Закаливание профилактика простудных и инфекционных заболеваний

Обновлено: 24.04.2024

Образовательные учреждения – это те места, где дети регулярно проводят большую часть времени. Скученность, высокая контактность, неблагоприятные микроклиматические условия – основные причины того, что с наступлением учебного года заболеваемость учеников и воспитанников детских садов начинает расти. Профилактика гриппа в школе или дошкольных учреждениях (ДОУ) направлена на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. Мероприятия проводятся силами персонала и администрации.

Инфекционные заболевания в детском возрасте

Детские карантинные инфекции

  • корь;
  • скарлатина;
  • коклюш:
  • дифтерия;
  • ветряная оспа;
  • полиомиелит;
  • пневмококковая инфекция;
  • гемофильная инфекция;
  • менингококковая инфекция;
  • эпидемический паротит.

Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.

Грипп и коронавирус

Прививки от гриппа в школе, ДОУ проводят до начала эпидемии. Для формирования иммунитета необходимо от 2 до 4 недель. Вакцины, которые поступают в садики и школы, можно получить бесплатно. Родители имеют право привить детей в частных или государственных медицинских центрах. При выборе вакцинации за свой счет доступны российские, импортные препараты.

Прививка от гриппа обычно хорошо переносится. К самым частым нежелательным эффектам относят:

  • покраснение, уплотнение в месте укола;
  • ломоту в мышцах и суставах;
  • повышение температуры тела до 37 градусов в течение 2-3 дней.

Если родители сомневаются в том, можно ли вакцинировать ребенка от гриппа, следует задать интересующие вопросы педиатру. При наличии индивидуальной непереносимости, кожных заболеваниях, острых и некомпенсированных хронических расстройствах вакцинацию откладывают или делают отметку в карте о наличии противопоказаний к введению.

Бывает, что родители не хотят вакцинировать ребенка в школе, уже посетили частный прививочный кабинет или не планируют проводить иммунизацию вообще. В таком случае они имеют право написать отказ от прививки и предоставить его в садик или школу. Но следует понимать, что при возникновении эпидемии, росте числа заболевших гриппом ребенок, не вакцинированный от заболевания, может быть не допущен до посещения учреждения.

Вакцина от коронавируса пока находится на стадии клинических испытаний и не допущена в массовое производство. Говорить о плановом введении препарата всем детям рано.

Противоэпидемические мероприятия

Предотвратить распространение заболевания в детском коллективе можно с помощью различных групп мероприятий. К ним относят:

  1. Информирование детей и родителей об основных инфекциях, приводящих к вспышкам и эпидемиям, правилах поведения во время роста заболеваемости. При наличии вакцины – беседы о плановых прививках, ответы на актуальные вопросы.
  2. Обучение детей поведению при выявлении инфекции в коллективе, правильному использованию средств индивидуальной защиты.
  3. Контроль правильности выполнения противоэпидемических мероприятий: оценка, следуют ли дети рекомендациям.

По времени применения защитные действия делятся на три группы: подготовительные, которые проводят перед сезоном гриппа и ОРВИ, предпринимаемые при регистрации подъема заболеваемости и карантинные мероприятия, начинающиеся при преодолении эпидемического порога.

Что нужно сделать перед сезоном простуд

Готовя образовательное учреждение к осенне-зимнему периоду, важно обратить внимание на микроклимат, наличие средств и устройств для обеззараживания помещения, средств индивидуальной защиты. Медицинские работники готовят справочную информацию, проводят лекции для персонала, проводят вакцинацию. Полный перечень мероприятий включает в себя:

  • оценку теплового режима, графика проветривания залов для отдыха, учебы, хозяйственных и административных помещений;
  • проверку работоспособности бактерицидных ламп, рециркуляторов, наличие расходных материалов и средств для уборки;
  • пополнение запаса средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), моющих средств, салфеток;
  • оборудование помещения под медицинский изолятор (с санузлом) для временного нахождения воспитанников с подозрением на ОРВИ;
  • проведение плановой иммунизации от гриппа среди сотрудников школы, детского сада;
  • организацию обучения мерам личной и коллективной профилактики гриппа и ОРВИ в ДОУ, методам выявления детей с признаками гриппа и простуды (термометрия, опрос, наблюдение за состоянием);
  • обучение клинингового персонала правилам уборки в период эпидемии, контроль наличия у них медицинских книжек с отметкой о вакцинации от гриппа, кори;
  • заполнение информационных стендов актуальной информацией о респираторных инфекциях, по возможности – организация выдачи раздаточного материала с перечислением основных способов защиты и рекомендаций родителям;
  • организация осмотра, термометрии детей при входе в садик или школу, разработка способов разобщения разных классов и возрастных групп.

Наряду с оснащением образовательных учреждений и работой с персоналом важно охватить профилактическими мероприятиями детей, их родителей не только во время пребывания в школе или ДОУ, но и дома, в общественных местах. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки помогут укрепить иммунитет и защитить от заболевания.

Грипп – вакциноуправляемая инфекция. При достаточном проценте привитых лиц препарат защищает от развития вспышек и эпидемии. Перед началом учебного года следует предупредить родителей об осложнениях заболевания и предоставить информацию о преимуществах вакцины, местах проведения и оптимальных сроках плановой иммунизации. Рекомендованы обучающие занятия, на которых родители или сами ребята повторят основные правила поведения в период распространения респираторных инфекций:

  1. Защита органов дыхания при посещении общественных мест и появлении симптомов гриппа, ОРВИ. Правила ношения маски, респиратора, критерии смены средств защиты.
  2. При появлении признаков инфекции – отказ от встреч с друзьями, нахождение дома, при подъеме температуры – вызов врача из поликлиники.
  3. Применение одноразовых салфеток во время кашля или чихания с последующей утилизацией в полиэтиленовых пакетах и очищением рук (мытье с мылом или обработка антисептическими средствами);
  4. Одежда по погоде. В случае с дошкольниками, детьми, посещающими группы продленного дня – предусмотреть сменный комплект;
  5. Сокращение визитов в общественные места, по возможности регулярные прогулки, игры на свежем воздухе.
  6. Частое проветривание помещений, при сухости воздуха в них – применение увлажнителя, мойки воздуха. Регулярная влажная уборка дома.
  7. Если ребенок заболел, важно остаться дома, так как пациент даже с легкими признаками ОРВИ может стать источником инфекции для окружающих, вызвать врача и следовать его рекомендациям.

Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости

В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:

Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.

Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.

Карантин как способ профилактики

Если, несмотря на применяемые меры, заболеваемость респираторными или другими инфекциями продолжает расти, встает вопрос о необходимости карантина. В каком случае будут вводить карантин в школе, детском саду, решает директор, заведующая или их заместителей на основании предписания органов исполнительной власти.

Карантин – это перечень мероприятий, направленных на ограничение контактов лиц, находящихся на определенной территории (семья, сад или школа, город, область, страна). Его назначают тогда, когда общее число больных с теми или иными инфекциями начинает превышать определенную отметку – так называем эпидемиологический порог. Это говорит о том, что применяемые ранее меры недостаточно эффективны и нуждаются в усилении. Ограничительные меры, как правило, не имеют отношения к неинфекционным болезням, но могут касаться лиц с хроническими тяжелыми патологиями, вследствие чего те входят в группу риска по тяжелому течению при заражении и развитию состояний, угрожающих жизни людей.

На это время заболевшие могут быть изолированы в лечебных учреждениях. Те, кто с ними контактировал, ограничены в общении с окружающими и передвижении (обсервация). Длительность обсервации зависит от инкубационного периода возбудителя.

Карантинные мероприятия для профилактики гриппа или других инфекционных заболеваний в садике или школе включают в себя:

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году ученики части школ были переведены на дистанционное обучение. Для снижения числа детей в учреждениях и сохранения очного образования у тех категорий, которым это наиболее важно, в плановом порядке были выведены на дистанционное обучение школьники среднего звена.

Карантин в школах из-за коронавируса объявляется при значительном росте числа заболевших и приводится постановлением регионального отделения Роспотребнадзора.

Во время распространения респираторных инфекций в детских садах и школах проводятся мероприятия, направленные на защиту детей, быстрое выявление заболевших, своевременное обеспечение вакцинами, средствами индивидуальной защиты. Объем ограничительных мер зависит от числа зараженных, тяжести инфекции. Объявление карантина происходит по постановлению Роспотребнадзора, выполнение требований является обязательным условием для сохранения жизни и здоровья населения.


Укрепление, т.е. закаливание — это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Закаливание можно начинать в любом возрасте, но только ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ У ВРАЧА!

  • увеличивается работоспособность
  • увеличивается устойчивость организма к заболеваниям (особенно простудного характера)
  • улучшается самочувствие, человек лучше справляется со стрессами
  • повышаются сопротивляемость и выносливость организма к меняющимся условиям внешней среды.

Основные виды закаливания:

Закаливание водой

  • при закаливании холодной водой рекомендуется начинать с обтирания тела влажным полотенцем
  • начинать обливаться нужно водой комнатной температуры и снижать её на 1°С в два-три дня
  • в первые дни обливание начинают с нижней части тела, постепенно поднимаясь к плечам. По мере общего закаливания организма можно обливать себя всего сразу
  • температура окружающего воздуха должна быть около 18°С
  • при закаливании холодной водой по окончании процедуры кожа должна быть холодной, но внутри тела — ощущение тепла, которое как бы расширяется наружу, согревая всё тело
  • по завершении водных процедур необходимо растереть тело руками, особенно стопы и ушные раковины (скопление биологически активных точек), а волосы вытереть полотенцем
  • в теплое время года нужно купаться в открытых водоемах.

Закаливание воздухом

  • рекомендуется начинать с обдувания вентилятором обнажённого тела, постепенно уменьшая расстояние до вентилятора и увеличивая длительность процедуры. Начинать с 5-10 мин. ежедневно
  • помещение, в котором будет осуществляться закаливание, должно быть заранее проветренным
  • продолжительность закаливания вначале должна составлять 4-5 минут, в дальнейшем может быть увеличена до получаса
  • после привыкания организма, можно выходить на более холодный открытый воздух (прогулки, занятия спортом на открытом воздухе).

Ходьба босиком

  • начинать нужно с 5-10 минут хождения дома в носках по полу, босиком по ковру, затем босиком по полу, температура которого 18С, постепенно увеличивая время хождения до 30-40 мин. в день
  • летом можно ходить босиком по траве, влажному и сухому песку
  • приучив ноги к холоду, зимой можно практиковать непродолжительные (не более 3-х минут) прогулки босиком по снегу, предварительно нужно разогреться, а после прогулки, хорошо растереть ступни ног.

Закаливание солнцем

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД ТЕМ, КАК НАЧАТЬ ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА:

  • убедитесь, что вы полностью здоровы
  • скажите своему врачу о том, что хотите начать закаляться, ведь выбор метода закаливания зависит от состояния здоровья и условий жизни
  • проводите закаливающие процедуры ежедневно, без длительных перерывов
  • в случае болезни прекратите закаливание и проконсультируйтесь с врачом – когда вам вновь можно будет преступить к процедурам.

И помните, самое главное – позитивный настрой в работе над своим здоровьем: процедуры пойдут на пользу, и Ваш организм скажет Вам спасибо!

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на укрепление защитных сил организма, а также на повышение адаптации к условиям внешней среды.

Важнейшее профилактическое значение закаливания в том, что оно не лечит, а предупреждает болезнь. Закаленный человек легко переносит неблагоприятные факторы внешней среды (жару, мороз, ветер), которые ослабляют защитные силы организма, что может привести к развитию различных заболеваний.

Как закаливать организм, какие методы и способы подойдут именно вам, определяются возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма.

Основные принципы закаливания

Как начать закаляться, чтобы не навредить организму, а укрепить здоровье, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни?

Обязательное условие правильного закаливания – это следование здоровому образу жизни, где нет места алкоголю и курению.

Адекватное закаливание не вызывает побочных эффектов, наоборот, после систематического выполнения процедур поднимается настроение, нормализуется сон, повышается работоспособность, улучшается физическое и психическое здоровье.

Правила закаливания

Регулярность

Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.

Постепенность

Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.

Учет индивидуальных особенностей организма

При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.

Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.

Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце.

Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.

Физиологические основы закаливания

В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.

Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.

При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.

Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом

Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.

Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.

Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.

Закаливание солнцем

Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.

Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.

Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.

Закаливание водой

Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:

  • I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
  • II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
  • III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.

При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.

Программа закаливания для начинающих

Подготовительный этап: начало закаливания

Первый шаг к оздоровлению – сон с открытой форточкой в холодное время года, с открытым окном – в теплое.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любое время года независимо от погоды. Продолжительность прогулок определяется самочувствием, уровнем тренированности, состоянием здоровья и возрастом.

Пребывание на воздухе хорошо совмещать с занятиями активными видами спорта: зимой – коньки, лыжи; летом – волейбол, бадминтон и другие подвижные игры.

Воздушные ванны подготавливают организм к закаливанию водой. Начинайте с температуры в +20 градусов по 10-15 минут, с постепенным понижением температуры на 1-2 градуса в неделю.

  • Умывание холодной водой утром и вечером.
  • Хождение босиком сначала дома, а летом по траве, песку, камешкам.
  • Летом – плавание в открытых водоемах, зимой – регулярные занятия в бассейне.

Основной этап

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, нежели воздух.

К начальной стадии водного закаливания – к обтиранию приступают с комфортной для тела температуры воды в +28…+30 градусов. Влажным полотенцем или губкой обтирайте руки, ноги, затем туловище. После процедуры следует растереть тело сухим полотенцем до появления чувства тепла. Каждую неделю снижают температуру воды на 2 градуса, доводя ее до +10 ℃.

Контрастный душ. Схема воздействия: на 20 секунд включается теплая вода, на 5 секунд холодная, затем цикл повторяется 3-4 раза. Раз в 2-3 недели увеличивайте время пребывания под холодной водой на 5 секунд, пока время действия горячей и холодной воды не сравняется. После душа тело растирается сухим полотенцем до покраснения кожи.

Обливание – следующая стадия закаливания водой. Начальная температура воды должна составлять 20 ℃. Обливаться лучше из ведра, чтобы вода плавно скользила по всему телу. Общая продолжительность процедуры не должна превышать 1-2 минут. После процедуры тело разогревается сухим полотенцем.

Еще более сильное воздействие оказывает обливание холодной водой после парной в бане.

Моржевание – погружение в холодную воду наиболее серьезный вид закаливания. Подходит только для здоровых тренированных людей без хронических заболеваний. Всем тем, кто решил начать закаливание с помощью моржевания, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Попадая в ледяную воду организм человека получает сильнейший стресс, в ответ на который рефлекторно из надпочечников выбрасывается адреналин. Этот гормон в экстремальных ситуациях помогает организму выжить: сердцебиение учащается, поднимается артериальное давление и уровень глюкозы в крови, то есть происходит мобилизация всех систем организма для защиты от опасности.

Подготовку к моржеванию надо начинать с лета, обливаясь холодной водой на улице, плавая в открытых водоемах, не переставая купаться и осенью. На этапе подготовки к зимнему купанию обтирайтесь снегом, совершайте пробежки босиком по снежным дорожкам, чтобы организм постепенно привыкал к низким температурам.

  1. Перед купанием тело необходимо разогреть с помощью пробежки или выполнения физических упражнений.
  2. Первый заход в ледяную воду не должен длиться более 5 секунд.
  3. Новичкам не желательно погружаться в воду с головой.
  4. Во время купания стараться дышать носом.
  5. Купаться надо регулярно, хотя бы раз в неделю.
  6. После выхода из воды тело энергично растирается полотенцем, надевается одежда и совершается небольшая пробежка, чтобы согреться.

Солнечные ванны

Самое полезное время для принятия солнечных ванн, чтобы избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов, для средней полосы России утром с 9.00 до 12.00 часов и вечером с 16.00 до 18.00. Начальный период пребывания на солнце не должен превышать 5 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут доводят время до часа. Голову защищают головным убором, а глаза – солнцезащитными очками.

Особенности закаливания детей

Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.

Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.

Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.

В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.

Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.

В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.

Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.

При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.

Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.

Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.

Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.

Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.

Цели : пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 6-7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний : простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в детский сад можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания групповых помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в детский сад.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.

Цели: пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Примерное содержание беседы

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в школьном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний : простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в школу можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания классных помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в школу.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.

Профилактика детских инфекционных заболеваний в ДОУ Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни.

Профилактика простудных заболеваний. Консультация для родителей Дети в холодное время года и межсезонье часто болеют. В среднем ребенок до 6 лет болеет простудными заболеваниями до 8 раз в год средней.

Читайте также: