В третьем периоде лихорадки кризис необходимо применение

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание обучающихся акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для обучающихся представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть обучающийся. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.

Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.

При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.

В разработке представлены основные алгоритмы: измерения температуры тела, показатели нормы и патологии, а также действия медсестры при выявлении отклонений.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации у обучающихся предлагаются ситуационные задачи и тесты.

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

семинарско - практического занятия

ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)

hello_html_4cc34231.jpg

hello_html_33f5fbe9.jpg

Методическое пояснение…………………………………… ……………. 4

Интеграция учебной информации темы ………………………………. 7

Методы обучения и методи ческие приемы ………………… ………… 8

Хронокарта практического занятия……………………………………. 10

Этапы планирования з анятия…………………………………………. 11

Список используемых источников ……………………………………… 1 4

Приложение № 1Пратокол занятия ……………………………………… 15

Приложение № 2Тестовый контроль…………………………………… 1 6

Приложение № 3 Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине……………………………………………….………………20

Приложение №4 Терминологическое лото……………………………… 2 2

Приложение № 5 Деловая игра…………………………………………… 2 3

Методическое пояснение

Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3 поколения. Изучить теорию и практику сестринского дела, технологию оказания медицинских услуг, а также неотложные состояния и доврачебную помощь.

На практическом занятии обсуждаются следующие вопросы:

- понятие, виды, периоды и механизм развития лихорадки,

- правила измерения температуры тела,

- регистрация результатов термометрии,

- сестринская помощь в разные периоды лихорадки,

- признаки критического снижения температуры

- неотложная доврачебная помощь при гипертермии, критическом снижении температуры тела

- 5 этапов сестринского процесса.

Повторяются следующие манипуляции:

- надевание и снятие перчаток,

Цели занятия:

Учебные (дидактические) цели:

- проверить уровень знаний студентов по теме семинарско – практического занятия

- отработать технологию измерения температуры в подмышечной впадине

- сформировать и закрепить тактику медицинской сестры в каждом периоде лихорадки и при оказании доврачебной помощи при критическом снижении температуры

- способствовать развитию логического мышления

- способствовать развитию памяти и речи

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать

- стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма

- стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

- этапы сестринского процесса

-механизм теплообразования и пути теплоотдачи

-понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки

-оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;

-измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений;

-проводить обработку термометра

-обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.

-оценить полученные результаты и внести коррективы в план ухода;

-выполнить сестринские манипуляции (взвешивание, измерение роста, определение индекса массы тела, осмотр, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет и характеристика пульса, измерение артериального давления, доврачебная помощь при критическом снижении температуры).

Освоить следующие компетенции:

Наименование результата

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

Оформлять медицинскую документацию.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

Владеть основами гигиенического питания.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Осуществлять сестринский процесс.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ

Межпредметные связи

-анатомия с физиологией

-фармакология с рецептурой

-сестринское дело в терапии

-сестринское дело в педиатрии

-сестринское дело в хирургии

-государственная итоговая аттестация

Внутрипредметные связи

Оценка функционального состояния

Основные потребности человека

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка. Стерилизация

Организация безопасной среды для пациента и персонала

Оценка функционального состояния пациента

Методы обучения и методические приемы

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение

Деловая учебная игра

Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает

сформировать целостное представление о будущей профессии

Умения и навыки

Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: учебная комната

Количество часов: 180 минут

Оснащение (ТСО)

- компьютер, экран, видеопроектор

- карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями, задания для терминологического лото

- плакаты по теме

- фонендоскоп, тонометр, термометры

- пузырь со льдом

- медикаментозные препараты для оказания помощи при критическом снижении температуры

- протоколы практического занятия

Хронокарта практического занятия:

1. Организационный момент – 5 минут

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут

3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок – 40 минут

3. Демонстрационная часть – 30 минут

4. Эвристическая беседа – 20 минут

5. Оформление манипуляционных тетрадей – 20 минут

6. Самостоятельная работа студентов (терминологическое лото, деловая игра) – 15 минут, 30 минут

7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут

8.Задание на дом – 5 минут

Этапы планирования занятия

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

2. Основная часть - изложение темы, цели и плана занятия

Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1)

Слушают. Заполняют протокол

Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.

3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок

Предложить студентам письменно ответить на тестовые задания (приложение 2)

Внимательно читают вопрос, выбирают один правильный ответ

Проверить уровень знаний перед занятием

4.Демонстрационная часть и

Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации. Показывает манипуляции

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

Слушают, рассматривают плакаты, презентации. Запоминают

Слушают, дают полные ответы

Облегчить восприятие и осмысление материала

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

5. Оформление манипуляционных тетрадей

Раздает студентам описание манипуляций (приложение 3)

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия

6 . Закрепление материала- самостоятельная работа студентов

Предлагает студентам ответить решить терминологическое лото (приложение 4).

Предлагает провести деловую учебную игру, распределяет ситуационные задачи, распределяет роли (приложение 5)

Решают терминологическое лото, полученные результаты записывают в протокол.

При получении роли и задачи, действуют согласно своей роли

Проверить и закрепить полученные знания. Решение терминологического лото и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять неотложное состояние и правильно оказывать неотложную доврачебную помощь

Отработка навыков работы с пациентом, установление доверительного контакта с пациентом. Практическая отработка методов сбора жалоб, анамнеза, технологию измерения температуры тела, регистрации результатов, сестринской помощи пациенту

Лихорадка представляет собой повышение температуры тела, обусловленное нарушением и перестройкой процессов терморегуляции. Появление лихорадки связано с образованием в организме больного специфических веществ (пирогенов), изменяющих функциональную активность центров терморегуляции. Чаще всего в роли пирогенов выступают различные патогенные бактерии и вирусы, а также продукты их распада. Поэтому лихорадка является ведущим симптомом многих инфекционных заболеваний.

В каких случаях у больного может наблюдаться лихорадка?

Лихорадочные реакции могут наблюдаться и при воспалениях неинфекционной природы (асептических), которые вызываются механическими, химическими и физическими повреждениями. Лихорадкой сопровождается также и некроз тканей, развивающийся в результате нарушения кровообращения, например, при инфаркте миокарда. Лихорадочные состояния наблюдаются при злокачественных опухолях, некоторых эндокринных заболеваниях, протекающих с повышением обмена веществ (тиреотоксикоз), аллергических реакциях, нарушении функций центральной нервной системы (термоневрозах) т. д.

Во многих случаях (с учетом природы лихорадки, возраста больных, сопутствующих заболеваний) лихорадка может играть крайне неблагоприятную роль в течении заболеваний и их исходе. Поэтому терапия лихорадки в каждой конкретной ситуации требует индивидуального и дифференцированного подхода.

От каких факторов зависит выраженность лихорадочной реакции?

Выраженность лихорадочной реакции зависит не только от вызвавшего ее заболевания, но и в немалой степени от реактивности организма. Так, у пожилых людей, ослабленных больных некоторые воспалительные заболевания, например острая пневмония, могут протекать без выраженной лихорадки. Кроме того, больные субъективно по-разному переносят повышение температуры.

Что представляет собой пиротерапия?

Искусственно вызванное повышение температуры тела (пиротерапия) используется иногда в лечебных целях, в частности, при ряде вялотекущих инфекций.

Как разделяется лихорадка по степени повышения температуры?

Как разделяется лихорадка по длительности течения?

По длительности течения различают мимолетную (продолжительностью несколько часов), острую (до 15 дней), подострую (15-45 дней) и хроническую (свыше 45 дней) лихорадку.

Какие типы температурных кривых выделяют в клинической практике?

При длительном течении лихорадочного заболевания можно наблюдать различные типы лихорадки, или типы температурных кривых. Это постоянная, ремитирующая, гектическая, извращенная и неправильная лихорадка.

В зависимости от форм температурных кривых различают возвратную лихорадку с четким чередованием лихорадочных и безлихорадочных периодов и волнообразную лихорадку, которая характеризуется постепенным возрастанием, а затем таким же плавным снижением температуры тела.

По скорости снижения температуры различают критическое и литическое падение температуры.

Что представляет собой постоянная лихорадка?

Постоянная лихорадка, встречающаяся, например, при крупозной пневмонии, отличается тем, что суточные колебания температуры при ней не превышают 1 °С.

Что представляет собой ремитирующая и перемежающаяся лихорадка?

При ремитирующей, или послабляющей, лихорадке суточные колебания температуры превышают 1 °С, причем периоды нормальной температуры, например, утром, отсутствуют.

Перемежающаяся лихорадка также характеризуется суточными колебаниям температуры свыше 1 °С, однако в утренние часы отмечается ее снижение до нормального уровня.

Что характерно для гектической лихорадки?

Гектическая, или истощающая, лихорадка, наблюдающаяся, например, при сепсисе, отличается резким подъемом и быстрым спадом температуры до нормальных значений, так что суточные колебания температуры достигают 4-5 °С. У некоторых больных такие температурные скачки ("свечи") возникают несколько раз на протяжении суток, значительно ухудшая состояние пациентов.

Что такое извращенная и неправильная лихорадка?

Извращенная лихорадка проявляется сменой обычного суточного ритма температуры, так что более высокая температура регистрируется в утренние часы, а более низкая - в вечерние.

Неправильная лихорадка характеризуется отсутствием закономерностей колебаний в течение суток.

Какой уход необходим больному в период повышения температуры?

В первой стадии лихорадки, когда наблюдается увеличение температуры, у больного наблюдаются мышечная дрожь, головная боль, недомогание. В этот период больного необходимо согреть, уложить в постель и внимательно наблюдать за состоянием различных органов и систем организма.

Какой уход необходим больному в период постоянно повышенной температуры?

Во второй стадии лихорадки температура постоянно повышена, что характеризуется относительным равновесием процессов теплопродукции и теплоотдачи. В этот период озноб и мышечная дрожь ослабевают, однако наблюдаются общая слабость, головная боль, сухость во рту. Во второй стадии могут наблюдаться выраженные изменения со стороны центральной нервной системы, а также сердечно-сосудистой системы. На высоте лихорадки возможны бред и галлюцинации, а у маленьких детей - судороги. Необходим в это время тщательный уход за полостью рта больных, смазывание трещин рта и т. д., питание назначают дробное, а питье - обильное. При длительном пребывании пациентов в постели проводят обязательную профилактику пролежней.

Каковы особенности ухода за больным в стадии снижения температуры?

Третья стадия лихорадки - стадия снижения или спада температуры характеризуется значительным преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией вследствие расширения периферических кровеносных сосудов, значительного увеличения потоотделения.

Что представляет собой лизис и кризис температурящего больного?

Медленное падение температуры, которое происходит в течение нескольких дней носит название лизиса. Быстрое, часто в течение 5-8 часов, падение температуры от высоких значений (39-40 °С) до нормальных и даже субнормальных значений называется кризисом.

В чем состоит опасность кризиса для больного?

В результате резкой перестройки механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы кризис может нести с собой опасность развития коллаптоидного состояния - острой сосудистой недостаточности, которая проявляется резкой слабостью, обильным потоотделением, бледностью и цианозом кожных покровов, падением артериального давления, учащением пульса и снижением его наполнения вплоть до появления нитевидного.

Как осуществляется уход за больным в период кризиса?

Критическое падение температуры тела требует от медицинских работников принятия соответствующих мер: введения препаратов, возбуждающих дыхательный и сосудодвигательный центр (кордиамин, кофеин, камфара), способствующих усилению сердечных сокращений и повышению артериального давления (адреналин, норадреналин, мезатон, сердечные гликозиды, кортикостероидные гормоны и др.).

Больного обкладывают грелками, согревают, дают ему крепкий горячий чай или кофе, своевременно меняют нательное к постельное белье.

Соблюдение всех требований ухода за лихорадящими больными, постоянное наблюдение за их состоянием, прежде всего за функциями органов дыхания и кровообращения, позволяют вовремя предотвратить развитие тяжелых осложнений и способствуют скорейшему выздоровлению больных.

Лихорадка (колебания температуры тела с подъемом свыше 37 °С и падением ниже 36 °С) сопровождает течение многих заболеваний. Она возникает как защитная реакция на инородные клетки или патологические аутоиммунные процессы. Однако чрезмерное повышение или снижение температуры тяжело переносится пациентом и приносит организму больше вреда, чем пользы. Лихорадящим больным требуется постоянное наблюдение и правильный уход на дому либо в специализированном учреждении. Желательно доверить заботу о пациенте специалисту с медицинским образованием, который может определить тяжесть состояния подопечного и точно выполнить рекомендации врача.

Уход за лихорадящими больными

Причины лихорадки

Такое состояние может быть вызвано реакцией:

  • на микробы и вирусы,
  • сыворотку,
  • вакцину,
  • ожоги,
  • продукты распада травмированных тканей,
  • лекарственные препараты,
  • злокачественные новообразования.

Уход за больными в лихорадочном состоянии зависит от вызвавших его факторов. Купирование симптомов дает временный эффект. Чтобы они не возобновлялись, необходимо вылечить основное заболевание.

Стадии лихорадки

Патологический процесс проходит в 3 этапа.

Больной в лихорадочном состоянии помимо физического ухода нуждается в психологической поддержке. Слабость и вынужденное пребывание в постели ограничивают его возможности и интересы, угнетающе воздействуют на психику. Понимающая сиделка сделает все возможное, чтобы пациент не концентрировался на болезни и чувствовал себя бодрее.

Режим питания при лихорадке

Высокая температура или ее резкие скачки сильно истощают организм. Для облегчения лихорадочного состояния больному, помимо ухода, требуется лечебная диета. Основу рациона должен составлять высококалорийные легкоусвояемые продукты:

  • куриный бульон,
  • полужидкие каши,
  • протертые овощи и фрукты.

В период повышения температуры аппетит у больного снижен, в организме накапливаются токсины, поэтому пищу дают часто и маленькими порциями, чтобы не перегружать пищеварительную систему. Количество поваренной соли сокращают, поскольку она провоцирует отеки. Поддерживающая диета ускоряет выздоровление и восполняет силы.

Важно также следить за регулярностью стула. У лежачих больных пищеварение ухудшается и повышается риск запоров. Если в течение 2 дней стул не нормализуется, пациенту делают очистительные клизмы.

Чем опасен коллапс?

При резком снижении температуры до критических значений у лихорадящего больного развивается острая сердечно-сосудистая недостаточность, которую невозможно купировать обычным уходом. В таком случае требуется неотложная медицинская помощь. В зоне риска оказываются пациенты, страдающие крупозной пневмонией, гриппом, малярией. Состояние проявляется:

  • падением артериального давления до 80/50 мм рт. ст. и ниже;
  • тахикардией (более 100 ударов в мин.);
  • обильным потоотделением.

Дыхание становится поверхностным и не насыщает клетки кислородом. Организм не справляется с терморегуляцией, повышается риск переохлаждения.

При появлении признаков острой сердечной недостаточности сиделка должна немедленно сообщить о них врачу и точно выполнять его предписания. Больному вводят препараты для поднятия АД, содержащие кофеин или адреналин. Положение тела меняют так, чтобы ноги были выше головы на 30—40 см. Терморегуляцию нормализуют с помощью грелок или горячего питья. Снижение температуры часто сопровождается позывами к мочеиспусканию, однако в таком состоянии больного недопустимо отпускать в туалет одного. Лучше подать ему судно. После нормализации состояния пациенту желательно заснуть, чтобы восстановить силы.

Какую помощь мы оказываем?

Уход за лихорадящими больными

Наши подопечные получают полноценный уход у себя на дому или на территории одного из пансионатов. У нас есть все необходимое оборудование, чтобы обеспечить пациенту с высокой температурой максимально возможный комфорт. Мы понимаем, как важен для здоровья пациента покой и здоровый сон и создаем необходимые условия для полноценного отдыха. Повара пансионатов готовят разнообразное сбалансированное питание с учетом потребностей постояльцев. Лечебная диета составляется после консультации с врачом.

Наши сотрудники имеют медицинское образование и большой опыт ухода за сложными пациентами. Они умеют правильно поднять больного, аккуратно помыть его и поменять одежду, выполняют различные медицинские манипуляции, знают, на какие симптомы надо обратить особое внимание. В пансионатах постояльцев ежедневно осматривает врач-терапевт и при повышении температуры принимает меры, чтобы избежать осложнений.

Деликатные отзывчивые сиделки помогают пациентам поддерживать гигиену тела, следят за режимом питания и успокаивают их в период обострения болезни. Если вам нужно обеспечить квалифицированный уход за пожилыми родственниками, обратитесь к нашему менеджеру. Он подробно проконсультирует вас по условиям патронажа или заселения в пансионат.

Читайте также: