Альбер камю чума уроки

Обновлено: 11.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ВП НУБіП УКРАЇНИ

за спеціальністю №____________________________________

Склав викладач: __Трибрат К.В.__________

Конспект розглянутий та схвалений

на засіданні циклової (предметної) комісії

Лекция № ___

Тема лекции : Французская литература

Альбер Камю 1883-1960

План лекции

1. Альбер Камю – французький списатель – модерніст, філософ, лауреат Нобелевской премии.

3. Система образов (Рие, Тарру, Грана, отца Панлю, Рамбера, Коттара)

1. Давыденко П.И., История зарубежной литературы 2- изд. к.19 – н. 20 века. К. : ”Центр. учебн.литер.,2009.,

2.Давыденко П.И., История зарубежной литературы 20 века. К. : ”Центр. учебн.литер.,2009.,

1. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1999 г.

2. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. 336 с.

Содержание лекции

1.Жизнь и творчество Альбера Камю.

Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз , и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

Период войны

Послевоенные годы

Философские взгляды

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом . Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек — преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа — воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес человечеству истинное понимание тщетности жизни. Вторая мировая война открыла и продемонстрировала самое страшное, что есть в природе человека, существа мыслящего. Поблекли иконы новой философии. Учение Ницше и Шопенгауэра дало уродливую недозрелую мораль. В таком случае образование новой концепции, которая оправдывала бы существование человека, стало совершенно необходимым. О своем новом духовном предводителе мир узнал в послевоенные годы. Им оказался французский мыслитель, прозаик, эссеист, публицист Альбер Камю. Нобелевская премия 1957 года в области литературы подтвердила статус писателя.

Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча "Чума". В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом "Чумы" является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.

Роман "Чума" составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.

Город заполнен крысами, которые переносят инфекцию и сами же мучительно умирают. Так же, как и крысы, умирают сотни людей, заразившись бациллами чумы. Продолжаются противоэпидемические мероприятия, людей уже хоронят в братских могилах, а местный транспорт (трамваи) становится средством для перевозки трупов. Естественно, что это ужасные картины. Но намного страшнее то, что городские жители, окруженные карантинными постами, внутренне меняются. У них появляется странное равнодушие к судьбе даже близких людей, они пытаются как можно безудержнее веселиться, будто это поможет избежать заражения или прогнать болезнь. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе "скорее добрые, чем злые", но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои "Чумы" — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.

Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе "Чума" эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.

Чума всемирного зла притаилась где-то за высокими стенами современных городов. Она ждет своего часа, чтобы молниеносно распространиться по миру в виде войн, раздоров, эпидемий, экономических кризисов и т. п.

Какой совет можно дать человечеству, которое живет в ожидании чумы? Прислушаемся еще раз к голосу Альбера Камю: "Для человека без шор нет прекраснее зрелища, чем сознание единства с действительностью, которое побеждает".

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


Поговорим о теме нацизма и сопротивления в творчестве Альбера Камю. Как жил философ в годы Второй мировой войны?


Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков


📖 Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране. Ужасная эпидемия толкнула горожан в пучину страданий и смерти. С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты. Возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

В романе Камю рассуждает прежде всего о трех вещах 👇

🔹 О способности признать горькую правду.

🔹 О необходимости преодолеть отчаяние.

🔹 О безнадежном сражении со смертью.

Болезнь ушла. Но одержали ли люди победу над нею? Чтобы понять это, надо разобраться в более глубоком, философском содержании романа 👉

🤷🏻‍♂️ Доктора Риэ не ожидает победа. Ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство в безнадежном сражении со смертью.

😧 Спутники абсурда — неведение, отчаяние и отчуждение. Камю пишет:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать символическое название романа через характеристики главных героев.

Тип урока: урок получения новых знаний

а) закрепить знания учащихся об образной системе художественного произведения

б) проанализировать характеры основных персонажей, опираясь на средства создания художественного образа

а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);

б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;

а) формировать интерес к миру зарубежной литературы

б) развивать чувство слова у учащихся

Оборудование: текст романа, портрет А. Камю

Равнодушие - это паралич души. А.П. Чехов

Домашнее задание до урока:

Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;

индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения;

отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера

Слово учителя:

":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.

В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.

Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.

Основное событие в романе

Поведение жителей во время бедствия

Ответ: (пересказ)

У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?

Ответ (по словарю):

Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?

Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации

Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло

У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?

Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.

У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?

Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать

У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?

Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие

У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.

Работа в группах на рабочих карточках

(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)

1 группа. Образ доктора Риэ

Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?

Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.

Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"

Его путь спасения города, людей и мира - это ____________

Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога

2 группа. Образ Жозефа Грана

Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?

Разбросанные предложения.

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.

Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.

До чумы это был самый типичный мелкий служащий.

В городе его не замечали.

Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.

Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.

Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.

Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.

А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.

Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.

Итоговый текст (для учителя).

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Группа 3. Образ Рамбера

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?

Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?

Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?

Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?

Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"

Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?

Группа 4. Образ Тару

Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?

Дополнительные материалы:

"Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"

"Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".

"Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".

"В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".

(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )

Слово учителя

Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.

Часть 2 рабочей карточки.

Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?

Вырази свое отношение

1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):

2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:

3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:

4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:

5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :

6. Конечно же, автор прав!

7. Можно привести много доказательств правоты автора:.

Слова - подсказки:

Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;

Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;

Ответ: (2-3 сочинения)

У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?

Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?


"Чума" - одно из лучших произведений А.Камю, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего. Это хроника чумного года в маленьком городке на побережье Средиземного моря. А.Камю развивает экзистенциалистские мотивы своих предыдущих произведений: темы абсурдности бытия, свободы, выбора, бунта. "Чума" - это роман-притча с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом.

Эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. Каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью.

Художественное творчество Камю демонстрирует во многом сходную эволюцию от “абсурдизма” и индивидуализма романа “Посторонний” к идеям обществ, ответственности “абсурдного человека”, выраженным в романе-притче “Чума”, герои которого в борьбе с эпидемией стремятся к характерному для Камю идеалу “праведности без Бога”.

Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия.

«И в конце концов видишь, что никто не способен по-настоящему думать ни о ком, даже в часы самых горьких испытаний. Ибо думать по-настоящему о ком-то – значит думать о нем постоянно, минута за минутой, ничем от этих мыслей не отвлекаясь: ни хлопотами по хозяйству, ни пролетевшей мимо мухой, ни принятием пищи, ни зудом. Но всегда были и будут мухи и зуд. Вот почему жизнь очень трудная штука.

«С той минуты, когда чума закрыла городские ворота, когда их существование заполнила собой разлука, они лишились того спасительного человеческого тепла, которое помопомогает забыть все.

© Editions Gallimard, Paris, 1947, 1958
© Перевод. Н. Жаркова, наследники, 2014
© Перевод. М. Ваксмахер, наследники, 2014
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Учитель.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.

Образ Тарру.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а и воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Читайте также: