Вич и святые источники

Обновлено: 27.03.2024

В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает людям, живущим с ВИЧ-СПИДом, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь

В ней приняли участие насельник Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни иеромонах Диомид(Кузьмин) и сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Маргарита Борисовна Нелюбова.

12:14 Зинаида Нелюбова, Тура, Эвенкия
Мы живем в Туре – это Эвенкия, нас пока Бог милует, но сердце всегда болит за тех, кто волей или неволей становится больным этой страшной болезнью. Как практически помочь таким людям? Да и ждут ли они помощи? Самое главное – молитва, от всего сердца. Бог Вам в помощь! С уважением, Ваша однофамилица, а может и больше. Зинаида Нелюбова.
Маргарита Нелюбова: Безусловно, очень важной действенной помощью для людей живущих с ВИЧ-СПИДом является молитва. Еще одна возможность оказать им поддержку – это организовать в православном приходе группу взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) либо службу психологической поддержки и психологического консультирования. Очень важно интегрировать этих людей в литургическую жизнь прихода, церковно-социальную деятельность, помочь им найти свое место в Церкви.
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наверное, нужно, самое первое, это провести молебен о здравии больных ВИЧ-СПИДом и их близких и врачей, которые их лечат. На это откликнутся многие. Можно и повесить объявление в местном СПИД-центре, в наркодиспансере и, конечно же, в храме. Это поможет тем людям, которые хотели бы получить поддержку сделать первый шаг на пути к Богу, а вы таким образом получили бы возможность им помочь.

12:18 Владимир, г.Саратов
День добрый отец Диомид! Скажите, пожалуйста, как к Вам попасть в Ваш реабилитационный центр и что для этого нужно кроме желания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Наш реабилитационный центр небольшой. К сожалению, мы не можем принять всех желающих. Но процедура такова. Первое, мы должны побеседовать с желающим либо письменно, либо по телефону, а иногда и лично. Только после этого мы принимаем решение. Но самое главное , чтобы у человека было желание лечиться. А лекарство у нас, конечно, духовное.

12:26 Ольга , Талдом
Проблема СПИД, на мой взгляд, проблема духовная (особенно, если вспомнить с кого это все пошло). Но глас Церкви слишком тихий в нашем огалтелом мире, Вам не кажется?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Все равно дело Церкви не бояться говорить об этом и предложить свое видение этой проблемы.
Маргарита Нелюбова: Безусловно, Церковь считает, что в основе этой проблемы лежит духовно-нравственная деградация, широко захватившая наше общество. Задача Церкви в этих условиях – прежде всего, предложить свое видение решения этой проблемы. Под этим мы понимаем, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание в духе традиционных христианских ценностей. Церковь со своей стороны должна предложить активные действия для решения этой проблемы: программы воспитания молодежи, помощь ВИЧ-инфицированным и их близким, их духовно-психологическая поддержка и т.п. Такая работа уже ведется во многих регионах. Хотелось бы, чтобы она осуществлялась шире. Голос Церкви кажется тихим, потому что проблема СПИДа и особенно церковного участия в ее решении недостаточно освещается в СМИ.

12:30 Михаил Д-ов, Подольск
Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей – тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

12:31 Алексей Логинов , Москва
Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

12:39 Андрей, Москва
Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

12:46 Лидия, Можайск
СПИД – это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения – это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

12:55 К.Захаров, Кострома
Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:18 Мария
Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились. Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

13:22 Егор
Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

13:28 Ольга , Крюков
Отец Анатолий Берестов рассказывал о том, что наблюдал полное излечение от наркозависимости у тех больных, кто обретал веру. Наблюдали ли вы подобное? Можете ли привести примеры?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Таких случаев много. Могу рассказать об Андрее, который был на реабилитации в нашем монастыре. С тех пор прошло много лет, он женился. Сейчас учится в институте заочно, работает и помогает другим людям освободиться от наркозависимости. Сам он после реабилитации к наркотикам никогда не возвращался и даже не курит.

13:30 Света , Подрезково
Есть ли различия в лечении и реабилитации больных наркоманией и СПИДом? Или же их врачуют по одной схеме?
Иеромонах Диомид (Кузьмин): Верно, их врачуют по одной схеме. Для человека, страдающего тяжелым недугом, важно осознать причины своей болезни и постараться измениться. Это ключ к духовному выздоровлению.

13:38 Алекс В., Москва
Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) – это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом – сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РЦП по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

13:39 К.Захаров, Кострома
Почему в Церкви негативное отношение к СПИДу?
Маргарита Нелюбова: Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

13:45 Алексей Реутский (« Нескучный сад «), Москва
Уважаемая Маргарита. Насколько часто священникам приходится сталкиваться с вич-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?
Маргарита Нелюбова: В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

13:53 Ольга , Подрезково
Маргарита Борисовна, расскажите, в чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?
Маргарита Нелюбова: Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности. Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы. По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) – в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

13:57 Мария, Москва
Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводиться определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

13:58 Елена , Москва
Может ли к Вам за помощью обратиться некрещенный человек?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Может. Никаких препятствий нет. Любой человек может обратиться за помощью в Церковь.

14:10 Шестов Павел, Подмосковье
Что перевоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители – духовную и молитвенную.

Заключительное слово:
Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Благодарю за вопросы, неотвеченные возьму с собой. Мне важно личное обращение каждого человека. Спаси Господи!

Маргарита Нелюбова: Благодарны всем, приславшим вопросы , за интерес к достаточно сложной теме. Это свидетельствует о том, что тема актуальная и нам всем нужно много трудиться для того, чтобы помочь людям, затронутым этим заболеванием.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

Молебны о здравии больных ВИЧ/СПИДом и борьба с одиночеством

Храм расположен в удивительно живописном месте: на обрыве над Москвой-рекой, где вдали виднеются причудливые мосты. Парк за церковной оградой выглядит одним из любимых мест отдыха жителей района – во дворе прогуливаются мамы с колясками, дети постарше подбирают последнюю осеннюю листву, старушки беседуют на лавочках под деревьями… Райский уголок тишины среди грохочущих кругом строек.

Храм, как и любая церковь в спальном районе Москвы, в воскресенье полон народом. Литургия давно закончилась, но к свечному ящику стоит длинная очередь: кто за свечами, кто – подать записку на молебен или панихиду, кого-то заинтересовала выставленная на прилавке книга…

В большинстве записок, передаваемых на молебен – одно-два имени. Начинается богослужение, молитвы о недужных чередуются с покаянными. Евангелие читают по-русски – чтобы было всем понятно, ведь на молебен может зайти любой человек, в том числе и не имеющий опыта церковной жизни. В руках у нескольких человек – помянники с длинными списками на сотни имен.

Атмосфера на молебне и за столом поражает своей теплотой. Не покидает чувство, будто в каждую фразу молитвы, в каждое крестное знамение, поклон, в каждую дружескую улыбку и переданное соседу печенье ребята вкладывают весь накал своих душевных сил. И это легко понять – ведь никто не знает, сколько еще подобных общих богослужений и чашек чая в кругу друзей каждому из них отпущено. ВИЧ-отрицательному большинству есть чему у них поучиться – если бы все мы умели столь же трепетно, как с драгоценным сосудом обращаться с каждым, кто к нам приходит, то каждый день проводили бы как в раю. В каждом действии сквозит желание подарить своим ближним радость. Одна участница достает целый пакет нательных медальонов с изображением святителя Николая, привезенных из Бари, и дарит каждому присутствующему по одному. А если кто-то просит, то по два. Или по три, чтобы хватило всем друзьям и знакомым.

Молебны в Троицком храме в Хорошеве совершаются ежемесячно с 2001 года. В общем помяннике сегодня около 1000 имен, и у многих больных было замечено серьезное улучшение состояния после того, как о них возносилась церковная молитва.

После чаепития желающие идут в храм на исповедь. Перед этим батюшка еще раз напоминает о важности церковной жизни, о том, что благодать Божия помогает преодолеть многие страхи, отчаяние, подавленность.

Когда-то каждый из этих людей получил страшное известие об инфицировании – перечеркнувшее многие планы, оборвавшее социальные связи, вынуждающее жить в совсем других условиях. Сегодня они жадно слушают другое известие – Благую Весть о Христе, которая дает надежду. Честно могу признаться, что давно не встречала людей, даже православных, которым был настолько интересен Господь и отношения с Ним. Конечно, кто-то скажет, что причиной тому – постоянные мысли о смерти, интерес к участи души за гробом. Но разве всем остальным, ВИЧ-отрицательным людям, смерть не предстоит?

Комментирует игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных:

s_krestom_300

– Этот упрощенный и однобокий взгляд на болезнь присущ тем, кто не имеет достаточно сведений о самой болезни и не знаком с ситуацией со СПИДом за пределами Европы, в странах Азии и особенно Африки (где в некоторых государствах ВИЧ заражено до четверти населения). Представление о карающем, одержимым жаждой справедливого воздаяния за грехи Боге абсолютно чуждо Восточной Церкви. Для нас Бог, даже в гневе Своем, всегда любящий Бог Отец. Но мы так же приучены думать, что на земле ничто не может происходить помимо Его воли и ведения. Появление ВИЧ — не исключение. Не получается ли тогда, что, выступая на борьбу со СПИДом, мы противимся воле Божией?

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Когда кто-либо ищет нашей помощи, например ВИЧ-инфицированный молодой человек, вместо того чтобы вдаваться в изыскания, насколько он грешен, давайте лучше подумаем, что мы можем сделать для его спасения и благополучия. Благоразумие подсказывает рекомендовать ему посвятить в тайну о своем ВИЧ-статусе ограниченное число прихожан, может быть, одного только духовника. Правда в том, что и не всякий священник способен правильно отреагировать на выказанное ему доверие — большинство пастырей еще никогда не сталкивались с ВИЧ-инфицированными людьми. Некоторым утешением в случае неверной реакции духовника является то, что духовники обязаны хранить тайну исповеди. Когда благоразумный священник услышит такое признание в таинстве покаяния, он осознает, что пришло время для него лично ознакомиться с проблемой и создать атмосферу благожелательного отношения к ВИЧ-положительным людям на вверенном ему приходе. Если на каком-то приходе появятся двое или трое ВИЧ-инфицированных, с их согласия неплохо было бы духовнику познакомить их друг с другом, сохраняя тайну для остальных членов прихода. По мере улучшения отношения к ВИЧ-инфицированным, круг посвященных в тайну может быть увеличен.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных

игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных

Мы убедились, что среди попавших в наркотическую зависимость немало талантливых ребят, многие серьезно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Ребята умеют ценить доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, пока на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах воскресают к жизни, понимаешь, что Богу дороги эти люди, видишь, что Он принимает их.

Свято-Георгиевский приход занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. Одновременно здесь проходят реабилитацию семь-восемь молодых людей. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных, в последнее время они составляют половину пациентов. Всего реабилитацию прошли около 80 ВИЧ-инфицированных. На приходе соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников . Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Реабилитация пациентов бесплатна.

Посещение больных СПИДом

Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл регулярно посещает СПИД-центр при инфекционной больнице No. 2. Последний визит прошел на Пасху 2010 года. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Кирилл поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и вручил персоналу и пациентам, находящимся на лечении в СПИД-центре, пасхальные подарки.

Архипастырь пожелал всем сотрудникам и пациентам больницы помощи Божией и доброго настроения, помогающего без уныния нести свои труды и свой жизненный крест.

Многое зависит от того, какой у священника опыт и какая у него вера. Кто-то может как святитель Иоанн (Шанхайский), который однажды причащал страдающего бешенством пациента, а тот выплюнул Святые Дары и святитель вместо больного потребил их. Опытный священник не должен ничего этого бояться, и, в свою очередь, может даже продемонстрировать прихожанам крепость и действенность веры, потому что Господь ограждает и защищает каждого человека!

С этими вопросами мы обратились к клирику Свято-Димитриевского храма при ГКБ №1 и исполняющему обязанности настоятеля храма священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева (Москва), постоянному докладчику на семинарах по участию Русской Православной Церкви в организации ухода за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом иерею Роману БАЦМАНУ, клирику храма Всех Святых бывш.Алексеевского монастыря, настоятелю Свято-Никольского храма в Научно-практическом центре борьбы с туберкулезом (тоже Москва) иерею Владимиру СОКОЛОВУ и участнику недавно прошедшего круглого стола по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа среди наркозависимых потребителей наркотиков в Санкт-Петербурге, клирику Санкт-Петербургского храма Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, иерею Александру ГАВРИЛОВУ.

Отец Роман:
– Когда пастырь отказывается причащать человека, потому что у него СПИД – это абсолютно неправильный подход, можно даже сказать – дискриминация. Ничего страшного не произойдет, если больной СПИДом будет причащаться с остальными прихожанами из одной чаши, и появление ВИЧ-инфицированного человека на приходе – не должно вызывать какого-то смущения среди прихожан. Все мы прекрасно знаем как вирус иммуно-дефицита передается, и как он НЕ передается. Воздушно-капельным путем он не передается и на лжице занести этот вирус нельзя.

В приобщении Святых Христовых Таин отказывать нельзя никому, и если какая-то опасность появляется, то к ней нужно уметь правильно относиться. Нужно помнить, что без Божией воли и волос с нашей головы не упадет, как в Евангелии сказано.

Отец Владимир:
– Каких-то общих канонических правил, как причащать заразных больных, нет. В каждом конкретном случае это решает каждый священник лично, в зависимости от обстановки: ведь иногда требуется больного человека отдельно от остальных причастить, а иногда и наоборот, показать пастве пример веры. В любом случае стоит избегать крайностей.

Как вариант выхода из сложной ситуации можно предложить причащать больного прихожанина последним, то есть сначала всех здоровых – потом всех больных. У нас в инфекционной больнице именно такая практика. Если кто-то смущается, то здесь я пытаюсь беседовать лично, выяснить причины смущения. В любом случае человек должен иметь веру. Когда мы причащаемся – мы прикасаемся к святыне, и Господь ограждает человека своею благодатью. С другой стороны больной, конечно, должен подойти к священнику, предупредить о возможных последствиях своего появления в храме, и священник может ему порекомендовать пойти домой (и потом причастить его на дому), попросить стоять отдельно от остальных, стараться не кашлянуть на кого-то. Попросить как минимум внимательно и ответственно относиться к ближним.

Многое, конечно, зависит от того, какой у священника опыт и какая у него вера. Кто-то может как святитель Иоанн (Шанхайский), который однажды причащал страдающего бешенством пациента, а тот выплюнул Святые Дары и святитель вместо больного потребил их. Опытный священник не должен ничего этого бояться, и, в свою очередь, может даже продемонстрировать прихожанам крепость и действенность веры, потому что Господь ограждает и защищает каждого человека!

Отец Александр:
– Ну, во-первых, я выскажу свою точку зрения: всегда, когда возникает вопрос, что какая-то раба Божия сказала кому-то, очень сложно вставать сразу же на её защиту и находить аргументы против священника. Потому что потом часто оказывается, что есть масса аргументов, которые она не озвучила. А если рассматривать этот случай, то мне кажется, что он единичный. Некоторые священники отказывают в причастии, если у человек состоит в браке, не венчанном Церковью, они говорят, что это блуд. Возможно, отказавший ей священник – человек старшего поколения. Если такой батюшка относится к ВИЧ-инфицированному, как к прокажeнному, вследствие отсутствия информации, то он и причащаться не будет давать. Наверное, в своих чувствах он просто так оберегает паству. Но это – личная точка зрения. Так что я считаю, что ВИЧ-инфицированный человек может прийти в любой храм.

Подготовили Дмитрий РЕБРОВ и Игорь ЛУНЕВ

ВИЧ+ прячутся, потому что у нас в стране существует дискриминация тех, кто болеет этой болезнью. Большинство населения не знает, что вирус уже давно вышел за пределы групп риска, – носителями ВИЧ сегодня могут быть вполне социально адаптированные граждане, похожие на наших соседей.

Кроме того, рядом с ВИЧ всегда идет множество мифов о нем. Например, что заболевшего ожидает скорая и мучительная смерть. Он вредит, прежде всего, тем, кто узнает о своем диагнозе.

И вот, вам сказали, что у вас ВИЧ. Что делать?

Важно помнить:

– ВИЧ – заболевание не смертельное, а хроническое. Длительность жизни человека с ВИЧ и без него практически не отличается при условии регулярного лечения и соблюдения некоторых правил. Принимая лекарства против ВИЧ, вы проживете долгую счастливую жизнь до старости.

– В России лечение ВИЧ – бесплатное.

– У человека с ВИЧ может быть нормальная семья и здоровый ребенок.

Даже если в голове у вас царит полный сумбур, вы испытываете отчаяние, постарайтесь чуточку успокоиться, прочитав все вышеизложенное. Диагноз ВИЧ – всегда сильнейший стресс, он переживается как горе, у него даже этапы те же: отрицание – агрессия – торг – депрессия – принятие. Поверьте, постепенно вам станет легче, картина жизни станет ясной.

  1. Первое, что необходимо сделать, – обратиться в ваш местный СПИД-центр (Центр профилактики и борьбы с ВИЧ/ СПИДом), встать там на учет. Повторюсь – в нашей стране лекарства, медицинские процедуры и лечение людей, живущих с ВИЧ, полностью бесплатны.
  2. Жизненно важно регулярно посещать врача в СПИД-центре, выполнять его рекомендации. Врач будет отслеживать течение ВИЧ-инфекции, чтобы в положенное время назначить терапию против ВИЧ (антиретровирусную терапию – АРВТ).

После назначения терапии ее нужно принимать в течение всей жизни каждый день, в строго определенное время, без пропусков.

Важно отслеживать (если врач сам не сообщил их значений, задайте ему вопрос) свой иммунный статус и вирусную нагрузку. Иммунный статус показывает, в каком состоянии находится ваша иммунная система, а вирусная нагрузка – количество частиц вируса у вас в крови. Терапию в России начинают при иммунном статусе меньше 350 и вирусной нагрузке больше 100 000.

  1. Ознакомьтесь с информацией о ВИЧ, но не читайте что попало. ВИЧ окружен множеством мифов, в интернете можно найти горы устаревшей, ложной и недостоверной информации о ВИЧ и СПИДе. Путаница в голове и каша из противоречивых сведений вам не поможет. Доверяйте только проверенным источникам и научным данным о ВИЧ. Рекомендуем читать статьи на медицинских сайтах, сайтах СПИД-центров.
  2. Настройтесь на здоровый образ жизни. Бороться с ВИЧ-инфекцией поможет хорошее питание, умеренная физическая активность (спортивные нагрузки), полноценный отдых, достаточное время сна. ВИЧ несовместим с курением, алкоголем, тем более – с наркотиками.
  3. Не стыдитесь обращаться за помощью. Если вы чувствуете, что не справляетесь со стрессом после получения диагноза, вам не хватает знаний о ВИЧ, обратитесь за помощью.

Может помочь и посещение группы взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ. В вашем СПИД-центре вам сообщат о наличии такой группы в вашем населенном пункте и о расписании ее встреч (не стесняйтесь поинтересоваться этим самостоятельно).

Кому объявить о своем диагнозе?

Это один из самых распространенных вопросов, с которым люди с ВИЧ обращаются к психологу. Вот что в данном случае советует Александра Имашева.

  1. Диагноз ВИЧ – тайна, которую имеет право раскрыть только носитель болезни.

Если у вас ВИЧ, вы не обязаны ставить в известность о своем диагнозе кого бы то ни было: работодателя, коллег, любых официальных лиц, врачей вне СПИД-центра. Ограничения по работе в плане ВИЧ включают узкий круг медицинских профессий, поэтому вы можете не сообщать работодателю и сослуживцам о своей ВИЧ-инфекции (уволить вас из-за ВИЧ-статуса, по закону, также не имеют права).

  1. Диагноз ВИЧ – еще и большой стресс. В стрессовой ситуации всем требуется сочувствие и поддержка. Рекомендую вам обязательно поделиться своим диагнозом, но с небольшим кругом людей: только с самыми близкими, которым вы по-настоящему доверяете. Это может быть кто-то из родственников, один-два лучших друга. Важно помнить, что раскрывать свой диагноз можно только человеку, с которым вы находитесь в по-настоящему хороших отношениях, в которых нет места конфликтам.
  2. Вне обстоятельств, вашего желания или нежелания вы должны рассказать о своем диагнозе людям, с которым вы находитесь или находились в сексуальных отношениях: супругу или партнеру. Им необходимо как можно скорее сдать анализ на ВИЧ, поэтому они должны узнать о вашем положительном статусе сразу, как можно скорее.

Многие мамы говорили мне, что воспринимали нежелание детей рассказать им о своем ВИЧ-статусе как предательство. В любом случае, родители будут о чем-то догадываться и строить катастрофические предположения. Поэтому рекомендация здесь однозначна: если мама вас любит, а вы любите ее, ей надо рассказать.

Читайте также: