64 битная система и ее вирусы

Обновлено: 22.04.2024

Сегодня у пользователей на компьютерах установлены операционные системы, в основном от компании Microsoft , то есть Windows . Но эта операционная система различается не только редакциями ( Home , Professional ит.д.), но и разрядностью.

Но в простонародии говорят не 64 или 32 разрядная система, а 32 битная операционная система. Далее так писать и буду.

Сейчас все больше пользователей переходит на 64 битную версию . Но еще у многих на ПК установлена х86 ( 32 битная версия ).

И тут возникает вопрос, в чем разница между 32 битной и 64 битной системой?

Windows x86 (32)

Друзья, эта операционная система не умеет работать с объемом оперативной памяти, превышающей 4 гигабайта (а на самом деле и с 4 гигами не умеет, лишь где-то 3-3,5 гига). По этому если на компьютере установлена 32 разрядная операционка, а памяти в ПК больше 4 гигов, то остальные гигабайты будут просто бесполезной "роскошью" . Так же эта система не может работать с программами, которые предназначены для х64 битной Windows .

Кстати, посмотреть какая операционная система установлена у вас можно следующим образом. На рабочем столе наводим курсор на значек "Мой компьютер" и кликаем правой кнопкой мыши.

В открывшемся меню выбираем строчку "свойства" и кликаем по ней. В открывшемся окне будет показана информация о системе: какой процессор установлен, сколько памяти, а также ее разрядность . Например, у меня установлена 64 битная операционная система , это видно по картинке.

32 битная система, можно сказать "устарела" , хотя все еще очень популярна. Такие системы устанавливают на слабые компьютеры, где материнская плата не поддерживает больше четырех гигабайт оперативки. Да, да, друзья, такие компьютеры все еще используются и их немало. Или в ПК, где у пользователя лишь 3 или 4 гига памяти. Если установить на такой компьютер систему х64, то ей будет мало этого объема оперативной памяти. Отсюда, как вы наверное догадались, медленная (с тормозами) работа компьютера.

Актуальность перехода с х32 на х64 операционную систему имеет смысл лишь при объеме оперативной памяти в 6-8 гигабайт и выше.

Windows x64

64 битная система работает в разы быстрее. Но для этой "версии" операционки не такое большое количество программ, как у выше описанной, хотя их количество увеличивается постоянно. Но этот недостаток является не существенным потому, что большинство программ от х86 (32) подходят и прекрасно работают в режиме совместимости на 64 битной операционке, правда с той же производительностью, если б они работали на 32 битной системе. Конечно слишком старые (32 битные программы) запустить не удастся.

Максимальный объем оперативной памяти, с которой 64 разрядная система может работать на сегодняшний день, например для операционки Windows 7 равняется 192 гигабайтам. Например "домашняя базовая" редакция поддерживает лишь до 8 гигабайт оперативки, "домашняя расширенная" до 16 гигов. Ну а уже более современные (поздние) версии операционной системы Windows 7 поддерживают объем, который описан выше.

Стоит ли переходить с х86 (32) на х64?

Если компьютер имеет 64 битный процессор и более 4 гигабайт оперативки , то однозначно нужно переходить, так как компьютер может намного больше, но ограничен операционкой в 32 бита.

Если параметры Пк более скромные, то не стоит. В этой ситуации системе не хватит ресурсов и получится не компьютер, а "тормоз" . Лучше остаться на 32 битной версии.

В общем какую операционную систему устанавливать на свой ПК решать вам.

Спасибо за прочтение данной статьи. Не стесняйтесь комментировать и ставьте палец вверх.

Файловые вирусы уже хорошо известны и давно изучены, но подобные инфекторы, в абсолютном большинстве случаев, нацелены на модификацию 32-битных файлов. Одно из таких семейств — Expiro (Xpiro) было обнаружено достаточно давно и мало чем может удивить сегодня. Однако недавно нашей антивирусной лабораторией была обнаружена новая модификация Expiro, которая способна заражать 64-битные файлы. Кроме того, тело этой модификации является универсальным и полностью кроссплатформенным, так как может заражать 32-битные и 64-битные файлы (и наоборот, т. е. из зараженных 32-битных файлов заражать 64-битные). В нашей системе именований вирус получил название Win64/Expiro.A (aka W64.Xpiro или W64/Expiro-A). При этом 32-разрядные зараженные файлы обнаруживаются как Win32/Expiro.NBF.

Инфектор нацелен на получение максимального деструктивного профита и выполняет заражение исполняемых файлов как на локальных, так и на сетевых дисках. В полезную нагрузку этой вредоносной программы входит установка расширений для браузеров Google Chrome и Mozilla Firefox. Вредоносный код похищает хранимые на компьютере цифровые сертификаты и пароли браузера Internet Explorer, Microsoft Outlook, FTP-клиента FileZilla. Такие расширения служат для перенаправления пользователя на вредоносные URL, а также похищение различной конфиденциальной информации. Вирус отключает ряд сервисов на скомпрометированном компьютере, включая Windows Defender и центр обеспечения безопасности (Windows Security Center), а также может завершать ряд процессов.

Само тело вируса, в 64-битном зараженном файле, представляет из себя добавленную в конец исполняемого файла новую секцию .vmp0 размером 512 000 байт (на диске). Для передачи управления на основное тело вирус вставляет вредоносный стартап-код размером 1269 байт на место точки входа. При этом оригинальные байты переносятся в начало .vmp0 секции. Этот стартап-код представляет из себя распаковщик для основного кода, который располагается в секции вируса. Ниже на скриншоте представлен шаблон стартап-кода, который будет записан на место точки входа 64-битного файла при заражении.


При формировании этого кода для заражения, часть данных инструкций будет перезаписана, таким образом обеспечивается уникальность данных оригинальной секции .vmp0. При этом изменению подвергаются инструкции типа add, mov или lea, в которых фигурируют непосредственные смещения (immediate). В конце кода добавляется инструкция перехода к распакованному коду секции .vmp0.


Аналогичный код стартапа для 32-битных файлов также располагается в секции .vmp0 и имеет вид.


Что в 32-битном варианте выглядит так:


Размер этого стартап кода в 64-битном варианте равен 1269 байт, а в 32-х 711 байт.

Вирус заражает исполняемые файлы, проходя рекурсивно по директориям логических дисков, при этом заражение исполняемого файла происходит с применением создаваемого .vir-файла, в котором вредоносный код формирует новое содержимое файла, а затем записывает его в инфицируемый файл блоками по 64K. Если вирус не может открыть файл на чтение/запись, он пытается изменить у него дескриптор защиты и информацию о владельце (owner).

Не являются исключением для заражения и подписанные исполняемые файлы. После заражения такого файла, он перестает быть подписанным, так как вирус записывает свое тело после последней секции, где в оригинальном файле располагается оверлей с цифровой подписью. Кроме этого, вирус корректирует значения поля Security Directory в Data Directory, выставляя поле RVA и Size в 0. Соответственно, в дальнейшем, такой файл также может быть исполнен, поскольку лишен любой информации о цифровой подписи. Ниже показаны различия в оригинальном и зараженном 64-битном файле, который снабжен цифровой подписью. Слева в модифицированной версии видно, что на месте оверлея начинается секция .vmp0 и оригинальные байты точки входа.



Для поддержания своего присутствия в системе, Expiro создает два мьютекса с именем gazavat.

Кроме этого, сам процесс инфектора можно определить в системе по большому количеству операций ввода-вывода и прочитанных/записанных байт. Так как вирусу нужно просмотреть все файлы в системе, процесс заражения может занять длительное время, что также является симптомом присутствия подозрительного кода в системе.


В теле вируса используется обфускация при вызове различных API и передачи им значений, смещений строк и прочего. Например, в следующем коде, при передаче аргумента SERVICE_CONTROL_STOP (0x1), в функцию в API advapi32!ControlService, которая используется для отключения сервисов, используется арифметика из зарезервированных констант.


Этим кодом вирус пытается отключить следующие сервисы: wscsvc (Windows Security Center), windefend (Windows Defender Service), MsMpSvc (Microsoft Antimalware Service), NisSrv (часть Microsoft Antimalware).

Полезная нагрузка

В качестве полезной нагрузки вирус пытается установить расширения для браузеров Google Chrome и Mozilla Firefox. Манифест-файл для устанавливаемого расширения Chrome выглядит следующим образом:


В директории с расширениями, каталог этого плагина будет называться dlddmedljhmbgdhapibnagaanenmajcm. Расширение использует для своей работы js-срипты background.js и content.js. После деобфускации шаблон background.js имеет вид.


В переменной HID сохраняется идентификатор системы, с ее версией и Product ID. Переменная SLST содержит список доменов, которые используются для перенаправления пользователя на вредоносные ресурсы, часть из них перечислена в переменной SLST.


Манифест расширения для Mozilla Firefox выглядит следующим образом.


Часть кода из скрипта content.js, которая отвечает за парсинг элементов форм.


Метод заражения исполняемых файлов является очень эффективным вектором распространения вредоносного кода. Описанная модификация Expiro представляет из себя серьезную угрозу как для домашних пользователей, так и для работников компаний. Поскольку вирус заражает файлы и на локальных дисках, съемных устройствах и по сети, эпидемия может принять довольно серьезные масштабы. В случае с Expiro дело ухудшается тем, что если в системе остается хотя бы один зараженный файл, который будет исполнен, процесс тотального заражения дисков начнется снова. С точки зрения доставки полезной нагрузки файловый инфектор является также довольно предпочтительным вариантом именно в виду активности распространения своего тела.

Введение

В данной статье будут рассмотрены различные моменты, связанные с 64-битными технологиями. Статья предназначена для программистов, желающих начать разрабатывать 64-битные программы, и ориентирована на Windows-разработчиков, поскольку для них вопрос знакомства с 64-битными системами наиболее актуален.

История 64-битных систем

64-битность только недавно вошла в жизнь большинства пользователей и прикладных программистов. Однако работа с 64-битными данными имеет уже длинную историю.

1961: IBM выпускает суперкомпьютер IBM 7030 Stretch, в котором используются 64-битные слова данных, 32-битные или 64-битные машинные инструкции.

1974: Control Data Corporation запускает векторный суперкомпьютер CDC Star-100, в котором используется архитектура 64-битных слов (предыдущие системы CDC имели 60-битную архитектуру).

1976: Cray Research выпускает первый суперкомпьютер Cray-1, в котором реализована архитектура 64-битных слов и который послужит основой для всех последующих векторных суперкомпьютеров Cray.

1985: Cray выпускает UNICOS — первую 64-битную реализацию операционной системы Unix.

1991: MIPS Technologies производит первый 64-битный процессор, R4000, в котором реализована третья модификация разработанной в их компании архитектуры MIPS. Этот процессор используется в графических рабочих станциях SGI начиная с модели IRIS Crimson. Kendall Square Research выпускает свой первый суперкомпьютер KSR1, построенный на основе их собственной запатентованной 64-битной архитектуры RISC под операционной системой OSF/1.

1992: Digital Equipment Corporation (DEC) представляет полностью 64-битную архитектуру Alpha — детище проекта PRISM.

1993: DEC выпускает 64-битную Unix-подобную операционную систему DEC OSF/1 AXP (позже переименованную в Tru64 UNIX) для своих систем, построенных на архитектуре Alpha.

1995: Sun запускает 64-битный процессор семейства SPARC UltraSPARC. HAL Computer Systems, подчиненная Fujitsu, запускает рабочие станции, созданные на основе 64-битного процессора SPARC64 первого поколения, независимо разработанного компанией HAL. IBM выпускает микропроцессоры A10 и A30, а также 64-битные процессоры PowerPC AS. IBM также выпускает 64-битное обновление для системы AS/400, способное преобразовывать операционную систему, базы данных и приложения.

1996: Nintendo представляет игровую консоль Nintendo 64, созданную на основе более дешевого варианта MIPS R4000. HP выпускает реализацию 64-битной 2.0 версии собственной архитектуры PA-RISC PA-8000.

1997: IBM запускает линейку RS64 64-битных процессоров PowerPC/PowerPC AS.

1998: Sun выпускает Solaris 7 с полной 64-битной поддержкой UltraSPARC.

1999: Intel выпускает набор команд для архитектуры IA-64. AMD публично объявляет о своем наборе 64-битных расширений для IA-32, который был назван x86-64 (позже переименован в AMD64).

2000: IBM выпускает свой первый 64-битный мэйнфрейм zSeries z900, совместимый с ESA/390, а также новую операционную систему z/OS.

2001: Intel наконец запускает линейку 64-битных процессоров, которые теперь получают название Itanium и рассчитаны на высокопроизводительные серверы. Проект не соответствует ожиданиям из-за многочисленных задержек при выпуске IA-64 на рынок. NetBSD становится первой операционной системой, которая запускается на процессоре Intel Itanium после его выхода. Кроме того, Microsoft также выпускает Windows XP 64-Bit Edition для архитектуры IA-64 семейства Itanium, хотя в ней сохраняется возможность запускать 32-битные приложения при помощи прослойки WoW64.

2004: В ответ на коммерческий успех AMD, Intel признается, что они разрабатывали клон расширений AMD64, которому дали название IA-32e (позже переименован в EM64T, и затем еще раз в Intel 64). Intel также выпускает обновленные версии семейств процессоров Xeon и Pentium 4 с поддержкой новых команд.

2004: VIA Technologies представляет свой 64-битный процессор Isaiah.

2005: 31 января Sun выпускает Solaris 10 с поддержкой процессоров AMD64 / Intel 64. 30 апреля Microsoft выпускает Windows XP Professional x64 Edition для процессоров AMD64 / Intel 64.

2006: Sony, IBM и Toshiba начинают выпуск 64-битного процессора Cell для PlayStation 3, серверов, рабочих станций и других устройств. Microsoft выпускает Windows Vista с включенной 64-битной версией для процессоров AMD64 / Intel 64, которая поддерживает 32-битную совместимость. Все Windows-приложения и компоненты являются 64-битными, однако многие из них имеют 32-битные версии, включенные в систему в виде плагинов в целях совместимости.

Более подробно с историей развития 64-битных систем можно познакомиться в статье Джона Машей "Долгая дорога к 64 битам" [1] и в энциклопедической статье в Wikipedia "64-bit" [2].

Прикладное программирование и 64-битные системы

  1. IA-64 64-битная микропроцессорная архитектура, разработанная совместно компаниями Intel и Hewlett Packard. Реализована в микропроцессорах Itanium и Itanium 2. Для более подробного знакомства с архитектурой IA-64 можно обратиться к следующим статьям в Wikipedia: "IA-64", "Itanium", "Itanium 2". Архитектуру Itanium поддерживает большое количество производителей серверов: Bull, Fujitsu, Fujitsu Siemens Computers, Hitachi, HP, NEC, SGI и Unisys. Эти производители присоединились к Intel и множеству разработчиков ПО для создания Itanium Solutions Alliance, с целью продвижения архитектуры и ускорения темпов портирования ПО.
  2. Intel 64 (AMD64 / x86-64 / x64 / EM64T) — данная архитектура представляет собой расширение архитектуры x86 с полной обратной совместимостью. Существует множество вариантов названия данной архитектуры, что приводит к путанице, хотя, по сути, все эти названия обозначают одно и тоже: x86-64, AA-64, Hammer Architecture, AMD64, Yamhill Technology, EM64T, IA-32e, Intel 64, x64. Более подробно узнать о том, как появилось так много названий, можно в статье из Wikipedia: "X86-64". Процессоры с архитектурой Intel 64 нашли широкое распространение персональных компьютерах. И скорее всего ваш компьютер оснащен именно процессором с данной архитектурой.

Архитектура Intel 64 (AMD64)

Рассматриваемая архитектура Intel 64 простое, но в то же время мощное обратно совместимое расширение устаревшей промышленной архитектуры x86. Она добавляет 64-битное адресное пространство и расширяет регистровые ресурсы для поддержки большей производительности перекомпилированных 64-битных программ. Архитектура обеспечивает поддержку устаревшего 16-битного и 32-битного кода приложений и операционных систем без их модификации или перекомпиляции.

Необходимость 64-битной архитектуры определяется приложениями, которым необходимо большое адресное пространство. В первую очередь это высокопроизводительные серверы, системы управления базами данных, САПР и, конечно, игры. Такие приложения получат существенные преимущества от 64-битного адресного пространства и увеличения количества регистров. Малое количество регистров, доступное в устаревшей x86 архитектуре, ограничивает производительность в вычислительных задачах. Увеличенное количество регистров обеспечивает достаточную производительность для многих приложений.

  • 64-битное адресное пространство;
  • расширенный набор регистров;
  • привычный для разработчиков набор команд;
  • возможность запуска старых 32-битных приложений в 64-битной операционной системе;
  • возможность использования 32-битных операционных систем.

64-битные операционные системы

Практически все современные операционные системы сейчас имеют версии для архитектуры Intel 64. Например, Microsoft предоставляет Windows XP x64. Крупнейшие разработчики UNIX систем также поставляют 64-битные версии, как например Linux Debian 3.5 x86-64. Однако это не означает, что весь код такой системы является полностью 64-битным. Часть кода ОС и многие приложения вполне могут оставаться 32-битными, так как Intel 64 обеспечивает обратную совместимость с 32-битными приложениями. Например, 64-битная версия Windows использует специальный режим WoW64 (Windows-on-Windows 64), который транслирует вызовы 32-битных приложений к ресурсам 64-битной операционной системы.

Далее в статье мы будем рассматривать только 64-битные операционные системы семейства Windows.

WoW64

Windows-on-Windows 64-bit (WoW64) — подсистема операционной системы Windows, позволяющая запускать 32-битные приложения на всех 64-битных версиях Windows.

  • программы, скомпилированные для 16-разрядных операционных систем;
  • программы режима ядра, скомпилированные для 32-разрядных операционных систем.

WoW64 на архитектуре Intel 64 (AMD64 / x64) не требует эмуляции инструкций. Здесь подсистема WoW64 эмулирует только 32-битное окружение, за счет дополнительной прослойки между 32-битным приложением и 64-битным Windows API. Где-то эта прослойка тонкая, где-то не очень. Для средней программы потери в производительности из-за наличия такой прослойки составят около 2%. Для некоторых программ это значение может быть больше. Два процента это немного, но следует учитывать, что 32-битные приложения работают немного медленнее под управлением 64-битной операционной системы Windows, чем в 32-битной среде.

Компиляция 64-битного кода не только исключает необходимость в WoW64, но и дает дополнительный прирост производительности. Это связано с архитектурными изменениями в микропроцессоре, такими как увеличение количества регистров общего назначения. Для средней программы можно ожидать в пределах 5-15% прироста производительности от простой перекомпиляции.

Подсистема WoW64 изолирует 32-разрядные программы от 64-разрядных путем перенаправления обращений к файлам и реестру. Это предотвращает случайный доступ 32-битных программ к данным 64-битных приложений. Например, 32-битное приложение, которое запускает файл DLL из каталога %systemroot%\System32, может случайно обратиться к 64-разрядному файлу DLL, который несовместим с 32-битной программой. Во избежание этого подсистема WoW64 перенаправляет доступ из папки %systemroot%\System32 в папку %systemroot%\SysWOW64. Это перенаправление позволяет предотвратить ошибки совместимости, поскольку при этом требуется файл DLL, созданный специально для работы с 32-разрядными приложениями.

Подробнее с механизмами перенаправления файловой системы и реестра можно познакомиться в разделе MSDN "Running 32-bit Applications".

Программная модель Win64

Также как и в Win32 размер страниц в Win64 составляет 4Кб. Первые 64Кб адресного пространства никогда не отображаются, то есть наименьший правильный адрес это 0x10000. В отличие от Win32, системные DLL загружаются выше 4Гб.

  • RCX: первый аргумент
  • RDX: второй аргумент
  • R8: третий аргумент
  • R9: четвертый аргумент

Разница в соглашениях о вызове приводит к тому, что в одной программе нельзя использовать и 64-битный, и 32-битный код. Другими словами, если приложение скомпилировано для 64-битного режима, то все используемые библиотеки (DLL) также должны быть 64-битными.

Передача параметров через регистры является одним из новшеств, делающих 64-битные программы более производительными, чем 32-битные. Дополнительный выигрыш в производительности можно получить, используя 64-битные типы данных.

Адресное пространство

Хотя 64-битный процессор теоретически может адресовать 16 экзабайт памяти (2^64), Win64 в настоящий момент поддерживает 16 терабайт (2^44). Этому есть несколько причин. Текущие процессоры могут обеспечивать доступ лишь к 1 терабайту (2^40) физической памяти. Архитектура (но не аппаратная часть) может расширить это пространство до 4 петабайт (2^52). Однако в этом случае необходимо огромное количество памяти для страничных таблиц, отображающих память.

Помимо перечисленных ограничений, объем памяти, который доступен в той или иной версии 64-битной операционной системе Windows зависит также от коммерческих соображений компании Microsoft. Ниже приведена информация по объему памяти, поддерживаемой различными версиями 64-биными версиями Windows:

Windows XP Professional — 128 Gbyte;
Windows Server 2003, Standard — 32 Gbyte;
Windows Server 2003, Enterprise — 1 Tbyte;
Windows Server 2003, Datacenter — 1 Tbyte;
Windows Server 2008, Datacenter — 2 Tbyte;
Windows Server 2008, Enterprise — 2 Tbyte;
Windows Server 2008, Standard — 32 Gbyte;
Windows Server 2008, Web Server — 32 Gbyte;
Vista Home Basic — 8 Gbyte;
Vista Home Premium — 16 Gbyte;
Vista Business — 128 Gbyte;
Vista Enterprise — 128 Gbyte;
Vista Ultimate — 128 Gbyte;
Windows 7 Home Basic — 8 Gbyte;
Windows 7 Home Premium — 16 Gbyte;
Windows 7 Professional — 192 Gbyte;
Windows 7 Enterprise — 192 Gbyte;
Windows 7 Ultimate — 192 Gbyte;

Разработка 64-битных приложений

Наиболее полно вопросы разработки 64-битных приложений рассмотрены в курсе "Уроки разработки 64-битных приложений на языке Си/Си++". Содержание:

Также рекомендую раздел с обзорами статей по тематике связанной с 64-битнми технологиями.

Существует множество систем счета, но, когда речь заходит о компьютерах, то есть только двоичная система – 0 и 1. Это означает, что для 1-битных вычислений есть только два возможных значения, четыре для 2-битных, восемь для 3-битных. Количество значений определяется результатом возведения 2 в степень – 2 в третьей степени или в кубе это восемь, что соответствует 3-битным вычислениям.

Что означает 32 и 64 бита

Продолжая возводить 2 в степень, мы дойдем до 32 и получится, что для 32-битных вычислений существует 4 294 967 296 значений, а для 64-битных количество значений уже составит 18 446 744 073 709 551 616 – это примерно 18,4 квинтиллиона.

Это огромное количество бит и цифры показывают насколько более производительными чипы должны быть, чтобы поддерживать вычисления с бо́льшим количеством бит. Несмотря на кажущуюся простоту разница заметно больше чем в два раза. Вот почему новые чипы и операционные системы так редко переходят к поддержке новых вычислений. Для примера:

  • В 1970-х годах чип Intel 8080 поддерживал 8 битные вычисления
  • В 1992 году Windows 3.1 стала первой 16 битной, настольной версией Windows
  • В 2003 году компания AMD начала поставки первых 64-битных, настольных чипов
  • В 2009 году Apple сделала Mac OS X Snow Leopard полностью 64-битной
  • В 2014 году был представлен iPhone 5s, первый смартфон с 64-битным чипом Apple A7

В настоящее время вы скорее всего пользуетесь 64-битным чипом с 64-битной операционной системой, что позволяет вам запускать 64-битные приложения. Однако так может быть не всегда. Редакции Windows 7, 8, 8.1 и 10 также существуют и в 32-битных вариантах.

Как определить какой ОС пользуетесь вы?

Если вашему компьютеру менее 10 лет, то ваш процессор практически гарантировано 64-битный, однако у вас может быть установлена 32-битная ОС. К счастью, это довольно легко проверить. В Windows 10 перейдите в Параметры > Система > О системе или просто в окне настроек, в строке поиска введите О компьютере . В разделе характеристики устройства должно быть написано 64-разрядная операционная система, процессор x64.

Зачем нам 32 бита?

Так почему все-таки кто-то устанавливает 32-битные ОС? Основная причина в том, что 32-битные процессоры требуют наличия 32-битной операционной системы. Наличие такого чипа сегодня маловероятно. Intel начала производить 32-битные процессоры семейства 80386 в далеком 1985 году, а продавать 64-битные в 2001 году. Поэтому если ваш компьютер не старше 10 лет, то скорее всего он поддерживает и 64-битные инструкции.

Скорее всего, если у вас довольно старая система, то возможно на ней установлена 32-битная система из-за проблем с быстродействием. А обновлениями к сожалению, нельзя изменить разрядность системы. Это в принципе может быть оправдано – ранние 64-битные процессоры могут не поддерживать всех функций. Для того чтобы определить полностью ли ваш компьютер готов к использованию 64-битной версии, вы можете запустить простую программу 64bit Checker .

На компьютер с 64-битным процессором можно установить 32-битную операционную систему, но это нерациональный подход. 32-битная ОС имеет больше ограничений, к примеру, она не поддерживает работу с объемом ОЗУ свыше 4 Гб. Так, современная Windows 10 64 бита поддерживает максимально 2 терабайта оперативной памяти (128 Гб в Домашней версии).

Теоретическое ограничение ОЗУ в 64-битных системах составляет 16 экзабайт. Это примерно равно 1 миллиону терабайт или 1 миллиарду гигабайт. Однако, мы пока еще очень далеко до оборудования, которое сможет поддерживать такой объем памяти. Сейчас покупка ноутбука с 16 Гб ОЗУ выглядит отличным решением, не так ли?

64-битные системы имеют и множество других улучшений, которые не так заметны невооруженным взглядом: 64-битное адресное пространств, расширенные регистровые ресурсы, 64-битные виртуальные адреса и многое другое. Все эти улучшения важны для инженеров и призваны улучшить работу оборудования.

64-битные программы

Вы могли также заметить, что некоторые программы также поставляются в версиях для 32 и 64 битных систем. Хорошим примером здесь может стать Firefox, который до сих пор выпускается в сборках для обоих редакций. Все это только потому что 32-битные операционные системы до сих пор в ходу. Однако только 64-битные ОС могут запускать как 32, так и 64 битные приложения. В Windows для этого есть встроенная подсистема эмуляции WoW64.

Вы наверняка замечали, что на вашем диске C:\ имеются две папки Program Files – одна для 64-битных программ, а другая для 32-битных с приставкой (x86). Вы можете с легкостью проверить как много 32-битных приложений используете, просто заглянув в соответствующую папку. В настоящее время все больше ОС отказывается от поддержки 32-битных программ. Это уже произошло в MacOS и частично в различных Linux дистрибутивах. Возможно скоро к этому придет и Windows.

Немного про 64 бита в мобильных устройствах

Как мы уже упоминали выше, чип Apple A7 стал первым 64-битным мобильным процессором. В 2015 году Apple заявила, что все программное обеспечение в iOS должно быть 64 разрядным. Начиная с июня 2016 года при открытии 32-битного приложения, в последних версиях iOS появлялось предупреждение о том, что его использование может повлиять на производительность всей системы.

Если вы пользуетесь iPhone 5s или новее, iOS 10 или выше, то вы в любом случае не сможете использовать 32-битные приложения. Это одно из преимуществ закрытой системы Apple – компания может напрямую повлиять на разработчиков и ускорить внедрение технологий.

На Android телефонах все несколько сложнее, потому что не все чипы поддерживали 64-битные вычисления. Если ваша версия Android ниже 5.0 Lollipop, то вы точно используете 32-битную систему. Разрядность операционной системы вы можете посмотреть, к примеру, в AnTuTu Benchmark, в разделе О системе.

В мобильном сегменте, 64-битные ОС – это не просто способ использования большего количества ОЗУ. Переход к x64 системе на самом деле не гарантирует лучшую производительность. Вместо этого есть и другие преимущества – выборка большего количества данных на цикл и улучшенное шифрование. В целом новые 64-битные чипы энергоэффективнее и обладают множеством других не менее важных возможностей.

В конечном итоге 64-битная революция уже свершилась и вам не нужно знать о ней все, чтобы быть ее частью.

Разрядность операционной системы — это довольно важный аспект, который обязательно необходимо учитывать, ведь он существенным образом влияет на то, как на вашем компьютере будут работать те или иные игры и программы. Но что, если вам не подходит текущая разрядность Windows? Можно ли как-то поменять её? Ответ – нет, 32-битную систему превратить в 64-битную нельзя никаким способом, кроме переустановки. Это единственный вариант и именно о нём пойдёт речь дальше. Никаких скрытых настроек или обновлений, которые повысят разрядность Windows, не существует, ведь это совершенно разная архитектура.

Переход с 32bit на 64bit

Windows x32bit мем

Конечно, нет:) Потребуется только переустановка новой версии ОС

Сделать из 32-битной системы 64-битную можно и нужно, но только в том случае, если ваш процессор поддерживает более высокую разрядность – как правило, процессоры, выпущенные за последний десяток лет, являются 64 — битными.

Также стоит отметить, что такой переход будет целесообразным, если объём памяти на оперативном запоминающем устройстве ПК 4 ГБ и больше. Кроме того, некоторые версии популярных программ просто не имеют 32-битной версии, например, Фотошоп. Они могут работать только на 64-битной системе, и таких программ становится всё больше, в том числе игр. Это тоже серьёзный аргумент для смены системы.

Помимо всего прочего, существует проблема с драйверами для старых ПК, особенно ноутбуков. Так как вам придётся скачивать и устанавливать специальные драйверы именно под 64-битную версию. В противном случае работа некоторых устройств, служб и других элементов ПК может быть нарушена. Отсутствие драйверов может стать непреодолимым препятствием, но так случается только на очень старых ПК.

Как переустановить Windows с 32 на 64

Теперь перейдём непосредственно к тому, как это сделать.

Установка Windows x64

После выполнения всех этих действий переход на 64-битную версию можно считать завершённым. К сожалению, переустановка системы является единственным способом сменить Windows x32 на версию x64. Других вариантов нет и быть не может, поскольку невозможно провести столь глобальные изменения в самой системе, сохранив её.

Теперь вы знаете, что 32-битную систему возможно сделать 64-битной и знаете, как именно это сделать. Разумеется, придётся потратить время, но переход на Windows более высокой разрядности даст вам несколько преимуществ, которые однозначно стоят потраченного времени и усилий.

После переустановки системы нужно будет сначала установить все драйвера, теперь уже в 64-битной версии, а затем заново переустановить все необходимые программы.

Пишите в комментариях помогла ли вам эта статья и делитесь с другими пользователями информацией о том, получилось ли у вас перейти с одной разрядности на другую и в чём плюсы и минусы именно для вас.

Читайте также: