающие эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- И в наше время одни люди болеют часто, другие редко?

- О чём же сегодня на уроке будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)

- Сформулируем задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели:

1. какие существуют защитные барьеры организма;

2. виды иммунитета;

3. как работает иммунная система организма;

4. особенности инфекционных заболеваний.

- Какие задачи каждый поставит перед собой?

- Что вам известно по этим вопросам ?

- Что нам поможет получить знания о том, чего вы ещё не знаете?

1. Защитные барьеры организма.

- Мы живём в окружении разнообразных микроорганизмов, которые постоянно предпринимают попытки проникнуть в наш организм. Как же он защищается?

А) Первый барьер: кожа и слизистые оболочки – используют 3 типа защиты:

Физическая химическая (выделения экологическая (на ко-

преграда потовых и сальных желез же и слизистых находятся

кожи губительны для микробов), микроорганизмы,

слёзы, слюна. уничт. вредных для человека микробов.

Б) Защитные механизмы внутренней среды.

Неспецифический (осуществляется специфический – организм

лейкоцитами путём фагоцитоза) действует способен распознавать

на все микроорганизмы, независимо вещества отличные от его

от их химической природы. клеток и тканей, уничтожает

только эти чужеродные клетки и вещества – антигены.

Поэтому различают клеточный и гуморальный механизмы иммунитета:

· Клеточный (уничтожение вредного фактора клетками – фагоцитами)

· Гуморальный (уничтожение вредного фактора особыми веществами - интерферон, антителами)

2. Иммунная система организма.

- Итак, мы выяснили, что такое иммунитет. А что же из себя представляет иммунная система?

Центральные органы периферические органы

Вилочковая костный мозг лимфатические узлы

↓ В – лимфоциты (получив

Т- лимфоциты (распознают информацию об антигене

микробы и антигены) от Т – лимфоцитов выделяют в кровь антитела.

3. Воспаление.

- Для того чтобы не допустить распространение микробов на весь организм и уничтожить их, чтобы организм восстановился после внедрения какого – либо раздражителя или в ответ на инфекцию, в нём происходит защитная реакция, которая называется воспалением.

- Как же эта реакция происходит? Прочитайте материал учебника, с.91 и определите этапы протекания воспаления.

1. Покраснение воспалённого участка, повышение температуры.

2. Возникновение боли и опухлости.

3. Появление гноя – смеси из погибших микробов и фагоцитов.

4. Инфекционные болезни.

- Среди заболеваний поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. О них нам расскажет Луканина Екатерина.

Читайте также: