Урок на тему плоские и круглые черви

Обновлено: 19.04.2024

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

Карточка № 1.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Карточка № 2

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Карточка № 3

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.
  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель: Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске):

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Ученики:

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

Тип урока: контрольно-обобщающий

Форма: урок – путешествие

Открываем тетради записываем дату и тему урока Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Их роль в природе, жизни человека.

2. Активизация. Мотивация

3. Обобщение и систематизация знаний

Следуя этим прекрасным словам, предлагаю вам помыслить и ответить на вопросы:

1.Какие общие признаки объединяют животных в группу черви

-двусторонняя симметрия тела,

-трехслойность, вытянутость тела

- ткани, органы, системы органов

2.Какие среды обитания освоили черви?

3.Какой образ жизни характерен для червей?

4.В чем проявляется усложнение червей по сравнению с кишечнополостными? ( ткани, органы, системы органов, раздельнополость)

5. На какие типы по форме тела делятся черви?

Заполнение схемы Черви

Я вас поздравляю. Мы подошли с подножию вершины. Но перед ее покорением необходимо познакомится с метеосводкой. На небосводе облака. Только вы сможете пасмурную погоду сменить на ясную, отвечая правильно на вопросы.

1.Какое животное изображено на рисунке? В чем заключаются приспособления к паразитическому образу жизни? ( аскарида)

2.Какое животное изображено на рисунке . Назовите особенности пищеварительной системы.(Планария)

3. Назовите животного и расскажите и цикле развития.( Бычий цепень)

4.Назовите животное . Перечислите приспособления к почвенной среде обитания. ( кольчатый червь)

Ясно. Восхождение разрешается. Работая со схемой, по участвуйте в движении вперед и старайтесь не отстать.

1.Кто из червей ведет паразитический образ жизни?

2.Кто является гермафродитами, а кто раздельнополыми особями?

3.У кого из червей полость заполнена паренхимой?

4.У каких червей имеется вторичная полость тела?

5.Для представителей каких типов характерна членистость тела?

6.Ктоиз червей ведет свободный образ жизни?

7.У каких животных есть дыхательная система7

8.Какие приспособления характерны для паразитических червей в связи с их образом жизни?

9. В чем прослеживается усложнение в строении дождевого червя по сравнению с планарией?

10.Назовите других представителей типов червей.

Вершина знаний достаточно крутая, восхождение идет тяжело. Предлагаю отдохнуть.

Сядьте правильно за партами. Расслабьтесь, и послушайте интересную историю.

В реках, озерах и прудах, даже просто в ямах с водой водится таинственное существо - волосатик. Старики говорят, что это – оживший конский волос. И будто во время купания он проникает человеку под кожу, начинает ходить там, причиняя нестерпимый зуд.

Волосатик впрямь похож на чей то грубый волос красно коричневого цвета. Еще больше он похож на откушенный щипцами кусок проволоки. Он так тверд, что, положи его на камень, ударь другим камнем – ничего ему не сделается. При этом он то сжимается в хитрую путаницу- клубок, то разжимается.

На самом деле волосатик – безобидный червь без головы. Самка его набита яичками. Из ее яичек выходят крошечные личинки с крючочками. Они пристают к личинкам водяных насекомых, забираются в них, покрываются оболочкой. Тут им и конец, если их хозяина не проглотит какой - нибудь водяной паучок или насекомое. В теле нового хозяина личинки превращаются в безголового червя, выходящего в воду на страх суеверным людям.

Эту историю написал детский писатель В. Бианки, но как точно он раскрыл особенности волосатика.

-Как вы думаете к какому типу относится этот червь?

- Какой образ жизни ведет волосатик?

-Кем для волосатика являются личинки насекомых в водоеме?

Тестированное задание с ключевым словом. Чья группа первая выполнит задание – поднимает руку и сообщает о готовности.

Выберите наиболее правильный ответ и зашифруйте его. Найдите ключевое слово, поясните его значение .

1.Кожные покровы паразитических червей: ц/ плотные гладкие , защищены кутикулой; к/ тонкие , покрытые ресничками, я/ тонкие, гладкие.

2.Кровеносная система кольчатых червей : ж/ незамкнутая, и/ замкнутая, щ/ отсуствует.

3.Органы пищеварения печеночного сосальщика представлены: с/ ртом, глоткой и кишечником, заканчивающимся слепо, о/ ртом, глоткой и кишечником с анальным отверстием, л/ органы пищеварения отсуствуют.

4.Заболевание, вызванное паразитическими червями называется : в/ амебиаз, с/псориаз, т/ гельминтоз.

5.К паразитам человека относятся: д/ волосатики, острица, аскарида ю/ острица, бычий цепень, нематода,а/ аскарида, острица, бычий цепень.

Выберите наиболее правильный ответ и зашифруйте его. Найдите ключевое слово, поясните его значение .

1.Кожные покровы паразитических червей: ф/ плотные гладкие , защищены кутикулой; ж/ тонкие , покрытые ресничками, и/ тонкие, гладкие.

2.Кровеносная система кольчатых червей : х/ незамкнутая, и/ замкнутая, ц/ отсуствует.

3.Органы пищеварения печеночного сосальщика представлены: н/ ртом, глоткой и кишечником, заканчивающимся слепо, у/ ртом, глоткой и кишечником с анальным отверстием, т/ органы пищеварения отсуствуют.

4.Заболевание, вызванное паразитическими червями называется : г/ амебиаз, б/псориаз, н/ гельминтоз.

5.К паразитам человека относятся: р/ волосатики, острица, аскарида в/ острица, бычий цепень, нематода,а/ аскарида, острица, бычий цепень.

Выберите наиболее правильный ответ и зашифруйте его. Найдите ключевое слово, поясните его значение .

1.Кожные покровы паразитических червей: у/ плотные гладкие , защищены кутикулой; э/ тонкие , покрытые ресничками, в/ тонкие, гладкие.

2.Кровеносная система кольчатых червей : р/ незамкнутая, л/ замкнутая, а/ отсуствует.

3.Органы пищеварения печеночного сосальщика представлены: и/ ртом, глоткой и кишечником, заканчивающимся слепо, к/ ртом, глоткой и кишечником с анальным отверстием, в/ органы пищеварения отсуствуют.

4.Заболевание, вызванное паразитическими червями называется : п/ амебиаз, ч/псориаз, т/ гельминтоз.

5.К паразитам человека относятся: м/ волосатики, острица, аскарида г/ острица, бычий цепень, нематода,к/ аскарида, острица, бычий цепень.

6.К женским половым органам относятся : п/ семенники, а/ яичники, к/ яйцеклетки.

7.Приспособление червей к паразитизму: а/ высокая плодовитость, б/ наличие анального отверстия, в/ членистость.

Выберите наиболее правильный ответ и зашифруйте его. Найдите ключевое слово, поясните его значение .

1.Кожные покровы паразитических червей: г/ плотные, гладкие , защищены кутикулой; э/ тонкие , покрытые ресничками, в/ тонкие, гладкие.

2.Кровеносная система кольчатых червей : р/ незамкнутая, и/ замкнутая, а/ отсуствует.

3.Органы пищеварения печеночного сосальщика представлены: г/ ртом, глоткой и кишечником, заканчивающимся слепо, к/ ртом, глоткой и кишечником с анальным отверстием, в/ органы пищеварения отсуствуют.

4.Заболевание, вызванное паразитическими червями называется : п/ амебиаз, и/псориаз, т/ гельминтоз.

5.К паразитам человека относятся: м/ волосатики, острица, аскарида г/ острица, бычий цепень, нематода,е/ аскарида, острица, бычий цепень.

6.К женским половым органам относятся : п/ семенники, н/ яичники, к/ яйцеклетки.

7.Приспособление червей к паразитизму: а/ высокая плодовитость, б/ наличие анального отверстия, в/ членистость.

Ответы: №1-циста, №2- финна, №3- улитка,№4- гигиена.

С камнепадом вы справились. Но перед вами новая опасность – ледяная трещина. Мостик из твердых знаний, умения их применить, логического мышления обеспечит движение дальше при одном очень важном условии – уважении друг к другу.

1. В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей которым в лечебных целях приписывали есть сырое мясо часто после этого обнаруживались солетеры.( бычьи цепни). Объясните почему?

3.Человек служит промежуточным хозяином многих паразитических червей, например эхинококка, который во взрослом состоянии живет в кишечнике собак и кошек. Чаще всего заболевание эхинококкоз регистрируется у народов севера( Исландия , Сибирь). Почему?

4.Важный продукт питания человека – мясо. Однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему не рекомендуется есть сырое мясо?

5. Известно, что если вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

6.Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве; в сухой почве они склеиваются в клубок. Какое значение в жизни червя имеет это явление?

7.Дождевой червь - это животное полезное или вредное?

8.Перед одним червем положили кусочек булки, перед другим – зубчик чеснока. Предположите, как поведет себя червь и почему?

9.Медицинская пиявка питается кровью. В глотке она имеет железу, вырабатывающую гирудин. При укусе он попадает в ранку, и она долго не заживает. В чем значение гирудина?

10.В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течении 3х месяцев кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный, в несколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чего он состоит?

Я вас поздравляю. Вы почти у цели. Еще несколько минут индивидуальных усилий и перед вами свобода.

4. Индивидуальный контроль знаний. В течении 15 минут вы работаете с тестами. Кто хочет получить 5 – выполняет 4 задания, и т.д.

Вопрос . С каким настроением вы уходите с урока.?

Что полезного или интересного вы узнали на уроке?

Нужны ли знания о червях в вашей дальнейшей жизни? Почему?

6. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Рассказ обман ( 6 ошибок)

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем! Мы занимались поливом, окучиванием, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика , а это очень опасные паразиты человека.. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья . Мы всех червей собрали и уничтожили.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок видеоканал по теме: "Плоские"," Круглые","Кольчатые" черви.


тест по биологии 7 класс Плоские, Круглые, Кольчатые черви
Проверочный тест по темам: плоские, круглые, кольчатые черви

Данная презентация предназначена для проверки знаний учащихся по темам: Тип плоские, круглые, кольчатые черви. Содержит вопросы разнопланового характера: в виде теста с выбором одиночного ответа, зада.


Сравнительная таблица по теме "Черви: плоские, круглые, кольчатые"

В таблице дана сравнительная характеристика типов червей. Особенности строения животных, впервые появившиеся в ходе эволюции, выделены цветом.


Тест по теме "Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви"

Тест проверяет знания о характерных чертах предствителей всех типов червей, умение сравнивать.


Контрольная работа по биологии по теме " Тип Кишечнополостные. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви"

Контрольная работа состоит из 3 частей. В первой части работы необходимо ответить на 10 вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа. Вторая часть работы состоит из заданий с множественным выборо.


Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.

ВложениеРазмер
kruglye_chervi_7_kl.rar 23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Плоские черви

Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.

I. Активизация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
  2. Какие клетки образуют эктодерму?
  3. Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
  4. Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
  1. Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.

2. Индивидуальный опрос:

Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,

о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;

о кораллах; о медузах; об актиниях.

II. Изучение нового материала.

  1. Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
  2. Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
  3. В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
  1. Особенности строения плоского червя.

Двусторонняя симметрия тела

Реснички - пл. эпителий – кольцевые мышцы

полость тела – клетками – органы – системы органов:

  1. пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
  2. выделительная система: канальцы
  3. нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
  4. половая система: гермафродиты, развитие со сменой хозяев

дыхание – вся поверхность тела

тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.

Способ движения обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.

2. Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)

3. Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.

4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов

Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.

С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).

III. Закрепление изученного.

  1. В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
  2. Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
    черви на классы?
  3. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
  4. Какие приспособления к паразитизму он имеет?

Задание на дом: § 7.

Тема урока: Тип круглые черви

Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.

  • учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
    строения круглых червей;
  • на рисунке находить и называть круглых червей;
  • знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
  • усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

I. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
  2. Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
  3. Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
  4. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?

5) Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?

  1. Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
  2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
  1. Индивидуальный опрос

Тест по данной теме.

II. Изучение нового материала.

  • Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
  • Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?

Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)

Пл. эпителий – продольные мышцы

Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:

  1. п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
  2. половая система: раздельнополы – самка и самец

Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.

Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.

Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока № 3

_____________

Тема: Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви

Цель: - образовательная: ознакомиться с общей характеристикой и

разнообразием типов Плоские, Круглые и Кольчатые черви;

- развивающая: сделать выводы о роли различных видов червей в

экосистеме и жизни человека;

- воспитательная: формировать научное мировоззрение на убеждении

учащихся в познаваемости животного мира.

Универсальные учебные действия:

- личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

- регулятивные УУД: определять цели и проблемы в учебной деятельности;

- познавательные УУД: анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия: строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ.

- коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; самостоятельно создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Тип урока: комбинированный

Базовые понятия: плоские черви, реснитчатые черви, сосальщики, круглые,

кольчатые черви, аскарида, дождевой червь.

Методы: - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные рисунки);

Материалы: рисунки, таблицы.

Структура урока

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация опорных знаний – 10мин.

Изучение нового материала – 25мин.

Обобщение и закрепление изученного материала – 5мин.

Подведение итогов урока –3 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Организационный момент:

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся

Актуализация опорных знаний:

- Что вы знаете о кишечнополостных?

- Какие жизненные формы кишечнополостных вам известны?

- Какова роль кишечнополостных в природе и жизни человека?

- Какие представители кишечнополостных вам известны?

Изучение нового материала:

Тип Плоские черви

Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.

Покровы – кожно-мускульный мешок.

Паразитические виды ресничек не имеют, свободноживущие – имеют.

Пищеварительная система замкнутого типа из ротового отверстия, переднего и среднего отделов кишечника.

Выделительная с-ма представлена тонкими канальцами, которые открываются наружу выделительными порами.

Дышат всей поверхностью тела.

Нервная система из мозгового нервного узла и продольных нервных стволов.

Нервный узел – скопление тел нервных клеток и их отростков, покрытых общей оболочкой.

Размножение: гермафродиты, оплодотворение внутреннее, некоторые виды размножаются вегетативно.

Развитие у большинства – непрямое.

Тип Круглые черви

Двусторонняя симметрия тела.

Покровы – кожно-мускульный мешок. Клетки покровного эпителия выделяют кутикулу – плотное неклеточное образование (функция – защитная).

Линька – сбрасывание личинкой старой кутикулы. Половозрелые особи не линяют и не растут.

Пищеварительная система сквозная, начинается ротовым отверстием, заканчивается анальным. У некоторых видов внекишечное пищеварение.

Выделительная с-ма представлена тонкими канальцами, которые открываются наружу выделительными отверстиями.

Дышат всей поверхностью тела.

Нервная система из окологлоточного нервного кольца и продольных нервных стволов.

У свободноживущих видов – специализированные органы химического восприятия и глаза.

Размножение: раздельнополые виды, оплодотворение внутреннее.

Представители: стеблевая, пшеничная нематода, аскарида, острица, трихинелла.

Тип Кольчатые черви

Тип Кольчатые черви насчитывает 11 тыс. видов.

Покровы: кожно-мускульный мешок;

Полость тела – вторичная – отделена от внутренних органов и тканей клетками эпителия;

Пищеварительная система – сквозная. Ротовая полость – глотка – пищевод, расширяясь, образует зоб – желудок.

Выделительная система имеет вид трубочек , попарно расположенных в каждом сегменте.

Кровеносная система замкнутого типа из продольных кров сосудов, которые соединяются между собой кольцевыми. Сердца нет. Кровь бесцветная, красная либо зеленая.

Дыхательная система : у обитателей водоемов – жабры, но большинство кольчатых дышат всей поверхностью тела.

Нервная система : из надглоточного нервного узла (функции г.м.) и брюшной нервной цепочки. Есть органы осязания (усики, щупальца), обоняния, зрения (глаза), равновесия.

Половая система : раздельнополые виды и гермафродиты, оплодотворение может быть как наружным так и внутренним, развитие прямое или непрямое. Хорошая способность к регенерации, вегетативное размножение.

Обобщение и закрепление изученного материала:

Какова роль плоских червей в природе и жизни человека?

Каких представителей плоских червей вы знаете?

Каковы особенности строения плоских червей

Какова роль кольчатых червей в природе и жизни человека?

Каких представителей кольчатых червей вы знаете?

Каковы особенности строения кольчатых червей?

Подведение итогов урока:

Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.

Класс -7

Предмет - биология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Плоские, Круглые, Кольчатые черви” через игровые приемы.

  • Образовательные: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии, особенностях организации, строении, жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.
  • Развивающие: развитие приемов логического мышления, активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитательные: развитие коммуникативных качеств, чувства ответственности, формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма проведения урока: игра.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся).

2. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы изучали группу животных под общим названием “черви”. Какие типы червей входят в эту группу? (Учащиеся называют типы плоских, круглых, кольчатых червей). Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении червей. Обобщение проведем в виде интеллектуальной игры “Своя игра”.

  1. Класс делится на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана, который выбирает вопрос из любого раздела и любой сложности.
  2. На обсуждение ответа на вопрос дается 30 секунд. За досрочный ответ команда получает 0,5 балла.
  3. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает неправильно, ход переходит к команде, первой поднявшей руку.
  4. Если выпадает “кот в мешке”, ход переходит к следующей по порядку команде.
  5. Команда, в которой как много больше участников отвечали на вопросы, получает дополнительных 2 балла.
  6. Право начать игру определяется жеребьевкой.

Вопросы и задания.

1). Укажите название представителя типа Плоские черви.

2). Перечислите приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни.

3). Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

4). Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

5). В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

6). Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?

7). Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?

8). В конце прошлого столетия один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

9). Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

10). Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной;

на поверхность почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днем после дождя.

11). О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?

12). Назовите стадии развития печеночного сосальщика.

13). Перечислите системы органов молочно-белой планарии.

14). Назовите изображенную систему органов. Какова ее функция?

15). Что такое половой диморфизм? Чем самка аскариды отличается от самца?

16). Какая система органов впервые появилась у дождевого червя?

17). Что такое регенерация? Можно ли ее отнести к способам размножения дождевого червя? Ответ поясните.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит.
  • Яйцо попадает.
  • Из яйца в кишечнике развивается.
  • Личинка с кровью отправляется в.
  • Личинка с мокротой откашливается и попадает в.
  • В аскариду личинка превращается в.
  • Паразитирует взрослая аскарида в.

19). Назовите круглого червя, паразитирующего в толстом кишечнике человека.

20). Укажите представителя типа Круглые черви (см. задание 1).

21). Назовите представителей типа Кольчатые черви. Укажите, к какому классу они относятся.

Жил на свете Червячок,
Был он страшно одинок,
Круглый год один скитался,
Только раз в году питался.
Червячок – пловец удалый,
Несмотря, что ростом малый.
Цвет умел менять не раз –
Для защиты, без прикрас.
Нет щетинок для движенья,
Только жертвам нет спасенья –
Есть присоски, гирудин.
Кто он, этот господин?

Ответы.

2). Наличие присосок, крючьев, огромная плодовитость, цикл развития со сменой хозяев, плотные покровы тела, которые не перевариваются в теле хозяина.

3) Огромная плодовитость связана с низкой вероятностью попадания яиц в организм нового хозяина, является приспособлением к сохранению вида.

4) Эти организмы обитают в теле хозяина, где они защищены от неблагоприятных условий, обеспечены пищей. Условия среды обитания – постоянные.

5) В сыром мясе могут находиться финны (личинки), активизация которых в кишечнике человека становится началом развития взрослого червя.

6) У аскариды есть только продольные мышцы, поэтому она может только изворачивать тело. Укорачивание и вытягивание тела обусловлено наличием кольцевых мышц.

7) Бычий цепень прикрепляется к кишечнику, поглощает пищу всей поверхностью тела. У аскариды нет органов прикрепления, она удерживается в кишечнике, постоянно двигаясь навстречу поступающим пищевым массам.

8) Для нормального развития из яйца личинок необходимы определенные условия, в том числе наличие кислорода.

9) На теле дождевого червя есть щетинки.

10) У червей нет специальных органов дыхания, кислород поступает через влажную кожу.

11) Черви рыхлят почву ( делают ходы, норки, пропускают ее через себя), поэтому многие сооружения оседают.

12) 1 – взрослый червь, 2 – яйца, 3 – личинка с ресничками, 4 – личинка в промежуточном хозяине (улитка), 5 – хвостатая личинка, 6 – циста.

13) Пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы.

14) Нервная система, обеспечивающая связь с внешней средой, раздражимость.

15) Половой диморфизм – внешнее различие самки и самца. Самка аскариды крупнее самца.

16) Кровеносная система.

17) Регенерация – восстановление утраченных частей тела. Регенерацию можно отнести к способам размножения дождевого червя, так как происходит увеличение числа особей.

  • В кишечник;
  • Личинка;
  • В легкие;
  • В пищеварительный тракт;
  • В кишечнике;
  • В кишечнике

21) 1 - медицинская пиявка (Пиявки), 2 – пескожил (Многощетинковые), 3 – дождевой червь (Малощетинковые).

Читайте также: