В больницу доставлен мальчик четырех лет с высокой лихорадкой

Обновлено: 08.05.2024

Лихорадка неясного генеза у детей в практике инфекциониста

Сотрудниками Пензенского государственного университета, кафедры микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней в данной статье приводится описание разнообразных вариантов лихорадки, а также дифференциально-диагностический алгоритм для поиска причины лихорадки неясного генеза (ЛНГ).

Среди различных заболеваний, сопровождаемых ЛНГ, с которыми встречаются педиатры, распространены генерализованные бактериальные инфекции, системные вирусные инфекции, туберкулез, разнообразные грибковые инфекции, паразитарные инвазии, злокачественные образования, ревматические болезни, кроме того лихорадочные состояния, которые могут быть непосредственно связаны с воздействием лекарственных средств, а также вакцин.

Лихорадка неясного генеза (ЛНГ), в особенности у детей, всегда была, остается и останется актуальной и сложной проблемой, которая требует особого подхода к решению данной проблемы. До настоящего времени ЛНГ является весьма сложной, а зачастую даже загадочной патологией.

ЛНГ – состояние больного, когда повышение температуры тела является единственным проявлением заболевания, которое может оставаться неизвестным даже после проведения множества обследований. ЛНГ – диагноз исключения, который выставляется после проведения всевозможных исследований, когда так и не удалось выявить истинных причин лихорадки.

Известно, что поддержание постоянной температуры тела организма обеспечивается равновесием между теплопродукцией и теплоотдачей, при нарушении данного равновесия возникает лихорадочный синдром. Лихорадку запускают пирогены. Различают экзогенные и эндогенные пирогены. Экзогенные пирогены могут иметь как инфекционную, так и, напротив, неинфекционную природу, они могут являться продуктами метаболизма патогенных микроорганизмов лекарственными средствами и вакцинами. Эндогенные пирогены по-другому можно назвать лейкоцитарным пирогеном, это вещества, поступающие в кровь при разрушении лейкоцитов по тем или иным причинам. Все эти вещества воздействуют на центр терморегуляции, который расположен в гипоталамусе, а точнее, в его передней доле. В результате этого возникает активация механизмов, которые приводят к повышению теплопродукции и подавлению теплоотдачи, а соответственно, возникновению лихорадочного симптома.

Критерии ЛНГ по Р. Б. Тейлору (1992):

Классификация ЛНГ.

Классификация по типам и видам может помочь в дифференцировке, поиске и дальнейшем установлении диагноза.

Этиология.

Лихорадка неясного генеза может возникать из-за большого круга различных заболеваний, это могут быть инфекционные заболевании, неинфекционные, системные заболевание и др.

Этиологическую структуру ЛНГ можно представить следующим образом:

  • инфекционные болезни;
  • злокачественные опухоли и образования;
  • прочие заболевания, разнообразные по этиологии, патогенезу, методам диагностики, лечения и прогнозу;
  • у некоторой доли больных причину лихорадки установить не удается.

Многие бактериальные инфекции, протекающие с явлением ЛНГ, лежат в основе тяжелых заболеваний, таких как сепсис, инфекционный эндокардит, острый средний отит, мочевая инфекция, абсцесс брюшной полости, остеомиелит и пр. Данные заболевания в основном сопровождаются гектической лихорадкой.

Виновниками системных вирусных заболеваний, сопровождающихся ЛНГ, могут являться вирусы герпеса, парвовирус, энтеровирусы, а в последние годы – ВИЧ, вирусы гепатита А, В, С и т.д. Такая лихорадка чаще носит ремиттирующий или интермиттирующий характер.

При генерализованных кишечных инфекциях: иерсениозной, сальмонеллезной, бруцеллезной, тифозной ‒ первый клинический признак – ЛНГ, протекающая с различными вариантами температурной реакции.

В настоящее время участились случаи возникновения туберкулезной инфекции среди населения, что может на начальных этапах проявляется только лихорадкой. Туберкулезная инфекция при этом может быть как легочной (милиарный туберкулез), так и не легочной. При этом поражаются лимфатические узлы, урогенитальный тракт, кости и многие другие органы.

По некоторым данным, ЛНГ может быть также грибковой этиологии, например кандидоз, фузариоз, актиномикоз. Это могут быть паразитарные инвазии ‒ малярия, токсоплазмоз, лейшманиоз и др. Такая ЛНГ возникает у детей, побывавших в эндемичных районах, тропических странах.

Существует так называемая болезнь кошачьей царапины (БКЦ), впервые она была описана в 1931 г., эта патология тоже может стать причиной ЛНГ. Ее возбудителем является Bartonela henselae, которая передается при укусах и царапинах домашней кошкой. Основной симптом БКЦ – длительная лихорадка. На долю БКЦ приходится около 5 % лихорадочных синдромов.

В круг дифференцируемых заболеваний входит также болезнь Лайма как причинный фактор лихорадки. При болезни Лайма лихорадка отмечается примерно в 66 % случаев, особенно такое бывает в теплое время года, чаще всего после посещения лесов.

Современные исследователи в круг дифференцируемых заболеваний у детей с ЛНГ включают так же и другие заболевания и состояния:

  • интраспинальный абсцесс;
  • септический артрит;
  • мультифокальный остеомиелит и др.

Необходимо отметить, что при инфекционных заболеваниях температура тела достаточно часто реагирует на антибиотики. По мнению многих ученых, с течением времени частота причинных факторов ЛНГ меняется, особенно это заметно в последнее десятилетие.

Лихорадка лекарственного происхождения вызывается многими лекарственными средствами или вакцинами. Особенностью такой лихорадки является отсутствие кожных проявлений, аллергической реакции и эозинофилии, что позволяет отличить ЛНГ от аллергии.

ЛНГ в 10 % случаев обусловлена опухолевыми процессами. Это лейкозы, лимфомы, лимфогранулематоз, нейробластома и много другое.

Существует большая группа неинфекционных заболеваний, которые являются причиной ЛНГ. Это системные заболевания соединительной ткани, ревматические болезни, заболевания кишечника, синдром Мюнхгаузена, центральные терморегуляционные нарушения, сахарный диабет и др.

Диагностику у детей с ЛНГ следует дополнить синдромом Мюнхгаузена, при этом ребенок длительно симулирует у себя наличие гипертермии, провоцируя врачей на многочисленные и ненужные исследования, при подтверждении данного синдрома необходима консультация психотерапевта.

Показано, что различные ревматические заболевания у детей начинаются с изолированного симптома лихорадки, пока не появятся отсроченные клинические проявления.

Диагностический алгоритм.

Диагностический поиск у ребенка с ЛНГ включает следующее:

  1. Данные анамнеза:
  • оценка жалоб;
  • подробный семейный анамнез;
  • сведения о выполнении прививок и результатах реакции Манту (сроки последней пробы);
  • история развития настоящего заболевания;
  • предшествующие настоящему заболеванию факторы;
  • учет места жительства и эпидемическое окружение (в том числе поездки в области с другими климатическими условиями);
  • следует уточнить, проживают ли с членами семьи какие-либо животные.
  1. Физикальные данные:
  • оценка общего состояния;
  • оценка вариантов лихорадки;
  • оценка данных объективного физикального осмотра;
  • оценка системных проявлений заболевания;
  • оценка динамики течения заболевания.
  1. Параклинические исследования.

Лабораторные исследования:

  • после оценки клинического статуса выполняются дополнительные методы обследования;
  • для исключения инфекционного процесса осуществляются микробиологические исследования крови и других биологических жидкостей – мочи, синовиальной жидкости, спинномозговой жидкости, кала на предмет обнаружения инфекционного возбудителя;
  • исследование ПЦР биологических жидкостей;
  • различные серологические методы диагностики;
  • прокальцитониновый тест-метод, позволяющий дифференцировать септическое воспаление;
  • общеклинические анализы крови и мочи, биохимическое исследование крови;
  • если есть подозрение на ревматические заболевания, проводится иммунологическое обследование с определением С-реактивного белка (СРБ), ревматологические тесты РФ, АНФ, IgА, IgМ, IgG, D-криопреципитины, а также определение различного спектра аутоантител (анти-ДНК-АТ и др.);
  • проводится туберкулиновый кожный тест;
  • ребенок обязательно обследуется на ВИЧ-инфекцию, RW, гепатиты А, В и С.

Инструментальные исследования:

  • ЭКГ, ЭХО-КГ;
  • рентгенография;
  • УЗИ-диагностика;
  • КТ, МРТ, сцинтиграфия;
  • пункция костного мозга, биопсия печени, почек и других органов.

Общая оценка состояния ребенка и интерпретация результатов широкого комплексного обследования позволяют исключить многие заболевания, и при дальнейшем обследовании с учетом появления новых клинических проявлений можно выставить окончательный диагноз. Диагноз формулируется во время консилиума в присутствии врачей различных специальностей. Часто больные с диагнозом лихорадка неясного генеза проходят долгий путь обследований для того, чтобы наконец понять причину своего состояния.

И. Н. Денисов, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН С. Г. Пак, доктор медицинских наук, профессор Е. В. Волчкова, кандидат медицинских наук А. И. Иванов, доктор медицинских наук, профессор ММА им. И. М.

ММА им. И. М. Сеченова

1. БОЛЬНАЯ К., 30 лет, служащая. Заболела остро: появились недомогание, головная боль, потеря аппетита, боли в суставах. Температура тела поднялась до 39,7°С, отмечала озноб. В последующие дни температура оставалась высокой, ухудшилось самочувствие, появились боли и урчание в правой половине живота, жидкий стул без примесей до 4 раз в сутки. На 3-й день болезни больная заметила появление мелкоточечной сыпи на коже кистей рук и стоп.

При осмотре на 4-й день болезни состояние больной средней тяжести, температура тела 38,7°С. Умеренная гиперемия слизистой ротоглотки, периферические лимфатические узлы не увеличены. Кисти и стопы гиперемированы. Пульс 98 уд./мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 100/75 мм рт. ст. Язык обложен, влажный, печень выступает из-под правой реберной дуги на 0,5 см, эластичная, безболезненная при пальпации. Селезенка не увеличена. В гемограмме — лейкоцитоз 12 х 10 9 /л, нейтрофилез со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, СОЭ 24 мм/ч. На 6-й день болезни появилось крупнопластинчатое шелушение кожи ладоней и подошв.


I. Укажите наиболее вероятный диагноз:

  1. Пищевая токсикоинфекция
  2. Иерсиниоз
  3. Тифо-паратифозное заболевание
  4. Ревматизм

II. Укажите исследование, проведение которого не является необходимым для подтверждения диагноза:

  1. Выделение копрокультуры
  2. Выделение гемокультуры
  3. Серологическое обследование на кишечную группу
  4. Копроскопия

2. БОЛЬНОЙ 19 лет, военнослужащий, обратился к врачу 15.01.99 г. на 3-й день болезни. 13.01.99 г. появились насморк и кашель. В течение первых двух дней температура не поднималась выше 37,3° — 37,8°С, принимал тетрациклин по 0,3 г 4 раза в день. В это же время в воинской части отмечены случаи острых респираторных заболеваний.

На 3-й день болезни самочувствие резко ухудшилось: температура тела повысилась до 40°С и сопровождалась ознобом, появилась резкая головная боль, была повторная рвота. На лице, туловище и конечностях появилась геморрагическая сыпь.

Через 8 часов на фоне проводимой терапии у больного возникли двигательное беспокойство, бред, судорожные подергивания мышц лица и верхних конечностей. Выявлены положительные симптомы Бабинского и Россолимо. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 52 уд./мин, число дыхательных движений 48 в мин. Суточный диурез составил 120 мл.

I. Укажите наиболее вероятный диагноз:

  1. Грипп
  2. Менингококковая инфекция
  3. Сепсис
  4. Болезнь Шенлейна–Геноха

II. Выберите наиболее правильную врачебную тактику:

  1. Лечение на дому
  2. Госпитализация в инфекционный стационар в день обращения
  3. Госпитализация в инфекционный стационар при ухудшении состояния при динамическом наблюдении
  4. Госпитализация в терапевтический стационар

3. ЖЕНЩИНА 35 лет внезапно заболела: появилось резкое общее недомогание, головная боль, боль в горле при глотании, повысилась температура тела до 38°С. При осмотре больной на первый день заболевания выявлены отек и гиперемия ротоглотки. На миндалинах, небных дужках, язычке имеется пленчатый налет, который с трудом снимается. На месте снятия налета остается кровоточащая поверхность слизистой. Региональные лимфатические узлы незначительно увеличены с обеих сторон. Гнусавость голоса, затрудненное дыхание. Наблюдается отек подкожной клетчатки в области шеи до ключиц.


Поставьте предварительный диагноз:

  1. Токсическая дифтерия
  2. Инфекционный мононуклеоз
  3. Дифтерия зева
  4. Стрептококковая ангина
  5. Туляремия, ангинозно-бубонная форма

Правильные ответы:

1— IБ, IIГ; 2— IБ, IIБ; 3— А. Для токсической дифтерии характерна двусторонность поражения в виде фибринозных налетов, распространяющихся за пределы миндалин, при снятии которых обнаруживается кровоточащая поверхность, а также характерен отек подкожной клетчатки шеи.

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых кли

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].

Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.

Задачи исследования

Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.

Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].

Критерии включения больных в исследование:

Критерии исключения больных из исследования:

Наличие декомпенсированных заболеваний или острых состояний, которые могут влиять на проведение исследования.

Применение вегетотропных и ноотропных препаратов в период исследования и в последние две недели перед исследованием.

Участие в других клинических исследованиях в течение четырех недель перед включением в данное исследование.

Материал исследования

Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.

Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.

По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.

Распределение заболеваемости детей основной и контрольной групп по нозологическим формам

Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).

Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.

Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона–Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.

Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.

После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.

Результаты исследования

Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).

Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.

Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.

КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.

Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40–1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27–1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26–1,52) (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).

Выраженность астении косвенно отражается на интеллектуально-мнестических показателях, в частности на оперативной памяти: чем выше утомляемость ребенка в период после перенесенного инфекционного заболевания, тем больше страдает процесс запоминания. Оценка памяти у детей проводилась с помощью методики запоминания десяти слов. Регистрировались следующие показатели: 1) количество повторений, необходимых для воспроизведения 10 слов; 2) количество слов, воспроизведенных через 1 час.

В большинстве случаев обследуемым обеих групп (достоверных различий показателей детей основной группы с группой сравнения нет) для воспроизведения 10 слов требовалось 3 и более повторений, что свидетельствовало о снижении показателей механического запоминания. В то же время количество воспроизводимых слов через час после начала исследования значительно снизилось, что явилось признаком нарушения динамической памяти у детей с вегетативной дистонией.

В качестве методики для исследования опосредованного запоминания использовалась пиктограмма. Регистрировались следующие показатели: 1) количество воспроизведенных понятий; 2) динамика воспроизведенных понятий через 1 час.

Оценка результатов пиктограмм в целом показала, что у детей с СВД дистонией изображаемые образы часто не соответствовали реальным объектам, что впоследствии затрудняло их интерпретацию. Показатели по критерию адекватности (обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой) в среднем составили около 50%.

Проведенное по методике Люшера тестирование отразило статистически значимое отклонение преимущественно выбираемой обследуемыми цветовой гаммы от аутогенной нормы. В то же время величина вегетативного показателя не имела столь значимых различий по сравнению с возрастными нормами. Среднестатистические показатели тревожности и напряжения, определенные с помощью теста Люшера, также не имели значительных отклонений от стандартных показателей (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).

Таким образом, проведенное клиническое обследование детей, перенесших инфекционные заболевания, выявило наличие у них различной степени выраженности проявлений СВД. Безусловно, такие психовегетативные нарушения отражались на периоде реконвалесценции, ухудшали качество жизни и требовали их адекватной коррекции.

В качестве альтернативного препарата для коррекции проявлений СВД был использован Тенотен детский с успокаивающим и выраженным вегетостабилизирующим действием (Лобов М. А., 2008). Основная группа детей (30 человек) получала Тенотен в дозе 3 таблетки/сутки курсом 1 месяц в сочетании со стандартной витаминотерапией. Контрольная группа детей (20 человек) получала стандартную терапию с применением лекарственных средств, не обладающих психотропной и вегетотропной активностью. По окончании курса лечения были проведены повторные клинические исследования.

Прием препарата Тенотен детский в течение месяца обеспечил достоверное (в сравнении с контрольной группой) улучшение показателей психовегетативного статуса и снижение частоты соматоневрологических расстройств у детей, принимавших Тенотен детский, тогда как в контрольной группе детей эти показатели оставались практически на прежнем уровне (рис. 1, 2).

Рис. 2.Динамика показателей вегетативного тонуса по опроснику А. М. Вейна у детей группы контроля

Улучшение показателей вегетативного тонуса отмечалось не только в его психоэмоциональной (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна), но и соматоневрологической (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспептические нарушения) составляющей. Полученные данные отражены на рис. 1.

Рис. 1.Динамика показателей вегетативного тонуса по опроснику А. М. Вейна у детей в группе лечения Тенотеном

Качественно изменились результаты КОП. У детей, принимавших Тенотен детский, отмечалась нормализация показателей вегетативного обеспечения (симпатикотонический вариант КОП) с 15,33% детей в начале терапии до 46,67% (p < 0,05), у остальных наметилась четкая тенденция к улучшению. В контрольной группе показатели КОП остались практически на прежнем уровне. Данные отражены на рис. 3.

Рис. 3.Динамика показателей вегетативного обеспечения по данным КОП у детей основной и контрольной групп

Была выявлена положительная динамика в отношении патопсихологических проявлений. После курсового применения препарата уменьшение выраженности мнестических и поведенческих симптомов (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) отмечалось в среднем у 85% детей. Все показатели шкалы SNAP-IV у детей основной группы после лечения Тенотеном достоверно снизились (p < 0,05). Показатели гиперактивности и невнимательности снизились до нормальных значений, абсолютные показатели импульсивности также значительно уменьшились в наблюдаемой группе.

По данным психометрического исследования у пациентов с СВД основной группы были выявлены достоверные положительные изменения при проведении тестов на память и внимание в сравнении с контрольной группой. Данные тестирования выявили отчетливое улучшение показателей механической и динамической памяти у 30% детей (p < 0,05), а также опосредованной памяти в тестах с пиктограммой — повышение показателя адекватности до 75% (p < 0,05).

Динамическая оценка результатов цветового теста Люшера выявила относительную стабилизацию психоэмоционального состояния у детей основной группы, что отразилось на предпочитаемой цветовой гамме и приближении ее к аутогенной норме (по коэффициенту суммарного отклонения от аутогенной нормы — p < 0,05). У детей контрольной группы определяемые показатели не имели статистически значимых изменений.

По окончании исследования родители оценили результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы. В среднем успешность лечения в основной группе была оценена на 7–8 баллов, в контрольной — на 4–5 баллов.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у детей, перенесших инфекционные заболевания, имеются в различной степени выраженные симптомы астеновегетативного синдрома (СВД) в виде психоэмоциональных (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна) и соматоневрологических (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспепсия) нарушений.

Астеновегетативные нарушения отрицательно влияют на процесс реконвалесценции у детей после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, удлиняя этот период и ухудшая качество жизни пациентов.

Применение препарата Тенотен детский после перенесенных инфекционных заболеваний в дозе 1 таблетка 3 раза в день приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса и обеспечения, уменьшает частоту соматоневрологических проявлений вегетативной дисфункции, что способствует более быстрому завершению периода восстановления.

Тенотен детский устраняет проявления астении, стабилизирует психоэмоциональное состояние детей: улучшает настроение, успокаивает, способствует снижению раздражительности и капризности, облегчает процессы обучения (запоминание, концентрацию внимания, усидчивость).

Препарат Тенотен детский безопасен у пациентов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Побочных эффектов во время применения препарата не было отмечено.

Доказанное успокаивающее, выраженное вегетотропное и антиастеническое действие препарата Тенотен детский позволяет рекомендовать его для применения у детей с различными проявлениями вегетососудистой дисфункции после перенесенных инфекционных заболеваний.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор
Т. Ильичева
Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница,
Саратовский государственный медицинский университет, Саратов

Лихорадка – это защитная реакция организма. Пока температура тела ребенка повышена, он вырабатывает вещества, помогающие бороться с инфекцией. Большинство родителей очень боятся этого состояния, хотя оно не всегда опасно. Иногда в своем стремлении как можно быстрее побороть лихорадку вы совершаете ошибки.

Температура здорового человека составляет 36,6 градусов. У детей температура тела всегда немного ниже, хотя это, конечно, не является правилом. Большинство из них реагируют более бурно, чем взрослые, даже на малейшее повышение температуры тела. Однако это не повод для паники.

Неправильное измерение температуры

Чтобы правильно измерить температуру, нужен не только хороший термометр, но и хорошие условия. Результат может быть искажен, если вы измеряете температуру:

  • После того, как ребенок выпил теплый чай или съел теплый суп
  • Пролил море слез
  • Через некоторое время после купания
  • В слишком теплом помещении

Слишком быстрая реакция

Потогонное действие

Сиропы и чаи от жажды хорошо работают, если температура не превышает 38 градусов. Однако из-за своего воспалительного и согревающего действия они могут ухудшить состояние, если температура уже высокая.

Охлаждение

Выход в свет

Даже в теплые дни не следует выходить на улицу с ребенком, у которого есть высокая температура. Повышение температуры всегда сопровождается общей слабостью организма. Когда это происходит, малыш становится более восприимчивым к микробам, чем обычно. После снижения температуры с помощью лекарств гулять тоже не рекомендуется, потому что ребенок потеет, и его организм все еще борется.

Перегрев

Из-за того, что у малыша высокая температура, вы закрываете все окна и выключаете радиаторы. Кроме того, вы плотно укутываете его одеялом и добавляете еще одно одеяло, потому что больному ребенку необходимо лежать в тепле. Такие меры, как горячее чаепитие, могут привести к повышению и без того высокой температуры. Ребенка с высокой температурой следует слегка одеть и укрыть, как обычно, стандартным одеялом. Кроме того, не повышайте температуру в доме, а проветривание комнат (где ребенок в данный момент не находится) очень важно во время инфекции.

Неправильные действия

Если лихорадка требует приема лекарств, вы должны знать, как действовать. Это довольно обширная тема, поэтому будут приведены только самые важные факты. Младенцам до 3 месяцев дают только парацетамол. Детям после 3 месяцев можно также давать ибупрофен. Детям до 12 лет нельзя давать другие жаропонижающие средства без консультации с врачом. Вы всегда должны подбирать дозу лекарства в соответствии с его весом, а не принимая во внимание только возраст. Старайтесь использовать одно жаропонижающее средство, с рекомендуемыми интервалами между приемами. Только когда один препарат не эффективен, можно попеременно назначать парацетамол и ибупрофен с временным интервалом. Помните, что во время лихорадки, как и в период диареи, очень важно обеспечить ребенку гидратацию.

Температура тела до 38 градусов – это еще субфебрильное состояние, а не лихорадка, и хотя некоторые дети уже в начале заболевания чувствуют себя очень плохо, это лишь состояние, требующее тщательного наблюдения. Температура выше 38 градусов – это уже умеренная лихорадка, требующая приема жаропонижающих средств. Только 38,5 градусов у ребенка является высокой температурой. Та, что приближается к 40 градусам, уже опасна для жизни малыша.

Когда обращаться к врачу?

Все зависит от того, сколько ребенку лет, как он себя чувствует и какие дополнительные симптомы сопровождают лихорадку. При лихорадке у грудных детей всегда следует проконсультироваться с врачом. У детей старшего возраста лихорадка до 38,5 градусов, длящаяся до 3 дней, которая не сопровождается тревожными симптомами, не требует консультации. Если, несмотря на прием лекарств, температура не опускается ниже 38 градусов, в течение как минимум двух дней, можно обратиться к врачу.

Симптомы, которые всегда должны беспокоить вас во время лихорадки, включают:

Изяков Дмитрий Николаевич

В 2015 году в серии клинические рекомендации Союза педиатров России, вышел сборник "Лихорадящий ребёнок. Протоколы диагностики и лечения." В нем пересмотрены некоторые моменты относительно действий врачей и родителей при повышении температуры у детей при различных заболеваниях. В этой статье я постарался собрать ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы с учетом современных рекомендаций и практического опыта.

Какая температура является поводом для паники?

Вот чего не нужно, так это паники. По современным данным, лишь температура свыше 40 градусов может нанести вред детям с хроническими заболеваниями.

Изначально здоровые дети переносят высокую температуру без последствий для здоровья. Здоровый ребенок просто не способен нагреть сам себя до опасных цифр. Но, его так нагреть можно извне, неправильными действиями. Например, при обычной лихорадке укрыть одеялом, при температуре воздуха в комнате выше 22°С. Но это уже не лихорадка, а именно гипертермия, состояние при котором нужно вызывать скорую помощь. Основное отличие – не помогают жаропонижающие и обтирания.

Но ведь высокая температура говорит об опасной болезни?

Как раз у детей вовсе не цифры градусника указывают на опасность. Опасна не температура, а болезнь, ее вызвавшая. Высокая температура может быть и при неосложненной ОРВИ, которая пройдет за 2-3 дня. Или при безопасной детской инфекции – внезапная экзантема, ее еще называют: розеола, трехдневная лихорадка, температура нередко 40-41°С. А при опасной болезни менингит, часто может не превышать 39,5. Есть и опасные заболевания, сопровождающиеся температурой. Вот что требует вызова скорой помощи:

  • возраст до 3 месяцев
  • появление наряду с холодными руками и ногами "мраморного" рисунка на "гусиной коже"
  • отсутствие видимых признаков болезни, кроме повышенной температуры у ребёнка до 3 лет
  • сохранение температуры выше 38,5 на 4 день болезни с появлением частого дыхания
  • сыпь на коже, не бледнеющая при надавливании пальцем
  • невозможность прижать подбородок к груди и/или выбухание родничка
  • боль в животе
  • боли в ногах и/или в руках
  • температура через 2 часа после приема жаропонижающего стала выше, это признак перегрева – гипертермии.

А как же судороги?

Наблюдаются примерно у четырёх детей из ста и не зависят напрямую от высоты подъема температуры. Кроме того, не являются опасными для здоровья, хотя, несомненно, очень пугают родителей. Помощь при возникновении фебрильных судорог заключается в повороте головы набок и обеспечении доступа свежего воздуха. Все необходимые препараты вводятся врачом "скорой", которую необходимо вызвать и встретить другому взрослому.

И что, совсем ничего опасного в высокой температуре нет?

Есть, это обезвоживание – потеря жидкости из-за испарения с дыханием и потом. При лихорадке ребенка сложно уговорить пить, но именно в этот момент это ему необходимо.

А холодные руки и ноги?

Чаще всего это кратковременное явление, не требующее вмешательства врача и не представляющее угрозы здоровью.

На сколько нужно сбивать температуру?

На 1-1,5 градуса достаточно, ибо только с помощью повышения температуры организм ребёнка борется с инфекцией.

При каких значениях градусника давать жаропонижающие?

Привожу общие рекомендации, нужно советоваться с врачом, который лечит вашего конкретного ребенка.

  • У детей в возрасте до 3 месяцев – с 38°С
  • У детей старше 3 месяцев, не имеющих хронических заболеваний – с 39°С
  • У детей с заболеваниями головного мозга, сердца и лёгких – с 38,5°С

Только ли эти цифры являются основанием?

Нет. Цифры на градуснике не имеют значения для начала приема жаропонижающего, если ребёнок:

  • очень плохо переносит повышенную температуру, ведёт себя беспокойно
  • имеет "мраморный" рисунок на бледной "гусиной коже"
  • дрожит, его "бьет озноб"

Какие лекарства использовать?

Только на основе ибупрофена и парацетамола, названия действующего вещества всегда указаны на упаковке под торговой маркой жаропонижающего.

Почему они не помогают?

Самая частая причина – неправильная дозировка, расчет дозы на возраст, а не на вес ребёнка. Второй частой причиной является обезвоживание. Третьей - ребенок слишком тепло одет, укрыт, в комнате тепло.

Какую дозу надо дать?

Самым популярным жаропонижающим на основе ибупрофена является "Нурофен для детей" в виде сиропа. Нужно вес ребёнка в килограммах разделить пополам. Например, если вес 10 кг, то 10:2 = 5 мл детского Нурофена и следует ему дать. Такую дозу можно повторить не раньше, чем пройдёт 8 часов.

Самым удачным по форме выпуска жаропонижающим является "Эффералган" сироп для детей с действующим веществом парацетамол. Его мерная ложка позволяет набирать дозу лекарства сразу на вес, не вычисляя ее в мг.

Все остальные препараты "Панадол", "Калпол", "Парацетамол" сироп и т.п. требуют математических действий, умножения веса на 0,6. Например, если ребёнок весит 10 кг, то 10*0,6=6 мл "Панадола" следует дать. Такую дозу можно повторить через 6 часов.

Можно ли их чередовать?

Можно, но между приёмами парацетамола и ибупрофена должно проходить не менее 2 часов. Если их принять вместе, то есть опасность повреждения почек.

Почему нельзя другие лекарства от температуры?

Медицинские исследования не выявили реальной пользы от других лекарств, зато определили вред каждого:

  • "Но-шпа" не имеет эффекта при холодных руках и ногах, зато имеет список побочных эффектов.
  • "Анальгин" опасен развитием потери сознания и не должен использоваться родителями без присутствия работников служб скорой и неотложной помощи.
  • "Найз" у одного из 250 принимавших его пациентов вызвал повреждение печени
  • "Аспирин" может вызывать у детей поражение печени и головного мозга

Сколько нужно пить жидкости, чтобы снижалась температура?

На каждый килограмм веса ребенку в час надо выпивать 4 мл. То есть, если ребёнок весит 10 кг, то каждый час он должен выпивать не менее 10*4=40 мл.

Можно ли обтирать?

Что же делать с холодными руками и ногами?

Их нужно аккуратно согреть, мягко растирая до легкого покраснения кожи, для чего использовать шерсть, махровое полотенце или просто свои ладони.

Сколько ждать эффекта от жаропонижающего и обтирания?

Два часа. Если температура не снизилась, то следует дать второе жаропонижающее, продолжить обтирания и выпаивание ещё 2 часа. Если температура не снизилась и/или ещё повысилась, то вызвать "скорую".

Чем может помочь "скорая"?

Оценить состояние ребенка, определить, нужна ли в этом случае госпитализация. Оказать помощь путём инъекционного введения лекарств и врачебных методов снижения температуры у ребёнка. Именно при лихорадке, реально она нужна в очень небольшом проценте случаев, неэффективности жаропонижающих, связанных с гипертермией – состоянием, осложняющим лихорадку, когда ребёнок не способен отдать тепло тела.

Как правильно измерять температуру?

Измерение температуры подмышкой ртутным стеклянным термометром у детей уже признано наименее предпочтительным из-за опасности его разбить. На смену ему пришли электронные и инфракрасные термометры. Мало кто знает, но для получения результата, сравнимого с ртутным термометром, электронный должен находиться подмышкой то же самое время. То есть, 5 минут, если ребенок находился при комнатной температуре. И 10 минут, если находился до измерения при более низкой температуре.

Почему электронные градусники показывают температуру ниже?

Причины резные: неплотное прижатие, измерение меньше 5 минут, пот, спазм сосудов кожи, разряд батарейки, отсутствие заводской установки на измерение температуры кожи. Можно использовать эти термометры с учетом поправки. Для этого взрослый, без повышенной температуры, ставит под одну подмышку электронный, а под другую – ртутный. Измеряет 5 минут и сравнивает. Например, получили 35.6 и 36.6 соответственно. При последующих измерениях электронным будете прибавлять 1 градус.

Какой термометр лучше?

Температуру равную подмышечной имеет область виска. Для ее измерения используют инфракрасные термометры. Это самый оптимальный метод для родителей на сегодня. Для правильного применения нужно гораздо меньше тонкостей: вытереть пот с виска, убрать волосы, держать на правильном расстоянии (указано в инструкции), вовремя менять батарейку, произвести настройку на измерение температуры височной области (тоже написано в инструкции). Использование других термометров: в соске, ушных, полосок для лба – чревато ошибками измерения в сторону занижения или ложного повышения.

Как часто измерять температуру?

Ребенку с лихорадкой необходим контроль температуры:

  • каждые 6 часов, если не требуются жаропонижающие
  • каждые 4 часа при их эффективном применении
  • каждые 2 часа при неэффективном применении.

Ребенку с нормальной температурой, но имеющему острое заболевание – каждые 12 часов, вечером измерить. Здоровому ребенку с риском острого заболевания по контакту или повышения температуры на прививку, по состоянию, для контроля измерить раз в сутки, вечером. Здоровым детям без риска болезни – не нужно.

Читайте также: