Вич инфекций на территории края

Обновлено: 18.04.2024

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
№234 от 25.07.2000

О защите населения Хабаровского края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

(с изменениями на 29.12.03)

___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Хабаровского края от 29.12.03 № 159
___________________________________________

Настоящий закон устанавливает в соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организационные, экономические и правовые основы защиты населения Хабаровского края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), и предупреждения его распространения в Хабаровском крае.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего закона

Настоящий закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Хабаровского края (далее - край), органы государственной власти края и органы местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 2. Цель и задачи настоящего закона

1. Целью настоящего закона является обеспечение защиты населения края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекции).

2. Задачами настоящего закона являются правовое и финансовое регулирование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией в крае, обеспечению гарантии оказания всех видов медико-социальной помощи населению, пострадавшему от распространения ВИЧ-инфекции.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

ВИЧ-ннфекция - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, в результате которого развивается прогрессирующее поражение иммунной и нервной систем организма, проявляющееся инфекциями, опухолями, в том числе головного мозга, и другими патологоанатомическими изменениями, приводящими больного к гибели;

ВИЧ-ипфнцированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека;

защита населения от ВИЧ-иифекцни - система медико-социальных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на устранение или уменьшение риска заражения ВИЧ-инфекцией, а также реабилитацию ВИЧ-инфицированных;

санитарно-противоэпидемические мероприятия - организационные, административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию.

Статья 4. Основные принципы помощи ВИЧ-инфицированным

Основными принципами помощи ВИЧ-инфицированным являются:

1) приемлемость, доступность, своевременность, эффективность, конфиденциальность;

2) ответственность граждан за сохранение своего здоровья, здоровья половых партнеров, членов семьи и окружающих лиц;

3) бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, лекарственное обеспечение ВИЧ-инфицированных, а также бесплатное лекарственное обеспечение при лечении ВИЧ-инфицированных в амбулаторных и (или) стационарных условиях;

4) ответственность органов государственной власти края, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление государственной политики в области защиты населения от ВИЧ-инфекции и предупреждения ее распространения;

5) добровольное участие общественных объединений и граждан в реализации государственных задач по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в крае.

Статья 5. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и помощи ВИЧ-инфицированным

1. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке, как обязательное условие гарантии государства по обеспечению личной безопасности граждан, а также безопасности общества.

2. Финансирование помощи ВИЧ-инфицированным в объеме обязательной медицинской помощи, предоставляемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Обследование и лечение ВИЧ-инфицированных проводится бесплатно. Средства, направленные на оказание помощи ВИЧ-инфицированным, имеют целевое назначение и не могут расходоваться на иные цели.

3. Финансирование краевых целевых программ по профилактике ВИЧ-инфекции производится за счет средств:

- добровольного медицинского страхования граждан и иных источников финансирования, не запрещенных федеральными и краевыми законами.

4. Финансирование совместной работы учреждений здравоохранения, осуществляющих помощь ВИЧ-инфицированным, со службами здравоохранения министерств и ведомств, не входящих в систему территориального здравоохранения, строится на договорной основе.

ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ

Статья 6. Полномочия Правительства края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфнцированным

К полномочиям Правительства края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным относятся:

1) обеспечение исполнения федеральных и краевых законов и других нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в крае;

2) определение основных направлений и координация деятельности органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, юридических лиц в сфере профилактики ВИЧ-инфекции;

3) информирование через средства массовой информации населения об эпидемиологической ситуации и мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

4) оказание помощи в проведении научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции и подготовке специалистов в этой области;

5) организация и координация деятельности краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД;

6) реализация мер, направленных на социальную и правовую защиту ВИЧ-инфицированных, работников медицинской и иных заинтересованных служб, в соответствии с федеральным законодательством;

7) обеспечение деятельности учреждений здравоохранения по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и выполнение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в крае;

8) разработка и утверждение краевых медико-экономических и иных стандартов и нормативов по ВИЧ-инфекции и контроль за их соблюдением;

9) разработка и реализация краевых целевых программ по организации помощи ВИЧ-инфицированным и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с законодательством Российской Федерации и края;

10) организация повышения квалификации медицинских работников, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным;

11) контроль за организацией помощи ВИЧ-инфицированным и предупреждением распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях здравоохранения края, а также организациях иных служб и ведомств независимо от их подчиненности;

12) иные полномочия в соответствия с действующим законодательством.

Статья 6 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию.

Статья 7. Полномочия государственной санитарно-эпидемиологической службы края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным

Полномочия государственной санитарно-эпидемиологической службы края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным возлагаются на санитарно-эпидемиологические учреждения края.

К ним относятся:

1) участие в разработке краевой и территориальных программ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

2) осуществление методического руководства работой государственных и негосударственных учреждений по гигиеническому воспитанию и образованию граждан в области профилактики ВИЧ-инфекции;

3) предоставление органам государственной власти края, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям и гражданам информации о состоянии ВИЧ-инфицированности населения и мерах ее профилактики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности специальных служб, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением эпидемиологического благополучия по ВИЧ-инфекции в войсках и на других объектах;

5) осуществление контроля за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм при проведении мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в организациях края;

6) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Полномочия краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным

1. К полномочиям краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным относятся:

1) организационно-методическое руководство системой оказания медико-социальной помощи при ВИЧ-инфекции;

2) участие в разработке целевых и территориальных программ по профилактике ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;

3) информирование органов государственной власти края и органов местного самоуправления об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции на их территории;

4) оценка и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции, осуществление контроля за динамикой заболеваемости и обеспечением конечных результатов, запланированных целевыми программами;

5) контроль за работой по оказанию медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным, проводимой учреждениями всех форм собственности, и осуществление экспертной оценки их деятельности по этому разделу работы;

6) организация обеспечения лечебно-профилактических учреждений органа исполнительной власти края в сфере здравоохранения иммунобиологическими препаратами, предназначенными для диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных;

7) оказание помощи в решении социально-правовых и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;

8) осуществление клинико-лабораторной экспертизы и арбитражных исследований с целью верификации диагноза ВИЧ-инфекции, а также методическое руководство и контроль за качеством работы лабораторий в части диагностики ВИЧ-инфекции;

9) проведение анализа отчетов краевых лабораторий диагностики ВИЧ-инфекции и представление сводного отчета в Российский научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИД;

10) осуществление разработки и распространения методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции;

11) проведение научных и других видов исследований в области медико-социальной профилактики, диагностики, лечении и реабилитации ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;

12) проведение эпидемиологического расследования случаев ВИЧ-иифекции;

13) организация пропаганды среди населения мер профилактики ВИЧ-инфекции;

14) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

2. Краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями входит в состав краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД на правах полномочного представителя с функциями технического консультативного комитета.

Главный врач краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями входит в состав краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД на правах полномочного представителя с функциями консультанта.

Пункт 6 части 1 статьи 8 изменен - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции относятся:

1) оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным на территории муниципального образования;

2) организация работы муниципальных межведомственных комиссий по борьбе с ВИЧ-инфекцией;

3) разработка программ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на соответствующей территории;

4) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование добровольное, а по желанию освидетельствуемого лица анонимное, проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения края в соответствии с федеральным законодательством и включает в себя дотестовое и послетестовое консультирование, соответствующее лабораторное обследование, которые проводятся на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным на то органом.

2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения края.

Статья 11. Право на получение информации о результатах медицинского освидетельствования

1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования, необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за преднамеренное заражение другого лица.

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у лиц в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.

3. Информация о результатах медицинского освидетельствования является конфиденциальной и составляет врачебную тайну.

Статья 12. Основные направления профилактики ВИЧ-инфекции

1. Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и меры медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным организуются и координируются краевой Межведомственной Комиссией по профилактике и борьбе со СПИД, комиссиями по профилактике и борьбе со СПИД, санитарно-противоэпидемическими комиссиями, создаваемыми органами государственной власти края и органами местного самоуправления, при участии государственных и общественных организаций.

2. Профилактика ВИЧ-инфекции на территории края предусматривает:

1) противоэпидемические и профилактические мероприятия, в том числе в очагах ВИЧ-инфекции;

2) разработку и осуществление тематических планов, программ краевых и зональных совещаний, семинаров для работников образования и медицинских работников учебных заведений по вопросам гигиенического воспитания и профилактики ВИЧ-икфекции у детей и учащейся молодежи;

3) внедрение специальных школьных и студенческих программ по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и пропаганде здорового образа жизни;

4) привлечение общественных организаций и движений к пропаганде здорового образа жизни и навыков безопасного поведения;

5) решение вопроса о бесплатных или льготных поставках социально значимой литературы по профилактике ВИЧ-инфекции, средств индивидуальной профилактики и личной гигиены.

Главный врач Клинического центра профилактики и борьбы со СПИД министерства здравоохранения Краснодарского края Валерий Кулагин в интервью РБК Юг рассказал, почему ВИЧ-инфекция — уже не смертный приговор


— Многие знают, что один из первых в Советском Союзе случаев ВИЧ-инфекции был выявлен как раз в Краснодарском крае в 1987 году. С тех пор на Кубани зарегистрировали более 19 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан России, включая умерших и переехавших в другие регионы.

Какое-то время край был второй территорией в СССР по количеству ВИЧ-положительных, уступая только Калининградской области. Но благодаря усилиям и Роспотребнадзора, и министерства здравоохранения, и краевой администрации нам удалось сдержать бурный рост. Тот прогноз, который давали специалисты федерального центра СПИД, не сбылся.

Сейчас в регионе распространение ВИЧ-инфекции идет, но не такими темпами, как предполагалось, и не такими, как в других регионах России. В год мы регистрируем порядка 2 тыс. новых случаев. По сравнению, например, со Свердловской областью или Иркутском, это небольшие цифры.

— Исторически так сложилось, что это побережье Черного моря: Новороссийск, Туапсинский район и Сочи. Раньше это было связано с наркотрафиком из Турции и Абхазии.

Фото: Junko Kimura / Getty Images

Как Toyota следовала своей философии во времена Великой рецессии

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Нужен диалог: как производителям продуктов реагировать на санкции

Фото: John Moore / Getty Images

Издержки хранения могут достигать 40%: как компании правильно запасаться

Разворот на 180 градусов: чем и с кем Россия будет торговать теперь

Эти семь привычек руководителю надо взять под контроль

Вы хотите признать санкции форс-мажором. Как действовать

— Какой путь распространения ВИЧ-инфекции преобладает в Краснодарском крае сейчас?

— На протяжении последнего десятка лет в Краснодарском крае распространение этого заболевания идет в основном путем гетеросексуальных половых контактов. Если раньше ВИЧ-инфекция считалась болезнью наркоманов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации, то сегодня большая часть наших пациентов — социально сохранные граждане. Это люди, которые имеют семьи, работают или учатся, просто не были осторожны в своих половых связях.

— Кто сегодня находится в основной группе риска?

— Молодежь в возрасте от 20 до 39 лет. Но от ВИЧ-инфекции на 100% не может быть защищен никто. Даже люди, которые не ведут половую жизнь и не употребляют наркотики. Заразиться ВИЧ-инфекцией можно и у мастеров маникюра, тату и пирсинга, если они халатно относятся к стерилизации инструментов. Поэтому мы рекомендуем сдавать анализ на ВИЧ раз в год людям всех возрастов.

ВИЧ-инфекция коварна тем, что в течение 3-5 лет зараженный субъективно может ощущать себя совершенно здоровым, в этот период нет никаких клинических проявлений болезни. И все это время человек ведет прежний образ жизни, заражая других. При этом за счет терапии можно было бы снизить количество вируса в крови до такой степени, когда опасность заражения другого человека сводится к минимуму.

Своевременное лечение позволяет ВИЧ-инфицированному иметь семью, любимую работу, свободных от ВИЧ детей. Сегодня у нас из 100 родов ВИЧ-положительных женщин 98,2% детей рождаются свободными от вируса.

— Сколько человек с диагнозом ВИЧ-инфекции в Краснодарском крае получают антиретровирусную терапию?

— Около 6 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан находятся у нас на лечении. Объясню, почему не 100%. Как правило, на ранней стадии болезни у человека сохраняется собственный иммунитет, а количество вируса в крови находится на низком уровне. Таким пациентам терапия не нужна, их организм справляется самостоятельно. Лечение, согласно стандартам, начинают при содержании отвечающих за реагирование иммунной системы клеток CD4-лимфоцитов ниже 350 в мкл.

Поэтому важно всем ВИЧ-инфицированным регулярно проходить обследование, чтобы в случае необходимости своевременно начать терапию. Это раньше ВИЧ-инфекция была приговором, люди погибали в течение 7 или 10 лет после заражения. Сегодня, если человек вовремя узнал о заболевании и вовремя начал лечение, ВИЧ-инфекция превращается в хроническую, вялотекущую болезнь. Если пациент выполняет назначения врача и принимает лекарственные препараты, то имеет все шансы прожить до старости. При этом для пациентов все лечение бесплатное.

— Во сколько государству обходится лечение одного ВИЧ-инфицированного в год?

— Раньше затраты на антиретровирусную терапию одного пациента составляли около 10 тыс. долларов в год. Сегодня лечение больного обходится в сумму от 45 до 65 тыс. рублей в год в зависимости от схемы приема препаратов.

Лекарства централизованно закупает Минздрав РФ, с начала 2017 года Краснодарский край получил антиретровирусных средств на сумму порядка 370 млн рублей, но это еще не окончательная цифра, препараты будут поступать до конца года. Проблем с поставками нет, у нас сегодня 100% пациентов, нуждающихся в антиретровирусной терапии, получают лечение.

— Как антиретровирусная терапия изменилась за последние годы?

— Значительно изменилась. Первые препараты для лечения ВИЧ-инфицированных были очень токсичными, вспомнить хотя бы Азидотимидин. Его пациенты принимали в течение трех месяцев, а потом делали перерыв, так называемые лекарственные каникулы, чтобы дать организму восстановиться.

Используемые сегодня лекарственные средства — препараты 4-5 поколения. Больные их гораздо легче переносят, нет таких побочных действий. Если раньше ВИЧ-инфицированные принимали лекарства буквально горстями, то сегодня достаточно 2-3 капсул в день. Более того, сейчас испытывают препараты для так называемой помповой терапии. В этом случае лекарство дозировано само будет впрыскиваться в кровь.

— В сентябре СМИ писали о жителе Туапсе, которого якобы 13 лет лечили от ВИЧ-инфекции, а он оказался здоров. Что там произошло?

— Действительно, диагноз ВИЧ-инфекция этому мужчине был поставлен, когда он проходил лечение в специализированном учреждении. Тогда привезли на анализ только одну порцию крови, и тест дал положительный результат.

За эти 13 лет он несколько раз был в местах лишения свободы, его супруга регулярно приходила к нам за справками для судебных органов. Похоже, что все это время статус ВИЧ-инфицированного его устраивал. Отмечу, что лечение он не получал, поскольку состояние его иммунной системы этого не требовало.

Как мы считаем, он пользовался диагнозом до тех пор, пока в Двубратском не закрыли отдельную колонию для ВИЧ-инфицированных. Он понял, что преференций не будет, решил получить деньги от лечебного учреждения. После публикаций в СМИ пришел в Туапсинский центр СПИДа с предложением досудебного решения вопроса, в котором фигурировала сумма в 1 млн рублей. Мы отказались. Повторюсь, сейчас всем этим занимаются правоохранительные органы.

— Какие меры профилактики принимаются в Краснодарском крае, чтобы остановить распространение ВИЧ-инфекции?

— Краснодарский край — единственная территория на юге России, где не было ни одного случая внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией. Этого не случилось потому, что изначально, еще в 1987 году, когда выявили первого больного, сразу стали принимать меры профилактики. Была создана лабораторная сеть. Сразу Роспотребнадзор и наши лечебные учреждения стали отслеживать использование многоразового инструментария.

Вся донорская кровь сегодня на полгода помещается в так называемые депозитные ячейки в холодильник. Она используется только после того, как донор дважды сдает анализ на ВИЧ, через три и через шесть месяцев после забора крови.

Также мы обучаем мерам безопасности врачей, особенно акушеров, и хирургов. Проводим курсы по гемоконтактным инфекциям, все это, чтобы предупредить случаи внутрибольничного заражения самих медработников и других пациентов.

— Какая профилактическая работа ведется с жителями Краснодарского края?

— Одно из направлений профилактической работы с населением — массовое тестирование граждан на ВИЧ-инфекцию. Для этих целей мы приобрели передвижной лабораторный комплекс. Так, например, в этом году во время акции в одном из парков Краснодара благодаря этому комплексу мы за день обследовали 300 человек, из них выявили троих ВИЧ-положительных, которые даже не догадывались о своем диагнозе. Этот комплекс у нас выезжает и в вузы, и на предприятия.

Работаем с ВИЧ-диссидентами, пытаемся их убеждать в необходимости лечения. К сожалению, сегодня еще остаются люди, которые уверены, что ВИЧ и СПИД – это выдумки фармацевтов, желающих заработать деньги. Они сами не принимают лекарства и не дают их своим детям. Сейчас мы судимся с одной такой матерью. По закону, ее мы насильно лечить не можем, но добиться того, чтобы антиретровирусную терапию начали получать дети, имеет право.

Основные силы у нас направлены на работу с молодежью. Поскольку молодые люди сейчас в основном черпают информацию из интернета, мы планируем размещение баннеров и видеороликов на различных сайтах. Всеми силами пытаемся донести до молодых людей, что важно заботиться о своем здоровье, использовать средства индивидуальной защиты во время половых контактов.

Результат профилактической работы, которая проводится сегодня, мы увидим через 5-10 лет. Тогда, надеюсь, резко упадет количество смертей от ВИЧ, а все пациенты будут находиться в латентной стадии заболевания.

от 29 января 2015 года N 45-о

О ПОРЯДКЕ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИЦАМИ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

В соответствии с ФЗ N 323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"; приказом МЗ РФ от 24.12.2014 N 1511н "Об утверждении стандарта оказания первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)"; приказом МЗ РФ от 08.11.2012 N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека"; "Протоколами диспансерного наблюдения и лечения больных ВИЧ-инфекцией" ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора/Научно-практического Центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей МЗ РФ/ГКУЗ Московского научно-практического центра борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы 2013 г.; "Национальными клиническими рекомендациями по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у взрослых" 2014 г., в целях повышения эффективности диспансеризации и лечения у лиц с ВИЧ-инфекцией

1. Утвердить порядок диспансерного наблюдения за лицами с ВИЧ-инфекцией на территории Приморского края (приложение N 1).

2. Руководителям лечебно-профилактических организаций:

2.1. Обеспечить диспансерное наблюдение за лицами с ВИЧ-инфекцией на территории края в соответствии с утвержденным порядком (приложение N 1).

2.2. Обеспечить обследование лиц с ВИЧ-инфекцией на иммунный статус и вирусную нагрузку в соответствии с приложениями N 3, N 4.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента Т.Л. Курченко.

И.о. директора департамента
А.В.КУЗЬМИН

Приложение N 1
к приказу
ДЗПК
от 29.01.2015 N 45-о

ПОРЯДОК ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛИЦАМИ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинскими организациями диспансерного наблюдения за лицами с ВИЧ-инфекцией (в возрасте 18 лет и старше).

Цель диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией - увеличение продолжительности и улучшение качества жизни пациентов, сохранение их трудоспособности.

Задачи - психосоциальная поддержка пациентов и своевременное назначение АРВТ.

Постановка пациента на диспансерный учет по ВИЧ-инфекции и последующее диспансерное наблюдение проводятся с его добровольного информированного согласия. Рекомендуется активное приглашение ВИЧ-инфицированных лиц на периодические обследования. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинскими организациями диспансерного наблюдения за лицами с ВИЧ-инфекцией (в возрасте 18 лет и старше).

Диспансерное наблюдение за лицами с ВИЧ-инфекцией осуществляется в ЛПО, где гражданин получает первичную медико-санитарную помощь (далее - ЛПО) врачами, ответственными за диспансеризацию ВИЧ-инфицированных (врачи-инфекционисты, участковые терапевты, врачи общей практики), назначенными приказом главного врача ЛПО (далее врачи ответственные) под методическим руководством врачей-кураторов ГБУЗ ККБ N 2 Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее врачи-кураторы).

При проведении диспансерного наблюдения ответственными врачами учитываются рекомендации врачей-кураторов, содержащиеся в медицинской документации пациента (выписка).

Ответственный врач при проведении диспансерного наблюдения:

2) проводит сверку с врачом-куратором ежеквартально;

3) проводит сверку с врачами-специалистами территории (фтизиатром, гинекологом, наркологом, педиатром) 1 р. в 6 мес.;

2) информирует пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения;

3) организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), обследования, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

4) в случае невозможности посещения пациента, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации, в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому.

Этапы диспансерного наблюдения

I. Медицинские мероприятия при постановке на диспансерный учет по ВИЧ-инфекции

1. Прием ответственного врача

Задачи ответственного врача при постановке на Д-учет по ВИЧ-инфекции:

- подтверждение диагноза ВИЧ-инфекции;

- определение клинической стадии и фазы ВИЧ-инфекции;

- выявление показаний к АРВТ;

- выявление показаний к химиопрофилактике вторичных заболеваний;

- выявление вторичных заболеваний, определение их тяжести и необходимости лечения;

- психосоциальная адаптация пациента.

2. Консультации специалистов (каждому пациенту при постановке на Д-учет)

При наличии показаний консультации специалистов (психиатра, психотерапевта, нарколога, уролога, эндокринолога, хирурга, онколога, нефролога и других специалистов).

3. Лабораторные исследования (если какое-либо из этих исследований было сделано в течение последних 3 мес. и не выявило отклонений от нормы, его можно не повторять):

- определение абсолютного количества CD 4 лимфоцитов в крови;

- определение количества РНК ВИЧ в 1 мл плазмы крови;

- клинический анализ крови;

- биохимический анализ крови (общий белок, креатитнин, АСТ, АЛТ, о. билирубин, глюкоза, ЛДГ, ГГТ, ЩФ, холестерин, амилаза);

- общий анализ мочи;

- серологическое исследование на гепатиты B и C (Hbs Ag, анти-HBcor IgG, HCV IgG);

- серологическое исследование на сифилис.

4. Другие исследования (если какое-либо из этих исследований было сделано в течение последних 3 мес. и не выявило отклонений от нормы, его можно не повторять):

- рентгенография (или флюорография) органов грудной клетки;

- УЗИ органов брюшной полости, почек;

- проба Манту или Диаскин тест.

II. Медицинские мероприятия при диспансерном наблюдении до назначения АРВТ

1. Диспансерный прием ответственного врача каждые 3 мес.

Задачи ответственного врача при диспансерном наблюдении до начала АРВТ:

- определение клинической стадии и фазы ВИЧ-инфекции и их изменениями в сравнении с предыдущим обследованием;

- определение динамики лабораторных маркеров прогрессирования ВИЧ-инфекции;

- выявление показаний к АРВТ;

- выявление показаний к химиопрофилактике вторичных заболеваний;

- выявление вторичных заболеваний, определение их тяжести и необходимости лечения;

- оценка динамики течения ранее выявленных вторичных заболеваний и эффективности их лечения;

- выявление сопутствующих заболеваний, определение их тяжести и необходимости лечения;

- оценка динамики течения ранее выявленных сопутствующих заболеваний и эффективности их лечения;


Самыми неблагополучными российскими регионами, согласно рейтингу, являются Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Оренбургская области и Республика Крым.

В Иркутской области в 2019 году зафиксированы 51 033 человека, живущих с ВИЧ-инфекцией, в Кемеровской — 54 390, в Ленинградской — 25 114, Оренбургской областях — 29 803, в Крыму — 21 836.

При этом Иркутская и Кемеровская области оказываются в рейтинге неблагополучных регионов уже в шестой год подряд. Ленинградская область попадала в этот список с 2014 года пять раз, Оренбургская — три.

Наиболее благополучными названы Белгородская, Брянская, Воронежская, Кировская, Липецкая, Псковская, Сахалинская, Тамбовская области, Республики Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Чувашия и Забайкальский край.

На конец 2019 года 59,9% людей, живущих с ВИЧ, состояли на диспансерном учете — такие пациенты находятся под вниманием врачей, проходят необходимые тесты и могут получать терапию. Около 74% от всех состоящих на учете пациентов получали терапию в 2019 году. Если считать от общего числа людей, живущих с ВИЧ в России, это 44%.

Россия входит в пятерку стран мира с самой высокой скоростью распространения ВИЧ и занимает первое место в Европе.

В декабре 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ, которая будет действовать до 2030 года.

Согласно стратегии, в течение 10 лет планируется снизить годовой прирост заболеваемости ВИЧ с 76 тыс. человек в 2020 году до 45 тыс. в 2030-м. Также к 2030 году число людей, принимающих антиретровирусную терапию, должно вырасти с 72 до 95%, при этом стоимость терапии должна постепенно снижаться.

В России за ближайшие 10 лет планируется полностью изжить дискриминацию людей с ВИЧ, сделав акцент на повышении знаний об этой инфекции.

Читайте также: