Закон о защите от инфекций

Обновлено: 28.03.2024

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

приобретает массовое распространение во всем мире,

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Статья 4. Гарантии государства

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

11. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

12. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

ГЛАВА II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ

Статья 7. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование

1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 12.08.1996 № 112-ФЗ)

2. Требования к указанному сертификату устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции

1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции:

не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 2510 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренные статьей 26 и частью первой статьи 27 указанного Федерального закона;

не распространяются положения пунктов 41 и 42 статьи 6, подпункта 1 пункта 5 статьи 61, пункта 51 статьи 8, пункта 12 статьи 13 и подпункта 6 пункта 9 статьи 133 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7, подпункта 13 пункта 1 статьи 9 и подпункта 10 пункта 9 статьи 18 указанного Федерального закона в части наличия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 357-ФЗ)

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в той же медицинской организации, а также в иной медицинской организации по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования

1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до восемнадцати лет, а также у лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, работник медицинской организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, уведомляет об этом одного из родителей или иного законного представителя таких лиц. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи

ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в прие

На уходящей неделе поправки в десятки законов, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии коронавируса, были оперативно рассмотрены и приняты Государственной Думой. Рассказываем подробнее, какие именно изменения в законодательство внесены и как они защитят людей

зал пленарных здание

Кредитные каникулы

Граждане и малый и средний бизнес смогут на полгода получить отсрочку по кредитам и займам, в том числе потребкредитам или ипотеке. Обратиться за отсрочкой можно будет если доход за минувший месяц стал меньше на 30 и более процентов. Перечень отраслей бизнеса, который также сможет претендовать на каникулы из‑за сложной экономической ситуации, утвердит Правительство РФ.

Увеличение выплат по больничным

Выплаты по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Министерство труда и социальной защиты РФ предложило установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 в размере 12 130 рублей.

Поддержка семей с детьми

Родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать региональные органы соцзащиты о смене места жительства и т. д. Выплаты будут производиться автоматически.

Отсрочка штрафов за долги по ЖКХ

Законом предусмотрена возможность не взимать в этом году пени и штрафы в случае просрочки гражданами платежей по коммунальным услугам.

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Защита туристов

Возврат билетов на отмененные концерты

Появляется возможность, в случае введения режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, отменять либо переносить культурно-массовые мероприятия, причем гражданам в этой ситуации будет возвращена стоимость билетов.

Отсрочка проведения техосмотра

Вступление в силу новых правил ТО (видеофиксация и другие новые требования) переносится на 2021 год. Полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года. Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. До этого проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз в год — легковые авто старше семи лет, полностью от процедуры освобождались автомобили младше трех лет.

Временная приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получат поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца этого года. Также предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это даст возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия может влиять на их финансовое состояние.

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Не потребуется в этот период и переоформлять разрешительные документы (лицензии, аккредитации и т. д.) несмотря на истечение сроков действия, срок действия автоматически пролонгируется. Те организации, деятельность которых приостановлена, например в связи с закрытием торговых центров, смогут получить отсрочку внесения арендных платежей.

Новые полномочия Правительства РФ

Оперативное внесение поправок в бюджет

Правительство наделяется правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Также предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.

Поддержка регионов

Губернаторам предоставляются универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Также регионы освобождаются от погашения в 2020 году бюджетных кредитов. Высвобождающиеся средства станут источником финансирования дополнительных мероприятий социально-экономического характера, в том числе связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавируса. Кроме того, законом увеличивается срок предоставления казначейских кредитов на пополнение остатков средств региональных бюджетов с 90 до 180 дней и смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Штрафы за нарушение карантина

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Штрафы за распространение фейков о коронавирусе

За распространение в СМИ и интернете ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств предусматривается наложение штрафа на юридических лиц от 1,5 млн до 3 млн рублей. Если распространение фейков привело к смерти человека, причинение вреда здоровью или имуществу, или массовое нарушение общественного порядка штраф составит от 3 млн до 5 млн рублей. За повторное нарушение штрафы могут достигать 10 млн рублей.

Также за фейки предусмотрена уголовная ответственность для граждан. Если публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная ответственность в новой статье 207.2 УК. За такое деяние грозит штраф от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы до трех лет.

коронавирус

Выплаты в расчете на месяц по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Новые правила оформления больничных

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.

Ответственность при обороте некачественных лекарств

Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц. Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Подробнее

Какие выплаты положены врачам и социальным работникам

Как контролируют цены на лекарства

Упрощение регистрации новых лекарств

Какие выплаты положены семьям с детьми

Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

(Обновление 16.11.2020)

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.

(Обновление 11.01.2022)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2021 года процедура ускоренной регистрации лекарственных препаратов для лечения больных новой коронавирусной инфекцией и получения разрешительных документов на их использование будет действовать до 1 января 2025 года.

Поддержка семей с детьми

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены Указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона. Оформить выплату можно, подав электронное заявление на портале Госуслуг, при личном визите в МФЦ или органы соцзащиты.

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Смотрите также

Как государство узнает, кто остался без работы и нуждается в помощи

Где регионы возьмут средства для борьбы с COVID-19

Обновление (22.10.2021)

Законом предусматривается единый размер пособия по уходу на ребенком для неработающих граждан. Пособие будет выплачиваться на каждого ребенка, вне зависимости от очередности рождения. С тем, сколько составляет пособие в 2022 году, можно ознакомиться тут.

Особый порядок подачи работодателем сведений о работниках

Приняты поправки, которые могут обязать ПФР чаще запрашивать данные о занятости граждан в пандемию. Они позволят Правительству в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением коронавируса, установить для работодателей особый порядок предоставления в органы Пенсионного фонда сведений о работниках — приеме на работу, увольнении, переводе на другую работу. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг и учет граждан, потерявших работу.

Штрафы за нарушение карантина

Дополнительно

Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Особенностью введенного на большинстве территорий РФ режима повышенной готовности является наделение властей специальными полномочиями по ограничению прав и установлению обязанностей граждан и организаций.

2 апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление №417), обязательные для всех граждан и организаций, находящихся на соответствующих территориях.

Правилами предусмотрены, в частности, следующие обязанности для граждан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять законные требования экстренных оперативных служб и должностных лиц в связи с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • при получении инструкций от уполномоченных лиц, в т.ч. через СМИ, эвакуироваться с зараженной территории и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • оказывать помощь пострадавшим и иметь при себе удостоверяющие личность документы.
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске пребывания в определенных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.

Однако законность таких актов уже успел заранее подтвердить Верховный суд РФ в Обзоре практики применения коронавирусного законодательства от 21.04.2020 №1.

Госдумой в целях обеспечения соблюдения коронавирусных правил внесен ряд поправок в КоАП РФ, Федеральный закон от 01.04.2020 №99-ФЗ уже вступил в силу.

Так, согласно ст. 20.6.1 КоАП РФ граждане могут быть оштрафованы за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на сумму до 30 тысяч рублей, а если причинен вред здоровью человека или имуществу – штраф составит от 15 до 50 тысяч рублей.

Такая ответственность применяется, если правонарушение не содержит состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Эта статья применяется при нарушении специальных ограничительных мероприятий (карантина), либо в случае невыполнения законного предписания (постановления) или требования Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача РФ). Штраф – от 15 до 40 тысяч рублей.

Отметим также, что производство по делу об административном правонарушении возбуждается только на основании протокола, составленного уполномоченным должностным лицом:

  • должностными лицами МЧС, Росгвардии, сотрудниками полиции или другими лицами в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р. (ст. 20.6.1 КоАП РФ);
  • сотрудниками полиции или органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 6.3 КоАП РФ).

В этой связи незаконно штрафовать граждан, не выполнивших правила поведения в условиях пандемии, на основе сведений, полученных с помощью специальных технических средств фото- и видеофиксации и работающих в автоматическом режиме (например, дорожные камеры). В силу прямого указания закона такие способы фиксации могут применяться только для выявления административных правонарушений в области ПДД (глава 12 КоАП РФ) или административных правонарушений в области благоустройства (см. примечание к ст. 1.5 КоАП РФ).

Важно также помнить, что действует презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Это значит, что обязанность по доказыванию события административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к ответственности, возлагается на соответствующие государственный орган или должностное лицо (п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Правительства РФ от 19 марта 2020 г. "О мерах по защите здоровья населения от новой коронавирусной инфекции"


Обзор документа

Информация Правительства РФ от 19 марта 2020 г. "О мерах по защите здоровья населения от новой коронавирусной инфекции"

Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство Российской Федерации в условиях глобальной пандемии нового коронавируса делает всё необходимое для предотвращения распространения инфекции, защиты здоровья граждан и оказания помощи заболевшим.

Сложившаяся ситуация - это вызов всему обществу. Она требует максимально слаженных действий, признания ответственности не только за своё здоровье, но и за здоровье окружающих.

Новый коронавирус принадлежит к семейству вирусов, широко распространённых среди животных и людей. Лишь некоторые из них представляют опасность. В случае с новой коронавирусной инфекцией заболевание в подавляющем большинстве случаев протекает в лёгкой форме. Смертность значительно ниже, чем при вызываемых другими коронавирусами атипичной пневмонии SARS/ТОРС (9,6%) и Ближневосточном респираторном синдроме (36%). Инкубационный период длится до 14 дней. Заболевший может передавать инфекцию до появления симптомов. К группе риска относятся пожилые люди - у них болезнь может протекать с тяжёлыми осложнениями.

Сегодня ситуация характеризуется как глобальная пандемия. Это один из худших мировых кризисов в сфере здравоохранения за последние 50 лет.

Благодаря созданной службе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, финансовой поддержке научных исследований и разработок в этой сфере Россия обладает значительным ресурсом для реагирования на подобные угрозы.

Решительные действия Правительства Российской Федерации в предыдущие два с половиной месяца позволили держать ситуацию под контролем и дали запас ценного времени для разработки дополнительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

Наша первоочередная задача - замедлить распространение инфекции, не допустить резкого роста числа заболевших за счёт ограничения передачи коронавируса внутри страны, а также защитить группы риска, прежде всего старшее поколение. Правительство Российской Федерации продолжит принимать для этого все необходимые меры.

Приоритеты - раннее выявление и профилактика передачи болезни внутри страны, своевременное и качественное оказание медицинской помощи заболевшим. Все принимаемые меры тщательно проработаны.

За их разработку и реализацию, а также мониторинг ключевых показателей санитарно-эпидемиологического благополучия и здравоохранения отвечает оперативный штаб под руководством Татьяны Алексеевны Голиковой.

1. Предупреждение завоза новой коронавирусной инфекции на территорию Российской Федерации.

Принято решение о приостановке въезда для граждан всех зарубежных государств (за исключением отдельных категорий лиц).

В дальнейшем при необходимости ограничительные меры будут корректироваться с учётом анализа эпидемической ситуации в зарубежных странах. Все решения направлены исключительно на защиту здоровья населения России.

2. Своевременное выявление случаев инфекции на территории Российской Федерации и профилактика распространения болезни внутри страны.

2.1. Выявление и диагностика.

Для своевременного выявления больных разработаны диагностические тест-системы. Организовано тестирование всех прибывающих в страну граждан из государств, где установлено распространение новой коронавирусной инфекции, и лиц, которые контактировали с приехавшими, а также больных пневмониями.

Российскими тест-системами обеспечены все необходимые исследования. Создан запас в 700 тыс. тест-систем, который будет пополняться. Ежедневная мощность производства - до 100 тыс. Дефицита в диагностике нет.

Принято решение о поставке тест-систем во все регионы России для организации и проведения исследований на базе лабораторий, имеющих право на работу с III-IV группой патогенности в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Данные обо всех проводимых лабораторных исследованиях на коронавирус будут централизованы. В случае выявления возбудителя подтверждение осуществят лаборатории Роспотребнадзора

Координационный совет по борьбе с распространением коронавирусной инфекции рекомендует гражданам обращаться за тестированием на новую коронавирусную инфекцию только в случаях, когда это действительно необходимо.

2.2. Профилактика распространения внутри Российской Федерации.

Внутри России продолжат приниматься и при необходимости будут усилены ограничительные меры. В их числе сокращение и отмена массовых спортивных, культурных мероприятий, проведение противоэпидемических мер предприятиями и организациями, включая дезинфекцию помещений и обеспечение соответствующего режима труда работников.

Сохраняются существующие требования по изоляции и жёсткому медицинскому наблюдению в отношении лиц, прибывших из других стран, и контактирующих с ними граждан.

По решению Правительства Российской Федерации пересмотрен порядок оформления, выдачи и оплаты больничных листов гражданам, находящимся на карантине. Медицинские организации получат право оформлять листы нетрудоспособности дистанционно без очного осмотра пациента, у которого имеются показания для карантина.

Изменён порядок оплаты больничных листов в указанных случаях: оплата будет производиться непосредственно гражданину авансом до закрытия листа трудоспособности.

Во исполнение постановления Главного санитарного врача даны поручения субъектам Российской Федерации проводить работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по организации режима труда работников, в том числе по обязательной дезинфекции контактных поверхностей во всех помещениях в течение дня.

Субъектам Российской Федерации поручено обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, включая в случае необходимости переход на дистанционные формы обучения и работы. Министерством просвещения Российской Федерации создана рабочая группа, которая разработает единый порядок организации и сопровождения образования в дистанционной форме.

Для уменьшения рисков заболевания Правительство рекомендует всем гражданам ограничить контакты, в случае появления симптомов заболевания - острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) не покидать дом и незамедлительно вызвать врача. Работодателям рассмотреть возможность перевода сотрудников на работу в удалённом доступе.

Успешное противодействие распространению инфекции зависит от усилий каждого из нас.

3. Своевременное и качественное оказание медицинской помощи заболевшим.

Эпидемиологические данные говорят о том, что в большинстве случаев (80%) заболевание протекает в лёгкой форме. Однако у 15-20% заболевших, особенно у людей старшего возраста с сопутствующими заболеваниями, течение болезни осложняется пневмониями, и в ряде случаев требуется проведение интенсивной терапии.

Готовность медицинских организаций к оказанию помощи заболевшим - одно из главных условий сохранения жизней.

Минздравом России проведена оценка готовности лечебной сети. Осуществлена подготовка медицинских организаций к различным сценариям развития ситуации. Развёрнуто более 55 тыс. инфекционных коек, из них более 12 тыс. - реанимационных и 396 - обсерваторов. Подготовлено 7,5 тыс. мельцеровских боксов.

Медицинские организации имеют более 40 тыс. аппаратов искусственной вентиляции лёгких, 124 аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Правительством Российской Федерации выделены ресурсы для дополнительной закупки свыше 500 аппаратов, включая 17 аппаратов ЭКМО.

В медицинских организациях создан запас лекарственных препаратов, неснижаемый запас средств индивидуальной защиты. Медицинскую помощь сегодня готовы оказать 6 тысяч врачей-инфекционистов и почти 2 тысячи пульмонологов, более 18 тысяч медсестёр.

Правительством Российской Федерации для материального стимулирования медицинских работников принято решение о выделении средств из резервного фонда. Средства будут направлены на выплату денежного стимулирования работникам учреждений здравоохранения и науки Роспотребнадзора, врачам участковым - терапевтам, врачам общеврачебной практики, пульмонологам, инфекционистам, анестезиологам-реаниматологам, медицинским сёстрам, фельдшерам и акушерам ФАПов, медицинскому персоналу скорой помощи, младшему медицинскому персоналу, которые участвуют в реализации мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

Продолжается работа по методическому обеспечению профилактики и лечения на основе последних имеющихся научных данных. До медицинских организаций доведены рекомендации, алгоритмы действий по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.

Россия имеет успешный опыт борьбы с эпидемиями в стране и мире. Более чем вековая история и признанный международным сообществом потенциал российских научных институтов в сфере эпидемиологии и вирусологии помогают разрабатывать эффективные меры по сдерживанию эпидемии, созданию возможностей для оказания помощи всем нуждающимся и сохранения жизней. Наши усилия направлены на разработку вакцины и отработку эффективных схем лечения.

Принимаемые решения и рекомендации, прежде всего в части запретов и ограничений, многим могут показаться чрезмерными. Однако именно они, по мнению учёных, являются эффективными для противодействия эпидемии.

Обзор документа

Правительство сообщает о принимаемых мерах в связи со сложившейся ситуацией по коронавирусу. Сегодня она характеризуется как глобальная пандемия. Это один из худших мировых кризисов в сфере здравоохранения за последние 50 лет.

Гражданам рекомендуется обращаться за тестированием на новую коронавирусную инфекцию только в случаях, когда это действительно необходимо.

Российскими тест-системами обеспечены все необходимые исследования. Создан запас в 700 тыс. тест-систем, который будет пополняться. Ежедневная мощность производства - до 100 тыс. Дефицита в диагностике нет.

Медорганизации имеют более 40 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких, 124 аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации. Дополнительно закупят свыше 500 аппаратов, включая 17 аппаратов ЭКМО. Развернуто более 55 тыс. инфекционных коек, из них более 12 тыс. реанимационных и 396 обсерваторов. Подготовлено 7,5 тыс. мельцеровских боксов.

Листы нетрудоспособности оформляются дистанционно без очного осмотра пациента, у которого имеются показания для карантина. Оплата производится непосредственно гражданину авансом до закрытия больничного.

Из резервного фонда выделят средства для материального стимулирования медработников, участвующих в борьбе с коронавирусом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: