Усыновление при инфекционных заболеваниях

Обновлено: 24.04.2024

Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года №25-П по делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых гражданин не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью или патронатную семью. Принятие законопроекта создаст правовую основу для принятия судебных решений, обеспечивающих права и законные интересы участников конкретных правоотношений исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, в отношении лиц, желающих усыновить ребёнка, но имеющих заболевания, входящие в Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить или удочерить ребёнка, принять его под опеку или попечительство, взять в приёмную или патронатную семью.

Согласно действующей редакции подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса усыновителями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребёнка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную или патронатную семью (далее – Перечень заболеваний) утверждён постановлением Правительства России от 14 февраля 2013 года №117. Пункт 2 Перечня заболеваний включает инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

В связи с этими положениями нормативных правовых актов в Конституционный Суд обратились заявители, по мнению которых, оспариваемые ими нормативные положения понимаются в правоприменительной практике как позволяющие отказывать гражданам, страдающим инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией и гепатитом С, в усыновлении ребёнка только на основании диагноза без учёта других факторов и тем самым противоречат части 2 статьи 7, части 1 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 38 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

При рассмотрении обращения Конституционный Суд отметил, что, несмотря на оправданность в целом установленных ограничений, взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний в силу своего императивного характера рассматриваются в судебной практике как предполагающие отказ гражданину, намеревающемуся усыновить ребёнка, в удовлетворении заявленного требования при формальном подтверждении одного только факта наличия у него ВИЧ-инфекции или гепатита С.

Тем самым исключается возможность учёта в конкретных жизненных ситуациях всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе свидетельствующих (как это имело место в отношении заявителей) о том, что ребёнок уже проживает в семье гражданина, намеревающегося его усыновить, а усыновление позволяет лишь юридически оформить сложившиеся между ними отношения родителя и ребёнка, не увеличивая (ввиду их нахождения в одном жизненном пространстве) риски для его здоровья.

Конституционным Судом взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний признаны несоответствующими части 2 статьи 7, части 1 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 38 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа лицу, имеющему ВИЧ-инфекцию или вирус гепатита С, в усыновлении (удочерении) ребёнка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребёнка.

Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс изменение, согласно которому суд при вынесении решения об усыновлении ребёнка с учётом его интересов и заслуживающих внимания обстоятельств вправе отступить от положения, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса, в случаях когда лицо, желающее усыновить ребёнка и проживающее с ним в силу уже сложившихся обстоятельств, имеет указанные в Перечне заболевания.

Предлагаемое законопроектом решение, таким образом, относится ко всем заболеваниям, входящим в Перечень заболеваний, а не только к ВИЧ-инфекции или вирусу гепатита С, как указано в постановлении Конституционного Суда.

Принятие законопроекта создаст правовую основу для принятия судебных решений, обеспечивающих права и законные интересы участников конкретных правоотношений исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, в отношении лиц, желающих усыновить ребёнка, но имеющих заболевания, входящие в Перечень заболеваний.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Решение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N АКПИ14-890 Об отказе в признании частично не действующим пункта 2 перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117


Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N АКПИ14-890 Об отказе в признании частично не действующим пункта 2 перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Березиной А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Карповой Е.А., Гарагули Е.В.

о признании частично не действующим пункта 2 перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117, установил:

Пунктом 2 Перечня к заболеваниям, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, отнесены инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Гарагуля Е.В. и его представитель Шарапов И.И., являющийся одновременно представителем Карповой Е.А., заявление поддержали.

Карпова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 22 июля 2014 г. № СГ-П12-5541).

Представители Правительства Российской Федерации Аленичева Н.Л., Андре А.А., Влацкая Ю.Ф. и Минеева О.Н., возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемый акт принят высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, возражения представителей Правительства Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основе правового регулирования семейных отношений лежат принципы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (статья 1 СК РФ).

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, закреплены статьей 123 СК РФ, согласно которой дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Перечисленные законодателем формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют целью обеспечить таким детям надлежащие, в том числе эмоционально-психологические, условия для полноценного развития, в то же время позволяют гражданам, в том числе тем, для кого биологическое материнство или отцовство исключено по медицинским показаниям, реализовать естественную потребность в осуществлении родительской заботы.

Вместе с тем, в целях защиты прав и законных интересов ребенка как наиболее уязвимой и зависимой стороны семейных отношений федеральный законодатель предусмотрел основания, при наличии которых лицо не может быть усыновителем, принять ребенка под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью (статьи 127, 146, 153 СК РФ). Одним из таких оснований является наличие у этих лиц заболеваний, определить перечень которых законодатель возложил на Правительство Российской Федерации.

В данный Перечень входят инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и гепатит С являются инфекционными и включены в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ), а приоритет охраны здоровья детей - одним из основных принципов охраны здоровья в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которой в числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков названы повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.

Таким образом, оспариваемый Перечень принят в развитие положений СК РФ, устанавливающего ограничения для лиц, имеющих определенные заболевания, представляющие угрозу для здоровья ребенка и его воспитания, стать усыновителями, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.

Данные ограничения установлены федеральным законодательством исключительно в интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, нуждающихся в особой защите своих прав и интересов со стороны государства, и не могут рассматриваться как дискриминационные в отношении лиц, имеющих определенные заболевания.

Ссылка заявителей на практику Верховного Суда Российской Федерации, а именно на определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № КАС11-168 несостоятельна, поскольку нормативный правовой акт, проверенный Верховным Судом Российской Федерации по указанному делу, имеет иной предмет правового регулирования.

Учитывая, что Перечень принят в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, его пункт 2 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод заявителей не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Карповой Е.А., Гарагули Е.В. о признании частично не действующим пункта 2 перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

Обзор документа

Оспаривались нормы, определяющие заболевания, при наличии которых нельзя усыновить (удочерить) ребенка.

Также с этими заболеваниями нельзя принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.

Среди них - инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Как указали заявители, данный запрет препятствует стать усыновителями тем, кто имеет такие заболевания, как гепатит С и ВИЧ-инфекция, без учета их общего состояния здоровья.

Это ограничивает их семейные права, гарантированные СК РФ.

Кроме того, по Закону о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции ограничение прав и свобод таких граждан возможно только законом (оспариваемые нормы закреплены в подзаконном акте)

ВС РФ счел положения законными и разъяснил следующее.

Упомянутые ограничения установлены в целях защиты прав и интересов ребенка как наиболее уязвимой и зависимой стороны семейных отношений.

Перечень соответствующих заболеваний является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и гепатит С являются инфекционными. Они включены в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Приоритет охраны здоровья детей - один из основных принципов охраны здоровья в стране.

Оспариваемый перечень принят в развитие положений СК РФ.

Соответствующие ограничения установлены законодательством исключительно в интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, нуждающихся в особой защите своих прав и интересов со стороны государства.

Поэтому эти ограничения не могут рассматриваться как дискриминационные.

Доводы о том, что наличие у лиц гепатита С и ВИЧ-инфекции по закону не является основанием для прекращения опеки и попечительства и лишения родительских прав, не принимаются во внимание.

Приведенные нормы регулируют отношения, связанные с прекращением уже возникших опекунских, попечительских и родительских прав. Поэтому они не служат основанием для признания оспариваемых положений недействующими.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2013 г. № 117

МОСКВА

Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1023)

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.

Установить, что указанный перечень заболеваний распространяется также на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 19, ст. 2304);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1251).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 февраля 2013 г. № 117

ПЕРЕЧЕНЬзаболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство),взять в приемную или патронатную семью

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1023)

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Для лиц с ВИЧ-инфекцией - нахождение на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста менее одного года, определяемая вирусная нагрузка, уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1023)

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

от 14 февраля 2013 года N 117

(с изменениями на 11 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В документе учтено:

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации

Установить, что указанный перечень заболеваний распространяется также на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

2. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2013 года N 117

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью

(с изменениями на 11 июля 2020 года)

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Для лиц с ВИЧ-инфекцией - нахождение на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста менее одного года, определяемая вирусная нагрузка, уровень CD4+ лимфоцитов менее 350 клеток/мл.

Вимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 настоящего Перечня, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 1), 38 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования судебной практикой, - служат основанием для отказа лицу, инфицированному вирусом иммунодефицита человека и (или) вирусом гепатита С, в усыновлении (удочерении) ребенка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года N 25-П.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Читайте также: