Я ков влади мирович смушке вич

Обновлено: 29.03.2024

Смушкевич Яков Владимирович – старший военный советник командующего испанскими республиканскими ВВС, комбриг;
командующий советскими ВВС в Монголии, комкор.

Родился 1 (14) апреля 1902 года в местечке Ракишки Ракишской волости Новоалександровского уезда Ковенской губернии (ныне город Рокишкис Паневежского уезда Литвы). Еврей. В 1914 году окончил 3 класса начальной школы в Ракишках.

В 1915 году вместе с семьёй был эвакуирован в Вологодскую губернию. Работал подручным пекаря в посёлке Няндома (ныне город Архангельской области) и грузчиком на пристани в Вологде. В 1917 году вместе с семьёй вернулся в Литву, но уже через год нелегально перешёл границу и вернулся в РСФСР.

В армии с декабря 1918 года. Служил политбойцом в 1-м Минском коммунистическом батальоне.

Участник советско-польской войны: в феврале – апреле 1919 – комиссар 1-го Минского батальона (Западный фронт). В апреле 1919 года в районе города Барановичи (ныне Брестской области, Беларусь) был контужен и попал в плен. Содержался в тюрьмах городов Барановичи и Вильнюс (Литва). Весной 1920 года сумел сбежать из тюрьмы и перейти линию фронта.

С мая 1920 – красноармеец и политрук роты 144-го стрелкового полка (Западный фронт). Участвовал в боях с польскими войсками под Сморгонью, Белостоком и Пултуском. В бою под городом Пултуск (Мазовецкое воеводство, Польша) заменил раненого военкома 144-го стрелкового полка. В августе 1921 года уволен из армии в долгосрочный отпуск.

В 1921–1922 – уполномоченный уездной ЧК в городе Клинцы (ныне Брянской области). Участвовал в ликвидации бандитизма на территории Гомельской губернии.

Вновь в армии с марта 1922 года. В марте – сентябре 1922 – помощник военкома 36-го стрелкового полка и военком дивизионной школы 4-й стрелковой дивизии (в Западном военном округе; село Пуховичи ныне Гомельской области, Беларусь).

С сентября 1922 – ответственный организатор партийной работы авиаэскадрильи, а в августе 1923 – феврале 1926 – политрук отряда 4-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (город Минск, Беларусь).

С 1923 года обучался на факультете общественных наук Белорусского государственного университета (в Минске). В связи с ликвидацией факультета был переведён на 2-й курс историко-экономического отделения педагогического факультета. Обучение не закончил из-за перевода к новому месту службы.

В феврале – декабре 1926 – военком 16-го (с лета 1926 – 23-го) отдельного корпусного авиаотряда (город Бобруйск Могилёвской области, Беларусь). В декабре 1926 – декабре 1927 – лётчик-наблюдатель 43-й авиаэскадрильи, в 1927–1930 – военком 43-й авиаэскадрильи (город Смоленск).

В 1930 году окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М.В. Фрунзе. В мае – сентябре 1930 – заместитель начальника политотдела 2-й авиационной бригады (город Витебск), в сентябре 1930 – ноябре 1931 – начальник политотдела 6-й авиационной бригады (город Смоленск).

В ноябре 1931 – октябре 1936 – командир 2-й (в 1933–1936 годах – 201-й смешанной, с 1936 года – 40-й легкобомбардировочной) авиационной бригады (город Витебск, Беларусь). Самостоятельно освоил пилотирование самолётов Р-5 и И-3. В октябре – декабре 1932 года прошёл курс лётной подготовки в Качинской военной авиационной школе лётчиков. После этого летал на самолётах И-5 и Р-Зет.

За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 21 июня 1937 года комкору Смушкевичу Якову Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В июне 1937 – мае 1939 – заместитель начальника Военно-Воздушных Сил РККА.

30 апреля 1938 года при совершении тренировочного полёта потерпел аварию на самолёте Р-10. Получил множественные переломы ног, сотрясение мозга, ушибы головы и ожоги. После выхода из больницы ежедневно тренировался и сумел восстановить функции ног. Однако раны на ногах периодически продолжали беспокоить Я.В. Смушкевича.

29 мая 1939 года с группой из 48 человек, среди которых были лётчики, инженеры и техники, имевшие опыт боёв в Испании и Китае, вылетел на трёх транспортных самолётах в Монголию.

Участник боёв на реке Халхин-Гол: в мае – сентябре 1939 – командующий советскими ВВС в Монголии. Провёл большую работу по подготовке лётчиков к предстоящим боям, по обеспечению авиачастей материально-техническими средствами, новыми самолётами, устройству быта лётчиков. В ходе ожесточённых воздушных боёв советская авиация завоевала господство в воздухе и нанесла поражение японской авиации.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности командующего ВВС Украинского фронта.

В ноябре 1939 – июле 1940 – начальник Военно-Воздушных Сил РККА, в июле – августе 1940 – начальник Главного управления Военно-Воздушных Сил РККА.

Во время советско-финляндской войны 1939/1940 годов неоднократно выезжал в район боевых действий, руководил созданием 85-го авиационного полка особого назначения, лётный состав которого был подготовлен к полётам в любую погоду.

В августе – декабре 1940 – генерал-инспектор Военно-Воздушных Сил РККА, с декабря 1940 – помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации. Был одним из инициаторов создания осенью 1940 года Военной академии командного и штурманского состава (посёлок Монино Московской области).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех государственных наград.

Постановлением Генеральной прокуратуры СССР от 11 мая 1954 года реабилитирован посмертно, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года посмертно восстановлен в правах на награды.

Кандидат в члены Центрального Комитета ВКП(б) с марта 1939 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года).

Кенотаф (символическая могила) установлен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.

Воинские звания:
комбриг (28.11.1935)
комкор (20.06.1937, внеочередное)
командарм 2-го ранга (04.04.1940)
генерал-лейтенант авиации (04.06.1940)

Яков Смушкевич

Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941) родился в местечке Ракишки Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика), в небогатой еврейской семье портного. Некоторое время Яков проучился в хедере - иудейской религиозной школе. Но после начала Первой мировой войны об учебе пришлось забыть.

В начале осени 1915 года при приближении германских войск Смушкевичи вместе с тысячами других беженцев из окрестных городов и местечек двинулись вглубь России. В итоге они обосновались на станции Няндома в Вологодской губернии. Здесь отцу семейства пришлось сменить ножницы и иглу на кнут и вожжи: он стал заниматься извозом. Тринадцатилетний Яков устроился подручным пекаря. Работать приходилось много, но на еду все равно еле хватало. Тогда мальчик отправился в большой город — в Вологду. Там крупный не по летам подросток – в свои четырнадцать он выглядел, как семнадцатилетний - некоторое время работал грузчиком в Вологодском речном порту.

После революции Яков уже в 1917 году стал членом отряда Красной Гвардии в Вологде. А в декабре 1918 года пошел добровольцем в Красную армию. Тогда же вступил в большевистскую партию.

Смушкевич прошел всю Гражданскую войну. Был красноармейцем, политбойцом, а потом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте.

После окончания Гражданской войны в августе 1921 года Смушкевич был уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья. Работал уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии.

В апреле 1922 Яков Смушкевич вернулся в ряды Красной Армии. Сперва был помощником военкома все того же 144-го стрелкового полка, а с июля 1922 - политруком школы в 4-й стрелковой дивизии (Смоленск). В июне 1922 года под командованием 20-летнего военкома в окрестностях местечка Пуховичи была разгромлена банда знаменитого атамана Березы, долгое время наводившая ужас на население. Главарем банды оказался уездный военрук – именно поэтому бандитам так долго удавалось ускользать от красных частей.

В Пуховичах Яков влюбился в местную красавицу Басю. Несмотря на то, что ее отец Соломон Гольфанд не одобрял встреч дочери с красным комиссаром, молодые люди вскоре поженились.

В октябре 1922 года Смушкевича перевели в авиацию на должность ответственного организатора партработы (оторга) 9-й авиаэскадрильи в Смоленске. Новая служба полностью захватила его, он буквально заболел небом, решив во что бы то ни стало научиться летать.

Участвуя в качестве политрука в агитполетах, Смушкевич внимательно наблюдал за действиями пилотов в воздухе, а на земле расспрашивал механиков и летчиков о премудростях летного дела и устройстве машин. По его просьбе пилоты иногда доверяли ему управление самолетом. А вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет.

Освоив лётное дело непосредственно в части, Смушкевич постоянно совершенствовал мастерство, и довольно скоро летчик-самоучка уже летал не хуже своих подчиненных.

В январе 1923 года он получил пост военкома 23-й эскадрильи, а в августе 1923 года стал политруком 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи в Минске.

В феврале 1926 года Смушкевича перевели в Бобруйск военкомом 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов.

Через два года он был назначен комиссаром 43-й авиаэскадрильи 2-й авиабригады, расквартированной в Витебске. В конце 1928 года он одним из первых в авиабригаде совершил вылет на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3.

В сентябре 1930 года Смушкевич стал начальником политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск). В конце того же года он занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке.

В 1931 году был назначен командиром и комиссаром 2-й авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригада).

В 1932 году Смушкевич прошел ускоренный курс летной подготовки при 1-й военной школе летчиков им. Мясникова в Каче, использовав для этого свой очередной отпуск. Он получил пилотское свидетельство, всего за 39 дней окончив школу, в которой обычно учатся два года.

За короткий срок Смушкевич превратил свою авиабригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил РККА. В августе 1933 года она была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командир-военком получил Почетную грамоту ЦИК СССР.

В ноябре 1935 года приказом наркома обороны СССР ему было присвоено воинское звание комбриг.

Яков Смушкевич в должности старшего военного советника при командующем республиканских ВВС руководил противовоздушной обороной Мадрида. Сразу после прибытия он организовал штурмовые полёты на малых высотах, упреждающие удары по аэродромам противника, боевое дежурство авиаторов на земле и в воздухе. В первый воздушный бой над Мадридом группу республиканских истребителей Смушкевич повел лично. В этом бою было сбито около десятка самолётов противника.

В конце февраля 1937 года в Испанию прибыли итальянские войска. С одобрения Муссолини была разработана операция по захвату Мадрида Корпусом итальянских добровольческих сил ударом с северо-востока, через городок Гвадалахара. Уже к 8 марта итальянцы прорвали позиции испанской Народной армии, пройдя через три дня с боем 30 километров.

В ходе боев на подступах к Мадриду Смушкевич впервые использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов, организовав почти непрерывную штурмовую бомбардировку наступающих итальянских соединий.

Генерал Дуглас лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку механизированных колонн противника. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного выруливания на старт и лично показал, как это нужно делать.

Штурмовые действия авиации сыграли решающую роль в разгроме итальянских войск. Всего в ходе боев на гвадалахарском направлении было уничтожено до десяти тысяч интервентов, около тысячи сдались в плен.

В августе 1937 года был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании.

Весной 1938 года Смушкевич окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, на которые поступил после возвращения из Испании.

«Имя Якова Владимировича Смушкевича тогда было поистине легендарным. Мы, слушатели военно-воздушной академии, многое знали о Смушкевиче, о его беззаветном мужестве, проявленном в боях с врагами, о его таланте авиационного военачальника.

Мечтавший снова вернуться за штурвал самолета, Смушкевич приложил титанические усилия для разработки изувеченных ног. Превозмогая боль, он упражнялся часами. Учился ходить без палки, танцевал, тренировался в кабинах автомобилей, выжимая непослушные педали. Благодаря огромному напряжению воли и постоянным тренировкам Яков не только встал на ноги, но и снова начал летать. Однако сильные боли мучили его все последующие годы.

В 1939 году на XVIII съезде коммунистической партии комкор Смушкевич был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Уже в ходе первого боя советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. 28 мая японские самолеты неожиданно атаковали два аэродрома, расположенные в глубоком тылу, и в течение примерно десяти минут уничтожили немалую часть стоявших там самолетов.

Лишь одна эскадрилья успела подняться в воздух. В результате первого воздушного боя только двое летчиков вернулись на свою базу, остальные были сбиты. Японцы, не потерявшие в этом бою ни одного самолета, почувствовали себя хозяевами неба.

Для исправления ситуации уже 29 мая в Монголию была направлена группа из 48 летчиков и специалистов во главе с комкором Смушкевичем. В составе группы было 11 Героев Советского Союза – участников боев в Испании и Китае.

Сразу же по прибытии на место начались интенсивные тренировки летного состава местного гарнизона и учебные бои. Психологический эффект от этих занятий был огромен. У никогда до того не воевавших летчиков прошел первый мандраж, они почувствовали себя гораздо увереннее и с каждым днем воевали все лучше. Преимущество японских ВВС удалось быстро ликвидировать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками комкору Якову Смушкевичу было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1939 года Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в походе РККА в Западную Украину как командующий ВВС Украинского фронта.

С июня 1939 по декабрь 1940 годов был членом Главного Военного Совета Красной Армии.

19 ноября 1939 года 37-летний комбриг Смушкевич занял пост начальника ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА). А через десять дней началась советско-финляндская война.

Смушкевича отозвали в Москву. Но на лечение он по-прежнему не находил времени. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лежа.

В апреле 1940 года Смушкевичу было присвоено воинское звание командарма 2-го ранга, а в июне — генерал-лейтенанта авиации.

В августе 1940 года его перевели с поста начальника Главного управления ВВС РККА на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.

28 октября 1941 года Яков Смушкевич был расстрелян в районе посёлка Барбыш под Куйбышевом (ныне Самара) без суда, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. На расстрел, как и при аресте, его несли на носилках.


Чем знаменит

Яков Смушкевич – летчик-самоучка, доросший до должности начальника Военно-воздушных сил Красной Армии. Он стал третьим по счету дважды Героем Советского Союза и первым среди евреев, получившим это звание.

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Он лично сбил несколько самолетов противника, впервые в практике использования боевой авиации применил принцип сосредоточения крупных воздушных сил и ударов по врагу массированными налетами.

В 1938 году Смушкевич одним из первых дал правдивую оценку состояния советской истребительной авиации, заявив, что немецкие истребители Ме-109 во многом превосходят советские истребители И-16 и И-15 бис, хотя в то время в СССР, в том числе и среди военных летчиков, господствовало мнение, что советские самолеты - лучшие в мире.

Утверждение Смушкевича об отставании советских истребителей от немецких, основанное на опыте войны в Испании, сыграло важную роль, заставив советских авиаконструкторов активнее работать над созданием новых боевых самолетов с лучшими тактико-техническими характеристиками.

О чем надо знать

Имя Смушкевича было надолго вычеркнуто из всех справочников и из советской истории.

После распада СССР дочь летчика Роза Яковлевна Смушкевич узнала о скульптурном портрете отца и приехала в Петербург, чтобы его увидеть. Портрет ей очень понравился, и она добилась, чтобы Военно-воздушная Академия им. Ю.Гагарина организовала его перевод в бронзу.

17 августа 2008 года на кладбище Военно-воздушной Академии в подмосковном Монино состоялось торжественное открытие памятника Якову Смушкевичу. Он был установлен рядом с мраморной плитой, которую Роза Смушкевич уже поставила раньше в память о родителях.

Дочь скульптора Разумовского Хариф пишет, что Роза Смушкевич побывала на месте расстрела советских военачальников в поселке Барбыш и приняла участие в траурном митинге, посвященном этому событию.

«После выступления Розы к ней подошёл старичок и сказал прочувствовано: "Я там оказался в этот момент. Ваш отец ничего не почувствовал, когда его расстреляли, он был без сознания, на носилках".

Моя мама, которая мне это рассказала, добавила:

- Небольшое утешение. Хоть не страдал в последний момент.

Яков Смушкевич был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды ему были возвращены указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Прямая речь

Маршал авиации С.А. Красовский о сражении под Гвадалахарой: «"Генерал Дуглас" - так называли республиканцы Якова Владимировича - пользовался широкой популярностью. В кожаной куртке, широком черном берете, он мало чем отличался от других наших летчиков, но испанцы хорошо знали его. На аэродромах и на улицах Мадрида я не раз слышал, как, завидев Смушкевича, десятки людей приветствовали его возгласами: "Вива! Руса вива!". "Генерала Дугласа" знали как героя Гвадалахары. Именно там, под Гвадалахарой, был разгромлен итальянский экспедиционный корпус, нацеленный на Мадрид.

Весной 1937 г. фронт перед столицей Испании оказался почти оголенным. Разрозненные заслоны республиканских частей, оказавшиеся на пути итальянцев, конечно, не смогли бы оказать серьезного сопротивления. Да враг и не принимал их всерьез, считая, что путь к Мадриду открыт. И вдруг свершилось чудо. Враг побежал под Гвадалахарой!

Случилось это в ненастные дни, когда фашистская авиация сидела на своих аэродромах. К Мадриду двигались плотные колонны войск противника.

Убежденные в том, что республиканские летчики не смогут вылететь, итальянцы продвигались на грузовиках, как на параде, даже не помышляя о рассредоточении. И вот над Французским шоссе появились бомбардировщики, штурмовики, истребители. На врага посыпались бомбы, обрушился ливень пулеметного огня. Создалась пробка из горящих машин. Фашисты оказались в ловушке. А напор с воздуха все возрастал. Одна группа республиканских самолетов сменяла другую. Три дня, не зная передышки, республиканская авиация вместе с танкистами крушила итальянский корпус. Это был какой-то "воздушный конвейер", как рассказывали потом пленные. "Откуда у республиканцев столько авиации?" - не без удивления спрашивали они.

Яков Смушкевич

Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941) родился в местечке Ракишки Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика), в небогатой еврейской семье портного. Некоторое время Яков проучился в хедере - иудейской религиозной школе. Но после начала Первой мировой войны об учебе пришлось забыть.

В начале осени 1915 года при приближении германских войск Смушкевичи вместе с тысячами других беженцев из окрестных городов и местечек двинулись вглубь России. В итоге они обосновались на станции Няндома в Вологодской губернии. Здесь отцу семейства пришлось сменить ножницы и иглу на кнут и вожжи: он стал заниматься извозом. Тринадцатилетний Яков устроился подручным пекаря. Работать приходилось много, но на еду все равно еле хватало. Тогда мальчик отправился в большой город — в Вологду. Там крупный не по летам подросток – в свои четырнадцать он выглядел, как семнадцатилетний - некоторое время работал грузчиком в Вологодском речном порту.

После революции Яков уже в 1917 году стал членом отряда Красной Гвардии в Вологде. А в декабре 1918 года пошел добровольцем в Красную армию. Тогда же вступил в большевистскую партию.

Смушкевич прошел всю Гражданскую войну. Был красноармейцем, политбойцом, а потом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте.

После окончания Гражданской войны в августе 1921 года Смушкевич был уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья. Работал уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии.

В апреле 1922 Яков Смушкевич вернулся в ряды Красной Армии. Сперва был помощником военкома все того же 144-го стрелкового полка, а с июля 1922 - политруком школы в 4-й стрелковой дивизии (Смоленск). В июне 1922 года под командованием 20-летнего военкома в окрестностях местечка Пуховичи была разгромлена банда знаменитого атамана Березы, долгое время наводившая ужас на население. Главарем банды оказался уездный военрук – именно поэтому бандитам так долго удавалось ускользать от красных частей.

В Пуховичах Яков влюбился в местную красавицу Басю. Несмотря на то, что ее отец Соломон Гольфанд не одобрял встреч дочери с красным комиссаром, молодые люди вскоре поженились.

В октябре 1922 года Смушкевича перевели в авиацию на должность ответственного организатора партработы (оторга) 9-й авиаэскадрильи в Смоленске. Новая служба полностью захватила его, он буквально заболел небом, решив во что бы то ни стало научиться летать.

Участвуя в качестве политрука в агитполетах, Смушкевич внимательно наблюдал за действиями пилотов в воздухе, а на земле расспрашивал механиков и летчиков о премудростях летного дела и устройстве машин. По его просьбе пилоты иногда доверяли ему управление самолетом. А вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет.

Освоив лётное дело непосредственно в части, Смушкевич постоянно совершенствовал мастерство, и довольно скоро летчик-самоучка уже летал не хуже своих подчиненных.

В январе 1923 года он получил пост военкома 23-й эскадрильи, а в августе 1923 года стал политруком 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи в Минске.

В феврале 1926 года Смушкевича перевели в Бобруйск военкомом 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов.

Через два года он был назначен комиссаром 43-й авиаэскадрильи 2-й авиабригады, расквартированной в Витебске. В конце 1928 года он одним из первых в авиабригаде совершил вылет на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3.

В сентябре 1930 года Смушкевич стал начальником политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск). В конце того же года он занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке.

В 1931 году был назначен командиром и комиссаром 2-й авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригада).

В 1932 году Смушкевич прошел ускоренный курс летной подготовки при 1-й военной школе летчиков им. Мясникова в Каче, использовав для этого свой очередной отпуск. Он получил пилотское свидетельство, всего за 39 дней окончив школу, в которой обычно учатся два года.

За короткий срок Смушкевич превратил свою авиабригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил РККА. В августе 1933 года она была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командир-военком получил Почетную грамоту ЦИК СССР.

В ноябре 1935 года приказом наркома обороны СССР ему было присвоено воинское звание комбриг.

Яков Смушкевич в должности старшего военного советника при командующем республиканских ВВС руководил противовоздушной обороной Мадрида. Сразу после прибытия он организовал штурмовые полёты на малых высотах, упреждающие удары по аэродромам противника, боевое дежурство авиаторов на земле и в воздухе. В первый воздушный бой над Мадридом группу республиканских истребителей Смушкевич повел лично. В этом бою было сбито около десятка самолётов противника.

В конце февраля 1937 года в Испанию прибыли итальянские войска. С одобрения Муссолини была разработана операция по захвату Мадрида Корпусом итальянских добровольческих сил ударом с северо-востока, через городок Гвадалахара. Уже к 8 марта итальянцы прорвали позиции испанской Народной армии, пройдя через три дня с боем 30 километров.

В ходе боев на подступах к Мадриду Смушкевич впервые использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов, организовав почти непрерывную штурмовую бомбардировку наступающих итальянских соединий.

Генерал Дуглас лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку механизированных колонн противника. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного выруливания на старт и лично показал, как это нужно делать.

Штурмовые действия авиации сыграли решающую роль в разгроме итальянских войск. Всего в ходе боев на гвадалахарском направлении было уничтожено до десяти тысяч интервентов, около тысячи сдались в плен.

В августе 1937 года был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании.

Весной 1938 года Смушкевич окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, на которые поступил после возвращения из Испании.

«Имя Якова Владимировича Смушкевича тогда было поистине легендарным. Мы, слушатели военно-воздушной академии, многое знали о Смушкевиче, о его беззаветном мужестве, проявленном в боях с врагами, о его таланте авиационного военачальника.

Мечтавший снова вернуться за штурвал самолета, Смушкевич приложил титанические усилия для разработки изувеченных ног. Превозмогая боль, он упражнялся часами. Учился ходить без палки, танцевал, тренировался в кабинах автомобилей, выжимая непослушные педали. Благодаря огромному напряжению воли и постоянным тренировкам Яков не только встал на ноги, но и снова начал летать. Однако сильные боли мучили его все последующие годы.

В 1939 году на XVIII съезде коммунистической партии комкор Смушкевич был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Уже в ходе первого боя советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. 28 мая японские самолеты неожиданно атаковали два аэродрома, расположенные в глубоком тылу, и в течение примерно десяти минут уничтожили немалую часть стоявших там самолетов.

Лишь одна эскадрилья успела подняться в воздух. В результате первого воздушного боя только двое летчиков вернулись на свою базу, остальные были сбиты. Японцы, не потерявшие в этом бою ни одного самолета, почувствовали себя хозяевами неба.

Для исправления ситуации уже 29 мая в Монголию была направлена группа из 48 летчиков и специалистов во главе с комкором Смушкевичем. В составе группы было 11 Героев Советского Союза – участников боев в Испании и Китае.

Сразу же по прибытии на место начались интенсивные тренировки летного состава местного гарнизона и учебные бои. Психологический эффект от этих занятий был огромен. У никогда до того не воевавших летчиков прошел первый мандраж, они почувствовали себя гораздо увереннее и с каждым днем воевали все лучше. Преимущество японских ВВС удалось быстро ликвидировать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками комкору Якову Смушкевичу было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1939 года Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в походе РККА в Западную Украину как командующий ВВС Украинского фронта.

С июня 1939 по декабрь 1940 годов был членом Главного Военного Совета Красной Армии.

19 ноября 1939 года 37-летний комбриг Смушкевич занял пост начальника ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА). А через десять дней началась советско-финляндская война.

Смушкевича отозвали в Москву. Но на лечение он по-прежнему не находил времени. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лежа.

В апреле 1940 года Смушкевичу было присвоено воинское звание командарма 2-го ранга, а в июне — генерал-лейтенанта авиации.

В августе 1940 года его перевели с поста начальника Главного управления ВВС РККА на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.

28 октября 1941 года Яков Смушкевич был расстрелян в районе посёлка Барбыш под Куйбышевом (ныне Самара) без суда, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. На расстрел, как и при аресте, его несли на носилках.


Чем знаменит

Яков Смушкевич – летчик-самоучка, доросший до должности начальника Военно-воздушных сил Красной Армии. Он стал третьим по счету дважды Героем Советского Союза и первым среди евреев, получившим это звание.

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Он лично сбил несколько самолетов противника, впервые в практике использования боевой авиации применил принцип сосредоточения крупных воздушных сил и ударов по врагу массированными налетами.

В 1938 году Смушкевич одним из первых дал правдивую оценку состояния советской истребительной авиации, заявив, что немецкие истребители Ме-109 во многом превосходят советские истребители И-16 и И-15 бис, хотя в то время в СССР, в том числе и среди военных летчиков, господствовало мнение, что советские самолеты - лучшие в мире.

Утверждение Смушкевича об отставании советских истребителей от немецких, основанное на опыте войны в Испании, сыграло важную роль, заставив советских авиаконструкторов активнее работать над созданием новых боевых самолетов с лучшими тактико-техническими характеристиками.

О чем надо знать

Имя Смушкевича было надолго вычеркнуто из всех справочников и из советской истории.

После распада СССР дочь летчика Роза Яковлевна Смушкевич узнала о скульптурном портрете отца и приехала в Петербург, чтобы его увидеть. Портрет ей очень понравился, и она добилась, чтобы Военно-воздушная Академия им. Ю.Гагарина организовала его перевод в бронзу.

17 августа 2008 года на кладбище Военно-воздушной Академии в подмосковном Монино состоялось торжественное открытие памятника Якову Смушкевичу. Он был установлен рядом с мраморной плитой, которую Роза Смушкевич уже поставила раньше в память о родителях.

Дочь скульптора Разумовского Хариф пишет, что Роза Смушкевич побывала на месте расстрела советских военачальников в поселке Барбыш и приняла участие в траурном митинге, посвященном этому событию.

«После выступления Розы к ней подошёл старичок и сказал прочувствовано: "Я там оказался в этот момент. Ваш отец ничего не почувствовал, когда его расстреляли, он был без сознания, на носилках".

Моя мама, которая мне это рассказала, добавила:

- Небольшое утешение. Хоть не страдал в последний момент.

Яков Смушкевич был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды ему были возвращены указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Прямая речь

Маршал авиации С.А. Красовский о сражении под Гвадалахарой: «"Генерал Дуглас" - так называли республиканцы Якова Владимировича - пользовался широкой популярностью. В кожаной куртке, широком черном берете, он мало чем отличался от других наших летчиков, но испанцы хорошо знали его. На аэродромах и на улицах Мадрида я не раз слышал, как, завидев Смушкевича, десятки людей приветствовали его возгласами: "Вива! Руса вива!". "Генерала Дугласа" знали как героя Гвадалахары. Именно там, под Гвадалахарой, был разгромлен итальянский экспедиционный корпус, нацеленный на Мадрид.

Весной 1937 г. фронт перед столицей Испании оказался почти оголенным. Разрозненные заслоны республиканских частей, оказавшиеся на пути итальянцев, конечно, не смогли бы оказать серьезного сопротивления. Да враг и не принимал их всерьез, считая, что путь к Мадриду открыт. И вдруг свершилось чудо. Враг побежал под Гвадалахарой!

Случилось это в ненастные дни, когда фашистская авиация сидела на своих аэродромах. К Мадриду двигались плотные колонны войск противника.

Убежденные в том, что республиканские летчики не смогут вылететь, итальянцы продвигались на грузовиках, как на параде, даже не помышляя о рассредоточении. И вот над Французским шоссе появились бомбардировщики, штурмовики, истребители. На врага посыпались бомбы, обрушился ливень пулеметного огня. Создалась пробка из горящих машин. Фашисты оказались в ловушке. А напор с воздуха все возрастал. Одна группа республиканских самолетов сменяла другую. Три дня, не зная передышки, республиканская авиация вместе с танкистами крушила итальянский корпус. Это был какой-то "воздушный конвейер", как рассказывали потом пленные. "Откуда у республиканцев столько авиации?" - не без удивления спрашивали они.

Яков Смушкевич

Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941) родился в местечке Ракишки Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика), в небогатой еврейской семье портного. Некоторое время Яков проучился в хедере - иудейской религиозной школе. Но после начала Первой мировой войны об учебе пришлось забыть.

В начале осени 1915 года при приближении германских войск Смушкевичи вместе с тысячами других беженцев из окрестных городов и местечек двинулись вглубь России. В итоге они обосновались на станции Няндома в Вологодской губернии. Здесь отцу семейства пришлось сменить ножницы и иглу на кнут и вожжи: он стал заниматься извозом. Тринадцатилетний Яков устроился подручным пекаря. Работать приходилось много, но на еду все равно еле хватало. Тогда мальчик отправился в большой город — в Вологду. Там крупный не по летам подросток – в свои четырнадцать он выглядел, как семнадцатилетний - некоторое время работал грузчиком в Вологодском речном порту.

После революции Яков уже в 1917 году стал членом отряда Красной Гвардии в Вологде. А в декабре 1918 года пошел добровольцем в Красную армию. Тогда же вступил в большевистскую партию.

Смушкевич прошел всю Гражданскую войну. Был красноармейцем, политбойцом, а потом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте.

После окончания Гражданской войны в августе 1921 года Смушкевич был уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья. Работал уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии.

В апреле 1922 Яков Смушкевич вернулся в ряды Красной Армии. Сперва был помощником военкома все того же 144-го стрелкового полка, а с июля 1922 - политруком школы в 4-й стрелковой дивизии (Смоленск). В июне 1922 года под командованием 20-летнего военкома в окрестностях местечка Пуховичи была разгромлена банда знаменитого атамана Березы, долгое время наводившая ужас на население. Главарем банды оказался уездный военрук – именно поэтому бандитам так долго удавалось ускользать от красных частей.

В Пуховичах Яков влюбился в местную красавицу Басю. Несмотря на то, что ее отец Соломон Гольфанд не одобрял встреч дочери с красным комиссаром, молодые люди вскоре поженились.

В октябре 1922 года Смушкевича перевели в авиацию на должность ответственного организатора партработы (оторга) 9-й авиаэскадрильи в Смоленске. Новая служба полностью захватила его, он буквально заболел небом, решив во что бы то ни стало научиться летать.

Участвуя в качестве политрука в агитполетах, Смушкевич внимательно наблюдал за действиями пилотов в воздухе, а на земле расспрашивал механиков и летчиков о премудростях летного дела и устройстве машин. По его просьбе пилоты иногда доверяли ему управление самолетом. А вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет.

Освоив лётное дело непосредственно в части, Смушкевич постоянно совершенствовал мастерство, и довольно скоро летчик-самоучка уже летал не хуже своих подчиненных.

В январе 1923 года он получил пост военкома 23-й эскадрильи, а в августе 1923 года стал политруком 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи в Минске.

В феврале 1926 года Смушкевича перевели в Бобруйск военкомом 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов.

Через два года он был назначен комиссаром 43-й авиаэскадрильи 2-й авиабригады, расквартированной в Витебске. В конце 1928 года он одним из первых в авиабригаде совершил вылет на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3.

В сентябре 1930 года Смушкевич стал начальником политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск). В конце того же года он занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке.

В 1931 году был назначен командиром и комиссаром 2-й авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригада).

В 1932 году Смушкевич прошел ускоренный курс летной подготовки при 1-й военной школе летчиков им. Мясникова в Каче, использовав для этого свой очередной отпуск. Он получил пилотское свидетельство, всего за 39 дней окончив школу, в которой обычно учатся два года.

За короткий срок Смушкевич превратил свою авиабригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил РККА. В августе 1933 года она была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командир-военком получил Почетную грамоту ЦИК СССР.

В ноябре 1935 года приказом наркома обороны СССР ему было присвоено воинское звание комбриг.

Яков Смушкевич в должности старшего военного советника при командующем республиканских ВВС руководил противовоздушной обороной Мадрида. Сразу после прибытия он организовал штурмовые полёты на малых высотах, упреждающие удары по аэродромам противника, боевое дежурство авиаторов на земле и в воздухе. В первый воздушный бой над Мадридом группу республиканских истребителей Смушкевич повел лично. В этом бою было сбито около десятка самолётов противника.

В конце февраля 1937 года в Испанию прибыли итальянские войска. С одобрения Муссолини была разработана операция по захвату Мадрида Корпусом итальянских добровольческих сил ударом с северо-востока, через городок Гвадалахара. Уже к 8 марта итальянцы прорвали позиции испанской Народной армии, пройдя через три дня с боем 30 километров.

В ходе боев на подступах к Мадриду Смушкевич впервые использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов, организовав почти непрерывную штурмовую бомбардировку наступающих итальянских соединий.

Генерал Дуглас лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку механизированных колонн противника. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного выруливания на старт и лично показал, как это нужно делать.

Штурмовые действия авиации сыграли решающую роль в разгроме итальянских войск. Всего в ходе боев на гвадалахарском направлении было уничтожено до десяти тысяч интервентов, около тысячи сдались в плен.

В августе 1937 года был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании.

Весной 1938 года Смушкевич окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, на которые поступил после возвращения из Испании.

«Имя Якова Владимировича Смушкевича тогда было поистине легендарным. Мы, слушатели военно-воздушной академии, многое знали о Смушкевиче, о его беззаветном мужестве, проявленном в боях с врагами, о его таланте авиационного военачальника.

Мечтавший снова вернуться за штурвал самолета, Смушкевич приложил титанические усилия для разработки изувеченных ног. Превозмогая боль, он упражнялся часами. Учился ходить без палки, танцевал, тренировался в кабинах автомобилей, выжимая непослушные педали. Благодаря огромному напряжению воли и постоянным тренировкам Яков не только встал на ноги, но и снова начал летать. Однако сильные боли мучили его все последующие годы.

В 1939 году на XVIII съезде коммунистической партии комкор Смушкевич был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Уже в ходе первого боя советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. 28 мая японские самолеты неожиданно атаковали два аэродрома, расположенные в глубоком тылу, и в течение примерно десяти минут уничтожили немалую часть стоявших там самолетов.

Лишь одна эскадрилья успела подняться в воздух. В результате первого воздушного боя только двое летчиков вернулись на свою базу, остальные были сбиты. Японцы, не потерявшие в этом бою ни одного самолета, почувствовали себя хозяевами неба.

Для исправления ситуации уже 29 мая в Монголию была направлена группа из 48 летчиков и специалистов во главе с комкором Смушкевичем. В составе группы было 11 Героев Советского Союза – участников боев в Испании и Китае.

Сразу же по прибытии на место начались интенсивные тренировки летного состава местного гарнизона и учебные бои. Психологический эффект от этих занятий был огромен. У никогда до того не воевавших летчиков прошел первый мандраж, они почувствовали себя гораздо увереннее и с каждым днем воевали все лучше. Преимущество японских ВВС удалось быстро ликвидировать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками комкору Якову Смушкевичу было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1939 года Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в походе РККА в Западную Украину как командующий ВВС Украинского фронта.

С июня 1939 по декабрь 1940 годов был членом Главного Военного Совета Красной Армии.

19 ноября 1939 года 37-летний комбриг Смушкевич занял пост начальника ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА). А через десять дней началась советско-финляндская война.

Смушкевича отозвали в Москву. Но на лечение он по-прежнему не находил времени. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лежа.

В апреле 1940 года Смушкевичу было присвоено воинское звание командарма 2-го ранга, а в июне — генерал-лейтенанта авиации.

В августе 1940 года его перевели с поста начальника Главного управления ВВС РККА на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.

28 октября 1941 года Яков Смушкевич был расстрелян в районе посёлка Барбыш под Куйбышевом (ныне Самара) без суда, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. На расстрел, как и при аресте, его несли на носилках.


Чем знаменит

Яков Смушкевич – летчик-самоучка, доросший до должности начальника Военно-воздушных сил Красной Армии. Он стал третьим по счету дважды Героем Советского Союза и первым среди евреев, получившим это звание.

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Он лично сбил несколько самолетов противника, впервые в практике использования боевой авиации применил принцип сосредоточения крупных воздушных сил и ударов по врагу массированными налетами.

В 1938 году Смушкевич одним из первых дал правдивую оценку состояния советской истребительной авиации, заявив, что немецкие истребители Ме-109 во многом превосходят советские истребители И-16 и И-15 бис, хотя в то время в СССР, в том числе и среди военных летчиков, господствовало мнение, что советские самолеты - лучшие в мире.

Утверждение Смушкевича об отставании советских истребителей от немецких, основанное на опыте войны в Испании, сыграло важную роль, заставив советских авиаконструкторов активнее работать над созданием новых боевых самолетов с лучшими тактико-техническими характеристиками.

О чем надо знать

Имя Смушкевича было надолго вычеркнуто из всех справочников и из советской истории.

После распада СССР дочь летчика Роза Яковлевна Смушкевич узнала о скульптурном портрете отца и приехала в Петербург, чтобы его увидеть. Портрет ей очень понравился, и она добилась, чтобы Военно-воздушная Академия им. Ю.Гагарина организовала его перевод в бронзу.

17 августа 2008 года на кладбище Военно-воздушной Академии в подмосковном Монино состоялось торжественное открытие памятника Якову Смушкевичу. Он был установлен рядом с мраморной плитой, которую Роза Смушкевич уже поставила раньше в память о родителях.

Дочь скульптора Разумовского Хариф пишет, что Роза Смушкевич побывала на месте расстрела советских военачальников в поселке Барбыш и приняла участие в траурном митинге, посвященном этому событию.

«После выступления Розы к ней подошёл старичок и сказал прочувствовано: "Я там оказался в этот момент. Ваш отец ничего не почувствовал, когда его расстреляли, он был без сознания, на носилках".

Моя мама, которая мне это рассказала, добавила:

- Небольшое утешение. Хоть не страдал в последний момент.

Яков Смушкевич был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды ему были возвращены указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Прямая речь

Маршал авиации С.А. Красовский о сражении под Гвадалахарой: «"Генерал Дуглас" - так называли республиканцы Якова Владимировича - пользовался широкой популярностью. В кожаной куртке, широком черном берете, он мало чем отличался от других наших летчиков, но испанцы хорошо знали его. На аэродромах и на улицах Мадрида я не раз слышал, как, завидев Смушкевича, десятки людей приветствовали его возгласами: "Вива! Руса вива!". "Генерала Дугласа" знали как героя Гвадалахары. Именно там, под Гвадалахарой, был разгромлен итальянский экспедиционный корпус, нацеленный на Мадрид.

Весной 1937 г. фронт перед столицей Испании оказался почти оголенным. Разрозненные заслоны республиканских частей, оказавшиеся на пути итальянцев, конечно, не смогли бы оказать серьезного сопротивления. Да враг и не принимал их всерьез, считая, что путь к Мадриду открыт. И вдруг свершилось чудо. Враг побежал под Гвадалахарой!

Случилось это в ненастные дни, когда фашистская авиация сидела на своих аэродромах. К Мадриду двигались плотные колонны войск противника.

Убежденные в том, что республиканские летчики не смогут вылететь, итальянцы продвигались на грузовиках, как на параде, даже не помышляя о рассредоточении. И вот над Французским шоссе появились бомбардировщики, штурмовики, истребители. На врага посыпались бомбы, обрушился ливень пулеметного огня. Создалась пробка из горящих машин. Фашисты оказались в ловушке. А напор с воздуха все возрастал. Одна группа республиканских самолетов сменяла другую. Три дня, не зная передышки, республиканская авиация вместе с танкистами крушила итальянский корпус. Это был какой-то "воздушный конвейер", как рассказывали потом пленные. "Откуда у республиканцев столько авиации?" - не без удивления спрашивали они.

Читайте также: