В каком российском городе в 2000 году ввели налог для борьбу с паразитами

Обновлено: 24.04.2024

Пётр I известен как царь-реформатор, прорубивший окно в Европу, и как отец-основатель российского флота. Но мало кто знает, что император также обладал недюжинной фантазией в области налогообложения подданных.

Налог на бани

Можно подумать, что Пётр I не очень-то жаловал чистоплотных людей. Иначе как можно объяснить тот факт, что в 1704 году он ввёл налог на бани? Плата за печные и банные трубы существовала ещё в Киевской Руси, однако при Петре I, в 1704 году, она превратилась в полноценный государственный налог на бани.

Бояре, думные люди и крупные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля в год (на копейку в те годы можно было купить курицу), простые дворяне и купцы, рядовые чиновники и священники — по 1 рублю, крестьяне, солдаты, казаки и ямщики — по 5 алтын (15 копеек). Строительство новых бань без предварительного разрешения государства облагалось штрафом в 50 рублей.

Сбор с домовых бань отменили в 1775 году в царствование Екатерины II.

Налог на бороды

На банях царь не остановился. После возвращения из поездки в Европу Пётр I решил приобщать людей к европейской культуре, в частности менять их внешний вид на европейский манер. Так, в 1705 году царь ввёл налог на бороды. Размер платы зависел от сословия: ношение бороды стоило крупным купцам 100 рублей в год, дворянам, средним и мелким купцам, чиновникам и ремесленникам — 60 рублей в год, а ямщикам и извозчикам — 30 рублей. Все жители Москвы независимо от сословия должны были платить за бороду 30 рублей в год. Не облагались налогом только священники. Крестьяне могли бесплатно носить бороду в деревне, но при въезде в город с них взималась плата — 2 деньги (1 копейка).

Заплатившие налог получали своего рода квитанцию об оплате: специальный бородовой знак — медный жетон.

Правила не стояли на месте, и в 1715 году произошла налоговая унификация — для облагаемых налогом сословий установили единую ставку: 50 рублей в год. Налог в 1772 году отменила Екатерина II. При этом императрица запретила носить бороды государственным чиновникам, военным и придворным.

Налог на цвет глаз в Башкирии

В 1704 году прибыльщики Петра I (лица, ответственные за сбор налогов) объявили жителям Уфимского уезда о введении новых податей. Самым необычным было введение особого налога на цвет глаз.

По максимальному тарифу платили обладатели голубых глаз — 13 алтын (39 копеек) в год, в то же время кареглазые жители уезда вносили в казну всего 2 алтына (6 копеек). Объяснить налог можно стремлением в то время ограничить число переселенцев из центра страны (коренные башкиры преимущественно были кареглазыми, среди них намного реже встречались голубоглазые люди).

Правда, о введении налога известно только из коллективных жалоб башкир. Документального подтверждения указа не существует, в Полном собрании законов Российской империи его нет.

Налог на соль

У налога на соль в России богатая история. Система получения дохода с этого продукта много раз менялась. Производством соли занимались как казённые солеварни, так и частные, платившие пошлины (известны, например, солепромышленники Строгановы). Правом беспошлинного варения соли пользовались монастыри.

В 1862 году государство установило акциз на соль. Ставка акциза колебалась в зависимости от местности от 8 до 30 копеек за пуд. Разный размер этого косвенного налога был призван поддержать производство соли в ряде регионов.

Акциз подвергся значительной критике в обществе. В рационе народа было много растительной пищи, основным спутником которой в то время была соль. Кроме того, этот продукт использовали и как консервант. Также соль использовали в скотоводстве — её давали коровам и овцам, а сниженное употребление этого продукта привело к ухудшению качества мяса. В 1879 и 1880 годах купечество представило правительству ходатайства об отмене налога. В итоге в 1880 году соляной акциз был отменён. Цена на продукт значительно снизилась: с 50 копеек — 1 рубля за пуд до 20–40 копеек.

В 1892 году министерство финансов поставило вопрос о восстановлении налога на соль, но безрезультатно.

Налог на спички

Акциз на спички в России водили несколько раз. Первоначально налог с зажигательных спичек ввели в 1849 году в размере 1 рубля за каждые 1000 штук. Производство спичек допускалось только в Санкт-Петербурге и Москве, и сборы поступали в городские бюджеты. В 1859 году производство спичек разрешили повсеместно, а акциз отменили.

Правительство вновь ввело акциз в 1888 году. Он зависел от размера упаковки. С коробки, содержавшей не более 75 спичек, взимались 1/4 копейки, от 75 до 150 спичек — 1/2 копейки, от 150 до 225 спичек — 3/4 копейки, от 225 до 300 спичек — 1 копейка. Импортные спички облагались налогом в двойном размере.

За первый год действия спичечного акциза бюджет страны получил 2,712 млн рублей (17,8 млрд рублей в ценах 2020 года), в 1901 году — уже 7,929 млн рублей (43,54 млрд рублей в ценах 2020 года).

В 1914 году налог увеличили вдвое для спичек российского производства и повысили на 50% для импортных. Акциз отменила советская власть в эпоху военного коммунизма, однако в 1921 году платёж вернули. Его ставка в 1924 году была определена в размере 0,6 копеек с коробки, содержащей до 75 спичек.

Налог на езду на велосипеде

Первые велосипеды появились в начале XIX века и к концу столетия приобрели почти современный вид. На рубеже XIX–XX веков этот транспорт был очень популярен в России. В 1883 году в Москве состоялись первые в России велосипедные гонки. Вскоре двухколёсный транспорт добрался и до провинциальных городов.

Велосипедную езду в то время не регулировали на государственном уровне, в каждом городе выпускались свои правила. В 1903 году Николай II разрешил городским думам вводить сбор с велосипедов со включением в него платы за установку номерных знаков (она во многих городах взималась и до издания закона). При этом размер сбора не должен был превышать 1 рубля 50 копеек.

Согласно правилам, владельцы транспортных средств обязаны были вносить регулярную плату за велосипед — 1 рубль в год (за эти деньги можно было купить 1 кг сливочного масла или целого гуся). Плата вносилась в апреле. В случае покупки велосипеда после 1 июля владелец платил за первый год половину суммы. От уплаты взносов освобождались транспортные средства, принадлежащие казённым учреждениям.

Странные налоги со всего мира

Налог на бороду, окна или трусость – такие платежи существовали в разных странах мира в давние времена. Но и сейчас государства, которым нужны деньги, обязывают граждан платить больше под самыми разными предлогами. Перечисляем страны, в которых налогоплательщика заставят раскошелиться самые банальные, на первый взгляд, действия: от выбора имени для ребенка до желания запостить что-нибудь в Facebook, выпить банку Coca-Cola или выехать из страны. Разумеется, уже после окончания карантина.

В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.


Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.

В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).


Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.

Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.


Такой налог ввели власти Уганды. С 1 июня 2018 года желающие использовать соцсети должны заплатить $0,05 (около 4 руб.) за каждый день пользования. Чиновники объяснили свое решение тем, что в соцсетях слишком много слухов, в том числе и касающихся местных властей, а на борьбу с дезинформацией и ее последствиями уходит слишком много денег. Еще больше приходится платить тем, кто хочет вести собственный блог. Сумма составит $440 (около 33 000 руб.) в год – большие деньги в стране, где значительная часть населения живет на $1 в день. За неуплату налога предусмотрено жесткое наказание: штраф от $2500 (около 187 000 руб.) или 12 месяцев лишения свободы.

Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.

Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо – они научились преодолевать кризисы и обеспечили макроэкономическую стабильность, но им не удается решить более сложную задачу – вывести экономику на траекторию развития.

От кризиса к кризису

20 лет назад, в 1999 г., Россия выбиралась из тяжелейшего кризиса, обернувшегося дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесценением рубля, падением доходов. Девальвация и высвободившиеся мощности дали экономике импульс – рост на 6,4% в 1999 г. и на 10% в 2000 г.

За 10 лет к 2008 г. российский ВВП почти удвоился, доля бедного населения сократилась вдвое, прямые иностранные инвестиции выросли с $14,3 млрд в 2001 г. до $121,1 млрд в 2007 г., рубль существенно укрепился. Власти пытались сдерживать укрепление рубля ценой высокой инфляции, а она обернулась двузначными ставками по кредитам, что вынудило бизнес обратиться к дешевым иностранным займам – эта зависимость и валютный риск проявились в 2008–2009 гг.

Нефтяные доллары стабильно пополняли бюджет и поддерживали рост экономики. Цена нефти подскочила с $12/барр. в 1998 г. до $27,3 в 2003 г., а затем начала расти на 12–15% в год, достигнув к середине 2008 г. почти $150. Рост цены нефти объясняет от трети до половины российских темпов роста за десятилетие, указывал главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Приток сырьевых доходов позволил увеличить расходы федерального бюджета с 14% ВВП в 1999 г. до 18,3% и радикально сократить госдолг – с 92,4% ВВП в 1999 г. до 7,5% в 2008 г. В 2004 г. Россия впервые получила инвестиционный рейтинг.

Еще в 2000-е чиновники задумались, как изолировать экономику от нефтяных денег и сформировать подушку безопасности: в созданный в 2004 г. стабилизационный фонд направлялись дополнительные сырьевые доходы, полученные при цене барреля выше базовой – $20, которая затем начала повышаться, что позволяло увеличивать расходы бюджета.

Повышение роли государства проявлялось по крайней мере в трех формах: расширение госсобственности, рост бюджетных доходов и расходов, компенсация недоверия к бизнесу и финансовым институтам за счет развития государственных финансовых структур, перечисляли Мау и Ясин. Целью новой политики стало повышение контроля государства над финансовыми потоками и экономикой в целом, все больше власти полагались на инвестиции бюджета.

Движение экономики, запущенное позитивными ожиданиями, по инерции продолжалось вплоть до 2008 г., замечает Вьюгин. К 2008 г. экономика страны вышла на пик – ВВП составил 108% к 1990 г. Но впереди ее ждал новый шок – мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.

Накопление проблем

В кризис российская экономика вошла отягощенная системными проблемами – гипертрофированной ролью государства и бюджета, зависимостью от цен на нефть и внешних рынков капитала, грузом неэффективных предприятий, ростом зависимости бизнеса и населения от государства, низкой конкуренцией, неэффективными институтами, высокой инфляцией. Все эти проблемы усилили удар кризиса.

За 2008–2009 гг. падение темпов роста ВВП от пикового докризисного уровня до нижней отметки в мае 2009 г. превысило 11%, чистый отток капитала за 2008–2009 гг. достиг $200 млрд, курс доллара вырос с $24,5/руб. до $35,7/руб. В условиях повышения рисков кредитования и сжатия притока капитала из-за рубежа началось быстрое падение инвестиций в основной капитал. Кризис оборотных средств, затронувший буквально все отрасли экономики, потянул за собой спад производства, вспоминает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Основной ущерб понесли успешные секторы, наиболее вовлеченные в глобальные рынки, – инвестиционная, банковская сфера и финансовые рынки, а также производство в экспортно- и инвестиционно-ориентированных отраслях.

Весной 2009 г. цены на нефть вновь начали расти, а мировая экономика – восстанавливаться. Вслед за этим начался восстановительный рост и в России. После падения на 7,8% в 2009 г. ВВП страны увеличился на 4,5% в 2010 г., а затем рост стал затухать – и даже дорогая нефть уже не могла поддержать экономику. Со стороны внешнего спроса поддержки тоже не оказалось. Если за четыре докризисных года (2005–2008 гг.) рост мировой экономики составлял в среднем 4,9% в год, то за четыре посткризисных (2010–2013 гг.) – 3,8%, причем все четыре года его скорость падала. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли предприятий, нехватка ресурсов резко ограничила возможности финансирования инвестиционных программ: в 2013 г. инвестиции в основной капитал упали впервые с 2009 г. Расходы бюджета, возросшие в предвыборные 2011–2012 годы, в реальном выражении начали сокращаться.

Российская экономика 1999–2019

Стабильно без развития

В 2014 г. экономика России пережила идеальный шторм – падение цен на нефть (со $115,2/барр. в июне 2014 г. до $45,1 в январе 2015 г., а в начале 2016 г. – до минимума с начала 2000 х., $27,5), введение санкций из-за присоединения Крыма и ответных российских санкций, девальвация рубля (к концу 2014 г. курс снизился примерно вдвое). Уже в 2014 г. темпы роста экономики упали до 0,7% с 1,8% в 2013 г. и 3,7% в 2012 г., произошел рекордный отток капитала, прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 г. спад ВВП увеличился до 2,3% и продолжался до начала 2016 г.

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, а затем был вынужден экстренно повысить ключевую ставку до 17%.

Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г. Пытаясь сохранить привычный уровень потребления, люди начали копить долги, что привело к сильному росту потребительского кредитования – с 2018 г. доля обязательных платежей домохозяйств по необеспеченным потребительским кредитам увеличилась с 7,5 до 8,4% доходов, а доля домохозяйств с кредитами превышает 40%.

В отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к отскоку экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 г., когда было одобрено новое бюджетное правило (стало применяться еще в 2017 г.): все нефтегазовые доходы, полученные при цене барреля свыше $40, должны направляться в фонд национального благосостояния. Снизив зависимость экономики от нефтяных цен, бюджетное правило помогло ЦБ в политике инфляционного таргетирования, к которой он перешел в 2012 г. Впервые инфляция достигла таргета 4% в мае 2017 г., а по итогам того года составила и вовсе 2,5%, но затем начала ускоряться, преодолела таргет и только этой осенью вернулась к 4%.

Пытаясь ускорить рост экономики, власти пошли по привычному пути использования бюджетных ресурсов. В мае 2018 г. Путин подписал указ, в котором определил цели на этот свой президентский срок – повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение вдвое уровня бедности, рост производительности труда, увеличение доли инвестиций в ВВП и т. д. На основании указа были разработаны национальные проекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес. При этом часть денег на нацпроекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2019 г. НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику.

Внезапным для избирателей стало решение о повышении пенсионного возраста, с помощью которого власти рассчитывают получить ресурсы для увеличения пенсий, снижения нагрузки на бюджет, увеличения рабочей силы в экономике. За внезапность решения Кремль заплатил ростом протестных настроений населения.

Вера в справедливость, частное предпринимательство подорвана, взамен установлен полный административный контроль над судебной системой, которая, казалось, должна была обеспечивать соблюдение законов, описывает состояние инвестиционного климата Вьюгин: в ответ частный сектор куда осторожнее принимает решения об инвестициях, а ставка на госинвестиции все больше растет. Дальнейшее изменение системы невозможно без изменений самой ее сути, говорил федеральный чиновник: без изменения политической ситуации, конкуренции, без устранения неравенства и несправедливости в распределении ресурсов.

События 19 августа 1998 г. – важное событие в новейшей экономической истории России. Оно стало ярким маркером, разделившим два периода: годы сильного и затяжного экономического спада, начавшегося в 1980-е, и годы быстрого развития в первом десятилетии XXI в. Сейчас, в 2018 г., можно гораздо лучше понять и объяснить события, происшедшие 20 лет назад: история становится понятна лучше, когда известно, что произошло после. С другой стороны, сейчас использовать объяснения непосредственных участников событий напрямую, без понимания контекста, бессмысленно.

Как это было

Важным элементом экономической политики была макроэкономическая стабилизация. В 1997 г. инфляция составила 11% – при неблагоприятной внешней конъюнктуре это было значительным достижением. (За два года до этого, в начале антиинфляционной кампании, инфляция была более 200% в год.) Тем не менее цена, которую платила экономика за эту стабилизацию, была огромной. Парламент, который контролировался оппозицией, не давал правительству снизить расходы и сократить дефицит бюджета. Увеличивать расходы, т. е. собирать налоги, правительство не умело: прямые налоги – нормальная, современная налоговая система – появились всего за несколько лет до этого. Хотя государственный долг был не очень велик, доходы бюджета были такими маленькими, что в июле 1998 г. процентные платежи по долгу составляли более половины доходов.

Уроки дефолта-1998 для 2018 года

Поскольку неспособность правительства сократить бюджетный дефицит и ухудшающаяся внешняя конъюнктура были видны всем, защищать завышенный обменный курс было все труднее. 19 мая 1998 г. Центробанк вынужден был повысить ключевую ставку до 50% годовых, а 27 мая, отчаявшись послать правильный сигнал игрокам, – до 150% годовых. При этом размещать рублевые займы не удавалось фактически ни по какой цене. Даже огромный заем МВФ, обещанный в июле 1998 г., был бы полностью истрачен в попытках защитить незащищаемое. (В итоге впустую, в безнадежной попытке спасти обменный курс было истрачено $4 миллиарда, что породило массу конспирологических теорий.) Таким образом, единственным, что могло бы предотвратить кризис, было бы чудесное повышение мировых цен на нефть (которое в итоге началось на два года позже).

Решения 17 августа 1998 г.

Первое решение – отказ от завышенного фиксированного курса рубля – было продиктовано внешними по отношению к правительству факторами. У правительства не было возможности сохранить обменный курс в целевых пределах. Второе решение – введенный трехмесячный мораторий на выплату долгов в иностранной валюте – было также, по сути, вынужденным.

Третье решение – введенный мораторий на выплату долгов в рублях, собственной валюте, – не было вынужденным. Денежные власти любой страны могут профинансировать дефицит и расплатиться по обязательствам, напечатав новые деньги. Оборотной стороной такого решения является рост цен в результате увеличения количества денег. Решение отложить выплаты по долгу в собственной валюте стало чуть ли не первым в истории и навсегда поменяло отношение инвесторов к суверенным долгам. Кроме того, это нанесло дополнительный удар по тем банкам, у которых были правильно сбалансированы валютные риски.

Последствия

Непосредственные макроэкономические последствия были печальными. Курс рубля за месяц снизился в три раза (с 6 до 21 руб. за доллар в начале сентября). Инфляция в 1998 г. составила более 80%: таким образом, попытка макроэкономической стабилизации с помощью фиксированного обменного курса в 1994–1998 гг. закончилась полным провалом. Дефолт по рублевому долгу ради борьбы с инфляцией выглядит, с учетом последствий, неоправданным.

Кризис привел к краху крупнейших частных банков страны. Хотя большинству вкладчиков этих банков и тех банков, которые были спасены Центробанком, деньги были возвращены, это происходило зачастую с такой задержкой, что инфляция съела 30–50% стоимости вкладов. Валютные вклады были принудительно конвертированы в рублевые и, соответственно, также пострадали.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

Читайте также: