1920 год в истории россии чума

Обновлено: 22.04.2024

В годы Гражданской войны в России только от тифа умерло более 700 тыс. человек. По стране прокатилась смертоносная волна эпидемий.

Эпидемиологическая обстановка: крах здравоохранения

Ещё до начала мировой войны в Российской империи на учёте состояло 13 млн инфекционных больных с разной степенью тяжести протекания болезней (на 1912 г.). Пока санитарные службы и Российское общество Красного Креста сохраняли масштабные организационные и материальные ресурсы, правительству удавалось справляться с очагами заболеваний и не допускать новых масштабных эпидемий даже во время войны. Но когда рухнуло государство, то рухнуло и здравоохранение. В 1918 году в условиях Гражданской войны для инфекций наступило раздолье: в противостоящих друг другу армиях перманентно не хватало врачей (дефицит в Красной армии достигал 55%), вакцин и лекарств, медицинских инструментов, бань и дезинфекционных аппаратов, гигиенических средств и белья. По этим причинам армии стали первой жертвой инфекции. Тяжёлое санитарное состояние красных и белых войск тут же сказалась на гражданском населении и беженцах, с которыми военные контактировали: массово болели прежде всего в городах, перенаселённых и грязных вследствие миграций и развала городского хозяйства. Ослабленный иммунитет военных и мирных граждан (из-за ран, усталости и недоедания) также имел трагические последствия.

1.jpg

2.jpg

Всероссийские напасти: сыпной тиф, дизентерия и холера

3.jpg

4.jpg

Массовые эпидемии тифа и холеры в белых армиях также имели результатом тысячи жертв: так, в декабре 1919 г. отступившие в Эстонию войска Юденича не получали достаточно еды, дров, горячей воды, лекарств, мыла и белья. В результате покрылись вшами. Только в Нарве разразившаяся эпидемия тифа унесла 7 тыс. жизней. Люди буквально кучами лежали и умирали на грязных полах заброшенных заводских помещений и в теплушках, практически без всякой врачебной помощи (малочисленные и беспомощные без медикаментов, врачи и сами болели и умирали). Тела умерших штабелями лежали у входов. Так погибла Северо-Западная армия.

По приблизительным данным, от инфекционных болезней в годы Гражданской войны в России скончалось около 2 млн человек. Эта цифра если не достигает, то по меньшей мере приближается к численности убитых в боях (здесь оценки доходят до 2,5 млн).

5.jpg

Борьба с болезнями

6.jpg

7.jpg

[Прим.: Усилия по борьбе с болезнями предпринимали и белые, не недостаточно эффективные из-за общих организационно-административных проблем и огромной массы беженцев. Беда усугублялась развалом экономики и коррупцией. В занятых белыми городах не хватало врачей, коек, белья, бань и паровых прачечных, дезинфекционных камер, дров; не везде вёлся санитарно-эпидемический надзор. Часто очаги болезней возникали в тюрьмах и на вокзалах. По мере того как белые проигрывали войну, у них оставалось всё меньше шансов на выполнение медицинских задач].

Несмотря на развитие здравоохранения в СССР нашу страну периодически охватывали эпидемические вспышки. О случаях массовых заболеваний власти старались умалчивать, поэтому у нас до сих пор нет точной статистики жертв эпидемий.

В 1957 и 1959 годах Советский Союз захлестнули две волны пандемии Азиатского гриппа, подъем заболеваемости пришелся на май 1957 года, а к концу года в нашей стране гриппом болело не менее 21 млн. человек.

В нашей стране менингит справедливо считают болезнью скученности и плохих жилищных условий. Болезнь, летальность от которой считается одной из самых высоких в мире, приходила всегда неожиданно и также внезапно исчезла.

Эпидемию связывали с большими миграционными потоками населения страны, которые хлынули на социалистические стройки, позднее болезнь активно распространялась в казармах Великой Отечественной войны и в бараках послевоенных строек. Впрочем, после войны болеть было особенно некому, и эпидемия пошла на убыль.

Однако в 60-х годах менингит вернулся, многие врачи, впервые столкнувшиеся с болезнью, даже не знали ее симптомов. Причину вспышки эпидемиологам удалось определить только в 1997 году, когда ученые уже всерьез занялись всеми разновидностями менингококков. Оказалось, что причиной заболевания стал вирус, впервые появившийся в Китае в середине 1960-х годов и случайно занесенный в СССР.

В Советском Союзе чума считалась пережитком прошлого, хотя узкому кругу специалистов были известны все чумные эпидемии в СССР. Природным очагом чумы зачастую выступали регионы Средней Азии, Казахстана и Закавказья.

Первой эпидемией чумы в СССР считают вспышку ее легочной формы в Приморском крае в 1921 году, пришедшей из Китая. А дальше она появлялась с пугающей регулярностью:

1939 год – Москва; 1945 – юг Волжско-Уральского региона, Средняя Азия; 1946 – Прикаспийская зона, Туркмения; 1947–1948 – Астраханская область, Казахстан; 1949 – Туркмения; 1970 – Приэльбрусье; 1972 – Калмыкия; 1975 – Дагестан; 1980 – Прикаспийская зона; 1981 – Узбекистан, Казахстан. И это далеко не полный перечень эпидемий чумы в СССР.

Только после распада Советского Союза вскрылась статистика. С 1920 по 1989 год чумой заболели 3639 человек, жертвами стали 2060. Но если до войны каждая чумная вспышка уносила сотни жизней, то с середины 40-х, когда стали применять сульфидин и синьку, число жертв сократилось до нескольких десятков. С конца 50-х начали использовать стрептомицин, что позволило сократить число смертей до единиц.

Если бы не самоотверженная работа эпидемиологов, то жертв могло быть значительно больше. Деятельность врачей строго засекречивалась. Сотрудники противочумной службы не имели права рассказывать о своей работе даже близким, иначе увольняли по статье. О целях командировки специалисты нередко узнавали только в аэропорту.

Со временем в стране была создана мощная сеть противочумных учреждений, которая успешно функционирует и по сей день. Эпидемиологи проводили ежегодные наблюдения за природными очагами чумы, специальные лаборатории исследовали штаммы, выделенные из корабельных крыс, приплывших на судах из потенциально чумных стран.

Гражданская война, социальные потрясения, разруха и голод способствовали распространению в молодом советском государстве возбудителей холеры. Тем не менее, российским медикам удалось потушить наиболее серьезные очаги этой болезни. Очень скоро руководство страны отрапортовало, что с холерой в СССР покончено.

Однако в 1970-м году холера вновь дала о себе знать. 11 июля в Батуми холерой заболели два студента из Средней Азии, от них она стала распространяться и на местное население. Врачи считали, что очаг заразы находился у берега моря, куда сливались сточные воды.

27 июля 1970 года первые случаи заболевания холерой были зафиксированы в Астрахани, а 29 июля уже были первые жертвы болезни. Ситуация в Астрахани стала развиваться настолько стремительно, что туда был вынужден вылететь главный санитарный врач страны Петр Бургасов.

В Астраханской области в том году созрел большой урожай бахчевых культур и помидоров, однако, движение барж загруженных продуктами было заблокировано во избежание распространения болезни в другие регионы. Астрахань приняла на себя основной удар эпидемии холеры. Всего до окончания года в Астраханской области было выявлено 1120 вибриононосителей холеры и 1270 больных, из которых 35 человек умерло.

В очаги холеры было отгружено 7093 литров холерной вакцины, 2250 килограмм сухих питательных сред, 52428 литров жидких питательных сред, миллионы упаковок тетрациклина и огромное количество хлорной извести. Совместными усилиями эпидемию удалось приостановить. Точное число больных и погибших советские власти скрывали, однако известно, что количество жертв было менее 1% на 100 заболевших.

По данным Московского научно-практического центра наркологии первые случаи заражения ВИЧ-инфекцией среди советских граждан могли происходить вследствие незащищенных половых контактов с африканскими студентами еще в конце 70-х годов.

В 1988 году была зафиксирована первая жертва СПИДА, впрочем, ранее ставить точные диагнозы было невозможно, так как первый скрининг на ВИЧ в СССР был проведен лишь в 1987 году. Первым советским гражданином, заразившимся ВИЧ считается запорожский инженер по фамилии Красичков.

К моменту распада СССР было зафиксировано не более 1000 случаев заболевания СПИДОм. Но в дальнейшем, несмотря на профилактические меры и повышение сексуальной грамотности населения число заболевших ВИЧ в странах СНГ стало неуклонно расти.

Эпидемии в СССР были, но бороться с ними умели. Однако настоящие пандемии в планетарном масштабе обрушиваются на нас примерно раз в сто лет. Локальные вспышки бывают гораздо чаще.

С первой эпидемией молодой советской республике пришлось бороться одновременно с другими врагами с самого начала. И каждый раз путем героических усилий и потерь люди выходили победителями из схваток с болезнями. Но знали об истинных масштабах эпидемий далеко не все. Данные о жертвах тщательнейшим образом скрывались, чтобы не сеять панику. Ведь в стране победившего социализма и болезни тоже должны были быть побеждены.

Существуют разные типы тифа: брюшной, сыпной, возвратный. И главным разносчиком тифа во все времена были вши. Среди солдат в окопах в Первую мировую войну, а затем и в Гражданскую они были неизбежными спутниками армий, независимо от того, кому эти армии принадлежали. Погибла десятая часть почти из 30 миллионов заразившихся, причем, вопреки сложившейся практике, умирали гражданские лица.

Чтобы защитить Москву от привозного тифа, было организовано семь санитарно-пропускных пунктов с общей пропускной способностью 2,7 тысячи человек в час. На Большой Полянке открыли сыпнотифозную больницу на 89 коек. Мусор вывозили и сжигали, по всему городу проводилась дезинфекция, которая продолжалась еще два года, пока болезнь не отступила вместе с боями.

Тиф удалось победить. Но он вернулся вновь во время Великой Отечественной войны все по тем же причинам — голод, отсутствие гигиены и ослабление людей. Однако в 1942 году советским ученым Алексеем Пшеничновым была разработана вакцина против сыпного тифа, которая дала возможность избежать эпидемии во время войны, а затем почти полностью ликвидировать тиф в развитых странах. В других местах он появляется и сегодня, но бороться с ним стало проще.

Во второй половине ХХ века в СССР повсеместно говорили о том, что чуму в стране окончательно победили, а наши врачи выезжали помогать бороться с этой заразой в развивающиеся страны, которым мы активно помогали. Однако на самом деле картина была не такой радужной. Чума никуда не уходила из СССР.

Она полюбила жаркие регионы Средней Азии, Казахстана и Закавказья. Первой эпидемией чумы в СССР считают вспышку ее легочной формы в Приморском крае в 1921 году. Тогда она навестила нас из Китая. Затем чума постоянно приходила в разные регионы страны. Но все цифры стали известны только после распада Советского Союза, когда с них сняли гриф секретности.

С 1920 по 1989 год чумой заболели 3639 человек, ее жертвами стали 2060. Но число заболевших и выздоравливающих неизменно увеличивалось с годами, что и давало повод говорить о победе. С середины 1940-х годов в борьбе с чумой стали применять сульфидин и синьку, и жертвы исчислялись уже несколькими десятками, а не сотнями.

С конца 1950-х начали использовать стрептомицин, и погибших стали единицы. При этом эпидемиологи не имели право рассказывать о своих изысканиях и победах с эпидемиями даже близким родственникам. Да они и сами зачастую не знали, куда в очередной раз их в срочном порядке направляют в командировку и что их ждет.

В СССР же первый случай заболевания холерой Эль-Тор, проникшей с торговцами наркотиками с территории Афганистана, был зафиксирован в 1965 году в Узбекистане. По другой версии, вибрион Эль-Тор попал к нам из Ирана через Каспий либо из Индии или Пакистана на торговых кораблях. На борьбу с болезнью отправили ни много ни мало армию. Карантинную зону стерегли девять тысяч солдат. Но в июле 1970 года холера дала о себе знать в Батуми, где заболели два студента из Средней Азии.

В СССР менингит так и остался загадкой для эпидемиологов. Ежегодно его носителями становятся от 1 до 10 процентов россиян, но заболевают единицы, поскольку в борьбе с нашей иммунной системой менингит чаще всего проигрывает и погибает. Однако так было не всегда.

В 1930–1940-е годы это была настоящая эпидемия. По 50 заболевших на 100 тысяч человеке (для сравнения, сегодня 2,9 человека на 100 тысяч). Среди причин ученые-эпидемиологи называют плохие бытовые условия и увеличившиеся в тот период миграционные процессы в стране. Люди приезжали на стройки, жили в бараках в чудовищных условиях, затем началась война, что тоже усугубило ситуацию. Однако к концу 1940-х все стабилизировалось само собой, казалось бы, надолго. Пока в 1960-е годы менингит не вернулся, а о нем уже забыли, и многие врачи даже не могли распознать симптомы этой страшной болезни. Уже в конце ХХ века удалось узнать, откуда он тогда появился. Тогда вирус занесли в СССР случайно из Вьетнама.

Нам всем делали в детстве прививки от оспы, отметка о которой есть у каждого советского человека на плече. Казалось, болезнь побеждена. Но в 1959 году оспа неожиданно проникла в Москву. Ее завез дважды лауреат Сталинской премии, художник-плакатист Алексей Кокорекин, который в составе делегации советских художников и писателей посетил Индию. Там он делал наброски рисунков в городе мертвых Варанаси, на ритуальном сожжении брамина. Откуда художнику, на мгновение коснувшемуся тела умершего, было знать, что тот умер от оспы.

Кокорекин умер, успев заразить несколько человек, в том числе родственников, соседей по палате и врачей. Боткинскую больницу закрыли для посещений, а всех сотрудников и больных —пять тысяч человек — перевели на казарменное положение.

КГБ и милиция установили всех пассажиров самолета, которые летели с художником из Дели в Москву. Их тоже, как и таможенников, таксиста, друзей и многих других людей, поместили на карантин в крупнейшую в столице инфекционную больницу на Соколиной Горе. Отследили даже путь сувениров, которые привез Кокорекин. За неделю прививку от оспы получили пять миллионов жителей столицы. В итоге сам Кокорекин заразил 19 человек, а общее число заразившихся составило всего 46. Трое умерли. Но эпидемию удалось подавить в зародыше. Это был настоящий подвиг.

Пожалуй, один из главных вопросов на сегодняшний день, которым задаются люди по всему миру, - когда пандемия коронавируса сойдет на нет. По мнению экспертов, если власти всех стран примут надлежащие меры, эпидемия может закончиться уже через несколько месяцев. Однако даже этот сценарий повергает людей в уныние.

А между тем самые страшные эпидемии в истории человечества длились гораздо дольше. Подробнее о них - в материале "Рамблера".

"Испанский грипп"

В начале XX века эпидемия вируса H1N1 затронула около 550 миллионов человек, а это примерно 30% населения планеты на тот момент. Мало того, что медики не представляли как бороться с подобным недугом, чаще всего он поражал здоровых и молодых людей от 20 и 40 лет. Это объясняется тем, что "испанский грипп" вызывал гиперцитокинемию, которая в одночасье разрушала легкие. Несмотря на то, что "испанка" продлилась лишь 18 месяцев, - а это недолгий срок в сравнении с другими эпидемиями, - ее последствия были катастрофическими. По некоторым подсчетам "испанский грипп" погубил от 50 до 100 миллионов человек.

"Черная смерь"

В XIV веке разносчиком чумной палочки, предположительно, стали грызуны пустыни Гоби. Из-за недостатка еды в своей среде обитания они приблизились к человеческому жилью. Там их в пищу начали употреблять монголы, которые и стали первыми жертвами эпидемии. Далее вместе с монгольскими воинами и торговцами "черная смерть" распространилась на Запад. В 1350-м году она добралась и до московского князя Симеона Гордого. Он скончался от чумы вместе с двумя сыновьями.

"Черная смерть" продлилась семь лет и по некоторым подсчетам унесла жизни от 30 до 60% населения Европы.

"Черная оспа"

Победить вирус Variola vera было невозможно в течение 2000 лет. По мнению специалистов, это обусловлено тем, что вирус "черная оспа" возник еще в начале нашей эры, после чего не исчезал.

Заразиться инфекцией было проще простого, из-за чего каждый год она убивала огромное количество людей. Однако при этом у человека, который переболел оспой, вырабатывался к недугу устойчивый иммунитет.

Победить заболевание удалось при помощи вакцинации. К 1978, благодаря прививкам от оспы, недуг буквально стерли с лица земли. Однако за время своего существования ему удалось погубить 500 миллионов человек.


Во время московской чумы собаки и свиньи пожирали трупы, лежащие на улицах. Бешеные животные бросались на одиноких прохожих, загрызая их до смерти.

Чума (1654-1655 гг.)


Global Look Press

В конце концов власти всерьез взялись за борьбу с эпидемией. В зараженных зонах устанавливали карантин, их обносили заставами и блокировали солдатами. Безжалостно сжигались дома и дворы погибших от чумы. Дымом горящих полыни и можжевельника окуривали предметы и одежду. Войска вернули порядок в столицу.

К осени 1654 года эпидемию в целом удалось остановить. Чума не проникла на запад, где войско во главе с царем Алексеем Михайловичем осаждало польско-литовский Смоленск, остались нетронутыми северные территории (Новгород и Псков).

Хотя в январе следующего года, непогашенные очаги привели к тому, что чума вспыхнула вновь, ее масштабы были куда скромнее, и Москву зараза уже не коснулась. Подсчитать точное число жертв эпидемии не представляется сегодня возможным. На семимиллионное население русского государства, погибло, по мнению исследователей от 25 тыс. до 700 тыс. человек. При этом вымерло более 85% населения Москвы.

Холера (1830-1831 гг.)


Самое смертоносное заболевание 19 века впервые появилось в южных регионах Российской империи в 1820-е годы, но только через десять лет показало свою страшную силу.

В 1830 году к эпидемии, которая заберет жизнь около двухсот тысяч граждан страны и от которой уже пострадали Грузия и Поволжье, в Москве отнеслись с иронией. Москвичи полагали, что их северный климат защитит их от напасти.

Однако осенью веселое настроение сменилось ужасом. Число жертв стремительно росло, власти закрыли университеты, общественные места, запретили публичные увеселения и повсюду учредили карантин.

Наступившая зима предотвратила приход эпидемии в столицу Российской империи, но уже в апреле 1831 года в Санкт-Петербурге были отмечены первые вспышки болезни, а летом она разошлась на полную.


Читайте также: