Урок по биологии бычий цепень

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Дата __________

Поурочный план 7 класс

Тема: Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Задачи: - образовательная: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере бычьего и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;

- развивающая: формировать умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- воспитательная: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

1.Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой. Определение целей урока.

2. Проверка актуализации знаний

Индивидуальная работа по карточкам – подписать части тела и органы Белой планарии

1. Дайте общую характеристику плоским червям

2. Расскажите о местообитании и внешнем строении белой планарии

3. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (кожно-мускульный мешок, пищеварительная система, органы выделения) 4. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (дыхание, нервная система и половая система)

- дышит покровами тела

- нервные узлы, стволы, нервы

3. Объяснение нового материала

Цель: рассказать о паразитическом черве – Бычем цепне, его строение и образ жизни

- Ребята, я предлагаю сегодня ответить на следующие вопросы:

- Где паразитируют паразитические плоские черви?

- Какой вред наносят? Почему опасны?

-Как защитить свой организм?

- это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

Этот паразит имеет тело лентовидной формы длиной, более 10 м, состоящее из отдельных члеников.
Место обитания бычьего цепня — тонкая кишка. В другом отделе кишечника паразит существовать не может. Промежуточным хозяином бычьего цепня обязательно долежен быть крупный рогатый скот (бык, корова, телята) . В их организме развивается личиночная форма.
Человек заражается бычьим цепнем при употреблении сырой или полусырой говядины, содержащей жизнеспособные пузырьковидные финны (цистицерки) . Они имеют вид беловатых пузырьков величиной с горошину, наполненных жидкостью. Заражение может произойти из-за употребления для сырой и вареной говядины одной разделочной доски, ножа, кухонного полотенца и т. д.
Внутри пузырька-финны располагается небольшой вырост: крошечная голова с четырьмя присосками и короткая нитевидная шея, ввернутая внутрь, как палец перчатки. После попадания в организм человека оболочка финны растворяется, голова личинки выворачивается и своими присосками укрепляется на слизистой поверхности тонкой кишки.
Начинается быстрый рост паразита. Скорость роста исключительная — ежедневный прирост составляет 7-12 см. Через 3-4 месяца вырастает половозрелый ленточный червь длиной от 6 до 15 м. С того момента от заднего участка паразита отрываются отдельные членики, похожие на обрезки лапши, набитые яйцами паразита.
Зараженный бычьим цепнем человек является единственным источником заражения крупного рогатого скота. Выделившиеся с калом членики бычьего цепня и его рассеянные яйца (каждый членик содержит 175 тыс. яиц) прилипают к траве, попадают в воду, оседают на почве. Их проглатывают животные. В их кишечнике яйца теряют оболочку. Вышедшие зародыши проникают сквозь стенку кишки и оседают в мышцах, где и образуют финны.
Болезненные проявления у зараженных бычьим цепнем очень разнообразны - боли в животе, тошнота, сильный аппетит, рвота, сильное падение веса или очень большой вес и т. д. Болезнь, вызываемая бычьим цепнем, называется тениарихноз

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Завгородняя А. К.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 часов). Плоские черви ( 3 часа ). Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Урок творческого проектирования в процессе саморегуляции и взаимообучения

Создание условий для развития у школьников умения структурировать информацию; организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: паразитизм, лентецы, промежуточный хозяин, основной хозяин, цикл развития со сменой хозяина.

Образовательные: способствовать формированию представлений об особенностях индивидуального развития плоских червей на примере бычьего и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;

Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков, а также интеллектуальных способностей учащихся; способствовать развитию интереса к биологическим знаниям; - способствовать формированию умения применять знания в решении учебных и жизненных задач, продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения и понимания необходимости бережного отношения к природе, на примере значения животных; способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, культуры поведения при работе в парах и группах.

Тема исследования в действии

Использование новых подходов для развития мотивации и критического мышления обучающихся

Модули Программы

1. Новые подходы в преподавании и обучении - НП .

2. Обучение критическому мышлению - КМ.

3. Оценивание для обучения, оценивание обучения - ОдО .

4. Использование ИКТ в преподавании и обучении - ИКТ .

5. Обучение талантливых и одаренных - ТиО.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями - ВОс .

7. Управление и лидерство в обучении - УиЛ.

Оборудование

Уровень усвоения программного материала

Уровень А ( анализ, синтез, оценивание)

Уровень В ( уровень применения)

Уровень С (уровень знания и понимания)

Знают: понятия и термины урока, строение и жизнедеятельность основного представителя Плоских ленточных червей – бычьего цепня

Умеют: давать характеристику строения и жизнедеятельности бычьего цепня, его приспособленность к паразитизму, цикл развития; самостоятельно оценить свои знания и знания одноклассника.

Знают: разбираются в понятиях и терминах урока, основных представителей Плоских ленточных червей, их строение, жизнедеятельность, цикл развития и приспособления к паразитизму.

Умеют: пояснить особенности строения и жизнедеятельности представителей ленточных червей на примере бычьего цепня, давать общую характеристику ленточных червей, работать в, группах, правильно заполнять таблицы, вести диалог, самостоятельно оценить свои знания.

Знают: особенности строения и жизнедеятельности ленточных червей, ориентируются в понятиях и терминах, классификацию Плоских червей, особенности строения и жизнедеятельности бычьего цепня в связи с паразиитзмом..

Умеют: определить значение и особенности строения представителей кишечнополостных, давать сравнительную характеристику представителей кишечнополостных и плоских червей по уровню организации, свободно работать в процессе регуляции и взаимообучения, при поддержке оценить свои знания.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

-создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

-организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: паразитизм, лентецы, промежуточный хозяин, основной хозяин, цикл развития со сменой хозяина;

Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере бычьего и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;

• Развивающие: формировать умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

• Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

-1 Организационный момент.

Деление на группы

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Предлагает цветные фигурки.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Рассаживаются соответственно фигурам

Образ 4 группы по 4-5 человек

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

- Ребята, я предлагаю сегодня ответить на следующие вопросы:

- Где паразитируют паразитические плоские черви?

- Какой вред наносят? Почему опасны?

-- Как защитить свой организм?

- это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

Группа кидает мяч другой группе и задаёт вопросы подготовленные дома.

Предлагают свои вопросы

Отвечает спикер от группы

На доске фиксируются баллы за вопрос и ответ

Стадия осмысления

Внимательно смотрят видеосюжет.

Затем пересказывают соседу то, что запомнил. Затем в группах выполняют письменное задание. Обмениваются группами заданиями и проверяют по шаблону.

- Опрос - итог

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока :

Что на уроке было главным?

Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

Что нового сегодня узнали?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек

Необходимо составить как можно больше коротких слов существительных из сегодняшней ключевой фразы- Паразитические ленточные черви

Заполнить таблицу ( прил. 1)

Особенности червей

Паразитических Свободноживущих

пищеварительная

выделительная

Краткое описание документа:

-создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

-организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению понятий: паразитизм, лентецы, промежуточный хозяин, основной хозяин, цикл развития со сменой хозяина;

Задачи: Обучающие : познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере бычьего и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;

Развивающие: формировать умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Воспитательные : активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сайт представлен конспект урока биологии для учащихся 7 класса по теме " Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев". В результате знакомства с новой темой учащиеся будут знать основных представителей паразитических плоских червей класса ленточных, особенности их строения, развития, меры профилактики и борьбы с ними. Это занятие будет способствовать развитию у учащихся логического мышления; способности сравнивать классы червей по основным признакам; развитию индивидуальной работы по изучению нового материала; поиску и анализу информации.

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

К.Кайым, Р. Сатимбеков, А. Аметов, Ж. Кожантаева. Биология 7 класс - Алматы: Атамура, 2012.

Сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, особенностями индивидуального развития. Развивать логическое мышление, способность сравнивать классы червей по основным признакам, делать выводы, познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.

В результате знакомства с новой темой учащиеся будут знать основных представителей паразитических плоских червей класса ленточных, особенности их строения, развития, меры профилактики и борьбы с ними.

Основные (ключевые) идей

Это занятие будет способствовать развитию у учащихся логического мышления; способности сравнивать классы червей по основным признакам; развитию индивидуальной работы по изучению нового материала; поиску и анализу информации.

Интерактивная доска, презентация, дополнительная литература

Организационный момент. Приветствие

Глоссарий по пройденным темам: Эктодерма, энтодерма, мезодерма, мезоглея, ганглий, паренхима, протонефридии, гермафродиты

Опрос домашнего задания

Во время проверки Д/З сильным ученикам раздать опережающее задание по теме урока.

Один ученик у интерактивной доски работает с заданием

1. Плоские черви имеют более сложное строение по сравнению с кишечнополостными. +
2. У кишечнополостных и плоских червей сходное пищеварение. -
3. Планария и гидра не относятся к хищникам. -
4. В передвижении планарии участвуют только реснички. -
5. Гидра и планария – гермафродиты. +
6. Непереваренные остатки пищи у гидры и планарии выбрасываются через рот. +
7. Гидра и планария – трехслойные животные. -
8. Дыхание у планарии и гидры происходит одинаково. +
9.Планария имеет три типа мышц, а гидра – кожно- мускульные клетки +
10. Гидра передвигается быстрее планарии. -

Ответ: 1, 5, 6, 9, 8

Биологический диктант:

Белая планария относится к классу ресничных

Тело планарии состоит из 3 х слоёв тела: экто, энто и мезодермы

Отделы пищеварительной системы: рот – глотка (передняя кишка) – средняя кишка

Тип нервной системы – узловой

Оплодотворение – внутреннее

Оплодотворённая яйцеклетка – зигота

Симметрия – двусторонне симметричная

Органы движения – реснички

Перечислить виды мышц – кольцевые, продольные, спино – брюшные

Виды размножения планарии – половой, бесполый с последующей регенерацией.

Вспомните органы чувств планарии : зрение, осязание, обаняние

Реализация цели занятия

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Мы приступаем к изучению паразитических плоских червей, а именно, познакомимся с Бычьим цепнем как представителем плоских ленточных червей. Узнаем особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ

Представлен исключительно видами, ведущими паразитический образ жизни. В связи с этим они утратили пищеварительную систему, имеют разнообразные органы прикрепления - присоски, крючья, присасывательные щели, всасывают переваренную хозяином пищу всей поверхностью длинного лентовидного тела. Половая система повторяется в каждом членике, имеют чрезвычайно высокую плодовитость. Тело лентовидное, размеры его варьируют от нескольких миллиметров (эхинококк - 3-5 мм), до нескольких метров (бычий цепень - 12 м, лентец широкий - 15-20 м). Оно состоит из головки, шейки и соединённых последовательно члеников, образующих ленту - стробилу. Растёт паразит в течение всей жизни благодаря отпочковыванию от шейки молодых члеников

Бычий цепень

Ответы учащихся, заранее готовившихся к теме, сопровождаются слайдами презентации.

1 ученик: Бычий цепень Среда обитания бычьего цепня

Бычий цепень - типичный представитель класса ленточных червей. Окончательным (основным) хозяином его является человек, у которого он обитает в тонком кишечнике на ленточной стадии. Промежуточным хозяином является крупный рогатый скот (отсюда название – бычий), в поперечнополосатых мышцах которого паразит живёт на стадии личинки - финны.


Рисунок: развитие и строение бычьего цепня

Особенности строения бычьего цепня

Тело цепня состоит из маленькой головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина. Тело червя длиной 4-10 м состоит из многочисленных члеников (их бывает около 1000). Рост червя и увеличение числа члеников продолжаются всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Периодически несколько зрелых члеников отделяется от тела и выводятся из кишечника с испражнениями или могут самостоятельно выползать наружу.

Питание бычьего цепня

Одна из основных особенностей цепня - отсутствие специальных органов пищеварения. Взрослый паразит живет в тонких кишках человека, где имеется уже переваренная пища. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела. Цепень (особенно его личинка) может также переваривать пищу своими покровами.

2 ученик: Размножение бычьего цепня

Как и большинство других плоских червей, цепень - гермафродит. . В каждом членике ленточного червя имеются мужские и женские органы. По мере роста и созревания членика происходит процесс оплодотворения, а затем формирования яиц, после чего созревший членик, до отказа набитый яйцами, отрывается и выходит из организма хозяина вместе с фекалиями. Яйца созревают только в самых старых, задних члениках. В каждом членике содержится 145-175 тыс. яиц. За год цепень выделяет их более 440 млн. Продолжительность жизни бычьего ценпя составляет около 20 лет.

Развитие бычьего цепня

При загрязнении внешней среды испражнениями людей, заражённых цепнем, яйца рассеиваются в окружающей среде и с травой попадают в кишечник крупного рогатого скота. Здесь из яиц выходят зародыши с шестью крючьями. С их помощью личинки вбуравли-ваются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в личинку - финку - пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им, личинка в тонком кишечнике выворачивает головку и прикрепляется присосками к его слизистой оболочке. Пузырь отбрасывается, а от шейки начинается почкование члеников и рост паразита. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие


Цикл развития бычьего цепня

3 ученик: К классу Ленточные черви относятся также свиной цепень, эхинококк.

В отличие от бычьего свиной цепень, кроме присосок, имеет на головке крючья, с помощью которых еще прочнее прикрепляется к стенке кишечника человека. Его промежуточный хозяин — свинья.

От свиного цепня легче избавиться, чем от бычьего, но он гораздо опаснее, потому что может паразитировать не только в кишечнике человека. Финны этого гельминта могут находиться в мозге, печени и даже в глазах. Подобные случаи паразитирования цепня неизлечимы и часто заканчиваются смертью больного. Заражение свиным цепнем и бычим цепнем происходит через грязные руки, несвежее белье, продукты. Для человека, в кишечнике которого паразитирует свиной и бычий цепень, существует опасность, что при рвоте личинки гельминта могут попасть из кишечника в желудок, откуда личинки разнесутся по другим органам.

Наиболее опасен для человека цепень эхинококк. Его финна образует пузырь размером с детскую голову. Взрослый цепень имеет длину всего лишь 5 мм. Живет в тонком отделе кишечника собаки, лисицы, волка (основные хозяева). Стадию финны проходит в различных органах (особенно в печени и легких) крупного рогатого скота, овец, свиней, а также человека (промежуточные хозяева). Человек заражается при неосторожном обращении с собаками. Лечение эхинококкоза возможно только оперативным путем.

4 ученик: Вред, наносимый бычьим цепнем здоровью человека, и меры профилактики

Бычий цепень (Taeniarhynchus saginatus) – возбудитель тениаринхоза.

Человек заажается при поедании сырого или полусырого мяса зараженного животного. В желудке под влиянием кислой среды желудочного сока оболочка финны-личинки растворяется, наружу выходит личинка, которая прикрепляется к стенке кишечника.

Влияние на организм хозяина заключается в:

1) эффекте отнятия пищи;

2) интоксикации продуктами жизнедеятельности паразита;

3) нарушении баланса кишечной микрофлоры (дис-бактериозе);

4) нарушении всасывания и синтеза витаминов;

5) механическом раздражении кишечника;

6) возможном развитии кишечной непроходимости;

7) воспалении стенки кишки.

Диагностика. Обнаружение в фекалиях больного зрелых члеников.

1. Личная. Тщательная термическая обработка мяса. 2. Общественная. Осуществлять санитарно-ветеринарный надзор за качеством мяса, поступающего в продажу, проводить санитарно-просветительную работу, осуществлять санитарное благоустройство населённых пунктов.

По ходу рассказа детей записать краткий конспект:

- Паразит со сменой хозяев Основной – человек кишечник , промежуточный – КРС - мышцы

- Личинка – финна у промежуточного

- Тело: головка с 4 присосками, шейка, лентовидное тело

- Отсутствие пищеварительной и дыхательной систем

- Н.С. – отдельные чувствительные клетки, глаза у личинок

- Гермафродит, оплодотворение внутреннее

Яйца созревают в старых члениках – внешняя среда – кишечник КРС – из яйца вылупляется зародыш с 6 крючками – в кровь – в мышцы – финка –личинка – организм человека (кишечник)

Обобщение и систематизация

1. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых: А) живут взрослые паразиты; Б) взрослые паразиты размножаются; В) сохраняются яйца; Г) развиваются личинки. 2. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых: А) живут взрослые паразиты; Б) развиваются личинки; В) личинки питаются; Г) живут только самки. 3. Личинки бычьего цепня живут: А) в пресных водоемах; Б) в теле свиней и овец; В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота; Г) в кишечнике собак и кошек. 4. Паразитические плоские черви откладывают яиц: А) во много раз больше, чем свободноживущие; Б) столько же, сколько свободноживущие; В) намного меньше, чем свободноживущие. 5. Человек может заразится бычьим цепнем, если: А) выпьет воды из грязного водоёма Б) погладит собаку В) съест плохо прожаренное мясо коровы Г) съест плохо прожаренное мясо курицы Ответы: 1 Г, 2 А, 3 В, 4 А, 5 В.

Что нового узнали на уроке? Пригодится ли данная информация вам в жизни? Что вам помешало изучить новый материал?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит задание на повторение пройденного материала. У учащихся в процессе урока формируется представление о понятии паразитизм, учитель знакомит детей с особенностями организации паразитических плоских червей - печеночным сосальщиком и бычьим цепнем. На заключительном этапе урока ребята с помошью учителя формирут основные правила профилактики для сохранения своего здоровья.

Бычий цепень как представитель плоских Ленточных червей. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.

Цель: изучить паразитических плоских червей на примере печеночного сосальщика и бычьего цепня.

- ознакомить учащихся с разнообразием и особенностями строения паразитических червей; на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индивидуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.

- развить умение сравнивать и анализировать полученную информацию.

- сформировать бережное отношение к своему здоровью.

Организационный момент (3 мин)

Актуализация знаний (5 – 7 мин)

Изучение нового материала (20 мин)

Закрепление изученного материала

Подведение итогов. Домашнее задание

Приветствие. Психологический настрой. Определение целей урока.

Раздайте сигнальные карты каждому по одной красной и зеленой. Да зеленая, нет красная. Выберите верные утверждения:

Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.(нет)

Плоские черви обладают двусторонней симметрией. (да)

Среди плоских червей есть паразитические формы. (да)

Плоские черви имеют органы чувств. (да)

У плоских червей появляется кровеносная система. (нет)

Все Плоские черви раздельнополые. (нет)

В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие. (нет)

Белая планария – паразит. (нет)

Плоские черви дышат всей поверхностью тела.(да)

Плоские черви имеют промежуточный слой клеток мезодерму (да) (слайд 1)

Записываем тему урока «Бычий цепень как представитель плоских Ленточных червей. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев. (слайд 2)

Как вы думаете ребята Какие организмы называются паразитами?

Записываем термин Паразиты (греч. Parasitos - нахлебник, тунеядец) - существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них. (слайд 3)

А теперь подумаете еще - какие приспособления могут иметь паразитические черви чтобы паразитировать в других организмах? (слайд 4)

Имеют органы прикрепления

Имеют защитные покровы (кутикулу)

Недоразвиты многие органы

Обладают высокой плодовитостью

Слайд 5 Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами.

Организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами.

6 слайд представить общим

7 слайд Класс Ленточные черви (Бычий цепень и Свиной цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека.

Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков: тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м, лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь, на переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев; тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.

Размножение и развитие цепня.

8 слайд Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма)

Развитие печеночного сосальщика, смена хозяев (слайд 11)

9 слайд Методы защиты от заражения паразитическими червями.

Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.

Для закрепления материала посмотрим фильм про ленточных червей.

Подведение итогов рефлексия. Устное заполнение таблицы на слайде. Проверка. (слайд 10-11)

Читайте также: