Женщина готовящая пиво раскрашенная статуэтка из саккара
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Основные этапы развития первобытного искусства
Искусство передней Азии (И.Лосева)
Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 - начало 3 тысячелетия до н.э.)
Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)
Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.)
Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.)
Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)
Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)
Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)
Искусство древнего Египта (М.Матье)
Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)
Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)
Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)
Искусство первой половины Нового царства (16 - 15 вв. до н.э.)
Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)
Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. до н.э.)
Искусство позднего времени (11 в - 332 г. до н.э.)
Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский)
Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции
Искусство Гомеровской Греции
Искусство Греческой архаики
Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)
Искусство высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.)
Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)
Эллинистическое искусство (Е. Ротенберг)
Искусство эпохи эллинизма
Искусство древнего Рима (Н.Бритова)
Искусство древнего Рима
Искусство Римской республики
Искусство Римской империи 1 в. н. э.
Искусство Римской империи 2 в. н.э.
Искусство римских провинций 2 - 3 вв. н.э.
Искусство Римской империи 3 - 4 вв
Искусство Северного Причерноморья
Искусство Древнего Закавказья
Искусство Древнего Ирана (И.Лосева, М.Дьяконов)
Искусство Средней Азии
Искусство Древней Индии
Искусство Древнего Китая
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев
Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.
Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге - искусство народов Древней Америки и Древней Африки.
Том третий. Искусство возрождения: искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15 - 16 веков.
Том четвертый. Искусство 17 - 18 веков в Европе и Америке: искусство Италии 17 - 18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17 - 18 веков, России 18 века, Англии 17 - 18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17 - 18 веков и других стран.
Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран.
Том шестой. Искусство конца 19 - 20 века: русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19 - начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока.
В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.
Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений.
Авторами глав первого тома являются:
Происхождение искусства - Н. А. Дмитриева.
Основные этапы развития первобытного искусства - В. В. Шлеев.
Искусство Передней Азии - И. М. Лосева.
Искусство Древнего Египта - М.Э-Матье.
Эгейское искусство - Н. Н. Бритова.
Искусство Древней Греции - Ю. Д. Колпинский.
Искусство эпохи эллинизма - Е. И. Ротенберг.
Искусство Древнего Рима - Н. Н. Бритова.
Искусство Северного Причерноморья - Н. Н. Бритова.
Искусство Закавказья в древности - В. В. Шлеев.
Искусство Древнего Ирана - И. М. Лосева (ахеменидский Иран) и М. М.Дьяконов (сасанидский Иран).
Искусство Древней Средней Азии - М. М. Дьяконов.
Искусство Древней Индии - Н. А. Виноградова и О. С. Прокофьев.
Искусство Древнего Китая - Н. А. Виноградова.
В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б. В. Веймарн (искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И.Ротенберг (римское искусство).
Подбор иллюстраций и макет тома сделаны А. Д. Чегодаевым и Р. Б. Климовым при участии Т. П. Каптеревой, А. Г. Подольского и Е.И.Ротенберга.
Карты выполнены художником Г. Г. Федоровым, рисунки в тексте - художни ками Ю. А. Васильевым и М. Н. Машковцевым.
Указатель составлен Н. И. Беспаловой и А. Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям - Е. И. Ротенбергом.
Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии.
Статуи составляли неотъемлемую часть гробниц царей и знати. Религиозные представления определили предъявлявшиеся к скульптуре требования. Дошедшие до нас в значительном количестве заупокойные статуи имеют однообразные неподвижные позы и условную раскраску. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен, эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур, когда они сделаны из светлого камня известняка или из дерева, окрашены в красновато-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. Все эти скульптуры производят общее впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия.
Единство изобразительных средств скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. Торжественная приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй, частично обусловленное зависимостью их от архитектуры гробницы, явилось итогом длительного воспроизведения одних и тех же образцов, ставших канонически обязательными. Тормозящая роль канона мешала художникам преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел. Это можно хорошо видеть, например, на статуе вельможи Ранофера (илл. 44а); он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками, сжатыми в кулаки, и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона — поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
Однако лучшие скульпторы сумели даже в рамках традиций создать ряд подлинно замечательных произведений, полных неповторимого индивидуального своеобразия.
В портрете Хемиуна (царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса) явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен большой нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, линия маленького, но энергичного рта. Очертания слегка выступающего подбородка, несмотря на чрезмерную полноту уже ожиревшего тела, еще продолжают сохранять твердую властность, выразительно заканчивающую общую характеристику этого волевого, быть может, даже жестокого человека. Очень хорошо показано и тело Хемиуна — полнота мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук. Сидит на кубе. Социальная определенность образа, в которой сочетается холодная надменность облика и торжественная неподвижность позы с точной и трезвой передачей грузного, жирного тела, является вообще одним из важнейших элементов стиля скульптур Древнего царства. Ведь они должны были воспроизводить не просто образы умерших предков, но образы людей, принадлежавших к той верхушке общества, которая держала в своих руках все управление государством.
Не менее яркой индивидуальностью отличается портрет царского писца Каи (илл. 51). Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом оживляют инкрустированные глаза (в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя — для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу). Статуя писца Каи поражает правдивостью проработки всего тела: ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни.
Такая же острота индивидуальной характеристики свойственна иголове мужской статуи из коллекции Сальт в Лувре (илл. 48, 49) и другим лучшим произведениям периода Древнего царства. В женской голове из коллекции Карнарвона прекрасно передан типичный образ молодой женщины в расцвете сил и красоты.
Перечисленные выше скульптуры относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета. В то же время эти статуи отнюдь не являются простым повторением внешнего облика того или иного человека. Перед нами образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определенного обобщения, безусловно далекие от пассивной передачи действительности.
Путь, приведший скульпторов Древнего царства к созданию таких шедевров, был долог и труден. Важным этапом на творческом пути скульпторов Древнего царства было изготовление масок с лиц умерших людей. Однако скульпторы не могли ограничиться простым повторением этих масок в лицах заупокойных статуй, потому что статуя должна была изображать живого человека. Отсюда вытекала необходимость переработки слепка, при которой скульптор и производил необходимые изменения.
Успехи, которые достигались в результате применения такого метода, были столь очевидны, что он закрепился и получил дальнейшее развитие. В частности, он был использован при изготовлении голов или бюстов умерших, существовавших вначале наряду со статуями. Такие портретные головы (илл. 47б) были найдены в ряде гизэхских мастаба IV династии; они помещались в подземной части гробницы перед входом в камеру с саркофагом. Эти гизэхские головы важны как свидетельство интенсивной работы человеческой мысли и непрекращавшегося роста художественных исканий.
Подчеркивание высокого социального положения изображенного человека имело еще большее значение для царских статуй, где основной задачей было создание образа фараона как неограниченного владыки и сына бога. Фараоны обычно изображались со сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими некоторые несомненно портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им: Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ (илл. 45а), или же священный сокол осенял его своими крыльями, сидя на спинке его трона: Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ (илл. 456). Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, следовательно, доступными для обозрения народных масс, на которые они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы.
Исключительное место среди подобных скульптур занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафра в Гизэ (илл. 50). Его основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известняковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота равна 20 м, длина 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1,70 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей (священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов), под подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигатские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра.
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда и дерева и ярко раскрашенные, они изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Отличающиеся большой выразительностью, эти статуэтки выполнены самыми простыми средствами, вне канонических норм. Женщина, готовящая пиво из Саккара (илл. 53).
Дата добавления: 2015-10-12 ; просмотров: 276 . Нарушение авторских прав
Перечисленные выше скульптуры относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета. Это памятники, в которых наиболее полно были осуществлены искания художников Древнего царства. В каждом из них скульптор сумел передать облик определенного человека, со всем своеобразием присущих ему черт лица, формы головы и фигуры. В то же время эти статуи отнюдь не являются простым повторением внешнего облика того или иного человека. Перед нами образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определенного обобщения, безусловно далекие от пассивной передачи действительности.
Путь, приведший скульпторов Древнего царства к созданию таких шедевров, был долог и труден. Впервые предстояло художнику преодолеть технические трудности, безукоризненно овладеть материалом и в то же время создать значительный художественный образ. Памятники, дошедшие от предыдущих веков, показывают нам, как постепенно преодолевались эти трудности. Важным этапом на творческом пути скульпторов Древнего царства было изготовление масок с лиц умерших людей. Однако скульпторы не могли ограничиться простым повторением этих масок в лицах заупокойных статуй, потому что статуя должна была изображать живого человека. Отсюда вытекала необходимость переработки слепка, при которой скульптор и производил необходимые изменения.
47 б. Портретная голова из Гизэ. Известняк. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Вена. Художественно-исторический музей.
Успехи, которые достигались в результате применения такого метода, были столь очевидны, что он закрепился и получил дальнейшее развитие. В частности, он был использован при изготовлении голов или бюстов умерших, существовавших вначале наряду со статуями. Такие портретные головы были найдены в ряде гизэхских мастаба IV династии; они помещались в подземной части гробницы перед входом в камеру с саркофагом. Эти гизэхские головы важны как свидетельство интенсивной работы человеческой мысли и непрекращавшегося роста художественных исканий. Каждая из них отличается своей индивидуальностью, выраженной в продуманной и ясной форме, проникнутой строгим ритмическим чувством. Вся эта группа памятников ценна и потому, что помогает проследить пути создания таких выдающихся произведений, как статуя зодчего Хемиуна. Только после сравнения статуи Хемиуна с гизэхскими головами становится ясным, что эта статуя - закономерный этап длительных творческих поисков, памятник, в котором воплощен в наибольшей возможной для искусства Древнего царства мере реалистически правдивый образ египетского вельможи, крупного рабовладельца, царского родича, увереннего в своем значении, и вместе с тем выдающегося архитектора при дворе могущественного фараона. Социальная определенность образа, столь ярко выраженная в статуе Хемиуна, в которой сочетается холодная надменность облика и торжественная неподвижность позы с точной и трезвой передачей грузного, жирного тела, является вообще одним из важнейших элементов стиля скульптур Древнего царства. Ведь они должны были воспроизводить не просто образы умерших предков, но образы людей, принадлежавших к той верхушке общества, которая держала в своих руках все управление государством.
52 а. Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.
52 б. Гуси. Роспись гробницы в Медуме. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Подчеркивание высокого социального положения изображенного человека имело еще большее значение для царских статуй, где основной задачей было создание образа фараона как неограниченного владыки и сына бога. Фараоны обычно изображались со сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими некоторые несомненно портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им, или же священный сокол осенял его своими крыльями, сидя на спинке его трона. Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, следовательно, доступными для обозрения народных масс, на которые они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы.
50. Большой сфинкс фараона Хафра в Гизэ. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э.
Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафра в Гизэ. Его основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известняковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота равна 20 м, длина 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1,70 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей(Священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. ), под подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигатские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра, как Это можно видеть, сравнивая гизэхского Сфинкса с другими статуями этого царя. В древности это колоссальное чудовище с лицом фараона должно было оставлять незабываемое впечатление, внушая, как и пирамиды, представление о непостижимости и мощи правителей Египта.
53. Женщина, готовящая пиво. Раскрашенная статуэтка из Саккара. IV династия. Вторая половина 3 тыс. до н. э. Флоренция., Археологический музей.
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда и дерева и ярко раскрашенные, они изображают людей, занятых различными работами: мы найдем Здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Отличающиеся большой выразительностью, эти статуэтки выполнены самыми простыми средствами, вне канонических норм.
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь были выработаны основные принципы всего дальнейшего развития этих видов искусства. Так, оба вида техники египетского рельефа уже применялись в Древнем царстве: и обычный барельеф и свойственный только египетскому искусству врезанный, углубленный рельеф, при котором поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а врезались контуры изображений, оказывавшихся, таким образом, довольно плоскими. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось в обычной и впоследствии для Египта технике темперой по сухой поверхности, в некоторых гробницах Медума этот способ сочетался с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры.
В искусстве Древнего царства сложились основные черты содержания рельефов и росписей и главные правила расположения сцен на стенах, равно как в ставшие впоследствии традиционными композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур.
Содержание изображений в рельефах и росписях было определено их назначением. Рельефы, покрывавшие стены заупокойных царских храмов и крытых проходов, подводивших к ним, включали, как говорилось выше, сцены, прославлявшие царя в образе могучего владыки (битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты) и как сына бога (царь среди богов), а также изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Рельефы в гробницах знати также состояли из сцен, прославлявших деятельность вельможи, и сцен, предназначенных для обеспечения ему посмертного благоденствия. Поэтому изображения владельца гробницы в таких рельефах делались портретными по той же причине, что и заупокойные статуи. В лучших образцах мастерство портрета достигает очень большой высоты. Так изображен, например, зодчий Хесира, живший во времена III династии: орлиный нос, густые брови, энергичный рот прекрасно выражают образ сильного, волевого человека во всей его неповторимой индивидуальности.
Рис. 3 - Ладья с матросами. Рельеф из гробницы времени V династии
Уже в эпоху древнего царства сложились основные правила в написании росписей и рельефов. Сложились основы композиционных решений стен в целом, эпизодов и групп. В древнем Египте были уже известны обе техники рельефа, и обычный барельеф, когда фигура выступает над фоном, и свойственный только в этом регионе особый горельеф, в котором фигуры врезаны внутрь, при этом, фоновая поверхность остается не тронутой.
Так же было выработано два вида росписи:
Темперой по сухой поверхности,
Специально сделанной пастой, в этом случае пастой заполнялись заранее сделанные углубления.
Рис. 4 - Известняковая плита с наброском
Египетские мастера использовали натуральные краски изготовленные из минералов. Основным содержанием рельефов и росписей в заупокойных храмах царей и гробницах вельмож было прославление его деяний и изображения для блаженства.
Рис. 5 - Женщина, готовящая пиво. Раскрашенная статуэтка из Саккара. IV династия
Художник измерял пропорции рисунка с помощью сетки. Пример такой схемы был найден на обломке известняковой питы. Не ней изображены иероглифы и профильные изображения мужчин.
Центральное место в рельефах и росписях везде занимает фигура царя или вельможи, их изображения отличаются следующими признаками:
Главная фигура намного больше всех остальных;
Абсолютно спокойна и неподвижна, в отличие от других действующих лиц сюжета;
В руках непременно находится атрибут власти - жезл.
В остальном сохраняются каноны, которые были свойственны еще плите Нармера, созданной в эпоху раннего царства.
В более свободной форме, как и скульптурные изображения, показаны простые жители. Здесь художникам уже есть, где развернуться. Сохранилось множество сюжетных изображений сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, песни и танцы музыкантов. Наряду с некоторой свободой, определенные принципы работы все же сохранялись. Так сохраняется схематическая структура композиции, а род деятельности изображенного мы можем угадать только по определенным атрибутам в руках и поворотам головы и рук.
Условность и постоянство приемов поддерживалось верой в магическую силу изображений, считалось, что они могут влиять на настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами.
Заупокойные статуи фараонов начала среднего царства выполнены подражание канонам, сложившимися в предыдущую эпоху. Та же застывшая поза и монументальность фигуры стараются продолжить создавшийся образ бога - царя. Но изображение уже менее персонифицированно и является лишь жалкой тенью былого величия. В этих изображениях нарушаются правильные пропорции тела, фигуры становятся либо слишком приземистыми, либо вытянутыми. В период распада совершенно исчезают изображения фараонов из росписей и рельефов.
Рис. 6 - Статуя фараона Аменемхета III из Хавара
Ко времени правления XII династии меняется трактовка скульптур фараона. Человеческое начало выходит на первый план, отодвигая божественность его происхождения. Появляются новые приемы стиля:
Объемное моделирование поверхностей,
Усиление детализации лица,
Использование светотеней пространства.
Цари этой эпохи уже не имели такой мощной деспотической власти, как в древнем царстве. Отсюда и смещение в изображении в сторону человеческого. Исчезает гармонический покой божественного в выражении и лица и появляется все больше индивидуальных черт.
С ослаблением царской власти выделяются местные номовые художественные школы. Номархи стремились подражать царским гробницам, и в то же время видоизменяли каноны. Именно на окраинах появился новый тип заупокойных статуй - фигуры заключенные в каменный блок - так называемая кубообразная композиция.
Женщина, готовящая пиво. (IV династия. Вторая половина 3 тыс. до н.э., Флоренция).
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда и дерева и ярко раскрашенные, они изображают людей, занятых различными работами: мы найдем Здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Отличающиеся большой выразительностью, эти статуэтки выполнены самыми простыми средствами, вне канонических норм.
Раскрашенная статуэтка из Саккара является одним из ярких свидетельств развитого пивоварения в Древнем Египте.
ПИВО ПРИДУМАЛИ ЖЕНЩИНЫ 🍺
Раскрашенная статуэтка из Саккара изображает женщину, готовящую пиво. IV династия. Вторая половина 3 тыс. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
Еще одна статуэтка из древности: женщина-пивовар, наклонившаяся над чаном для выжимки ячменя. Середина III тыс. до н.э. Известняк. Древнее царство, V династия, найдена в Гизе.
Со временем популярность напитка стала расти, и он стал предметом торговли, которая традиционна была в мужских руках. Так пивоварение перекочевало в мужские руки, а пиво приобрело горечь и крепость за счёт хмеля, а торговля напитком приносила значительную прибыль.
Уникальная древняя гробница обнаружена египетскими археологами в Саккаре, в 30 километрах к югу от Каира. Эта гробница была построена 4300 лет назад, в эпоху Пирамид. Художники, покрывавшие рисунками стены гробницы, явно вдохновлялись расположенными неподалеку пирамидами Гизы. Стены гробницы были покрыты специальной смолой, которая сохранила древние краски столь же яркими, как 4300 лет назад. По мнению археологов, находка поможет пролить свет на многие тайны пирамид.
Гробница была построена для знатного египтянина по имени Хуви, жившего в эпоху Пятой династии Древнего Царства, правившей Египтом с 2686 по 2181 г.г. до н.э. Строительство пирамид достигло своего расцвета во времена предыдущей, Четвертой династии. Эксперты относят этот период к эпохе, "сохранившейся в камне", поскольку сведения о ней историки черпают из каменных памятников древности, и в гораздо меньшей степени - из немногих сохранившихся текстов. По мнению археологов, росписи на стенах гробницы Хуви могут рассказать немало подробностей о жизни и быте древних египтян соответствующей эпохи.
Фрески на стенах гробницы изображают людей в лодках, слуг, подносящих еду и напитки, многочисленных птиц. Края фресок украшены затейливым орнаментом. В основном, они написаны красной и желтой краской, которые лучше других цветов пережили прошедшие тысячелетия. Вход в гробницу выполнен в виде украшенного фресками туннеля. Как говорят эксперты, подоная форма входа характерна для пирамид, а росписи в туннеле включают в себя фигуры и мотивы, которые использовались лишь при оформлении королевских гробниц. Сейчас историки исследуют связи Хуви с Джедкаре Исеси, предпоследним фараоном Пятой династии, похороненным неподалеку от гробницы, в пирамиде, расположенной тут же, в Саккаре. Он правил Египтом около сорока лет, однако о нем до сих пор мало что известно. Его мумия была обнаружена в его пирамиде в Саккаре.
Саккара, расположенная на восточном берегу Нила, считается крупнейшим некрополем древности. Здесь расположено большое число гробниц и пирамид. Однако она менее популярна, чем Гиза, которая находится в 20 километрах отсюда. В ходе раскопок в Саккаре археологи находили мумии кошек, мышей собак и соколов.
Джедкаре Исеси стал первым фараоном, построившим пирамиду к югу от главного некрополя в Саккаре. 60-метровое строение, стоящее на окраине ближайшей деревни, получило у местных крестьян прозвище "Часовой".
Халед аль-Энани, министр Египта по делам древностей, вместе с известной египетской актрисой Йосрой, провел для 52 зарубежных послов и атташе посольств по культуре экскурсию по новооткрытой гробнице. Как заявил аль-Энани, 18 апреля, в Международный день всемирного наследия, министерство сообщит еще о двух находках, сделанных в Луксоре, а также продемонстрирует отреставрированную гигантскую статую Рамзеса II.
Как заявил аль-Энани, в Международный день всемирного наследия вход в египетские музеи и на места раскопок будет бесплатным как для жителей страны, так и для иностранцев.
В настоящее время египтяне интенсивнее занимаются поиском древностей, надеясь пробудить новый интерес к стране и восстановить туристический поток, существенно снизившийся после нескольких лет бунтов, беспорядков и терроризма. С начала этого года уже объявлено о начале трех реставрационных проектов: храмового комплекса в Асуане, греко-римского музея в Александрии и музея Новой долины в окрестностях Эль-Харги.
Читайте также: