Заражение вич инфекцией задачи

Обновлено: 24.04.2024

ЦЕЛЬ изучения темы – формирование у студентов профессиональных умений выявлять факторы риска инфицирования и симптомы, характерные для ВИЧ-инфекции, определять тактику обследования пациентов с подозрением на ВИЧ-инфекцию, а также коммуникативных навыков умения полно и точно формулировать свои мысли.

Цели внеаудиторной самоподготовки студента (цели исходного уровня):

Студент должен знать:

1. Основные свойства вируса иммунодефицита человека.

2. Механизмы и пути передачи ВИЧ.

3. Факторы риска инфицирования ВИЧ.

4. Основы патогенеза развития ВИЧ-инфекции.

5. Принципы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

6. Клиническую классификацию ВИЧ-инфекции.

7. Основные оппортунистические инфекции.

8. Принципы терапии больных ВИЧ-инфекцией.

Цели изучения темы на занятии (цели заключительные по теме - уровень подготовленности по теме)

Студент должен уметь:

1. Выявить факторы риска инфицирования ВИЧ.

2. Собрать анамнез болезни, провести осмотр пациента с целью выявления симптомов, характерных для ВИЧ-инфекции.

3. Назначить исследование крови с целью выявления антител к ВИЧ методом ИФА с последующим подтверждением их специфичности методом иммунного блоттинга.

4. Поставить предварительный диагноз и ориентировать больного на дальнейшее диспансерное наблюдение в центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Студент должен знать:

1. Факторы, в том числе профессиональные, и степень риска инфицирования ВИЧ.

2. Изменения системы иммунитета по мере прогрессирования ВИЧ - инфекции.

3. Клинические проявления наиболее распространенных вторичных заболеваний, вызывающих поражение полости рта.

4. Основные принципы лабораторной и инструментальной диагностики.

5. Принципы организации лечения больных ВИЧ - инфекцией.

6. Систему профилактических мероприятий при ВИЧ - инфекции.

Цели воспитательной работы

Студент должен уметь:

1. Осуществлять сотрудничество с преподавателем и сокурсниками, с пациентами в ходе решения ситуационных задач.

2. Конструктивно разрешать конфликты, возникающие во время группового обсуждения учебных проблем:

-обсуждение тактики лечения;

-рецензирование решения ситуационных задач коллегами.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование продолжается

Наличие фактора риска возможного инфицирования ВИЧ: употребление наркотических и психоактивных веществ, парентеральные вмешательства, сексуальные контакты.

Исследование продолжается

При осмотре: пятнисто-папулезная сыпь на коже туловища и конечностей, гиперемия слизистой ротоглотки, зернистость задней стенки глотки, кандидоз ротовой полости, увеличение более 2-х групп лимфатических узлов, лимфоузлы плотноэластической консистенции, безболезненные, гепатоспленомегалия.

В гемограмме - лимфоцитоз, наличие атипичных мононуклеаров

Исследование продолжается


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ

Цель изучения темы на занятии (умения, навыки)

Группа методов обучения

(ознакомление с информацией,

Комплексные действия (курация больных),

Комплексные действия (курация больных),

Комплексные действия (курация больных),

Методы воспитательной работы:

1. Руководство группой при совместном решении проблем

2. Демонстрация конструктивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций (привести пример конкретных действий преподавателя).

В случае возникновения конфликтной ситуации преподаватель

- индивидуальный метод воздействия (индивидуальная беседа);

-выясняет претензии сторон, способствует совместному решению проблемы, в случае необходимости предлагает новые варианты решений, удовлетворяющие потребности каждой из сторон.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

1. Методы педагогического контроля

Принципы терапии больных ВИЧ-инфекцией

Студент должен уметь:

Студент должен знать:

1. Контрольно-измерительные материалы

2.1. Для контроля исходного уровня

В тестовых заданиях имеются вопросы с одним правильным ответом.

Выберите правильный ответ.

1. ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ОТНОСИТСЯ К СЕМЕЙСТВУ:

2. ОСОБЕННОСТЬЮ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ФЕРМЕНТА:

3) обратной транскриптазы (ревертазы)

3. ПЕРЕДАЧА ВИЧ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

1) воздушно-капельным путем

4. ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ВОЗБУДИТЕЛЯ ИНФЕКЦИИ:

1) в инкубационном периоде

2) в терминальной стадии

4) в стадии вторичных заболеваний

5) в любой стадии болезни

5. НАИБОЛЬШАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВИЧ ИМЕЕТСЯ В:

1) спинномозговой жидкости

6. В ОСНОВЕ ПАТОГЕНЕЗА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ЛЕЖИТ:

1) поражение иммунокомпетентных клеток

2) развитие ДВС-синдрома

3) сенсибилизация антигенами вируса

7. К ОППОРТУНИСТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ОТНОСИТСЯ:

2) инфекционный мононуклеоз

3) церебральный токсоплазмоз

4) генерализованная форма сальмонеллеза

5) вирусный гепатит С

8. ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЫВОРОТКИ КРОВИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ МЕТОДОМ ИММУННОГО БЛОТТИНГА РЕЗУЛЬТАТ СЧИТАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПРИ:

1) выявлении антител к 2-3 гликопротеинам ВИЧ

2) выявлении антител к каким-либо протеинам ВИЧ

3) отсутствии антител к каким-либо протеинам ВИЧ

4) выявлении антител к 1 гликопротеину ВИЧ

5) выявлении антител к 1 гликопротеину и какому-либо протеину ВИЧ

9. ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ПРИМЕНЯЮТ:

1) определение количества и соотношения Т- и В-лимфоцитов

2) электронную микроскопию крови

3) обнаружение антител в иммунном блоттинге

5) выделение гемокультуры вируса

10. ДЛЯ ЭТИОТРОПНОЙ ТЕРАПИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ПРИМЕНЯЮТ:

1) противовирусные препараты

3) противопротозойные препараты

4) неспецифические противовоспалительные средства

2.2. Для контроля заключительного по теме

В тестовых заданиях имеются вопросы с одним правильным ответом.

Выберите правильный ответ.

1. ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА:

2) устойчив во внешней среде

3) на современном этапе эпидемии доминирует серотип ВИЧ-2

4) специфические белки оболочки ВИЧ-1 представлены гликопротеинами с молекулярной массой 120, 41 кД

5) нуклеоид (сердцевина) ВИЧ представлен гликопротеином с молекулярной массой 160 кД

2 . ЗНАЧИМЫМ ЛАБОРАТОРНЫМ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) количество лейкоцитов

2) уровень гемоглобина

3) количество тромбоцитов

4) количество CD 4 лимфоцитов и величина вирусной нагрузки

3. ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ У БОЛЬНЫХ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ:

1) болезненные, флюктуируют при пальпации

2) с гиперемией кожных покровов над ними

3) спаяны с кожей

4) увеличены до 5 см и более

5) безболезненные, имеют туго-эластичную консистенцию

4. ДИАГНОЗ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СТАВИТСЯ НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ ДАННЫХ:

3) клинических, эпидемиологических и лабораторных (обнаружение антител к ВИЧ в ИФА и иммунном блоттинге)

4) клинических и лабораторных (обнаружение антител к ВИЧ в ИФА)

5) клинических, эпидемиологических и лабораторных (снижение С D 4 лимфоцитов)

5. ДЛЯ ОБРАБОТКИ РУК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ЗАГРЯЗНЕННЫХ КРОВЬЮ БОЛЬНОГО ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ СЛЕДУЮЩЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ:

6. ЭТИОЛОГИЧЕСКИМ АГЕНТОМ САРКОМЫ КАПОШИ ЯВЛЯЕТСЯ:

2) вирус герпеса человека 1 типа

3) вирус Эпштейна-Барр

4) вирус герпеса человека 6 типа

5) вирус герпеса человека 8 типа

1) вирус герпеса человека 1 типа

2) вирус варицелла-зостер

4) вирус Эпштейна-Барр

5) вирус контагиозного моллюска

8. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОСТИ РТА ПОРАЖАЕТСЯ:

3) грибами рода Candida

5) микобактерией туберкулеза

9. АНГУЛЯРНЫЙ ХЕЙЛИТ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ВЫЗЫВАЮТ:

1) микобактерия туберкулеза

2) атипичные микобактерии

3) вирусно-бактериальные ассоциации

4) грибы рода Candida

10. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ СЛЕДУЕТ:

1) рекомендовать прерывание беременности

2) проводить профилактику передачи ВИЧ плоду

3) рекомендовать грудное вскармливание

4) проводить профилактику только новорожденному

5) рекомендовать только наблюдение в женской консультации

Клиническая ситуационная задача №1

Больной 22 лет, коммерсант, обратился в поликлинику с жалобами на похудание (за последний год потерял около 10% массы тела), умеренную слабость, кашель, повышение температуры тела до 37–38 о С.

Объективно: кожа сухая, на слизистой оболочке ротоглотки признаки кандидозного стоматита. Периферические лимфатические узлы не увеличены. В легких рассеянные сухие хрипы, ЧД 19 в мин. На рентгенограмме органов грудной клетки - признаки диссеминации (множественные мелкие тени по всей поверхности легких). При ультразвуковом исследовании органов брюшной полости – множественные увеличенные лимфатические узлы в области ворот печени, по ходу брыжейки, в воротах селезенки. Селезенка умеренно увеличена, имеются 2 очаговых образования с умеренно сниженной эхогенностью. В общем анализе крови: лейкоциты 9,4х10 9 /л, п/я 15%, с/я 68%, лимф. 7%, мон. 10%, эоз. 0%. В биохимическом анализе крови и общем анализе мочи существенных изменений не выявлено.

Консультирован фтизиатром. Диагноз: генерализованный туберкулез с поражением легких (диссеминированный) и органов брюшной полости.

При исследовании иммунного статуса выявлен низкий уровень CD4+ лимфоцитов – абсолютное число клеток 26 в мл (норма - >600 кл.).

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Каким методом лабораторной диагностики вы можете подтвердить диагноз данному пациенту?

3. Составьте план дополнительного обследования.

4. Перечислите основные направления лечения данного больного.

5. Какие вопросы эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить.

Ответы к клинической ситуационной задаче №1

1. ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний IV В (СПИД): генерализованный туберкулез с поражением легких и органов брюшной полости, кандидоз слизистой оболочки полости рта.

2. Исследование крови на антитела к ВИЧ методом ИФА и методом иммунного блоттинга.

3. Определение вирусной нагрузки ВИЧ методом ПЦР; исследование мокроты и лаважной жидкости на ВК, обследование на основные СПИД-индикаторные болезни (кровь на ДНК ЦМВ методом ПЦР, КТ головного мозга для исключения токсоплазмоза).

4. Противовирусная терапия (этиотропная), лечение туберкулеза (тактика лечения определяется тяжестью течения и формой болезни совместно с фтизиатром), противогрибковая терапия.

5. Внутривенное употребление наркотических и психоактивных веществ; парентеральные вмешательства, сексуальные контакты.

Клиническая ситуационная задача №2

Больная Б., 19 лет, поступила в инфекционную больницу с подозрением на инфекционный мононуклеоз. Больна 5-й день: появилось недомогание, слабость, першение в горле, лихорадка 37,5-38,5 о С; на 3-й день болезни отметила увеличение заднешейных, переднешейных и подмышечных лимфоузлов до 1,0 см в диаметре. За время болезни был 3 раза кашицеобразный стул.

В связи с наличием кандидоза языка больной проведено исследование иммунного статуса, при котором выявлено снижение абсолютного количества CD4+ клеток до 210 кл/мл (норма более 600 кл/мл).

1. Согласны ли Вы с предварительным диагнозом?

2. Обоснуйте диагноз.

3. Каким методом обследования необходимо подтвердить диагноз?

4. Определите наиболее вероятный путь заражения данной больной.

Ответы к клинической ситуационной задаче №2

2. Постепенное начало болезни, катаральный синдром, лихорадка, интоксикация, полилимфоаденопатия, гепатолиенальный синдром, изменения в гемограмме (лимфоцитоз, атипичные мононуклеары) заставляют предположить инфекционный мононуклеоз. Однако наличие диспептического синдрома, кандидоза полости рта, выраженное снижение количества CD 4+лимфоцитов в крови, данные эпидемиологического анамнеза позволяют думать о ВИЧ-инфекции, стадия II А (острая инфекция: мононуклеозоподобный синдром).

3. Определение антител к ВИЧ методом ИФА с последующим исследованием в иммунном блоттинге.

4. Наиболее вероятно заражение половым путем.

2.3. Для контроля эффективности воспитательной работы

- экспертная оценка преподавателем приобретенных студентом коммуникативных навыков (перечень устных вопросов):

ЦЕЛЬ изучения темы – формирование у студентов профессиональных умений выявлять факторы риска инфицирования и симптомы, характерные для ВИЧ-инфекции, определять тактику обследования пациентов с подозрением на ВИЧ-инфекцию, а также коммуникативных навыков умения полно и точно формулировать свои мысли.

Цели внеаудиторной самоподготовки студента (цели исходного уровня):

Студент должен знать:

1. Основные свойства вируса иммунодефицита человека.

2. Механизмы и пути передачи ВИЧ.

3. Факторы риска инфицирования ВИЧ.

4. Основы патогенеза развития ВИЧ-инфекции.

5. Принципы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

6. Клиническую классификацию ВИЧ-инфекции.

7. Основные оппортунистические инфекции.

8. Принципы терапии больных ВИЧ-инфекцией.

Цели изучения темы на занятии (цели заключительные по теме - уровень подготовленности по теме)

Студент должен уметь:

1. Выявить факторы риска инфицирования ВИЧ.

2. Собрать анамнез болезни, провести осмотр пациента с целью выявления симптомов, характерных для ВИЧ-инфекции.

3. Назначить исследование крови с целью выявления антител к ВИЧ методом ИФА с последующим подтверждением их специфичности методом иммунного блоттинга.

4. Поставить предварительный диагноз и ориентировать больного на дальнейшее диспансерное наблюдение в центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Студент должен знать:

1. Факторы, в том числе профессиональные, и степень риска инфицирования ВИЧ.

2. Изменения системы иммунитета по мере прогрессирования ВИЧ - инфекции.

3. Клинические проявления наиболее распространенных вторичных заболеваний, вызывающих поражение полости рта.

4. Основные принципы лабораторной и инструментальной диагностики.

5. Принципы организации лечения больных ВИЧ - инфекцией.

6. Систему профилактических мероприятий при ВИЧ - инфекции.

Цели воспитательной работы

Студент должен уметь:

1. Осуществлять сотрудничество с преподавателем и сокурсниками, с пациентами в ходе решения ситуационных задач.

2. Конструктивно разрешать конфликты, возникающие во время группового обсуждения учебных проблем:

-обсуждение тактики лечения;

-рецензирование решения ситуационных задач коллегами.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование продолжается

Наличие фактора риска возможного инфицирования ВИЧ: употребление наркотических и психоактивных веществ, парентеральные вмешательства, сексуальные контакты.

Исследование продолжается

При осмотре: пятнисто-папулезная сыпь на коже туловища и конечностей, гиперемия слизистой ротоглотки, зернистость задней стенки глотки, кандидоз ротовой полости, увеличение более 2-х групп лимфатических узлов, лимфоузлы плотноэластической консистенции, безболезненные, гепатоспленомегалия.

В гемограмме - лимфоцитоз, наличие атипичных мононуклеаров

Исследование продолжается


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ

Цель изучения темы на занятии (умения, навыки)

Группа методов обучения

(ознакомление с информацией,

Комплексные действия (курация больных),

Комплексные действия (курация больных),

Комплексные действия (курация больных),

Методы воспитательной работы:

1. Руководство группой при совместном решении проблем

2. Демонстрация конструктивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций (привести пример конкретных действий преподавателя).

В случае возникновения конфликтной ситуации преподаватель

- индивидуальный метод воздействия (индивидуальная беседа);

-выясняет претензии сторон, способствует совместному решению проблемы, в случае необходимости предлагает новые варианты решений, удовлетворяющие потребности каждой из сторон.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

1. Методы педагогического контроля

Принципы терапии больных ВИЧ-инфекцией

Студент должен уметь:

Студент должен знать:

1. Контрольно-измерительные материалы

2.1. Для контроля исходного уровня

В тестовых заданиях имеются вопросы с одним правильным ответом.

Выберите правильный ответ.

1. ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ОТНОСИТСЯ К СЕМЕЙСТВУ:

2. ОСОБЕННОСТЬЮ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ФЕРМЕНТА:

3) обратной транскриптазы (ревертазы)

3. ПЕРЕДАЧА ВИЧ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

1) воздушно-капельным путем

4. ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ВОЗБУДИТЕЛЯ ИНФЕКЦИИ:

1) в инкубационном периоде

2) в терминальной стадии

4) в стадии вторичных заболеваний

5) в любой стадии болезни

5. НАИБОЛЬШАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВИЧ ИМЕЕТСЯ В:

1) спинномозговой жидкости

6. В ОСНОВЕ ПАТОГЕНЕЗА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ЛЕЖИТ:

1) поражение иммунокомпетентных клеток

2) развитие ДВС-синдрома

3) сенсибилизация антигенами вируса

7. К ОППОРТУНИСТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ОТНОСИТСЯ:

2) инфекционный мононуклеоз

3) церебральный токсоплазмоз

4) генерализованная форма сальмонеллеза

5) вирусный гепатит С

8. ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЫВОРОТКИ КРОВИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ МЕТОДОМ ИММУННОГО БЛОТТИНГА РЕЗУЛЬТАТ СЧИТАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПРИ:

1) выявлении антител к 2-3 гликопротеинам ВИЧ

2) выявлении антител к каким-либо протеинам ВИЧ

3) отсутствии антител к каким-либо протеинам ВИЧ

4) выявлении антител к 1 гликопротеину ВИЧ

5) выявлении антител к 1 гликопротеину и какому-либо протеину ВИЧ

9. ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ПРИМЕНЯЮТ:

1) определение количества и соотношения Т- и В-лимфоцитов

2) электронную микроскопию крови

3) обнаружение антител в иммунном блоттинге

5) выделение гемокультуры вируса

10. ДЛЯ ЭТИОТРОПНОЙ ТЕРАПИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ПРИМЕНЯЮТ:

1) противовирусные препараты

3) противопротозойные препараты

4) неспецифические противовоспалительные средства

2.2. Для контроля заключительного по теме

В тестовых заданиях имеются вопросы с одним правильным ответом.

Выберите правильный ответ.

1. ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА:

2) устойчив во внешней среде

3) на современном этапе эпидемии доминирует серотип ВИЧ-2

4) специфические белки оболочки ВИЧ-1 представлены гликопротеинами с молекулярной массой 120, 41 кД

5) нуклеоид (сердцевина) ВИЧ представлен гликопротеином с молекулярной массой 160 кД

2 . ЗНАЧИМЫМ ЛАБОРАТОРНЫМ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) количество лейкоцитов

2) уровень гемоглобина

3) количество тромбоцитов

4) количество CD 4 лимфоцитов и величина вирусной нагрузки

3. ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ У БОЛЬНЫХ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ:

1) болезненные, флюктуируют при пальпации

2) с гиперемией кожных покровов над ними

3) спаяны с кожей

4) увеличены до 5 см и более

5) безболезненные, имеют туго-эластичную консистенцию

4. ДИАГНОЗ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СТАВИТСЯ НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ ДАННЫХ:

3) клинических, эпидемиологических и лабораторных (обнаружение антител к ВИЧ в ИФА и иммунном блоттинге)

4) клинических и лабораторных (обнаружение антител к ВИЧ в ИФА)

5) клинических, эпидемиологических и лабораторных (снижение С D 4 лимфоцитов)

5. ДЛЯ ОБРАБОТКИ РУК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ЗАГРЯЗНЕННЫХ КРОВЬЮ БОЛЬНОГО ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ СЛЕДУЮЩЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ:

6. ЭТИОЛОГИЧЕСКИМ АГЕНТОМ САРКОМЫ КАПОШИ ЯВЛЯЕТСЯ:

2) вирус герпеса человека 1 типа

3) вирус Эпштейна-Барр

4) вирус герпеса человека 6 типа

5) вирус герпеса человека 8 типа

1) вирус герпеса человека 1 типа

2) вирус варицелла-зостер

4) вирус Эпштейна-Барр

5) вирус контагиозного моллюска

8. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОСТИ РТА ПОРАЖАЕТСЯ:

3) грибами рода Candida

5) микобактерией туберкулеза

9. АНГУЛЯРНЫЙ ХЕЙЛИТ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ ВЫЗЫВАЮТ:

1) микобактерия туберкулеза

2) атипичные микобактерии

3) вирусно-бактериальные ассоциации

4) грибы рода Candida

10. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ СЛЕДУЕТ:

1) рекомендовать прерывание беременности

2) проводить профилактику передачи ВИЧ плоду

3) рекомендовать грудное вскармливание

4) проводить профилактику только новорожденному

5) рекомендовать только наблюдение в женской консультации

Клиническая ситуационная задача №1

Больной 22 лет, коммерсант, обратился в поликлинику с жалобами на похудание (за последний год потерял около 10% массы тела), умеренную слабость, кашель, повышение температуры тела до 37–38 о С.

Объективно: кожа сухая, на слизистой оболочке ротоглотки признаки кандидозного стоматита. Периферические лимфатические узлы не увеличены. В легких рассеянные сухие хрипы, ЧД 19 в мин. На рентгенограмме органов грудной клетки - признаки диссеминации (множественные мелкие тени по всей поверхности легких). При ультразвуковом исследовании органов брюшной полости – множественные увеличенные лимфатические узлы в области ворот печени, по ходу брыжейки, в воротах селезенки. Селезенка умеренно увеличена, имеются 2 очаговых образования с умеренно сниженной эхогенностью. В общем анализе крови: лейкоциты 9,4х10 9 /л, п/я 15%, с/я 68%, лимф. 7%, мон. 10%, эоз. 0%. В биохимическом анализе крови и общем анализе мочи существенных изменений не выявлено.

Консультирован фтизиатром. Диагноз: генерализованный туберкулез с поражением легких (диссеминированный) и органов брюшной полости.

При исследовании иммунного статуса выявлен низкий уровень CD4+ лимфоцитов – абсолютное число клеток 26 в мл (норма - >600 кл.).

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Каким методом лабораторной диагностики вы можете подтвердить диагноз данному пациенту?

3. Составьте план дополнительного обследования.

4. Перечислите основные направления лечения данного больного.

5. Какие вопросы эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить.

Ответы к клинической ситуационной задаче №1

1. ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний IV В (СПИД): генерализованный туберкулез с поражением легких и органов брюшной полости, кандидоз слизистой оболочки полости рта.

2. Исследование крови на антитела к ВИЧ методом ИФА и методом иммунного блоттинга.

3. Определение вирусной нагрузки ВИЧ методом ПЦР; исследование мокроты и лаважной жидкости на ВК, обследование на основные СПИД-индикаторные болезни (кровь на ДНК ЦМВ методом ПЦР, КТ головного мозга для исключения токсоплазмоза).

4. Противовирусная терапия (этиотропная), лечение туберкулеза (тактика лечения определяется тяжестью течения и формой болезни совместно с фтизиатром), противогрибковая терапия.

5. Внутривенное употребление наркотических и психоактивных веществ; парентеральные вмешательства, сексуальные контакты.

Клиническая ситуационная задача №2

Больная Б., 19 лет, поступила в инфекционную больницу с подозрением на инфекционный мононуклеоз. Больна 5-й день: появилось недомогание, слабость, першение в горле, лихорадка 37,5-38,5 о С; на 3-й день болезни отметила увеличение заднешейных, переднешейных и подмышечных лимфоузлов до 1,0 см в диаметре. За время болезни был 3 раза кашицеобразный стул.

В связи с наличием кандидоза языка больной проведено исследование иммунного статуса, при котором выявлено снижение абсолютного количества CD4+ клеток до 210 кл/мл (норма более 600 кл/мл).

1. Согласны ли Вы с предварительным диагнозом?

2. Обоснуйте диагноз.

3. Каким методом обследования необходимо подтвердить диагноз?

4. Определите наиболее вероятный путь заражения данной больной.

Ответы к клинической ситуационной задаче №2

2. Постепенное начало болезни, катаральный синдром, лихорадка, интоксикация, полилимфоаденопатия, гепатолиенальный синдром, изменения в гемограмме (лимфоцитоз, атипичные мононуклеары) заставляют предположить инфекционный мононуклеоз. Однако наличие диспептического синдрома, кандидоза полости рта, выраженное снижение количества CD 4+лимфоцитов в крови, данные эпидемиологического анамнеза позволяют думать о ВИЧ-инфекции, стадия II А (острая инфекция: мононуклеозоподобный синдром).

3. Определение антител к ВИЧ методом ИФА с последующим исследованием в иммунном блоттинге.

4. Наиболее вероятно заражение половым путем.

2.3. Для контроля эффективности воспитательной работы

- экспертная оценка преподавателем приобретенных студентом коммуникативных навыков (перечень устных вопросов):

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель: Комплексная профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

- Информирование школьников структурированными и адекватными

знаниями в области ВИЧ/СПИДа.

- Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения.

- Воспитание у подростков ценностного отношения к своему здоровью.

Оборудование: тематические плакаты, рисунки, конкурсные задания на листах бумаги, презентация, видеопроектор.

Форма проведения: викторина.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово ведущего. Актуализация проблемы

1 декабря – Всемирный день борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. В мире умирает много людей от этого страшного заболевания. В этом ряду сотни известных имен, таких как: Рудольф Нуриев, Фреди Меркьюри … Задумайтесь о своей жизни и проблеме эпидемии ВИЧ/СПИДа. Попытайтесь проявить гуманность и сострадание к людям, которые заразились вирусом иммунодефицита и уже заболели.

(Далее можно привести данные статистики)

3.Представление команд участников

4. Представление жюри

5.Конкурсная программа

Условия: вопросы задаются поочередно обеим командам, за каждый правильный ответ начисляется
1 балл. За 2 минуты команда должна ответить на 10 вопросов.

Перечень примерных вопросов:

болезни, СПИД –конечная стадия ВИЧ

- Как называют людей, зараженных ВИЧ инфекцией?

- Какую систему в организме человека в первую очередь

разрушает ВИЧ? (иммунную систему)

- Что такое иммунная система? (Главное защитное средство организма против

- В каких жидкостях организма самая большая

концентрация вируса иммунодефицита? (кровь, сперма,

грудное молоко, вагинальный секрет)

- ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом- это одно и то

- Какие клетки крови в организме человека поражает

вирус? (белые кровяные клетки – Т-лимфоциты)

- К чему приводит уничтожение клеток иммунной

системы? (Это приводит к уничтожению защитных клеток

- Как можно предотвратить заражение ВИЧ? (использовать

презерватив, сохранять верность одному партнеру,

воздерживаться от сексуальных контактов)

- Где и в каком году открыли вирус иммунодефицита

человека? (Франции и США, 1983 г.)

- Пути передачи ВИЧ-инфекции? (незащищенный

сексуальный контакт, переливание крови, использование

общих нестерильных шприцев, от инфицированной матери к

- Какими путями ВИЧ не передается? (через поцелуи, при

кашле и чихании, общую посуду, предметы гигиены и туалета,

в бассейне, ванне, бане, через укусы насекомых и другие

контакты с животными)

- Что происходит в организме человека после

проникновения вируса иммунодефицита? (появляется, а

затем проходит состояние, похожее на ОРЗ – температура,

слабость, головные боли, воспаление горла, диарея, потеря

которого организм после внедрения вируса вырабатывает

необходимое количество антител)

- Сколько стадий имеет заболевание? (Четыре)

- С какого момента после инфицирования человек может

заразить других? (сразу, с момента своего заражения)

- Могут ли животные болеть СПИДом? (Нет)

- Что такое стигма? (клеймо)

- Что такое толерантность? (терпимость)

- Через какое время после сдачи первого анализа на

антитела делается повторное исследование? (через 3-6

- Существует ли лекарство против СПИДа? (нет)

Существуют легенды и мифы о ВИЧ/СПИДе, которые не соответствуют действительности и являются заблуждениями. Капитанам предоставляется возможность после обдумывания привести аргументы, свидетельствующие против подобного рода заблуждений. При подведении итогов этого конкурса учитывается осведомленность учащихся, а также аргументированность ответа и демонстрация собственного отношения к приводимым фактам. Оценивается задание по пятибалльной системе.

Кроссворд

По горизонтали: 1. Негативное отношение к людям, ущемляющее их права (дискриминация)
2. Глобулины сыворотки крови человека, образующиеся в результате попадания в организм различных антигенов (антитела) 3. Массовое заболевание людей (эпидемия)
4. Внутриклеточные паразиты, размножающиеся только в живых клетках и использующие их ферментативный аппарат (вирус) 5. Путь передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку (вертикальный) 6. Фамилия французского ученого, впервые обнаружившего в 1983 году ВИЧ (Монтаньи) 7. Ряд признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния (синдром)

Время – 7 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Присуждается 1 дополнительный балл команде, выполнившей задание первой.

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов.

Условия: из одного и того же слова при перестановке букв, слогов или при обратном чтении должны получиться новые слова. Каждой команде предоставляется по две анаграммы. За каждую правильно расшифрованную анаграмму присуждается 1 балл.

Анаграммы: деимфимуцитно (иммунодефицит), дипс (СПИД), летностьторан (толерантность), исувр (вирус).

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Представители СтГМУ – в числе победителей всероссийского и краевого этапов конкурса УМНИК

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Урок-реконструкция, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Поздравление и. о. ректора СтГМУ В. Н. Мажарова с праздником Пасхи!

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

Ежегодная акция по уходу за могилами бывших сотрудников вуза

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

VII медико-биологическая олимпиада среди студентов первого курса СтГМУ

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Участие сотрудника СтГМУ в Международном экологическом форуме в Вологде

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Активисты студенческого добровольческого центра и межэтнического совета СтГМУ провели донорскую акцию

Представители СтГМУ – в числе победителей всероссийского и краевого этапов конкурса УМНИК

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Выступление сотрудника СтГМУ на секции РАН

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Студенты СтГМУ заняли призовые места в финальном этапе XXX Международной олимпиады по хирургии имени академика М.И. Перельмана

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Работа волонтеров СтГМУ по медицинскому сопровождению мероприятий

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Поздравляем с юбилеем заведующую кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кандидата педагогических наук, доцента Чурсину Полину Валентиновну!

Урок-реконструкция, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

Читайте также: