Влажное обертывание при лихорадке

Обновлено: 26.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

на заседании ЦМК специальных дисциплини№1

протокол №4 от 2 декабря 2019 года

Председатель ЦМК _________________

Технологическая карта практического занятия

(методическая разработка)

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела

специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела

специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки

Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

Дидактические:

Студент должен знать:

- понятие о лихорадке;

- потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела;

- классификация лихорадочных реакций;

- сестринские вмешательства при лизисе;

- сестринские вмешательства при кризисе;

- сестринские вмешательства при гипертермии;

- технологию выполнения простой медицинской услуги функционального обследования – термометрия общая.

Студент должен уметь:

- оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;

- осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности

пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации;

- выполнять следующие процедуры и манипуляции:

- измерение температуры тела в подмышечной впадине;

- обработку термометра после манипуляции;

- регистрацию результатов измерения температуры тела в температурном листе;

- определение по клиническим проявлениям периода лихорадки;

- оказание помощи пациенту в I, II, III периодах лихорадки.

Студент должен иметь практический опыт:

- измерение температуры тела в подмышечной области, регистрация результатов измерений;

- техникой дезинфекции и хранения термометров.

Образовательные:

- способствовать освоению студентами правил термометрии и ее регистрации;

- понятия лихорадки, видов и периодов лихорадки;

-техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами, их дезинфекции и хранении.

Воспитательные:

- стремиться воспитать умение управлять эмоциями, чувство взаимопомощи, профессиональную ответственность.

Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 2.2 Обеспечивать инфекционную безопасность.

Тип занятия: комбинированный

Продолжительность практического занятия: 4 часа

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

1. Медицинские термометры, емкости с дезинфицирующими растворами, температурные листы, перчатки ,стеклянная емкость, марлевые салфетки, стерильный пинцет, ватные шарики,

2. Ноутбук, проектор, экран.

Информационное обеспечение занятия

Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.

2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2012

Интернет ресурсы

План – хронокарта практического занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид обучающихся, готовность к занятию

Обучающиеся готовят тетради, учебные пособия, ручки

Концентрация внимания обучающихся

Сообщает тему занятия, обращает внимание обучающихся на актуальность изучаемой темы

Записывают тему занятия в тетрадь, слушают обоснование темы, понимают ее значимость и актуальность

Активация и целенаправленность мышления обучающихся на тему занятия, осознание ее значения для будущей работы

Постановка целей и ознакомление с планом занятия

Обращает внимание обучающихся на цели и задачи, стоящие перед ними, важность хорошего знания предмета для успешного овладения профессией в целом.

Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у обучающихся цельное представление о практическом занятии

Контроль исходного уровня знаний методом фронтального опроса (приложение №1)

Проводит фронтальный опрос по теме занятия

Отвечают на вопросы. Проводят анализ ошибок

Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля

Изучение темы занятия

Проводит объяснение материала с демонстрацией презентации, дает методические указания обучающимся по изучению темы занятия

Слушают, смотрят презентацию, используют лекционный материал по данной теме

Развивать мыслительную деятельность обучающихся, подготовить обучающихся к работе в ЛПО

Итоговый контроль усвоения материала решение тестов и ситуационных задач (приложение №2 и №3)

Раздает обучающимся тестовые задания и ситуационные задачи. Проверяет правильность решения. Выставляет оценки

Решают тесты и ситуационные задачи. Анализирует допущенные ошибки

Оценка степени усвоения нового материала

Подведение итогов занятия

Высказывает свою точку зрения в отношении работы обучающихся на занятии, учитывает мнение обучающихся, обращает внимание на сложные моменты темы, выставляет каждому оценку с комментариями

Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы

Оценка степени достижения цели занятия

Называю объём материала подготовки задания на дом

Записывают домашнее задание. Слушают рекомендации к выполнению задания, задают вопросы.

Организация и мотивация на подготовку к следующему занятию

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела

специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела

специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки

Методическая разработка практического занятия

на заседании ЦМК специальных дисциплини№1

протокол №4 от 02 декабря 2019 года

Председатель ЦМК _________________

Пояснительная записка

Цели занятия:

Дидактические:

Студент должен знать:

- понятие о лихорадке;

- потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела;

- классификация лихорадочных реакций;

- сестринские вмешательства при лизисе;

- сестринские вмешательства при кризисе;

- сестринские вмешательства при гипертермии;

- технологию выполнения простой медицинской услуги функционального обследования – термометрия общая.

Студент должен уметь:

- оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;

- осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности

пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации;

- выполнять следующие процедуры и манипуляции:

- измерение температуры тела в подмышечной впадине;

- обработку термометра после манипуляции;

- регистрацию результатов измерения температуры тела в температурном листе;

- определение по клиническим проявлениям периода лихорадки;

- оказание помощи пациенту в I, II, III периодах лихорадки.

Студент должен иметь практический опыт:

- измерение температуры тела в подмышечной области, регистрация результатов измерений;

- техникой дезинфекции и хранения термометров.

Образовательные:

- способствовать освоению студентами правил термометрии и ее регистрации;

- понятия лихорадки, видов и периодов лихорадки;

-техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами, их дезинфекции и хранении.

Воспитательные:

- стремиться воспитать умение управлять эмоциями, чувство взаимопомощи, профессиональную ответственность.

Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 2.2 Обеспечивать инфекционную безопасность.

Тип занятия: комбинированный

Продолжительность практического занятия: 4 часа

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

1. Медицинские термометры, емкости с дезинфицирующими растворами, температурные листы, перчатки, марлевые салфетки, стерильный пинцет, ватные шарики.

2. Ноутбук, проектор, экран.

Актуальность темы и мотивация

Лихорадка – это температурная реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов: инфекций, отравлений, травм, вакцинаций и др. При лихорадке нарушается обмен веществ, повышается температура тела, резко ускоряется сердечный ритм, причём центр терморегуляции изменяется таким образом, чтобы улучшить эффективность работы защитных механизмов организма. Уход за лихорадящими пациентами имеет большое значение для облегчения их состояния и выздоровления. В процессе ухода важна работа медицинской сестры, которая при непосредственном общении с пациентом наблюдает за динамикой его состояния, отмечает появление новых симптомов проводит лечебные и гигиенические мероприятия, раздаёт лекарственные препараты и следит за их приёмом. Для осуществления эффективного ухода за лихорадящими пациентами нужно хорошо знать стадии лихорадки, которые легко определить при кратковременной лихорадке (малярия, грипп) и трудно — при длительной. При этом каждая стадия имеет свою симптоматику и особенности течения, поэтому уход за больным в разные стадии лихорадочного процесса имеет определённое значение и свои особенности. Медсестра должна уметь решать возможные проблемы пациента, связанные с процессами терморегуляции в организме человека – поддержании нормальной температуры тела.

Информационное обеспечение занятия

Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.

2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2012

План – хронокарта практического занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид обучающихся, готовность к занятию

Обучающиеся готовят тетради, учебные пособия, ручки

Концентрация внимания обучающихся

Сообщает тему занятия, обращает внимание обучающихся на актуальность изучаемой темы

Записывают тему занятия в тетрадь, слушают обоснование темы, понимают ее значимость и актуальность

Активация и целенаправленность мышления обучающихся на тему занятия, осознание ее значения для будущей работы

Постановка целей и ознакомление с планом занятия

Обращает внимание обучающихся на цели и задачи, стоящие перед ними, важность хорошего знания предмета для успешного овладения профессией в целом.

Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у обучающихся цельное представление о практическом занятии

Контроль исходного уровня знаний методом фронтального опроса (приложение №1)

Проводит фронтальный опрос по теме занятия

Отвечают на вопросы. Проводят анализ ошибок

Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля

Изучение темы занятия

Проводит объяснение материала с демонстрацией презентации, дает методические указания обучающимся по изучению темы занятия

Слушают, смотрят презентацию, используют лекционный материал по данной теме

Развивать мыслительную деятельность обучающихся, подготовить обучающихся к работе в ЛПО

Итоговый контроль усвоения материала решение тестов и ситуационных задач (приложение №2 и №3)

Раздает обучающимся тестовые задания и ситуационные задачи. Проверяет правильность решения. Выставляет оценки

Решают тесты и ситуационные задачи. Анализирует допущенные ошибки

Оценка степени усвоения нового материала

Подведение итогов занятия

Высказывает свою точку зрения в отношении работы обучающихся на занятии, учитывает мнение обучающихся, обращает внимание на сложные моменты темы, выставляет каждому оценку с комментариями

Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы

Оценка степени достижения цели занятия

Называю объём материала подготовки задания на дом.

Записывают домашнее задание. Слушают рекомендации к выполнению задания.

Организация и мотивация на подготовку к следующему занятию

Понятие о лихорадке

Терморегуляция — совокупность физиологических процес сов, обеспечивающих поддержание оптимальной температу ры тела.

Терморегуляция — функциональная система. Состоит из периферических терморецепторов кожи — кровеносных сосу дов, и центральных — гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.

Образование тепла происходит в результате окислительных процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсив ностью. Ткани и органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем соединительные тка ни, кости, хрящи.

Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей среды, а в условиях высоких температур — повышение теплоотдачи.

Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла, их охлаж дение происходит сильнее, чем во внутренних органах.

Пути теплоотдачи

Теплоизлучение – расширение кровеносных сосудов – при потоотделении и испарении влаги;

Конвекция- движение потоков воздуха – применение вентилятора, проветривание помещения;

Теплопроведение – физические методы охлаждения – применение пузыря со льдом, примочки, обтирания обертывание влажной простыней.

Теплопродукция — результат биохимических процессов.

Теплоотдача — результат физических процессов.

Чрезмерные отклонения температуры тела от нормы — ги потермия или гипертермия (пирексия) — могут привести к нарушению жизненно важных функций организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях — летальный исход. Внут ренняя температура тела ниже 35 °С вызывает снижение ак тивности процессов метаболизма. К гипотермии приводят: воз действие холодом, переливание крови, хирургическое вме шательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.

Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела

Человек удерживает определенную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. В обычных условиях люди не чувствуют своей температуры благодаря центру терморегуляции, обеспечивающему баланс теплопродукции и теплоотдачи.

Температура тела человека отражает баланс между теплопродукцией и теплоотдачей. Измеряя температуру тела, оценивают внутреннюю температуру — температуру тканей и внутренних органов.

Организм человека с помощью физиологических механизмов регулирует теплопродукцию и теплоотдачу. Постоянство температуры позволяет адаптироваться к различному климату и к резким колебаниям ночных и дневных температур.

Температура тела человека зависит от возраста:

- у пожилых — 35,5-36,5 °С, и подвержена быстрым изменениям при заболеваниях;

- у взрослых людей в подмышечной области — 36,0— 37,0 °С (в среднем 36,4-36,8 °С).

Базальная температура на слизистой оболочке выше кожной на 0,5—0,8 °С.

В полости рта нормальная температура тела 36,0-37,3 °С (36,8 °С). При измерении температуры в полости рта термометр помещают под язык справа или слева от уздечки и просят пациента держать рот закрытым. Длительность измерения — 3 минуты. Способ не используют у возбудимых детей и детей до 4 лет (при повреждении термометра ртуть попадает в рот — опасность отравления).

В прямой кишке нормальная температура 36,7—37,3 °С. Значения ректальной термометрии используют для дифференциальной диагностики в экстренной хирургической практике и для детей до 4 лет. Термометр смазывают вазелином и вводят в прямую кишку на глубину 2 см. Длительность измерения — 1—2 минуты.

Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют разницу между утренней и вечерней температурой 0,2-0,5 °С.

Повышение температуры тела выше нормы (37 °С) — гипертермия (лихорадка).

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

для преподавателей и студентов

Автор: Шушпан Н.В.

Методическая разработка содержит:

Методическая разработка содержит:

  • Обоснование темы практического занятия
  • Цели занятия
  • Схема интегративных связей
  • Этапы планирования
  • Задание на самоподготовку
  • Учебная карта самостоятельной работы на занятии
  • Контролирующая программа по теме
  • Итоговый контроль (тесты, задачи)
  • Список литературы

Тип занятия: Практическое

Место: Доклинический кабинет сестринского дела

Обоснование темы: У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 37 градусов Цельсия. Такое постоянство обеспечивается благодаря сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи. Образование тепла происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов ,тем больше теплопродукция. У человека постоянная температура поддерживается вследствие нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

При недостаточной выработке тепла в организме, как и при его охлаждении рефлекторно происходит сужение сосудов, и уменьшается отдача тепла. Кожа становится сухой и холодной ,иногда появляется озноб, что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. При избытке тепла и перегревании организма наблюдается рефлекторное расширение сосудов кожи, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно увеличивается отдача тепла проведением и излучением. Если и этих механизмов недостаточно- то резко усиливается потоотделение.

Нарушение механизмов терморегуляции в результате различных внутренних и внешних причин может привести к снижению или повышению температуры тела. Необходимо уметь правильно пользоваться медицинским термометром, уметь применить сестринский процесс при измерении температуры тела пациенту, уметь отличить физиологический подъем температуры тела от патологического. Необходимо уметь осуществить сестринский процесс при лихорадке; провести обработку термометров и средств ухода в соответствии с правидами санитарно-эпидемического режима.

после изучения темы студент должен знать:

  • механизмы теплообразования и теплоотдачи
  • колебания температуры тела в течение дня, в зависимости от возраста и условий окружающей среды
  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадок
  • возможные проблемы пациента, связанные с нарушением терморегуляции
  • сестринские вмешательства, связанные с нарушением терморегуляции

после изучения темы студент должен уметь :

  • оказать помощь пациенту с высокой температурой тела

после изучения темы студент должен иметь навыки:

  • измерения температуры тела в подмышечной впадине и полости рта пациента
  • регистрации данных измерения температуры тела в температурном листе
  • обработки и хранения термометров

Занятие должно способствовать формированию логического и клинического мышления, умения обобщать материал на основании внутрипредметных и межпредметных связей, стимулировать активную познавательную деятельность, стремление самостоятельно расширять профессиональные знания.

Способствовать формированию интереса к профессии, усвоению знаний, профессиональных и нравственных качеств медработника.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание обучающихся акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для обучающихся представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть обучающийся. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.

Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.

При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.

В разработке представлены основные алгоритмы: измерения температуры тела, показатели нормы и патологии, а также действия медсестры при выявлении отклонений.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации у обучающихся предлагаются ситуационные задачи и тесты.

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.

Добрый день! Хочу сказать большое человеческое спасибо Вашей клинике, за чуткое отношение к пациентам и высокий профессионализм. Клиника Ребенок- одна из самых лучших детских клиник в Москве. огромное спасибо врачам за их нелегкий труд. Особенно хочу поблагодарить доктора хирурга-уролога, и просто хорошего человека, Горкина Сергея Александровича, за его внимательность, компетентность и доброжелательность. Все назначения комментирует так, чтобы было понятно и доходчиво для пациента. Желаю дальнейшего процветания и успехов Вашей клинике. спасибо что Вы есть, так держать!

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Автор:
Микава Елена Ильдаровна
Главный врач, педиатр, кандидат медицинских наук


Чем снизить температуру у ребенка?

А теперь поговорим о лекарствах, которые обязательно должны быть в вашей аптечке в том случае, если в семье подрастает малыш. Так, педиатры запрещают использовать в этих целях такие препараты, как:

Как сбить температуру у ребенка?

Врачи советуют использовать только один препарат из вышеперечисленных – с Парацетамолом или Ибупрофеном в составе. В том случае, если температура снижается плохо или не сбивается вовсе, такие лекарства можно чередовать. А вот давать малышу комбинированный препарат – Ибуклин – нельзя.

Обратите внимание, что вовсе не обязательно снижать температуру до нормы. Достаточно лишь немного сбить ее для того, чтобы самочувствие малыша хоть немного улучшилось. Не забывайте и выпаивать карапуза, ведь в случае высокой температуры увеличивается потеря жидкости. Педиатры утверждают, что крохе необходимо выпивать по 100 мл воды на 1 кг веса.

Что делать, если малыш заболел ветрянкой?

Ваш ребенок подхватил ветряную оспу? Безусловно, это острое вирусное заболевание также может стать причиной появления высокой температуры. Как действовать в таком случае?

Самое главное – подобрать для малыша жаропонижающее средство. Ни в коем случае нельзя использовать Нурофен. Для борьбы с высокой температурой во время ветрянки подойдут препараты, в составе которых есть Парацетамол.


Как быть, если у ребенка лихорадка?

У вашего малыша началась лихорадка? Тогда медлить нельзя – нужно срочно обращаться к врачу. Особенно в том случае, если она сопровождается:

  • сыпью;
  • напряжением затылочных мышц;
  • болями в животе;
  • рвотой.

Но не стоит впадать в панику: лихорадка характерна для большинства банальных вирусных респираторных инфекций и высокой температуры – около 40 градусов. Таким образом наш организм отвечает на инфекцию. Педиатр просто осмотрит ребенка и подберет для него правильное лечение, учитывая тяжесть заболевания.

Какую температуру нужно сбивать у ребенка при гриппе и ОРВИ?

Высокая температура заставляет детский организм включать защитную функцию. При этом может наблюдаться общее ухудшение в виде недомогания и головных болей. Ребенок становится вялым и плаксивым, что приносит много беспокойства родителям. Перед тем, как сбить высокую температуру у ребенка, нужно уточнить значимые нюансы.

Незначительное повышение температурных показателей не приводит к серьезным последствиям и не требует принятия каких-либо мер. Родителям необходимо обладать достоверной информацией о том, какая температура должна понижаться. Неправильные действия могут вызвать ослабление иммунитета. Появляется риск развития возможных осложнений и заболевание может приобрести затяжное течение.

Случаи, когда нужно сбивать температуру у детей:

37,2-37,9°C (субфебрильная) – нужно сбивать новорожденным до 2 месячного возраста при наличии показаний;

38,0-38,9°C (фебрильная) – необходимо давать жаропонижающие во всех случаях;

свыше 41,0°C (гипертермическая) – нужно вызвать скорую помощь, если препараты не понижают показатели на термометре.

Вызвать неотложку необходимо при появлении лихорадочных спазмов – это непереносимость высокой температуры, индивидуальная особенность детского организма. Данное состояние обычно не встречается у детей старше 6 лет (при условии отсутствия патологий со стороны центральной нервной системы).

Хронические или острые заболевания в кардиологии, неврологии или болезни легких требуют сбивания температуры у детей, если показатели выше 38°C. В противном случае не исключены осложнения со стороны сердца, нервной системы и органов дыхания.

При возникновении трудностей со снижением температуры, следует срочно обратиться за медицинской помощью. Если термометр едва достиг 37°C, а ребенок выглядит вялым, и его самочувствие только ухудшается, не стоит ожидать дальнейшего повышения показателей на термометре.


Как правильно понизить температуру в домашних условиях?

Действенные народные способы, как сбить температуру без лекарств у детей:

Напиток из ягод клюквы – уникальное потогонное средство, понижающее жар. Ягода полезна содержанием витаминов, ускоряет выведение продуктов распада.

Ромашковый чай – прекрасное противовоспалительное средство. Для приготовления настоя столовую ложку ромашки следует залить стаканом кипятка, дать настояться 2 часа, пить до 5 раз в день.

Отвар бузины – эффективно помогает снизить температуру. Достаточно взять 50 г бузины и залить ее кипятком (200 мл).

Липовый чай – дает отличный результат при употреблении с медом. Ребёнок будет обильно потеть, что обеспечит снижение температуры тела, за счёт испарения лишней влаги с кожи.

Можно обтирать тело ребенка махровым полотенцем, смоченным водой комнатной температуры. Помогает прикладывание грелки со льдом в местах крупных сосудов. Также рекомендовано обертывание во влажное полотенце или простыню.

Медикаментозные средства

Перед тем как сбить температуру в домашних условиях ребенку с помощью лекарств, необходимо внимательно изучить инструкцию по применению. Классические препараты можно купить в аптеках, подобрать дозировку и форму, которая нужна и выбрать оптимальный вариант в зависимости от возраста и показаний.

Стандартные жаропонижающие препараты:

Детский организм может реагировать на разные лекарства по-разному, поэтому следует экспериментировать на практике, определяя более эффективное средство, опираясь на рекомендации педиатра.

При приеме лекарств следует соблюдать ряд правил:

1. Нельзя давать несколько лекарств одновременно.

2. Препараты можно чередовать, но интервал между приемом лекарств должен составлять 2-3 часа.

3. Дозировать сиропы рекомендуется мерной ложечкой или шприцем, которые входят в комплект.

4. Если болеет ребенок 1 года и младше, то рекомендуется использовать суппозитории. Дети старшего возраста легко принимают таблетки и капсулы. Без рекомендации врача жаропонижающие препараты можно назначать детям не дольше 3-х дней подряд и не чаще 4-х раз в день.

5. Родители должны понимать, что высокая температура тела – это всего лишь симптом, указывающий на конкретное заболевание. Прием жаропонижающих средств не является лечением, это необходимо только для того, чтобы облегчить состояние ребенка до прихода врача.


Что нельзя давать детям?

Снизить температуру ребенку не сложно – сегодня в продаже есть много препаратов, которые снимают жар за короткое время. Но предварительно необходимо проконсультироваться с квалифицированным педиатром, т.к. самолечение может повлиять на здоровье малыша.

Если показатели не превышают 38,5°C, сбивать температуру не стоит, т.к. организм самостоятельно вырабатывает антитела, способствующие уничтожению вирусов – так сказать борется с инфекцией.

Лекарства, которые не рекомендованы детям:

амидопирин, антипирин и фенацетин (много побочных эффектов);

ацетилсалициловая кислота (снижают количество тромбоцитов, вызывая кровотечения, аллергические реакции и пр.);

анальгин и другие препараты, содержащие метамизол натрия в качестве активного вещества (возникают побочные эффекты, такие как подавление кроветворения, тяжелые аллергические реакции и пр.).

Эти препараты не рекомендуются использовать без рекомендаций врача. Когда надо сбивать температуру, отдавайте предпочтение другому лекарственному средству.

Нужно ли сбивать температуру у ребенка до 36,6?

Если после использования жаропонижающих, показатели на протяжении часа уменьшились на 0,5°C, значит идет нормальное течение процесса. Не следует добиваться немедленного достижения 36,6°C. Это может стать причиной серьезной перегрузки детского организма, что чревато ухудшением общего самочувствия.

Идеальным показателем будет температура 37-37,5 градусов. Через некоторое время снова может наблюдаться скачок. Это происходит из-за того, что активный компонент лекарства выводится из организма и прекращает свое действие. Если после приема препарата прошло несколько часов, можно дать ребенку еще одну дозу. Очень важно соблюдать временные интервалы между приемами и следить за температурными показателями.

При эффективной борьбе иммунитета с болезнетворными микробами и при грамотном подходе к лечению выздоровление, как правило, составляет 3-5 дней.

Как помочь организму ребенка бороться с инфекцией?

Независимо от соблюдения рекомендаций по поводу того, какую температуру сбивать у детей, обязательно нужно позаботиться о создании необходимых условий для больного. Все члены семьи должны улучшить качество личной гигиены: мыть руки, носить одноразовые марлевые повязки и пр. Также нужно выделить ребенку отдельные столовые приборы и посуду.

Рекомендации для скорейшего выздоровления:

1. Больной ребенок должен соблюдать постельный режим.

2. Необходимо проветривать комнату, в которой находится малыш (вирус гриппа и другие микроорганизмы концентрируются в затхлом воздухе).

3. Следует позаботиться об увлажнении воздуха (при этом слизистые оболочки носа и гортани не пересыхают; это улучшает местный иммунитет и способствует улучшению самочувствия).

4. Следует обеспечить обильное питье (через почки выводятся продукты распада вирусов, что снижает нагрузку на организм).

5. Одежда у малыша должна быть легкой, лучше из натуральных тканей.

6. Считается нормальным отсутствие аппетита у малыша. Следует избегать специй, цитрусовых, молочных продуктов, которые могут стать причиной раздражения слизистой желудка. Горячая ванна при высокой температуре не самое приятное ощущение, но прохладная (не холодная) вода может помочь нормализовать показатели.

7. Рекомендуется использовать ванну вместе с жаропонижающими средствами, а не вместо них. Некоторое облегчение также можно получить, приложив прохладный компресс ко лбу.

Когда нужно быстро обратиться к врачу?

Во время лихорадки учащается дыхание, у ребенка возникает кислородное голодание. Чрезмерное потоотделение лишает организм необходимого количества жидкости. В результате кровь становится гуще, что нарушает кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, эффективность препаратов снижается за счет пересыхания слизистых оболочек.

Поведение ребенка меняется, настроение ухудшается. Детям с нервными расстройствами или в возрасте до 6 лет угрожают лихорадочные судороги. При резком повышении температуры происходит перегрев организма, сопровождающийся развитием синдрома гипертермии.

Обратиться к специалисту необходимо в следующих случаях:

на градуснике отметка превышает 39-39,5°C;

температурит ребенок в возрасте до 3 месяцев;

лихорадка держится более 4 дней;

на теле у больного появилась сыпь;

>присутствует сильная головная боль;

появляется скованность мышц шеи;

присутствует тошнота, рвота или диарея.

Высокая температура опасна для организма ребенка. Результатом отсутствия должных мер может стать нарушение иммунной системы и кровотока, а также изменение показателей свертываемости крови. Гипертермия грозит развитием расстройств нервной системы, нарушением функций всех внутренних органов. Поэтому при появлении жара у маленького ребенка нужно незамедлительно принимать меры.

Также врач расскажет, как снизить температуру у ребенка без вреда для здоровья. Предлагаем воспользоваться услугой онлайн-консультации педиатра, если отсутствует возможность явиться в клинику.


Статья не заменяет прием врача. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который определит диапозон и назначит лечение.

Лихорадка (гипертермия) – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на действие патогенных раздражителей, при которой перестройка процессов терморегуляции приводит к повышению температуры тела. При этом в результате гипертермии активируются процессы иммунного ответа. Повышенная температура тела может сохраняться в течение нескольких часов, дней, месяцев, лет (эфемерная, острая, подострая, хроническая лихорадка). По степени повышения температуры различают лихорадку: субфебрильную – 37,2-38,0ºС, фебрильную – 38,1-39ºС, пиретическую – 39-41ºС и гиперпиретическую – 41-42ºС.

Основной причиной лихорадки у детей являются инфекционные заболевания. С практической точки зрения выделяют лихорадку, возникающую в результате воспаления (при инфекционных и неинфекционных воспалительных заболеваниях) и “невоспалительные” гипертермии. Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие вирусов и бактерий, продуктов их распада (липосахаридов, белковых веществ, нуклеиновых кислот и др.). Температура тела может повышаться при неинфекционных воспалительных болезнях иммунопатологического генеза (диффузные болезни соединительной ткани, геморрагический васкулит) или резорбционного происхождения (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз).

Механизм “невоспалительных” лихорадок различен:

  • нейрогенный (травма, кровоизлияние, опухоль, отек мозга);
  • психогенный (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение);
  • рефлекторный (болевой синдром различного происхождения);
  • эндокринный (гипертиреоз, сахарный диабет, феохромоцитома);
  • лекарственный (введение кофеина, эфедрина, гиперосмолярных растворов, антибиотиков, сульфаниламидов) и др.=

Клиническая диагностика.

II.2. Гипертермический синдром – патологический процесс на фоне длительно удерживающейся лихорадки, приводящей к срыву компенсаторных возможностей терморегуляции и полиорганным, микроциркуляторным и дисметаболическим расстройствам. При высокой температуре (39-40˚С) потребление кислорода не обеспечивает возрастающие тканевые потребности, что приводит к развитию гипоксии, ацидоза и кетоза, эндотоксикоза; возникает угроза истощения энергетических ресурсов, что наиболее опасно для нервной системы и функции миокарда. В ряде случаев гипертермический синдром развивается вследствие тяжелой вододефицитной дегидратации, гипертиреоидного криза или под влиянием некоторых лекарств

Лечебная тактика врача при повышении температуры, состоит в решении двух вопросов:

  • Следует ли снижать температуру тела (в большинстве случаев лихорадка при инфекционных заболеваниях носит защитный характер, поэтому добиваться нормализации температуры не всегда целесообразно)?
  • Какие средства необходимо использовать для снижения температуры?

Показания для назначения жаропонижающих препаратов:

Жаропонижающие средства (по данным ВОЗ) следует применять тогда, когда аксилярная температура у ребенка превышает 38,5˚С. ВОЗ рекомендовано использовать у детей при ОРИ парацетамол и ибупрофен в качестве эффективных и безопасных средств.

Необходимо снижать температуру тела 38˚С и выше в следующих ситуациях:

  • наличие у ребенка тяжелого легочного или сердечно-сосудистого заболевания, тяжелого психоневрологического состояния, течение которого может ухудшиться при лихорадке;
  • детям с наследственными метаболическими заболеваниями;
  • детям с фебрильными судорогами в анамнезе и риском их развития (особенно в возрасте первых 5 лет жизни);
  • если лихорадка сопровождается жалобами на плохое самочувствие, мышечными болями или головной болью.

Неотложная помощь:

При “красной” гипертермии:

  • раскрыть ребенка, напоить;
  • парацетамол (пара-ацетоминофенол) внутрь в дозе 15 мг/кг (но не более 60 мг/кг/сутки). В ректальных свечах однократная доза парацетамола составляет 15-20 мг/кг;
  • ибупрофен (Ибуфен®) 5-10 мг/кг (не более 30 мг/кг/сутки) внутрь детям c 3-го месяца жизни. Ибупрофен (Ибуфен®) должен быть применен в качестве стартовой терапии в тех случаях, когда назначение парацетамола противопоказано или малоэффективно (FDA, 1992).
  • физические методы охлаждения: обтирание тела ребенка смесью равных количеств 40˚ спирта, воды и 9% столового уксуса или водой комнатной температуры, или пузырь со льдом на расстоянии около 4 см над областью головы.

Внимание! Однократное применение физических методов охлаждения не следует продолжать более 30-40 минут. Недопустимо резкое снижение температуры тела из-за возможности развития коллапса.

  • Если в течение 20-30 мин. после вышеуказанных мероприятий температура тела не снизилась, либо температура тела ребенка изначально была выше 39,0˚С, внутримышечно ввести(допустима комбинация лекарственных средств в одном шприце):

- 50% раствор метамизола натрия (анальгина) - 0,1мл/год (5 мг/кг),

- 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год (0,5-1,0 мг/кг), но не более 1,0 мл или 1% раствор дифенгидрамина (димедрола) из расчета 0,1 мл/год (0,1 мг/кг).

Примечание. Для купирования гипертермии можно использовать раствор вольтарена или диклофенака (в 1 мл – 25 мг акт. вещества) 0,5 мл/год (1мг/кг) в/мышечно, но не более 3,0 мл.

При “белой” гипертермии:

  • согреть ребенка (грелки к рукам и ногам), дать внутрь обильное теплое питье;
  • ввести в/мышечно:

- 50% раствор метамизола натрия (анальгина) - 0,1 мл /год,

- 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год или 1%р-р димедрола – 0,1 мл/год,

- 2% раствор папаверина - 0,1–0,2 мл/год (0,2мг/кг) или раствор дротаверина (но-шпы) в дозе 0,1 мл/год или 1% раствор дибазола в дозе 0,1 мл/год.

Для детей старшего возраста возможно введение метамизола натрия в указанных дозировках и 2 % раствора никотиновой кислоты - 0,05 мл/кг в/мышечно.

- 0,5 % раствор диазепама (седуксена) - 0,1-0,15 мл/год,

- 50% р-ра метамизола натрия (анальгина) - 0,1 мл/год.

Внимание! При лихорадке температура тела контролируется каждые 30-60 мин. и после ее снижения до 37,5˚С лечебные гипотермические мероприятия прекращают, так как она может снизиться самостоятельно без дополнительных вмешательств.

При некупирующейся лихорадке, возможно развитие “злокачественной” гипертермии (имеются выраженные признаки централизации кровообращения - разница между кожной и ректальной температурой более 1˚С).

Эффект оказывает введение глюкокортикоидов (3% р-р преднизолона - 5 мг/кг или 0,4% р-р дексаметазона - 0,3 мг/кг (в 1 мл – 4 мг) в/венно или в/мышечно), иногда в сочетании с нейролептиками (0,25 % раствор дроперидола 0,1-0,2 мл/кг, аминазин и др.).

Читайте также: