Вскоре после окончания школы он заболел кажется сыпным тифом

Обновлено: 24.04.2024

Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога. Он был разносторонне талантлив, умен, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актера, умел понимать молодежь и находить педагогические выходы из самых иногда затруднительных для воспитателя положений.

Расскажу об этих его качествах.

Его появление в коридоре, на перемене в зале, в классе, даже на улице было всегда заметно. Он был высок ростом, лицо интеллигентное и чуть насмешливое, но при этом доброе и внимательное. Белокурый, со светлыми глазами, с правильными чертами лица (может быть, чуть коротковат был нос, хотя правильная его форма скрадывала этот недостаток), он сразу привлекал к себе внимание. На нем всегда хорошо сидел костюм, хотя я никогда не помню его в чем-либо новом: времена были тяжелые (я учился у него в 1919–1923 гг.), и где было взять это новое на скромное учительское жалованье!

Жил Леонид Владимирович тяжело. Педагоги получали тогда очень мало. Иногда устраивались в их пользу концерты. Леонид Владимирович долго отказывался, но однажды и в его пользу пришли в школу играть знакомые ему актеры.

Приходилось ему самому ради денег читать лекции в совсем непривычной аудитории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5 сентября – Георг ОТС

5 сентября – Георг ОТС В Советском Союзе этого певца называли Мистером Иксом в память о его блестящей игре в одноименной оперетте. Именно с этой роли и началась слава этого артиста, которая сделала его известным на всю страну. Эта слава открыла перед артистом двери многих

ОТС ГЕОРГ

Георг ОТС

Георг ОТС Знаменитый исполнитель роли Мистера Икса в одноименной оперетте имел бурную личную жизнь. В первый раз он женился перед самой войной, но этот брак просуществовал недолго. Женой Отса была красавица Маргот, с которой он познакомился в начале 41-го. Затем судьба их

ОТС Георг

ГЕОРГ ФОН КЮХЛЕР (1881–1969)

ГЕОРГ ФОН КЮХЛЕР (1881–1969) Родился в старинной прусской юнкерской семье. Во время 1-й мировой войны воевал на Сомме, под Верденом и в Шампани. Продолжил службу в рейхсвере, служил в военном министерстве, а в 1937 вступил в должность командующего 1-м военным округом и был

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ.

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ. Известный советский психолог и педагог, занимавшийся разработкой проблем памяти, Леонид Владимирович Занков родился в 1901 г.В 1922—1925 гг. он учится в МГУ на факультете общественных наук. Здесь Занков знакомится с Выготским и под его руководством

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович Родился 24 марта 1935 года в Москве в рабочей семье.После окончания с серебряной медалью средней школы в 1952 году Шебаршин поступил на индийское отделение Института востоковедения. В связи с закрытием института в 1954 году переведен в Московский

Беднорц Георг (род. 16 мая 1950 г.) Немецкий физик

Беднорц Георг (род. 16 мая 1950 г.) Немецкий физик Йоханнес Георг Беднорц родился в Нойенкирхене (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия). Йоханнес был четвертым ребенком в семье Антона и Элизабет Беднорцов. Родители Беднорца, происходящие из Силезии, потеряли из виду друг

Посредник Курт Георг Кизингер

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

Георг Федор Александрович

Георг Федор Александрович Генерал-майорРодился 16 сентября 1871 г. в Эстляндской губернии, в семье титулярного советника. Православного вероисповедания.Окончил 5 классов Юрьевской гимназии и 19 октября 1889 г. вступил на правах вольноопределяющегося 2-го разряда в 89-й пехотный

СМИРНЫХ Леонид Владимирович

СМИРНЫХ Леонид Владимирович Леонид Владимирович Смирных родился в 1913 году в деревне Круглое Красноармейского района Челябинской области в учительской семье. Русский. В 13 лет, после смерти родителей, был определен воспитанником кавалерийского дивизиона в Челябинске.

Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вскоре после окончания школы он заболел (1) кажется (2) спинным тифом.

Такое утверждение (3) кажется (4) нам очень странным.


Вскоре после окончания школы он заболел, кажется, сыпным тифом.

Такое утверждение кажется нам очень странным.


1. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая?

1. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

О том (1) что в течение долго времени по всей столице шёл гул самых невероятных слухов (2) очень быстро перекинувшихся в отдаленные и глухие места провинции(3) и говорить не приходится (4) и слухи эти даже тошно повторять.

2. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Как - то сразу потемнело (1) и наступила ночь (2) но (3) если посмотреть на небо (4) то звёзд не увидишь.

3. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

На небольшой поляне мы решили развести костёр (1) чтобы приготовить себе еду (2) и (3) пока он медленно разгорался (4) к нам незаметно подкралась сладкая дремота.

4. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Одна за другой звёзды гасли на небе (1) и (2) когда мы уже подходили к дому (3) то увидели (4) что из - за горизонта медленно поднимается ярко - красное солнце.

5. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Издали он ещё раз обернулся (1) но увидел только рожь(2) которая клонилась и покорялась под ветром (3) избы же деревни и маленькая мать скрылись за далью земли(4) и грустно стало без них.

6. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Переправившись через реку (1) войско персов устремилось в глубину скифских равнин (2) и Дарий ласкал себя надеждой (3) что скифы непременно выйдут ему навстречу (4) и покорятся ему.

7. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Сентябрьскими вечерами уже не поют соловьи (1) но пахнет цветами (2) и степь (3) которая вольно раскинулась под сероватым небом (4) ещё полна жизни.

8. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Боец запел (1) и (2) хотя песня звучала тихо (3) и я не мог разобрать всех слов (4) моё сердце наполнилось необъяснимым восторгом.

9. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Однажды Аристотель задумался о конструкции Вселенной (1) и тут ему (2) как раз попалась гипотеза Евдокса (3) которую ещё не все древние греки приняли (4) как единственно верную.

10. Расставьте знаки препинания : укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Мне казалось (1) что (2) если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность (3) то он мог бы рассказать (4) что - то глубоко печальное и значительное.


7. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые :Осенние листья (1) медленно падающие с деревьев (2) говорят о приходе осени?

7. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые :

Осенние листья (1) медленно падающие с деревьев (2) говорят о приходе осени.

Осень (3) сверкая яркими красками (4) прошлась по земле.

8. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые :

Подаренная одноклассницей (1) игрушка (2) очень радует меня.

Улыбаясь и смеясь (3) весна заглянула к нам в гости.


На месте каких чисел в предложениях должны стоять запятые?

На месте каких чисел в предложениях должны стоять запятые?


На месте каких цифр в предложении должны стоять запятыеНу (1) не скучайте (2) мои милые (3) и пишите?

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые

Ну (1) не скучайте (2) мои милые (3) и пишите.


Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)

теперь была судьба всего города.

19. Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя

они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи

было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.


Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3) теперь была судьба всего города.

19. Расставьте все знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.


Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не помню (1)как я добрался до места (2)но (3)когда я очнулся (4)то друзья уже стояли подле меня.


Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые (помогите пожалуйста)?

Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые (помогите пожалуйста).


4. Расставьте знаки препинания : укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая?

4. Расставьте знаки препинания : укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Когда я вернулся в свою комнату (1) уже совсем рассвело (2) и (3) народ стал подниматься.


В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вы находитесь на странице вопроса Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Прилетела синичка на дерево и спрашивает его - как тебе тут Дерево поживается? - эх Синичка, не очень : жуки надоели! - давай я дятла позову он тебе точно поможет! - спасибо тебе большое Синичка.


Мы не давно ходили в гости к моей бабушке и моему дедушке. Мы там не были где - то годика 2. И когда мы приехали к ним, то у них был салат в новой салатнице, много чистых стаканов, они даже купили новое фарфоровое блюдо. Когда мы сели за стол, мне..


Орфограмма в приставке. Проверочного слова нет. Просто приставки па не бывает.


Вообще - то ПО это приставка и поэтому проверочного слова быть не может просто нужно запомнить.


Нельзя ради забавы убивать других живых существ. Помни, ты не один! План. 1 дятел 2 злая забава 3плохие воспоминания.


Тема : ночь в лесу. В лесу стемнело, наступила ночь. Запели сверчки, засветились звезды и светлечки. Всё было словно в сказке! Припоыо легкий туман, а в месте с ним тишина.


Векша — белка ; лонись — в прошлом году ; гай — лес ; баять — рассказывать ; зубарь — спорщик ; голицы — рукавицы ; балка — овраг ; кочет — петух ; музга — болото ; гуторить — говорить ; понёва — женская юбка в полоску с бахромой ; бучило — глубокая ..


Божить обожать, шаять гореть, шибко сильно, рань раньше, дресва крупный песок.


Известный русский пейзажист В. В. Мешков с детства был влюблён в русскую природу . Ей он посвятил свои лучшие работы . Карелия привлекает многих туристов и художников своей необычайной красотой . Отличительными чертами этого сурового края являютс..


1) писать письмо 2) получаешь ответ 3) легко писать 4) играть в теннис , перо или кисть.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Жил Леонид Владимирович тяжело. Педагоги получали тогда очень мало. Иногда устраивались в их пользу концерты. Леонид Владимирович долго отказывался, но однажды и в его пользу пришли в школу играть знакомые ему актеры.

Приходилось ему и читать лекции в совсем непривычной ему аудитории. Однажды в Ольгине, где мы жили на даче, появились объявления о том, что будет дан концерт из произведений Чайковского, а вступительную лекцию прочтет Л. В. Георг. Концерт был в жалком театральном помещении, которое не использовалось с 1915 г. Слушатели явно не понимали лекции, и нам было очень жаль Леонида Владимировича.

Вскоре после окончания мной школы он заболел, – кажется, сыпным тифом. Болезнь испортила сердце. Я встретил его в трамвае, и он мне показался потолстевшим. Леонид Владимирович сказал мне: "Не располнел, а распух: распух я!" Затем наступила пора, в которой Леонид Владимирович являлся нам, его ученикам, только в воспоминаниях. Более полувека помню я его так ясно, как никого из других своих учителей. Помню его высокий, очень красивый лоб…

А вот другой мой воспитатель – домашний, звали его Катеринушкой.

Единственное, что сохранилось от Катеринушки, – фотография, на которой она снята с моей бабушкой Марией Николаевной Коняевой. Фотография плохая, но характерная. Обе смеются до слез. Бабушка просто смеется, а Катеринушка и глаза закрыла, и видно, что слова вымолвить не может от смеха. Я знаю, отчего обе так смеются, но не скажу… Не надо!

Кто снял их во время приступа такого неудержимого смеха – не знаю. Фотография любительская, и в нашей семье она давно, давно. Катеринушка нянчила мою мать, нянчила моих братьев. Мы хотели, чтобы помогла она нам и с нашими "рунчиками" – Верочкой и Милочкой, но что-то ей помешало. Помех у нее, при том неожиданных, было немало.

Помню в детстве, что жила она на Тарасовом в одной со мной комнате, а было мне тогда лет бия открыл тогда впервые к своему удивлению, что у женщин есть ноги. Юбки носили такие длинные, что видна бывала только обувь. А тут по утрам за ширмой, когда Катеринушка вставала, появлялись две ноги в толстых чулках разного цвета (чулок все равно под юбкой не видно). Я смотрел на эти разноцветные чулки, появлявшиеся передо мной до щиколоток, и удивлялся.

Катеринушка была как родная и для нашей семьи и для семьи моей бабушки по матери. Чуть что нужно – и появлялась в семье Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно готовиться к его появлению на свет – шить свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий) матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась ли девушка и нужно готовить ей приданое – во всех этих случаях появлялась Катеринушка с деревянным сундучком, устраивалась жить и как своя вела всю подготовку, рассказывала, говорила, шутила, в сумерки пела со всем семейством старинные песни, вспоминала про старое.

В доме с ней никогда не было скучно. И даже когда кто-нибудь умирал, она умела внести в дом тишину, благопристойность, порядок, тихую грусть. А в благополучные дни она играла и в семейные игры – с взрослыми и детьми – в лото цифровое (с бочоночками), причем, выкликая цифры, давала им шуточные названия, говорила приговорками и поговорками (а это не одно и то же – приговорок сейчас никто не знает, фольклористы их не собирали, а они часто бывали "заумными" и озорными в своей бессмысленности – хорошей, впрочем).

Кроме нашей семьи, семьи бабушки и ее детей (моих теток), были и другие семьи, для которых Катеринушка была родная и, попав в которые, не сидела сложа руки, вечно что-то делала, сама радовалась и радость эту и уют распространяла вокруг.

Вспоминала она и про мою маму разные смешные истории. Пошли они вместе в цирк. Мама маленькой девочкой была с Катеринушкой в цирке в первый раз и пришла в такой восторг, что вцепилась Катеринушке в шляпу, да вместе с вуалькой содрала с нее…

Катеринушка только при своих ходила в платке, а на улице, да еще в цирке, бывала в шляпке. И в Александрийский театр она со всей семьей дедушки и бабушки ходила. Помню, рассказывала, как в антрактах в аванложу приносили кипящий самовар и вся бабушкина семья пила чай. Таков был обычай в "купеческом" Александрийском театре, где и пьесы подбирались на вкус купеческий и мещанский (потому-то "Чайка" там и провалилась – ждали ведь фарса, тем более, что и Чехов в этой среде был известен как юморист).

Так вот о шляпке. Шляпка не была случайностью. Катеринушка была вдовой мастера, погибшего во время какой-то заводской аварии. Она гордилась своим мужем, гордилась, что его ценили. У ней был и собственный дом в Усть-Ижоре. Обращен он был окнами на Неву, т. е. на север, и так она любила свою Усть-Ижору и дом, что бывало рассказывала: "В мой дом солнышко два раза в день заглядывает – утром раненько поздоровается, а вечером к закату попрощается". Если учесть, что летом восход и закат сдвинуты к северу, то это, наверное, так и было. Но не зимой.

Никто не знал ее фамилию. Я у мамы спрашивал – не знала, но в паспорте у Катеринушки стояло отчество – Иоакимовна, и очень она не любила, если кто-нибудь называл ее Акимовной. Даже с обидой об этом рассказывала.

Как определить профессию этой милой вечной труженицы, приносившей людям столько добра (счастье входило вместе с ней в семью)? Я думаю, назвать бы ее следовало "домашней портнихой". Профессия эта совершенно сейчас исчезла, а когда-то она была распространенной. Домашняя портниха поселялась в доме и делала работу на несколько лет: перекраивала, перешивала, ставила заплатки, шила и белье и пиджак хозяину – на все руки мастер. Появится такая домашняя портниха в доме, и начинают перебирать все тряпье и всей семьей советоваться, как и что перешить, что бросить, что татарину отдать (татары-тряпичники ходили по дворам, громко кричали "халат-халат" и в доме всякую ненадобность покупали за гроши).

Мысли о жизни. Воспоминания

С рождением человека родится и его время. В детстве оно молодое и течет по-молодому – кажется быстрым на коротких расстояниях и длинным на больших. В старости время точно останавливается. Оно вялое. Прошлое в старости совсем близко, особенно детство. Вообще же из всех трех периодов человеческой жизни (детство и молодость, зрелые годы, старость) старость – самый длинный период и самый нудный.

Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников. Конечно, бывает и так, что мемуаристам изменяет память (мемуары без отдельных ошибок – крайняя редкость) или освещается прошлое чересчур субъективно. Но зато в очень большом числе случаев мемуаристы рассказывают то, что не получило и не могло получить отражения ни в каком другом виде исторических источников.

Поэтому – стоит ли писать воспоминания? Стоит, – чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, а главное, чтобы остался след от людей, которых, может быть, никто больше никогда не вспомнит, о которых врут документы.

Я не считаю таким уж важным мое собственное развитие – развитие моих взглядов и мироощущения. Важен здесь не я своей собственной персоной, а как бы некоторое характерное явление.

Поэтому в этих своих воспоминаниях я уделю главное внимание детским и юношеским годам. Наблюдения над своими детскими и юношескими годами имеют некоторое общее значение. Хотя и последующие годы, связанные в основном с работой в Пушкинском Доме Академии наук СССР, также важны.

Сейчас номер дома 42 соответствует старому, принадлежавшему Лихачеву, но на этом месте выстроен новый дом архитектором Л. Бенуа.

Потомственное почетное гражданство мой прапрадед Павел Петрович получил не только тем, что был на виду в петербургском купечестве, но и постоянной благотворительной деятельностью. В частности, в 1829 г. Павел Петрович пожертвовал три тысячи пехотных офицерских сабель Второй армии, сражавшейся в Болгарии. Об этом пожертвовании я слышал еще в детстве, но в семье считалось, что сабли были пожертвованы в 1812 г. во время войны с Наполеоном.

Все Лихачевы были многодетны. Мой дед по отцу Михаил Михайлович имел собственный дом на Разъезжей улице (№ 24), рядом с подворьем Александро-Свирского монастыря, чем объясняется, что один из Лихачевых пожертвовал крупную сумму на построение часовни Александра Свирского в Петербурге.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Дмитрий Лихачев Земля Родная

Земля Родная: краткое содержание, описание и аннотация

Книга, принадлежащая перу виднейшего советского ученого, академика Д. С. Лихачева, посвящена вопросам эстетического, нравстьенного и патриотического воспитания. На широком культурно-историческом фоне автор раскрывает непреходящую ценность памятников русской литературы и искусства, яркие страницы героического прошлого страны, преемственность нравственных и художественно-эстетических традиций многовековой истории нашей родины.

Дмитрий Лихачев: другие книги автора

Кто написал Земля Родная? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Дмитрий Лихачев: Земля Родная

Земля Родная

Дмитрий Лихачев: Письма о добром и прекрасном

Письма о добром и прекрасном

Дмитрий Лихачев: Раздумья

Раздумья

Дмитрий Лихачев: В блокадном Ленинграде

В блокадном Ленинграде

Дмитрий Лихачев: Поэзия садов

Поэзия садов

Дмитрий Лихачев: Воспоминания

Воспоминания

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Пирлинг: Дмитрий Самозванец

Дмитрий Самозванец

Дмитрий Лихачёв: Я вспоминаю

Я вспоминаю

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Валерий Попов: Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев: Заметки о русском (сборник)

Заметки о русском (сборник)

Сергей Лишаев: Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность

Земля Родная — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Такие же недоделки, если не ошибки, умел он найти в самых известных произведениях живописи, скульптуры, музыки. Он говорил как-то, что у Венеры Милосской ноги чуть короче, чем следует. И мы это начинали видеть. Разочаровывало ли это нас? Нет, наш интерес к искусству от этого только возрастал.

В школе Леонид Владимирович организовал самоуправление, был создан так называемый КОП (комитет общественных предприятий). Я почему-то очень был против этой "лицемерной", как мне казалось, затеи. Я доказывал в классе, что настоящего самоуправления быть не может, что КОП не годится и как некая игра, что все эти заседания, выборы, выборные должности только напрасная потеря времени, а нам надо готовиться поступать в вуз. Я как-то стал вдруг действовать против Леонида Владимировича. Моя любовь к нему почему-то перешла в крайнее раздражение против него. Весь класс наш отказался принимать участие в КОПе. Мы не ограничились этим, но агитировали и в других классах против КОПа. Леонид Владимирович сказал по этому поводу моему отцу: "Дима хочет показать нам, что он совсем не такой, каким он нам представлялся раньше". Он был явно сердит на меня. Но в класс он к нам пришел, как всегда, спокойный и чуть-чуть насмешливый и предложил нам высказать ему все наши мысли по поводу КОПа, внести свои предложения. Он терпеливо выслушал все, что мы думаем о КОПе. И он нам не возражал. Он только спросил нас: что же мы предлагаем? К позитивной программе мы были совершенно не готовы. И он помог нам. Он обратил внимание на те наши высказывания, где мы признавали, что в школе некому выполнять тяжелые работы, некому пилить дрова, некому таскать рояли (почему-то приходилось часто переносить рояли из одного помещения в другое). И он предложил нам: пусть класс не входит в КОП, пусть он будет организован так, как он хочет, или даже не организован вовсе. Но пусть класс помогает школе в тяжелой работе, на которую нельзя нанять людей со стороны. Это оказалось для нас приемлемым. Конечно, мы были в школе самые старшие и самые сильные; конечно, мы не могли допустить, чтобы девочки из младших классов выполняли за нас трудные работы. Мы будем все это делать, но мы не хотим никакой организации. Леонид Владимирович сказал на это: "Но назвать вас все же как-то надо?" Мы согласились. Он тут же предложил: "Давайте без претензий: "самостоятельная группа", или короче – "самогруппа". Мы согласились и на это. Таким образом, незаметно для нас он прекратил весь наш "бунт".

Жил Леонид Владимирович тяжело. Педагоги получали тогда очень мало. Иногда устраивались в их пользу концерты. Леонид Владимирович долго отказывался, но однажды и в его пользу пришли в школу играть знакомые ему актеры.

Приходилось ему и читать лекции в совсем непривычной ему аудитории. Однажды в Ольгине, где мы жили на даче, появились объявления о том, что будет дан концерт из произведений Чайковского, а вступительную лекцию прочтет Л. В. Георг. Концерт был в жалком театральном помещении, которое не использовалось с 1915 г. Слушатели явно не понимали лекции, и нам было очень жаль Леонида Владимировича.

Вскоре после окончания мной школы он заболел, – кажется, сыпным тифом. Болезнь испортила сердце. Я встретил его в трамвае, и он мне показался потолстевшим. Леонид Владимирович сказал мне: "Не располнел, а распух: распух я!" Затем наступила пора, в которой Леонид Владимирович являлся нам, его ученикам, только в воспоминаниях. Более полувека помню я его так ясно, как никого из других своих учителей. Помню его высокий, очень красивый лоб…

А вот другой мой воспитатель – домашний, звали его Катеринушкой.

Единственное, что сохранилось от Катеринушки, – фотография, на которой она снята с моей бабушкой Марией Николаевной Коняевой. Фотография плохая, но характерная. Обе смеются до слез. Бабушка просто смеется, а Катеринушка и глаза закрыла, и видно, что слова вымолвить не может от смеха. Я знаю, отчего обе так смеются, но не скажу… Не надо!

Кто снял их во время приступа такого неудержимого смеха – не знаю. Фотография любительская, и в нашей семье она давно, давно. Катеринушка нянчила мою мать, нянчила моих братьев. Мы хотели, чтобы помогла она нам и с нашими "рунчиками" – Верочкой и Милочкой, но что-то ей помешало. Помех у нее, при том неожиданных, было немало.

Помню в детстве, что жила она на Тарасовом в одной со мной комнате, а было мне тогда лет бия открыл тогда впервые к своему удивлению, что у женщин есть ноги. Юбки носили такие длинные, что видна бывала только обувь. А тут по утрам за ширмой, когда Катеринушка вставала, появлялись две ноги в толстых чулках разного цвета (чулок все равно под юбкой не видно). Я смотрел на эти разноцветные чулки, появлявшиеся передо мной до щиколоток, и удивлялся.

Читайте также: