Все все про леонардо да вичи

Обновлено: 27.03.2024

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Скромный гений

Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей (1, 2, 3, 4), включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов (1, 2).

Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества. На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками. Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.

Исследователь и анатом

Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким. В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.

К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе. К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века. Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.

Любимец короля

64-летний Леонардо да Винчи вместе со своим лучшим учеником Франческо Мельци переехал во Францию и поселился в замке Клу (сейчас — Кло-Люсе), неподалеку от летней резиденции короля в Амбуазе. Здесь художник провел последние три года жизни. Он делал зарисовки для придворных праздников, но в остальном король Франциск, обходившийся с Леонардо скорее как с почетным гостем, предоставил ему полную свободу действий. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.

Финальной загадкой, оставленной Леонардо да Винчи последующим поколениям, стало его последнее пристанище. Известно, что он был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу. Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей. Поэтому место, где покоится величайший художник всех времен Леонардо да Винчи, остается тайной по сей день.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; родился 15 апреля 1452 — умер 2 мая 1519 гг.) — величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства. Деятельность Леонардо да Винчи не ограничивалась рамками живописи и архитектуры. Он внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.

Леонардо да Винчи оставил потомкам обширное творческое наследие. Помимо картин и рисунков большой интерес для исследователей представляют рукописные дневники великого гения. Они потрясают читателя глубокими познаниями мыслителя в различных областях знаний:

  • анатомии и геометрии;
  • инженерном деле и философии;
  • музыкальных тонкостях и биологии;
  • гидравлике и геологии; и физике; и кулинарном деле.

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года на окраине городка Винчи, около Флоренции. Он был рожденным вне брака сыном нотариуса Пьеро Винчи и простой крестьянской женщины Катерины. Первые 3 года жизни ребенок прожил с мамой, а затем отец забрал малыша к себе и занялся воспитанием первенца самостоятельно.

Попытки отца привлечь сына к нотариальному ремеслу не увенчались успехом. Леонардо абсолютно не интересовали тонкости юриспруденции, напротив, у мальчика рано проявились способности к искусству.

В 1466 году 14-летний подросток становится подмастерьем известного флорентийского художника Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio). Леонардо жадно впитывал знания не только по основной специальности, но и добросовестно изучал естественные науки. 7 лет обучения не прошли даром, уже в 1473 году молодому живописцу присвоили квалификацию мастера искусств.

В отличие от большинства других живописцев Леонардо да Винчи увлекался не только искусством, но и точными науками. Его талант механика и пиротехника был замечен правителем Милана герцогом Лодовико Моро (Lodovico il Moro), и молодой человек получил приглашение занять должность военного инженера.

Миланский период творчества да Винчи продлился 17 лет и был ознаменован созданием нескольких известных шедевров:

Мастер также добросовестно выполнял обязанности устроителя придворных праздников и увлеченно трудился над идеей планировки идеального города будущего.

В 1506 да Винчи вернулся в Милан, который тогда находился под контролем короля Франции Людовика XII и поступил на службу к монарху. В 1512 году он переехал в Рим по приглашению Папы Льва X, а в 1516 году удалился во Францию, в город Амбуаз, где жил в роскошном замке французского самодержца.

За несколько лет до кончины престарелый гений пережил инсульт и не мог двигаться самостоятельно. 2 мая 1519 года истощенный болезнями Леонардо да Винчи умер в кругу близких последователей, его могила и сейчас находится внутри замкового комплекса Амбуаз.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

Наиболее известные картины Леонардо да Винчи представляют огромную ценность для мирового культурного наследия. Среди них особенно выделяются:

Леонардо да Винчи по праву принадлежит к величайшим гениям человечества. Он создал удивительные по красоте шедевры изобразительного искусства и оставил потомкам множество интересных загадок в различных отраслях знаний.

Портал Very Important Lot предоставляет возможность ценителям прекрасного принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Посетители сайта также могут недорого купить картины, скульптуры, иконы, ювелирные украшения и многое другое напрямую у современных художников.

Леонардо да Винчи

Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI).

Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари “Жизнь Леонардо” есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа “Крещение Христа” (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – “Поклонение волхвов” (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).

картина Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

Миланский период (1482 – 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

Il Cenacolo фреска

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска “Тайная вечеря” (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина “Дама с горностаем” (Dama con l’ermellino).

картина

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 – 1506 гг.)

Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – “Джоконды” (Gioconda).

Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются “столь же великими достоинствами”. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 – 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Автопортрет Леонардо да Винчи

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, “Мадонна Бенуа” (Madonna Benois) и “Мадонна Литта” (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок “Витрувианский человек” (Homo vitruviano), изображающий мужчину “идеальных пропорций”, хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска “Тайная вечеря”, изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.

Mona Lisa Giocondo Джоконда картина Леонардо Мона Лиза

  • “Джоконда” – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…

    Самые нетривиальные версии гласят, что “Джоконда” — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная “Мона Лиза” продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности “увидеть Луну большой”.

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект “идеального города”. Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.

Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) “Код да Винчи” (Da Vinci Code) и одноименный фильм.


В 15 веке Италия была особенно жестоким местом, и нигде это насилие не было более жестоким, чем во Флоренции, где соперничающие торговые династии боролись друг с другом за власть. Это был один из крупнейших городов Европы, с населением 40 000 человек, с бурной и иногда опасной ночной жизнью.

У Леонардо не было формального образования. Он лишь немного знал латынь – необходимое условие для хорошего образования в те дни. Но этот факт отнюдь не был препятствием или фактором, который замедлял развитие тех способностей, которые сделали его великим.

Он начал свою художественную жизнь, как это было принято в то время, скромным учеником во Флоренции, в мастерской скульптора-живописца Верроккьо, где работал вместе с Боттичелли и Перуджино.

Художник того времени занимал довольно низкое положение в социальной иерархии. Мы должны помнить, что художник того времени не принадлежал к особой касте, а был всего лишь ремесленником, на том же уровне, что и такие мастера, как портные или изготовители сёдел. Будучи молодым учеником, художественным пролетарием, Леонардо производил практические вещи в мастерской, которая на самом деле была фабрикой. Мастер рисовал основные фигуры на картине, а скромные ученики рисовали детали и второстепенные фигуры.

Ученики рисовали яичной темперой, быстросохнущей красящей средой, состоящей из цветного пигмента, смешанного с водорастворимой средой, такой как яичный желток. Однако вскоре Леонардо стал использовать новый тип красок, разработанных в Нидерландах – масляные краски. В то время это было большой новинкой.

В 1476 году его дважды обвиняли в содомии (гомосексуализме). Это было серьёзное преступление, караемое смертью через сожжение. Однако, благодаря друзьям, Леонардо отделался только двумя месяцами тюрьмы.

Обвинение кого-то в содомии было тактикой, часто используемой для того, чтобы причинить кому-то неприятности во Флоренции 15 века, и вполне возможно, что обвинителем мог быть ревнивый художник.

Какова бы ни была правда, он, должно быть, был глубоко потрясён этим событием. Вскоре он пришёл к выводу, что Флоренция – слишком опасное место для проживания.

В Милане

Леонардо покинул Флоренцию в 1481 году и переехал жить в Милан. Это был процветающий торговый город, ещё более буржуазный и значительно более прагматичный, чем Флоренция.

Леонардо был молод и честолюбив и пытался продвинуться вперёд, поступив на службу к Людовико Сфорца, герцогу Миланскому.

Сфорца были абсолютно типичными представителями правящих династий, которые в то время достигли вершин в Италии. Они правили железной рукой. Глава правящего клана Сфорца, Людовико Сфорца был богатым парвеню с типичной для всех нуворишей одержимостью знатностью и воспитанием. Он заплатил экспертам, чтобы те составили генеалогическое древо, которое проследило его происхождение не от аристократа, а от самого Бога. Тщеславный и амбициозный, Людовико рангом и генеалогией имел прочную материальную основу.

Однако власть таких людей всегда была несколько слабой. Непосредственный предшественник Людовико был 37 раз ранен ножом своими собственными придворными. Сам он чувствовал себя неуверенно на своём герцогском троне, его семья воспринималась не более чем кучкой выскочек-сапожников. По этой причине Людовико пытался повысить свой социальный статус, среди прочего, окружив себя художниками и другими интеллектуалами. Всё дело было во власти и престиже.

Леонардо попытался снискать расположение своего нового покровителя, пообещав построить новые типы укреплений и военных машин. Интересно, что, обращаясь с просьбой о приёме на работу, он апеллировал не к художественному вкусу герцога, а скорее – к его более практическому интересу к механическим искусствам, особенно к тем, которые связаны с самым важным из них – военному делу.

Несмотря на отсутствие формального образования, Леонардо с юности проявил глубокое понимание математики. Он использовал свои знания в области оптики как для искусства, так и для инженерии. Он проектировал акведуки и мосты. Он даже построил ванную комнату для герцогини и устраивал пиры, балы и роскошные представления для герцога.

Он исследовал пар как движущую силу в навигации, магнитном притяжении и циркуляции крови. Он даже разработал прототип автомобиля. Однако при дворе герцога ему платили меньше, чем придворному карлику.

Леонардо знал, что необходимо иметь покровителя, но его возмущала ситуация финансовой зависимости, и в глубине души он восстал против этого. Одним из способов утвердить свою художественную независимость был его отказ выполнять требования герцога как можно быстрее. Он задумал огромную конную статую Людовико. Предполагалось, что это будет самая большая статуя лошади, когда-либо созданная в Европе. Таким образом, он хитро играл на стремлении Людовико ко всему грандиозному. Несмотря на постоянное давление и шквал жалоб, Леонардо заставил герцога ждать 17 лет, и даже тогда ему удалось изготовить только терракотовую модель лошади.

Статуе, к сожалению, было суждено никогда не увидеть дневного света. В 1498 году разразилась катастрофа. Италия привлекла внимание иностранных держав. Французские и габсбургские монархи вступили в смертельную схватку за Италию. Первым под удар попал Милан. Когда французские войска вошли в город, они использовали огромную терракотовую модель статуи лошади как тренировочную мишень, в то время как 60 тонн бронзы, предназначенной для изготовления полноценной статуи, были переплавлены для пушек. Леонардо снова был вынужден бежать, на этот раз в Мантую, а затем в Рим.

В Риме

В Риме Леонардо работал на ещё одного богатого итальянца, чья жестокость наводила ужас на всю Италию – печально известного Чезаре Борджиа. Чезаре стал хозяином Рима благодаря сочетанию железной решимости, смелости, полного отсутствия угрызений совести и того элемента удачи, который часто сопутствует игрокам и авантюристам. Любимый сын папы Александра, Чезаре вёл распутную жизнь в Ватикане в компании пьяниц и куртизанок.

Устав от тягот религиозной жизни, Чезаре попросил разрешения кардиналов и папы отречься от священства. Начав свою политическую карьеру с убийства своего брата и шурина, он захватил власть в Риме.

В результате своих воинственных подвигов он завладел обширными территориями, и папа назначил его герцогом Романьи. Сочетанием коварной хитрости и абсолютной безжалостности он удерживал себя у власти. Но, как указал Макиавелли, в конечном счёте его успех зависел от поддержки папства, и это оказалось фатальной слабостью. Когда в 1503 году умер его отец, удача покинула его. Новый папа Пий III арестовал его, а восшествие на престол смертельного врага Борджиа Юлия II привело к его окончательной гибели.

Когда Леонардо эмигрировал в Рим, всё это было в будущем. Тогда Чезаре Борджа всё ещё был одним из самых грозных правителей во всей Италии. С Чезаре было нелегко работать. Его жадность была ненасытной, и он не терпел никакого сопротивления.

И всё же каким-то образом Леонардо удалось завоевать его расположение. В Риме его искусство поднялось на новые высоты. Он раздвигал художественную технику до пределов её возможностей.

Его использование света и тени было в высшей степени оригинальным, а эффекты ошеломляющими. Здесь мы видим совершенное владение диалектикой единства противоположностей, выраженной в свете и тени. Он придал флорентийской живописи такую глубину атмосферы, которой она никогда раньше не обладала. На его замечательных картинах изображённые предметы и люди, кажется, вырисовываются из темноты. Они будто не стоят сами по себе, а являются неотъемлемой частью своего окружения – частью органического целого. Это чувство целостности является очень диалектическим взглядом на мир и придаёт его картинам особое ощущение силы и эмоций.

Его гений сделал его соперником многих в мире искусства, где жестокая конкуренция за покровительство привела к войнам и интригам, которые очень напоминали те, которые характеризовали политическую жизнь того времени. Он конфликтовал с подрастающими молодыми художниками, такими как Рафаэль, и особенно с Микеланджело, который ненавидел его.

У Леонардо были проблемы также и на другом, гораздо более опасном фронте. Рим, резиденция папства, был городом, населённым священниками, и его вольнодумство вскоре привело к бесконечным неприятностям со своими покровителями и папой.

Художник и наблюдатель

В лице Леонардо искусство и наука встречаются и объединяются, чтобы создать произведение великого гения. Леонардо был страстным наблюдателем природных явлений. Такое сочетание искусства и науки, похоже, противоречит нашей современной одержимости разделением труда. Но в мире эпохи Возрождения это было вполне нормально. Искусство и наука часто шли рука об руку. Они были объединены в технологии и определённых видах техники. Леонардо – прекрасный пример этого единства.

В рисунках Леонардо мы видим результат кропотливого наблюдения за анатомией человека. Его труды пропитаны духом философского материализма. Он написал:

«Человеческая утонченность никогда не придумает изобретения более прекрасного, простого или прямого, чем природа, потому что в ее изобретениях нет ничего недостающего и ничего лишнего.

Одна история гласит, что он вошёл в глубокую пещеру и обнаружил морские окаменелости, которые, как он понял, должны были формироваться в течение длительного времени. Это заставило его усомниться в библейской версии Сотворения Мира. Он, безусловно, придерживался очень передовых и подрывных взглядов на религию в целом и стоял близко к материалистической точке зрения. Он занимался вскрытием трупов. Он делал это отчасти с целью изучения анатомии человека из чисто научного интереса, но также и для того, чтобы усовершенствовать свою художественную технику.

Он изливал презрение на тех, кто прибегал к авторитету Аристотеля и философов древности, а не основывался на наблюдениях и экспериментах:

Задача художника состоит не просто в том, чтобы бездумно отражать реальность, но и в том, чтобы придать изображаемому особый смысл и ощущение. Леонардо писал:

Во Франции

Последние годы своей жизни Леонардо провёл во Франции, где был принят со всеми почестями при дворе короля.

Неспособность Италии добиться национального единства означала, что его замечательный потенциал не мог быть реализован. Италия превратилась в экономическое и культурное захолустье. Центр тяжести мировой истории смещался с Италии в сторону новых национальных государств – Франции и Англии. Их звезда восходила, в то время как звезда Италии была близка к закату, который продлится столетия, пока Италия, наконец, не будет объединена революционными средствами.

Он поселил Леонардо в роскошной резиденции рядом с королевскими покоями, откуда тот мог легко добраться до него. Похоже, что Франциск почитал старика и вовлекал его в долгие беседы, в которых Леонардо поражал его широким кругом тем, которые он глубоко знал. Но ясно, что Франциск видел в Леонардо скорее великого философа, чем великого художника (следует помнить, что в то время философия была синонимом науки).

Подобно Аристотелю и Гегелю, Леонардо обладал поистине энциклопедическим умом. Леонардо – человек эпохи Возрождения – был учёным и философом. Похоже, что в конце своей жизни он пытался собрать воедино свои многочисленные записные книжки по разным вопросам. Если бы ему это удалось, он создал бы философскую энциклопедию задолго до Дидро и Д'Аламбера.

Под итог

Хотя французский король воспринимал Леонардо как философа, этот наиболее типичный человек эпохи Возрождения сочетал в себе роли художника, скульптора, учёного, филолога, дипломата и изобретателя.

Репутация Леонардо как художника зиждется всего на нескольких картинах. Количество художественных произведений Леонардо было ограничено, потому что он был перфекционистом.

Леонардо однажды сказал:

Вот почему он часто начинал работу и никогда её не заканчивал. Все мольбы и угрозы его раздражённых работодателей оставляли его равнодушным. Единственным Мастером, которого он признавал, было само искусство. Как будто для него сам акт творения был смыслом. Конечный результат был относительно неважен.

С Микеланджело искусство итальянского Возрождения достигает новых уровней возвышенного совершенства. Но Микеланджело двигало религиозное вдохновение, в отличие от Леонардо. В конечном счёте Микеланджело делал то, чего желали его покровители в Церкви, в то время как Леонардо был свободным и независимым от них.

В Леонардо мы видим идеальное сочетание науки, техники, философии и искусства. Он тщательно изучил оптику, чтобы понять природу света и тени, а затем применил эти знания к своей живописи. Он сделал то же самое с анатомией и даже изучил человеческие эмбрионы, чтобы лучше понять женское тело, прежде чем изображать женщин.

Вероятно, в мировой истории никогда не было более великого художника, чем Леонардо. Дело не только в его технике, которая была настолько продвинута, что даже сегодня эксперты не знают, как он достиг определённых эффектов или как он создавал свои цвета.

Всю жизнь Леонардо двигало ненасытное любопытство к окружающему миру. Ему было любопытно всё, что происходит под солнцем, и это любопытство вело его в самых разных направлениях. Именно по этой причине так много его проектов остались незавершёнными. Его беспокойный, пытливый дух – который был духом его эпохи – не позволял ему оставаться неподвижным ни на мгновение, и нескольких жизней было бы недостаточно для него, чтобы выполнить все задачи, которые он поставил перед собой.

В этих словах содержится суть всей современной науки. Этот неутомимый исследователь не боялся подвергать сомнению принятые в Церкви правила и идти опасными путями.

Несмотря на свою настойчивость в наблюдениях, Леонардо не был вульгарным эмпириком. Он также писал:


В конце концов он сказал, что точно так же, как хорошо проведённый день приводит к удовлетворённому отдыху, так и хорошая жизнь приносит удовлетворённую смерть.

Леонардо да Винчи — гений , признанный современниками. Но XX и XXI век сделали из него настоящего пророка , приписывая чуть ли не все изобретения Леонардо да Винчи , от ножниц ( известных еще в античные времена) до танков и роботов. Но так ли это на самом деле?

ТОП-20 великих изобретений Леонардо да Винчи и что за ними скрывается на самом деле

Действительно , завоевав признание своей живописью , Леонардо увлекся наукой. Он был прирожденным экспериментатором , ничего не принимал на веру. В сферу его интересов входили и точные , и естественные науки. И нет практически ни одной области , в которой он не высказал бы смелые догадки. Физика , астрономия , химия , география , архитектура — Леонардо интересовало все.

Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет

Но если перечислять все , что создал да Винчи , получится , что на практике далеко не все его изобретения были реализованы и не все идеи подтверждены экспериментально. Многие так и остались идеями на бумаге. А часть его замыслов получила совсем другое техническое воплощение — с уже современными материалами и технологиями.

Леонардо да Винчи. Чертеж пушки

Леонардо да Винчи. Пружинный механизм

Леонардо да Винчи. Чертежи механизмов для подъема воды

Леонардо да Винчи. Рисунок штурмовых колесниц, оснащённых косами

Леонардо да Винчи. Летательный аппарат

В социальных сетях регулярно появляются фантастические истории изобретений Леонардо да Винчи , не имеющие ничего общего с реальностью. Но это не делает идеи самого художника менее интересными.

Парашют

Художник создал несколько проектов летательных аппаратов , пытаясь подражать схеме полета птицы. Большинство из них на практике не работает. Кроме одного — это парашют. Леонардо представил его как большой кусок парусины , закрепленный на деревянных рейках. Конструкция по форме напоминала пирамиду. Ее высота и ширина составляли 7 м. Так выглядит парашют в Атлантическом кодексе. Но десятью годами ранее в Итальянском манускрипте художник описал похожую конструкцию из ткани и дерева , с помощью которой люди могли бы эвакуироваться из горящих домов. Это практичная и вполне работающая идея , поэтому список изобретений да Винчи логично начать с нее.

Модель парашюта Леонардо да Винчи. Источник фото — wikimedia На самом деле: эксперименты подтвердил

Модель парашюта Леонардо да Винчи. Источник фото — wikimedia

На самом деле: эксперименты подтвердили , что парашют Леонардо мог удерживать и транспортировать человека в воздухе. Хотя спуск был бы более медленным и рискованным — тяжелая конструкция во время приземления могла бы придавить парашютиста.
В 2000 году опыт провел Адриан Никлас , используя парашют , сконструированный в соответствии с указаниями художника. Спуск осуществлялся с высоты в 3000 м. Вес конструкции составил 85 кг , и , чтобы избежать рисков при приземлении , для завершения спуска Никлас раскрыл современный парашют.

Вертолет (воздушный винт)

Леонардо да Винчи. Чертеж вертолета

На самом деле: этот аппарат не смог подняться в воздух. Четыре человека не могли производить столько энергии. Но хотя вертолет не относится к числу изобретений Леонардо да Винчи , воплощенных в жизнь , он стал источником вдохновения для создателей роторных аппаратов. А наброски этого воздушного винта остаются одной из самых узнаваемых работ художника.

Самонесущий мост

В список изобретений да Винчи входит несколько типов мостов. Во-первых , это вращающийся мост , который мог быть использован для военных нужд. Такую конструкцию можно было разобрать и потом собрать заново в случае необходимости. Мост имел противовес , позволяющий сбалансировать конструкцию с обеих сторон. Для транспортировки была разработана канатно-шкивная система. Второй тип — это деревянный мост , в котором была усилена несущая способность балок за счет нескольких зубчатых вырезов.

На самом деле: оригинальные конструкции мостов — важные изобретения Леонардо да Винчи. Поворотный мост стал прототипом современных мобильных мостов , которые используются для быстрой переброски войск. Инновационное изобретение зубьев для усиления балок использовалась в конструкции швейцарских мостов ( например , в Сигнау). А в 2001 году в Норвегии был построен пешеходный мост Вебьорна Санда , основанный на проекте Леонардо да Винчи.

Пешеходный переход в окрестностях Осло (Норвегия), созданный Вебьорном Сандом по проекту Леонардо да

Пешеходный переход в окрестностях Осло ( Норвегия), созданный Вебьорном Сандом по проекту Леонардо да Винчи. Источник фото — wikimedia

Робот

Леонардо да Винчи создал несколько механических фигур. На современного робота похожа фигура механического рыцаря в броне. Внутри его доспехов находились тросы и ролики , что позволяло рыцарю двигать конечностями и головой , садиться и ходить.

Модель робота по чертежам Леонардо да Винчи — экспонат выставки

Модель робота по чертежам Леонардо да Винчи — экспонат выставки ''Леонардо да Винчи. Человек — изобретатель — гений''. Берлин , 2005. Фото Эрика Меллера. Источник — wikimedia

На самом деле: науке не известно , был ли создан этот рыцарь на практике или остался только наброском на бумаге. Но есть описание другого изобретения Леонардо да Винчи. Это механическая фигура льва , которая была создана для праздника в честь коронации Франциска I в Лионе. Механический лев прошел по сцене , он даже мог шевелить головой и хвостом.

Леонардо да Винчи. Чертеж танка

На самом деле: Танк мог бы стать гениальным изобретением Леонардо да Винчи , но этот проект было невозможно воплотить или же практически использовать. Например , на одном из эскизов было видно , что приводить машину в движение должны были лошади , помещенные внутрь корпуса. В других проектах для движения нужна была энергия восьми человек.

Костюм для дайвинга

Некоторые идеи и изобретения Леонардо да Винчи были реализованы впоследствии довольно точно. Художник спроектировал костюм для подводного плавания , который позволял бы пловцам дышать под водой достаточно долго , чтобы подобраться к вражескому кораблю и заложить мину ниже ватерлинии. Целью проекта была защита Венеции при атаке с моря. Дыхание под водой осуществлялось через бамбуковые трубки. Схожая конструкция использовалась вплоть до изобретения акваланга. А резервуаром для воздуха служил винный бурдюк.

На самом деле: идея боевых пловцов была реализована в Италии в 1941 году. А костюм , созданный по рисункам Леонардо , уже в наши дни протестировал дайвер Джеки Козинс , и этот вариант оказался вполне практичным. Леонардо подумал о стальных кольцах на воздушных трубках , предотвращающих деформацию при повышении давления , и даже позаботился о бутылочке для сбора мочи , чтобы водолаз дольше оставался под водой.

Анемометр

Этот прибор используется для измерения скорости ветра. Леонардо не изобрел его , но усовершенствовал конструкцию.

На самом деле : изобрел анемометр Леон Батиста за тридцать лет до Леонардо да Винчи.

Пулемет

Леонардо да Винчи. Многоствольное оружие. 1481 Это не привычная для нас конструкция, а скорее, мног

Леонардо да Винчи. Многоствольное оружие. 1481

Это не привычная для нас конструкция , а скорее , многоствольное оружие. Его также называют мушкетом в форме органной трубы. У конструкции была вращающая платформа , на которой было установлено три ряда аркебуз.

На самом деле: эта установка могла сделать без перезарядки только три выстрела , а в боевых условиях перезарядить ее было бы трудно.

Орнитоптер

Леонардо много экспериментировал с летательными аппаратами. Самый известный проект — орнитоптер , в котором человек должен был находиться в лежачем состоянии , а для взмахов крыльями использовать силу ног и рук. Художник даже оставил указания по испытанию машины — над поверхностью озера.

На самом деле: Леонардо создал несколько проектов орнитоптеров , но позже и сам понял невозможность реализации этих замыслов.

Читайте также: