В одном из опытов мелкие насекомые паразиты искали и заражали

Обновлено: 24.04.2024

создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. ткачество кардинально изменило жизнь и облик людей, живущих на нашей планете. создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. и лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. согласно сведениям в египте и месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. на шестах натягивались нити, с прута ткач приподнимал

и информатики в классах естественнонаучного профиля

Авраменко Елена Александровна

Суворова Маргарита Ивановна

Разделы: Биология, Информатика

Интеграция (лат.) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимовидение. Существует множество видов интеграции: по методам, приемам , уровням, направлениям. Связующим звеном интеграции выступает целостная межпредметная ситуация, которая осмысливается учащимися на уровне обобщения и абстрагирования, и реализуется через анализ причинно-следственных связей, посредством теоретического мышления. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в слове, модели, математической функции, графике, программе, схеме).

Цели образования, которые мы реализуем в нашей гимназии: воспитание человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Мы рассматриваем вопросы повышения качества преподавания учебных дисциплин за счет использования современных компьютерных технологий. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен подытожить и обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как межпредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причиноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или развитию такого интереса.

Интеграция (лат.) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимовидение. Существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Связующим звеном интеграции выступает целостная межпредметная ситуация, которая осмысливается учащимися на уровне обобщения и абстрагирования, и реализуется через анализ причинно-следственных связей, посредством теоретического мышления. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в слове, модели, математической функции, графике, программе, схеме).

Цели образования, которые мы реализуем в нашей гимназии: воспитание человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Мы рассматриваем вопросы повышения качества преподавания учебных дисциплин за счет использования современных компьютерных технологий. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен подытожить и обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как межпредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причиноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.

В гимназии применение НИТ в учебном процессе является одним из приоритетных направлений. Настоящая работа посвящена вопросам интегрирования преподавания биологии и информатики. В ней предлагается ряд практических занятий для проведения уроков или отдельных фрагментов в компьютерном классе, а так же подборку задач по биологии для преподавания информатики в естественнонаучном профиле.

Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла, сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

Работая в классах естественнонаучного профиля, мы стараемся:

  1. сделать преподавание информатики предметно-ориентированным, для чего разрабатываем практические работы, подбираем биологические задачи для использования на уроках информатики.
  2. При проведении биологии используем навыки, приобретенные на уроках информатики. Например, текстовый редактор для оформления рефератов и выступлений, электронные таблицы для построения графиков и решения расчетных задач.

Все это повышает мотивацию к изучению дисциплин, повышает интерес к обоим предметам, показывает практическое применение компьютера.

Использование информационных технологий позволяет ознакомить учащихся с основами компьютерного моделирования биологических процессов и явлений. Так, при изучении темы “Работа сердца” можно моделировать процессы влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца (Приложение 1).

Моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса у учащихся к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике – более глубокому усвоению учебного материала.

Например: При изучении темы “Компьютерное моделирование” в качестве задания мы предлагаем создание структурной модели, где средствами текстового редактора Word и знаний основ генетики учащиеся создают схему, соответствующую условиям задачи.

Задание № 1. Создайте структурную модель типов и видов изменчивости средствами текстового редактора Word.

Задание № 2. Создайте структурную модель родословной по следующему описанию. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было еще две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и 2 брата правши. Дед по линии отца – правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша.

Очевидно, что при изучении биологии в профильных классах информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. Мы считаем, что в дополнение к традиционным технологиям обучения биологии, интегрированное преподавание сочетает в себе совокупность методов наглядности, доступности и скорости обработки информации.
Таким образом, применение информационных технологий позволяет сэкономить учебное время для дальнейшего изучения темы без использования персонального компьютера
Проиллюстрируем это при решении биологических задач с применением электронных таблиц, где очевидны преимущества использования компьютерных технологий т.к. они являются эффективной формой реализации синтеза знаний и умений двух наук.

В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних – 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста.

В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв.

Существует мнение, что примеров использования биологии в преподавании информатики очень ограничено. Однако мы можем доказать, что в большинстве тем по информатике возможно применение интегрированного компонента. Предлагаем проследить это на примерах:

I. Программирование. Решение задач.

Задача по теме: “Линейная структура”.

Чтобы прокормить мальчика в течение года необходимо некоторое количество телят, для телят нужно люцерны определенной массы. В этой массе содержится 14,9 млн. калорий, в телятах – 1,19 млн. калорий, а в мальчике остается из этого количества 8300(т.к. мальчик ест мясо, но не кости, шкуру или шерсть, которые также содержат связанную энергию). Рассчитать КПД при передаче энергии в каждом звене пищевой цепи.

Ri ЛюцернаCLS
E1 = 14.9 * 10 ^ 6 'энергия люцерны
E2 = 1.19 * 10 ^ 6 'энергия телят
E3 = 8300 'энергия мальчика
KPD1 = (E2 * 100) / E1 'КПД люцерны
KPD2 = (E3 * 100) / E2 'КПД телят
PRINT "КПД передачи энергии люцерны телятам равен: "; KPD1; "%"
PRINT "КПД передачи энергии телят мальчику равен: "; KPD2; "%"
END

Задача по теме “Структура ветвления”.

Рассчитать смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй – соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше?

Ri Суслик
CLS
begin1 = 160 'количество зверьков до спячки
begin2 = 90
end1 = 80 'количество зверьков после спячки
end2 = 56
depth1 = (end1 * 100) / begin1 'смертность зверьков во время спячки
depth2 = (end2 * 100) / begin2
PRINT "Смертность в первой популяции: "; depth1; "%"
PRINT "Смертность во второй популяции:"; depth2; "%"
IF depth1 > depth2 THEN
PRINT "В первой популяции смертность больше, чем во второй"
ELSE
PRINT "Во второй популяции смертность больше, чем в первой"
END IF

Задача на тему: “Подпрограммы”.

Два вида полевок различаются по плодовитости. Самки стадной полевки приносят в среднем за 1 помет по 8 детенышей. У каждой самки за жизнь бывает 4 помета. У пашенной полевки число пометов достигает 7 в среднем по 6 детенышей. Какое число потомков от 1-ой самки каждого вида может быть получено в 3 поколении? Каким будет соотношение видов по численности и по массе, если вес стадной полевки составляет для самцов 50 г, для самок – около 34, а пашенной полевки 44 и 32 г соответственно?

DECLARE SUB Polevka (pomet!, child!, male!, fiale!, children!, m!)
Ri Полевка
CLS
pomet1 = 4 'число пометов в жизни одной самки
pomet2 = 7
child1 = 8 'количество детенышей за один помет
child2 = 6
male1 = 50 'вес самцов
male2 = 44
fiale1 = 34 'вес самок
fiale2 = 32
CALL Polevka(pomet1, child1, male1, fiale1, children1, m1)
CALL Polevka(pomet2, child2, male2, fiale2, children2, m2)
PRINT "Соотношение видов по численности: ";
IF children1 < children2 THEN
PRINT "1 :"; children2 / children1
ELSE
PRINT children1 / children2; ": 1"
END IF
PRINT "Соотношение видов по массе: ";
IF m1 < m2 THEN
PRINT "1 :"; m2 / m1
ELSE
PRINT m1 / m2; ": 1"
END IF
END
SUB Polevka (pomet, child, male, fiale, children, m)
mama = 1
f = 3 'поколение
FOR i = 1 TO f
'количество детенышей от mama самок:
children = mama * pomet * child
'количество самок из всех детенышей:
mama = children / 2
NEXT i
'масса самцов:
male = mama * male
'масса самок:
fiale = mama * fiale
'масса всех особей:
m = male + fiale
END SUB

II. Операционная система DOS.

Практическая работа. Сочетает две цели: закрепление навыков работы с ОС DOS и контроль знаний по теме “Механизмы эволюционного процесса”. Учащиеся выбирают режим работы DOS, входят в каталог BIO, читают содержимое текстового файла read.me, далее следуют указаниям в текстовых файлах. Заранее создан каталог BIO, имеющий следующую структуру:

Каталоги первого, второго и третьего уровня дублируют соответственно содержимое каталогов POPULACI, 800000 и MUTACIA. Работа проверяется сразу после окончания по выведенному на экране пути к файлу otvet.txt и его содержимому, где наглядно видно, сколько и какие допущены ошибки. На экране должно быть:

C:\BIO\POPULACI\800000\ MUTACIA\copy con otvet.txt

Генофонд – это совокупность генов популяции.

III. Архитектура ЭВМ.

При объяснении этого материала мы используем сравнительный анализ устройств компьютера и работы нервной системы. В обоих случаях выделяем четыре основных процесса: прием, хранение, обработка и передача информации, здесь же проводим аналогию кратковременной и долговременной памяти человека, оперативной и внешней ПК.

Как видно из представленного материала благодаря интеграции биологии и информатики, материал, который в настоящее время изучается на уроках ИВТ, не является оторванным от жизни: учащиеся приобретают навыки применения тех или иных программных средств на практике.

Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий в естественнонаучном цикле дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.

В заключении хотелось бы отметить, что мы видим социальное и педагогическое значение интегрированных уроков информатики и биологии во владении детьми совокупными знаниями, которые избавят ребят от однородности развития. У ребят появляется возможность создать не только собственные модели процессов и явлений, но и определить пути взаимодействия с ними. Отсутствие интегральных знаний порождает узких специалистов, способных лишь к однобоким решениям проблемы.

Систематизация знаний, всестороннее развитие, творческий подход, высокая мотивация к познанию – это возможность, которую предоставляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.

§ 9. Законы и следствия пищевых отношений

Вспомните
Пищевые
связи

Пищевые отношения не только обеспечивают энергетические потребности организмов. Они играют в природе и другую важную роль — удерживают виды в сообществах, регулируют их численность и влияют на ход эволюции. Пищевые связи чрезвычайно разнообразны.

Типичные хищники тратят много сил на то, чтобы выследить добычу, догнать ее и поймать (рис. 40). У них развито специальное охотничье поведение.

Гепард в погоне за добычей

Рис. 40.Гепард в погоне за добычей

Им надо много жертв в течение жизни. Обычно это сильные и активные животные.

Паразиты всю жизнь проводят в одном или двух, реже — трех хозяевах. Они живут в условиях избытка пищи, которую не надо активно добывать, и используют хозяев как среду своего обитания. У них упрощено строение и ослаблены связи с внешним миром.

Животные-собиратели тратят энергию на поиск семян или насекомых, т. е. мелкой добычи. Овладение найденным кормом для них не представляет труда. У них развита поисковая активность, но нет охотничьего поведения.

Пасущиеся виды не тратят много сил на поиск корма, обычно его достаточно много вокруг, и основное время у них уходит на поглощение и переваривание пищи.

В водной среде широко распространен такой способ овладения пищей, какфильтрация, на дне — заглатывание и пропускание через кишечник грунта вместе с пищевыми частицами.

Последствия пищевых связей наиболее ярко проявляются в отношениях хищник — жертва (рис. 41).

Если хищник питается крупными, активными жертвами, которые могут убегать, сопротивляться, прятаться, то в живых остаются те из них, кто делает это лучше других, т. е. имеет более зоркие глаза, чуткие уши, развитую нервную систему, мускульную силу. Таким образом, хищник ведет отбор на совершенствование жертв, уничтожая больных и слабых. В свою очередь, и среди хищников тоже идет отбор на силу, ловкость и выносливость. Эволюционное следствие этих отношений — прогрессивное развитие обоих взаимодействующих видов: и хищника, и жертвы.

Если же хищники питаются малоактивными либо мелкими, не способными сопротивляться им видами, это приводит к другому эволюционному результату. Погибают те особи, которых хищник успевает заметить. Выигрывают менее заметные или чем-то неудобные для захвата жертвы. Так осуществляется естественный отбор на покровительственную окраску, твердые раковины, защитные шипы и иглы и другие орудия спасения от врагов. Эволюция видов идет в сторону специализации по этим признакам.

Самый существенный результат трофических взаимосвязей — сдерживание роста численности видов. Существование пищевых отношений в природе противостоит геометрической прогрессии размножения.

Для каждой пары видов хищника и жертвы результат их взаимодействия зависит прежде всего от их количественных соотношений. Если хищники ловят и уничтожают своих жертв примерно с той же скоростью, с какой эти жертвы размножаются, то они могут сдерживать рост их численности. Именно такие результаты этих взаимосвязей чаще всего характерны для устойчивых природных сообществ. Если скорость размножения жертв выше, чем скорость поедания их хищниками, происходит вспышка численности вида. Хищники уже не могут сдерживать его численность. Это тоже временами встречается в природе. Обратный результат — полное уничтожение жертвы хищником — в природе очень редок, а в экспериментах и в нарушенных человеком условиях встречается чаще. Связано это с тем, что с падением численности какого-либо вида жертв в природе хищники переключаются на другую, более доступную добычу. Охота только за редким видом отнимает слишком много энергии и становится невыгодной.

Отношения

В первой трети нашего века было открыто, что отношения хищник — жертва могут быть причиной регулярных периодических колебаний численности каждого из взаимодействующих видов. Это мнение особенно окрепло после результатов исследований русского ученого Г. Ф. Гаузе. В своих экспериментах Г. Ф. Гаузе изучал, как изменяется в пробирках численность двух видов инфузорий, связанных отношениями хищник — жертва (рис. 42). Жертвой был один из видов инфузорий-туфелек, питающийся бактериями, а хищником — инфузория-дидиниум, поедающая туфелек.

Вначале численность туфельки росла быстрее, чем численность хищника, который вскоре получил хорошую кормовую базу и тоже стал быстро размножаться. Когда скорость поедания туфелек сравнялась со скоростью их размножения, рост численности вида прекратился. А так как дидиниумы продолжали ловить туфелек и размножаться, скоро выедание жертв намного превысило их пополнение, количество туфелек в пробирках начало резко снижаться. Спустя некоторое время, подорвав свою кормовую базу, прекратили деление и начали погибать дидиниумы. При некоторых модификациях опыта цикл повторился сначала. Беспрепятственное размножение оставшихся в живых туфелек вновь увеличило их обилие, а вслед за ними пошла вверх и кривая численности дидиниумов. На графике кривая численности хищника следует за кривой жертвы со сдвигом вправо, так что изменения их обилия оказываются несинхронны.

Таким образом было доказано, что взаимодействия хищника и жертвы могут при известных условиях приводить к регулярным циклическим колебаниям численности обоих видов. Ход этих циклов можно рассчитать и предсказать, зная некоторые исходные количественные характеристики видов. Количественные законы взаимодействия видов в их пищевых связях очень важны для практики. В рыболовстве, добыче морских беспозвоночных, пушном промысле, спортивной охоте, сборе декоративных и лекарственных растений — везде, где человек уменьшает в природе численность нужных ему видов, он с экологической точки зрения выступает по отношению к этим видам в роли хищника. Поэтому важно уметь предвидеть последствия своей деятельности и организовать ее так, чтобы не подорвать природные запасы.

Г.Ф. Гаузе (1910 -1986) российский ученый

Г.Ф. Гаузе (1910 -1986) 'российский ученый

В рыболовстве и промысле необходимо, чтобы при снижении численности видов нормы промысла также уменьшались, как это бывает в природе, когда хищники переключаются на более легко доступную добычу (рис. 43).

Численность

Если же, наоборот, стремиться всеми силами добывать сокращающийся вид, он может не восстановить свою численность и прекратить свое существование. Таким образом, в результате перепромысла, по вине людей уже исчез с лица Земли ряд видов, бывших когда-то очень многочисленными: американские бизоны, европейские туры, странствующие голуби и другие.

При случайном или намеренном уничтожении хищников какого- либо вида сначала возникают вспышки численности его жертв. Это тоже приводит к экологической катастрофе либо в результате подрыва видом собственной кормовой базы, либо — распространения инфекционных заболеваний, которые часто бывают гораздо более губительны, чем деятельность хищников. Возникает явление экологического бумеранга, когда результаты оказываются прямо противоположными начальному направлению воздействия. Поэтому грамотное использование природных экологических законов — основной путь взаимодействия человека с природой.

путь взаимодействия человека с природой

• Примеры и дополнительная информация

2. Мировой промысел трески происходил в значительной мере стихийно и не был обоснован биологическими характеристиками. Общая добыча достигала 1,4 млн т в год. Это оказалось значительно больше, чем могло быть воспроизведено, поэтому и численность трески, и ее добыча упали в 7—10 раз. Когда в Баренцевом море стадо трески пришло в упадок (70—80-е гг.), резко возросла численность мойвы — главной жертвы трески. Рыбаки переключились на эту рыбку, вылавливая примерно две трети ее общей массы. В результате перевылова численность мойвы также упала. Треска, как и все хищные рыбы, питается всеми мелкими рыбами, включая собственных мальков. При малочисленности мойвы она стала выедать свою молодь, поэтому стадо потеряло возможность восстановиться.

3. В ходе эволюции у жертв вырабатываются самые различные приспособления к защите от хищников. Например, у мельчайших водных коловраток в присутствии других, хищных коловраток вырастают длинные шипы панциря.

Эти шипы сильно мешают хищникам заглатывать жертвы, так как буквально встают у них поперек глотки. Такая же защита возникает у мирных рачков дафний — против других хищных рачков. Хищник, захватив дафнию, перебирает ее своими ножками и переворачивает, чтобы выесть с мягкой брюшной стороны. Шипы мешают ему, и добыча часто теряется. Выяснилось, что у жертв шипы вырастают в ответ на присутствие в воде продуктов обмена веществ хищников. Если врагов в водоеме нет, шипы у жертв не появляются.

4. Один из первых примеров успешного применения хищника для подавления численности вредителя — использование божьей коровки родолии в борьбе с австралийским желобчатым червецом (рис. 44, 45).

Этот червец— малоподвижное насекомое, сосущее цитрусы, в 1872 г. случайно был занесен в Калифорнию, где у него не было природных врагов. Он быстро размножился и стал опасным вредителем, из-за которого садоводы терпели огромные убытки. Для борьбы с червецом из Австралии ввезли его естественного врага — мелкую божью коровку родолию. В 1889 г. около 10 тыс. жуков были расселены по сотням садов на юге Калифорнии. Уже через несколько месяцев зараженность деревьев червецом резко упала. Коровка прижилась в Калифорнии, и массового размножения червецов больше не наблюдалось. Этот успех повторился в пятидесяти странах мира, вАзде, где родолию выпускали против желобчатого червеца. Родолия более чувствительна к ядохимикатам, чем червец! Поэтому там, где цитрусовые обрабатывались ядами против других вредителей, численность червеца вскоре достигала гигантских масштабов.

5. Рыжие лесные муравьи питаются многими видами беспозвоночных животных, но основу их добычи всегда составляют наиболее массовые виды. В период вспышки численности вредителей леса муравьи питаются преимущественно ими. Подсчитано, что в сибирских лесах обитатели одного крупного муравейника уничтожают задень до 100 тыс. личинок малого елового пилильщика, 10— 12 тыс. бабочек серой лиственничной листовертки. Это значит, что при наличии 5—8 крупных муравейников на гектар можно не беспокоиться о поражении деревьев этими вредителями, муравьи сдержат рост их численности.

Австралийский червец

Божья коровка

1. Всегда ли птицы, привлеченные в древесные насаждения искусственными дуплянками, могут снизить численность вредных насекомых?

2. Создавая математическую модель изменения численности хищника и жертвы, А. Лотка и В. Вольтерра допустили, что количество хищников зависит только от двух причин: числа жертв (чем больше кормовая база, тем интенсивнее размножение) и скорости естественной гибели хищников. При этом они понимали, что сильно упростили отношения, имеющиеся в природе. Укажите, в чем заключается это упрощение.

3. Лось — самый крупный современный олень. Живет в лесных районах, питается порослью лиственных деревьев и высокотравьем. В начале XX столетия численность его в Европе сильно сократилась. Однако начиная с 20-х гг. и особенно в 40-е гг. она начала восстанавливаться в результате охраны лося, омоложения лесов и сокращения числа волков. Укажите, какие именно пищевые связи сыграли роль в восстановлении вида. Почему в настоящее время разрешена умеренная охота на лося?

1. В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертите график числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Рассчитайте, какую долю куколок мух заражают паразиты при разной численности жертв. В каком из вариантов опыта они наиболее эффективно влияли на численность куколок?

2. В одном из лесных хозяйств учитывали гусениц хвойной листовертки — вредителя хвойных пород, а среди них — число здоровых и зараженных паразитами. По полученным данным начертите графики изменения общей численности гусениц и числа зараженных. Сравните и объясните ход кривых. Как зависит доля зараженных гусениц от общей численности хозяина листовертки? Могут ли паразиты сдерживать рост численности листовертки?

зараженность гусениц



Темы для дискуссий.

1. Хотя расчеты и опыты свидетельствуют, что в природе между каждой парой видов хищник — жертва могут возникать колебательные циклы, в природе такие циклы наблюдаются редко. Почему?

2. В дальневосточных лесах ведут интенсивный промысел ценного лекарственного растения — женьшеня Вид находится на грани исчезновения. Какие меры вы приняли бы для его сохранения? Какое отношение к этим мероприятиям имеет понимание связей хищник — жертва?

3. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту на волка полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешают отстреливать. Как вы думаете, чем можно объяснить такую непоследовательность в распоряжениях природоохранительных органов?

4. В природе отношения хищник — жертва между конкретными видами существуют миллионы лет. Современный человек, вступая в такие же отношения с видами дикой природы (охота, рыбная ловля, сбор лекарственных и пищевых растений, цветов и т. п.), быстро подрывает их численность. Почему так происходит? Может ли изменить эти результаты знание и применение экологических правил?

5. Предположим, что вы должны установить норму вылова ценного вида рыб. Какими сведениями об этом виде вы должны располагать, чтобы рассчитать эту норму? Что произойдет в случае завышения нормы вылова? ее занижения?

Чернова Н. М., Основы экологии: Учеб. дня 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Под ред. Н. М. Черновой. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 304 с.


Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по экологии, рефераты и конспекты уроков по экологии для 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Модель – любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления.

Модель – любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления.

Информационная модель – набор величин, содержащий всю необходимую информацию.

Информационная модель – набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах (описание объекта или процесса моделирования).
Формы информационных моделей:
вербальная;
математическая;
табличная;
графическая.

Этапы моделирования: Предметная постановка задачи (например: биологическая);.

Предметная постановка задачи (например: биологическая);
Математическая постановка задачи (вывод формул);
Определение констант уравнения (задание начальных условий);
Решение задачи (уравнения);
Анализ полученных решений.

Пример 2. Создание структурная модель типов и видов изменчивости средствами т.

Пример 2. Создание структурная модель типов и видов изменчивости средствами текстового редактора Word.
Изменчивость
Наследственная
Ненаследственная
(модификационная)
Цитоплазматическая
Генотипическая
Мутационная
Комбинативная
Геномные
Хромосомные
Генные
Независимое
расхождение
хромосом
Случайная
встреча
гамет
Рекомбина
ция
генов

Пример 3. Моделирование как метод изучения биологии, на примере расчета числ.

Пример 3. Моделирование как метод изучения биологии, на примере расчета численности особей в популяции
Модель Мальтуса

Где:Δt - время (в месяцах)
U - численность особей в популяции (шт.)U0 - первоначальная численность особей в популяции (шт.) α -коэффициент рождаемости
β -коэффициент смертности
ε -разность коэффициентов рождаемости и смертности


Пример 4. Задача: в результате самоизреживания елей в густых посадках число.

Пример 4.
Задача: в результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних – 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста.
Решение:

Пример 5. Задача: в одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и за.

Задача: в одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв.
Решение:

Программирование Задача по теме: “Линейная структура”. Чтобы прокормить.

Программирование
Задача по теме: “Линейная структура”.
Чтобы прокормить мальчика в течение года необходимо некоторое количество телят, для телят нужно люцерны определенной массы. В этой массе содержится 14,9 млн. калорий, в телятах – 1,19 млн. калорий, а в мальчике остается из этого количества 8300 (т.к. мальчик ест мясо, но не кости, шкуру или шерсть, которые также содержат связанную энергию). Рассчитать КПД при передаче энергии в каждом звене пищевой цепи.
Ri Люцерна
CLS
E1 = 14.9 * 10 ^ 6 'энергия люцерны
E2 = 1.19 * 10 ^ 6 'энергия телят
E3 = 8300 'энергия мальчика
KPD1 = (E2 * 100) / E1 'КПД люцерны
KPD2 = (E3 * 100) / E2 'КПД телят
PRINT "КПД передачи энергии люцерны телятам равен: "; KPD1; "%"
PRINT "КПД передачи энергии телят мальчику равен: "; KPD2; "%"
END

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно растение одуванчика занимает площадь примерно десять квадратных метров и даёт в год около ста летучих семян. Сколько квадратных километров площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через десять лет при условии, если оно размножается беспрепятственно, в геометрической прогрессии?

Хватит ли этим растениям на одиннадцатый год места на поверхности Земли?

Примечание : Площадь всей поверхности земного шара, включая моря и океаны, составляет 510 млн. км2, а площадь поверхности суши – 148 млн. км2

Причины гибели особей одуванчика 1. Плоды вместе с травой попадают в желудок животных и птиц 2. Всходами питаются травоядные животные 3. Растения вытаптываются животными и людьми 4. Рост угнетается другими растениями 5. Сами одуванчики вытесняют друг друга 6. Семена погибают в неблагоприятных условиях 7. Растения гибнут от морозов и засух 8. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов

Причины гибели особей одуванчика

1. Плоды вместе с травой попадают в желудок животных и птиц

2. Всходами питаются травоядные животные

3. Растения вытаптываются животными и людьми

4. Рост угнетается другими растениями

5. Сами одуванчики вытесняют друг друга

6. Семена погибают в неблагоприятных условиях

7. Растения гибнут от морозов и засух

8. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов

Противоречия Интенсивность размножения Ограниченность средств жизни н е и з б е ж н о п р и в о д и т К борьбе за существование и с х о д н ы е у с л о в и я Выжить Дать потомство

Ограниченность средств жизни

н е и з б е ж н о п р и в о д и т

К борьбе за существование

и с х о д н ы е у с л о в и я

Основы пищевых взаимоотношений составляют отношения: хищник жертва Задание 1, стр. 73 В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200, 300. Число заражённых куколок оказалось соответственно: 18, 32, 48, 54, 62. Начертите график числа заражённых куколок, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Рассчитайте, какую долю куколок мух заражают паразиты при разной численности жертв. В каком из вариантов опыта они наиболее эффективно влияли на численность куколок.

Основы пищевых взаимоотношений составляют отношения:

Задание 1, стр. 73

В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200, 300. Число заражённых куколок оказалось соответственно: 18, 32, 48, 54, 62.

Начертите график числа заражённых куколок, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Рассчитайте, какую долю куколок мух заражают паразиты при разной численности жертв. В каком из вариантов опыта они наиболее эффективно влияли на численность куколок.

Законы конкурентных отношений в природе Закон Гаузе: Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями В природных сообществах должны уживаться только те виды, которые не конкурируют друг с другом

Законы конкурентных отношений в природе

Закон Гаузе:

Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями

В природных сообществах должны уживаться только те виды, которые не конкурируют друг с другом

Демографические показатели численность рождаемость смертность иммиграция эмиграция

Демографические показатели

Задание 1, стр. 85 Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 165 зверьков на 1 ГА, выжило – 80. Во второй соответственно 90 и 56. на каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар на обоих участках одинаков?

Задание 1, стр. 85

Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 165 зверьков на 1 ГА, выжило – 80. Во второй соответственно 90 и 56. на каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар на обоих участках одинаков?

Возрастная структура популяций Задание 2, стр. 90-91 В одном из степных заповедников на площади в 250 ГА насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту: новорождённых – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трёхлетних и старше – 153. спустя два года на участке было 488 особей и среди них новорождённых – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?

Возрастная структура популяций

Задание 2, стр. 90-91

В одном из степных заповедников на площади в 250 ГА насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту: новорождённых – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трёхлетних и старше – 153. спустя два года на участке было 488 особей и среди них новорождённых – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?

Читайте также: