Валенти н петро вич глушко

Обновлено: 22.04.2024

Российский ученый в области ракетно-космической техники. Инженер.
Дважды Герой Социалистического Труда. Главный конструктор космических систем.

В подразделении, руководимом Глушко, созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, которые с 1930 по 1931 год успешно выдержали испытания. Затем основное внимание сосредоточивает на разработке жидкостных ракетных двигателей. В качестве окислителя для таких двигателей он предложил использовать азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего - бензин, керосин, бензол.

Осенью группу Валентина Глушко перевели на Казанское моторостроительное производственное объединение, где продолжала заниматься разработкой вспомогательных самолетных установок ЖРД с насосной подачей топлива. В 1942 году стал главным конструктором КБ-2. В июле 1944 года досрочно освобожден со снятием судимости. После освобождения остался на той же должности.

В мае 1945 года с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям в Казанском авиационном институте организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, возглавляемая Глушко. В том же году с группой специалистов направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. В 1946 году назначен главным конструктором ОКБ-456, где создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции. Практически сразу же сложился Совет главных конструкторов, в который включен как главный конструктор жидкостных ракетных двигателей.

В октябре 1953 года Валентин Петрович избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук. В 1956 году удостоен звания Героя Социалистического труда за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет. И в этом же году реабилитирован. В 1957 году за вклад в запуск первого спутника, как и другие ведущие ученые и конструкторы, удостоен Ленинской премии. В этом же году без защиты диссертации присуждена ученая степень доктора технических наук, а 20 июня 1958 года избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению технических наук.

За вклад в обеспечение полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина Валентин Глушко 17 июня 1961 года второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда. В последующие годы под руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет.

Умер Валентин Петрович Глушко 10 января 1989 года от атеросклероза мозговых артерий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Почетный гражданин городов Калуга, Одесса, Королев, Химки, Байконур, Казань, Приморск и Элиста

Кино

Глушко является автором более 400 научных работ, статей и изобретений. Некоторые его работы:

Отец - Петр Леонтьевич Глушко

Мать - Матрона Семеоновна

Первая жена - Сусанна Михайловна Георгиевская, позднее стала детской писательницей

Мечты о космосе

Академик Валентин Петрович Глушко


В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год

От теории к практике



ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева

Репрессии и Великая Отечественная Война



В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г



Выписка из протокола с приговором

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.



В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год




Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год



Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве

2 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения инженера, ученого и конструктора, занимавшегося разработкой ракетных двигателей и космических систем, — Валентина Петровича Глушко. При его непосредственном участии был разработан целый ряд двигателей, на которых до сегодняшнего дня летают космические носители "Союз" и "Протон", а также межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода", которая известна на Западе как "Сатана" . ТАСС собрал главные изобретения знаменитого конструктора ракетно-космической техники.

Первый электрический реактивный двигатель

Под руководством Глушко был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель. Опытный образец был создан в СССР — в Газодинамической лаборатории в Ленинграде , которой заведовал Глушко, в 1929 году.

В двигателе в камеру сгорания устанавливались специальные проводники (из железа, палладия других металлов), на эти проводники подавались кратковременные, но мощные импульсы электрического тока с определенной частотой. Сам процесс назывался "электрическим взрывом" — при прохождении разряда проводники в прямом смысле разрушались, выделяя водород, который истекал из сопла двигателя и создавал тягу. Позже работы по этим двигателям были свернуты из-за низкой мощности.

Впервые в советской космической промышленности электрореактивные двигатели (ЭРД), но с иным принципом, были применены значительно позже — в 1964 году в космос был отправлен спутник "Зонд-2", с шестью установленными плазменными двигателями ориентации.

В современной космической технике применяются различные ЭРД, например, ионный (ионизированный газ разгоняется в электрическом поле). Такие модели, как и первый двигатель Глушко, имеют малую тягу, но могут работать за счет низкого расхода рабочего тела чрезвычайно долго — до нескольких лет. В качестве маршевого ЭРД был, например, установлен на японском космическом аппарате "Хаябуса", запущенном для изучения астероида Итокава. ЭРД широко применяются на спутниках в качестве двигателей коррекции траектории.

Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели

Под руководством Глушко после завершения работ по ЭРД впервые в отечественной космической промышленности была создана целая серия опытных ракетных двигателей, работающих на жидком топливе. Серия называлась ОРМ — опытные ракетные моторы . В качестве топлива в двигателях серии использовались керосин, бензин, толуол, другие вещества.

Советские ученые экспериментировали как со смешанными унитарными, так и с двухкомпонентными топливами. Первые образцы, работавшие на унитарном топливе (ОРМ-1 тягой всего 20 кгс), были крайне несовершенны и терпели отказы, вплоть до аварийных ситуаций — двигатели взрывались на стендах во время работы. В итоге был сделан выбор в пользу более безопасной двухкомпонентной схемы — отдельные баки для горючего, отдельные для окислителя.

Работы над двигателями серии ОРМ Газодинамическая лаборатория начала в 1930-х годах, и к 1933-му был создан достаточно мощный образец ОРМ-52 с тягой 300 кгс. Под этот двигатель был разработан целый ряд реактивных летательных аппаратов ("РЛА-1", "РЛА-2" и так далее), но их образцы "в железе" не создавались. По задумке инженеров, РЛА должны были взлетать на высоту нескольких километров и выбрасывать контейнер с метеоаппаратурой, которая затем опускалась бы на землю на парашюте. ОРМ-52 прошел официальные государственные испытания, правда, только на стенде. На одном из запусков образца двигателя в 1933 году присутствовал начальник вооружения Красной Армии маршал Михаил Тухачевский и дал работе лаборатории Глушко положительную оценку.

В 1934 году коллектив Газодинамической лаборатории из Ленинграда был объединен с московской группой изучения реактивного движения (под руководством Сергея Павловича Королева) в Реактивный научно-исследовательский институт. Ученые совместными усилиями продолжили разработку двигателей и носителей под них. Коллектив Глушко создал образцы с номерами от ОРМ-53 до ОРМ-102. В частности, двигатель ОРМ-65 разработки Глушко ставился на созданную Королевым крылатую ракету — "объект 212". В 1939 году прошли ее испытания — ракета с ОРМ-65 достигла высоты 250 м, когда преждевременно раскрылся ее парашют. Двигатель ОРМ-65 работал на азотной кислоте и керосине, развивал тягу 150 кгс и мог работать до 80 секунд.

Двигатели для баллистических и космических ракет

С 1946 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 в Химках (сейчас НПО "Энергомаш" — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей — прим. ТАСС). Здесь под его руководством созданы двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5.

В 1954–1957 годах коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107 , которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7 , сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую королевскую семерку. Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го.

© Черединцев Валентин/ТАССЖидкостный ракетный двигатель "РД-107" бокового блока ракеты-носителя "Восток"

© Черединцев Валентин/ТАССЖидкостный ракетный двигатель "РД-107" бокового блока ракеты-носителя "Восток"

На базе Р-7 был создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый "Восток" , на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин . Модификации этой ракеты используются до сих пор — с грузовыми кораблями и спутниками в космос стартуют ракеты серии "Союз-2", с пилотируемыми — "Союз-ФГ" (со следующего года запуски космонавтов будут переведены на "Союз-2"). До сих пор на этих ракетах используются модификации двигателей, разработанных Глушко: версии РД-107 для боковых и центрального блока первой ступени и варианты РД-108 — для второй ступени.

Также сотрудники ОКБ-456 под руководством Глушко создали двигатель РД-253 , который с изменениями и сейчас используется в самой массовой серии советских и российских тяжелых грузовых ракет "Протон". Последний вариант — "Протон-М" — использует на первой ступени шесть двигателей РД-276, которые являются глубокой модернизацией РД-253 Глушко.

Параллельно известный конструктор работал над двигателями для советских баллистических ракет, появившихся после Р-7. В частности, самая мощная на сегодняшний день и стоящая на вооружении РВСН тяжелая межконтинентальная ракета "Воевода" использует на первой ступени двигатель РД-264, разработанный при непосредственном участии Глушко.

"Энергия — Буран"

В 1974 году было создано НПО "Энергия" (сейчас Ракетно-космическая корпорация "Энергия"), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ-1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ "Энергомаш" (бывшее ОКБ-456). Глушко стал главным конструктором "Энергии", название которой, по некоторым данным, он и придумал.

Несмотря на все его усилия, НПО "Энергия" не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов. Однако этим планам не суждено сбыться.

© Пушкарев Альберт/ТАССУниверсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия" с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" на стартовом комплексе космодрома Байконур, 1988 год

© Пушкарев Альберт/ТАССУниверсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия" с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" на стартовом комплексе космодрома Байконур, 1988 год

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему — создание челнока "Буран" как ответа на запуски американских многоразовых кораблей "Спейс Шаттл". Отечественная многоразовая система "Энергия — Буран" создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты "Энергия" и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Успешный запуск "Бурана" прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме.

Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ по направлению пилотируемой космонавтики. Так, конструктор возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз", им была предложена концепция многомодульной станции "Мир": НПО "Энергия" выдвинула свои предложения по созданию новых орбитальных станций в 1976 году, эскизный проект "Мира" был готов в 1978 году.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного

Создателями ЖРД нужно считать ленинградских ученых: первый опытный ракетный мотор был построен именно в Ленинграде. В мае 1929 года на базе газодинамической лаборатории при Научно-исследовательском институте Реввоенсовета СССР под руководством Валентина Глушко начало работать опытно-констукторское подразделение для разработки ракет и ЖРД к ним. В 30-х годах создается целое семейство опытных ЖРД с тягой от 60 до 300 кгс. В качестве топлива использовались четырехокись азота и толуол или жидкий кислород и бензин. Наиболее мощный ЖРД работал на азотной кислоте и бензине, развивая тягу до 250-300 кгс. Именно в Ленинграде были решены многие проблемные вопросы создания новых двигателей. В 1930 г. Валентин Глушко предложил и в 1931 году внедрил профилированное сопло, карданную подвеску двигателя для управления полетом ракеты (1931), конструкцию турбонасосного агрегата с центробежными топливными насосами (1933). Также в 1933 г. внедрил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо.

Стендовые огневые испытания ЖРД проводились в Ленинграде уже в 1931-1932 гг.

Тем временем в Москве и других городах на общественных началах образуются группы изучения ракетного движения. Особенно преуспели в Москве, где была открыта МосГИРД, которая проводила широкую лекционную пропаганду, были организованы даже курсы по изучению теории ракетного движения. В 1932 году на базе МосГИРД создана опытно-конструкторская организация также именовавшаяся ГИРД: ее работу контролировал Центральный совет Осоавиахима (предшественник ДОСААФа).

Как описывает Лев Колодный, коридор из производственных мастерских вел в комнаты бригад конструкторов. Шесть окон стены подвала бригады поделили между собой. В окна никогда не заглядывало солнце не только потому, что были они на северной стороне. От глаз любопытных их плотно зашторивали. В самом глухом и укромном места ГИРД вообще не было окон. Попасть сюда можно было через массивную дверь со смотровой щелью. В отсеке между толстыми каменными стенами находилась испытательная, где установили двухцилиндровый авиамотор, аэрогидродинамическую трубу, компрессор. Здесь решалось, быть или не быть новым конструкциям.

Сюда и попал Леонид Душкин. Родившись четвертым ребенком в семье мещанина Степана Васильевича и Елизаветы Степановны Душкиных в железнодорожном поселке Спирово под Тверью, окончив физико-техническое отделение Тверского педагогического института, а потом годичные краткосрочные курсы аспирантуры НИИ математики и механики при МГУ, он был направлен наркоматом преподавать в далекий сибирский город Иркутск. Но ехать туда двадцати двухлетнему парню не хотелось.

От своих друзей он узнал, что в подвале дома №19 или №10 по Садово-Спасской улице на общественных началах можно найти какой-нибудь заработок. Подрабатывать он начал еще учась в Твери: его стипендия была всего лишь 16 рублей в месяц.

Так с октября 1932 года он стал работать в ГИРД неприметным помощником Фридриха Цандера по расчетно-теоретическим вопросам.

В то время главная задача, над которой бились и ленинградские, и московские разработчики, заключалась в создании ракетного мотора. В Москве спешили потому, что в Ленинграде Валентин Глушко уже запустил свои первые ЖРД. Первый ЖРД, созданный московскими специалистами, был испытан в 1933 году. В отличие от ленинградских ученых, московские специалисты решили использовать в качестве окислителя жидкий кислород, в качестве горючего — бензин и этиловый спирт.

В 1933 году было принято решение объединить ленинградских и московских ученых. Был создан первый в мире государственный Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), куда вошли представители как ленинградских, так и московских школ создания ЖРД, каждая из которых предлагала свои варианты создания двигателей.

Научные споры переросли в яростную полемику. РНИИ разделился на два непримиримых лагеря. Валентин Глушко и Леонид Душкин оказались по обе стороны баррикад.

На шести машинописных листах последовательно излагалась вина Ивана Клейменова, Георгия Лангемака и Валентина Глушко, которые шли по неверному пути при разработке ЖРД. Костиков требовал сокращения работ по пороховым ракетам и азотно-кислородным ЖРД и усилить работы по кислородному сектору.

Ненависть двух конструкторов

Это заявление не осталось без внимания НКВД. События развивались стремительно. Аресты, проверки, доносы, расстрелы обезглавили институт.


Противники старались уничтожить морально Валентина Глушко: его заставили признать свои ошибки. Уничтожались и его работы: Андрей Костиков лично бросил в огонь книгу "Ракеты, их устройство и применение". Огонь медленно пожирал страницы. Но чертежи оставили в целости! Видно, осознавали, что без них дело не продвинется. Так это и было.

Архивы хранят еще один документ — акт, в составлении которого участвовал и Леонид Душкин. В акте выражено крайне негативное отношение к работе Валентина Глушко, утверждается, что его работа была неудачной, непрофессиональной, при этом лица, подписавшие акт, в том числе и Леонид Душкин, утверждали, что он не мог не понимать характера своих действий.

Впрочем, специалисты считают, что Леонид Душкин достиг определенных успехов.

Справедливости ради отметим, что эта схема стала классической, она использовалась на большинстве ЖРД, в том числе и на двигателях Валентина Глушко, созданных им в ОКБ-456.

После завершения в апреле месяце 1942 года стендовой отработки и тренировок летчика по управлению работой двигателя, первый экземпляр самолета, получивший название "БИ-1" был доставлен для летных испытаний на военный аэродром в Кольцово под Свердловском, которые провел боевой летчик капитан Григорий Бахчиванджи.

Во время выполнения седьмого по счету полета на "Би-2" 27 марта 1943 произошла катастрофа. На высоте 3,5 км произошло автоматическое выключение двигателя, самолет вошел в резкое пике и разбился. Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи погиб.

Государственная комиссия отстранила Душкина от работ по двигателю. Органы НКВД не стали предъявлять к нему никаких претензий. Над дальнейшей разработкой двигателя работал коллектив Алексея Исаева, который достиг лучших результатов. Если сравнить удельные импульсы движков Исаева и Душкина для БИ-1, то у Исаева — тяга 1200 кг, расход — 5.7, импульс — 210 сек. У Душкина тяга — 1500 кг, расход — 7.7, импульс — 194 сек.

Самые главные и самые знаменитые ракеты производства Советского Союза вошли в жизнь с помощью генерального конструктора, имя которого стоит в истории наряду с самыми важными для страны. Это академик Глушко, создавший многие десятки мощнейших реактивных двигателей. Валентин Петрович, несмотря на очень многие свои увлечения, главное в своей жизни определил ещё в детстве.

академик глушко

Начало

Сложна учёба на физико-математическом факультете! Да и время в стране было трудное – восстановление после чудовищной разрухи. Но будущий академик Глушко не сетовал на безденежье, он уже в студенчестве не вагоны разгружал, а научной работой занимался. Голод, холод и остальные лишения на этом фоне волновали его мало. И это, конечно же, принесло свои плоды: уже в 1933 году Глушко Валентин Петрович стал главой отдела ракетного научно-исследовательского института, а ещё через три года – главным конструктором реактивных двигателей.

глушко валентин петрович

Вдали от посторонних глаз

Начиная с 1933 года жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, который планировали устанавливать на аэроторпеды в качестве вооружения самолётов, а как прототип современных ракет – и для ракетопланов. В 1938 году будущий академик Глушко уже был оценён по достоинству.

Его спрятали, осудив "за вредительство", как всех ведущих инженеров и конструкторов страны. Присудили восемь лет лагерей и отправили "в шарашку", то есть закрытое КБ для ведения дальнейших разработок. Сначала в Тушино, на авиационный завод № 82, где Валентином Петровичем были разработаны реактивные установки, устанавливаемые на самолёты. Собственно ракетостроение, в чистом его виде, пока не рассматривалось как дело полезное, но вскоре всё изменилось.

глушко валентин петрович биография

Перед Победой

Глушко Валентин Петрович был освобождён в 1944-м. Он сразу же встал во главе опытного, или, лучше сказать, – особого конструкторского бюро в Казани, где разрабатывались специальные двигатели. В 1946 году он был в числе тех, кто в Германии изучал немецкие разработки в ракетной области.

Вернувшись оттуда с новыми идеями, Глушко работает уже в преобразованном ОКБ-456 на авиазаводе в Химках, где к 1948 году появился первый двигатель РД-100 для ракеты, а потом и ещё огромное множество их для самых разнообразных летательных объектов. Глушко Валентин Петрович, биография которого целиком и полностью связана с реактивными двигателями, именно тогда стал безусловным лидером в их создании.

глушко валентин петрович семья

Заслуги

В 1974 году начала работу совсем новая организация, которую возглавил академик Глушко, – НПО "Энергия", куда вошли ОКБ-456 и ОКБ-1. Генеральный конструктор изменил курс вверенного ему предприятия кардинальным образом. Именно поэтому вся российская космонавтика, в том числе и современная, обязана этому человеку почти всем. Это он проектировал двигатели космического корабля "Восток" – от первого полёта в космос до создания станций на орбите. Без него наши космические достижения были бы совсем другими. Возможно, их вообще не было бы.

Именно поэтому был установлен в Одессе памятник Валентину Глушко, на красивом проспекте, тоже названном именем этого "засекреченного" человека. И на аллее Космонавтов в Москве тоже есть такой монумент. Однако, заслуги его перед отечеством невозможно переоценить. Валентин Петрович Глушко – Герой Социалистического Труда (дважды), у него пять орденов Ленина, а также ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, множество медалей. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

глушко валентин петрович и королев

Королёв

Ещё в ОКБ-1 с выдающимся конструктором работали замечательные специалисты, которых он набирал в бюро самостоятельно (представьте себе, как ценили этого заключённого, которому позволялось такое). Это легендарные люди: Уманский, Желтухин, Лист, Витка, Страхович, Жирицкий и многие другие. В 1942 году по ходатайству главного конструктора Глушко уже в Казань был переведён самый легендарный человек, которому покорился космос.

Глушко Валентин Петрович и Королев Сергей Павлович вместе разрабатывали ту самую военную технику, которая принесла победу стране. Ракетные двигатели были установлены на Пе-2, и сразу же скорость его стала выше на 180 километров в час. Шли испытания с истребителями Як-3, Ла-7, Су-7. Прирост скоростей был впечатляющ - до двухсот километров в час. Таким образом с помощью жидкостного реактивного двигателя изменилась сама судьба ракетной техники.

академик глушко нпо энергия

Взаимоотношения с властью

Сталин досрочно "освободил" Глушко и снял судимость в 1944 году. Но в жизни конструктора от этого решения не изменилось практически ничего. Он всегда, вне зависимости от судов, был человеком засекреченным и ограждённым от остальной жизни огромной стеной творческой работы, которая необходима стране и которую требуют душа и сердце. Но Глушко правильно использовал этот сталинский жест. Он подал вождю список из тридцати человек, которых нужно было тоже освободить досрочно и оставить для работы в КБ. Так и случилось. Большинство из этих людей связали свою судьбу с Глушко навсегда.

А с 1945 года этот в прошлом осуждённый на много лет человек стал заведовать кафедрой в Казанском авиационном институте, где занимался реактивными двигателями и готовил достойных помощников себе и своему ОКБ. Ещё интереснее: вчерашний осуждённый "за вредительство" полтора года изучает ракеты в Германии (1945-1947 годы), будучи в командировке. Трофеи – немецкое ракетостроение – конструктора, конечно же, впечатлили. Но и о взаимоотношениях власти и творческого контингента этот случай тоже рассказал многое. Со Сталиным у Глушко было четыре продолжительные личные встречи, где обсуждалось отечественное ракетостроение. Вождь задавал вопросы умные, толковые, квалифицированные.

глушко герой социалистического труда

Космос

В 1953 году Глушко избрали в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присвоила ему докторскую степень. Наступило время воплощения своих детских мечтаний. Валентин Петрович разрабатывал обширные программы пилотируемых орбитальных станций, даже лунных поселений, с его лёгкой руки появились космические корабли многоразового использования. Он всерьёз занимался вопросами освоения Венеры и Марса, планировал полёты к астероидам.

памятник валентину глушко

Глушко руководил разработкой лунной станции, на которой постоянно находились бы люди. Гриф работы "совершенно секретно" не позволял воодушевить этой идеей общественность, а потому, когда после неудачных запусков Н-1 лунную программу закрыли, никто об этом не горевал, кроме генерального конструктора. И даже всё то огромное, что свершилось, не могло его утешить до конца. А свершилось? Более пятидесяти модификаций жидкостных двигателей, которые и теперь применяются на семнадцати моделях космических и боевых ракет. Именно под его руководством созданные двигатели ракет-носителей запустили автоматические станции к Марсу, Венере и Луне, они же установлены на пилотируемые корабли "Союз" и "Восток", а сколько искусственных спутников Луны и Земли выведено на орбиту с их помощью!

А космический аппарат "Буран", разработанный под руководством Глушко, этот космический корабль, легко взявший на себя функции самолёта, с новейшими теплозащитными материалами, с компьютерными расчётами в десятки тысяч чертежей, и с двигателем, самым мощным и сегодня - ЖРД РД-170, детище Глушко, не уступающее, а превосходящее по многим параметрам даже "Шаттл"! Аппарат поистине безупречный! Но. не цветут яблони на Марсе, нет на лунных дорожках наших следов. Не дождался Валентин Петрович. В 1989 году он скончался, и его именем международный союз астрономов назвал кратер на видимой стороне Луны. Может быть, как раз тот, который и влёк по ночам к себе этого великого и деятельного мечтателя.

академик глушко

Женщины

Женщин тоже очень любил Глушко Валентин Петрович. Семья поэтому у него была далеко не одна, несмотря на "засекреченность", долгую отсидку в "шарашках" и нечеловеческую занятость. Первый раз он женился в девятнадцать лет, будучи студентом Ленинградского университета. Вагоны он не разгружал, но, когда особо было голодно, немного подрабатывал ремонтом квартир, где и обнаружилась бывшая одесская девушка Сусанна Георгиевская, будущая писательница. Что произошло между супругами, почему они развелись, осталось тайной. Но обстоятельства изумляют. Валентин был ранен из огнестрельного оружия. Сказал, что причина – неосторожное обращение. После чего последовал развод.

Появилась новая женщина, жениться на которой он не успел – Тамара Саркисова. Однако дочь Евгения родиться успела. Ареста Глушко Тамара сильно испугалась и отреклась от всех отношений. Поэтому, когда появилась возможность, Глушко к ней не вернулся – не простил. В Германии у него появилась преподавательница, которую звали Магдой, и родились дети – Юрий и Елена. Потом наверняка было что-нибудь ещё, о чём история умалчивает. Глушко мужчиной был чрезвычайно интересным и чисто внешне, и ореол гениальности над ним сиял нестерпимо. А вот в 1959-м, когда конструктору исполнился пятьдесят один, в его жизни появилась Лидия Нарышкина, девушка восемнадцати лет, работавшая в его КБ "Энергомаш" в Химках, с которой он прожил оставшиеся двадцать восемь лет, воспитав прекрасного сына.

Читайте также: