Вич спид в международном праве

Обновлено: 19.04.2024

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом. В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в следующих документах.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа началась более 20 лет назад и в настоящее время является одной из наиболее разрушительных в истории человечества. ВИЧ поражает определенные клетки, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к развитию СПИДа - клинического состояния, характеризующегося критическим снижением функции иммунной системы и развитием тяжелых заболеваний (таких как пневмония, рак и т.д.). Вирус может попасть в человеческий организм через кровь или слизистые оболочки. Заразившись ВИЧ, человек остается носителем вируса до конца своей жизни и умирает от СПИДа, если не проводится профилактическое лечение. Средняя продолжительность жизни с момента заражения до смерти составляет 12 лет. Несмотря на обширные знания, накопленные специалистами о ВИЧ/СПИДе за последние годы, масштабы эпидемии растут, поражая новые регионы. Поданным ЮНЭЙДС на декабрь 2004 г. во всем мире насчитывалось уже 39,4 млн взрослых и детей, живущих с ВИЧ, а 3,1 млн человек умерли от СПИДа .

Ежегодный доклад "Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2004". Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)/Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Женева, 2004. С. 3.

ВИЧ/СПИД оказывает значительное негативное влияние на занятость и эффективность рынка труда. С одной стороны, происходит сокращение абсолютной численности работающих в связи с ростом смертности. По оценкам МОТ, по всему миру инфицированы ВИЧ как минимум 26 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, т.е. в наиболее активном, с точки зрения трудовой деятельности, возрасте. Они составляют около трех четвертей всех взрослых, живущих с ВИЧ/СПИДом. С другой стороны, снижается производительность труда ВИЧ-инфицированных работников. Несмотря на то, что ВИЧ-инфицированные подвержены воздействию лишь немногих симптомов заболевания и могут выступать на рынке труда почти как здоровые люди, инфицирование ВИЧ отрицательно сказывается на производительности труда. Это воздействие осуществляется как прямо, так и косвенно. Прямыми последствиями являются увеличение продолжительности временной нетрудоспособности ВИЧ-инфицированных работников и снижение работоспособности. Вторичные заболевания, а впоследствии и СПИД, со временем приводят к сокращению участия в трудовой деятельности. Кроме того, беспокойство, необходимость обеспечения систем поддержания жизнедеятельности, ухода на дому и т.д. приводят к снижению производительности труда и сокращению предложения рабочей силы. Таким образом, ВИЧ затрагивает не только самих инфицированных, но и их непосредственное окружение, исключая из полноценной трудовой деятельности.

Заболеваемость ВИЧ/СПИДом оказывает влияние на возрастные и половые характеристики трудовых ресурсов: увеличивается число женщин, детей и стариков, которые сталкиваются с нуждой и социальной незащищенностью.

Поэтому воздействие ВИЧ/СПИДа на занятость населения и рынок труда находится в центре внимания МОТ, которая рассматривает эпидемию СПИДа как проблему, создающую значительные трудности на рабочих местах и угрожающую нормальному развитию производства.

МОТ не принимала специальных Конвенций или Рекомендаций по ВИЧ/СПИДу. Однако существует большое количество документов МОТ, которые предусматривают защиту от дискриминации, предотвращение инфицирования на рабочем месте и которые актуальны для трудового права.

Конвенция N 111, ратифицированная 159 странами-членами МОТ, служит основополагающим документом, закрепляющим равные права людей в сфере труда. Эта Конвенция не только декларирует запрет дискриминации, но и содержит перечень конкретных мер, направленных на удовлетворение потребностей людей, нуждающихся в специальной защите. Кроме того, Рекомендация N 111 (1958 г.) о дискриминации в области труда и занятости предлагает создание соответствующих агентств и консультативных комитетов, в состав которых войдут представители работников, работодателей и других заинтересованных сторон. Деятельность этих агентств и комитетов должна быть направлена на пропаганду и внедрение принципа запрета дискриминации в сфере труда и реализацию специальных программ, например, информационных и образовательных кампаний.

В Конвенции N 158 (1982 г.) о прекращении трудовых отношений представлена международная позиция по вопросу возможного увольнения работника. Статья 4 устанавливает, что трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы. Статья 6 дает понять, что временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой (вне зависимости от их связи с профессиональной деятельностью) не является законным основанием для увольнения. Положения обеих статей применимы и к лицам, инфицированным ВИЧ/СПИДом.

Конвенция N 159 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов устанавливает равенство возможностей инвалидов и работников в целом. Статья 4 предусматривает специальные позитивные меры, например, создание особых условий труда или перевод на другую работу, которые позволят им продолжать трудовую деятельность. Очевидно, что положения данной Конвенции применимы для борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочих местах. Рекомендация N 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, сопровождающая Конвенцию, предусматривает стратегию и меры общественной защиты работников-инвалидов в сельской местности.

Нормы международного трудового права, регулирующие ведение и заключение коллективных переговоров, также могут применяться в связи с борьбой с ВИЧ/СПИДом посредством коллективных договоров. В связи с этим большой интерес представляют Конвенция N 98 (1949 г.) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенция N 154 (1981 г.) о коллективных переговорах. В этих документах содержится требования к государствам принимать меры, способствующие свободному ведению переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда. Таким образом, меры защиты и предотвращения ВИЧ/СПИДа на предприятиях могут быть предусмотрены и локальными нормативными актами.

Значительная часть норм международного трудового права посвящены производственной безопасности и гигиене труда. Конвенция N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда устанавливает базовые требования к условиям труда, которые позволяют защитить работника. К таким требованиям относятся предоставление работникам защитной одежды и оборудования за счет работодателя, право работников на перевод на менее тяжелые работы и право работников покинуть место работы, где существует непосредственная и серьезная опасность для их жизни и здоровья. Все перечисленные нормы могут применяться к ВИЧ/СПИДу. Конвенция N 161 (1985 г.) о службах гигиены труда требует от государств, ратифицировавших Конвенцию, проведения ясной и скоординированной государственной политики в данной области. Рекомендация N 171 (1985 г.) о службах гигиены труда содержит перечень мер безопасности на рабочем месте, которые важны в контексте борьбы с ВИЧ/СПИДом. К этим мерам относятся запрет дискриминации в связи с обеспечением безопасности труда, обеспечение конфиденциальности медицинских обследований работников, сотрудничество работника и работодателя при переводе на другую работу, если такой рекомендован в результате медицинского обследования, информирование работника о результатах медицинского обследования, проведение медицинских обследований работников за счет работодателя. Службы гигиены труда должны оказывать соответствующие услуги в области медицинского обследования, насколько это возможно, лицам, работающим не по трудовому договору, например, работникам неформального сектора.

Меры социальной защиты инфицированных ВИЧ/СПИДом предусматривают не только выплаты пособий в связи с потерей трудоспособности в соответствии с Конвенцией N 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма, но и защиту от дискриминации, предусмотренную Конвенцией N 102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

В мае 2001 г. был принят Свод практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/СПИД и сфера труда". Свод охватывает многие практические вопросы и предлагает механизмы их решения, которые могут быть взяты за основу при создании национальных законов.

Свод определил следующие основные принципы противостояния проблеме ВИЧ/СПИДа в сфере труда: 1) признание ВИЧ/СПИДа проблемой, связанной с рабочим местом; 2) недопущение дискриминации; 3) гендерное равенство; 4) безопасная производственная среда; 5) социальный диалог; 6) запрет скрининга с целью исключения лица из сферы занятости или трудового процесса ; 7) принцип конфиденциальности, т.е. запрет требовать от подавших заявление о приеме на работу или работников предоставления личных сведений, касающихся ВИЧ; 8) запрет рассматривать ВИЧ-инфекцию как основание для прекращения трудовых отношений.; 9) профилактика ВИЧ/СПИДа; 10) уход и поддержка ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

"Скрининг - процедура установления заболевания: прямая (анализ на ВИЧ) либо косвенная (оценка поведения, вопросы о проведенных анализах, медицинском лечении)". См.: Там же. С. 8.

МОТ всячески приветствует национальное законотворчество в сфере трудового права, рассматривая его как лучший способ борьбы с распространением вируса и противостояния предрассудкам возникающим о заболевании. Разработка подобного законодательства вне зависимости от темпов распространения заболевания в стране приносит только пользу, т.к. позволяет открыто говорить о проблемах на рабочих местах, защищать работника от дискриминации со стороны работодателя, предотвращать риски заражения и гарантировать участие всех заинтересованных сторон.

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом . В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в:

- специальных нормативных правовых актах;

- нормативных правовых актах о равных правах;

- нормативных правовых актах о нетрудоспособности или трудовых отношениях, включая своды правил поведения.

Именно государственные органы должны определить, какой из перечисленных типов документов наиболее подходит к национальным особенностям и уровню развития эпидемии в стране.

Принятие специального законодательства о труде ВИЧ-инфицированных характерно для стран, наиболее пострадавших от эпидемии ВИЧ/СПИДа. За последние 25 лет было принято множество законов, преимущественно в южноафриканских странах: Регламент трудовых отношений (ВИЧ и СПИД) Зимбабве 1998 г. (Zimbabwe's Labour Relations (HIV and AIDS) Regulations) (с доп. от 2002 г.), Государственный Кодекс Намибии по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям (Namibia's National Code on HIV/AIDS and Employment) , Закон Республики Мозамбик о СПИДе (Mozambican AIDS Act) 2002 г., Закон Панамы о половых заболеваниях, ВИЧ и СПИДе (The Panama Act on Sexual Illness, HIV and AIDS) 2000 г., Закон Вьетнама о предотвращении и борьбе с заболеванием ВИЧ/СПИД (The Viet Nam Ordinance on the Prevention and Fight Against HIV/AIDS Infection) 1995 г. и др.

Supplement to the Government Gazette, 14 August 1998.

Government Notice No. 78, published in Government Gazette of 3 April 1998.

Published in the Official Gazette Supplement No. 76 (Bill No. 22), Nairobi, 23 September 2003.

Act No. 3 of 5 January 2000.

Ordinance of 313 May 1995.

Ко второй группе нормативных актов может быть отнесен Чрезвычайный закон Румынии N 137/2000 о предотвращении и ответственности за любые виды дискриминации, разд. 2 которого запрещает дискриминацию по ряду оснований, в т.ч. "преследование лиц из неблагополучных категорий населения". Этот термин охватывает "категории населения, которые оказались в менее благоприятном положении по сравнению с большинством граждан в силу своего происхождения, лица, столкнувшиеся с неприятием их обществом и маргинализацией в силу особых жизненных обстоятельств, включая инфицирование ВИЧ/СПИДом". Закон также запрещает дискриминацию этих лиц в сфере труда и занятости.

В ряде стран нет специального законодательства, регулирующего труд лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Однако, действующие акты позволяют адекватно защищать права и законные интересы ВИЧ-инфицированных работников. Так, Закон ЮАР о равенстве в трудовых отношениях (South African Employment Equity Act) 1998 г. запрещает дискриминацию по признаку наличия у работника ВИЧ-инфекции.

Act No. 55 of 1998 and Code of Good Practice, issued under that Act as Notice No. R. 1298 in Government Gazette of 1 December 2000.

Закон Великобритании о дискриминации инвалидов 1995 г. запрещает дискриминацию работников или соискателей на должность в связи с инвалидностью во всех областях трудовых отношений. В определении инвалидности специально оговорен ВИЧ/СПИД. Однако Закон охватывает СПИД лишь на симптоматической стадии заболевания. Закон применяется на предприятиях с численностью работников 15 и более человек. Закон обязывает работодателя принимать необходимые меры для того, чтобы помочь работникам-инвалидам, в т.ч. ВИЧ-инфицированным, остаться на работе. С этой целью работодатель должен переоборудовать рабочие помещения, внедрять гибкий рабочий график, предоставлять дополнительное время на лечение, освобождать работников от некоторых трудовых обязанностей, переводить на другую должность. Работодатели несут ответственность за дискриминацию работников даже в тех случаях, когда факт дискриминации имел место без их ведома или одобрения, если только работодатель не предоставит достаточных свидетельств того, что он предпринимал все возможные меры для предотвращения дискриминации (например, реализация политики запрета дискриминации на рабочих местах). Жалобы на действия работодателя могут быть поданы в Трибунал по трудовым делам, который может обязать работодателя компенсировать работнику причиненный моральный ущерб, утраченный заработок и иные расходы. Трибунал может также обязать работодателя выполнить действия для предотвращения или уменьшения негативных последствий дискриминации работника. Закон может быть успешно использован ВИЧ-инфицированными работниками для защиты своих трудовых прав, несмотря на то, что определение инвалидности охватывает далеко не все случаи ВИЧ/СПИДа.

Закон 1990 г. об американцах-инвалидах (вступил в силу с 1994 г.) предусматривает большие возможности для предотвращения и защиты от СПИДа на рабочих местах. Льготы, предусмотренные Законом, защищают работника от риска стигматизации. ВИЧ-инфицированный работник рассматривается как "переквалифицированный", т.е. способный выполнять свои трудовые обязанности при изменениях условий труда или без таковых изменений. Закон обязывает работодателя в рамках его финансовых возможностей совершенствовать оборудование, обновлять программы обучения, устанавливать гибкий рабочий график и дополнительный отпуск по болезни для работников, инфицированных ВИЧ/СПИДом, а также изменять их трудовую функцию.

Работники, больные СПИДом и в связи со стадией заболевания не способные более выполнять свои трудовые обязанности, получают помощь из средств государственного социального страхования либо из средств частной страховки по инвалидности, финансируемой работодателем.

Весьма полезное положение содержится и в Законе США о реабилитации от 1973 г. (с поправками от 1974 г., 1978 г.): "Инвалидность человека означает: 1) (i) ухудшение физического или психического состояния, которое существенно ограничивает одну или более основных жизненных функций человека; (ii) ухудшение физического или психического здоровья включает в себя, но не ограничивается такими заболеваниями и состояниями, как нарушения зрения, речи, слуха, нарушения опорно-двигательной системы, церебральный паралич, эпилепсия, мышечная дистрофия, рассеянный склероз, рак, сердечные заболевания, диабет, слабоумие, нервные расстройства, необучаемость, СПИД (симптоматичный и бессимптомный), туберкулез, наркотическая зависимость и алкоголизм. ". При этом основные жизненные функции означают такие жизненные функции, как "самостоятельный уход за собой, осуществление физических работ, способность ходить, видеть, слышать, говорить, дышать, учиться и работать".

Еще одним примером может служить Закон Китая (и специального административного округа Гонконг) о дискриминации инвалидов 1995 г., который запрещает дискриминацию, притеснения и оскорбления инвалидов в различных областях, включая трудовые отношения и образование. Инвалидность определяется в Законе как наличие в теле человека организмов, которые вызывают или способны вызвать заболевание. Таким образом, ВИЧ/СПИД, в т.ч. бессимптомный, подпадает под это определение. Защита от дискриминации распространяется не только на инвалидов, но и на супругов (официальных или фактических), которые постоянно проживают с инвалидами, на родственников, на лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на лиц, с которыми инвалиды ведут деловую или иную деятельность. Закон запрещает работодателю увольнение работника по причине наличия у него/нее ВИЧ/СПИДа. В первую очередь, работодатель обязан определить, способен ли работник в таком состоянии выполнять возложенную на него трудовую функцию. Кроме того, работодатель обязан создать все необходимые условия для того, чтобы помочь работнику выполнить его трудовые обязанности, и оградить работника от притеснений и оскорблений на рабочем месте. Жалобы на нарушения Закона могут подаваться в специальную Комиссию по соблюдению равноправия, которая рассматривает дело и разрешает его путем переговоров с работодателем. Если Комиссии не удается разрешить спор, дело может быть передано в трудовой трибунал. Кроме того, работник вправе обратиться в Комиссию за помощью в реализации собственных прав.

Зарубежный опыт и международно-правовые нормы могут быть учтены при совершенствовании российского законодательства и разработке локальных актов, содержащих нормы трудового права.

Уровень инфицирования ВИЧ среди секс-работников в Фаяо составляет около 60%. Фото ООН / Шехзад Нурани

В июне 1981 года ученые в США зарегистрировали первые клинические данные о болезни, которую позднее назовут синдромом приобретенного иммунодефицита, или СПИД. Вызывающий это заболевание вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был обнаружен в 1983 году.

За это время ВИЧ/СПИДом были инфицированы около 75 млн человек, и порядка 32 млн человек умерли от болезней, вызванных этим вирусом.

Вирус может содержаться в разных биологических жидкостях организма: в крови, сперме, влагалищном секрете и грудном молоке, а в организм проникает через слизистую оболочку или микротравмы на коже. Риск заражения ВИЧ возрастает при наличии у партнера инфекций, передаваемых половым путем. Вирус может попасть в организм вместе с инфицированной кровью. Заражение ребенка от инфицированной матери может произойти во время беременности, во время родов и при кормлении грудью.

Антиретровирусное лечение

За прошедшие десятилетия, темпы распространения инфекции и уровень связанной с ней смертности существенно возросли. Однако с помощью новой антиретровирусной терапии наконец удалось добиться продления жизни ВИЧ-инфицированных. По состоянию на 2020 год, 27,4 млн человек получили доступ к лечению, по сравнению с 8 млн в 2010 году. В то же время, несмотря на снижение количества новых случаев инфицирования ВИЧ, число ВИЧ-инфицированных в мире продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Также продолает оставаться крайне высоким уровень смертности вследствие СПИДа. В 2018 году около 1,7 млн человек были инфицированы ВИЧ, и 770 тыс. человек умерли от заболеваний, вызванных СПИДом

По сравнению с 2010 годом количество новых случаев инфицирования ВИЧ сократилось на 31% (на 53% среди детей). Смертность от заболеваний, вызванных СПИДом, пик которой пришелся на 2004 год, снизилась на 64%.

ЮНЭЙДС

Учреждения системы Организации Объединенных Наций находятся в авангарде борьбы с ВИЧ/СПИДом. С 1996 года координацию их деятельности осуществляет ЮНЭЙДС — Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. ЮНЭЙДС представляет собой инновационное учреждение, включающее 11 организаций системы ООН с целью мобилизации мирового сообщества на борьбу с ВИЧ/СПИДом. В этой деятельности участвуют следующие учреждения: УВКБ, ЮНИСЕФ, ВПП, ПРООН, ЮНФПА, УНП ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и Всемирный банк.

Цели по ликвидации ВИЧ/СПИДа

Цели развития тысячелетия

В 2000 году в ходе Саммита тысячелетия Генеральной Ассамблеи мировые лидеры определили конкретные цели, направленные на то, чтобы положить конец распространению ВИЧ/СПИДа и обратить эту тенденцию вспять. Главы государств и правительств приняли Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, в которой изложен ряд как национальных, так и глобальных мер по сокращению масштабов распространения эпидемии. В 2002 году был создан Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В 2006 году на заседании высокого уровня по рассмотрению прогресса, достигнутого с момента проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи, была принята состоящая из 53 пунктов Политическая декларацияв целях обеспечения всеобщего доступа к услугам по профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ/СПИДе.

В июне 2011 году мировые лидеры собрались в Нью-Йорке на заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций высокого уровня по СПИДу. Обязательства, принятые ими на этой встрече, определили последующие шаги в глобальной борьбе с ВИЧ/СПИДом.

В 2015 году мировое сообщество справилось с задачами по борьбе с ВИЧ/СПИДом в рамках Цели 6, провозглашенной в Декларации тысячелетия и предусматривающей прекращение распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа и сокращение заболеваемости. Это выдающееся достижение знаменует собой первый случай, когда задачи в области охраны здоровья были выполнены и перевыполнены. К середине 2015 года почти 16 миллионов человек имели доступ к антиретровирусной терапии, что в два раза превышает показатели за 2010 год.

Мировое сообщество остановило и обратило вспять распространение ВИЧ. Человечество заставило эпидемию пойти на спад. Число новых случаев инфицирования ВИЧ и смертей вследствие СПИДа существенно сократилось по сравнению с пиком эпидемии. Следующим шагом в противостоянии СПИДу должна стать полная ликвидация эпидемии к 2030 году.

Цели в области устойчивого развития

Ликвидация СПИДа к 2030 году является неотъемлемой частью целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые в 2015 году были единогласно приняты государствами — членами Организации Объединенных Наций. Уроки, извлеченные из противостояния ВИЧ, будут играть важную роль в успехе реализации многих ЦУР. В частности, — цели 3, направленной на обеспечение крепкого здоровья и благополучия, а также целей, касающихся гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин, сокращения неравенства, создания глобального партнерства и справедливого, мирного и инклюзивного общества.

Ликвидация СПИДа ускоренными темпами: достичь цели 90 процентов по трем направлениям

В целях проведения в жизнь мер по борьбе со СПИДом, в ЮНЭЙДС разработали оперативный подход для достижения ряда ограниченных по срокам целевых показателей к 2020 году. В частности, 90% всех ВИЧ-инфицированных, должны быть информированы о своем недуге, 90 % диагностированных носителей ВИЧ-инфекции должны получить доступ к лечению, а применение антиретровирусной терапии, должно вести к подавлению вирусной нагрузки у 90% пациентов. Они также включают в себя сокращение числа новых случаев ВИЧ-инфекции на 75% и ликвидацию дискриминации.

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом. В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в следующих документах.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа началась более 20 лет назад и в настоящее время является одной из наиболее разрушительных в истории человечества. ВИЧ поражает определенные клетки, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к развитию СПИДа - клинического состояния, характеризующегося критическим снижением функции иммунной системы и развитием тяжелых заболеваний (таких как пневмония, рак и т.д.). Вирус может попасть в человеческий организм через кровь или слизистые оболочки. Заразившись ВИЧ, человек остается носителем вируса до конца своей жизни и умирает от СПИДа, если не проводится профилактическое лечение. Средняя продолжительность жизни с момента заражения до смерти составляет 12 лет. Несмотря на обширные знания, накопленные специалистами о ВИЧ/СПИДе за последние годы, масштабы эпидемии растут, поражая новые регионы. Поданным ЮНЭЙДС на декабрь 2004 г. во всем мире насчитывалось уже 39,4 млн взрослых и детей, живущих с ВИЧ, а 3,1 млн человек умерли от СПИДа .

Ежегодный доклад "Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2004". Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)/Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Женева, 2004. С. 3.

ВИЧ/СПИД оказывает значительное негативное влияние на занятость и эффективность рынка труда. С одной стороны, происходит сокращение абсолютной численности работающих в связи с ростом смертности. По оценкам МОТ, по всему миру инфицированы ВИЧ как минимум 26 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, т.е. в наиболее активном, с точки зрения трудовой деятельности, возрасте. Они составляют около трех четвертей всех взрослых, живущих с ВИЧ/СПИДом. С другой стороны, снижается производительность труда ВИЧ-инфицированных работников. Несмотря на то, что ВИЧ-инфицированные подвержены воздействию лишь немногих симптомов заболевания и могут выступать на рынке труда почти как здоровые люди, инфицирование ВИЧ отрицательно сказывается на производительности труда. Это воздействие осуществляется как прямо, так и косвенно. Прямыми последствиями являются увеличение продолжительности временной нетрудоспособности ВИЧ-инфицированных работников и снижение работоспособности. Вторичные заболевания, а впоследствии и СПИД, со временем приводят к сокращению участия в трудовой деятельности. Кроме того, беспокойство, необходимость обеспечения систем поддержания жизнедеятельности, ухода на дому и т.д. приводят к снижению производительности труда и сокращению предложения рабочей силы. Таким образом, ВИЧ затрагивает не только самих инфицированных, но и их непосредственное окружение, исключая из полноценной трудовой деятельности.

Заболеваемость ВИЧ/СПИДом оказывает влияние на возрастные и половые характеристики трудовых ресурсов: увеличивается число женщин, детей и стариков, которые сталкиваются с нуждой и социальной незащищенностью.

Поэтому воздействие ВИЧ/СПИДа на занятость населения и рынок труда находится в центре внимания МОТ, которая рассматривает эпидемию СПИДа как проблему, создающую значительные трудности на рабочих местах и угрожающую нормальному развитию производства.

МОТ не принимала специальных Конвенций или Рекомендаций по ВИЧ/СПИДу. Однако существует большое количество документов МОТ, которые предусматривают защиту от дискриминации, предотвращение инфицирования на рабочем месте и которые актуальны для трудового права.

Конвенция N 111, ратифицированная 159 странами-членами МОТ, служит основополагающим документом, закрепляющим равные права людей в сфере труда. Эта Конвенция не только декларирует запрет дискриминации, но и содержит перечень конкретных мер, направленных на удовлетворение потребностей людей, нуждающихся в специальной защите. Кроме того, Рекомендация N 111 (1958 г.) о дискриминации в области труда и занятости предлагает создание соответствующих агентств и консультативных комитетов, в состав которых войдут представители работников, работодателей и других заинтересованных сторон. Деятельность этих агентств и комитетов должна быть направлена на пропаганду и внедрение принципа запрета дискриминации в сфере труда и реализацию специальных программ, например, информационных и образовательных кампаний.

В Конвенции N 158 (1982 г.) о прекращении трудовых отношений представлена международная позиция по вопросу возможного увольнения работника. Статья 4 устанавливает, что трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы. Статья 6 дает понять, что временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой (вне зависимости от их связи с профессиональной деятельностью) не является законным основанием для увольнения. Положения обеих статей применимы и к лицам, инфицированным ВИЧ/СПИДом.

Конвенция N 159 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов устанавливает равенство возможностей инвалидов и работников в целом. Статья 4 предусматривает специальные позитивные меры, например, создание особых условий труда или перевод на другую работу, которые позволят им продолжать трудовую деятельность. Очевидно, что положения данной Конвенции применимы для борьбы с ВИЧ/СПИДом на рабочих местах. Рекомендация N 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, сопровождающая Конвенцию, предусматривает стратегию и меры общественной защиты работников-инвалидов в сельской местности.

Нормы международного трудового права, регулирующие ведение и заключение коллективных переговоров, также могут применяться в связи с борьбой с ВИЧ/СПИДом посредством коллективных договоров. В связи с этим большой интерес представляют Конвенция N 98 (1949 г.) о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенция N 154 (1981 г.) о коллективных переговорах. В этих документах содержится требования к государствам принимать меры, способствующие свободному ведению переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда. Таким образом, меры защиты и предотвращения ВИЧ/СПИДа на предприятиях могут быть предусмотрены и локальными нормативными актами.

Значительная часть норм международного трудового права посвящены производственной безопасности и гигиене труда. Конвенция N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда устанавливает базовые требования к условиям труда, которые позволяют защитить работника. К таким требованиям относятся предоставление работникам защитной одежды и оборудования за счет работодателя, право работников на перевод на менее тяжелые работы и право работников покинуть место работы, где существует непосредственная и серьезная опасность для их жизни и здоровья. Все перечисленные нормы могут применяться к ВИЧ/СПИДу. Конвенция N 161 (1985 г.) о службах гигиены труда требует от государств, ратифицировавших Конвенцию, проведения ясной и скоординированной государственной политики в данной области. Рекомендация N 171 (1985 г.) о службах гигиены труда содержит перечень мер безопасности на рабочем месте, которые важны в контексте борьбы с ВИЧ/СПИДом. К этим мерам относятся запрет дискриминации в связи с обеспечением безопасности труда, обеспечение конфиденциальности медицинских обследований работников, сотрудничество работника и работодателя при переводе на другую работу, если такой рекомендован в результате медицинского обследования, информирование работника о результатах медицинского обследования, проведение медицинских обследований работников за счет работодателя. Службы гигиены труда должны оказывать соответствующие услуги в области медицинского обследования, насколько это возможно, лицам, работающим не по трудовому договору, например, работникам неформального сектора.

Меры социальной защиты инфицированных ВИЧ/СПИДом предусматривают не только выплаты пособий в связи с потерей трудоспособности в соответствии с Конвенцией N 121 (1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма, но и защиту от дискриминации, предусмотренную Конвенцией N 102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

В мае 2001 г. был принят Свод практических правил МОТ по вопросу "ВИЧ/СПИД и сфера труда". Свод охватывает многие практические вопросы и предлагает механизмы их решения, которые могут быть взяты за основу при создании национальных законов.

Свод определил следующие основные принципы противостояния проблеме ВИЧ/СПИДа в сфере труда: 1) признание ВИЧ/СПИДа проблемой, связанной с рабочим местом; 2) недопущение дискриминации; 3) гендерное равенство; 4) безопасная производственная среда; 5) социальный диалог; 6) запрет скрининга с целью исключения лица из сферы занятости или трудового процесса ; 7) принцип конфиденциальности, т.е. запрет требовать от подавших заявление о приеме на работу или работников предоставления личных сведений, касающихся ВИЧ; 8) запрет рассматривать ВИЧ-инфекцию как основание для прекращения трудовых отношений.; 9) профилактика ВИЧ/СПИДа; 10) уход и поддержка ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

"Скрининг - процедура установления заболевания: прямая (анализ на ВИЧ) либо косвенная (оценка поведения, вопросы о проведенных анализах, медицинском лечении)". См.: Там же. С. 8.

МОТ всячески приветствует национальное законотворчество в сфере трудового права, рассматривая его как лучший способ борьбы с распространением вируса и противостояния предрассудкам возникающим о заболевании. Разработка подобного законодательства вне зависимости от темпов распространения заболевания в стране приносит только пользу, т.к. позволяет открыто говорить о проблемах на рабочих местах, защищать работника от дискриминации со стороны работодателя, предотвращать риски заражения и гарантировать участие всех заинтересованных сторон.

Более 20 стран уже приняли законодательство, посвященное трудовым отношениям в связи с ВИЧ/СПИДом . В зависимости от системы права, сложившейся в стране, правовые нормы, регулирующие трудовые отношения с участием лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, могут быть закреплены в:

- специальных нормативных правовых актах;

- нормативных правовых актах о равных правах;

- нормативных правовых актах о нетрудоспособности или трудовых отношениях, включая своды правил поведения.

Именно государственные органы должны определить, какой из перечисленных типов документов наиболее подходит к национальным особенностям и уровню развития эпидемии в стране.

Принятие специального законодательства о труде ВИЧ-инфицированных характерно для стран, наиболее пострадавших от эпидемии ВИЧ/СПИДа. За последние 25 лет было принято множество законов, преимущественно в южноафриканских странах: Регламент трудовых отношений (ВИЧ и СПИД) Зимбабве 1998 г. (Zimbabwe's Labour Relations (HIV and AIDS) Regulations) (с доп. от 2002 г.), Государственный Кодекс Намибии по ВИЧ/СПИДу и трудовым отношениям (Namibia's National Code on HIV/AIDS and Employment) , Закон Республики Мозамбик о СПИДе (Mozambican AIDS Act) 2002 г., Закон Панамы о половых заболеваниях, ВИЧ и СПИДе (The Panama Act on Sexual Illness, HIV and AIDS) 2000 г., Закон Вьетнама о предотвращении и борьбе с заболеванием ВИЧ/СПИД (The Viet Nam Ordinance on the Prevention and Fight Against HIV/AIDS Infection) 1995 г. и др.

Supplement to the Government Gazette, 14 August 1998.

Government Notice No. 78, published in Government Gazette of 3 April 1998.

Published in the Official Gazette Supplement No. 76 (Bill No. 22), Nairobi, 23 September 2003.

Act No. 3 of 5 January 2000.

Ordinance of 313 May 1995.

Ко второй группе нормативных актов может быть отнесен Чрезвычайный закон Румынии N 137/2000 о предотвращении и ответственности за любые виды дискриминации, разд. 2 которого запрещает дискриминацию по ряду оснований, в т.ч. "преследование лиц из неблагополучных категорий населения". Этот термин охватывает "категории населения, которые оказались в менее благоприятном положении по сравнению с большинством граждан в силу своего происхождения, лица, столкнувшиеся с неприятием их обществом и маргинализацией в силу особых жизненных обстоятельств, включая инфицирование ВИЧ/СПИДом". Закон также запрещает дискриминацию этих лиц в сфере труда и занятости.

В ряде стран нет специального законодательства, регулирующего труд лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Однако, действующие акты позволяют адекватно защищать права и законные интересы ВИЧ-инфицированных работников. Так, Закон ЮАР о равенстве в трудовых отношениях (South African Employment Equity Act) 1998 г. запрещает дискриминацию по признаку наличия у работника ВИЧ-инфекции.

Act No. 55 of 1998 and Code of Good Practice, issued under that Act as Notice No. R. 1298 in Government Gazette of 1 December 2000.

Закон Великобритании о дискриминации инвалидов 1995 г. запрещает дискриминацию работников или соискателей на должность в связи с инвалидностью во всех областях трудовых отношений. В определении инвалидности специально оговорен ВИЧ/СПИД. Однако Закон охватывает СПИД лишь на симптоматической стадии заболевания. Закон применяется на предприятиях с численностью работников 15 и более человек. Закон обязывает работодателя принимать необходимые меры для того, чтобы помочь работникам-инвалидам, в т.ч. ВИЧ-инфицированным, остаться на работе. С этой целью работодатель должен переоборудовать рабочие помещения, внедрять гибкий рабочий график, предоставлять дополнительное время на лечение, освобождать работников от некоторых трудовых обязанностей, переводить на другую должность. Работодатели несут ответственность за дискриминацию работников даже в тех случаях, когда факт дискриминации имел место без их ведома или одобрения, если только работодатель не предоставит достаточных свидетельств того, что он предпринимал все возможные меры для предотвращения дискриминации (например, реализация политики запрета дискриминации на рабочих местах). Жалобы на действия работодателя могут быть поданы в Трибунал по трудовым делам, который может обязать работодателя компенсировать работнику причиненный моральный ущерб, утраченный заработок и иные расходы. Трибунал может также обязать работодателя выполнить действия для предотвращения или уменьшения негативных последствий дискриминации работника. Закон может быть успешно использован ВИЧ-инфицированными работниками для защиты своих трудовых прав, несмотря на то, что определение инвалидности охватывает далеко не все случаи ВИЧ/СПИДа.

Закон 1990 г. об американцах-инвалидах (вступил в силу с 1994 г.) предусматривает большие возможности для предотвращения и защиты от СПИДа на рабочих местах. Льготы, предусмотренные Законом, защищают работника от риска стигматизации. ВИЧ-инфицированный работник рассматривается как "переквалифицированный", т.е. способный выполнять свои трудовые обязанности при изменениях условий труда или без таковых изменений. Закон обязывает работодателя в рамках его финансовых возможностей совершенствовать оборудование, обновлять программы обучения, устанавливать гибкий рабочий график и дополнительный отпуск по болезни для работников, инфицированных ВИЧ/СПИДом, а также изменять их трудовую функцию.

Работники, больные СПИДом и в связи со стадией заболевания не способные более выполнять свои трудовые обязанности, получают помощь из средств государственного социального страхования либо из средств частной страховки по инвалидности, финансируемой работодателем.

Весьма полезное положение содержится и в Законе США о реабилитации от 1973 г. (с поправками от 1974 г., 1978 г.): "Инвалидность человека означает: 1) (i) ухудшение физического или психического состояния, которое существенно ограничивает одну или более основных жизненных функций человека; (ii) ухудшение физического или психического здоровья включает в себя, но не ограничивается такими заболеваниями и состояниями, как нарушения зрения, речи, слуха, нарушения опорно-двигательной системы, церебральный паралич, эпилепсия, мышечная дистрофия, рассеянный склероз, рак, сердечные заболевания, диабет, слабоумие, нервные расстройства, необучаемость, СПИД (симптоматичный и бессимптомный), туберкулез, наркотическая зависимость и алкоголизм. ". При этом основные жизненные функции означают такие жизненные функции, как "самостоятельный уход за собой, осуществление физических работ, способность ходить, видеть, слышать, говорить, дышать, учиться и работать".

Еще одним примером может служить Закон Китая (и специального административного округа Гонконг) о дискриминации инвалидов 1995 г., который запрещает дискриминацию, притеснения и оскорбления инвалидов в различных областях, включая трудовые отношения и образование. Инвалидность определяется в Законе как наличие в теле человека организмов, которые вызывают или способны вызвать заболевание. Таким образом, ВИЧ/СПИД, в т.ч. бессимптомный, подпадает под это определение. Защита от дискриминации распространяется не только на инвалидов, но и на супругов (официальных или фактических), которые постоянно проживают с инвалидами, на родственников, на лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на лиц, с которыми инвалиды ведут деловую или иную деятельность. Закон запрещает работодателю увольнение работника по причине наличия у него/нее ВИЧ/СПИДа. В первую очередь, работодатель обязан определить, способен ли работник в таком состоянии выполнять возложенную на него трудовую функцию. Кроме того, работодатель обязан создать все необходимые условия для того, чтобы помочь работнику выполнить его трудовые обязанности, и оградить работника от притеснений и оскорблений на рабочем месте. Жалобы на нарушения Закона могут подаваться в специальную Комиссию по соблюдению равноправия, которая рассматривает дело и разрешает его путем переговоров с работодателем. Если Комиссии не удается разрешить спор, дело может быть передано в трудовой трибунал. Кроме того, работник вправе обратиться в Комиссию за помощью в реализации собственных прав.

Зарубежный опыт и международно-правовые нормы могут быть учтены при совершенствовании российского законодательства и разработке локальных актов, содержащих нормы трудового права.

В последние десятилетия СПИД является одной из главных угроз человечества. Права человека неразрывно связаны с распространением ВИЧ и его влиянием на людей и сообщества во всем мире. Несоблюдение прав человека способствует распространению вируса и усугубляет его последствия, в то время как ВИЧ подрывает прогресс, достигнутый в реализации прав человека. В настоящее время СПИД и бедность являются взаимно усугубляющими негативными силами во многих развивающихся странах. Вы ознакомитесь с материалами, договорами и механизмами ООН, а также с правовой базой для реализации прав человека, связанных с ВИЧ (ВИЧ / СПИД и права человека на сайте ООН).

Синдром приобретенного иммунного дефицита появился в начале 80-х годов. В 1982 году Центр по контролю и профилактике болезней определил характеристики данного заболевания и ввел в употребление термин СПИД. На сегодняшний день – это одна из самых распространенных болезней, которая приводит к гибели людей.

Согласно Докладу ЮНЭЙДС о глобальной эпидемии СПИДА, 2013 г.: в 2012 году в мире насчитывалось примерно 35,3 миллиона человека, которые жили с ВИЧ.

На сайте ООН выделяется три аспекта взаимосвязи ВИЧ/СПИДа с правами человека:

Повышенная уязвимость – существуют определенные группы людей, которые не могут осуществлять свои гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Это связано, к примеру, с невозможностью доступа к информации, также с бедностью (отсутствие возможности приобретения лекарств и достойного медицинского обслуживания).

Дискриминация и стигма – права ВИЧ-инфицированных часто нарушаются, что приводит к лишению их доступа к лечению, трудоустройству.

Преграды для эффективной борьбы – в среде, где не соблюдаются права человека нет полноценной возможности борьбы со СПИДом.

Общество должно создавать условия, в которых нет дискриминации ВИЧ-зараженных людей, что приведет к их достойному лечению и предотвращения распространения ВИЧ. Таким образом, государства должны защищать права людей, связанные с ВИЧ, что указано в существующих международных договорах.

В 2000 году в Декларации тысячелетия ООН были отмечены Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Шестой целью была борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями, где присутствовали три задачи. Две первые посвящены ВИЧ и СПИДу. Задача 1. Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости. Задача 2. К 2010 году обеспечить всеобщий доступ к лечению ВИЧ/СПИДа для тех, кто в этом нуждается.

Существует ряд организаций и фондов по борьбе со СПИДом:

ЮНЭЙДС (Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД) — организации ООН, которые объединились для борьбы с эпидемией ВИЧ и СПИДа, а также ее последствиями. Основной целью ЮНЭЙДС является поддержка мероприятий по противодействию эпидемии, стимулирование различных структур в борьбе с ВИЧ/СПИДом, информирование об угрозе данной эпидемии.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в качестве руководящего и координирующего органа в области международного здравоохранения, в рамках системы ООН возглавляет глобальные ответные меры сектора здравоохранения на ВИЧ/СПИД.

Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – активизирует поддержку в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией в тесном сотрудничестве со своими партнерами в целях внедрения наиболее эффективных методов профилактики и лечения.

Уровень инфицирования ВИЧ среди секс-работников в Фаяо составляет около 60%. Фото ООН / Шехзад Нурани

В июне 1981 года ученые в США зарегистрировали первые клинические данные о болезни, которую позднее назовут синдромом приобретенного иммунодефицита, или СПИД. Вызывающий это заболевание вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был обнаружен в 1983 году.

За это время ВИЧ/СПИДом были инфицированы около 75 млн человек, и порядка 32 млн человек умерли от болезней, вызванных этим вирусом.

Вирус может содержаться в разных биологических жидкостях организма: в крови, сперме, влагалищном секрете и грудном молоке, а в организм проникает через слизистую оболочку или микротравмы на коже. Риск заражения ВИЧ возрастает при наличии у партнера инфекций, передаваемых половым путем. Вирус может попасть в организм вместе с инфицированной кровью. Заражение ребенка от инфицированной матери может произойти во время беременности, во время родов и при кормлении грудью.

Антиретровирусное лечение

За прошедшие десятилетия, темпы распространения инфекции и уровень связанной с ней смертности существенно возросли. Однако с помощью новой антиретровирусной терапии наконец удалось добиться продления жизни ВИЧ-инфицированных. По состоянию на 2020 год, 27,4 млн человек получили доступ к лечению, по сравнению с 8 млн в 2010 году. В то же время, несмотря на снижение количества новых случаев инфицирования ВИЧ, число ВИЧ-инфицированных в мире продолжает оставаться чрезвычайно высоким. Также продолает оставаться крайне высоким уровень смертности вследствие СПИДа. В 2018 году около 1,7 млн человек были инфицированы ВИЧ, и 770 тыс. человек умерли от заболеваний, вызванных СПИДом

По сравнению с 2010 годом количество новых случаев инфицирования ВИЧ сократилось на 31% (на 53% среди детей). Смертность от заболеваний, вызванных СПИДом, пик которой пришелся на 2004 год, снизилась на 64%.

ЮНЭЙДС

Учреждения системы Организации Объединенных Наций находятся в авангарде борьбы с ВИЧ/СПИДом. С 1996 года координацию их деятельности осуществляет ЮНЭЙДС — Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. ЮНЭЙДС представляет собой инновационное учреждение, включающее 11 организаций системы ООН с целью мобилизации мирового сообщества на борьбу с ВИЧ/СПИДом. В этой деятельности участвуют следующие учреждения: УВКБ, ЮНИСЕФ, ВПП, ПРООН, ЮНФПА, УНП ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и Всемирный банк.

Цели по ликвидации ВИЧ/СПИДа

Цели развития тысячелетия

В 2000 году в ходе Саммита тысячелетия Генеральной Ассамблеи мировые лидеры определили конкретные цели, направленные на то, чтобы положить конец распространению ВИЧ/СПИДа и обратить эту тенденцию вспять. Главы государств и правительств приняли Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, в которой изложен ряд как национальных, так и глобальных мер по сокращению масштабов распространения эпидемии. В 2002 году был создан Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В 2006 году на заседании высокого уровня по рассмотрению прогресса, достигнутого с момента проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи, была принята состоящая из 53 пунктов Политическая декларацияв целях обеспечения всеобщего доступа к услугам по профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ/СПИДе.

В июне 2011 году мировые лидеры собрались в Нью-Йорке на заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций высокого уровня по СПИДу. Обязательства, принятые ими на этой встрече, определили последующие шаги в глобальной борьбе с ВИЧ/СПИДом.

В 2015 году мировое сообщество справилось с задачами по борьбе с ВИЧ/СПИДом в рамках Цели 6, провозглашенной в Декларации тысячелетия и предусматривающей прекращение распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа и сокращение заболеваемости. Это выдающееся достижение знаменует собой первый случай, когда задачи в области охраны здоровья были выполнены и перевыполнены. К середине 2015 года почти 16 миллионов человек имели доступ к антиретровирусной терапии, что в два раза превышает показатели за 2010 год.

Мировое сообщество остановило и обратило вспять распространение ВИЧ. Человечество заставило эпидемию пойти на спад. Число новых случаев инфицирования ВИЧ и смертей вследствие СПИДа существенно сократилось по сравнению с пиком эпидемии. Следующим шагом в противостоянии СПИДу должна стать полная ликвидация эпидемии к 2030 году.

Цели в области устойчивого развития

Ликвидация СПИДа к 2030 году является неотъемлемой частью целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые в 2015 году были единогласно приняты государствами — членами Организации Объединенных Наций. Уроки, извлеченные из противостояния ВИЧ, будут играть важную роль в успехе реализации многих ЦУР. В частности, — цели 3, направленной на обеспечение крепкого здоровья и благополучия, а также целей, касающихся гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин, сокращения неравенства, создания глобального партнерства и справедливого, мирного и инклюзивного общества.

Ликвидация СПИДа ускоренными темпами: достичь цели 90 процентов по трем направлениям

В целях проведения в жизнь мер по борьбе со СПИДом, в ЮНЭЙДС разработали оперативный подход для достижения ряда ограниченных по срокам целевых показателей к 2020 году. В частности, 90% всех ВИЧ-инфицированных, должны быть информированы о своем недуге, 90 % диагностированных носителей ВИЧ-инфекции должны получить доступ к лечению, а применение антиретровирусной терапии, должно вести к подавлению вирусной нагрузки у 90% пациентов. Они также включают в себя сокращение числа новых случаев ВИЧ-инфекции на 75% и ликвидацию дискриминации.

Читайте также: