А что такое в сущности чума

Обновлено: 25.04.2024

Чума – это острое природно – очаговое заболевание. Её возбудителем является чумная палочка (Yersinia pestis), открытая в 1894 г. французским врачом и бактериологом Пастеровского института Александром Йерсеном (1863 – 1943). Предполагаемый естественный первичный резервуар бациллы – это одноклеточные почвенные организмы.

Чумная палочка может жить в крови более чем двухсот видов млекопитающих, но самая распространённая её среда обитания — грызуны. На них обитают блохи, питающиеся кровью своих хозяев, а вместе с ней всасывающие и клетки болезнетворной бактерии.

Под воздействием глобальных климатических изменений, разрушающих экосистему обитания Yersinia pestis, может происходить её выход из естественного резервуара в почву. Оттуда она проникает в растения или другие природные объекты, способствующие инфицированию грызунов и их паразитов.

Вследствие этого формируются вторичные резервуары чумы, также представляющие собой экосистемы, однако, менее устойчивые, чем почвенные. В них возбудитель может сохраняться десятилетиями, вызывая отдельные эпизоотии и вспышки болезни среди людей. Из – за небольшой устойчивости, вторичные экосистемы со временем разрушаются, и вспышки чумы прекращаются.

После распада новых экосистем остаются значительные территории — реликтовые природные очаги, в которых возбудитель продолжает сохраняться как паразит одноклеточных организмов, имея возможность нового перехода в другие формы под воздействием внешних факторов. Также необходимо выделить, что человек, как и другие теплокровные, не является естественным резервуаром Yersinia pestis. Поэтому его существование не имеет значения для поддержания паразита в природе и не ограничивает способность передачи бациллы необходимостью сохранения жизни своим жертвам. Этим можно объяснить крайне высокую летальность чумных эпидемий.

В Швеции найден древнейший штамм чумы

В древнем неолитическом захоронении на территории Швеции ученые нашли ранее неизвестный штамм бактерии Yersinia pestis - возбудителя чумы.

В известняковом могильнике сохранились останки 78 человек. Ученые провели генетический анализ скелетов и в зубах одного из них нашли обрывки ДНК чумной палочки с генетической мутацией, которая может вызывать чумную пневмонию - самую опасную форму чумы.

Останки принадлежат женщине, которая умерла в 20-летнем возрасте примерно 4900 лет назад - как раз во времена "неолитического спада" - периода, когда население во всей Европе резко уменьшилось. Находка подсказывает, что причиной такой тенденции могла стать пандемия чумы. Таким образом многочисленные случаи гибели людей от чумы были зафиксированы несколько тысяч лет назад.

Ученый-генетик Саймон Расмуссен обратил внимание, что кости женщины были найдены в массовом могильнике. По мнени С.Расмуссена, эпидемия стала причиной резкого сокращения населения Европы, а затем заболевание просочилось в Азию и на Восток (вероятно ошибка перевода!?).

По словам ученых из Гетеборгского университета, новые данные противоречат общепринятой версии возникновения чумы в Европе. Считалось, что ее принесли люди, мигрировавшие из евразийских степей. Однако теперь можно смело сказать, что болезнь бушевала еще до появления азиатских караванов.

Теперь ученые склоняются к мысли, что древний штамм чумы появился в многолюдных европейских поселениях численностью около 10-20 тыс. жителей, существовавших в Европе между 5400-6100 лет назад. Больше всего их было в Триполье - междуречье Дуная и Днепра, на стыке современной Молдовы, Украины и Румынии.

В этих древних "мегаполисах", очевидно, были плохие санитарные условия - как раз идеальные для развития новых патогенов. Оттуда чума могла легко распространиться по всей Европе благодаря торговле и колесному транспорту.

Ученые полагают, что чума может объяснить исчезновение ранних европейских скотоводов, представителей трипольской культуры. Ее представители жили в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший расцвет пришелся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. Однако около 5400 лет назад они стали строить гораздо меньше жилищ, а их геном значительно изменился. Вскоре их заместили представители других культур.

Не исключено, что у трипольцев кончились ресурсы и другие культуры просто их ассимилировали, но ученые полагают, что эпидемия чумы также могла сыграть свою роль.

Первая пандемия возникла в Северной Африке, где локально ограниченные вспышки заболевания случались задолго до этого. Например, греческий врач Руфус из Эфеса, живший во времена правления римского императора Траяна, в своих сочинениях описывал отдельные случаи бубонной чумы в Египте и Ливии. Эпидемия началась в 542 г. в городе Пелусий – крупном экономическом центре Византийской империи, расположенном на средиземноморском побережье, в восточной части дельты Нила. Оттуда она начала быстро распространяться по торговым маршрутам.

Болезнь сначала охватила Ближний Восток и Константинополь. В столице Византии чумой заболел даже сам император, но выжил. Затем через Дунайский водный путь инфекция проникла в Западную Европу. В Италии, где в это время шла война между Византийской империей и Остготским королевством, чума свирепствовала с самого начала пандемии. За несколько лет эпидемия охватила почти всю территорию тогдашнего цивилизованного мира и унесла более 100 миллионов жизней. В виде отдельных вспышек она проявлялась вплоть до 750 г. Болезнь протекала наряду с бубонной ещё и в септической форме, более молниеносной и летальной. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что чума, быстро уничтожив население на некоторых инфицированных территориях, не распространилась в сопредельные районы.

Климатический оптимум в начале XIV в. сменился Малым ледниковым периодом на территории Евразии. Он был вызван, предположительно, замедлением течения Гольфстрима около 1300 г. Этот период характеризовался наиболее холодными среднегодовыми температурами, дождями и заморозками. Прямым следствием изменений климата стал Великий голод 1315 – 1317 гг. в Европе. С похолоданием, видимо, было связано и возникновение второй пандемии. Она началась около 1320 г. в одном из природных очагов чумы – пустыне Гоби. Обитавшие там грызуны вынужденно покинули свои привычные места. Это было вызвано бескормицей, возникшей вследствие климатических изменений. Животные мигрировали поближе к человеческому жилью. Вскоре среди них началась чумная эпизоотия, следствием которой стало заражение местных жителей. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию. Затем с монгольскими войсками и торговыми караванами по Великому Шёлковому пути через Центральную Азию болезнь стала проникать всё дальше на запад.

Эпидемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. Осенью 1347 г. чума вместе с генуэзскими галерами проникла на Сицилию и в Марсель. Оттуда она распространилась по всей Европе, в течение нескольких лет производя опустошения и унося миллионы жизней. Затем через Псков, имевший тесные связи с землями Ливонского ордена, болезнь проникла в Россию, где свирепствовала до 1353 г. Но отдельные вспышки чумы продолжались и позже.

Единственным действенным средством для предотвращения заражения был карантин. Он впервые возник в середине XIV в. на венецианском острове Лазаретто, где корабли, прибывающие из охваченных чумой стран, должны были встать на якорь в течение 40 дней на некотором расстоянии от берега, перед тем как начать разгружаться.

В Новое время, в связи с развитием цивилизации и естественнонаучными достижениями, болезнь отступила. Например, третья пандемия, возникшая в 1855 г., ограничилась, в основном, территориями Китая и Индии. Но чума не исчезла окончательно. Её реликтовые очаги сохраняются на планете до сих пор. По данным ВОЗ, только в 1989 – 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев в 24 странах, причём летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Инфицирования фиксируются ежегодно. Поэтому пока нельзя говорить о полной ликвидации болезни.

На начало XXI в. случаи заболевания чумой отмечены в нескольких странах Африки, в Перу и США, а также в Китае, Индии, Казахстане и Монголии. Но самыми опасными в эпидемическом плане считаются Вьетнам и Мадагаскар, где сегодня продолжаются вялотекущие эпидемии. Поэтому перед туристическими поездками в эти страны — особенно если планируется тесный контакт с местным населением или с дикой природой — рекомендуется проходить противочумную вакцинацию в одном из авторизованных центров.

Грызуны и Гоби

Почему чума в Средние века то появлялась, то исчезала, и куда она пропала в XXI веке? Чума, Эпидемия, Болезнь, Эволюция, Медицина, Черная смерть, Юстинианова чума, Трипольская культура, Длиннопост

Крысиная южная блоха.

Москва и Лондон

Гигиена и стрептомицин

Доза и диагноз

Несмотря на стрептомицин и вакцинацию, нельзя забывать, что чума — заболевание исключительно опасное. Инфицирующая доза (то есть, минимальное количество жизнеспособных микробов, способное преодолеть защитные системы организма и вызвать болезнь) составляет единицы бактерий — для сравнения, частиц ВИЧ-инфекции требуется десяток тысяч, а холерных вибрионов — миллионы.

Воротами бубонной формы болезни являются кожные покровы. Палочка заносится в кровоток во время укуса блохи, сами же больные бубонной чумой для окружающих не заразны. Более тяжелая легочная форма развивается обычно уже в зараженном бубонной чумой больном, и способна передаваться воздушно-капельным путем. По словам Михаила Супотницкого, в отсутствие своевременного лечения смертность от легочной чумы составляет почти 100%, от бубонной — 50%.

Институты и станции

1. Чума никуда не исчезла.

2. Вероятно существует несколько природных очагов чумы.

3. Вероятно существует несколько штаммов чумы которые мутируют/эволюцинируют.

4. Экзистенциалистская проблематика романа.

5. Категории смерти и абсурда в философии экзистенциализма и их художественное преломление в романе Камю.

6. Категория времени и пространства в романе.

7. Образ автора и герои-идеологи в романе.

8. Образы-персонажи романа в аспекте экзистенциальных вопросов о свободе человека, о смысле человеческого существования, о путях преодоления трагедии человека и человечества.

9. Вопрос веры и неверия в романе. Идея активного фатализма.

10. Полемика между священником-иезуитом Панлю и доктором Риё как отражение в романе ключевых вопросов экзистенциальной философии.

11. Философское звучание сцены смерти невинного ребенка в романе. Камю и Достоевский.

12. Утверждение в романе веры в духовные силы человека.

13. Афористические высказывания как компоненты речевой структуры романа.

Вопросы для обсуждения. Задания

2. Какие смыслы выражает эпиграф в романе?

7. Кого из героев романа можно характеризовать как alter ego автора, а кого – как его идейных противников?

12. Приведите несколько примеров из романа, которые могли бы послужить доказательством того, что афористические высказывания, философемы являются важнейшими компонентами его речевой структуры.

> Итак, абсурд является нашим уделом, свидетельствуя о неизбежном расхождении между жаждущим единства сознанием и лишенным сознательного начала миром, который не оправдывает наших надежд. Если это так, то зачем огорчаться по поводу того, что этот удел стал фактом нашего сознания? Зачем разум, похоронивший столько систем и религий, продолжает из поколения в поколение с неистовой энергией, которая свойственна одной лишь молодости, тешить себя надеждой? Зачем эта тяга к единству и согласию, которая оказывается сильнее всяческих кризисов и которую не унять никакими силами, пока она не добьется удовлетворения?

(Пер. И. С. Вдовиной)

Мунье Э. Надежда отчаявшихся // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 80–84.

Ответ на вопрос о том, чем вызван сегодняшний книжный бум вокруг произведения, опубликованного в далеком 1947 году, на первый взгляд, очевиден. Буквальный смысл этого философского романа Альбера Камю — изображение эпидемии чумы в алжирском городе Оране — вызывает прозрачные ассоциации с сегодняшним днем. Однако тут необходима оговорка.

Типология стихийного бедствия

Для привлечения читательского интереса Камю выбирает неправдоподобную, выходящую за рамки здравого смысла, историю — рассказ об эпидемии чумы, разразившейся в середине XX столетия. Это нарушает историческую достоверность — к тому времени болезнь давно была истреблена.


Но и жители, и городская администрация стараются не замечать грозных знаков надвигающейся катастрофы. Стремление населения спрятаться от очевидности обобщается писателем до универсальных стереотипов поведения. В подробном воспроизведении событий отмечаются первые случаи смертельных исходов. Но администрация по-прежнему не предпринимает никаких мер, чтобы, не дай бог, не посеять паники.

Определяя движение от конкретного к вневременному, писатель создал мир замкнутого, герметичного пространства.

Эпидемия приобретала массовый размах, была введена ускоренная процессия похорон, о которой свидетельствовал круглосуточный дымок над печами крематория. Мифологизируя историю, Камю расширяет семантическое поле эпидемии, создавая прозрачные ассоциации с конкретно-историческим событием — Второй мировой войной.

Человек бунтующий

Люди на фоне чумы


Иллюстрация: Edy-Legrand

Победа над чумой вызвала в Коттаре непреодолимое стремление вновь вернуть атмосферу всеобщего страха, отчаяния, уныния. В своем ожесточении и ненависти он пытается уничтожить, стереть с лица земли это всеобщее ликование, беспорядочно стреляя по толпе, веселящейся под окнами его квартиры.

Единственным средством борьбы с чумой является честность! Альбер Камю

Роман Чума (по-французски La Peste) был опубликован в 1947 году. Предполагается, что роман основан на истории эпидемии холеры, которая убила большой процент населения Орана в 1849 году после французской колонизации.

Это не только чума (коричневая чума, как называли фашизм в Европе), а зло вообще, неотделимое от бытия, свойственное ему всегда. Чума — это и абсурд, что осмысливается как форма существования зла, это и трагическая судьба, которая уменьшает переход самого писателя от одинокого бунтарства к определению сообщества, чью борьбу надо разделять, эволюции в направлении к солидарности и соучастия.


Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир). Жители города столкнулись с ужасной эпидемией. Рассказывает об этом доктор Риэ. Он выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью.

В жизни Риэ ориентируется только на разум и логику, не признает хаоса и иррациональности.

Хотя у романа счастливый финал, доктор Риэ думает о том, что радость людей временная, и он говорит, что "…возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улице счастливого города".


Чума отступила через год. О ней стали говорить в прошедшем времени, но, как всё раз про-изо-шедшее, она продолжала быть и в настоящем, и в будущем. Эпидемия, как и любое со-бытие, приоткрывало истину бытия, которое в мышлении человека определялось неразрывно связанными друг с другом категориями добра и зла. И если зло уже выразило себя, оказавшись на первом плане войны смерти с жизнью, то доброе ещё требовало времени для своего утверждения. Оно стало наполнять сердца людей деятельным сочувствием и состраданием. В таком настроении духа их стремления уже не ограничивались требованиями конечной индивидуальности и преодолевали земную жизнь, жизнью вечной, не меркнущей в любви к ближнему, а через него — к человеческому роду.

Жизнь в Оране сохраняла своё человеческое лицо во многом благодаря добровольчеству. Люди острее чувствовали ответственность друг перед другом и смело исполняли её посильным служением. Добрая воля преобразовывала мир, делала его светлее и могущественней. В этом смысле христианский прогресс создаётся именно добровольцами!

Камю не приемлет подавления личности обществом, когда человек употребляется как средство, чтобы устрашить других.

◆ Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.

◆ Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

◆ Когда разражается война люди обычно говорят: "Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо". И действительно, война - это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго.

◆ Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо.

◆ Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами.

◆ Очень уж утомительна жалость, когда жалость бесполезна.

◆ Единственное, что мне важно - это быть человеком.

◆ Легкое отвращение перед будущим, что зовется тревогой.

◆ Чтобы стать святым, надо жить. Боритесь.

◆ Начало бедствий, равно как и их конец, всегда сопровождается небольшой дозой риторики. В первом случае еще не утрачена привычка, а во втором она уже успела вернуться.

◆ Общественное мнение – это же святая святых: никакой паники, главное – без паники!

1. Если достойные доверия и уважения люди сообщили вам, что на местность, где вы проживаете, надвигается чума, что во многих сопредельных областях уже умерли многие люди, следует принять меры, дабы обеспечить собственную безопасность и безопасность ваших близких.

2. Самое лучшее и надежное средство уберечься от чумы — это оставить городской дом и, забрав семейство, бежать как можно дальше: в загородное поместье, в другой город, где, возможно, проживают ваши родственники, или просто в деревню, где нет большого скопления людей и, таким образом, существует вероятность уберечься от заражения. Если позволяют средства, купите дом, стоящий на отшибе, либо снимите комнату в местной таверне или у зажиточного крестьянина. Чем меньше вы будете контактировать с окружающими, тем лучше.

3. Если судьба распорядилась иначе и покинуть родной город не удалось, помните: люди — ваши главные враги! Чума коварна, она развивается стремительно и проявляется по-разному. Вы можете не заметить чумные бубоны Бубоны — опухоли, появляющиеся, как правило, в паху или подмышками. и потому даже не догадываться о том, что человек, с которым вы разговариваете, уже болен и через несколько дней умрет. Избегайте любых внешних контактов, закройте двери своего дома для соседей, друзей, знакомых и даже родственников — и сами не навещайте их. Тем более не пускайте в свой дом незнакомых людей, особенно если они прибыли издалека, из стран Ближнего Востока, откуда, как известно, и явилась чума.

4. Ни под каким видом не посещайте городской порт и торговые ряды, где с большой долей вероятности вы можете встретить путешественников из стран Ближнего Востока. Если же таких визитов никак нельзя избежать, постарайтесь держаться от этих людей на расстоянии (лучше всего в этом случае стоять с наветренной стороны), не прикасайтесь к ним, не принимайте от них никаких подарков, не берите в руки их личные вещи — все они могут оказаться зараженными.


5. Не принимайте участия ни в каких общих собраниях. Избегайте посещения церквей, совместных молебнов, крестных ходов и прочих религиозных процессий, несмотря на то что многие полагают их верным средством избавления от эпидемии.


Эпизод из истории чумы в Риме. Фрагмент гравюры. 1656 год © Wellcome Images

8. Вы знаете, что причины возникновения чумы до сих пор точно не определены, а потому следует предусмотреть все возможные пути появления ее в вашем доме. Учитывая, что многие знающие люди утверждают, что распространению болезни способствует дурной воздух в городах, постарайтесь максимально обезопасить свое жилище. Лучшими средствами здесь станут разведение и поддержание огня, окуривание дома смолами, а также вдыхание членами вашей семьи паров селитры. Не брезгуйте ни одним из этих способов. Что, если они помогут?

9. Точно так же опасайтесь и общественных колодцев. Вы ведь знаете: ходят слухи, что чума появилась из-за их отравления евреями. Используйте для своих нужд лишь ту воду, которая не вызывает никаких подозрений (лучше всего — из своего собственного источника). Все подозрительные вещи, попадающие в дом, следует незамедлительно выстирать или вымыть (если уж вы никак не можете их сжечь).




10. Наконец, оставаясь в городе, в который пришла чума, остерегайтесь грабителей, для которых с распространением эпидемии наступает золотое время. Держите двери своего дома на запоре, не носите с собой никаких ценных вещей, дабы не стать случайной жертвой разбойников.

11. Если же все эти способы не помогли и вы почувствовали недомогание (пусть даже у вас просто разболелась голова или поднялась температура), незамедлительно обратитесь к врачу. Однако будьте осмотрительны, ведь многие из лекарей на деле являются самыми настоящими шарлатанами. Выбирайте того, за кем закрепилась слава искусного целителя, кто явится на вызов, предварительно надев специальную чумную маску и костюм из кожи или из пропитанного воском холста, кто не будет применять кровопускания (ведь еще Гален указывал на их бесполезность), а обратится сразу к вырезанию и прижиганию бубонов.

Читайте также: