Вич инфекции наглядные пособия

Обновлено: 13.05.2024

Количество людей во всем мире, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), приближается к 40 миллионам. В России количество инфицированных уже превысило 1 миллион человек, 24 000 из которых уже скончались. Утверждение о том, что болезнь проще предотвратить, чем лечить, в случае с ВИЧ актуально как никогда, поскольку это заболевание на сегодняшний день неизлечимо. Именно поэтому профилактическим мерам следует уделить особое значение.

Что такое ВИЧ

На сегодняшний день эффективного лекарства против ВИЧ не существует. Если человек заражен, то избавиться от вируса ему уже не удастся. Однако при прохождении курсов высокоактивной антиретровирусной терапии больной может прожить до старости, формально являясь носителем вируса, но при этом не испытывая серьезных проблем со здоровьем. Если человек не получает курс антиретровирусной терапии, то редко живет дольше 10 лет и умирает от вторичных инфекций.

Спектр инфекционных заболеваний, приводящих к летальному исходу, достаточно широк, но чаще всего причиной смерти становятся пневмония, туберкулез, менингит и онкологические процессы, затрагивающие различные органы.

Многие ВИЧ-инфицированные умирают от саркомы Капоши. Это онкологическое заболевание, развивающееся из лимфатических узлов и распространяющееся на кожные покровы. Сначала на коже возникают темно-красные (иногда с синеватым оттенком) пятна, которые со временем трансформируются в опухолевые узлы. Кроме того, процесс может затрагивать и слизистые оболочки рта. Для людей, не страдающих синдромом приобретенного иммунодефицита, прогноз при системном лечении относительно благоприятный (выздоравливает до 70% пациентов), однако ВИЧ-инфицированные пациенты в терминальной стадии болезни практически не имеют шансов на выздоровление. При своей относительно невысокой распространенности саркома Капоши является причиной смерти более половины ВИЧ-инфицированных.

Способы заражения ВИЧ-инфекцией

Заразиться ВИЧ можно сразу несколькими путями:

  • Контакт с кровью. Заражение может произойти при переливании крови (такой путь передачи также называют гемотрансфузионным) или многоразовом использовании шприцев. Нередки случаи заражения среди наркозависимых, которые используют общий шприц для внутривенных инъекций. В группе риска состоят медработники, чья деятельность предполагает контакт с биологическими жидкостями. Не исключено, хотя и очень редко встречается, заражение при нанесении татуировок и пирсинге. Подобные процедуры лучше проходить только в профессиональных салонах, при этом мастер должен вскрывать все упаковки расходников в присутствии клиента.
  • Половой путь. Это наиболее распространенный способ передачи ВИЧ-инфекции. Опасны любые незащищенные сексуальные контакты, но в большей степени – анальные, поскольку в этом случае происходит наибольшая травматизация слизистых оболочек. Для пассивной стороны риск заражения выше. В группе риска состоят не только гомосексуалисты, но и любые сексуально активные люди, не использующие барьерные средства контрацепции при половых контактах с малознакомыми партнерами.
  • Возможна передача вируса от матери к ребенку во время родов – такой способ заражения называется вертикальным. В редких случаях (примерно 2% от общего числа) возможна передача инфекции в утробе через плаценту. Также существует риск заражения ребенка при вскармливании грудным молоком инфицированной матери.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции

Специфическая профилактика пока не разработана, однако в настоящее время сразу несколько экспериментальных вакцин от ВИЧ-инфекции находятся на стадии доклинического испытания.

Общие профилактические меры предполагают разборчивость в выборе сексуальных партнеров и использование презервативов. Страшилка о том, что поры презерватива якобы слишком широкие в сравнении с габаритами ретровируса, вызывающего ВИЧ-инфекцию, не имеют под собой научного обоснования. На самом деле латекс, из которого изготавливаются презервативы, не имеет пор вовсе. Поэтому при правильном применении барьерных средств контрацепции партнерам ничего не угрожает.

Риск заражения во время орального секса незначителен, однако при наличии микротравм на слизистых рта и гениталий партнеров он существенно возрастает.


Рисунок 1: Памятка, как предотвратить новые случаи заражения ВИЧ. Источник: Deschutes County Oregon

Если во время полового акта с малознакомым партнером презерватив случайно порвался (или не был использован вовсе), гениталии следует промыть интимным мылом с большим количеством проточной воды, после чего обработать раствором хлоргексидина. Всем сексуально активным людям, регулярно меняющим половых партнеров, необходимо иметь его в домашней аптечке. Хлоргексидин не обжигает слизистые оболочки, но при этом обладает дезинфицирующим эффектом, достаточным для того, чтобы нейтрализовать вирус. Если же есть серьезные подозрения, что партнер ВИЧ-инфицирован, следует обратиться в кожно-венерологический диспансер, чтобы пройти курс постконтактного лечения.

Использование маникюрных ножниц, бритв и других предметов, которые могут поверхностно контактировать с кровью, представляет сугубо теоретическую опасность. Пока что нет официально подтвержденных случаев инфицирования подобным образом. Тем не менее, если доподлинно известно, что человек инфицирован, лучше не рисковать и использовать только личные предметы гигиены. Это касается в числе прочего и зубных щеток – несмотря на то, что риск заражения ничтожно мал, лучше перестраховаться.

Профессиональная профилактика ВИЧ


Рисунок 2. Экспресс-тест на ВИЧ. Источник: francofox / Depositphotos

Работники системы здравоохранения, контактирующие с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов, обязаны соблюдать следующие меры профилактики:

  • Тщательное мытье рук с мылом перед медицинской манипуляцией и по ее завершении.
  • Для инъекций, переливания крови и других простых манипуляций, предполагающих контакт с кровью, необходимо использовать одноразовые шприцы, иглы и системы.
  • Медицинский инструментарий, рассчитанный на многоразовое использование, следует стерилизовать в обеззараживающих растворах.
  • Работая с биологическими материалами, необходимо использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, очки, медицинские маски).

Если у медработника обнаруживают ВИЧ-инфекцию, его переводят в отделение, где нет риска заразить пациентов. Хирурги, косметологи и стоматологи в дальнейшем не могут работать по специальности.

Несмотря на специально разработанный комплекс описанных выше профилактических мер, случаи заражения медперсонала и пациентов в лечебных учреждениях по-прежнему регистрируются. В этой связи всему врачебному персоналу рекомендуется рассматривать любого пациента, вне зависимости от возраста и пола, как потенциальный источник заражения.

Экстренная и постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции


Источник: NIAID / Flickr

При попадании крови ВИЧ-инфицированного пациента (или пациента с подозрением на наличие такой инфекции) на кожу следует использовать для промывания 70%-й спиртовой раствор и мыльную пену с водой, после чего участок дополнительно следует обработать йодом. Если инфицированный биоматериал попал на слизистые оболочки, то для промывания используется теплая вода, а затем 70%-й спиртовой раствор.

В течение 3 суток после потенциально опасной ситуации необходимо начать постконтактную профилактику, которая предполагает прием комбинации из 2-3 антиретровирусных препаратов, содержащих ритонавир, лопинавир, ламивудин, ставудин или тенофовир. Курс профилактического лечения составляет 1 месяц. Затем в течение одного года раз в 3 месяца необходимо сдавать анализ на ВИЧ. Человек считается здоровым только в случае отрицательного результата каждого из ежеквартальных обследований.

Заключение

Основные меры профилактики предполагают использование презервативов при сексуальных контактах с малознакомыми партнерами, а также применение одноразовых игл и шприцев во время медицинских манипуляций. ВИЧ-инфекция не передается бытовым, контактным и воздушно-капельным путем.

Наглядная агитация

Сегодня в двадцатый раз проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. Всемирная организация здравоохранения называет наиболее действенной мерой борьбы с распространением ВИЧ-инфекции половое образование (наряду со всеобщей доступностью презервативов). Одним из наиболее распространенных методов такого образования были и остаются наглядные материалы, призванные привлечь внимание к проблеме ВИЧ/СПИДа. Наиболее оригинальные из этих материалов представлены ниже.

1. Надпись: "Лекарства от СПИДа до сих пор не существует. Защити себя".

2. Надпись: "Ничто не извращение, кроме пренебрежения презервативом".


3. Надпись: "СПИД нас уравнивает".


4. Надпись: "СПИД все еще здесь и все еще убивает".


5. Надпись: "Безопасный секс".


6. Цикл плакатов с надписью: "Не будь глупым, защити себя".




7. Надпись: "Не загрязняй себе жизнь".


8. Надпись: "Используйте презервативы для безопасного секса".


9. Надпись: "Конечно, ты можешь!".


11. Надпись: "Ты рассказываешь, когда целуешься? А должен".


12. Надпись: "Это - твоя половая жизнь, а не краш-тест!".

13. Надпись: "Надевать обязательно".


14. Цикл плакатов с надписью: "Исследуй. Только защити себя".


15. Надпись: "У меня СПИД. Обнимите меня, пожалуйста. Я не могу вас заразить".


16. Надпись: "Каждые 10 секунд в мире от СПИДа умирает человек".

17. Надпись: "Быстрее всего уровень заражения ВИЧ растет среди гетеросексуальных женщин в возрасте до 30 лет".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Организация и формы профилактической работы с ВИЧ-инфекциями

Материал для классного руководителя

Профилактика ВИЧ- инфекции- это комплексное понятие, включающее как предупреждение распространения ВИЧ- инфекции половым, инъекционным и перинатальным путем, так и предупреждение перехода ВИЧ-инфекции в терминальную стадию у людей, инфицированных этим вирусом. Основную часть профилактической работы составляют так называемые "поведенческие вмешательства", т.е.просвещение, обучение, поддержка, направленные на снижение индивидуального риска заражения.

Основной принцип профилактики - это доступ к достоверной информации, средствам индивидуальной защиты и условиям изменения поведения независимо от образа жизни, пола, национальности и других обстоятельств.

1 Организация профилактических программ.

Любую профилактическую программу необходимо реализовывать в виде целостной программы действий.

Перед планированием программы необходимо ответить на несколько вопросов:

Кто является целевой группой программы?

Какие есть особенности у целевой группы?

Какие конкретные результаты ожидаются от программы?

Каковы сроки выполнения программы и получения результатов?

Каковы материальные и человеческие ресурсы программы?

Программы состоят из нескольких мероприятий, объединенных общей целью. В программу могут входить следующие мероприятия:

Единовременные массовые акции;

Раздача средств предохранения;

Практически все программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения, имеют общие черты.

В них присутствуют следующие характеристики:

Целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно, шаг за шагом

Целевой группе предоставляются ресурсы, которые могут способствовать изменению поведения (консультации, обследование на ВИЧ- инфекцию, контакты молодежных общественных организаций и др.)

Раздаточные информационные материалы

Программы будут малоэффективны, если они:

Содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы;

Используют преимущественно односторонний дидактический подход (лекция, раздача информации);

Основаны на чувстве страха и стыда, используют репрессивные меры. Страх чаще исполняет роль индикатора опасности, а не мотив к действию. Он сковывает, а не дает возможность думать и выбирать.

Программа по профилактике ВИЧ- инфекции и наркомании делает основной упор на создание возможностей свободного доступа молодежи к достоверной информации о проблемах ВИЧ/СПИДа, наркомании; упор на принципы равного обучения, уважение каждой личности и стремление в профилактической деятельности видеть не массы людей, а конкретного человека, которому мы можем помочь уменьшить жизненные трудности и поддержать его в минуты личного выбора.

2 Формы профилактической работы

Форм профилактической работы существует множество.

Одноразовые акции - такие как, благотворительный концерт или телемарафон привлекают внимание общества к проблеме, дают возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такие акции не в состоянии.

Необходима долгосрочная и целенаправленная профилактическая работа.

В профилактической работе важно использовать систему профилактических форм и методов. Необходимо учитывать особенности профилактической работы и следовать правилам, которые позволят повысить эффективность проводимой работы.

Формы профилактической работы

Большое количество участников;

Возможность привлечь внимание общественности;

Может сильно затронуть эмоции участников;

Возможность собрать средства;

Повысить имидж организации.

Единичность и не связанность с дальнейшей профилактической деятельностью;

Информационная неготовность в области ВИЧ/СПИДа всех ведущих и организаторов мероприятия;

Плохая адаптированность мероприятия поставленной профилактической цели;

Невозможность оценить эффективность результата профилактической работы на уровне конкретного человека.

Раздача информационных материалов и средств защиты;

Связь мероприятия с последующей серией дел, не обязательно массового характера.

Единичные или серия групповых занятий с участниками от 15 до 25 чел. Используются различные формы работы с группой

Позволяет создать атмосферу доверия;

Дает возможность открыто обсуждать волнующие вопросы;

Позволяет создать контакт с каждым участником;

Позволяет начать вырабатывать навыки нового поведения.

Требует большой затраты сил от ведущих;

Требует высокой профессиональной готовности ведущих семинара- тренинга;

Принудительный характер семинаров (запрос от учителей, но не от самих подростков)

Предварительного создание первичного интереса участников к обсуждаемой проблеме- показ фильма, чтение интервью людей с ВИЧ- инфекцией;

Чередование лекционных, игровых, практических и дискуссионных методов работы с группой;

Свобода и конфиденциальность в вопросах и ответах для клиентов;

Конкретность и подробность получаемой клиентом информации; возможность постоянной информационной поддержки.

Необходимость постоянного информирования населения о работе телефона;

Обращение клиентов часто требует не только информационной, но и психологической помощи;

Темы четко конкретизированы, но телефонисты имеют более широкую подготовку;

Организована система информирования населения о работе телефона;

Раздача информационных материалов и средств предохранения

Распространение информационных профилактических материалов и средств предохранения среди целевой группы стихийно или в связи с каким-либо профилактическим мероприятием.

Охват большого количества людей;

Доступность информации и средств предохранения.

Часто пренебрежительное отношение людей к материалам, на информацию не обращается достаточного внимания;

Пассивное восприятие информации

Если распространение материалов сопровождает какое-либо другое профилактическое мероприятие, расширяющее объем информации или затрагивающее эмоции участников;

Если материалы сделаны с учетом особенностей целевой группы, оригинально, привлекательно.

Индивидуальная беседа обратившегося человека с какой- либо проблемой с подготовленным специалистом;

Дает возможность обратившемуся высказать свою проблему, обсудить ее со специалистом и совместно найти возможные пути решения или преодоления ситуации;

Требуется серьезная, профессиональная подготовка специалистов.

Объединение людей, связанных общими проблемами для совместного их решения и оказания поддержки друг другу в индивидуальной жизни

Помогает людям почувствовать, что они не изолированы и не останутся наедине со своими проблемами;

Помочь обмениваться идеями, возможностями о путях решения проблем;

Обеспечивает основу для проведения членами группы различных мероприятий

Закрытость группы для людей, которые не связаны подобными же проблемами.

3 Формы работы с группой.

Лекция (5% усвоения).

Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Но лекция ставит своих участников в пассивную позицию слушателя.

Чтение (10% усвоения).

Хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно почитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать. Чтобы повысить эффективность этого метода необходимо предложить донести до слушателей прочитанную информацию и желательно обсудить на тренинге.

Использование аудио-визуальных средств (20%усвоения)

Просмотр и прослушивание талантливого произведения замечательный способ для эмоционального переживания информации.

Использование наглядных пособий (30% усвоения).

Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для тренинга могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты и т.д.

Мозговой штурм – хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он так же помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

Коллективные задания - этот вид обучения представляет собой поиск выход из предлагаемой ситуации. Примеры составляются таким образом, чтобы группа получила информацию, а затем попыталась разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, подумать и предложить альтернативы его действиям.

Обучение практикой действия (70% усвоения)

Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге.

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненны ситуаций. Роевая игры – это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники тренинга. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать, и не бояться, что его поведение будет глупым.

Это обмен мнениями. Даже если во время дискуссии стороны не достигли единодушия, все же такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Дискуссия повышает интерес к обсуждаемой теме, позволяет участникам прояснить собственную позицию, увидеть многообразие других мнений и проблему с различных сторон.

Мозговой штурм (генератор идей).

Способ быстрого включения всех членов группы в работу путем свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

Разработать и использовать новые стратегии поведения;

Отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Этапы мозгового штурма

Ведущий предлагает тему мозгового штурма

Участникам предлагается высказывать любые идеи по предложенной теме. Сразу оговаривается, что принимаются любые высказывания, без критики.

Все высказывания, предложения и идеи записываются на ватман или доску.

В процессе обсуждения группа совместно сортирует идеи по сходству, смысловому содержанию, определяет самое главное и формулирует дальнейшие цели работы.

Необходимо соблюдать следующие условия проведения:

Принятие всех идей, которые высказываются. Необходимо придерживаться правила безоценочности. Все мнения ценны.

Ведущий должен внимательно фиксировать все предложения, высказываемые группой.

Когда ведущий переходит к этапу группировки и формированию идей, необходимо спрашивать участников, согласны ли они с такой формулировкой, или необходимо уточнить.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения)

Хочешь выучить и понять сам – объясни другому.

4 Подходы к организации профилактической работы.

4.1 Интерактивный подход

Интерактивность подразумевает под собой следующие особенности передачи информации:

Взаимонаправленность передачи информации от ведущего к группе и от группы к ведущему.

Взаимообмен информацией между участниками группы.

Одинаковую степень участия каждого члена группы и равнозначность вклада каждого в решение поставленной задачи, а также одинаковую значимость мнения каждого.

Использование информации не только привнесенной из вне, но и информации, накопленной членами группы в ходе их жизненного опыта.

А главное – возможность, не получить готовый ответ, а активно искать и самостоятельно найти его.

Существует множество интерактивных методик от дискуссий до ролевых игр, от экспериментов, до социального действия и волонтерского движения. Все они направленны на то, чтобы выработать такое поведение у подростка, которое он считал бы правильным, приемлемым для себя и знал, как его реализовать.

Интерактивный подход позволяет:

Развивать участников группы

Развивать умение отстаивать свое мнение

Распространить уже имеющийся позитивный опыт в группе

Учесть все мнения и откорректировать или развить их

Сделать все перечисленное силами самой группы и каждого конкретного ее участника

Научить думать, выбирать и применять позитивное и противостоять негативному

4.2 Игровые методы обучения:

Игра – это именно то, что без вреда для собственного авторитета и здоровья позволяет применить любые маски в различных ситуациях.

Многие игры позволяют смоделировать ситуации из реальной жизни, отработать навыки на практике, узнать, что думают другие. Игра один из немногих способов разрушить стереотип обучения, максимально интересна при отработке практических навыков.

Интерес, польза и эффективность при игровом подходе - это аксиома.

Игра наиболее приближена к реальной жизненной ситуации, за счет этого игра более интересна, чем просто рассказ о ситуации.

В игру, как правило, вовлечено наибольшее количество чувств, а, следовательно, выше усвоение информации.

Игра более доказательна и демонстративна в случае неочевидных или спорных выводов.

Игра - один из самых интерактивных видов деятельности, где результат зависит не столько от организующего игру, сколько от участвующих в ней.

Игра развивает прогностические и логические способности.

Условия - задания, правила, по которым должны играть, оговариваются заранее и выполняются неукоснительно.

Интрига - те трудности, которые создаются в условиях. Могут быть искусственно созданные затруднения, которые надо преодолеть, загадки, соперники.

Результат - должен быть достижимым при равных возможностях, но риск выполнения задания должен быть обязательно.

Каждый тренер стремиться адаптировать игры к конкретным условиям. Умение ведущего подбирать, применять и создавать игры - основа для хорошего занятия. Проведение игры - это не игра. Главное чувство меры. Не ограничивайтесь только проведением игр, даже если все они соответствуют теме занятия. Чередуйте информацию, игры, обсуждения, демонстрации фильмов. Внимательно следите, все ли поняли правила игры и причину ее проведения.

4.3 Парное преподавание.

Парное преподавание при проведении профилактических занятий имеет ряд неоспоримых преимуществ, таких как:

Больше уверенности в собственных силах, так как есть, кому поддержать;

Возможность взаимного контроля и коррекции информации, взаимной поддержки, передачи друг другу знаний и обмена опытом. За счет этого повышается уровень качества преподавания;

Высокая интенсивность и динамичность занятий. Пока один говорит, другой готовится к следующему упражнению или контролирует ситуацию;

Возможность избежать доминирования одного взгляда, одного мнения, что помогает обучающимся легче сформулировать свое мнение или выбрать из уже имеющихся;

Внимания ведущих хватает не на всех;

Если преподаватели разного пола, они смогу привлекать внимание участников группы обоих полов, избежать мужской/женской предвзятости в освещении вопросов взаимоотношении полов, семьи;

Все это позволяет занятиям проходить нестандартно, более насыщенно, весело и интересно.

4.4 Ассоциативный подход

Сутью ассоциативного подхода является формирование эмоционального восприятия, за счет чего увеличивается объем запоминаемой информации. Происходит перенос обобщенной информации в область личных переживаний и, таким образом, изменяется отношение человека и, следовательно, это может изменить его поведение. Ассоциативный подход не предполагает полного погружения в проблему и не заставляет переживать состояние слишком глубоко.

Основная цель ассоциативного подхода – закрепить в памяти с помощью ассоциаций необходимую информацию и добиться восстановления и применения ее в нужный момент.

Так же ассоциативный подход рассчитывает не только на осознанное восприятие, но и на бессознательные образы.

Список литературы:

Лечение и помощь при ВИЧ/СПИДе. Клинические протоколы для Европейского региона ВОЗ. Под ред.: Ерамовой И., Матича С., Мюнз М. ВОЗ, Копенгаген, 2007.- 552 с.

Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001. Отчетный период: январь 2006 года – декабрь 2007 года. – Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ. ЮНЭЙДС, 2008. – 56 с.

Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В., Буравцова Е.В. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень. – М:ФНМЦ по профилактике и борьбе со СПИДом, 2010.

Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2008. – № 3. – С. 4 – 7.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

города Славгорода Алтайского края

Изучение информированности молодежи о способах профилактики и передачи ВИЧ – инфекции, ИППП связанных с репродуктивным здоровьем

Усманов Александр Сергеевич,

Руководитель работы: Сафронова Виалетта

Вячеславовна, учитель биологии

Введение ______________________________________________­­­___________________ 3

1.1 Теоретические основы распространения ВИЧ-инфекции и инфекций передаваемых половым путем, понятие репродуктивного здоровья _____________________________ 5

1.2 Из истории ВИЧ-инфекций и инфекций передаваемых половым путем _________ 6

1.3. Путь передачи инфекции ________________________________________________ 7

1.4. ИППП и ВИЧ-инфекции, какие они. ___________________________________ 8

Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос в виде анонимного анкетирования школьников и обработка полученных результатов ___________________________________________________ 9

2.2. Работа со специалистом _______________________________________________ 10

Заключение ____________________________________________________________ 13

Использованная литература _________________________________________________ 14

Приложение ____________________________________________________ 15

Во все времена здоровье народа являлось важнейшим стратегическим фактором. Мы получили жизнь и здоровье в наследство от наших предков и не имеем морального права безрассудно расточать их. Мы обязаны передать нашим потомкам необходимый запас физического и духовного здоровья. Поэтому очень важно, уметь корректировать наши потребности. Предаваясь удовольствиям нельзя забывать об опасности, подстерегающей на этом пути, поскольку наряду с полезными (занятия спортом, музыкой, танцами) могут быть и вредные удовольствия.

Подростковый возраст — это период коренной физической и психологической перестройки в организме, в процессе которой подрастающий человек учится контролировать свои поступки и принимать решения, учитывая их последствия для себя и для окружающих. Однако в связи со стремительными переменами в обществе — урбанизацией, индустриализацией, ростом туризма, распространением нетрадиционных ценностей через средства массовой информации, демонстрации зарубежных фильмов, ослаблением влияния и поддержки со стороны семьи — у многих подростков расширился выбор форм поведения, и некоторые его варианты могут быть опасными. Как следствие определенных форм поведения может быть заражение инфекциями передаваемыми половым путем. К инфицированию может привести не только сексуальное поведение, но также инъекции наркотиков или использование инструментов, нарушающих целостность кожного покрова. Молодых людей необходимо ознакомить с возможными последствиями такого поведения и помочь им выработать навыки и изыскать средства, позволяющие избежать таких последствий.

Вышесказанное доказывает актуальность темы «Изучение информированности молодежи о способах профилактики и передаче ВИЧ-инфекции, ИППП связанных с репродуктивным здоровьем.

Цель исследования: провести анализ осведомленности молодежи о ВИЧ-инфекции и ИППП, а также найти основные меры профилактики этих инфекций и сохранения репродуктивного здоровья.

1.Рассмотреть теоретические основы проблемы ВИЧ-инфекции и ИППП.

3. Провести разъяснительную беседу о методах профилактики инфекций, связанных с репродуктивным здоровьем, после статистической обработки полученных результатов.

Предмет: уровень знаний обучающихся по профилактике ВИЧ-инфекции и ИППП, связанных с репродуктивным здоровьем.

Методы исследования:

1.Анонимное социологическое анкетирование;

2.Статистическая обработка полученных результатов;

Практическая значимость: заключается в том, что аналитические данные, полученные нами в результате проведения исследований, могут быть использованы для просвещения учащихся и их родителей, с целью профилактики ВИЧ-инфекции и ИППП, связанных с репродуктивным здоровьем подростков.

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы распространения ВИЧ-инфекции и инфекций передаваемых половым путем, понятие репродуктивного здоровья

1.1.ВИЧ-инфекции и инфекции передаваемые половым путем (ИППП) – это серьезные, мучительные болезненные заболевания, которые причиняют значительный ущерб здоровью больного. Инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), называются заболевания, которые распространяются от одного человека к другому во время половых контактов, Нередко эти болезни поражают мочеполовую систему, например, половые органы, мочеиспускательный канал и др., поэтому многие считают ИППП заболеваниями мочеполового тракта. Действительно, заболевания мочеполовых органов часть передаются во время половых контактов. Однако необходимо всегда помнить, что ИППП распространяется не только на указанную сферу. Такие инфекции как сифилис, гепатит, вызывают поражение всего организма.

Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.

1.2 Из истории ВИЧ-инфекций и инфекций передаваемых половым путем

Впервые, об этих заболеваниях стало известно еще задолго до нашей эры:

1493 год. Умирает непоседливый друг и соратник Христофора Колумба Алонсо Пинсон, ― предположительно, от сифилиса, который он и моряки-первооткрыватели завезли в Европу из Нового Света.

1495 год. Вспышка сифилиса в армии французского короля Карла VIII, осаждавшей Неаполь. Болезнь распространяется по Европе

1793 год. Распространение сифилиса в России приняло такой масштаб, что Екатерина II издает указ о строительстве бесплатных лечебниц в крупных городах империи. Согласно тому же указу, после окончания курса бывших больных навеки высылали в город Нерчинск (нынешний Забайкальский край, 7200 км от Петербурга).

1838 год. Французский венеролог Филипп Рикар доказал, что сифилис и гонорея ― разные заболевания. К такому выводу он пришел, специально заразив этими инфекциями почти полторы тысячи человек, в основном, приговоренных к смерти

1865 год. Умирает 16-й президент США Авраам Линкольн, чье здоровье серьезно пошатнул подхваченный еще в юности сифилис.

1918 год. Появление в Советской России первого кожно-венерологического отделения на 25 коек при Губернской Советской больнице

5 июня 1981 года американский ученый из Центра по контролю над заболеваниями Майкл Готлиб, впервые описал новое заболевание, протекающее с глубоким поражением иммунной системы. После внимательного изучения оказалось, что смерти вызваны неизвестным ранее син дромом.

1988 год. Профессор Андрей Козлов зафиксировал первую в СССР смерть от СПИДа

1.3. Путь передачи инфекций……………

Ø Большинство людей заражаются ИППП во время незащищенного полового акта с инфицированным или больным.

Ø Инфицированная кровь:

Ø Человек может заразиться ВИЧ, сифилисом, вирусным гепатитом при переливании зараженной крови.

Ø Этими болезнями можно заразиться при пользовании инструментами, которыми ранее пользовались при прокалывании ушей, бритье, нанесении татуировки инфицированного или больного человека, если эти инструменты не были должным образом обеззаражены.

Ø Можно заразиться ВИЧ, сифилисом, вирусным гепатитом при использовании игл и шприцев, которыми кто-то уже пользовался для инъекций, если они не были должным образом обеззаражены.

Ø Инфицированная мать - своему плоду или новорожденному ребенку: заражение ВИЧ, сифилисом, вирусным гепатитом, может произойти внутриутробно, во время родов и иногда через грудное молоко.

Редкие, но возможные пути передачи ИППП

Ø Можно заразиться сифилисом, гонореей, хламидиозом, трихомониазом при использовании мочалок, полотенец, ночных горшков, чужого белья, загрязненных выделениями больных людей.

Ø Через слюну может передаваться возбудитель сифилиса - бледная спирохета. Такой путь заражения возможен при глубоком поцелуе, при докуривании чужой сигареты, пользовании чужой губной помадой, зубной щеткой, немытой посудой.

Нельзя заразиться при рукопожатии, чихании, дружеском поцелуе и дружеских объятиях, пользовании фонтанчиком для питья воды или телефонной трубкой, укусах насекомых, употреблении продуктов, в переполненном общественном транспорте, от животных, при купании в водоеме.

– А по каким признакам можно судить о заражении?

В то же время многие ИППП не имеют явных симптомов. Сопротивляемость организма у всех разная, и заболевание может протекать вяло. Тем не менее заболевший не только сам подвергает риску своё репродуктивное здоровье, но и служит разносчиком инфекции. Поэтому, если у вас есть причины считать, что вы подверглись риску заражения, сразу же обратитесь к врачу.

1.4. ИППП и ВИЧ-инфекции, какие они.

Бактериальные инфекции

Сифилис — инфекционное заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни;

Хламидиоз — инфекционное заболевание, передающееся половым путём, вызываемое хламидиями, является одним из самых распространённых инфекционных заболеваний, передающихся половым путём;

Гонорея — инфекционное заболевание, передаваемая половым путём и характеризующаяся поражением слизистых оболочек мочеполовых органов. При гонорее поражаются слизистые оболочки чаще всего половых путей, но могут поражаться слизистая прямой кишки , конъюнктива ;

Вирусные инфекции

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека , вызывающий заболевание — ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита ( СПИД ) — в отличие от врождённого иммунодефицита .

Вирус простого герпеса — вызывающие у человека инфекции гениталий (генитальный герпес). Этот вирус после заражения мигрирует в нервную систему. Вирус особенно опасен для людей с ослабленной иммунной системой , например для ВИЧ-инфицированных .

Гепати́т В — вирусное заболевание, возбудителем которого является вирус гепатита B

Протозойные инфекции

Трихомониа́з ,опасен в первую очередь тяжёлыми последствиями в виде осложнений, которые могут быть причиной бесплодия , патологии беременности и тому подобного.

Грибковые инфекции

Кандидоз (молочница) — одна из разновидностей грибковой инфекции , вызывается микроскопическими дрожжеподобными грибами . Чаще всего кандидоз возникает при снижении общего и местного иммунитета .

Паразитарные заболевания

Фтириаз (лобковый педикулёз ) — энтомоз , паразитарное венерическое заболевание кожи вызываемое лобковой вошью.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос в виде анонимного анкетирования школьников и обработка полученных результатов.

Изучив теоритические основы знаний о ВИЧ-инфекциях и ИППП, связанных с репродуктивным здоровьем ,мы приступили к практической части своего проекта, а именно, провели анонимное анкетирование.(Пр.2)

-Интерес, как причину ранних сексуальных контактов отметили:

Процент от общего числа опрошенных (46 чел.)

Городская молодежь, от 21 человек опрошенных

Сельская молодежь, от 25 человек опрошенных

Процент от общего числа опрошенных (46 чел.)

Городская молодежь, от 21 человек опрошенных

Сельская молодежь, от 25 человек опрошенных

-Действие гормонов

Процент от общего числа опрошенных (46 чел.)

Городская молодежь, от 21 человек опрошенных

Сельская молодежь, от 25 человек опрошенных

принуждение к первому сексуальному контакту 11% от 21 опрошенных (село),и 19 % отсутствие воспитания от 25 опрошенных(город). (Пр. 8)

Как показало исследование, 30 % опрошенных не знают о путях передачи ВИЧ – инфекции. Из них 48% приходится не сельскую молодежь от 21 человека опрошенных, и 14 % от 25 опрошенных в городской школе. ( Пр.12)

Из этого можно сделать вывод, что риск заражения ВИЧ – инфекцией и другими ИППП относительно высок вследствие низкой информированности молодёжи в данном вопросе. Но не смотря на низкую информированность большинство ребята все таки знают о способах защиты от заражения. У респондентов, не знающих о способах защиты от передачи инфекций существуют ложные убеждения о том, что ВИЧ передаётся через укусы насекомых, поцелуи и пользование общим туалетом.

2.2. Работа со специалистом.

519 человек ВИЧ - инфицированных;

239 -из них, заразились половым путем;

256 – через внутривенные инъекции (наркоманы);



из данной диаграммы видно, что наибольшее количество ВИЧ инфицированных и больных СПИДом среди людей, которые к тому же больны еще и туберкулезом. А это возможно уже последствия инфицирования ВИЧ инфекцией, так как мы уже с вами знаем – вирус убивает иммунитет, а так как туберкулезная палочка, есть у каждого, даже здорового человека, то оказавшись в слабом организме, она начинает проявлять все признаки своей жизнедеятельности и вызывает, развитие туберкулеза.


последняя диаграмма показывает, какой возрастной состав больных наблюдается в нашем городе. Как мы видим, что большинство людей это те, кому сейчас 40-45 лет, возможно это можно связать с историей нашего государства, когда вся страна оказалась в тяжелой ситуации, а эти люди были еще подростками. Пугает, то, что в этом списке мы видим и детей, своих годов рождения. Соответственно, можно сделать вывод: что данная работа, была проведена не напрасно, информация, которую нам предоставила Юлия Вячеславовна, необходима и полезна, потому что, мы не знаем причины, из-за которой уже больны наши сверстники. А повысив степень своей информированности, мы будем защищены.

Дети с каждым годом становятся старше.

У них своя личная жизнь, в которую они порой не хотят впускать своих родителей. Они встречаются с противоположным полом, влюбляются, вступают в сексуальные связи и. делают много ошибок, как и все мы.

В такое сложное для нас время, нужны люди, которые тебе помогут, которые подскажут, которые протянут руку, если подросток оступился..

Список литературы

1.Аравийская Е.Р Анализ информативности подростков по вопросам сексуальности, инфекциям передающимся половым путем / Е.Р. Аравийская //Гинекология. – 2004.

2.Киясов И.А. Современные тенденции заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, и пути ее профилактики / И.А. Киясов, Ф.В.Хузиханов// Успехи современного естествознания,-2015.

3.Руковицина О.А. Сексуальная культура современной молодежи / О.А.Руковицина// Молодой ученый. – 2012.

Читайте также: