Африканская чума министерства сельского хозяйства ссср от 21 11 1980

Обновлено: 24.04.2024

Здравствуйте! Согласно пунктам 5.1, 5.2, 5.2.1, 5.2.2 Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней (Утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г.), мероприятия в первой угрожаемой зоне: немедленно берут на учет всех свиней в хозяйствах всех категорий, предупреждают письменно руководителей хозяйств и владельцев животных о запрещении продажи, перемещения, выпуска из помещений и самовольного убоя свиней. В кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их так же, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определенные специальной комиссией. Для перевозки животных оборудуют кузова автомашин и прицепов таким образом, чтобы не допустить инфицирования внешней среды в пути следования. Для сопровождения группы автомашин с животными следуют лицо, ответственное за сдачу свиней, ветеринарный специалист и работник милиции. Водителям автомашин, занятым на перевозках свиней, выдают санитарную книжку (талон), в которой излагают порядок использования транспорта и делают отметки о проведенных ветеринарных обработках. В тех случаях, когда предприятия по убою и переработке свиней расположены во второй угрожаемой зоне, устанавливают вокруг них режим первой угрожаемой зоны в радиусе до 0,5 км. Всех свиней этой зоны подвергают убою на общих основаниях до начала убоя свиней, завезенных из первой зоны.

В соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 15 июля 2015 года размер компенсации для владельцев животных, отчужденных в ходе ликвидации очагов африканской чумы свиней за один килограмм живого веса свиньи составляет 101 рубль, за поросят до 2 месяцев — 3 тыс. рублей за животное.

Здравствуйте, Марина! Уточните субъект РФ, в котором находится Ваше хозяйство. Порядок и размер субсидий при забое домашнего скота устанавилвается субъектом РФ,

В соответствии с распоряжением главы региона от 15 июля 2015 г., за один килограмм живого веса свиньи гражданам компенсируют 101 рубль, за поросят до 2 месяцев выплатят по 3 тыс. рублей за животное.В соответствии с распоряжением главы региона от 15 июля, за один килограмм живого веса свиньи гражданам компенсируют 101 рубль, за поросят до 2 месяцев выплатят по 3 тыс. рублей за животное.

Марина, добрый день!

При отчуждении животных в связи с ликвидации очага АЧС собственникам свиней должна быть выплачена компенсация, размер и порядок выплат определяется региональной властью.

Нормативными документами в данном случае являются:

Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 года №310

инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней (утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г.)

Первая угрожаемая зона – территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней, на глубину 5–20 км от его границ с учетом хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом;

В ПЕРВОЙ УГРОЖАЕМОЙ ЗОНЕ

— 5.2.1. Немедленно берут на учет всех свиней в хозяйствах всех категорий, предупреждают письменно руководителей хозяйств и владельцев животных о запрещении продажи, перемещения, выпуска из помещений и самовольного убоя свиней.

-5.2.2. В кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их так же, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определенные специальной комиссией.

Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил №310, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил №310).

То есть, Вы должны потребовать:

1) копию решения исполнительного органа власти об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.

2) акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

17 ноября 2014 г.

Дело N А32-10543/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Айбатулина К.К. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Медведовский мясокомбинат" (ИНН 2353005550, ОГРН 1022304837818) - Тауш Н.Э. (доверенность от 18.07.2014), от ответчика - Краснодарского края в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Минюк Т.Ю. (доверенность от 13.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2014 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-10543/2014, установил следующее.

ОАО "Медведовский мясокомбинат" (далее - комбинат, ОАО "ММК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Краснодарскому краю в лице ГУ ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) о взыскании 17 069 053 рублей 24 копеек убытков вследствие изъятия принадлежавших комбинату продуктов животноводства при ликвидации очага заболевания африканской чумой свиней (АЧС).

Решением от 20.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.08.2014, с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице управления за счет казны Краснодарского края в пользу комбината взыскано 17 069 053 рубля 24 копейки убытков и 30 тыс. рублей судебных издержек. Доводы управления о том, что изъятие из оборота опасных пищевых продуктов и их уничтожение является обязанностью их владельца, в связи с чем управление не является причинителем убытков признаны несостоятельными, так как законодательство в области ветеринарии предусматривает возмещение таких убытков за счет государства независимо от вины.

Управление в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель, ссылаясь, в частности, на подлежащую, по его мнению, применению при разрешении спора Инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденную 21.11.1980 ГУ ветеринарии Минсельхоза СССР (далее - Инструкция Минсельхоза СССР от 21.11.1980), считает, что изъятие и уничтожение продукции животного происхождения, утратившей свойства безопасности, является обязанностью изготовителя и владельца продукции. Государственные органы, уполномоченные принимать меры, препятствующие распространению особо опасных эпизоотических заболеваний, лишь контролируют указанный процесс, в связи с чем не являются причинителями убытков, так как не совершают противоправных действий. Причиной возникших убытков является наличие у комбината хозяйственных связей с животноводческими и перерабатывающими предприятиями, на которых обнаружен вирус АЧС. Убытки при этом должны относиться к предпринимательскому риску. Таким образом, для взыскания убытков отсутствует, по мнению заявителя, необходимый состав элементов, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Нормы Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), на которые сослались судебные инстанции, не регулируют правоотношения по уничтожению биологического материала на инфицированном объекте.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Судебными инстанциями установлено, что при исследовании биологического материала (субпродуктов, мяса свинины), отобранного 10.01.2012 на ОАО "ММК" и являющегося продукцией переработки Павловского мясокомбината Павловского района, ФГУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" и ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" выявили вирус АЧС (экспертизы от 13.01.2012 и 14.02.2012).

Заместителем руководителя территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 12.01.2012 принято решение об изъятии мяса свинины и свиных субпродуктов с инфицированного объекта в целях предотвращения распространения и ликвидации эпизоотического очага.

На основании принятого решения и в соответствии с приказом департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - департамент сельского хозяйства) от 13.01.2012 N 6 специально образованной комиссией изъято мясо свинины весом 84 795,5 кг, субпродукты весом 6204 кг, принадлежавшие ОАО "ММК" и находившиеся на хранении в ОАО "Павловский мясокомбинат".

Постановлением главы администрации Медведовского сельского поселения Тимашевского района от 14.01.2012 N 1 на территории поселения введен режим чрезвычайной ситуации, ОАО "ММК" признано объектом, инфицированным вирусом АЧС. В рамках введенного карантина руководителю комбината рекомендовано немедленно провести комплекс мероприятий по уничтожению субпродуктов и мяса свинины, выработанных на Павловском мясокомбинате, путем сжигания на территории ООО ПЗ "Индустриальный"; провести дезобработку автотранспорта и комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий по дезинфекции ОАО "ММК".

В соответствии с приказом департамента сельского хозяйства от 15.01.2012 N 9 комиссией дополнительно отчуждено принадлежавшее комбинату мясо свинины весом 39 357,3 кг и субпродукты весом 14 257,9 кг.

Комбинат обратился в указанный департамент с заявлением о выплате компенсации, приложив акты об отчуждении продукции.

Впоследствии в связи с принятием главой администрации Краснодарского края постановления от 19.09.2013 N 1038, которым утвержден Порядок возмещения ущерба, понесенного владельцами в результате изъятия животных, и внесены изменения в ранее действовавшее постановление от 17.11.2006 N 992, комбинат обратился за компенсацией к управлению ветеринарии, назначенному уполномоченным органом в данной сфере.

Согласно оценке департамента сельского хозяйства размер компенсации составил 17 069 053 рубля 24 копейки.

Невыплата компенсации послужила основанием для обращения комбината в арбитражный суд.

Управление в отзыве на иск просило отказать в его удовлетворении, ссылаясь на статью 18 Закона о ветеринарии, согласно которой ответственность за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства несут производители этих продуктов. Приводя в отзыве положения Инструкции Минсельхоза СССР от 21.11.1980, управление утверждало, что компенсация выплачивается только при изъятии продукции из эпизоотического очага АЧС, тогда как в данном случае комбинат признан лишь инфицированным объектом, а также ссылалось на отсутствие вины и причинной связи между действиями субъекта Российской Федерации и убытками истца.

Данные доводы правомерно отклонены судебными инстанциями ввиду следующего.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.09.2013 N 1038 утвержден Порядок возмещения ущерба, понесенного владельцами в результате изъятия животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, и внесены изменения в ранее действовавшее постановление от 17.11.2006 N 992.

Как прежним, так и действующим нормативным актом право на получение компенсации не ставится в зависимость от того, отчуждается зараженная продукция из эпизоотического очага АЧС или из инфицированного объекта, такая дифференциация указанными нормативными актами не предусмотрена. Не установлена и зависимость выплаты компенсации от предшествующего поведения лица, у которого изымается продукция. Единственным основанием для отказа в возмещении ущерба определено представление уполномоченному органу документов - заявления о выплате компенсации и акта об отчуждении - не в полном объеме или не в соответствии с требованиями пункта 4 постановления.

Статьей 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Инструкция Минсельхоза СССР от 21.11.1980 не входит в число нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимавшихся в соответствии с Законом о ветеринарии. Кроме того, доводы ответчика не соответствуют приводимым им положениям указанной Инструкции.

В соответствии со статьей 19 Закона о ветеринарии (в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 191-ФЗ) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310)

Согласно пункту 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Пунктом 9 Правил предусмотрено право граждан и юридических лиц на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере их стоимости в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил).

Таким образом, суды, разрешая настоящий спор, правомерно указали, что федеральный закон и принятый на его основании нормативный акт не устанавливают зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от каких-либо обстоятельств, кроме самого факта обнаружения в продукции вируса и представления надлежаще оформленных документов.

Суды обоснованно применили статью 242 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Приведенная норма согласуется со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и заявителем жалобы не опровергнуты. Ссылка заявителя на отсутствие его вины и причинной связи между действиями государственных органов и убытками ( статья 15 ГК РФ) основана на неверном понимании норм права. Спорные правоотношения урегулированы специальным законодательством в области ветеринарии, в силу которого государство с учетом присущих ему социальных функций и чрезвычайного характера эпизоотий, распространение которых, как правило, находится вне контроля отдельных хозяйствующих субъектов, приняло на себя бремя возмещения возникающих вследствие эпизоотий убытков и обязанность по принятию мер против их распространения.

При указанных обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основаниями для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьями 284 , 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А32-10543/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

К.К. Айбатулин
Л.И. Савенко

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

африканская чума свиней в ссср

Вкратце напомним, что эта разновидность чумы не лечится, прививок от нее не существует. Все больные свиньи в неблагополучном пункте подлежат убою и сжиганию, а клинически здоровые – убою с последующей переработкой на консервы. Только через год в карантинной местности можно приступить к разведению свиней.

Иными словами, вирус, если его не остановить, способен уничтожить весь свиноводческий комплекс не только области, но и всей России. Прецедент есть Эпизоотия АЧС на Острове Свободы в 1971 году (по утверждению кубинцев то была тщательно спланированная бактериологическая диверсия из-за океана) погубила практически все кубинское свинопоголовье. А это – более полумиллиона голов! Тогда все свинофермы на Кубе были закрыты.

чума свиней ссср

Африканской свиная чума называется, поскольку первоначально распространялась (неизвестно почему) к югу от африканской пустыни Сахары.

В Европе последний раз она отмечалась в 1957 году в Италии, Испании и Португалии. После 1990 года, по данным ООН, вне Африки зафиксирована не была.

Это был первый случай африканской чумы в Советском Союзе. Болезнь диагностировал Всесоюзный институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (город Покров). В Одесскую область срочно была командирована группа ветеринарных врачей с очень большими полномочиями. Группу возглавил заместитель начальника Главного управления ветеринарии МСХ СССР Павел Петрович Рахманин. 35 лет спустя об этой секретной миссии Рахманин впервые рассказал журналистам.

Павел Петрович Рахманин

Павел Петрович Рахманин

Корр. — Павел Петрович, почему ваша миссия была сразу засекречена?

Павел Петрович Рахманин — Было непонятно с чем мы имеем дело – с биологической диверсией, со случайностью или головотяпством. Это первое обстоятельство. Второе – это был год 50-летия Великого Октября, это большой идеологический момент. И третье: требовалось забить и уничтожить большое число свиней. А в стране был большой дефицит мяса. Так что руководство предпочло все засекретить сразу.

Корр. — С чего все началось в Одессе?

Корр. — Кто-то был против?

Павел Петрович Рахманин — Местные кадры были все против: вы представьте, что такое в те времена не выполнить план по мясу. Но перед нами стояла задача, которую надо было решить. И у нас были полномочия. К тому же, пока препирались, болезнь уже вырвалась за пределы хозяйства. Наше решение было таково: приступить немедленно к убою всех животных в хозяйствах, которые пользуются пищевыми отходами. И также изъять свиное поголовье у населения, его забить и сжечь. На том и порешили.

Корр. — Что же это были за волшебные полномочия? Особый мандат? Как выглядели эти бумаги?

Павел Петрович Рахманин — Была нас инструкция 1976 года по Борьбе с африканской чумой свиней. Эта инструкция была составлена с учетом зарубежного опыта и с учетом наших научных исследований. У нас был такой опыт: ученые Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии в начале 70-х годов выезжали на Кубу помогать бороться с африканской чумой свиней.

Из того, что они там наработали, эта инструкция и была создана. Поэтому инструкция была утверждена начальником Главка ветеринарии, как главным государственным ветеринарным инспектором и там все эти меры предусматривались. В случае единичного заболевания – карантинная зона должна быть такая. В случае, если это уже получило распространение, то карантин накладывается на область, если еще дальше – то можно на республику наложить карантин. И, исходя из этого, мы и приняли такую меру, что, во-первых, Одессу надо как-то заблокировать, чтобы не было туда потока туристов. И вот такая картина была уже в мае месяце: по побережью Аркадии идешь – а там пусто. То есть карантинные меры, действовали очень строго, жестко, и в аэропортах, и на вокзалах, и на дорогах. Ничего не вывозилось: колбаса, мясо, шкуры, сало, даже зерно не вывозилось – ничего. Все, что имело отношение к свиноводству, шло в огонь. Были проблемы: никогда не уничтожалось такого количества свиней.

Корр. — Тем не менее, это было сделано. Как?

Корр. — А как обходились с личным скотом? А с салом из погребов, с колбасами?

Корр. — Полномочия вашей миссии все же выходили за пределы ветеринарной инструкции…

Павел Петрович Рахманин — Да, выходили. Когда на нас посыпались жалобы в ЦК партии, в Правительство, нас всех вызвал к себе Алексей Николаевич Косыгин. Выслушал, спросил, чем помочь? И сказал, что поддержит самые строгие меры, которые мы посчитаем нужным ввести. Был после этого случай. Заместитель командующего военного округа по тылу, генерал, пригрозил выставить автоматчиков, если мы приедем в его подсобное свиноводческое хозяйство. Дело было в обкоме партии, я ему вежливо говорю – мне очень жаль, но после таких слов вы можете выйти отсюда рядовым. Не сомневаюсь, что так бы и случилось, если бы генерал уперся. Но все обошлось…

Корр. — А удалось выяснить – откуда в Одессу попал вирус?

Павел Петрович Рахманин — Удалось. Мы проверили порты Одессы и Ильичевска, читали все судовые журналы с декабря 1976 по апрель 1977 года. И выяснилось, что некоторые суда закупали продукты для команды в Бразилии и Доминиканской республике, где тогда свирепствовала африканская чума. А отходы с камбуза уже в Одессе отвезли свиньям. Вот и вся история. Точно так же африканка появилась и в России пять лет назад. Через порт Поти. Но Грузия скрыла факт заболевания и оно распространилось. На Закавказье и далее.

Корр. — Кроме Одессы чума в СССР не фиксировалась?

Павел Петрович Рахманин — Были два случая – в военном училище под Киевом и в лагере осужденных в поселке Тавда Свердловской области. Оба случая связаны с Одессой – родня привезла сала и колбаски. Но мы там все быстро подавили. Больше случаев не было.

Корр. — Сколько продержали на карантине Одесскую область? И что стало с теми траншеями?


Павел Петрович Рахманин — Шесть месяцев. В сентябре карантин был снят. Траншей тех уже не найти. Мы еще некоторое время вели за ними наблюдение, но опасности они не представляли.

Корр. — Вашу работу как-то отметили?

Корр. — Как вы полагаете, почему СССР справился с африканской чумой за полгода, а Россия не может сделать это пять лет?


Павел Петрович Рахманин — Я давно не работаю в министерстве, мне трудно судить…

Корр. — Спасибо за интервью!

Как видим, меры были приняты самые жесткие. А ведь в те времена именно подворные хозяйства были главными держателями свиней. Крупных свиноферм закрытого типа найти по всему Союзу можно было не более десятка. Так что лекарство было очень горьким особенно для того региона, где были проведены специальные мероприятия. Но ведь этой ценой удалось спасти все остальное поголовье. Не дать продвинуться и развиться эпизоотии в другие регионы.

Так что в завершение комментария повторим несколько уже известных истин про АЧС.

Избежать распространения вируса можно только одним путем – ликвидацией заболевших животных. Поэтому требуется проводить большую разъяснительную работу среди населения по этому поводу. Но одними запретами проблему распространения АЧС не решить.

Владельцы животных, руководители свиноводческих хозяйств должны понимать, что игнорирование профилактических мер, а именно — работа предприятий в режиме закрытого типа; недопущение контакта свиней с другими животными; обеспечение безвыгульного содержания; исключение кормов животного происхождения без термической обработки; запрет на приобретение живых свиней в местах несанкционированной торговли без ветеринарных сопроводительных документов; убой свиней на специализированных бойнях – может привести к уничтожению поголовья и большим финансовым потерям.

Например, свиноводство Ставропольского края уменьшилось уже на треть. Армения потеряла половину поголовья. Финансовые потери исчисляются десятками миллионов рублей.

Что касается разносчиков болезни – диких кабанов, то существует только один способ – отстрел. Иначе победить болезнь невозможно. источник

чума свиней1

Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник дала указание руководству АПК Кубани до 13 января представить в ведомство долгосрочную целевую программу по предупреждению распространения и ликвидации АЧС. Программа должна быть разработана с учетом софинансирования из федерального бюджета. Она также дала поручение принять необходимые меры по локализации очага на свинокомплексе в Тимашевском районе, определить источник инфекции и выявить причины заноса вируса в производственную зону предприятия. Во время заседания Межведомственной комиссии по предотвращению распространения АЧС на территории России г-жа Скрынник поручила органам исполнительной власти ЮФО и СКФО в кратчайшие сроки принять необходимые меры по недопущению заноса вируса на территории свиноводческих ферм, а также по оперативному выявлению фактов заболевания свиней в личных подсобных хозяйствах населения.

Об этих мерах регионам теперь нужно докладывать в федеральный Минсельхоз еженедельно до 11 февраля — ранее это делалось ежемесячно. Заместитель главы ведомства Шамиль Вахитов, который возглавил рабочую группу, выясняющую причины вспышки заболевания в регионе, уже заявил, что основная причина ЧП — безалаберность:

В одном Краснодарском крае только с октября 2011 года вспышка инфекции в Тимашевском районе — это уже одиннадцатый случай распространения чумы. А за три года на выплату компенсаций владельцам свиней, пострадавшим от африканской чумы, из краевого бюджета уже выделено почти 400 млн рублей.

Поскольку эффективных средств профилактики АЧС не разработано, а вакцины против нее не существует, то эпидемию этого заболевания предотвратить очень сложно, причем особенно непросто проводить мониторинг заболевания в личных подсобных хозяйствах. Как отмечает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Михаил Григорьев, в таких условиях целесообразным является перепрофилирование личных подсобных хозяйств на альтернативные виды мяса. Подобная программа существует и в Краснодарском крае.

На юге России — очередная эпидемия африканской чумы свиней1

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ КОММУНИЗМА

чума свиней

ЗВЕРСТВА ЯПОНСКОЙ ВОЕНЩИНЫ. ОТРЯД 731. НАНКИНСКАЯСКАЯ РЕЗНЯ. [21+]

Откуда взялась африканская чума свиней

Политологи давно определились: продовольствие – это оружие XXI века.

Хотя американцы испытали такое оружие ещё в двадцатом. Африканскую чуму свиней они использовали, когда велась экономическая блокада Кубы, для подрыва экономики страны. Вспышка заболевания в 1971 году привела к полному уничтожению свиноферм на острове.

Инфекция африканской свиной чумы считается одной из самых страшных – она не лечится, прививок от неё не существует. Учёные говорят, что африканская чума никогда не выходила за пределы самой Африки. Свиньи-бородавочники там являются её носителями и при этом не гибнут. Но у нас вирус ведёт себя по-настоящему захватнически. Поэтому, когда речь идёт об африканской чуме свиней, нужно понимать, что это по сути война. И действовать соответственно. источник

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛИКВИДАЦИИ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

(составлена на основании Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г., и Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 г. )

КРАТКАЯ ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Африканская чума свиней - высококонтагиозная вирусная болезнь свиней, характеризующаяся лихорадкой, цианозом кожи и обширными кровоизлияниями во внутренних органах.

В 2009-2010 гг. заболеванием были охвачены многие хозяйства Юго-Восточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Возбудитель АЧС – вирус, очень устойчив к физическому и химическому воздействию. Сохраняется в трупах свиней до 10 недель, навозе – до 5 месяцев и более, а в почве – в зависимости от сезона года от 4 до 5 месяцев. В замороженном мясе, копченой колбасе вирус сохраняется до 4 месяцев.

К африканской чуме свиней восприимчивы домашние и дикие свиньи всех возрастов.

Источник возбудителя инфекции - больные животные и вирусоносители. Факторы передачи возбудителя - корм, транспортные средства, загрязнённые выделениями больных животных. К факторам передачи вируса относятся мясо и мясные продукты, полученные от инфицированных свиней, пищевые отходы и все объекты внешней среды, контаминированные вирусом.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

Между заражением и проявлением клинических признаков может пройти от 2 - х до 22 суток.

Больные животные больше лежат, зарывшись в подстилку, вяло поднимаются, передвигаются и быстро устают. Отмечают слабость задних конечностей, шаткость походки, голова опущена, хвост раскручен, усилена жажда. На коже в области внутренней поверхности бедер, на животе, шее, у основания ушей заметны красно-фиолетовые пятна, при надавливании они не

бледнеют (резко выраженный цианоз кожи). Супоросные больные матки абортируют. Сверхострое течение болезни :

- покраснение кожных покровов.

Гибель наступает через 1-3 дня после появления первых признаков болезни.

Острое и подострое течение болезни:

- лихорадка до 42? С;

- понос с примесью крови;

- на коже различных участков тела появляются фиолетово- красные пятна.

СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ НЕ РАЗРАБОТАНО!

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАНОСА ВОЗБУДИТЕЛЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

В целях предотвращения заноса вируса африканской чумы свиней необходимо:

1. Соблюдать требования зоогигиенических норм и правил содержания свиней:

- обеспечить безвыгульное содержание свиней в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах населения;

- оборудовать санитарными пропускниками, дезинфекционными барьерами (ковриками) места въездов (входов) на территорию объектов хозяйства, а также содержать их в рабочем состоянии.

2. Приобретать корма из благополучных по заболеваниям свиней территорий и проводить их термическую обработку перед скармливанием.

3. Обеспечить регулярное проведение дезинфекции и дезинсекции (обработку против внешних паразитов) мест содержания свиней, хранения и приготовления кормов.

4. Не приобретать свиней в местах несанкционированной торговли без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих благополучие места вывоза свиней.

5. Вновь приобретаемых свиней необходимо регистрировать в учреждениях ветеринарной службы и сельских администрациях, осуществлять обязательное карантинирование животных перед вводом в основное стадо.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ЗАБОЛЕВАНИЕ СВИНЕЙ АФРИКАНСКОЙ ЧУМОЙ

При возникновении подозрения на заболевание свиней африканской чумой руководитель хозяйства, владелец животного обязаны немедленно сообщить о возникшем подозрении специалистам государственной ветеринарной службы и до их прибытия в хозяйство:

- изолировать больных и подозрительных по заболеванию свиней в том же помещении, в котором они находились;

- прекратить убой и реализацию животных всех видов (включая птицу) и продуктов их убоя (мяса, сала, шкур, пера, пуха и т.п.);

- прекратить вывоз с территории хозяйства (фермы) продуктов и сырья животного происхождения, кормов и других грузов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

При установлении диагноза специальная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней вносит решение об объявлении хозяйства (фермы), населенного пункта, района неблагополучными по африканской чуме свиней и установлении в них карантина, определяет границы эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон, организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни в соответствии с действующей инструкцией.

Эпизоотический очаг африканской чумы свиней - свиноводческие фермы (при наличии больных животных в нескольких свинарниках), отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населенные пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской чумой свиньи.

Мероприятия, проводимые в эпизоотическом очаге:

- всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней уничтожают бескровным методом. Трупы убитых и павших свиней, навоз, остатки кормов, тару и малоценный инвентарь, а также ветхие помещения, деревянные полы, кормушки, перегородки, изгороди сжигают на месте. Несгоревшие остатки зарывают в траншеи (ямы) на глубину не менее 2 м.

- проводят 3-кратную дезинфекцию помещений, загонов и других мест, где содержались животные, в следующем порядке: первую – сразу после

уничтожения животных; вторую - после снятия деревянных полов, перегородок, кормушек и проведения тщательной механической очистки; третью - перед снятием карантина. Одновременно с проведением первой дезинфекции проводят дезинсекцию, дезакаризацию и дератизацию;

- запрещают ввод (ввоз) на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы;

- запрещают заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения;

- запрещают вывоз с их территории продукции растениеводства;

- на все время карантина ограничивают въезд на карантинируемую территорию и выезд людей с этой территории любым видом транспорта.

Первая угрожаемая зона – территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней на глубину 5-20 км от его границ с учетом хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом.

Мероприятия, проводимые в первой угрожаемой зоне:

- немедленно берут на учет всех свиней в хозяйствах всех категорий, предупреждают письменно руководителей хозяйств и владельцев животных о запрещении продажи, перемещения, выпуска из помещений и самовольного убоя свиней; - в кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их также, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определенные специальной комиссией; - мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней, перерабатывают на вареные, варено-копченые сорта колбас или консервы согласно п. 137 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов; - запрещают продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства; - запрещают проведение ярмарок, выставок, других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением животных, резко ограничивают передвижение транспорта и людей;

- запрещают ввод (ввоз) и вывод (вывоз) свиней в хозяйства и населенные пункты (дворы);

- устанавливают круглосуточные охранно-карантинные милицейские или военизированные посты на всех дорогах, ведущих из неблагополучных пунктов и эпизоотических очагов африканской чумы свиней в первую угрожаемую зону, и на дорогах, ведущих к внешним границам первой и второй угрожаемых зон. Посты оборудуют шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных;

- задержанные при досмотрах на постах животные подлежат убою, обнаруженные продукты животноводства подвергают обеззараживанию и утилизации;

- усиливают контроль за выполнением ветеринарно-санитарных требований организациями и предприятиями по заготовке, переработке и реализации продуктов и сырья животного происхождения;

- при необходимости организуют отстрел и уничтожение бродячих животных, а также диких свиней;

- оповещают население об угрозе распространения заразной болезни свиней, об установленных в связи с этим ограничениях и необходимости обязательного проведения комплекса профилактических мероприятий;

-•запрещают отделениям связи прием посылок от граждан с продуктами и сырьем животного происхождения.

Вторая угрожаемая зона – территория, опоясывающая первую угрожаемую зону, глубиной до 100-150 км от эпизоотического очага.

Мероприятия, проводимые во второй угрожаемой зоне:

- запрещают торговлю на рынках свиньями и продуктами свиноводства;

- проводят переучет всего свинопоголовья;

- усиливают ветеринарный надзор за состоянием здоровья свиней в хозяйствах всех категорий;

- запрещают проведение ярмарок, выставок, других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением животных, резко ограничивают передвижение транспорта и людей;

- запрещают ввод (ввоз) свиней в хозяйства и населенные пункты (дворы);

- устанавливают круглосуточные охранно-милицейские или военизированные посты на всех дорогах, ведущих из неблагополучных пунктов и эпизоотических очагов африканской чумы свиней в первую угрожаемую зону, и на дорогах, ведущих к внешним границам первой и второй угрожаемых зон. Посты оборудуют шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных;

- усиливают контроль за выполнением ветеринарно-санитарных требований организациями и предприятиями по заготовке, переработке и реализации продуктов и сырья животного происхождения;

- при необходимости организуют отстрел и уничтожение бродячих животных, а также диких свиней;

- оповещают население об угрозе распространения заразной болезни свиней, установленных в связи с этим ограничениях и необходимости обязательного проведения комплекса профилактических мероприятий;

- запрещают отделениям связи прием посылок от граждан с продуктами и сырьем животного происхождения.

СНЯТИЕ КАРАНТИНА И ОГРАНИЧЕНИЙ

Карантин с неблагополучного по африканской чуме свиней хозяйства, пункта, района, республики снимают через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения других мероприятий и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий.

На срок 6 месяцев после снятия карантина устанавливают следующие ограничения:

- запрещается вывоз свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, за пределы неблагополучных районов, областей, республик транспортом всех видов;

- гражданам запрещается продавать свиней на рынках неблагополучных по АЧС районов, республик, а хозяйствующим субъектам – закупать их у населения;

- отделениям связи неблагополучных по АЧС районов, областей, республик запрещается прием от граждан посылок с продуктами и сырьем животного происхождения.

Указанные выше ограничения для неблагополучных административных территорий в равной степени относятся к сопредельным административным районам второй угрожаемой зоны.

В течение срока действия ограничений на дорогах при выезде за пределы неблагополучных районов, областей, республик должны функционировать контрольные ветеринарно-милицейские посты.

Комплектование хозяйств поголовьем свиней в бывшем эпизоотическом очаге и первой угрожаемой зоне разрешается через год после снятия карантина.

Комплектование поголовьем животных крупных свиноводческих комплексов может быть разрешено через 6 месяцев после снятия карантина и постановки биологического контроля с разрешения Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Размещение в таких помещениях животных других видов (включая птиц) разрешается после снятия карантина.

За нарушение правил по карантину и других ветеринарно-санитарных правил борьбы с африканской чумой свиней виновные привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Читайте также: