За что бог наказал меня вич

Обновлено: 23.04.2024

Неожиданно за спиной слышу радостный женский голос: — Отец Александр, как хорошо, что я тебя застала!

Поворачиваюсь, передо мной Ирина, старая моя знакомица. Когда-то, очень давно, мы с ней даже немного дружили, потом наши пути разошлись, она вышла замуж и уехала в Москву. Узнав, что я стал священником, Ирина возобновила прежнее знакомство, иногда наезжая к нам всем своим семейством.

— Мама, я сделала анализ крови, мне ставят ВИЧ.
Представь, что я пережила. В одно мгновение рухнуло счастье моей дочери. Выяснилось, что заболела от мужа, понятно, что жить с ним после этого она не могла и ушла. Ну, это ещё ладно, вокруг рушится множество семей и это не смертельно, но такая болезнь… Однажды в минуты отчаяния Полина попыталась с собой покончить. С того времени я от неё не отходила. Нужно было что-то делать, заставить дочь хоть немного отвлечься от мыслей о болезни, чем-то заполнить свободное время, и я предложила ей получить второе высшее образование.
И ещё мы стали вместе ходить в церковь. Раньше я, если и молилась, то очень редко, даже приезжая к вам приходила больше из любопытства, а грянула беда – и мы пошли к Богу. Со временем Полина начала ездить в один храм в Подмосковье, а я молилась у себя недалеко от дома.
Помню, в первый раз пришла, встала у Распятия и прошу Христа исцелить мою дочь. И понимаю, что мало только просить, нужно что-то ещё и от себя отдать, пожертвовать, пострадать что ли, вот, как Он страдал. И надумала…
— Помнишь, как я раньше курила?
Действительно, Ирина ещё тогда, в первые годы нашего знакомства, дымила как заправский мужик, выкуривая в день чуть ли не по пачке сигарет, и даже страшно было представить, сколько она выкуривает теперь.
— За эти годы курение стало частью моей сущности. Никто не мог представить меня без сигареты. И тогда я подошла к Нему и сказала, всё, бросаю курить, а Ты, пожалуйста, исцели мою девочку. Не так, чтобы сперва исцели, а потом брошу, но наоборот – я бросаю курить ради её спасения. И вдруг откуда-то прямо-таки уверенность появилась: да, через три года она исцелится.
Три года уже не курю, хотя далось мне это очень нелегко, но ради Полины я готова была и не есть, и не дышать. Она лечилась, и каждый год врачи отмечали положительную динамику. Этим летом дочь закончила второй институт, но самое главное – у неё прекрасные анализы. Батюшка, представляешь, ВИЧ больше нет! В своё время я просмотрела множество материалов об этой болезни и знаю: такого не бывает. Но его на самом деле нет! Вот, всё бросила и поехала к тебе, мне нужно с кем-нибудь поделиться моей радостью. А с кем поделиться, как не с тобой? Ты же молился о нас.
Я не скажу, что рассказ Ирины меня потряс. Когда становишься священником, перестаёшь удивляться чудесам и начинаешь воспринимать их точно норму. Что удивительного в том, что Господь исцеляет человека от неизлечимой болезни, на то Он и всемогущ. Удивительно, когда после оказанного тебе благодеяния, когда ты, умирая от страха и безнадёги, неожиданно, будто преступник, стоящий на эшафоте, получаешь помилование и тут же забываешь того, кто тебя пожалел. Удивляет наша неблагодарность, с Богом так нельзя.

ВИЧ/СПИД - суд ли это Божий?

Иисус ничего не говорил об осуждении гомосексуализма, однако им многое сказано о вере, надежде и любви. Определённые отрывки из Библии, о которых не спорят, убеждают нас в том, что у каждого есть доступ к Богу путём веры

  • о том, что гомосексуальные акты греховны
  • о том, что Бог причиняет страдание
  • о том, что Бог наказывает за грехи болезнью

Эти ложные предпосылки – последствия существования определённых взглядов на общество, сексуальность и Божьи деяния в мире.

Гомофобия (неоправданный действительностью страх, ненависть и неприятие женщин-лесбиянок и мужчин-геев) основывается на вышеупомянутых предпосылках и отражаемом ими мировоззрении, а также на трагически неверном толковании смысла Христа. Христиане обязаны преодолеть этот страх и неверное толкование, и ощутить любовь и милосердие Христа.

Греховны ли гомосексуальные отношения?

Говорят, что в некоторых местах в Библии осуждаются гомосексуальные отношения. В настоящее время эти библейские отрывки служат предметом многочисленных дебатов. Некоторые Христиане считают, что в этих отрывках осуждается любое гомосексуальное поведение. Но растущее число экспертов Библии убеждено, что в этих отрывках осуждаются только определённые сексуальные акты, по природе своей являющиеся идолопоклонническими или издевательскими.

Например, многие учёные Библии считают, что в рассказе о Содоме и Гоморре (Бытие 19) осуждению предаётся не гомосексуализм, а изнасилование.

В других отрывках из Библии, — например, в книге пророка Иезекииля 16:49-50,- грех этих городов отнесён к грехам несправедливости и идолопоклонства. Аналогичным образом, некоторые религиозные авторитеты указывают на то, что в отрывках из Нового Завета (например, в отрывках из посланий I Коринфянам 6:9 и Римлянам 1:24-27) речь идёт о сексуальном поведении, отличающемся отсутствием любви и эксплуативностью (подобно педофилии или храмовой проституции, распространённым в ту эпоху). Но даже в те времена главной идеей христианства остаётся идея о прощении и исцелении.

Иисус ничего не говорил об осуждении гомосексуализма, однако им многое сказано о вере, надежде и любви. Определённые отрывки из Библии, о которых не спорят, убеждают нас в том, что у каждого есть доступ к Богу путём веры.

Многие современные Христиане верят в то, что сексуальность, как гетеросексуальная, так и гомосексуальная – это добрый дар Божий.
Геи и лесбиянки должны помнить и знать в душе, что секс — это добро.

Люди веры призываются к празднованию, провозглашению и утверждению добра, присущего сексу.

Является ли Бог причиной страданий?

Почему люди страдают? Всем религиям приходилось обращать внимание на этот вопрос. Мир полон страданий человека, вызываемых голодом, болезнями, бедностью, а также многочисленными формами угнетения и несправедливости. Если всё это имеет место, означает ли это, что вышеупомянутое – воля Божья, и что Бог желает наших страданий?

Зло – очень реальная сила в этом мире, сила, не Богом сотворённая (Евангелие от Марка 1:32-34). А ВИЧ/СПИД – безусловно, разрушительное зло, не по воле Божьей существующее. Для мужчин-геев, больных гемофилией, младенцев, рождённых с ВИЧ/СПИД, наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно, или для любого другого человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, жизнь – не сахар. Иисус никогда не наказывал больных, Иисус исцелял. ВИЧ/СПИД – это трагедия. И Бог страдает вместе с каждым, кто стал жертвой этого заболевания, а также с каждым, чьи близкие стали жертвой.

Даже тогда, когда в нашу жизнь вторгается несправедливость трагедии, страстная любовь Бога способна принести добро в форме исцеления и роста. Целительное прикосновение Бога можно ощутить в наших собственных слезах грусти и в выкриках гнева. Можно найти целительное прикосновение Бога в словах любви и утешения, разделяемых с нами остальными. А более всего заметно целительное прикосновение Бога в той внутренней умиротворённости, которая приходит к нам благодаря Божьему присутствию и обещаниям. Мы знаем, что все деяния Бога идут на благо любящим Бога (Послание к Римлянам 8:28).

Является ли болезнь наказанием за грех?

Наказывает ли Бог мужчин-геев и женщин-лесбиянок ВИЧ/СПИДом? Такого рода вопросы задавали на протяжении веков, прежде чем возникла проблема ВИЧ/СПИДа. Каждый раз некую определённую социальную группу поражала какая-то загадочная болезнь, и всегда появлялись те, кто заявляли, что Бог явился причиной несчастья поражённых людей, ибо совершил суд над ними.

Если ВИЧ/СПИД на самом деле – кара Божья, уготованная принадлежащим к социальной группе геев и лесбиянок, то в таком замысле есть недостатки. Дело в том, что есть масса людей, заражённых и страдающих этим заболеванием, и негетеросексуальным путём? являющихся геями или лесбиянками. Например, как объяснить уничтожительные последствия ВИЧ/СПИДа в странах Центральной Африки, где инфекция эта передаётся преимущественно.

Ясно, что предположение о том, что Бог решил совершить суд над сообществом лесбиянок и геев, и что Он создал ВИЧ/СПИД как наказание, не оправдано. Являются ли все женщины, страдающие раком груди, жертвами гнева Божьего? А серповидная анемия – это наказание, предназначенное для всех людей африканского происхождения? Заслужили ли евреи чем-либо болезнь Тая-Сакса?

Люди веры, подобно Иисусу Христу, должны предлагать другим целительное прикосновение. Вместо того, чтобы страдание воспринималось как возмездие Божие, оно должно восприниматься как предоставление Богу возможности проявить свою любовь. Когда Христиане касаются кого-то, заражённого ВИЧем или страдающего от СПИДа, они способны преобразовать страдание в живой пример любви Бога.

Какова ответственность людей веры?

В то время как современная культура часто рассматривает грех и зло как нечто, присущее индивидуумам, в Библии часто упоминается грех как нечто социальное, присущее человеческому обществу в целом. Аналогичным образом, зло проявляется в группах, структурах и силах, которые выходят за рамки индивидуального. И реакцией верующих на ВИЧ/СПИД поэтому должна быть групповая реакция, а также индивидуальная.

Если гомосексуальные акты не являются злом, и если Бог не причиняет страдания и не наказывает женщин-лесбиянок и мужчин-геев ВИЧ/СПИДом, тогда что мешает людям, в особенности женщинам-лесбиянкам и мужчинам-геям, ответить на это верой?

Гомофобии подвержены лесбиянки и геи тогда, когда они считают, что с ними что-то не так в отношении сексуальности. Они сомневаются в ценности собственной личности и поддаются самоненависти. Последствием этого оказывается низкая самооценка, которая побуждает некоторых отказываться от методов безопасного секса. Если такая низкая самооценка вырабатывается у молодых людей, – геев и лесбиянок, – вследствие доминантной культуры, это иногда мешает им пользоваться методами безопасного секса в самом начале половой жизни.

Если учесть ещё и чувство неуязвимости по отношению к болезни, распространённое среди молодых людей, не удивительно, что ВИЧ передаётся среди молодёжи скорее, чем во всех остальных группах населения. Люди узнают о гомофобии в очень раннем возрасте – из шуток и анекдотов о гомосексуалистах и из-за отсутствия положительных примеров. Взглянуть в глаза страху перед собственной сексуальностью и самоидентификацией – первый шаг на пути к выходу из паралича, охватывающего большую часть социальной группы лесбиянок и геев.

Свобода от гомофобии – это важный первый шаг на пути к предотвращению и устранению этого трагического заболевания.

Следуя примеру Иисуса, люди веры призваны разделять трапезу и жильё с больными ВИЧ/СПИДом (Евангелие от Матфея 25:6); прикасаться к больным ВИЧ/СПИДом, быть с ними в близости (Евангелие от Матфея 8:2-4); и исцелять больных ВИЧ/СПИД (Евангелие от Луки 17:11-19).

Присутствие верующего, близкого человека в жизни больных ВИЧ/СПИДом, подтверждающего тем самым целительное прикосновение Иисуса – это одна из самых важных обязанностей всех людей веры.

Являются ли ВИЧ или СПИД наказанием свыше или судом Божьим?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.

Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.

Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.

Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.

Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.

В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.

За что Бог наказывает неврозом?


Нарушения (или расстройства, как говорят медики) при неврозе всегда носят комплексный характер. Часть из них проявляется в поведении, словах, поступках и отношениях человека, а часть реализуется на внутриличностном уровне. Есть несколько уровней невротического поведения.

  1. Собственно поведение человека, его поступки, слова и отношения.
  2. Эмоции человека, эмоциональное переживание, эмоциональные реакции.
  3. Мотивы, привычные паттерны (схемы, штампы и стереотипы) поведения.
  4. Базовые потребности личности, которые являются ее природой.

Мы выделяем семь таких потребностей: существования (бытия), самоценности, принадлежности, самореализации, самостоятельности (или свободы), безопасности (или целостности, стабильности) и духовной жизни (связи с высшим, священным, смысл жизни).

Все семь этих потребностей присутствуют в личности и проявляют себя. Это движущие силы личности, которая живет ими. Но не все базовые потребности удовлетворяются, часто между ними возникает конфликт, который на самом деле нормален и неизбежен, но именно он может сформировать невротическое расстройство. Конфликт самореализации и безопасности, потому что допускает риск ошибки, которая приводит к возникновению чувства стыда, вины, потери значимости. Например, страх начать новое дело, страх назначения на новую должность.

Конфликт принадлежности и независимости (самостоятельности). Русская православная девушка и татарин-мусульманин полюбили друг друга и хотят пожениться. Их семьи против такого брака. Ради любви к своим родителям молодые люди готовы отказаться от любви, то есть отвергнуть часть себя. В данной ситуации приходят в противоречие базовые потребности в принадлежности и самостоятельности (любить и быть любимым и принять самостоятельное решение).

Примеры невротического поведения

Осознание — шаг к исцелению

Так и любой человек, поняв, что ним происходит, или только признав, что что-то не так, начинает искать решение. А дальше, на третьем этапе, человек уже будет действовать сам: начнет изучать свою проблему через книги, или через общение, или обратится к специалисту — это будет уже его ответственное и взрослое решение.

Почему Бог не наказывает плохих людей?


В Царствие Небесное ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии такого понятия. Человеческими мерками справедливости невозможно измерить Промысл Божий. Он много лучше, чем справедливость. Хотя некоторые считают, что раз Бог не поступает по справедливости с плохими людьми уже здесь, на земле, значит, Он и не всесилен.

Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.

Почему Бог наказывает детей за грехи родителей?


Надо сразу сказать, что Бог не наказывает детей за грехи родителей, все же каждый человек наказывается за свои грехи. Но почему возникает такой вопрос? Давайте обратимся к Священному Писанию как к самому достоверному источнику, говорящему о взаимоотношениях Бога и человека.

Где же в Библии говорится о невиновности детей в грехах родителей и наоборот — родителей в грехах детей? Вот где:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16).

Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, делает мерзость, то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.

Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.

А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.

Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез 18:1–5, 9–11, 12–14, 17–20, 30, 32).

Последствия грехов родителей сказываются на детях как в физическом, так и в духовном плане. Проще вырасти праведнику в семье праведников и наоборот, грешнику в семье грешников. Но Господь судит людей не одинаково. Он учитывает те условия, ту заданность, в которой родился и вырос человек. Недаром даже в притче о талантах Господь говорит, что рабы получили разное количество талантов: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (выделено автором. — Прим. ред.) (Мф 25:15). Господь дает каждому по силе и спрашивает с человека соответственно.


Кровь Христова смывает все

– Ваша прихожанка Анна Королева рассказала, как пришла к вам и сообщила, что у нее ВИЧ. Вы сказали, чтобы она встала в конец очереди на причастие. Почему вы тогда так поступили?
– Она приходила ко мне в храм, исповедовалась, причащалась, даже работала при храме, помогала, а потом решила выйти замуж. Я ее благословил на брак. А потом она приходит и говорит, что у нее ВИЧ, спрашивает, как причащаться.
Я тогда сказал: идите, конечно, вставайте в конец. Потому что она смущалась сама. Люди мало знают про ВИЧ. А вдруг она кому-то скажет, и это распространится. У нас же тоже суеверных полно. Поставил для чистоты ее совести и чтобы шороха не возникло, разговоров. Не потому, что я боялся.
У меня в Америке были случаи, когда я причащал очень заразных больных. Кровь Христова смывает все, и медицинских свидетельств, которые говорят, что ВИЧ передается таким образом, нет.
– Я читала историю, как вы туберкулезного больного причащали.
– Ну это сплошь и рядом. Больной был в беспамятстве и выплюнул частичку. Я взял и потребил, а что здесь можно сделать. Когда вы пускаетесь в море на очень утлом корабле – или вы пускаетесь, или нет. Возникает человеческое чувство брезгливости, когда человек выплевывает со слюной, ну что делать, приходится потреблять. Если мы читаем Евангелие, молимся и знаем, что такое причастие, бояться нечего.
– То есть после прихожанки вы потребили Причастие без страха?
– Да, конечно. И сейчас по ее стопам приходят больные ВИЧ, причащаются. Я стараюсь относиться ко всем внимательно, потому что человеческая жизнь полна передряг и искушений. Ну болеет, тяжелая болезнь, но чума или холера пострашнее.
Для меня это не было знаковым моментом, потому что я сталкиваюсь с серьезными болезнями, как и всякий священник. Например, в Америке я был в госпитале Стэнфордского университета, там были тяжелые больные, которые лежали в коме по нескольку лет. Три или четыре года я приезжал к одной женщине в коме. Какого-то мистического ужаса у меня перед болезнями нет.
– После того, как ваша прихожанка заболела ВИЧ, это подтолкнуло вас больше читать про эту болезнь?
– Ну, концепцию РПЦ (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа. – Прим. ред.) я прочитал внимательно, хотя я и раньше ее читал. Конечно, детали, связанные с тем, как передается и как нет – это все тоже прочитал. Это чисто технический момент. Я должен знать, если вдруг люди спросят.



Как мне жить дальше?



Ни в коем случае никому об этом не говорите



Чего ты от Бога хочешь? Иди к врачу и смиряйся



Ненавижу того человека и не хочу жить



Живем практически в Ветхом Завете



Понести этот крест или отчаяться

– А если к вам приходит человек с ВИЧ и просит благословить народное лечение, что вы отвечаете?
– Я хорошо учился в школе. И биологию учил. И понимаю, что, если бы медицинская наука была неэффективной, ее бы люди не использовали.
Когда тебе говорят, что нужно принимать антибиотики, а ты отказываешься и пытаешься их заменить святым маслом – искушаешь Господа Бога твоего. А в случае ВИЧ – просто самоубийство. Я вообще не считаю, что человек так уж должен заниматься своим здоровьем. Есть врачи, лекарства – иди и лечись. Не надо сидеть в интернете сутками, искать нетрадиционные способы, сидеть на форумах, обсуждать статьи. Цель человека – не здоровая жизнь, а христианская.
– Когда вы слышите от людей, что ВИЧ – это только наркоманы и проститутки, что вам в голову прежде всего приходит, как возможный ответ?
– Не осуждай ближнего своего, чтобы не согрешить самому в том же самом. Надо иметь понимание и сострадание. И твои дочь или сын могут попасться на это. Все мы были подростками, кучковались, играли на гитарах, курили сигареты и что-то распивали. Подростку море по колено, и это любого подстерегает.
Пришел из школы, пошел погулять, а там друзья: а кольнуться не хочешь? Ты что, трус, что ли? И чтобы что-то доказать, он возьмет себя и уколет. И, возможно, заразится ВИЧ. Христианин от нехристианина отличается только одним – он имеет сострадание. К бомжам, пьяницам, больным и кому угодно. Если вы говорите так, то вы от Христа довольно далеко.
– А если человек просто так считает, и все? Искренне верит, что ВИЧ – это в антисоциальных слоях населения. Мы правильные, у нас такого быть не может. А они – неправильные, вот и болеют.
– Все может быть везде. Не стоит осуждать. Если вы выносите какой-то приговор даже косвенно – это осуждение. Давайте вообще не думать о том, что нас не касается. Очень часто люди думают о чем угодно, только не о своей жизни. Не надо о других людях, давайте о себе. Лучше не сказать, чем сказать.
– Болезнь – это часть креста?
– Болезнь – часть страдания. И два пути есть: понести этот крест или отчаяться и пытаться его сбросить.
В первом случае человек приобщается Богу, и в душе у него мир и покой. А во втором теряет веру. Если она у него была, конечно.
– Да мы все время отчаиваемся и пытаемся крест сбросить, разве нет?
– Я говорю о крайних случаях, между ними гигантский спектр. Никогда нельзя отчаиваться. Что совершил Иуда? Предал Христа, отчаялся и удавился. Если бы он не отчаялся, Господь бы его принял. Мы же не Иуды.
– Да?
– Да. Мы же не предаем Христа. Грех – это, конечно, против Христа, но не предательство. Это некое отступничество.



Если с нами такого не случилось, это не значит, что мы должны кидать камни

– Вы предполагали когда-то, что вообще будете темой ВИЧ заниматься?
– Я этому не удивляюсь. Деятельность священника включает все. От рождения до смерти. Все, что угодно, может быть между крещением и отпеванием. ВИЧ так ВИЧ. Я уже 20 лет занимаюсь всем, чем угодно. Когда пахарь выходит в поле, он же не удивляется, что солнце и птички поют. Ладно, удивляется, но пашет! И не оглядывается. Будешь оглядываться – борозда будет неровная.
Удивляться можно только одному – милости Божией. Послал Господь таких людей – вот их и окормляйте.
– Но не все священники готовы заниматься людьми с ВИЧ.
– Это специфическая тема, и далеко не все батюшки к этому готовы, я не могу их осуждать. У них, как правило, столько забот и послушаний, они физически не могут все охватить. Священник как шахтер. По 14 часов в сутки минимум работаем.
– Вам приходилось отпевать людей, умерших от СПИДа?
– Один случай был, в Америке. Я просто знал, от чего умер. Ну что, умер и умер. От других тяжелых болезней люди тоже умирают. Просто жалко было, достаточно молодой, лет под 50. Все болезни равны, и у Господа все равны.
– Когда вы думаете о людях с ВИЧ, что вам на ум из Евангелия приходит?
– История с прокаженными. Это по степени страха окружающих перед ВИЧ. Напоминает то, как боялись прокаженных.
– Что самое главное, по-вашему, люди должны знать о том, как жить с ВИЧ?
– Не искушай Бога, лечись, ходи в храм, Господь тебе поможет. Все остальное – как получится. А что касается общества, то хотелось бы, чтобы оно было сострадательно к таким людям. И не должно быть страха. Если общество, конечно, считает себя христианским. Не осуждать, сострадать, понимать, что с каждым может случиться. Если с нами такого не случилось, это не значит, что мы должны кидать камни.
– Или убегать в страхе.
– Это уже вопрос личной отваги. Здесь я тоже не могу говорить, что нужно делать так или так. Осуждать точно нельзя. И уж тем более высмеивать. Это тоже проявление страха, попытка защитить себя.
– А там, где страх, места нет любви.
– Совершенно верно.

Читайте также: