Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней в казахстане

Обновлено: 18.04.2024

Есть три международных акта, прямо регулирующих вопросы медицинского вмешательства, в том числе прививок:

1) Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS N 164). Заключена в г. Овьедо 04.04.1997 (есть в СПС Консультант Плюс).

Однако Россия в данной Конвенции не участвует.

Согласно преамбуле данной Декларации, она определяет всеобщие принципы на основе общих этических ценностей.

Названная Декларация не является международным договором, но выражает общепризнанные принципы международного права.

Согласно этим пунктам Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз:

- обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью сделать себя вакцинацией, если они не хотят делать это сами;

- гарантировать, что никто не подвергнется дискриминации за то, что он не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.

Россия является членом Совета Европы.

Конституционное регулирование

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

На основании ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это может относиться и к тем правам и свободам, которые закреплены в конвенциях, в которых Россия не участвует.

Имеет значение и ч. 2. ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Особенно это становится важным в тех случаях, когда испытания вакцины до конца не проведены.

Исходя из этого, а также с учетом того, что все нормы права должны толковаться с учетом правовых принципов, даже обязательная вакцинация, в том числе для определенных категорий работников, не может умалять право на отказ от этой вакцинации (т. е. полностью ликвидировать это право). А уж тем более вакцинация не может быть принудительной.

Последствия отказа от обязательных прививок

Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).

Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.

В Конституции РФ прямо закреплено:

- каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27);

- каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

- каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41);

- каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:

1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.

В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;

Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.

- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Первая мера вполне правомерна, поскольку в межгосударственных отношениях абсолютная свобода перемещения не действует.

Две другие меры, по мнению автора, неконституционны, поскольку полностью умаляют указанные выше конституционные права, а при отстранении от работы потеря заработной платы является дополнительным наказанием. Полная ликвидация права не может называться ограничением и соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности).

Правда, ограничения могут носить временный характер. В связи с этим нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ: «Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П).

Таким образом, при отказе от прививок работниками, для которых они обязательны, в качестве профилактических мер помимо уже упомянутых могут применяться перевод на дистанционную работу (глава 49.1 Трудового кодекса РФ), изменение трудового договора (глава 12 Трудового кодекса РФ). Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность, применяться не могут.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 января 1996 г. N 56 P960056_ "О Плане действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы и развернутом Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996 год", в целях профилактики и снижения инфекций, управляемых вакцинацией, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить целевую комплексную программу "Иммунопрофилактика" (далее - Программу) на 1996-1998 годы.
2. Министерству здравоохранения Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и иными центральными и местными исполнительными органами обеспечить реализацию Программы и установить контроль за ее выполнением.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 мая 1996 г. N 577

Целевая комплексная программа "Иммунопрофилактика"

Наличие высокоэффективных и безвредных вакцин против детских инфекционных заболеваний дифтерией, коклюшем, полиомиелитом, корью позволяет снизить заболеваемость, смертность и в ряде случаев ликвидировать их.
В Законах Республики Казахстан Z921200_ "Об охране здоровья народа в Республике Казахстан" и Z942000_ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проблемам вакцинации придается приоритетное значение. Программа рассмотрена и одобрена экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ.

После периода успехов в снижении уровня инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, в последние годы наметился их рост. Заболеваемость дифтерией в расчете на 100 тыс. населения возросла с 0,2 в 1991 году до 6,7 в 1995 году. Рост заболеваемости дифтерией продолжается, увеличилась летальность. На высоком уровне регистрируются корь, коклюш, эпидемический паротит, спорадически - полиомиелит.
Причиной столь высокой заболеваемости управляемыми инфекциями является недостаточный охват населения прививками, особенно детей раннего возраста. В 1993-1995 годах охват прививками против дифтерии детей до одного года составил 81-84-92 процента соответственно, против коклюша - 75-79-90 процентов, против кори 91-71-95 процентов. Отсутствие собственного производства по выпуску вакцин и сывороток поставило республику в труднейшее положение по обеспечению населения иммунобиологическими препаратами.
В настоящее время вакцины и сыворотки в основном закупаются за рубежом, в том числе в России, а также поступают по линии гуманитарной помощи. В 1994 году годовая потребность в вакцинах была удовлетворена в целом по республике на 60 процентов, в 1995 году - на 80 процентов.
Имеются значительные трудности в соблюдении холодовой цепи из-за отсутствия производства по выпуску холодильного оборудования, термоконтейнеров, хладоэлементов, возникли серьезные проблемы с обслуживанием и ремонтом имеющегося оборудования.
Остается проблемой обеспечение лечебно-профилактических учреждений одноразовыми шприцами.
Научный потенциал республики представлен: Казахским научно-исследовательским институтом эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней. Научным центром педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Казахским государственным институтом усовершенствования врачей и 6 медицинскими институтами, которые из-за недостаточного финансирования сократили проведение научных исследований по проблемам иммунопрофилактики.
Остается слабой подготовка студентов медицинских институтов, учащихся медицинских училищ по данной проблеме. Не ведется специальная подготовка педиатров-иммунологов, врачей-лаборантов, терапевтов и других специалистов по вопросам иммунологии. Недостаточно изучаются причины поствакцинальных осложнений, не разрабатываются методы лечения, тактика иммунизации детей группы риска, не проводится анализ причин иммунодефицитных состояний детей.
Слабая санитарно-просветительная работа среди населения, неубедительное и несвоевременное освещение важности проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации способствуют высоком доле отказов родителей от прививок.
Законом Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена обязательность иммунизации граждан республики.
Проблемы профилактики и снижения инфекций, управляемых вакцинацией, могут быть успешно решены путем осуществления комплекса организационных, медицинских, экономических и правовых мер в рамках целевой комплексной программы "Иммунопрофилактика".

II. Цели и задачи

III. Политика и стратегия

Политика и стратегия Программы строится с учетом опыта, накопленного здравоохранением Республики Казахстан по проблеме вакцинопрофилактики, современного мирового уровня, рекомендаций ВОЗ, ЮНИСЕФ.
Программа предусматривает:
неукоснительное выполнение календаря прививок, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Казахстан в 1995 году и одобренного ВОЗ. Приоритетной является вакцинация детей в возрасте до 1 года против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, до 2 лет - против кори;
постоянный мониторинг и оценку выполнения Программы для своевременной корректировки календаря прививок и планов мероприятий.
Стратегия Программы:
обеспечение населения высокоиммуногенными и низкореактогенными вакцинами;
проведение в районах с высокой заболеваемостью национальных дней иммунизации, экстренной и массовой, исходя из эпидемиологической ситуации;
совершенствование информационной базы эпидемиологического надзора, мониторинга и контроля за управляемыми инфекциями, привитостью, холодовой цепью, движением вакцин и т. д.;
широкая социальная мобилизация населения по пропаганде и достижению целей иммунизации;
совершенствование профессиональной подготовки врачей и средних медицинских работников, других специалистов по вопросам иммунопрофилактики;
увеличение объема научных исследований по вопросам иммунопрофилактики;
расширение международных связей с целью обмена опытом работы и совершенствования Программы, повышения квалификации кадров, решения вопросов материально-технического обеспечения службы иммунизации.

IV. Управление Программой


Главное управление Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан является организационно-методическим и консультативным органом республики по разработке и внедрению всего комплекса мер специфической профилактики инфекций.
Выполнение мероприятий по борьбе с дифтерией, столбняком, коклюшем, корью, полиомиелитом, туберкулезом проводится на всех уровнях органами и учреждениями здравоохранения республики согласно целевым программам.
Совершенствование эпидемиологического анализа позволит создать научно обоснованную, объективную базу для планирования и проведения рациональных и эффективных противоэпидемических мероприятий.
Для обеспечения управления Программой будет широко использоваться существующая информационная система, с разработкой новой нормативно-методической документации, позволяющей оценить качество и эффективность реализации основных направлений Программы.

V. Вакцины и холодовая цепь

Для успешной реализации Программы особое значение приобретает обеспечение республики достаточным количеством иммунобиологических препаратов и другими дополнительными материальными ресурсами. На Республиканскую санитарно-эпидемиологическую станцию возлагается ответственность за своевременное централизованное обеспечение вакцинами, сыворотками, диагностикумами другими иммунобиологическими препаратами.
В 1994 году между Правительством Республики Казахстан и ЮНИСЕФ подписано Соглашение о вакцинной обеспеченности Республики Казахстан, которое гарантирует до 2000 года поставку в республику вакцин детям до двух лет.
Однако, для поддержания эпидемиологического благополучия в стране требуется проведение дальнейших возрастных ревакцинаций детей, подростков и взрослых, проведение иммунизации как плановой, так и экстренной, по эпидемическим показаниям.
Эффективность вакцинопрофилактики в значительной степени определяется режимом хранения и транспортировки вакцин. В рамках расширенной программы иммунизации будет производиться дополнительная поставка холодильного оборудования в течение 5 лет из Японии.

VI. Совершенствование системы
эпидемиологического надзора

1. Утвердить и внедрить в практику стандартное определение случая дифтерии, полиомиелита, кори, столбняка и других "управляемых" инфекций.
2. Разработать и внедрить в 1996 году системы компьютерно-информационного слежения за уровнем заболеваемости, показателями охвата вакцинацией детей, подростков, взрослых групп риска, уровнем коллективного иммунитета, интенсивностью циркуляции токсигенных штаммов дифтерии, полиовирусов, движением вакцин и т. д., что позволит обеспечить своевременное проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также прогнозирование эпидемиологической ситуации.
3. Охватить вакцинацией не менее 95 процентов детей до одного года и не менее 85 процентов взрослых.
4. Достичь высокого уровня коллективного иммунитета: защищенность среди детей - не менее 90 процентов, среди взрослых - не менее 75 процентов.
5. Совершенствовать схему и определение контингента лиц, подлежащих обследованию на бактерионосительство возбудителя дифтерии, повысить эффективность бактериологического контроля за интенсивностью циркуляции токсигенных штаммов дифтерии, полиовирусов.
6. Разработать и внедрить в практику ускоренные методы лабораторной диагностики дифтерии, кори и краснухи.

VII. Подготовка медицинских кадров

Для реализации Программы необходимы квалифицированные кадры.
Базовая подготовка медицинских кадров проводится в медицинских институтах, училищах, на кафедрах усовершенствования врачей и повышения квалификации средних медицинских работников.
С целью улучшения подготовки медицинских кадров предусмотрено:
внести дополнения и изменения в программы обучения студентов медицинских вузов, училищ, врачей и средних медицинских работников на курсах повышения квалификации;
разработать и издать методические материалы по вакцинопрофилактике для студентов медицинских вузов и средних специальных учебных заведений;
провести расширенную подготовку специалистов по актуальным вопросам иммунизации населения:
руководителей программ иммунизации на разных уровнях;
врачей-иммунологов, фтизиатров, невропатологов, аллергологов и других специалистов;
медицинских сестер кабинетов иммунопрофилактики, медицинских сестер школ, детских дошкольных учреждений;
включить раздел иммунопрофилактики в обязательный перечень вопросов при проведении аттестации врачей и средних медицинских работников на квалификационную категорию;
проводить ежегодную аттестацию медработников, с выдачей соответствующего документа на право проведения вакцинации населения.

VIII. Социальная мобилизация

Целью социальной мобилизации является активное привлечение всего населения к участию в организации и проведении вакцинации детей и взрослых против "управляемых" инфекций.
Реализация данного раздела Программы предполагает:
изучить информированность населения по вопросам иммунизации, используя метод анкетированного опроса родителей, работников дошкольных учреждений, преподавателей школ, учащихся и студентов;
проводить широкую разъяснительную работу среди населения по вопросам иммунизации через средства массовой информации;
подготовить сценарий, провести съемку и прокат короткометражного фильма, видеоклипов и рекламных видеороликов;
подготовить и издать научно-популярную литературу для населения (листовки, памятки, брошюры, плакаты, буклеты).

IХ. Международное сотрудничество

Министерство здравоохранения Республики Казахстан продолжает работать над реализацией расширенной программы иммунизации, принятой Всемирной организацией здравоохранения и направленной на решение задач по снижению и ликвидации полиомиелита, кори, дифтерии, коклюша, столбняка и туберкулеза. В подготовке и реализации целевой комплексной программы "Иммунопрофилактика" значительную помощь оказывают специалисты и эксперты ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮСАИД и др.
Материально-техническая помощь республике осуществляется в форме поставок вакцин, холодильного оборудования, а также проведения семинаров, разработки и размножения методической и специальной литературы, переподготовки специалистов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, обеспечивающих реализацию Программы, на базе ведущих учреждений ВОЗ.

Х. Научные исследования

Вопросами иммунопрофилактики занимается Казахский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней.
Программа предусматривает проведение прикладных исследований, ориентированных на решение проблем иммунопрофилактики оперативного характера.
Во-первых, снижение заболеваемости дифтерией путем повышения эффективности вакцинации и экстренной специфической диагностики этого заболевания.
Многолетние исследования по изучению иммунного статуса людей показали существенную роль влияния окружающей среды на эффективность выработки иммунитета. Необходимо продолжить поиск безопасных и высокоэффективных стимуляторов иммунного ответа на вакцину.
Важнейшим в борьбе с дифтерией является своевременная диагностика заболевания. Существующие бактериологические методы позволяют получить подтверждение диагноза только на 3 - 5 сутки. В этой связи требуется безотлагательная разработка ускоренного и надежного метода диагностики.
Во-вторых, разработка ускоренных методов эпидемиологической диагностики смешанных очагов кори и краснухи.
В республике краснуха продолжает оставаться не изученной инфекцией. Вместе с тем заболеваемость ею достаточно высока и, в силу схожести клинической картины с корью, дифференциация этих инфекций крайне затруднена. Разработка гемагглютинирующих антигенных и люминисцирующих антительных препаратов кори и краснухи позволит целенаправленно проводить в очагах противоэпидемические мероприятия.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 612.

В редакции от: 30.03.2021

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 612.

Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, правил, сроков их проведения и групп населения, подлежащих профилактическим прививкам

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1) перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) Правила и сроки проведения обязательных профилактических прививок в рамках гарантированного объема медицинской помощи (далее – Правила) согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

3) группы населения, подлежащие профилактическим прививкам согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

2. Министерству здравоохранения Республики Казахстан, акимам областей, городов республиканского значения и столицы обеспечить:

1) получение профилактических прививок населением в соответствии с Правилами;

2) функционирование выездных прививочных бригад в целях вакцинации населения, проживающего в населенных пунктах, в которых отсутствуют условия для проведения профилактических прививок.

3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Мамин

Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 24 сентября 2020 года № 612

Перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи

1. За счет средств республиканского бюджета проводятся обязательные профилактические прививки (введение вакцин и других иммунобиологических препаратов) против следующих инфекционных и паразитарных заболеваний после получения информированного согласия прививаемого лица на проведение вакцинации:

1) плановые профилактические прививки:

вирусный гепатит "В";

гемофильная инфекция типа b;

2) профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям:

весенне-летний клещевой энцефалит;

Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.03.2021 № 173 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

2. За счет средств местных бюджетов проводятся обязательные профилактические прививки (введение вакцин и других иммунобиологических препаратов) по эпидемиологическим показаниям против следующих инфекционных заболеваний после получения информированного согласия прививаемого лица на проведение вакцинации:

вирусный гепатит "А";

Сноска. Пункт 2 - в редакции постановления Правительства РК от 30.03.2021 № 173 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Приложение 2
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 24 сентября 2020 года № 612

Правила проведения обязательных профилактических прививок в рамках гарантированного объема медицинской помощи

1. Настоящие Правила проведения обязательных профилактических прививок в рамках гарантированного объема медицинской помощи (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 85 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" и определяют порядок проведения профилактических прививок.

2. Обязательные профилактические прививки (далее – прививки) проводят юридические лица при наличии лицензии на осуществление первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностической и (или) стационарной медицинской помощи взрослому и (или) детскому населению.

3. Сроки проведения обязательных профилактических прививок в рамках гарантированного объема медицинской помощи установлены согласно приложению к настоящим Правилам.

4. К проведению прививок допускаются лица с высшим и средним медицинским образованием, обученные правилам техники проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития неблагоприятных проявлений после иммунизации, имеющие разрешение к проведению прививок.

Разрешение выдается ежегодно специально созданной при медицинской организации комиссией по выдаче допуска к проведению прививок.

5. Организация проведения прививок, подготовка специалистов, проводящих прививки, осуществляется руководителями медицинских организаций.

6. Прививки проводятся в специально оборудованных прививочных кабинетах организаций здравоохранения и (или) организаций образования. Помещения, где проводятся прививки, обязательно обеспечиваются наборами для неотложной и противошоковой терапии с инструкцией по их применению.

7. В случае отсутствия в населенном пункте условий для проведения прививок (отсутствие организации здравоохранения, медицинского работника или условий для хранения вакцин и других иммунобиологических препаратов), прививки проводятся соответствующей выездной прививочной бригадой.

Режим работы выездных прививочных бригад определяется местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы.

9. Прививки проводятся парентерально путем использования саморазрушающихся шприцев и перорально – путем употребления вовнутрь.

10. В день проведения прививки прививаемому лицу врач, при отсутствии врача – фельдшер, проводит опрос прививаемого лица или его законного представителя с проведением медицинского осмотра и термометрии для исключения противопоказаний к иммунизации и при отсутствии таковых, дает разрешение на проведение прививки.

11. Медицинский работник предоставляет прививаемому лицу или его законному представителю полную и объективную информацию о прививке, возможных реакциях и неблагоприятных проявлениях после иммунизации, последствиях отказа от прививки. Прививки проводятся после получения информированного согласия на проведение прививок граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

12. Медицинское обследование совершеннолетнего прививаемого лица перед проведением прививок проводится в случае предъявления им жалоб на ухудшение состояния здоровья и (или) при наличии объективных симптомов заболеваний.

13. Перед проведением прививок медицинский работник проверяет целостность ампулы (флакона), срок годности и маркировку вакцины и других иммунобиологических препаратов, соответствие вакцины растворителю и прилагаемой инструкции.

14. Привитые лица в течение 30 минут находятся под наблюдением в медицинской организации, где они получили прививки, для принятия мер в случае возникновения неблагоприятных проявлений после иммунизации. В случае проведения прививок выездной прививочной бригадой, привитые находятся под наблюдением медицинского работника, проводившего прививку.

15. Все проведенные прививки подлежат учету медицинским работником и должны содержать следующие сведения: дата введения препарата, название препарата, номер серии, доза, контрольный номер, срок годности, характер реакции на введение препарата, страна-производитель. Перечисленные данные вносятся в учетные формы следующих медицинских документов:

1) у детей – карта профилактических прививок (форма 063/у), история развития ребенка (форма 112/у), медицинская карта ребенка (форма 026/у), вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (форма 025-1/у), журнал учета профилактических прививок новорожденным (форма 064-1/у), журнал движения вакцин (форма 064-2/у);

2) у взрослых – медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у), журнал учета профилактических прививок (форма 064/у).

16. Сведения о прививках вносятся в прививочный паспорт, форма которого утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения в соответствии с подпунктом 31) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения".

Правильность и достоверность записей о проведении прививок в учетной документации и прививочном паспорте обеспечивает медицинский работник, проводивший прививки.

17. Все случаи реакций и неблагоприятных проявлений после иммунизации на введение вакцин и других иммунобиологических препаратов регистрируются в учетных формах медицинских документов, указанных в пунктах 15 и 16 настоящих Правил.

Приложение к Правилам
обязательных профилактических
прививок в рамках
гарантированного объема
медицинской помощи

Сроки проведения обязательных профилактических прививок в рамках гарантированного объема медицинской помощи

Сноска. Таблица приложения - в редакции постановления Правительства РК от 30.03.2021 № 173 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

1. Инфекционные заболевания, против которых прививки проводятся за счет средств республиканского бюджета

mail.kz

mail.kz

Новый кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения" определяет, что профилактические прививки подразделяются на обязательные и добровольные, а также предусматривает адмответственность за качество вакцин, передает zakon.kz.

Профилактические прививки - это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

В частности, определены следующие виды обязательных профилактических прививок:
- плановые профилактические прививки;
- профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям.

Кодекс гласит, что физические лица, постоянно находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны получать обязательные профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний.

Перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, определяются Правительством РК.

Плановым профилактическим прививкам подлежат лица, достигшие возраста в соответствии с перечнем заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки, не имеющие медицинских противопоказаний.

Перед проведением профилактической прививки медицинским работником производится осмотр прививаемого лица. Медицинский работник предоставляет ему либо его законному представителю полную и объективную информацию о профилактической прививке, возможных неблагоприятных проявлениях и последствиях отказа от нее.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается уполномоченным органом.

Профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям согласно перечню подлежат физические лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Проведение профилактических прививок, не входящих в перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки, является добровольным и осуществляется на платной основе.

Порядок регистрации и расследования неблагоприятных проявлений после иммунизации устанавливается уполномоченным органом.

Как отмечается, допуск в дошкольные организации детей, не получивших плановые профилактические прививки, осуществляется только при достижении порогового уровня коллективного иммунитета в дошкольной организации.

Коллективный иммунитет - косвенная защита непривитых лиц за счет достижения порогового уровня охвата плановыми профилактическими прививками населения против инфекций, предупреждаемых вакцинами.

Правила допуска в дошкольные организации детей, не получивших плановые профилактические прививки, и пороговый уровень коллективного иммунитета определяются уполномоченным органом.

Вместе с тем в целях усиления ответственности должностных и юридических лиц (НЦЭЛС, производители, поставщики, реализаторы, дистрибьюторы и др. ответственные лица) предусматривается адмответственность за нарушение правил ввоза, закупа, транспортировки, хранения вакцин, а также за нарушение порядка проведения экспертизы лекарственных средств, проводимой государственной экспертной организацией в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при проведении экспертизы качества и безопасности вакцин (ст.426 КоАП, штрафа - должностных лиц - 100 МРП, юр.лиц – 130 – 1000 МРП).

716.kz

716.kz

Сейчас опять возникают вопросы, может ли быть вакцинация обязательной, есть ли правовые основания. Они есть и указаны в международных договорах о правах человека и четко установлены в статье 39 Конституции Казахстана, комментирует директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов, сообщает zakon.kz.

Касательно ужесточения мер по борьбе с коронавирусной инфекцией в сегодняшних условиях правозащитник, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов считает, что это должно быть не на словах, а на деле. Об этом он написал на своей странице в Facebook и приводит такие доводы.

1. Сейчас показывали по ТВ - в Японии "бьют во все колокола", что число заболевших в Токио превысило тысячу человек, где население - 14 млн человек. Там всего тысяча и такой резонанс.
2. У нас почти 6 тысяч в день, в 5 раз больше. Наша статистика на самом деле пугает, и ясно дело, при нашем попустительстве, коррупции, безответственности некоторых структур, в том числе и предпринимательских, бизнеса - будет только нарастать.

3. Если сейчас так каждый день, то будет и высокая смертность. Она и так высокая. Только узнал, что знакомые преподаватели из ЕНУ им. Л.Н. Гумилева "ушли в мир иной".

4. Сейчас опять возникают вопросы, может ли быть вакцинация обязательной. Есть ли правовые основания? Они есть и указаны в международных договорах о правах человека и четко установлены в статье 39 Конституции Казахстана - "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения."


5. Тем более эти вопросы стали вопросами национальной безопасности для любой страны мира, вопросами выживания и предметом жесткого регулирования со стороны любого государства.

6. Соответственно, одна из норм кодифицированного закона - Кодекса "О здоровье и системе здравоохранения" - устанавливает в статье 85 "Проведение профилактических прививок", то есть введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

7. п. 2 статьи 85 Кодекса определяются следующие виды обязательных профилактических прививок: 2) профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям, где физические лица, постоянно находящиеся на территории Республики Казахстан, обязаны получать обязательные профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний.


8. п. 5. ст. 85 Кодекса устанавливает, что "перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, определяются Правительством Республики Казахстан."

9. Профилактическая прививка против КВИ определена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 612. Отсюда и правовые основания для регулирования такого вида общественных отношений.


10. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается уполномоченным органом.
11. Поэтому даже сейчас видно, что у нас сложнейшая, критическая ситуация, о которой раньше предупреждали, и она будет только усугубляться, и жесткие меры, как в прошлом году, просто необходимы.
Даже те, кто с недоверием относился недавно, а сейчас видят, как быстро распространяется "дельта-штамм" индийского коронавируса и уносит жизни людей, уже меняют свое отношение к действительности и считают целесообразным соблюдение санитарно-эпидемиологических предписаний и жесткого противодействия этой чуме XXI века.

Читайте также: