Задачи кафедры инфекционных болезней

Обновлено: 25.04.2024

ВНИМАНИЕ!
В связи с сохраняющейся угрозой распространения коронавирусной инфекции, посещение студентами семинарских занятий на клинической базе кафедры возможно только строго при наличии шапочки, халата, маски, бахилл. При нарушении данного требования, студенты к занятиям допускаться не будут.

Учебной частью кафедры заведует к.м.н., доцент Колаева Наталья Викторовна.

Конечной целью изучения дисциплины "Инфекционные болезни" является формирование умений, знаний, навыков, обеспечивающих соответствие выпускника квалификационной характеристике врача по специальностям "лечебное дело" 31.05.01, "педиатрия" 31.05.02, "медико-профилактическое дело" 32.05.01., "стоматология" 31.05.03.

С информацией об учебных планах по различным специальностям можно ознакомиться на Портале Университета.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

I . Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента:
- целенаправленно и активно выявлять жалобы больного, собирать анамнез заболевания, эпиданамнез;
- производить осмотр и физикальное обследование пациента;
- выявлять ведущие симптомы заболевания;
- оценивать степень тяжести состояния больного;
- обосновывать план лабораторного и инструментального обследования;
- анализировать результаты бактериоскопических, бактериологических, иммунологических, иммуногенетических, аллергологических, биохимических методов исследований.

II . Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначения и обоснования лечения и профилактических мероприятий при неосложнённых формах дизентерии, бактериальных пищевых отравлений, ОРВИ, гриппа, вирусных гепатитов, детских воздушно-капельных инфекций, рожи, гельминтозов.
III . Диагностировать заболевание и оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику медицинской помощи при неотложных состояниях:
- инфекционно-токсическом шоке;
- дегидратационном шоке;
- анафилактическом шоке;
- отёке-набухании головного мозга;
- острой дыхательной недостаточности;
- острой почечной недостаточности;
- острой печёночной недостаточности;
- острой надпочечниковой недостаточности;
- церебральной форме малярии (малярийной коме).

IV . Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, обосновать направление больного в инфекционный стационар с диагностической, лечебной или противоэпидемической целями при тифо-паратифозных заболеваниях, холере, ботулизме, малярии, геморрагических лихорадках, чуме, туляремии, бруцеллёзе, лептоспирозе, сибирской язве, столбняке, бешенстве, ВИЧ-инфекции, менингококковой инфекции, орнитозе, риккетсиозах, иксодовых клещевых боррелиозах, клещевом энцефалите.

V . Решать вопросы медицинской деонтологии при общении с инфекционным больным и его родственниками.

VI . Уметь использовать в практической работе с инфекционными больными методы личной профилактики.

VII . Самостоятельно работать с учебной, справочной, научной литературой.


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

I . Клинические симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, их осложнений, проявления неотложных состояний с позиций патогенеза.

II . Принципы диагностики инфекционных заболеваний, их лечения и профилактики.

III . Принципы классификации инфекционных заболеваний.

IV . Показания к госпитализации и правила госпитализации инфекционных больных.

V . Правила заполнения медицинской документации при первичном выявлении инфекционного больного.
Контроль за достижением цели обучения проводится на курсовом экзамене.


Курсовой экзамен осуществляется в 3 этапа:

1. Курация больного с инфекционной патологией, написание учебной истории болезни (проводятся в течение цикла занятий в 10 семестре).

2. Централизованный тестовый контроль по всем темам курса инфекционных болезней (материал лекций, практических занятий, тем для самоподготовки). Контроль осуществляется по окончании цикла 10 семестра.

3. Собеседование с экзаменатором по двум клиническим ситуационным задачам проводится во время весенней сессии по окончании 10 семестра.


Требования к написанию тестового контроля.


Требования к собеседованию по ситуационным задачам.

Правильный ответ по ситуационной задаче предполагает знание алгоритма диагностического поиска (см. эталоны решения задач в учебных пособиях). Студент должен назвать диагностически значимые синдромы и симптомы заболевания, выявить динамику их развития, оценить тяжесть состояния больного, определить клиническую форму и вариант течения болезни, обозначить круг дифференциально-диагностического поиска, наметить тактику ведения больного (обследование, лечебные мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапах), обосновать свои ответы с позиций этиологии и патогенеза заболевания.

Критерии оценки устного ответа студента на экзамене.

Учебно-методический комплекс (УМК).

Студенты всех факультетов, проходящих обучение на кафедре инфекционных болезней, имеют возможность воспользоваться материалами УМК, находящимися в учебной части кафедры.

Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов на кафедре инфекционных болезней МПФ.

Кафедра инфекционных болезней располагается на базе ИКБ №2 г. Москвы. Среди пациентов больницы есть лица, имеющие инвалидность, в связи с этим все корпуса КИБ № 2 оснащены пандусами и грузовыми лифтами, что формирует безбарьерную среду для продвижения инвалидов, имеющих ограничения по мобильности.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582, осуществляется, в случае необходимости, свободный доступ студентов-инвалидов с ограниченной мобильностью в учебные помещения, в том числе лечебные палаты для освоения практических навыков по дисциплине "инфекционные болезни".

Документы системы менеджмента качества.











  • Международный Университет
  • Ресурсы и подразделения

Подготовка к поступлению

Профориентационные мероприятия для школьников

Учителям

Пироговская олимпиада для школьников по химии и биологии

ОНЛАЙН-ПРОЕКТЫ (дистанционное обучение)

Учебное

Профессиональное развитие

Студенческая жизнь

Аспирантура

Подготовка и защита диссертаций

Ресурсы

Кафедра инфекционных болезней у детей ПФ


  • заведующий кафедрой, кафедра инфекционных болезней у детей ПФ


  • доцент, кафедра инфекционных болезней у детей ПФ

зав. учебной частью, ответственный за БРС кафедры, ответственный за международное сотрудничество, материально-ответственное лицо
клиническая база: Инфекционная клиническая больница № 1

Весенний семестр 2021-2022 учебного года

Отработки пропущенных занятий и лекций принимает Ваш преподаватель. Студенты, не отработавшие пропущенные занятия, не допускаются к сдаче зачета в конце цикла.

Для отработки пропущенных занятий и лекций необходимо:

  • Подробный конспект по теме пропущенной лекции или занятия (должен быть написан от руки, можно в тетради)
  • Знание материала
  • Дополнительная ведомость из деканата для отработки последнего из пропущенных занятий (если студент отрабатывает после окончания цикла)

Занятия на цикле проводятся очно на клинических базах кафедры, лекции — дистанционно.

Для оценки знаний на кафедре используется БРС — семестровый рейтинг оказывает влияние на итоговую оценку за дисциплину.

Дополнительные материалы к занятиям размещены в Личном кабинете студента.

Педиатрический и международный факультеты. 5 курс (весенний семестр), 6 курс (осенний семестр).

Учебно-методическая литература

Учебно-методическая литература, выпущенная сотрудниками кафедры:

  1. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник / под ред. В.Ф. Учайкина , О.В. Шамшевой . — 3 изд. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 920 с.
  2. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни: атлас-руководство / В. Ф. Учайкин, Ф. С. Харламова, О. В. Шамшева, И. В. Полеско. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 384 с.
  3. Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика: руководство для врачей / О.В. Шамшева, А.А. Корсунский, В.Ф. Учайкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 184 с.

Рекомендуемая дополнительная литература:

Материалы для подготовки к ГИА по дисциплине "Инфекционные болезни у детей". Кафедра инфекционных болезней у детей ПФ. Специалитет "Педиатрия"

Материалы для подготовки к первичной аккредитации специалиста. Кафедра инфекционных болезней у детей ПФ. Специалитет "Педиатрия"

Основным научным направлением кафедры инфекционных болезней является изучение механизмов формирования и регуляции компенсаторных процессов при формировании синдрома интоксикации в ходе развития инфекционного процесса. Разработаны новая концепция синдрома интоксикации при острых кишечных бактериальных инфекциях, принципиально новый подход к купированию синдрома интоксикации путем фармакологического воздействия на механизмы, ответственные за его возникновение.

Одновременно совершенствуются методы экспресс-диагностики кишечных инфекций на основе иммуноферментного метода; изучены адгезивные свойства микроорганизмов, вызывающих бактериальные пищевые отравления и являющихся инициальными факторами в возникновении интоксикации.

44.jpg

На фотографии (слева направо): Почётный зав.кафедрой, чл.-корр. РАН, лауреат премии Правительства РФ, Заслуженный деятель науки РФ, профессор С.Г.Пак, профессор В.А.Малов, зав.кафедрой, Заслуженный врач РФ, профессор Е.В.Волчкова, профессор О.Ф.Белая.

С 2011 года кафедрой инфекционных болезней заведует профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Волчкова Елена Васильевна.

Под руководством профессора Е.В. Волчковой выполнено и защищено 2 докторских и 17 кандидатских диссертаций, она автор более 180 научных трудов, в том числе 2 монографий, 10 учебно-методических пособий, соавтор 2 учебников, руководства для врачей, программы и справочного издания по инфекционным заболеваниям.

Основной клинической базой кафедры является инфекционная клиническая больница №2 г.Москвы, сотрудники кафедры имеют высшие врачебные категории.

Коллектив кафедры инфекционных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, воспитанный на опыте своих учителей, и в современных условиях стремится сохранить лучшие традиции предшествующих поколений клиницистов и педагогов, передаёт свой опыт молодому поколению будущих врачей, которым предстоит столкнуться с новыми видами инфекционной патологии и найти решение многих задач здравоохранения по обеспечению здоровья нации в XXI веке.

Кафедра инфекционных болезней медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

(90-летие образования кафедры инфекционных болезней, 2013г.)

caphedra_infect_bol.JPG

Первый ряд (сидят, слева-направо) : доцент И.П.Нечаева, профессор К.Т.Умбетова, профессор М.Н.Алленов, доцент Б.К.Данилкин, зав.кафедрой, Заслуженный врач РФ, профессор Е.В.Волчкова, чл.-корр.РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, Почётный зав.кафедрой инфекционных болезней, профессор С.Г.Пак, доцент М.И.Карманов, доцент Н.Ю.Набокова, доцент Л.И.Шуба.


Второй ряд (стоят, слева-направо): доцент М.Б.Свиридова, к.м.н. Ю.В.Юдина, ассистент Н.А.Андрекайте, доцент В.Б.Полуэктова, ассистент О.Ю.Шабалина, ассистент О.В.Дарвина, доцент Н.В.Малолетнева, доцент, руководитель СНО Н.Н.Каншина, ст.лаборант З.А.Асадуллина, зав.уч.частью, доцент Н.В.Колаева, доцент Л.Н.Дмитриева, доцент Л.Н.Кокорева, доцент Е.А.Немилостива, ст.лаборант М.П.Бухольц, профессор А.А.Еровиченков, профессор В.А.Малов, доцент С.М.Микерин, доцент А.Н.Горобченко.

LioznovDA

З аведующий кафедрой – Дмитрий Анатольевич Лиознов ,
доктор медицинских наук.

Ответственные:

Кафедра расположена по адресу:

Учебная часть: корпус №21, 3 этаж

Клинические базы: Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3, отделение №24, 3 этаж. КИБ Боткина-Север, Пискарёвский пр. 49, учебный корпус, 7 этаж.

История кафедры инфекционных болезней

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Основной целью кафедры является обучение студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей навыкам и компетенциям в диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней и основам эпидемиологии. В зависимости от уровня подготовки (додипломный, последипломный, повышение квалификации) применяются различные образовательные технологии.

Научные интересы кафедры сосредоточены на изучении патогенеза, совершенствования диагностики, прогноза и терапии инфекционных заболеваний, протекающих на измененном преморбидном фоне, прежде всего, острых кишечных инфекций и гемоконтактных инфекций (вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции).

Содержание дисциплины, учебные программы

Педагогический процесс на кафедре включает преподавание инфекционных болезней у взрослых и детей, общей и частной эпидемиологии. Преподавание проводится на 5 и 6 курсах лечебного и педиатрического факультетов, факультета спортивной медицины и факультета иностранных учащихся, 5 курсе стоматологического факультета и на 2 курсах факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебной программой цикл инфекционных болезней включает:

  1. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях.
  2. Гемоконтактные инфекции (вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция). Избранные вопросы.

Положение

СНО кафедры

Последипломная подготовка

  • Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням.
  • Ежегодно на кафедре проходят обучение 4-5 клинических ординатора.
  • Проводятся циклы повышения квалификации и теоретического усовершенствования [А1]по инфекционным болезням
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров аспирантуре и докторантуре по специальности 14.01.09 – инфекционные болезни.
  • Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре осуществляется на бюджетной и договорной основе.

Циклы повышения квалификации

Клинические базы кафедры

Занятия со студентами и клиническими ординаторами проводятся на следующих базах:

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина (Миргородская ул., д. 3, 14 корпус, 3 этаж)

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина Север (Пискарёвский пр., д. 49, учебный корпус, 7 этаж)

Детская городская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова (Бухарестский пр., д. 134)

Отделение хронических вирусных инфекций ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (ул. Л. Толстого, д. 6/8, 21 корпус)

Научная деятельность

Основные темы научных исследований на кафедре:

  1. Стабилизация ремиссии и профилактика распространения ВИЧ-инфекции у больных с синдромом зависимости от опиатов и алкоголя.
  2. Роль метаболических нарушений и генетических факторов в прогрессировании хронического гепатита С.
  3. Совершенствование диагностики и лечения инфекционных заболеваний, протекающих в условиях измененной реактивности организма.

Штат кафедры :

  1. Станевич Оксана Владимировна – старший лаборант.
  2. Сенчик Евгения Феликсовна – старший лаборант, к.м.н.
  3. Тукациер Татьяна Вениаминовна – специалист по уч.-метод. работе 1 кат.

Штат лаборатории хронических вирусных инфекций НИЦ при кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

LioznovDA

З аведующий кафедрой – Дмитрий Анатольевич Лиознов ,
доктор медицинских наук.

Ответственные:

Кафедра расположена по адресу:

Учебная часть: корпус №21, 3 этаж

Клинические базы: Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3, отделение №24, 3 этаж. КИБ Боткина-Север, Пискарёвский пр. 49, учебный корпус, 7 этаж.

История кафедры инфекционных болезней

Цели и задачи кафедры, направление деятельности

Основной целью кафедры является обучение студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей навыкам и компетенциям в диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней и основам эпидемиологии. В зависимости от уровня подготовки (додипломный, последипломный, повышение квалификации) применяются различные образовательные технологии.

Научные интересы кафедры сосредоточены на изучении патогенеза, совершенствования диагностики, прогноза и терапии инфекционных заболеваний, протекающих на измененном преморбидном фоне, прежде всего, острых кишечных инфекций и гемоконтактных инфекций (вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции).

Содержание дисциплины, учебные программы

Педагогический процесс на кафедре включает преподавание инфекционных болезней у взрослых и детей, общей и частной эпидемиологии. Преподавание проводится на 5 и 6 курсах лечебного и педиатрического факультетов, факультета спортивной медицины и факультета иностранных учащихся, 5 курсе стоматологического факультета и на 2 курсах факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебной программой цикл инфекционных болезней включает:

  1. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях.
  2. Гемоконтактные инфекции (вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция). Избранные вопросы.

Положение

СНО кафедры

Последипломная подготовка

  • Обучение в клинической ординатуре по инфекционным болезням.
  • Ежегодно на кафедре проходят обучение 4-5 клинических ординатора.
  • Проводятся циклы повышения квалификации и теоретического усовершенствования [А1]по инфекционным болезням
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров аспирантуре и докторантуре по специальности 14.01.09 – инфекционные болезни.
  • Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре осуществляется на бюджетной и договорной основе.

Циклы повышения квалификации

Клинические базы кафедры

Занятия со студентами и клиническими ординаторами проводятся на следующих базах:

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина (Миргородская ул., д. 3, 14 корпус, 3 этаж)

Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина Север (Пискарёвский пр., д. 49, учебный корпус, 7 этаж)

Детская городская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова (Бухарестский пр., д. 134)

Отделение хронических вирусных инфекций ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (ул. Л. Толстого, д. 6/8, 21 корпус)

Научная деятельность

Основные темы научных исследований на кафедре:

  1. Стабилизация ремиссии и профилактика распространения ВИЧ-инфекции у больных с синдромом зависимости от опиатов и алкоголя.
  2. Роль метаболических нарушений и генетических факторов в прогрессировании хронического гепатита С.
  3. Совершенствование диагностики и лечения инфекционных заболеваний, протекающих в условиях измененной реактивности организма.

Штат кафедры :

  1. Станевич Оксана Владимировна – старший лаборант.
  2. Сенчик Евгения Феликсовна – старший лаборант, к.м.н.
  3. Тукациер Татьяна Вениаминовна – специалист по уч.-метод. работе 1 кат.

Штат лаборатории хронических вирусных инфекций НИЦ при кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии

Читайте также: