Урок общая характеристика типа круглые черви

Обновлено: 25.04.2024

Данная разработка содержит конспект урока,паспорт урока, задания группам, рабочие листы учащихся, памятки, все необходимые материалы.

ВложениеРазмер
urok_po_teme_kruglye_chervi.docx 126.68 КБ
zadaniya_gruppam.docx 12.83 КБ
pamyatki.docx 75.2 КБ
pasport_uroka.docx 647.42 КБ
rabochiy_list_uchashchihsya.docx 15.13 КБ
rabochiy_list_2.docx 13.37 КБ

Предварительный просмотр:

  • сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  • осуществлять гигиеническое воспитание.
  • таблица “Тип Круглые черви”,
  • таблица “Внутреннее строение аскариды”,
  • иллюстрации червей,
  • иллюстрации циклов развития червей,
  • таблица “Цикл развития аскариды”,
  • дидактические карточки и тетради,
  • видеофильм “Тип Круглые черви”.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

У доски один ученик, остальные – корреспонденты газет “Тип Плоские черви”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

Учитель: А сейчас мы решим несколько биологических задач:

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель: Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей? Работаем самостоятельно с учебником:

  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель : Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске) :

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.
Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема. Общая характеристика типа круглые черви

Цель урока: ознакомить учащихся с основными особенностями организации и процессов жизнедеятельности круглых червей.

Базовые понятия : первичная полость тела, сапротрофы,двусторонняя симметрия, кутикула, продольные мышцы, передний, средний и задний от - дели пищеварительной системы, анальное отверстие, окологлоточное нервное кольцо, спинные и брюшной нервные стволы, раздельно - поле.

Концепция урока

Сравнивая их с плоскими червями, показать отличительные черты животных, имеющих полость тела.

Обратить внимание на формирование первичной полости тела и на наличие в пищеварительной системе анального отверстия. как характерные признаки типа рассмотреть наличие двусторонней симметрии, кутикулы, поздних мышц, разделенных на ленты, более сложной пищеварительной сис - темы, в которой имеется задний отдел кишечника, слабое развитие органов чувств и раздельнополость у большинства видов.

На примере различных нематод рассмотреть особенности жизнеспособности свободноживущих круглых червей, рассказать об их по-ширении и роли в биоценозах и жизни человека.

I. актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности школьников

Вопросы к ученикам

что такое мезодерма?

как устроена пищеварительная система плоских червей? как устроена нервная система плоских червей?

Первичнополостные, или круглые черви.

II. изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Кто такие круглые черви?

Свободноживущие, или паразитические, трехслойные беспозвоночные с вере - теновидным телом, у которых имеется первичная полость тела. Они обитают во всех основных водных и наземных средах. Среди круг бедствий червей есть опасные паразиты животных и человека.

Особенности внешнего строения круглых червей

Форма тела и размеры

Тело круглых червей веретенообразное, имеет двустороннюю симметрию. размеры варьируют в широких пределах-от долей миллиметра до 8 метров.

Снаружи тело круглых червей укрыто кутикулой (слоем плотного вещества, образующего эпителий).

Особенности внутреннего строения круглых червей

Круглые черви-трехслойные животные. Все их органы и ткани развиваются из трех зародышевых листьев — энтодермы, мезодермы и эктодермы.

Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами расширяется первичная полость тела (пространство между органами, не имеющее собственной выстилки из эпителиальной ткани). как правило, по - рожнина тела заполнена жидкостью, находящейся под давлением и види - играет роль гидростатического скелета.

вместе с кутикулой и эпителием мышцы круглых червей образуют кожно - мускульный мешок. Мышечные волокна в большинстве видов расположены в виде продольных мышечных лент. Обычно их четыре.

Состоит из ротового отверстия и трех отделов кишечника — среднего, среднего и заднего. есть также анальное отверстие.

Отсутствует. Дышат всей поверхностью тела.

Часто представлена кожными железами, в некоторых случаях такая же, как у плоских червей.

Состоит из окологлоточного нервного кольца и одного или нескольких продольных нервных стволов или из мозгового ганглия с отходящими от него нервами. Органы чувств развиты слабо.

Большинство круглых червей раздельнополые.

По способу питания различают сапротрофов и хищных не - тод. Сапротрофи питаются органическими остатками, которые находят - ся в почве или на дне водоемов, и участвуют в почвенных проц - сах. Хищные нематоды являются активными регуляторами количества многих почвенных организмов, в том числе и других нематод. Вольноживущие нематоды являются кормом для многих организмов почв и водоемов.

III. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы к ученикам

что такое первичная полость тела?

как устроена пищеварительная система круглых червей? как устроена нервная система круглых червей?

Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся

Опишите, как двигаются круглые черви.

Почему полость тела имеет для круглых червей большое значение? (Полость тела выполняет опорную (гидростатический скелет), тро-фическую, дыхательную, выделительную и некоторые другие функции)

Сравните процессы пищеварения у плоских и круглых червей.

V. домашнее задание

Изучить соответствующий параграф учебника.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности школьников 5 минут

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (6 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

  1. всей поверхностью тела;
  2. с помощью лёгких;
  3. жабрами.

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;
  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;
  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.
  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Для слабых учащихся:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Задачи урока:

Образовательные:

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

Развивающие:

Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;

Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;

Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.

Воспитательные:

Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;

Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа по вариантам , фронтальная.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Начнем с разминки " Ты мне , я тебе"

- 2 ученика , работа у доски :

Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”на доске и рассказать

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 6. Циста

- Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня” и рассказать

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

-6 учеников слабых работают с дидактическими карточками.

Карточка 1. Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

-На последних партах работа по терминам ( 4 учащихся)- на листочках термины

Паразиты – организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен.

Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках.

Экзопаразиты – наружные паразиты.

Цикл развития – совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму.

Основной хозяин – организм, в теле которого паразит размножается половым путем.

Промежуточный хозяин – организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития.

Гельминты – общее название паразитических червей. 8. Гельминтозы – паразитарные болезни Ж, Р, Чел, вызванные гельминтами

- остальные учащиеся работают с тестом:

А) Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Б) Выбери верный ответ: 1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

всей поверхностью тела;

с помощью лёгких;

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

II. Изучение нового материала

Учитель: (слайд )

Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/( слайд )

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/и зачитывает цель урока ( сайд )

Учитель: Ребята о чем вам говорит название класса Круглые черви?

Учитель: ( слайд )Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.


Учитель: Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Возвращаемся к нашей таблице, работаем с учебником, по вариантам, каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

Форма тела. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.

Нервная система. Пищеварительная система.

Половая система. Развитие

Выделительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.

(работа в течение 2 минут) –слайд

– Учитель: Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске схема) :

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.(слайд )( по мере ответа учащихся появляются слайды с верными ответами)

Заражение человека яйцами аскариды происходит…(сырую воду, грязные руки, мухи и тараканы)

Яйцо попадает…(в почву)

Из яйца в кишечнике развивается…(личинка)

Личинка с кровью отправляется в…(легкие) зачем ?

Личинка с мокротой откашливается и…(вторично проглатывается).

В аскариду личинка превращается в…( кишечнике)

Паразитирует взрослая аскарида в…(тонком кишечнике человека)

Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…(почву)

Учитель: (слайд ) У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

-История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

-С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!

-Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

-Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

-Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло! (слайд )

Учитель: Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.

Не пить сырой воды из рек и озер, всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.

Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).

Борьба с мухами и тараканами.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.

Не брать в природе растения в рот.

Тщательно проваривать и прожаривать пищу.

1-й ученик: Слайд “ Власоглав ”.

В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: Слайд “ Луковая нематода”.

На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Слайд “ Острица ”.

Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

III. Закрепление

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, не характерные для круглых червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.(з)
– Двусторонняя симметрия тела.(к)
– Кровеносная система замкнутая.(к)
– Снаружи нематоды одеты – кутикулой (з)
– У аскариды есть специальные органы прикрепления (к)
– Гермафродиты.(к)
– Полости тела нет.(к)
– Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека (з)
– Раздельнополые животные.(з)
– Тело сильно уплощенное.(к)
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.(з)
Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 15, заполнить таблицу , в альбоме зарисовать внутреннее строение аскариды

V. Рефлексия: (слайд )

-Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:

“ Как мне повезло” от имени червя паразита

“ Как мне не повезло” от имени червя паразита

-Закончите любое из предложений

Сегодня я понял…

Сегодня я задумался…

Карточка 1. Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

ВложениеРазмер
конспект урока 690.64 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы , их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных .

1.Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.

2. Вводно-мотивационный этамАктуализация знаний:

В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого дохлого паука. Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.

Задание : Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Подпиши.

Пищеварительная выделительная нервная половая
……………………… …………………… ………………….. ……………..

Задание : опиши цикл развития печеночного сосальщика.

С калом КРС яйцо попадает в воду, развивается в свободно живущую плавающую личинку, она проникает в тело улитки (промежуточного хозяина), выходит новое поколение личинок, которые в виде цист закрепляются на траве. КРС съедая траву, проглатывает цисту, которая ЖКТ лопается, личинка проникает в кровь и достигает печени, где развивается в половозрелую особь – гермафродит.

Ученикам предлагается самостоятельно изучить материал учебников и дополнительной литературы и выписать главное, интересное по их мнению. После написания каждой из сцен организуется небольшое обсуждение.

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка,и тд.

Отличительные особенности круглых червей:

1. Около 15 тысяч видов
2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное
3. В поперечном разрезе круглое
4. Первичная полость тела
5. Наличие анального отверстия
6. Только 1 слой продольных мышц, только изгибается
7. Большинство внутренние паразиты растений, животных и человека.

Внешнее строение круглых червей.

Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.

Внутреннее строение круглых червей.

Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1. Движение – один слой продольных мышечных волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в трубкообразный кишечник, не переваренные остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4. Кровообращение – отсутствует, функции обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой боковых каналов, сливающихся под глоткой в один, открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7. Размножение – раздельнополые животные, размножаются только половым способом, оплодотворение внутреннее.

Цикл развития аскариды.

Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.

1. Мыть руки перед едой.
2. Хорошо мыть овощи и фрукты.
3. Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.
4. Не использовать неочищенную воду.
5. Не купаться на диких пляжах.

Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.

Зачитывается развязка зоологического триллера.

Читайте также: