Вич угроза национальной безопасности

Обновлено: 28.03.2024

1. Россия вымирает

Согласно Переписи-2010, с 2002 года население России сократилось на 1,6% или на 2,2 млн. человек (со 145166,7 тыс. человек до 142905,2 тыс. человек). По прогнозам Росстата, в дальнейшем россияне будут вымирать еще быстрее. К 2030 году их число сократится примерно до 128 млн. человек. По последним данным ведомства, естественная убыль населения РФ составила за январь-сентябрь 2011 года 124,7 тыс. человек.

По уровню смертности трудоспособного населения Россия далеко опередила европейские страны. Так, например, по данным World Health Statistics 2011, во Франции в 2009 г. этот показатель составлял 85 человек на тысячу, в Германии – 76, в Швейцарии – всего 58, а в России – 269. Обогнала нас в этом только Украина с показателем 274.

По прогнозам специалистов Берлинского института населения и развития, к 2030 г. население РФ сократится на 15 миллионов человек. А к 2050 году убыль населения составит почти 20%, россиян станет меньше на 25 млн. человек. К этому времени в нашей стране будет проживать не более 116 млн. человек, Россия опустится с нынешнего девятого на 14-е место по количеству жителей и выйдет из десятки крупнейших (по численности населения) стран мира. Не зря доклад специалистов из Германии так и называется "Исчезающая мировая держава. Демографическое будущее России и других бывших союзных государств".

На карте вымирания человечества, составленной экспертами ООН, Россия оказалась в первой десятке стран, которые опустеют раньше других. Последняя девочка в РФ родится через 30 поколений, или через 804 года, предрекают специалисты. А умрет, с учетом средней продолжительности жизни в стране, в 2888 году.

2. Алкоголь и наркотики – в массы

Причин столь неуклонного сокращения российского народонаселения несколько, и экономические играют здесь не самую главную роль. В последние пару десятилетий продолжается неуклонное падение уровня культуры и образования и столь же неуклонный рост алкоголизма и наркомании.

Сегодня алкоголизмом в России страдают около 5 млн. человек. Это значит, что из каждых 28 человек один – алкоголик. По данным ученых, в России 52% всех смертей граждан от 15 до 54 лет связано со злоупотреблением алкоголем, тогда как общемировой показатель – 4%. Потребление алкоголя на душу населения в РФ в 2010 году составило 15 литров на человека в год в пересчете на чистый спирт. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, с 8 литров алкоголя на душу населения начинается необратимое угасание этноса, цепная реакция вырождения и деградации народов по закону "трех поколений": остается относительно здоровой половина родителей, четверть детей, одна восьмая внуков – с необратимым разрушением генофонда.

При этом алкоголизм в России стремительно молодеет. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. 92% россиян, употребляющих алкоголь, приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет. А каждый третий – до 10 лет. Из 3 российских детей в возрасте от 13 до 16 лет – 2 регулярно выпивают. Каждый день среднестатистический школьник в России выпивает от 1 до 6 литров пива, от 2 до 5 банок алкогольных коктейлей. За последние 5 лет число 15–17-летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза.

Еще стремительнее растет и молодеет наркомания. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 6 млн. наркоманов, причём большинство из них молодые люди. Ежегодно только от наркоты Россия теряет до 70 тыс. человек. За последние десять лет число взрослых наркоманов выросло в восемь раз, в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков и в 24,3 раза – число наркоманов-детей. По количеству наркоманов на душу населения Россия вышла на третье вместо в мире после Афганистана и Ирана.

3. Эпидемия СПИДа

При этом сегодня проблема наркотиков неотделима от проблемы СПИДа. Рост наркомании почти напрямую способствует распространению ВИЧ-инфекции. Темпы ВИЧ-эпидемии в России выше, чем практически в любой другой стране мира. В последнюю пару лет они составляли почти 60 тыс. человек в год. При этом считается, что более 60% новых случаев заражения вызваны внутривенным введением наркотиков или половой связью с наркоманом.

При этом ВИЧ-эпидемия развивается в основном среди самой дееспособной и максимально активной (в том числе и в демографическом отношении) части населения. Свыше 80% ВИЧ-инфицированных – лица от 15 до 30 лет. Растет число заражений среди 30-40-летних россиян (с 9,9% в 2000 году до 39,8% в 2010 году). Все чаще инфекция передается не через кровь, а при половом контакте. В Санкт-Петербурге, например, за последние два года доля тех, кто был инфицирован именно таким путем, возросла с 20,5% до 54%. Все больше случаев ВИЧ среди женщин, в том числе и среди беременных и, как следствие, растет число детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, в Санкт-Петербурге их уже 3990.

4. Деньги или политика?

Остановить страшную эпидемию можно, и об этом свидетельствует опыт других стран. В Индии, например, по отчетам ООН, сегодня число вновь заболевших упало на 56% по сравнению с пиком эпидемии. Однако для улучшения ситуации нужны не только огромные финансовые затраты, но и грамотная и эффективная политика по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.

При этом средства на лечение, диагностику и профилактику ВИЧ-инфекции государство выделяет немалые. В 2011-2013 гг. их объем составит 57 млрд. руб. Кроме того, как сообщает пресс-служба Госдумы, на мероприятия в рамках реализации подпрограммы "ВИЧ-инфекция" в 2011 году выделяются бюджетные ассигнования в объеме 1,2 млрд. рублей (на 436 млн. рублей больше, чем в 2010 году), в 2012 году – 2,9 млрд. рублей. Однако вопиющий непрофессионализм чиновников из Министерства здравоохранения приводит к тому, что планируемые Минздравсоцразвития поставки обеспечивают только 25% от суммарных заявок регионов. В докладе за 2010 год Всемирная организация здравоохранения сообщает, что лишь пятая часть всех россиян, нуждающихся в лекарствах от ВИЧ, реально получает их. ЮАР – страна, где больше всего в мире ВИЧ-положительных (и где правительство до недавнего времени критиковали за отрицание СПИДа) – снабжает лекарствами почти вдвое большую долю больных.

По нацпроекту "Здоровье" на огромные суммы закупаются токсичные препараты, которые уже давно не используются в мире – вместо малотоксичных препаратов нового поколения, в которых так остро нуждаются пациенты. Закупаются тест-системы, которые не подходят для оборудования, имеющегося в регионах, т.е. деньги фактически выбрасываются на ветер, а ВИЧ победно шагает по России.

5. Профилактика эффективнее лечения

Но главной причиной распространения инфекции специалисты считают ее недостаточную профилактику. Средств на это выделяется в разы меньше, чем на лечение. Например, в 2011 г. на все закупки в сфере ВИЧ – лечение, тесты, профилактику – потрачено 18 млрд. руб. (включая гепатит). На профилактику же предполагалось выделить 500 млн. рублей, профинансировав работу неправительственных организаций. Однако и эти средства не дошли по назначению. Вместо этого Минздрав объявил конкурс на профилактику ВИЧ на сумму 85 миллионов рублей (как планируется потратить остальные сотни миллионов, пока не известно).

Конечно, необходимость бесплатной раздачи презервативов и шприцев и эффективность подобных мер – вопрос спорный. В 2010-2011 гг. Минздравсоцразвития прекратил финансирование этих программ, посчитав, что эффект от них, скорее, отрицательный. Но ведь помимо них есть и другие возможности предупредить распространение инфекции. Разумно было бы, например, направлять средства на совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции на самых ранних стадиях, когда носитель вируса наиболее опасен для окружающих. Тем более, что российские ученые уже достигли некоторых результатов в этом направлении.

7. Программа спасения нации

Но главным условием спасения России является срочное оздоровление нравственного климата в стране. Hужна эффективная общегосударственная программа по отрезвлению и денаркотизации общества, возвращению нормальной системы жизненных ценностей. И начинать надо, прежде всего, с детей. Сегодня в России около 5 млн. беспризорных детей. Т.е. почти каждый пятый ребенок – беспризорный. Такого не было, пожалуй, даже в военное время. Одна из причин этого является – все более усиливающееся имущественное расслоение общества. При этом труднее всего приходится многодетным семьям. Уровень бедности среди семей с детьми в 1,4 раза выше, чем в среднем по стране. Переход на платное образование и здравоохранение, который медленно, но неуклонно проводит наше правительство, – это приговор нации.

Пропаганда любви и верности – вместо безопасного секса и культа силы, который упорно насаждают нам СМИ и реклама, бесплатные спортивные секции вместо "окомпьютеривания" первоклашек, грамотные и увлеченные учителя – вместо пришибленных нищетой и циркулярами недоучек – вот лишь некоторые из необходимых шагов для спасения России. Многие из них гораздо дешевле и полезнее, чем строительство горнолыжных трасс и переименование силовых ведомств.

В конце 80-х мы поняли, что от СПИДа умирают. В начале 90-х болезнь “трех Г” в нашей стране вслед за сполна вкусившим ее Западом официально стали приравнивать к чуме. В последующее 10-летие мы, сменив джинсу и китайский ширпотреб на малиновые пиджаки, с ужасом внимали тому, что жертвами ВИЧ/СПИДа стали столько-то и столько-то человек, и панацеи от этой болезни нет. Тогда же пропорционально числу заболевших множились рецепты, призванные спасти человечество /стоит вспомнить знаменитый арменикум/. На фоне такого ажиотажа, кажется, по меньшей мере, странным, что в последние годы о СПИДе и ВИЧ-инфекции почти перестали говорить. Свыклись, что ли.

Правда, заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков недавно пафосно заявил, что борьба с распространением ВИЧ-инфекции – это вопрос стратегической, экономической и социальной безопасности всего нашего общества. Если только представить себе, что по подсчетам экспертов в России могут быть инфицированы от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек, жуковское заявление становится вполне понятным и теряет всякую пафосность. Между тем, остановить эпидемию ВИЧ, которая, подобно червю, подтачивает нашу страну изнутри, с помощью изобретения одного только чудо-лекарства вряд ли удастся. Необходима система комплексных мер, способных противодействовать распространению этой заразы. Из всех территорий УрФО это перво-наперво касается Свердловской области.

К неисчислимым достоинствам Свердловской области /первая по объемам производства, по темпам уборки урожая и т.д./ можно добавить еще одно: Средний Урал занимает “почетное” первое место в УрФО и третье /!/ в России по количеству ВИЧ-инфицированных. Официальные сводки свердловских эпидемиологов изобилуют цифрами, которые оптимизма отнюдь не внушают. Выявлено около 23 тысяч ВИЧ-инфицированных /на деле их число доходит до 120 тысяч/… Из них 2000 детей, 6,5 тысяч женщин…75% заразившихся в возрасте от 18 до 29 лет… умерло от СПИДа 700 человек… При всем при этом, Свердловская область, пожалуй, единственная в УрФО, где распространение опасной инфекции с легкой руки областных властей пущено на самотек. Правительство области упорно отказывается принимать сколько-нибудь серьезные меры по профилактике и лечению ВИЧ.

Об этом на состоявшейся накануне пресс-конференции уверенно заявил заместитель главного санитарного врача Свердловской области Виктор Романенко : “ У нас, не побоюсь этого сказать, не выработано единой политики профилактики ВИЧ-инфекции. Много противоречивых мнений, стратегий. Однако никаких мер, как практического, так и организационного толка по борьбе с распространением заболевания в области не принимается. Самое главное, у нас нет даже программы, которая бы финансировалась из областного бюджета. Все мероприятия, направленные на борьбу с распространением инфекции, осуществляются за счет текущего финансирования того же министерства здравоохранения. Эти средства не фиксированы, поэтому сказать, сколько в прошлом году было потрачено на профилактику и лечение ВИЧ-инфекции очень трудно, - это, во-первых. Во-вторых, кто захочет поделиться этими деньгами? Да, два миллиона рублей тратится ежегодно на приобретение тест-систем, федеральный бюджет поставляет небольшое количество антиретровирусных препаратов, в первую очередь, для лечения детей и беременных женщин, но этого крайне недостаточно. Между тем, проект программы /минимальный по денежному содержанию – 50 миллионов рублей/ специалистами областного Центра Санэпиднадзора совместно с другими специалистами сегодня разработан не в первый раз. Мы понимаем, что протолкнуть эту программу будет довольно сложно. Однако надеемся, что нам все же удастся убедить Думу в необходимости ее принятия. Выделяются же ежегодно деньги на профилактику гриппа, есть, в конце концов резервный фонд. Просто задача борьбы со СПИДом должна стать приоритетной”.

В том, что такая программа необходима, убеждает и опыт соседних со Свердловской областью регионов. Во всех субъектах УрФО подобные документы были разработаны и приняты аж лет шесть-семь назад. Взять ту же Югру. Конечно, сказать, что в округе все гладко, язык не повернется. Число ВИЧ-инфицированных югорцев достигло почти восьми тысяч человек. Среди территорий лидирует Нефтеюганск /показатель 88 на 100 тысяч человек/, за ним следуют Пыть-Ях и Ханты-Мансийск. В этом году в округе было выявлено 443 новых носителя ВИЧ. Между тем, в 2003 году их было 806 человек, а в 2002 и вовсе – 1298. Таким образом, число “подхвативших” вирус имуннодефицита мало-помалу снижается. Быстрее, чем в среднем по России, кстати.

Конечно, количество выделенных на борьбу со СПИДом средств проблему может решить лишь отчасти. Но тем не менее. Несколько цифр: во вместе взятых северных округах вирус иммунодефицита обнаружен в крови шестерых детей, в Челябинской области их больше в разы – из 14475 инфицированных 561 ребенок, но против двух тысяч зараженных детей на Среднем Урале… Вместе с тем, в Свердловской области нет даже специализированных учреждений, где можно было бы содержать этих детишек, среди которых много отказников. Сформированная в Екатеринбурге группа на 50 человек заполнена до отказа. Поэтому по несколько лет инфицированные малыши вынуждены жить непосредственно в больницах, где их оставили заботливые родители.

Стоит ли говорить о том, что и взрослым-то больным некуда податься. Тот же Виктор Романенко отметил, что оставшиеся в области единичные Центры СПИДа свои функции – не только оказывать специализированную помощь, но и держать под контролем всю ситуацию, координировать работу всех служб в этом направлении – утратили давным-давно. По сути, они превратились в рядовые медицинские учреждения, специалисты которых даже и помочь-то могут далеко не каждому обратившемуся. Статистика такова: только 10% ВИЧ-инфицированных свердловчан могут рассчитывать хоть на какую-то медицинскую помощь. И то, если они обратятся к специалисту. Участковый же врач только руками разведет: ни знаний у него таких нет, ни, что самое главное, средств на лечение /одному ВИЧ-инфицированному ежегодно требуется от 200 до 400 тысяч рублей/.

В небольшом свердловском городе Североуральске уже с мая не проводится даже обследование на ВИЧ, в том числе и обязательное обследование беременных. Такую ситуацию в тех же ЯНАО или ХМАО даже представить себе не могут. Центры СПИДа или специальные кабинеты есть почти в каждом муниципальном образовании Ямала. В Ноябрьске за Центром закреплен стационар. Кстати, с четвертого места по числу ВИЧ-инфицированных в 1998 году Ямал за шесть лет поднялся на 54 место.

Конечно, ожидать того, что все, кто входит в так называемую “группу риска” /наркоманы, проститутки, то есть у кого потенциальная опасность заражения ВИЧ-инфекцией достаточно высокая/, изъявят желание пройти обследование даже в специальных учреждениях, не приходится. Опыт показывает. Недаром рядом с официальными цифрами инфицированных ВИЧ сами эпидемиологи карандашиком приписывают предполагаемые, которые, на самом деле, и есть реальные. Хотя, если говорить о “группе риска”, то все уральские медики сходятся в одном: такого понятия сегодня уже почти не существует. “Группой риска” стали люди, никакого отношения к наркотикам и проституции не имеющие. В Свердловской области за три года число заразившихся наркоманов в общей структуре ВИЧ-инфицированных снизилось с 90% до 56%. Напротив, из 6,5 тысяч женщин половым путем заразились 54% /в 2001 году – 19%, в 2003 – 47%/. То же самое и в других регионах УрФО. Потому-то, считают специалисты, с каждым годом официальные цифры будут все сильнее расходиться с тем, что есть на самом деле.

Где же спасительный выход и есть ли он вообще? Надо, как водится, и пресловутое сознание российское менять /вот она фраза на все случаи жизни/, чтобы мы с вами обследование на ВИЧ-инфекцию проходили не только, когда скажут, но и когда пожелаем. Чтобы сами заботились о своей безопасности.

Вообще, есть у всей этой СПИДоносной темы и еще один крайне важный для любого нормального человека аспект. Это взаимоотношения тех, кто еще "не" с теми, кто "уже". Что бы и кто бы ни говорил, как бы ни призывали нас общественные человеколюбы предоставить ВИЧинфицированным возможность нормально жить, спасает этих людей от повального "чурания" лишь их инкогнито. И, как ни крути, это есть данность, с которой нужно и важно считаться. Где же выход? Как нам кажется, пусть эта мысль и дискуссионна, как мы понимаем, единственный вариант - профилактика. То есть тратить средства надо не только и не столько на лечение, а на пропаганду и предотвращение! Только это может всерьез улучшить ситуацию, пусть и не через пару лет, так через десятилетия.


О.В. ДАМАСКИН, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Н.В. ГЕНРИХ, кандидат юридических наук, доцент Краснодарского Института МВД РФ В настоящее время становится очевидной зависимость международной и национальной безопасности от состояния здоровья населения. Наибольшей угрозой является распространение СПИДа (вируса иммунодефицита человека), поскольку от него умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов.

О.В. ДАМАСКИН,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ,

Н.В. ГЕНРИХ,

кандидат юридических наук, доцент Краснодарского Института МВД РФ

Признавая последствия СПИДа для безопасности человечества, Совет Безопасности ООН в январе 2000 года впервые в истории включил в повестку дня медицинскую проблему. Он обратил внимание на потенциальную угрозу, которую представляет эта эпидемия, особенно в условиях военных конфликтов и миротворческих операций. СПИД следует рассматривать как кризис безопасности, как угрозу для народов, государств и международного сообщества сопоставимую с крупной войной.

Социальные, военные конфликты и стихийные бедствия способствуют распространению СПИДа, поскольку в этих условиях чаще происходит массовое перемещение гражданских лиц, нарушение их прав (включая сексуальное насилие). Люди оказываются в нищенском положении, побуждающем их использовать коммерческий секс для выживания.

В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 июня 2001 г., Генеральная Ассамблея призывает все учреждения ООН, региональные и международные организации, а также неправительственные организации, занимающиеся оказанием международной помощи странам и регионам, пораженным конфликтами, гуманитарными кризисами или стихийными бедствиями, в срочном порядке включить в свои планы и программы элементы профилактики СПИДа. Из 17 стран мира, в каждой из которых более 100 тыс. детей стали сиротами в результате СПИДа, 13 находятся в условиях конфликта или чрезвычайного положения, а также являются странами с низким уровнем жизни.

Лица, проходящие службу в силовых структурах, обеспечивающих оборону и безопасность государства, входят в группу с высокой степенью уязвимости для инфекций, что главным образом обусловлено особенностями их работы, мобильностью, возрастом и другими факторами, способствующими повышению риска инфицирования СПИДом.

Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ совместно с руководством Программы профилактики ВИЧ/СПИДа в Научно-исследовательском медицинском центре ВМС США в Сан-Диего (штат Калифорния), организовало проведение 31 августа — 2 сентября 2004 г. Американско-российской военной конференции по профилактике ВИЧ/СПИДа. В конференции приняли участие около 140 военных медицинских специалистов из 17 стран, преимущественно Восточной Европы и Центральной Азии. Основными результатами конференции стали: определение возможностей расширения сферы прилагаемых усилий и стратегии заполнения установленных пробелов в профилактике СПИДа, увеличение различных подходов к диагностике и лечению, разработка проекта стратегического плана по повышению эффективности мероприятий по профилактике СПИДа среди военнослужащих России и СНГ.

Актуальность конференции определяется общей тенденцией роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, объективной необходимостью совершенствования мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции. Масштабы и скорость ее распространения и вызванные этим последствия привели к тому, что, сегодня, в начале третьего тысячелетия, ВИЧ-инфекция представляет собой одну из главных угроз безопасности человечества в целом.

Основные пути заражения военнослужащих менялись в зависимости от этапа эпидемии ВИЧ-инфекции в стране: до 1996 года преобладал половой путь заражения; с 1996 по 2001 год — передача при внутривенном введении наркотических препаратов (в основном до призыва на военную службу); с 2003 года — половой путь.

Основными направлениями деятельности в Вооруженных Силах РФ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции являются: разработка стратегии и тактики борьбы с ВИЧ-инфекцией в Вооруженных Силах; совершенствование нормативно-правовой базы; осуществление и дальнейшее совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; развитие системы информирования военнослужащих о ВИЧ-инфекции и доступных мерах ее профилактики; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции; социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения при исполнении служебных обязанностей, и ВИЧ-инфицированных военнослужащих.

В целях дальнейшего совершенствования противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих и развития навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии, Главным военно-медицинским управлением Минобороны России с одобрения министра обороны внедряются новые формы работы совместно с общественными организациями в регионах с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией.

Это позволяет сделать вывод об эффективности партнерства с общественными организациями и определить основные направления этого партнерства:

· выявление уровня информированности молодежи призывного возраста, военнослужащих по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и их мнения о предпочтительной форме и способах получения данной информации;

· изучение динамики социально-поведенческих характеристик молодежи призывного возраста, определение уровня их рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией;

· проведение информационно-обучающих профилактических мероприятий среди призывников и военнослужащих с использованием новых прогрессивных методик, доказавших свою эффективность;

· оказание помощи командованию и медслужбе в организации и проведении профилактических мероприятий;

· подготовка санитарно-просветительских материалов по соответствующей тематике и их целенаправленное распространение.

Профилактика ВИЧ-инфекции среди военнослужащих имеет огромное значение, так как рост заболеваемости среди личного состава влияет на боеспособность воинских частей, требует значительных затрат на диагностику и лечение, влечет негативные социальные последствия.

С целью предупреждения инфекции медицинскому обследованию на ВИЧ подлежат: военнослужащие иностранных государств, прибывающие в воинские части и учреждения Минобороны России на срок свыше трех месяцев без сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции; граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения; призывники, а также молодые люди, склонные к употреблению наркотиков, с их согласия и с учетом показаний; лица, поступающие на работу, связанную с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, проведением судебно-медицинской экспертизы ВИЧ-инфицированных или соответствующего материала.

Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией в войсках осуществляется в системе государственного санэпиднадзора и медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава и является основой тактических и стратегических управленческих решений при планировании и осуществлении мероприятий по противодействию распространения инфекции.

В настоящее время актуализируется проблема разрешения противоречия между возрастающими практическими потребностями и ограниченными правовыми возможностями защиты интересов военнослужащих и общества в целом в условиях распространения СПИДа. При этом следует иметь в виду интересы как инфицированных лиц, так и лиц, состоящих с ними в служебных и иных отношениях.

Наиболее актуальными представляются следующие проблемы: основания обязательности обследования на выявление ВИЧ-инфекции; своевременность определения момента инфицирования (до или во время несения военной службы); возможность несения лицом военной службы после выявления у него инфекции; основания, условия и продолжительность обеспечения военно-медицинской службой лечения инфицированных лиц; осведомленность командования, других лиц об инфицированности сослуживца; регламентация служебных, бытовых отношений военнослужащих с инфицированными сослуживцами.

Названные и другие проблемы нуждаются в правовом урегулировании для создания легальных основ обеспечения интересов военнослужащих. При этом имеются два противоположных подхода. Сторонники первого настаивают на немедленном увольнении с военной службы ВИЧ-инфицированных, а сторонники второго допускают возможность несения инфицированными лицами военной службы до возникновения условий, препятствующих этому. Такими условиями являются: ухудшение здоровья инфицированного лица, затрудняющее исполнение служебных обязанностей; изменение характера и условий военной службы, неблагоприятно влияющих на здоровье инфицированного лица; конфликтные ситуации вследствие реакции отторжения инфицированного лица сослуживцами и др.

Прекращение военно-служебных отношений с инфицированным лицом сопряжено со сложностью установления времени и обстоятельств инфицирования. Однако эти обстоятельства, очевидно, должны подлежать учету при определении правовых последствий в части, касающейся компенсаций в связи с утратой здоровья (пособий, пенсий), а также подведомственности и источника финансирования весьма продолжительного медицинского обеспечения. Кроме того, необходим учет естественных интересов военнослужащих в сохранении своего здоровья, в связи со служебным контактом с инфицированным. Очевидно, необходим также учет интересов персонала военно-медицинской службы.

Разумеется, в основе содержательной стороны вопросов, касающихся противодействия распространению СПИДа, должны находиться достоверные медицинские показатели и надежные рекомендации по содержанию и условиям служебных контактов военнослужащих с инфицированными лицами. В детально регламентируемых военно-служебных отношениях это специфическое направление должно быть упорядочено правовыми нормами, обязательными правилами поведения. Представляется, что такие нормы должны стать составной частью военного законодательства, включающего в себя правила служебных отношений, быта и гигиены военнослужащих.

Этим целям может служить предварительное изучение сложившейся или развивающейся практики в армиях различных стран для выработки правового статуса инфицированных и регламентации отношений с ними в сфере военной службы.

В процессе глобализации необходимым условием выполнения такой задачи применительно к проблемам правовой защиты интересов военнослужащих и общества может и должно стать международное сотрудничество в области военной медицины и здравоохранения по противодействию распространению СПИДа в рамках соответствующих международных программ.

Перспективами дальнейшего международного сотрудничества в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих могут быть: обмен опытом в области профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и других социальных инфекций; взаимопомощь в обучении соответствующих военных специалистов современным достижениям науки и практики в данной области; оказание помощи в изучении, адаптации и внедрении в жизнь профилактических программ, показавших свою эффективность среди военнослужащих и резервистов или призывников; взаимодействие по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди миротворцев многонациональных сил, а также лечения инфицированных военнослужащих.

Важным направлением противодействия распространению СПИДа становится правовое регулирование этого процесса, организация сотрудничества военно-медицинских служб разных стран, унификация нормативных актов, совместная деятельность при осуществлении миротворческих и контртеррористических операций в интересах национальной и международной безопасности.

Проблема соотношения индивидуальных прав и свобод человека с правами и законными интересами других лиц в области охраны здоровья применительно к СПИДу, исходя из потребности обеспечения их безопасности, нуждается в законодательном разрешении.

Поскольку юридические нормы добровольности обследования и необходимости предварительного консультирования закреплены в ст. 7 Закона, врач, назначающий обследование крови, ставит себя в особые юридические отношения с пациентом. Отказ пациента от обследования на СПИД может обусловливаться различными мотивами, но создает неопределенность ситуации, которая, в свою очередь, способна привести к вредным последствиям для здоровья как самого пациента, так и неопределенного круга лиц.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В связи с этим представляется, что право гражданина на отказ от обследования на СПИД не может быть гиперболизировано, поскольку в этом случае нарушаются законные права других лиц на защиту своего здоровья. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Распространение СПИДа в настоящее время стало реальной угрозой безопасности здоровья населения, в том числе военнослужащих, призванных обеспечивать оборону страны. Это обусловливает потребность и целесообразность внесения соответствующих изменений в действующее законодательство для устранения конфликта интересов отдельного человека и неопределенного круга лиц в области защиты здоровья, в интересах безопасности государства.

1 Резолюция № 1308 Совета Безопасности ООН. 17 июля 2000 г.

2 С 1 января 2005 г. вступает в силу редакция от 22.08.2004. — Примеч. ред.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Проблема ВИЧ/СПИДа должна рассматриваться как одна из самых важных для России: эпидемия распространяется очень быстро; она представляет особенную опасность для молодежи; все еще есть возможность остановить ее до того, как она нанесет значительный ущерб будущему России. В своем недавнем выступлении на сессии по СПИДу Генеральной ассамблеи ООН Игорь Иванов, Министр иностранных дел России, отметил, что реальное число живущих с ВИЧ в этой стране в 4–6 раз превышает официальную цифру, составляющую 245 000. Другими словами, вероятно, в России уже сегодня от миллиона до полутора миллионов людей живут с ВИЧ.

Эта цифра составляет от 1,25 до 2 процентов всего взрослого населения страны, что означает, что Россия быстрыми темпами выходит в число стран, наиболее пораженных ВИЧ/СПИДом. От эпидемии в России в первую очередь страдает молодежь: подавляющее большинство — 85% — живущих с ВИЧ в России не достигли 30 лет, две трети — 25 лет, и 20% ВИЧ-инфицированных — подростки. Российская Федерация уже испытывает демографические проблемы, связанные с депопуляцией. Страна не может позволить себе принести в жертву СПИДу целое поколение. Нельзя ожидать, что ВИЧ/СПИД исчезнет через несколько десятилетий. Мы пока по-прежнему в начальной стадии эпидемии; ожидается, что она достигнет своего пика не ранее 2050 года. СПИД отличается от других болезней, и мы не можем позволить себе думать об эпидемии СПИДа в краткосрочной перспективе, приемлемой в случае других заболеваний. Мы должны привыкнуть думать о ней в терминах поколений, а не лет и даже не десятилетий.

Это заявление российского лидера должно послужить укреплению и расширению совместных усилий по противодействию СПИДу на всех уровнях государственного управления России и за пределами страны, учитывая роль Российской Федерации в разработке и реализации интегрированной стратегии противодействия СПИДу в масштабах Содружества Независимых Государств. Однако россияне должны чаще слышать о ВИЧ/СПИДе от руководителей высокого уровня, о том, какое воздействие он оказывает на общество, и какие шаги необходимо сделать, чтобы противостоять ему. Руководство должно быть подкреплено ресурсами. Мир уже знает, что полумеры в отношении этой эпидемии неэффективны — только полноценное, полномасштабное воздействие может привести к необходимым результатам.

Можно начать с увеличения объемов финансовых средств, выделяемых на противодействие эпидемии из национального бюджета, что будет свидетельствовать о высокой приверженности делу борьбы со СПИДом на национальном уровне; для руководителей регионального уровня это будет служить стимулом к тому, чтобы выделять на борьбу против СПИДа значительные объемы региональных бюджетов и регионального политического капитала. Таким образом, для успеха противодействия эпидемии необходимо не сокращать, а увеличивать выделяемые на эти цели национальные ресурсы. К сожалению, на сегодняшний день масштабы финансирования противодействия ВИЧ/СПИДу из федерального и региональных бюджетов далеко недостаточны.

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции в России, в 2004 году на эти цели потребуется в 10 раз больше средств, чем выделяется сегодня. Эффективный ответ на эпидемию требует объединения правительства и гражданского общества. Укрепляя и повышая уровень координированности усилий общественных организаций, работающих в России в области ВИЧ/СПИДа, формируя эффективные рабочие отношения с правительственными учреждениями всех уровней, можно создать национальное движение, способное противостоять угрозе СПИДа. Создание Консультативного совета по ВИЧ/СПИДу, который впервые объединил государственный сектор, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом и организации гражданского общества, а также создание Российского форума неправительственных организаций — это важные признаки того, что в России такое руководство уже формируется.

Человеческому уму сложно понять пандемию во всей ее сложности и масштабах, по которым пандемия СПИДа превосходит все предшествовавшие глобальные эпидемии. Ученые, работники здравоохранения и общественные лидеры должны донести эту мысль до тех, кто принимает решение, до бизнес-сектора и до общества, с тем, чтобы они осознали необходимость действия и включили задачу противодействия эпидемии в число приоритетных.

Из выступления профессора Ларса Каллингса,
Специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ/СПИДу
в Восточной Европе, на Всероссийской конференции по ВИЧ/СПИДу и гепатитам

Суздаль, Россия, 14 октября 2003 г.

Перевел с английского и предоставил материал для публикации д-р Педро Чеквер

Педро Чеквер / Pedro Chequer (на фото слева) на Суздальской Всероссийской конференции по ВИЧ/СПИДу. Октябрь 2003 г. Фото А. Рахмановой


В президиуме октябрьского заседания Комитета Совета Федерации по социальной политике: проф. А. Г. РАХМАНОВА, главный инфекционист Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, проф. В. В. ПОКРОВСКИЙ, руководитель Федерального Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, А. М. ЧУХРАЕВ, первый зам. председателя Комитета Гос. Думы по охране здоровья; В. А. ПЕТРЕНКО, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике. Москва, октябрь 2006

Выступившие в ходе нынешней дискуссии специалисты называли разные данные, — от 800 тысяч до полутора миллионов, но цифры, которые привел в своем докладе руководитель Федерального центра по профилактике СПИДа, приходится считать базовыми. Они означают, что ежедневно в России диагностируется более ста новых случаев заражения. Если в 2004 году их было выявлено 37 847, то в 2005-м — 38 025. Это означает медленный, но неуклонный рост распространения инфекции.

Эпидемией охвачен самый трудоспособный возраст жителей. До 70% ВИЧ-инфицированных — это молодые люди в возрасте до 30 лет.

Распространению вируса способствует низкая информированность населения и слабая диагностика заболевания, недостаточная территориальная доступность медицинской помощи. Последовательным лечением занимается лишь небольшая группа носителей вируса, особенно в среде наркозависимых людей, а в учреждениях пенитенциарной системы положение оказывается особенно сложным. Здесь число инфицированных с 1999 по 2004 год возросло с 7 до 33 тысяч человек, из которых 5 тысяч нуждаются в антиретровирусной терапии.

Эпидемия выходит за пределы так называемых групп риска и угрожает другим категориям населения. ВИЧ-инфекция меняется качественно. Прежние представления о СПИДе как явлении, поражающем прежде всего потребителей наркотиков и лиц гомосексуальной ориентации, оказывается устаревшим. Хотя более двух третей случаев заражения до сих пор связано с употреблением инъекционных наркотиков, тенденцией последних трех лет стал половой гетеросексуальный путь передачи инфекции.

Тем более, что ассортимента лекарственных средств недостаточно, как и количества сертифицированных врачей, и центров СПИДа. Во многих случаях, чтобы добраться до таких центров, пациентам приходится проделывать путь в 400–1000 километров, причем ни проезд, ни лечение не бывают бесплатными для нуждающегося в помощи человека, а разные субъекты Федерации способны предоставить больным неодинаковые возможности для лечения.

Читайте также: