Усложнение кольчатые черви по сравнению круглых червей

Обновлено: 17.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: сформировать знания об особенностях организации, образе жизни круглых и кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, о способах защиты от паразитических червей.

Задачи:

• познакомить учащихся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых и кольчатых червей;

• сформировать у учащихся знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями;

• раскрыть значение червей в природе и жизни человека;

• обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях.

Планируемые результаты обучения:

учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых и кольчатых червей, учатся различать круглых и кольчатых червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;

у учащихся формируются понятия о целоме, замкнутой кровеносной системе, профилактике заражения круглыми паразитическими червями.

учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о кишечнополостных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.

у учащихся формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для предотвращения заражения паразитическими круглыми червями.

Основные понятия урока: типы Круглые черви, Кольчатые черви, целом, кожно-мускульный мешок, замкнутая кровеносная система

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при изучении особенностей строения, жизнедеятельности, значения червей, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.

I. Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие). Определить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой и рабочую атмосферу на уроке.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Интеллектуальная разминка. Фронтальный и индивидуальный опрос.

Учитель: Какими общими чертами организации обладают представители типа Плоские черви?

3х слойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма);

плоская форма тела;

наличие настоящих органов и систем;

размеры варьируют от мм до 25 м и более;

Учитель: В чем заключается усложнение организации плоских червей по сравнению с типом Кишечнополостные?

наличие трех слоев (эктодерма, энтодерма, мезодерма);

активный образ жизни;

наличие настоящих органов и систем органов;

усложнение нервной системы;

появление выделительной системы;

Учитель: Какова систематика типа Плоские черви? Какие классы типа Плоские черви вам известны? Назовите представителей каждого класса.

Тип Плоские черви объединяет около 15 тыс. видов

Класс ресничные (белая планария)

Класс сосальщики (Печеночный сосальщик)

Класс ленточные (Бычий цепень, свиной цепень)

Учитель: Чем представлена центральная нервная система плоских червей?

Нервная система представлена крупным скоплением нервных клеток на переднем конце тела – нервным узлом, а также отходящими от него нервными тяжами.

Учитель: Какими примитивными чертами организации обладают плоские черви? Предполагаемый ответ: отсутствуют дыхательная и кровеносная системы; так же как и у Кишечнополостных рот выполняет функции и приема пищи, и удаления из организма непереваренных остатков пищи; могут размножаться бесполым способом; не развиты органы чувств; не развита кишечная полость у многих.

III. Ввод в тему урока (актуализация)

Учитель: Еще раз напоминаю, что изучение живой природы у нас простроено по определенной линии. Линии эволюции организмов по пути усложнения уровня организации. И следующим типом животных, у которых появляются новые признаки усложнения организации, будет тип Круглые и Кольчатые черви.

IV. Изучение новой темы (осмысление)

Учитель: Сначала мы поговорим о круглых червях.

Ученые предполагают, что число круглых червей или нематод приближается к 1 млн., но описано пока только чуть больше 20 000 видов.

Круглые черви распространены по всему земному шару. Нет таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей и заканчивая покрытосеменными.

Круглые черви могут быть свободноживущими: хищники и растительноядные, но чаще всего они паразиты.

Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

Запись в тетрадь:

Особенности организации круглых червей:

Тело, заостренное с обеих сторон, несегментированное.

Имеется свободное пространство внутри тела – первичной полости (бластоцель).

Тело покрыто плотным слоем эластичной кутикулы.

Сквозная пищеварительная система, т.е. начинается ртом и заканчивается анальным отверстием (рот - кишечник - анальное отверстие).

Круглые черви раздельнополые и размножаются половым путем

Нервная система: окологлоточное кольцо и отходящие от него несколько продольных нервных стволов.

Выделительная система: два боковых канала, открывающиеся наружу выделительными отверстиями на передней части брюшной стороны тела.

Кровеносная система отсутствует.

Дыхательная система: через всю поверхность тела

Тип Круглые черви

Класс Нематоды Класс Коловратки Класс Волосатики

Аскориды, острицы, Филина, диплакс, Волосатик гордиус

Трихинелла, эпифанес

Фитонематоды

Аскарида человеческая – один из представителей круглых червей. Чаще всего она паразитирует в тонком кишечнике детей. Веретеновидное тело аскариды розовато-белого или желтоватого цвета. Органов прикрепления аскарида не имеет. Она удерживается в теле хозяина, упираясь в стенки кишки острыми концами тела. Половозрелая самка способна за сутки выделить более 200 тыс. яиц. Вместе с плохо вымытыми овощами, ягодами, фруктами или водой яйца могут попасть в пищеварительную систему человека. В кишечнике личинка выходит из яйца. Она вбуравливается в стенку кишки и попадает в кровеносные сосуды. С током крови личинка достигает лёгких. Затем она проникает в воздухоносные пути и движется по ним к ротовой полости. Вместе со слюной личинка проглатывается и вновь попадает в кишечник. Здесь она превращается во взрослую аскариду.

Учитель: Мы изучили тип Плоские черви, тип Круглые черви. А сейчас рассмотрим еще один тип червей - Кольчатые. Почему кольчатые? Как вы думаете?

Учащиеся: В названии отражена отличительная особенность их строения.

Учитель: Тип Кольчатые черви — многочисленная группа животных, который включает более 12 тыс. видов.

Особенности организации кольчатых червей:

Тело состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название типа)

Покров - кожно-мускульный мешок.

По бокам тела есть выросты (щетинки и параподии).

Имеют вторичную полость тела (целом).

Есть 5 систем органов: кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая.

Кровеносная система – замкнутая (кровь не выходит из сосудов)

Размножение половое и бесполое, большинство гермафродиты (морские черви – раздельнополые).

Развитие с чередованием поколений.

Тип подразделяется на три класса.

Многощетинковые Малощетинковые Пиявки

Учитель: Представители всех классов, несмотря на многообразие форм и различия в образе жизни, обладают сходными чертами строения, которые нам предстоит рассмотреть.

Работая с текстом параграфа, заполняем таблицу. Попытаемся сделать вывод, какие черты организации отличают этот тип животных от ранее изученных. И можно ли сказать, что этот тип обладает более прогрессивными чертами.

V. Закрепление материала

1. Отработка понятий: круглые черви, кольчатые черви, кожно-мускульный мешок, целом, замкнутая кровеносная система (оформление работы в рабочей тетради — задание 4).

2. Беседа по вопросам:

• Какое значение имеют органы чувств кольчатых червей?

• В чём проявляется более сложное строение нервной системы круглых червей по сравнению с плоскими червями?

• Какую функцию выполняет кровеносная система у кольчатых червей?

• В чём различие размножения плоских и круглых червей?

VI. Домашнее задание

1. Изучить § 41, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Плоские черви по своей организации хоть и выше кишечнополостных, но среди трехслойных животных (остальных типов червей) являются самыми примитивными. Характерной особенностью в их строении является уплощённое тело в спинно-брюшном направлении, представляет собой вид длинной ленты. Пространство внутри между органами заполнено паренхимой, поэтому полости нет. Покровы тела – кожно-мускульный мешок. Нервная система представлена двумя нервными стволами, которые соединены нервами (лестничная нервная система). Из органов чувств – осязательные клетки, которые разбросаны по всему телу, и глазки в передней части тела червя. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Пищеварительная система слепо-замкнутого типа: рот – глотка – разветвленный кишечник. Органы выделения – канальцы, которые наружу открываются по бокам тела. Все плоские черви гермафродиты.

Круглые черви представляет собой группу животных с длинным и круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено в переднем и заднем конце. Они имеют более усложненное по сравнению с плоскими червями строение: появляется первичная полость, в которой располагаются внутренние органы, окруженные полостной жидкостью. Она не только поддерживает форму их тела, но и участвует в переносе веществ, газообмене. Нервная система у них представлена брюшной нервной цепочкой. Пищеварительная система образована ртом (3 жесткие губы), глоткой, кишечной трубкой и анальным отверстием. Дыхание также осуществляется всей поверхностью тела. Выделение – через поверхность тела.

Кольчатые черви – наиболее совершенная группа животных, тело которых разделено на сегменты или членики, которые напоминают сложенные друг за другом кольца. Усложнением в их строении является появление между кожно-мускульным мешком и внутренними органами вторичной полости – целом, которая заполнена жидкостью. В строении нервной системы также произошли изменения. Она образована надглоточным и подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой, от которой отходят нервы в каждом сегменте. Органы выделения тоже есть в каждом сегменте в виде пары канальцев, которые наружу открываются выделительными порами. Дыхание, как и у плоских, и у круглых червей, у кольчатых также осуществляется через покровы тела. Однако у морских представителей типа кольчатые для дыхания есть жабры.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Особенности организации кольчатых червей Смирнова М.Л. Учитель биологии МБОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности организации кольчатых червей Смирнова М.Л. Учитель биологии МБОУ.

Особенности организации кольчатых червей Смирнова М.Л. Учитель биологии МБОУ Лужайской ООШ Повторение ранее изученного материала; Изучение нового материала; Закрепление нового материала; Подведение итогов

Цель урока продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных живо.

Цель урока продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными

Задачи Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчаты.

Задачи Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей; Определить усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; Познакомиться с многообразием кольчатых червей; выяснить их роль в природе и жизни человека; продолжить формировать умения работать с раздаточным материалом, выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками; воспитывать бережное отношение к природе, к червям, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе; воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

План урока Повторение ранее изученного материала; Изучение нового материала;.

План урока Повторение ранее изученного материала; Изучение нового материала; Закрепление нового материала; Подведение итогов

Загадка В земле всю жизнь свою живёт, Там он и ест, он там и пьёт. Как только.

Загадка В земле всю жизнь свою живёт, Там он и ест, он там и пьёт. Как только дождик выпадает, Он наружу выползает.

Проблемный вопрос В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в.

Проблемный вопрос В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными?

Чарльз Дарвин, 1881 год “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибол.

Чарльз Дарвин, 1881 год “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место”.

Познавательная задача Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчат.

Познавательная задача Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержат в себе много измельченных земляных частиц и откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0,5 грамма почвы. Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектаре земли 2 тонны

Вывод Тип Кольчатые черви получил свое название за характерное членистое стро.

Вывод Тип Кольчатые черви получил свое название за характерное членистое строение тела. Тип характеризуется более прогрессивными чертами организации, так как его представители имеют вторичную полость тела и замкнутую кровеносную систему. Кольчатые занимают разнообразные среды жизни и играют большую роль в природных экосистемах, особенно в почвообразовании

Памятник червю Есть памятник собаке, Есть памятник лягушке, Коту и обезьянам.

Музей дождевого червя Образ жизни и разнообразие дождевых червей Дождевые чер.

Музей дождевого червя Образ жизни и разнообразие дождевых червей Дождевые черви - подземные архитекторы О размножении, любви и потомстве Дождевые черви в городе Великие созидатели почвы. Органическое земледелие. Враги дождевых червей Дождевые черви - домашние животные Двухвостик (наблюдения за двухвостым червем) Чарльз Дарвин и дождевые черви

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было нелегко… Я понял, что… Мне по.

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было нелегко… Я понял, что… Мне понравились задания… Я научился… Меня удивило…

Домашнее задание Обязательная часть: Стр. 125 – 127 (до раздела «Класс Многощ.

Мои биологические исследования Задание на лето (выполняется по желанию) В тре.

Мои биологические исследования Задание на лето (выполняется по желанию) В трехлитровую банку насыпьте промытого песка без примесей глины и песка В банку поместите 5-10 дождевых червей и кормите их вареным картофелем, опавшими листьями, белым хлебом, смоченным в молоке (корм надо класть на поверхность песка) Наблюдайте за образованием перегнойного слоя и через 1,5 – 2 месяца измерьте его толщину Сделайте вывод о роли дождевых червей в образовании плодородного слоя почвы.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Типы червей Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви

Типы червей Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви

Один из признаков, свидетельствующий об усложнении плоских червей по сравнени.

Один из признаков, свидетельствующий об усложнении плоских червей по сравнению с кишечнополостными: 1)появление третьего слоя клеток у зародышей 2)уплощенная форма тела 3)развитие из оплодотворенной яйцеклетки 4)дыхание всей поверхностью тела эктодерма мезодерма энтодерма мышцы

Какой тип симметрии характерен для плоских червей? 1)радиальная; 2) двусторон.

Какой тип симметрии характерен для плоских червей? 1)радиальная; 2)двусторонняя; 3)никакой; 4)в зависимости от класса.

Беспозвоночных животных, у которых между органами расположена соединительная.

Беспозвоночных животных, у которых между органами расположена соединительная ткань (паренхима), относят к типу: кишечнополостных кольчатых червей круглых червей плоских червей

Слепозамкнутая, нет анального отверстия

Слепозамкнутая, нет анального отверстия


Стволовая (лестничная)

Гермафродиты – однополые организмы яичники семенники

Гермафродиты – однополые организмы яичники семенники

В чем проявляется приспособленность плоских червей к паразитизму? 1) имеют те.

В чем проявляется приспособленность плоских червей к паразитизму? 1)имеют тело плоской формы 2)промежутки между органами заполнены паренхимой 3)пищеварительная система открывается наружу единственным отверстием 4)хорошо развиты органы прикрепления — присоски

Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика? собака.

Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика? собака человек 3) корова 4) малый прудовик

Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека: 1) с плохо.

Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека: 1) с плохо вымытыми овощами 2) с плохо проваренным или плохо прожаренным мясом 3) с некипяченой водой из непроточных водоемов 4)с мясом, на котором мухи отложили яйца

Человек заражается бычьим цепнем посредством: 1)яйца; 2)личинки; 3)финны; 4)в.

Человек заражается бычьим цепнем посредством: 1)яйца; 2)личинки; 3)финны; 4)взрослого червя

Кто из представителей типа Плоские черви НЕ является паразитом? 1)белая (моло.

Кто из представителей типа Плоские черви НЕ является паразитом? 1)белая (молочная) планария; 2)печеночный сосальщик; 3)бычий цепень; 4)эхинококк

Животных с вытянутым цилиндрическим заостренным с обоих концов телом, не разд.

Животных с вытянутым цилиндрическим заостренным с обоих концов телом, не разделенным на членики, относят к типу: членистоногих плоских червей круглых червей кольчатых червей

Какая полость тела у круглых червей? первичная; вторичная; 3)смешанная; 4)отс.

Какая полость тела у круглых червей? первичная; вторичная; 3)смешанная; 4)отсутствует Какие мышцы развиты у аскариды? 1)продольные; 2)кольцевые; 3)косые; 4)отсутствуют

Аскариды не удаляются из кишечника вместе с не переваренной пищей, так как: 1.

Аскариды не удаляются из кишечника вместе с не переваренной пищей, так как: 1)обладают большой плодовитостью 2)могут жить в бескислородной среде 3)способны перемещаться в направлении, противоположном движению пищи 4)на покровы их тела не действует пищеварительный сок

Органами прикрепления аскариды являются: 1)присоски; 2)крючки; 3)губы; 4)не и.

Органами прикрепления аскариды являются: 1)присоски; 2)крючки; 3)губы; 4)не имеет органов прикрепления

Аскарида не переваривается в кишечнике человека, так как: 1) отличается огром.

Аскарида не переваривается в кишечнике человека, так как: 1)отличается огромной плодовитостью 2)может жить в бескислородной среде 3)быстро двигается в направлении, противоположном движению пищи 4)тело покрыто оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок кутикула

Дыхание паразитических круглых червей: 1)осуществляется через всю поверхность.

Дыхание паразитических круглых червей: 1)осуществляется через всю поверхность кожи; 2)осуществляется благодаря специальным органам дыхания; 3)осуществляется через дыхательные отверстия; 4)бескислородное, кислород в организм не поступает




Дыхание у дождевого червя: 1)осуществляется при помощи трахеи; 2)осуществляет.

Дыхание у дождевого червя: 1)осуществляется при помощи трахеи; 2)осуществляется при помощи легочных мешков; 3)осуществляется через кожу; 4)не происходит вообще, так как он живет в почве, где нет кислорода

Дождевые черви выползают на асфальт после дождя, потому что: 1)накопился угле.

Дождевые черви выползают на асфальт после дождя, потому что: 1)накопился углекислый газ в почве 2)труднее передвигаться 3) не хватает воздуха 4) недостаточно пищи

Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у: 1.

Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у: 1)простейших кольчатых червей плоских червей кишечнополостных

Об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми свидетельст.

Об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми свидетельствует наличие: 1)вытянутого тела двусторонней симметрии тела влажной кожи кровеносной системы

Нервная система у кольчатых червей: 1)диффузная; 2)цепочечная; 3)узловая; 4).

Нервная система у кольчатых червей: 1)диффузная; 2)цепочечная; 3)узловая; 4) лестничная

Выберите животных, относящихся к круглым червям: A)Белая планария Б)Пиявка B).

Выберите животных, относящихся к круглым червям: A)Белая планария Б)Пиявка B)Луковая нематода Г)Острица Д)Дождевой червь Е)Человеческая аскарида плоский червь кольчатый червь кольчатый червь

Соотнесите признаки плоских и круглых паразитических червей. Признаки 1)Зараж.

Соотнесите признаки плоских и круглых паразитических червей. Признаки 1)Заражение происходит через грязные руки 2)Заражение происходит при питье воды из пруда 3)Гермафродиты 4)Развитие с промежуточным хозяином 5)Личинки развиваются в кислородной среде 6)Раздельнополы Тип червей А) Плоские черви(печеночный сосальщик) Б) Круглые черви(человеческая аскарида) 1-Б 2-А 3-А 4-А 5-Б 6-Б

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сд.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1.Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь - печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика. Промежуточным крупного рогатого скота

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сд.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1.Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца. не развита Однополые животные - гермафродиты

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сд.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1.Кольчатые черви - это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2.Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3.Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4.Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5.Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой. вторичная - целом брюшной

Краткое описание документа:

Читайте также: